Научная статья на тему '\ модный продукт \ за длинным форфейтингом'

\ модный продукт \ за длинным форфейтингом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ модный продукт \ за длинным форфейтингом»

За длинным форфейтингом

Наталья МАКОВСКАЯ

Простота и скорость

Форфейтинг эффективен в случае, когда требуется рассрочка платежа за товар, который, таким образом, получает конкретное преимущество перед аналогом иностранного производства — говорит кандидат экономических наук Алексей Пигарев. В структуре российского экспорта это, прежде всего, машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары (в том числе и алкоголь), сельскохозяйственное сырье, химическая промышленность (за исключением каучука и другой биржевой продукции), текстиль, текстильные изделия и обувь.

Продавец заинтересован в росте продаж своего продукта и в получении выручки, покупатель — в возможности рассрочки опла-

ты. По этим причинам продавец предоставляет своему покупателю рассрочку на несколько лет и выписывает долговое обязательство, например вексель (так в средние века поступали венецианские купцы).

Финансовые институты (банки или форфейтинговые компании) могут осуществлять покупку обязательств и принимать на себя рассрочку оплаты на определенный срок. Таким образом, между продавцом и покупателем появляется посредник — финансовый институт (банк или форфейтинговая компания), который может стать участником сделки в самом ее начале или купить обязательство на вторичном рынке.

Форфейтинг — покупка долговых документов без права регресса на любого предыдущего держателя обязательства. Фор-

фейтируемые долговые обязательства (векселя, аккредитивы, гарантии и др.) обычно возникают при поставке товаров или услуг и должны быть погашены в будущем. Как правило, используется этот инструмент при экспорте. При такой форме финансирования экспортер переуступает конкретному кредитному учреждению (форфейтеру) свои требования к импортеру (см. схему). Фор-фейтер выкупает долговые инструменты сразу после поставки товара, обеспечивая экспортеру немедленный платеж и получая свое вознаграждение. При переводе долгового обязательства на форфейтера, экспортер вставляет формулировку «без (права) регресса» с целью передачи всех рисков и ответственности по выплате долга на форфейтера. При этом импортер погашает

свои долговые обязательства регулярным (как правило, каждые полгода) взносом.

Форфейтинг имеет ряд преимуществ перед другими формами финансирования экспортеров. Обычно цена форфейтинга ниже стоимости банковского кредита за счет использования более дешевых средств, привлекаемых из-за рубежа, — говорит менеджер по маркетингу London Forfaiting Company Василий Киров. Цена форфейтинговой сделки обычно привязана к ставке LIBOR. При расчете стоимости финансирования учитывают такие риски, как страновой, а также риск каждого контрагента и т.д. Относительная дешевизна также обусловлена возможностью распределения форфейтерем риска по частям между другими участниками рынка — форфей-тер может продать это обязательство полностью или частично (надо сказать, что страновой риск влияет не только на стоимость финансирования, но и на вероятность востребования этого обязательства на вторичном рынке). По этой причине маржа, которую берет форфейтер, ниже маржи российского банка, полностью принимающего на себя риски, в частности риск неплатежа.

Второе преимущество инструмента — в среднесрочном характере финансирования: сроки также определяются страновым риском и могут достигать нескольких лет.

Кроме того, форфейтинг предоставляет экспортерам возможность использовать кредитные средства в значительных объемах — свыше $20 млн.

Кстати, именно в сумме и сроках заключается основное отличие форфейтинга от международного факторинга, которые имеют много общего, подчеркивает глава представительства London Forfaiting Company Ирина Бабенко: «Если международный факторинг — это, как правило, обязательства, не превышающие порядка $50 тыс. на срок не более 180 дней, то форфейтинг оперирует более длинными рассрочками, от одного до семи лет, и суммами от $100 тыс. до нескольких десятков миллионов долларов. Для форфейтинга в этом плане нет ограничений».

Напомним, что факторинг — это вид финансирования под уступку дебиторской задолженности. Как правило, факторинговые компании (факторы) имеют большое число клиентов, поставляющих товар небольшими, но постоянно возобновляющимися партиями. Факторы имеют список постоянных клиентов, т.е. контакты с ними возобновляемы. В отличие от факторинга форфейтинг предполагает одну большую разовую сделку. «Факторы готовы брать на себя меньшие риски, чем форфейтеры», — объясняет Василий Киров. Это обусловлено спецификой бизнеса клиентов факторинговых компаний, не нуждающихся в длинной рассрочке

на недорогие материалы (скажем, на запасные части) по причине быстрой оборачиваемости средств. При форфейтинге необходимы большие сроки, обусловленные, в частности, длительностью окупаемости импортируемого оборудования.

Еще одно преимущество: форфейтинг является оперативной формой привлечения кредитных ресурсов. Экспортер может в кратчайшие сроки удостовериться, готов ли форфейтер профинансировать сделку, и при условии приемлемости гарантий финансовые условия могут быть согласованы в течение нескольких часов. Так как в сделках обычно используют такие распространенные долговые инструменты, как простые векселя и тратты, кредитная документация достаточно проста и может быть составлена в кратчайшие сроки.

Помимо перечисленных преимуществ форфейтинга следует также отметить полное покрытие политических и экономических рисков за счет банка-форфейтера. Именно форфейтер (а не экспортер) принимает на себя валютные, процентные риски, а также риски, связанные с государственным дефолтом и неисполнением обязательств гарантом по сделке. Наконец, экспортер при использовании форфейтинга не обязан закладывать весь свой бизнес или его существенную часть в качестве обеспечения сделки.

Таким образом, экспортер при использовании форфейтинга вместо дебиторской задолженности на балансе получает реальные деньги и увеличивает свою ликвидность. При этом финансирование осуществляют практически в любой валюте. Причем экспортер получает наличные средства сразу же после поставки товаров или оказания услуг и не затрачивает средств и времени на администрирование и инкассирование своих долгов.

«Надо сказать, что в операциях форфейтинга помимо векселей могут быть задействованы также аккредитивные обязательства и дебиторская задолженность. Тем не менее они не распространены, так как ведут к большой сложности при обсуждении условий форфейтинговой сделки, — говорит Алексей Пигарев. — Это значительное неудобство, поскольку две основные характеристики форфейтингового бизнеса — это скорость, с которой сделки могут быть согласованы, и простота структуры кредитной документации. Сложности возникают потому, что все условия сделки должны быть детализированы, что неизбежно вызывает юридические и технические сложности».

При использовании тратт или простых векселей погашаемый транш может быть засвидетельствован отдельным документом, который может быть переуступлен и индивидуально обращаться на рынке при

желании форфейтера продать его. При использовании книги дебиторской задолженности или аккредитивов все даты погашения будут указаны в едином документе, составленном в пользу бенефициара, который обычно не может быть переведен без специального разрешения должника и поэтому строго регламентирован на предмет переуступки.

С английским акцентом

Наибольшее развитие форфейтинговые операции получили на Лондонском финансовом рынке. Тому способствовало множество причин, объясняет Алексей Пигарев, в частности, рост спроса и специальные требования экспортеров. Причем сделки заключают как на первичном, так и на вторичном рынке.

Этот вид финансирования постепенно все больше превращается из чисто банковского продукта (первичный рынок форфейтинга) в инструмент, обращающийся на рынках капитала (вторичный рынок), считает Алексей Пигарев. Одно из преимуществ лондонского рынка — его значительная ликвидность. Это привело к существенному развитию вторичного рынка форфейтинговых обязательств и развитию торговли ими, что позволило значительно снизить ставки дисконтирования, а также открыло дополнительные возможности при осуществлении комплексных экспортных сделок.

Отметим, что не существует центральной клиринговой системы, которая могла бы установить объем как первичного, так и вторичного рынка непогашенных форфейтинговых обязательств. Если в 1985 году рынок форфейтинговых обязательств составлял около $10 млрд. (из которых около 30% находились в постоянном обороте), в 1998-м эксперты оценивали объем рынка традиционного форфейтинга (включающего дисконтирование простых векселей и тратт, доступных к немедленной продаже без права регресса) в почти $50 млрд.

В целом потенциал рынка форфейтинга может быть равен рынку международного торгового финансирования, т.е. весь объем внешних контрактов может быть исполнен с помощью форфейтинга, говорит Ирина Бабенко.

