Современные технологии - транспорту
УДК 625.1
Л. С. Блажко, А. В. Романов
МОДУЛЬ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ» -В ПРОГРАММЕ «МАГИСТР ИНФРАСТРУКТУРЫ
И ЭКСПЛУАТАЦИИ СКОРОСТНЫХ И ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ»
Дата поступления: 10.07.2017 Решение о публикации:17.07.2017
Аннотация
Цель: Приведение информации о модуле «Железнодорожный путь» в составе международной образовательной программы дополнительного образования «Магистр инфраструктуры и эксплуатации скоростных и высокоскоростных железных дорог». Методы: Рассмотрены методологические основы выбора учебного материала, в том числе проведен обзор отечественного и мирового опыта проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей, а также охарактеризовано участие Петербургского государственного университета путей сообщения в реализации научно-технической программы по высокоскоростному движению ОАО «РЖД». Результаты: Представлен опыт реализации проекта международным творческим коллективом, в который входили организации и высшие учебные заведения России, Украины и Франции. Рассмотрены сложности, с которыми столкнулись разработчики учебно-методических материалов и преподаватели, связанные с различием нормативной базы и разными методологическими подходами научно-образовательных школ. Акцентировано внимание на разнородности состава слушателей как по уровню подготовки аудитории, так и по широте охвата специальностей. Выполнен обзор мероприятий стажировки слушателей в Пекинском транспортном университете Китайской Народной Республики. Практическая значимость: Сделан вывод о востребованности дополнительной образовательной программы среди как обучающихся, так и специалистов различного профиля.
Ключевые слова: Высокоскоростной железнодорожный транспорт, железнодорожный путь, дополнительная образовательная программа.
Ludmila S. Blazhko, D. Eng. Sci., professor, head of a chair, vice-principle; *Andrey V. Romanov, Cand. Eng. Sci., associate professor (Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport
University) "RAILWAY TRACK" MODULE IN "MASTER OF INFRASTRUCTURE AND OPERATION OF RAPID AND HIGH-SPEED RAILROADS'"
Summary
Objective: To report on "Railway track" module which is included in international educational program of supplementary education "Master of infrastructure and operation of rapid and highspeed railroads". Methods: Methodological foundations of learning materials' selection were considered, including the conducted survey of home and international experience in engineering, construction and operation of high-speed networks. Moreover, FGBOU VO PGUPS participation in research and training program of OAO "RZhD" high-speed traffic realization was characterized. Results: The experience in project realization was presented by the international creative team, which included organizations and higher educational establishments of Russia, Ukraine and France. The difficulties connected with the difference in the normative base and different methodological approaches of academic schools were analyzed, which occurred in the process of creating educational learning materials by the developers and teachers. The emphasis was placed on audience make-up diversity both in the level of audience competence and the scope of specialties. The review of events related to participants' training in Beijing Transport University of People's Republic of China was conducted. Practical importance: The conclusion was made on the demand for supplementary educational program among students and experts.
Keywords: High-speed railroad transport, railway track, supplementary educational program.
Общие положения
Модуль «Железнодорожный путь» в рамках дополнительной образовательной программы Tempus - «Магистр инфраструктуры и эксплуатации скоростных и высокоскоростных железных дорог» [1-4] разрабатывался в 2013-2015 гг. творческим коллективом, в который входили три организации: Национальное общество железных дорог Франции, Днепропетровский государственный университет железнодорожного транспорта (ДИИТ, Украина) и Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС, Россия), которому и была поручена координация всей работы над методическими материалами.
Содержание модуля определялось целью обучения, заключающейся в формировании профессиональных компетенций, позволяющих решать следующие задачи:
• осуществлять выбор конструкции железнодорожного пути высокоскоростных магистралей (ВСМ) в заданных эксплуатационных условиях;
• определять организацию и технологию комплексной диагностики железнодорожного пути, по результатам которой планировать мероприятия по текущему обслуживанию пути и ремонтно-путевые работы;
• проводить анализ надежности работы элементов конструкции железнодорожного пути ВСМ с разработкой мероприятий по повышению безопасности движения поездов.
