МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Г. А. Маженова, С. К. Муратбекова, Н. П. Пягай
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Кокшетауский медицинский колледж
Создание национальной государственности, переход к рыночной экономике невозможно завершить, если не позаботиться о том, чтобы вся система образования в достаточно короткие сроки претерпела коренные изменения, обрела способность осуществлять обучение и воспитание на уровне современных требований. Причем с особой остротой стоит вопрос преобразования системы профессионального образования.
Сложившаяся в течение десятилетий система профессионального образования оказалась не в состоянии полностью удовлетворить многоаспектные запросы развития общества, работодателей и возрастающие потребности людей. Возникла необходимость пересмотра подходов к подготовке квалифицированных специалистов, профилизации профессий и специальностей в соответствии с потребностями производственных структур. При этом ставится задача актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты, осуществлять организацию среднего профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда. Стремление к международным стандартам обозначено в Послании Президента Республики «Казахстан - 2030», в Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, в Законе «Об образовании» и других документах, продиктованных требованиями времени и вхождением Казахстана в мировую экономику. Профессиональная школа длительное время ориентировалась на воспитание всесторонне развитой личности в ущерб формированию мастерства ее обучающихся. Это не стимулировало повышения профессиональной квалификации и компетентности, стремления к образованию через всю жизнь, к самообразованию.
Современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к выпускникам и специалистам. Опросы работодателей свидетельствуют о новых тенденциях развития кадровых потребностей регионов:
■ формировании запроса на качество профессионального образования не только и не столько в формате знаний выпускников, сколько в терминах способов деятельности и готовности к ней, соответствующих практическим требованиям работодателей;
■ появлении дополнительных, не актуали-
зированных ранее требований к специалистам, связанных с общими для всех профессий и специальностей компонентами готовности к профессиональной деятельности;
■ способности к командной работе, сотрудничеству;
■ навыках решения разнообразных проблем в типовых и нестандартных ситуациях;
■ готовности к социальным контактам и налаживанию социальных связей;
■ способности к непрерывному самообразованию, работе с информацией и т. д. Исследование системы образования и профессиональной подготовки в Казахстане выявило следующие слабые стороны:
- недостаточно гибкое обучение профессиям;
- стандарты и рабочие программы разрабатываются исключительно представителями системы образования при почти полном отсутствии участия работодателей;
- методы обучения основываются на передаче знаний, учащиеся выступают в роли пассивных получателей информации;
- оценка обученности осуществляется редко, что не связывает знания с практическими навыками учащихся.
В современных социально-экономических условиях возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки кадров на новых началах. Очевидно, что профессиональное образование должно ориентироваться на специализированную подготовку выпускников, обладающих высоким уровнем компетентности. Профессионализм и компетентность -качества, от которых зависят трудовые успехи. Сегодня идет речь о формировании профессионалов, способных самостоятельно находить, усваивать и пользоваться информацией в практической деятельности [4].
Основная задача перестройки профессионального образования состоит в достижении принципиально нового качества обучения квалифицированных специалистов, соответствующих потребностям рынка, в создании условий для гармоничного сочетания интересов личности, общества. Решение этой проблемы требует обновления содержания, форм и методов профессионального обучения [2] .
Современная система профессионального образования должна быть мобильной и подвижной, требовать от преподавателей и педагогических коллективов постоянной готовности к разработке новых планов, программ, структурирования содержания обучения в зависимости от конкретных целей и задач, определяемых требованиями работодателей и условиями современного рынка труда. Важны не знания ради знаний при большом объеме информации, а знания ради формирования профессионального навыка.
Так, каждое учебное заведение, каждый
Медицинское и фармацевтическое образование
педагог вправе выбрать для своей работы или спроектировать такую педагогическую технологию или систему организации процесса обучения, которая будет способствовать достижению целей образования в конкретной области, наилучшим образом подходить индивидуальным качествам педагога, а также будет принята учащимися.
Одной из таких технологий является технология модульного обучения, основанная на компетентностном подходе. Она характеризуется самостоятельной работой учащихся по модулю, где отражены границы, в которых учащийся будет оцениваться, и стандарты, в соответствии с которыми осуществляется обучение и его оценка. Модульно-компетентностный подход позволяет разрабатывать критериальную систему оценки знаний и достижений профессиональной компетентности учащихся, выбирать индивидуальный темп обучения и дальнейшего самообразования на протяжении всей жизни.
Опыт последних лет показал, что модульная система обучения эффективна в среднем профессиональном образовании. Ее преимуществами являются:
- возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой модуля);
- создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков поведения учащихся, тесного контакта с преподавателем через индивидуальный подход;
- создание условий более осознанного и мотивационного изучения профессионально-значимых дисциплин;
- уменьшение стрессовых ситуаций в период сдачи зачетов или экзамена.
Модульное обучение предполагает изменения в системе подготовки кадров:
■ более широкое описание профессий (предпочтение отдается многопрофильной подготовке по группам профессий);
■ широкое описание видов деятельности (описываются практические манипуляции как функции или результаты);
■ выделение ключевых умений (определяя-ются ключевые умения: общение, принятие решений и способность научиться умениям) [3];
■ гибкая структура обучения (образовательные программы и квалификации разбиваются на модули, которые можно комбинировать для соответствия потребностям работодателей);
■ гибкая система преподавания (используется дистанционное обучение и обучение на рабочем месте).
Кроме того, разработка модульного учебного плана обладает множеством преимуществ:
■ позволяет быстро вносить изменения в программы, чтобы достичь соответствия появляющимся технологическим и другим требованиям - можно разработать новые
модули, а существующие модули можно изменить;
■ модули более эффективны в удовлетворении потребностей обучения взрослых, у которых не может быть времени или мотивации для прохождения долгого очного обучения;
■ модули можно изучать отдельно, в предпочитаемое учащимися время и с подходящей скоростью обучения, с целью «накопления» квалификации;
■ модули можно гибко использовать для повышения квалификации специалистов по мере появления новых требований к работе.