К наиболее известным банкам — фор-фейтерам относятся Standard Bank Limited, HSBC Forfaiting, West Merchant Bank, Deutsche Morgan Grenfell, Bank Austria Creditanstalt, Raiffesen Bank и некоторые другие. Наиболее известные форфейтинговые компании: London Forfaiting Company, Midland Aval, Oppenheim, BB AVAL.

Сегодня на рынок форфейтинга влияют те же факторы, что и на международные финансовые рынки: стоимость финансирования повышается, соответственно дорожают

[ прямые инвестиции / №10 (78) 2008 | реальные деньги

и услуги форфейтинга, полагает Ирина Ба-бенко. Другая тенденция — востребованность услуги со стороны импортеров развивающихся стран. Предприятия африканских, азиатских, латиноамериканских стран приобретают сложное технологическое оборудование в более развитых государствах и не всегда готовы единовременно оплатить весь контракт. В таких случаях их проблемы решает форфейтинг.

По мнению Алексея Пигарева, развитие системы кредитования экспортеров в про-мышленно-развитых и развивающихся странах происходило по-разному. В развитых экспортеров преимущественно поддерживал банковский капитал. В развивающихся, в условиях общей слабости банковской системы, местных экспортеров стимулировала система господдержки.

Знакомый путь

Услуга форфейтинга присутствует на российском рынке уже более 10 лет. В качестве инструмента расчета в таких сделках, как правило, применялись векселя.

Внешнеторговый российский рынок сегодня более емкий, чем 10—20 лет назад. Тогда право вести внешнеэкономическую деятельность имели лишь уполномоченные государственные объединения. «Сегодня услуга доступна всем предприятиям — любая компания, удовлетворяющая требованиям, предъявляемым к участникам ВЭД, имеет право вести внешнеэкономическую деятельность, — говорит Ирина Бабенко. — Можно сказать, что для предоставления этой услуги сегодня нет никаких законодательных преград. Вопрос лишь в информированности о продукте».

Наиболее информированы в нашей стране банки. Кроме того, с этим продуктом хорошо знакомы представительства и филиалы зарубежных компаний в России, часто сами инициирующие форфейтинговые сделки.

«Банки из топ-50, а также кредитные организации с участием иностранного ка-

питала давно используют форфейтинг в своей практике, — продолжает Ирина Бабенко. — Однако российские кредитные организации не активны в использовании этой услуги. Любому российскому банку проще и понятнее выдать экспортеру или импортеру кредит, чем развивать новую линейку продуктов. Одна из основных причин такой инертности в следующем. Известно, что проценты по кредиту — это доход банка по банковской операции, который не подлежит дополнительному налогообложению в частности не облагается НДС. Любые комиссии, которые Налоговый кодекс не квалифицирует как банковские, подлежат дополнительному налогообложению и поэтому банку менее интересны. В таких условиях банк выбирает для себя знакомый и много раз пройденный путь: вместо форфейтинга предоставляет клиенту на эту же сумму обычный кредит или открывает аккредитив.

Вторая причина неактивности российских банков — в следующем. Для любого зарубежного финансового института клиентский вексель и аваль (поручительство по векселю или чеку) — обычная ежедневная практика. Однако векселя, используемые в форфейтинговых операциях на международном рынке, не являются аналогом выпущенных на территории РФ рублевых векселей. Инструмент по международной внешнеторговой сделке в отличие от эмитируемого российскими компаниями, нельзя обналичить в любом банке, поскольку такой вексель выписывают в рамках конкретного торгового контракта (к нему прилагают письмо с такой информацией: кто является экспортером, импортером, о том, что вексель выпущен под конкретную торговую операцию и т.д.). Таким образом, вексель — это дополнительный документ по торговой сделке, а не просто инструмент расчета между продавцом и покупателем».

Рублевые клиентские векселя, авалиру-емые банком, существуют, но, как правило,

используются лишь в специальных схемах при проведении внутренних операций, но не в международной торговле.

Однако российское законодательство не делает разницы между векселем, выпущенным под торговый контракт и обычным рублевым векселем. Более того, в банках вексельными операциями (как на международном, так и на российском рынке) часто занимается не департамент международного торгового финансирования или документарных операций, а вексельные отделы, которые имеют дело с рублевыми векселями. С бухгалтерской точки зрения, учет таких векселей аналогичен учету векселей, номинированных в рублях. Получается, что контрагент, желающий использовать вексель в своей торговой операции, проходит все те этапы, которые проходит клиент, выписывающий обычный рублевый вексель. Эмитировать векселя могут как клиенты, так и российские банки. «Но существование одного и того же внутреннего порядка документооборота как для векселя по ВЭД, так и обычного рублевого векселя — некорректно, — подчеркивает Ирина Бабенко. — Кроме того, предприятие, эмитирующее вексель, как обязательство по торговой сделке вывозит его за пределы России, выполняя все таможенные правила и таможенные процедуры. Это становится дополнительной гарантией безопасности. Кроме того, при проверке векселя используют документы, подтверждающие подлинность и правомочность подписей. Погашение векселя подразумевает его получение назад эмитентом и прохождение процедуры списания как с балансового, так и с небалансового учета. Для банков это означает координацию работы нескольких подразделений».

Аваль векселя, по сути, означает, что банк гарантирует способность клиента оплатить поставку товара. Если банковская гарантия считается банковской операцией, то и аваль векселя, очевидно, относится

Схема форфейтинга

^^ Передача векселя и других документов форфейтеру

Форфейтер заключает соглашение с экспортером

¡>

Форфейтер

Форфейтер производит платеж экспортеру

т/

Экспортер

2 Подписание контракта между импортером и экспортером

3 Поставка товара экспортером

®

Импортер предоставляет вексель и другие документы экспортеру

©Форфейтер предъявляет вексель и другие документы банку по наступлению срока платежа

®

Банк осуществляет платеж форфейтеру

Банк

^ ^о^ Импортер платит банку по наступлению V,9 срока платежа

Импортер

^^ Предоставление банковской гарантии/аваль [

еля еля

реальные деньги | прямые инвестиции / №10 (78) 2008|

к категории банковских операций. Кроме того, выдать гарантию — все равно, что выдать кредит, потому что гарантия должна иметь некое обеспечение, пусть даже в меньшем объеме, чем при кредитовании.

«В таких условиях банкам проще выдать кредит, чем брать на себя какие-либо дополнительные обязательства. Некоторые банки предпочитают взять на себя функцию гаранта, получив финансирование от западного банка или форфейтинговой компании, чтобы дальше распределять кредиты в России по собственному усмотрению, т.е. по собственным правилам профинансировать своего клиента, получив собственное финансирование под какой-либо клиентский контракт», — объясняет Ирина Бабенко.

Есть еще одна причина низкой востребованности форфейтинга в России: отсутствие обязательной отчетности по МСФО. При форфейтинге обеспечением становится сама коммерческая документация по сделке, например, отгрузочные, товарно-сопроводительные документы, счета, страховые свидетельства, сертификаты происхождения

и т.д. При этом ни товар, ни здания и сооружения, не являются залогом форфейтера. Он получает лишь обязательство клиента заплатить ему в течение определенного срока по обязательству, приобретенному фор-фейтером. Таким образом, форфейтер должен предварительно оценить риск этого эмитента. Самый распространенный способ оценки риска для западного форфейтера — отчетность, которую предоставляет или публикует эмитент. Но много ли есть российских компаний, готовых публиковать свою отчетность по международным стандартам? На Западе публикация отчетности — обязательное условие существования компании.

Международные компании, занимающиеся форфейтингом, анализируют отчетность по международным стандартам. Если для российских банков, работающих с западными контрагентами, это стало нормой — они составляют и публикуют отчетность как по РСБУ, так и по МСФО, то многие предприятия в России пока к этому не пришли. Таким образом, западному контрагенту очень сложно оценить риск российской компании.

То же самое можно сказать и о присвоении рейтингов. Немногие российские компании — лишь топовые — проходят процедуру рейтингования, которая также предполагает раскрытие большого объема информации, прозрачность ведения бизнеса и отсутствие серых схем. Кроме того, для небольшой компании достаточно дорого нанимать аудиторов для получения аудиторского заключения по международной отчетности и для получения международных рейтингов.

Получается, иностранным форфейтинговым институтам проще заниматься форфейтингом с российскими банками, которые берут на себя риски своих клиентов. Но при этом российский банк имеет право далее строить отношения с этим клиентом так, как он сам решит. Итак, получив финансирование с помощью форфейтингового инструмента, банк строит отношения со своим клиентом как с обычным заемщиком.

Переход же российских компаний на отчетность по международным стандартам открывает им двери на международные рынки и дает доступ к большему кругу финансовых инструментов. Ц

Закон Оссола

По мнению Алексея Пигарева. самые показательные страны, вко-торых экспортная деятельность развивалась во многом за счет форфейтинговых операций. — Италия и Индия. В Италии форфейтинг стали активно использовать в начале 1970-х годов. Как известно. эта страна—первоклассный экспортер машинно-технической продукции. Продукт продвигали на рынке форфейтинговые дома из Цюриха. В то время форфейтинг развивался медленно: экспортерам не был знаком этот финансовый инструмент. кроме того. производители товаров на экспорт не учитывали такой страновой риск. как вероятность дефолта по выплатам внешнего долга. будучи убеждены. что застрахованы в этом случае системой государственного страхового обеспечения. В конце 1970-х годов произошли события. изменившие взгляд торговых компаний на риски. Первое — мораторий. объявленный правительством Турции. Итальянские экспортеры поняли. что не могут быть абсолютно уверены в получении платежа даже при первоклассной банковской гарантии и страховом покрытии и в таких условиях форфейтинг—единственный инструмент для покрытия рисков неполучения выручки. Другим фактором развития форфейтинговых операций в Италии стало вступление в силу в 1977 году так называемого Закона Оссола. Новая система кредитования итальянских экспортеров. введенная в действие этим законом. включала в себя форфейтинг как форму торгового финансирования. субсидируемую итальянским правительством. В 1980— 1982 годах значительно выросли число и объем сделок форфейтинга. Закон Оссола дал стимул развитию экспортного кредитования. Правительство постаралось поддержать итальянские экспортные дома. предусмотрев в фискальной политике снижение вексельного сбора и других налогов. в сфере страхования—учреждение в Риме государственного агентства SACE с целью покрытия как политического. так и коммерческого рисков. а также других рисков по внешнеторговым сделкам. В финансовой сфере банку Mediocredito Centrale —Rome было дано право предоставлять процентные субсидии для компенсации разницы между рыночной стоимостью фон-

дирования и процентом. взимаемым с иностранного покупателя. при условии. что эта разница — не ниже согласованной ставки («консенсусная ставка»). Итальянские экспортеры машин и оборудования. осуществляющие поставку с рассрочкой платежа более 18 месяцев. имеют право использовать любую форму кредитования своей сделки (как на внутреннем. так и на международном рынке капитала). а затем заполнить заявку в Mediocredito Centrale —Rome на предоставление процентной субсидии. Величина субсидии устанавливается Mediocredito Centrale —Rome на основании инструкций Министерства финансов Италии для каждого конкретного типа финансирования.

Форфейтинг остался привлекательным кредитным инструментом для итальянских поставщиков даже после введения новых правил сянваря 1997 года. ограничивших предоставление субсидии. Таким образом. механизм господдержки проведения форфейтинговых операций в экспортной деятельности итальянских компаний оказал стимулирующий эффект не только на рынок кредитования. но и на развитие экспорта в Италии в целом. Успешный опыт стимулирования посредством назначения коммерческого банка. действующего от имени государственного органа (в случае Италии — правительства). нашел распространение в других развитых странах. например ФРГ. Швейцарии и др.. и везде оказывал положительное воздействие. Позитивный опыт развития экспорта стимулированием кредитования характерен также для ряда развивающихся стран (Индия. Китай и т.д.). а также стран Восточной Европы. Господдержка форфейтинга в Индии и допуск на национальный рынок иностранных форфейтеров позволила индийским компаниям развивать экспорт своих товаров. Суммы. стоимость заемных средств и незначительный срок представления средств иностранными форфейтерами—все это делает для экспортеров форфейтинг выгоднее. чем кредитование в местных банках. где устанавливаются лимиты на заемщиков. а кредитные процедуры забюрократизированы.

[ прямые инвестиции / №10 [78] £008 | реальные деньги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.