Методологические основы выбора учебного материала
Уже на этапе разработки учебно-методических материалов разработчики модуля столкнулись с существенными сложностями. Приведем ключевые моменты, послужившие основой для включения учебного материала в состав модуля.
Прежде всего разработчиками произведен обзор и анализ мирового опыта эксплуатации ВСМ. В учебных материалах учтен опыт Франции, Германии, КНР, Японии и других стран. Рассмотрены конструкции железнодорожного пути на балласте, безбалластные конструкции, конструкции стрелочных переводов. Представлены современные системы диагностики и мониторинга железнодорожного пути, а также технологии технического обслуживания и ремонта пути. Модуль содержит актуальную информацию по конструкциям и технологиям работ как длительно эксплуатируемых, внедренных на железных дорогах РФ и зарубежных стран, так и современных.
Вторым аспектом, послужившим основой для выбора учебного материала, является наличие отечественного или национального опыта внедрения и эксплуатации высокоскоростного движения. В модуль вошли учебно-методические материалы по отечественным конструкциям железнодорожного пути и стрелочных переводов, эксплуатирующихся на линии «Санкт-Петербург-Москва» и ранее освещенных в научно-технических публикациях, а также ряд межгосударственных стандартов, гармонизированных с мировыми аналогами. В материалы модуля включены современные технологии сооружения подбалластных защитных слоев, в том числе с помощью машины АХМ-800.
В 1955 г. сотрудники кафедры «Железнодорожный путь» ПГУПС принимали участие в разработке проекта и испытаниях первого скоростного стрелочного перевода со скоростью движения на боковое направление 70 км/ч, а уже в 1957 г. был испытан стрелочный перевод со скоростью движения на боковое направление 147 км/ч. Все отечественные скоростные стрелочные переводы созданы и испытаны с участием сотрудников кафедры, которые стояли у истоков организации высокоскоростного движения в России.
В 2014 г. ПГУПС начал работу по разработке специальных технических условий для проектирования и строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань» [1], которая совпала с появлением учебных материалов, что, безусловно, сыграло свою положительную роль.
Сегодня ПГУПС активно принимает участие в работе по другим вопросам научно-технической программы РЖД по высокоскоростному движению. К ним можно отнести анализ работы различных конструкций на участках высокоскоростного движения «Санкт-Петербург-Москва», участие в программе внедрения Комплексной системы пространственных данных инфраструктуры
железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ) ОАО «РЖД», изучение и теоретическое обоснование особенностей расчетов железнодорожного пути для ВСМ. Многие из этих вопросов в дальнейшем нашли свое отражение и в тематике выпускных квалификационных работ слушателей программы.
Реализация проекта
Наличие международного творческого коллектива разработчиков учебных материалов имеет свои безусловные преимущества. Они очевидны и связаны с возможностью более широкого охвата информации разработчиками так сказать «изнутри». В то же время мы столкнулись и с определенными сложностями. Прежде всего они связаны с различиями нормативной базы, применяемых конструкций и технологий. Другого рода сложности обуслов-
Специалисты
Обучающиеся
Центральная дирекция инфраструктуры - 7
•Управление пути и сооружений - 2 •Управление электрификации и электроснабжения - 2 • Служба по организации скоростного и высокоскоростного движения поездов •Управление автоматики и телемеханики - 1
- 2
Прочие организации - 7
•Дирекция скоростного сообщения - 2 •Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава - 1 •Департамент технической политики - 1
• Департамент капитального строительства - 1
• Дирекция пассажирских обустройств - 1
• ОАО «Ленметрогипротранс» - 1
Автоматика, телемеханика и связь на ж.-д. транспорте
Строительство железных дорог,
мостов и транспортных тоннелей
Рис. 1. Контингент обучающихся в 2015 г.
лены методическими подходами к разработке учебного материала в ПГУПС и ДИИТ и участниками из Европы (Франция). Сюда можно отнести и стиль изложения, и сложности перевода. Тем не менее все это было успешно преодолено, и методические материалы в установленные сроки были опубликованы.
Вторая группа сложностей, с которыми столкнулись разработчики и преподаватели, - состав слушателей (рис. 1). Он довольно широк как по уровню подготовки аудитории (высокопрофессиональные специалисты ОАО «РЖД» и выпускники университета), так и по охвату специальностей. Поэтому подготовка учебно-методического материала, а затем проведение занятий таким образом, чтобы вся аудитория была бы включена в работу, являются довольно сложной методической задачей. Вначале был риск получить разобщенную аудиторию. Однако буквально с первых занятий удалось создать рабочую атмосферу интегрированности аудитории и направленности на решение поставленных задач.
В период с 9 по 19 апреля 2015 г. наши слушатели прошли стажировку в Пекинском транспортном университете КНР. Она состоялась и для группы слушателей 2015/2016 учебного года (рис. 2). Участники отметили очень высокую полезность стажировки. Студенты и преподаватели прослушали лекции ведущих профессоров Пекинского транспортного университета, посвященные
Рис. 2. Лекция в Пекинском транспортном университете для слушателей
ФГБОУ ВО ПГУПС
развитию высокоскоростного железнодорожного транспорта в КНР, устройствам автоматики, телемеханики и связи, безбалластным конструкциям пути и высокоскоростному подвижному составу. Были организованы посещения центров и лабораторий университета и предприятий, обеспечивающих эксплуатацию и функционирование ВСМ КНР. Все мероприятия прошли при полной открытости принимающей стороны.
Заключение
Программа подготовки магистра инфраструктуры в рамках проекта Tempus должна иметь значительно больший охват как среди обучающихся, так и специалистов, занятых вопросами проектирования и реализации проектов ВСМ или эксплуатации действующих ВСМ [1-10]. Темпы развития техники и технологий на железнодорожном транспорте опережают возможности рабочих программ дисциплин специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом. Обучение по программе переподготовки позволяет повысить квалификацию молодому специалисту при его трудоустройстве на предприятия ОАО «РЖД» и получить комплексные знания руководителям, имеющим опыт работы по какому-либо направлению деятельности, так как уровень оснащения, технологий и организации работы ВСМ предполагает наличие знаний в смежных областях.
По нашему мнению, программа будет востребована как в ОАО «РЖД», так и в других странах, реализующих проекты строительства ВСМ.
Библиографический список
1. Блажко Л. С. Система опережающей подготовки специалистов в области высокоскоростного железнодорожного транспорта / Л. С. Блажко, И. П. Киселев, П. А. Плеханов // Интеллектуальные технологии на транспорте. - 2016. - № 3 (7). - С. 5-8.
2. Блажко Л. С. Международная программа дополнительного профессионального образования по высокоскоростному железнодорожному транспорту / Л. С. Блажко, И. П. Киселев // Транспорт Российской Федерации. - 2015. - № 2 (57). - С. 19-25.
3. Киселев И. П. Развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта и вопросы подготовки персонала / И. П. Киселев // Железнодорожный транспорт. - 2016. -№ 8. - С. 69-77.
4. Kiselev I. P. Training of masters of high-speed railway transport within the frames of Tempus European project / I. P. Kiselev // 9th World Conghress on high speed rail "High-speed". Celebrate the past, Design the future. - Tokio : UIC, 2015.
5. Романов А. В. Разработка специальных технических условий «Верхнее строение пути высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва-Казань-Екатеринбург". Технические нормы и требования к проектированию и строительству / А. В. Романов
// Путь XXI века : сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практич. конференции, посвященной 205-летию создания Института Корпусов инженеров путей сообщения. 20 февраля 2015 г. ; под ред. проф. Л. С. Блажко. - СПб. : ПГУПС, 2015. - С. 3-6.
6. Специальные технические условия «Верхнее строение пути участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва-Казань-Екатеринбург". Технические нормы и требования к проектированию и строительству. Изменение № 1». -Утв. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 03.08.2016 № 24656-ЕС/03. - URL : http://www.hsrail.ru/download_ files/stu-2.pdf (дата обращения : 28.07.2017).
7. Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт : в 2 т. / И. П. Киселев, Л. С. Блажко, Н. С. Бушуев, А. П. Ледяев, В. Н. Смирнов, Т. С. Титова, Ю. С. Фролов, А. Т. Бурков, В. А. Гапанович, В. И. Ковалев, А. Б. Никитин, П. А. Плеханов, В. М. Саввов, Ю. И. Соколов, В. С. Суходоев ; под ред. В. И. Ковалева. - СПб. : Изд. центр «Выбор», 2001. - Т. 1. - 265 с.
8. Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт : в 2 т. / И. П. Киселев, Л. С. Блажко, Н. С. Бушуев, А. П. Ледяев, В. Н. Смирнов, Т. С. Титова, Ю. С. Фролов, А. Т. Бурков, В. А. Гапанович, В. И. Ковалев, А. Б. Никитин, П. А. Плеханов, В. М. Саввов, Ю. И. Соколов, В. С. Суходоев ; под ред. В. И. Ковалева. - СПб. : Изд. центр «Выбор», 2003. - Т. 2. - 448 с.
9. Киселев И. П. Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс : в 2 т. : учеб. пособие / Л. С. Блажко, Ю. П. Бороненко, А. Т. Бурков, И. П. Киселев, В. И. Ковалев, А. Е. Красковский, А. Б. Никитин, Д. В. Пегов, П. А. Плеханов, В. М. Саввов, С. С. Сергеев, В. С. Суходоев, А. М. Уздин, А. В. Ширяев ; под ред. И. П. Киселева. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2014. - Т. 1. - 308 с.
10. Киселев И. П. Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс : в 2 т. : учеб. пособие / Л. С. Блажко, Ю. П. Бороненко, А. Т. Бурков, И. П. Киселев, В. И. Ковалев, А. Е. Красковский, А. Б. Никитин, Д. В. Пегов, П. А. Плеханов, В. М. Саввов, С. С. Сергеев, В. С. Суходоев, А. М. Уздин, А. В. Ширяев ; под ред. И. П. Киселева. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2014. - Т. 2. - 372 с.
References
1. Blazhko L. S., Kiselev I. P. & Plekhanov P.A. Systema operezhayushey podgotovky spetsialystov v oblasty vysokoskorostnogo zheleznodorozhnogo transporta [The system of advance specialists' training in the sphere of high-speed railroad transport]. Intellektualniye tekhnologii na transporte [Intelligent technologies on transport], 2016, no. 3 (7), pp. 5-8. (In Russian)
2. Blazhko L. S. & Kiselev I. P. Mezhdunarodnaya programma dopolnytelnogo profes-sionalnogo obrazovaniya po vysokoskorostnomu zheleznodorozhnomu transport [International program of supplementary vocational education in high-speed railroad transport]. Transport of the Russian Federation, 2015, no. 2 (57), pp. 19-25. (In Russian)
3. Kiselev I. P. Razvitiye vysokoskorostnogo zheleznodorozhnogo transporta i voprosy podgotovky personala [The development of high-speed railroad transport and personnel training issues]. Railroad transport, 2016, no. 8, pp. 69-77. (In Russian)
4. Kiselev I. P. Training of masters of high-speed railway transport within the frames of Tempus European project. 9th World Congress on high speed rail "High-speed". Celebrate the past, Design the future. Tokio, UIC Publ., 2015. (In Russian)
5. Romanov A. V. Razrabotka spetsialnykh tekhnicheskykh usloviy "Verkhneye stri-yeniye puty vysokoskorostnoy zheleznodorozhnoy magystraly "Moskva-Kazan-Yekaterinburg". Tekhnicheskiye normy i trebovaniya k proyektyrovaniyu i stroitelstvu" [The development of special technical requirements "Track structure of Moscow-Kazan district of Moscow-Kazan-Yekaterinburg high-speed network"]. Put XXI veka. Sbornyk nauchnykh trudov III mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashennoy 205-letiyu sozdaniya Instituta Korpusov inzhenerov putey soobsheniya [Track of the 21st century. Coll. papers of the 3rd International research and training conference, dedicated to the 205th anniversary of Institute of railway engineers corpuses' establishment], February, 20th 2015. Ed. by L. S. Blazhko. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2015, pp. 3-6. (In Russian)
6. Spetsialniye tekhnicheskiye usloviya "Verkhneye striyeniye puty uchastka Moskva-Kazan vysokoskorostnoy zheleznodorozhnoy magystraly "Moskva-Kazan-Yekaterinburg". Tekhnicheskiye normy i trebovaniya. Izmeneniye № 1" [Special technical regulations "Track structure of Moscow-Kazan district of Moscow-Kazan-Yekaterinburg high-speed network. Technical norms and regulations. Amendment N1"]. Approved by the Ministry of Housing and Building of the Russian Federation, 03.08.2016, N 24656-ЕС/03. - URL: http://www.hsrail.ru/download_ files/stu-2.pdf (accessed: 28.07.2017). (In Russian)
7. Kiselev I. P., Blazhko L. S., Bushuyev N. S., Ledyayev A. P., Smyrnov V. N., Tytova T. S., Frolov Y. S., Burkov A. T., Gapanovich V.A., Kovalev V. I., Nikityn A. B., Plekhanov P. A., Sav-vov V. M., Sokolov Y. I. & Sukhoyedov V. S. Skorostnoy i vysokoskorostnoy zheleznodorozhniy transport [Rapid and high-speed railway transport]. In 2 vol. Ed. by V. I. Kovalev. Saint Petersburg, Vybor Publ., 2001, vol. 1, 265 p. (In Russian)
8. Kiselev I. P., Blazhko L. S., Bushuyev N. S., Ledyayev A. P., Smyrnov V. N., Tytova T. S., Frolov Y. S., Burkov A. T., Gapanovich V. A., Kovalev V. I., Nikityn A. B., Plekhanov P. A., Savvov V. M., Sokolov Y. I. & Sukhoyedov V. S. Skorostnoy i vysokoskorostnoy zheleznodorozhniy transport [Rapid and high-speed railway transport]. In 2 vol. Ed. by V. I. Kovalev Saint Petersburg, Vybor Publ., 2003, vol. 2, 448 p. (In Russian)
9. Blazhko L. S., Boronenko Y. P., Burkov A. T., Kiselev I. P., Kovalev V. I., Kraskov-skiy A. Y., Nikityn A. B., Pegov D. V., Plekhanov P. A., Savvov V. M., Sergeyev S. S., Sukhoyedov V. S., Uzdyn A. V. & Shyryayev A. V. Vysokoskorostnoy zheleznodorozhniy transport. Obshiy kurs [High-speed railway transport. General course]. In 2 vol. Ed. by I. P. Kiselev. Moscow, Uchebno-metodicheskiy tsentr po obrazovaniyu na zheleznodorozhnom transporte [Learning and teaching educational center of railway transport] Publ., 2014, vol. 1, 308 p. (In Russian)
10. Blazhko L. S., Boronenko Y. P., Burkov A. T., Kiselev I. P., Kovalev V. I., Kras-kovskiy A. Y., Nikityn A. B., Pegov D. V., Plekhanov P.A., Savvov V. M., Sergeyev S. S., Sukhoyedov V. S., Uzdyn A. V., Shyryayev A. V. Vysokoskorostnoy zheleznodorozhniy transport. Obshiy kurs [High-speed railway transport. General course]. In 2 vol. Ed. by I. P. Kiselev. Moscow, Uchebno-metodicheskiy tsentr po obrazovaniyu na zheleznodorozhnom transporte [Learning and teaching educational center of railway transport] Publ., 2014, vol. 2, 372 p. (In Russian)
БЛАЖКО Людмила Сергеевна - доктор техн. наук, профессор, заведующая кафедрой, проректор; *РОМАНОВ Андрей Валерьевич - канд. техн. наук, доцент (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).
© Блажко Л. С., Романов А. В., 2017