В целом, модули обеспечивают более гибкую основу для создания учебного плана.
Модульная программа обучения соответствует таким ключевым принципам, характеризующим стандарты профессионального образования и обучения, как ревалентность, гибкость, структурность, содержательность, открытость.
Модульная система также делает акцент на «ключевые навыки», которые необходимы на любом рабочем месте, при получении дальнейшего образования, в личной и общественной жизни. Этими ключевыми навыками являются: навык общения, способность решения проблем, использование информационных технологий и способность работать в команде.
Модуль имеет четкую структуру. В его рамках учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели. Модуль, как инвариантное методологическое средство структурирования предметного содержания, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. В соответствии с академическим кредитом дозируется содержание модуля, которое может легко меняться в зависимости от потребностей рынка труда. Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули.
Основной целью модульно-компетентност-ного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.
Реализация этой цели позволит:
■ повысить мотивацию изучения профессионально значимых учебных дисциплин [1] ;
■ повысить качество образования;
■ повысить уровень образовательного процесса в целом.
Модули могут преподаваться как в виде модульных курсов (включать в себя несколько модулей), так и по отдельности, чтобы отвечать индивидуальным требованиям учащихся; они обеспечивают возможность достижения компетентности всеми учащимися.
Модульные курсы и модули разрабатыва-
Медицина и экология, 2007, 4
Меднцинское и фармацевтическое образование
ются таким образом, что позволяют дифференцировать уровни образования (от базисной профессии или квалификации до высшего образования).
Практическая значимость обучения по модулям заключается в приобретении теоретических и практических навыков для выполнения конкретной работы и подготовки конкурентоспособного специалиста.
Научная новизна модульной технологии обучения по компетенциям состоит в том, что обучение строится по модулям, обеспечивается свободное изменение модуля с учетом заказа, общества, государства, рынка труда.
ЛИТЕРАТУРА 1. Аймагамбетова М. М. Обучение по модульной системе //Профессионал Казахстана. - 2006.
- №7. - С. 10 - 11.
2. Джакупов А. А. Модульное обучение - одна из эффективных мер повышения качества профессионального образования //Профессионал Казахстана. - 2006. - №9. - С. 36 - 37.
3. Ершова М. Г. Методика поэтапной аттестации знаний, умений и навыков учащихся //Профессионал Казахстана. - 2007. - №1. - С. 24 .
4. Карасиева Х. О. Современные критерии востребования специалистов на рынке труда и пути формирования компетенций //Профессионал Казахстана. - 2006. - №12. - С. 31 - 32.
5. Михель Л. В. Использование модульной технологии обучения в преподавании специальных дисциплин //Профессионал Казахстана. -2006. - №11. - С. 16 - 17.
Поступила 11.10.07
G. A. Mazhenova, C. K. Muratbekova, N. H. Pyagai
PROGRAMM OF MODEL TRAINING FOR THE PREPARING OF MEDICAL WORKERS OF MEDIUM LEVEL
The importance of a model technology is - that it provides a perfect training of a specialist according to the nowadays demands.
Г. А. Мэженова, С. К. Муратбекова, Н. П. Пягай
МОДУЛЬД1К ОКЫТУ БАРДАРЛАМАСЫ-ОРТА БУЫН МЕДИЦИНА КЫЗМЕТКЕРЛЕРДЩ ДАЙЫНДЬЩТАРЫН ЖАЦАРТУ К¥РАЛЫ
Окытудьщ модульдк технологияньщ рылыми жачашылдыры, тшмдшИ мемлекет, корам, нарык ечбепнщ Ka3ipri заман талабына сай келетш бшк~п, бэсекелес мамандарды дайындауда.
И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева, Г. Ж. Абакасова
ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-КЛИНИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ЗАРУБЕЖНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Карагандинская государственная медицинская академия
Возрастающие требования к качеству профессионального уровня медицинских специалистов, высокий темп развития медицинской науки, внедрение новейших высоких технологий в клиническую практику, реформирование системы здравоохранения и медицинского образования, изменение требований и ожиданий общества к уровню оказания медицинской помощи повышают ответственность медицинских вузов за клиническую подготовку выпускников. Обучение в клинической среде является важным элементом подготовки по всем медицинским специальностям на додипломном и последипломном уровнях образования. Медицинское обучение невозможно без контакта и общения с реальными пациентами, однако параллельно существует обязательство - обеспечить оптимальное лечение, безопасность пациента и его благополучие. Баланс этих двух потребностей представляет фундамен-
тальную этическую проблему в медицинском образовании, для решения которой возникла необходимость в создании искусственной образовательной среды для клинического обучения, которая позволила бы проводить подготовку медицинских специалистов без риска для здоровья пациента.
Изучение международного опыта показало, что в последнее десятилетие во всем мире произошли изменения в секторе здравоохранения, которые создали значительные барьеры для обеспечения клинического обучения, возросла неудовлетворенность работодателей качеством клинической подготовки выпускников медицинских вузов, определены и признаны недостатки в традиционной образовательной программе медицинского образования: недостатки в интеграции теоретического преподавания и клинического опыта, большего доверия к клиническому наблюдению, чем к структурированной образовательной программе, направленной на обучение клиническим навыкам, несоответствующее внимание на такие области, как коммуникативные навыки, работа в команде, процедурные навыки, безопасность и автономность пациента [6], которые вместе с другими факторами потребовали модификации образовательной программы додипломного уровня медицинского образования, а именно: