Научная статья на тему '"MODIM ANACHNU LOCH" М. ВЛАДОВСКОГО: ОБ ОДНОЙ СУББОТНЕЙ МОЛИТВЕ ЕВРЕЙСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ'

"MODIM ANACHNU LOCH" М. ВЛАДОВСКОГО: ОБ ОДНОЙ СУББОТНЕЙ МОЛИТВЕ ЕВРЕЙСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТУРГИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / СИНАГОГАЛЬНАЯ МУЗЫКА / КАНТОРСКОЕ ИСКУССТВО / МИХАЭЛЬ ВЛАДОВСКИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цалюк Александр Борисович

В статье представлен музыкально-теоретический анализ субботней молитвы «Modim anachnu Loch» в контексте определения ее роли и места в еврейской литургической традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"MODIM ANACHNU LOCH" М. ВЛАДОВСКОГО: ОБ ОДНОЙ СУББОТНЕЙ МОЛИТВЕ ЕВРЕЙСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

«MODIM ANACHNU LOCH» М. ВЛАДОВСКОГО: ОБ ОДНОЙ СУББОТНЕЙ МОЛИТВЕ ЕВРЕЙСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

Цалюк Александр Борисович, ФГБОУ ВО «РГУ им. А. Н. Косыгина», Академия имени Маймонида, г. Москва

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлен музыкально-теоретический анализ субботней молитвы «Modim anachnu Loch» в контексте определения ее роли и • места в еврейской литургической традиции.

Ключевые слова: еврейская литургическая музыка, синагогальная музыка, канторское искусство, Михаэль Владовский.

Еврейская литургическая традиция составляет важнейшую часть многовековой еврейской культуры и мирового культурного наследия. Обращение к Священному Писанию, к древним традициям всегда было одним из главных устоев в жизни евреев, а с конца прошлого столетия исполнение литургической музыки в богослужебной практике, а затем и на концертных площадках играет огромную роль в объединении народа и возрождении еврейской культуры. Целью данной работы является рассмотрение музыкального текста одной из субботних молитв и ее места в литургической системе.

В настоящее время существует три основные разновидности литургии: 1) повседневная, 2) субботняя и 3) праздничная. Богослужение проводится три раза в день - вечером, утром и после полудня. Повседневные молитвы, несмотря на их относительную краткость, все же достаточно большие, если их прочитывать целиком. На практике утренняя молитва длится около часа. Несколько меньше длятся послеполуденная и вечерняя молитвы. На молитве обычно присутствует раввин, который дает специальные знаки кантору и хору и контролирует ход богослужения. Прочитываются две основные молитвы - «Слушай Израиль» и «Восемнадцать благословений», а также соответствующая календарному времени глава Торы и определенные псалмы. В субботу к традиционным

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

молитвам прибавляется «Мусаф» (дополнение). В праздничные дни читаются специальные молитвы из праздничного молитвенника «Махзор».

Две центральные молитвы литургии подготавливают момент, когда Тора вынимается из Священного шкафа. Значение Торы - священной для каждого иудея книги - лучше всего выражают слова следующей краткой молитвы: «Благословен Ты Господи, Боже наш, Царь Вселенной, который избрал нас из всех народов и дал нам Тору свою».

Каждый праздник у евреев, среди многих, имеет одну главную причину -Ветхий Завет. Согласно его тексту, двумя основными праздниками являются Рош ха-Шана и Йом Кипур. Название первого из них, в буквальном переводе, означает «голова года», «начало года». Он приходится на конец сентября. По мнению законоучителей, в этот день «на небесах предопределяется доход каждого человека в наступающем году» [1]. За ним следуют десять дней покаяния, и наступает Судный День (Йом Кипур). Вместе с Пасхой эти два праздника - самые почитаемые.

Отдельно следует сказать о субботе. Утром в субботу вся семья отправляется в синагогу на «большую» молитву. Отношение к субботе нежное и • трепетное, иногда ее называют Царицей. Так, одна из молитв, читающихся в пятницу накануне вечером, говорит: «Идите встречать невесту-субботу». Отмечают также, что «субботний день приносит благословение всей недели» [2]. Кроме того, суббота - особый день для евреев, когда все должны отдыхать, радоваться общению с семьей. Сидя за одним столом, члены семьи совершают специальный торжественный обряд трапезы. Хозяин дома освящает еду (скромную и напоминающую о том, как питались в дни невзгод далекие предки), и все собравшиеся поют субботние песни. Встреча субботы начинается после захода солнца в пятницу, и, поэтому все праздничные молитвы начинают читаться накануне.

По своей значимости и торжественности субботняя молитва не уступает иной праздничной. От повседневной же она отличается большим числом добавлений к тем же самым будничным молитвам. В центре субботнего и праздничного богослужения стоят все те же центральные «Слушай Израиль» и «Восемнадцать Благословений». Главным моментом литургии остается вынос свитков Торы из Ковчега (Священного шкафа - Арон Кодеш) и неоднократный обнос ее по залу синагоги. Торжественность момента подчеркивает не только специальная одежда для праздника, но, безусловно, канторское пение с хором. Одни и те же молитвы в будни исполняются при помощи нусаха, а в праздники и субботы - кантором и хором, подчеркивая грандиозность и пышность происходящего.

Рассматриваемое нами произведение М. Владовского «Modim апа^пи

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Loch» («Благодарим мы Тебя») написано на текст молитвы, которая идет непосредственно после «Восемнадцати Благословений», и получило название по ее первой строке («Мойдим Анахну Лох»). По смыслу эта молитва является продолжением предыдущей, но масштабы (во всех смыслах) текста этой молитвы потребовали выделить ее в молитвеннике - «сиддуре» дополнительным абзацем, и она воспринимается обособленно. На основе этой важной молитвы композитор создал большое развернутое музыкальное произведение.

Интересно, что собственно единой молитвы для кантора и прихожан нет. Как часто бывает в иудейской литургии, в то время, когда кантор произносит «свою» молитву, молящиеся прихожане говорят другой текст. В произведении М. Владовский комбинирует оба эти варианта. Они имеют сходную структуру: за начальным тезисом (текст здесь одинаков), излагающим основу иудаизма («Бог наш и Бог отцов наших, во веки веков»), следует более взволнованное и по слогу изысканное описание чудес и хвала Господу. Перемене настроения отвечает построение текста: весь второй смысловой раздел изложен одним длинным предложением, как бы «взахлеб». Снова появляется ключевое слово «благодарить», пронизывающее всю молитву. Оно присутствует и в молитве • кантора, и в молитве у прихожан. Завершающая часть молитвы перекликается с ее началом, текст у кантора и прихожан снова становится очень близок по смыслу.

Построение этой молитвы отразилось и на музыкальной форме произведения, состоящей из трех частей, разных по протяженности и значимости. При этом очевидны черты сквозного развития с инвариантными повторениями мелодического материала.

Произведение начинается со вступления, звучащего неустойчиво в силу функциональной инверсии в тонально-гармоническом плане: на протяжении 15 первых тактов ни разу не появляется тонического завершения фраз, господствует традиционный для еврейской музыки доминантовый лад с устоем на фа-диез-мажорном трезвучии (рисунок 1).

С такта 16 аккордовая хоровая фактура меняется на изложение в октавный унисон. Подготавливается дальнейшее развитие. Унисон приобретает огромное значение - звучание становится мощным и надрывным, особенно в те моменты, когда бас поет в высоком теноровом регистре. Далее следует соло кантора, которое выписано в нотном тексте полностью и поется обычно с минимальными отклонениями от текста.

Во втором разделе молитвы (тональность fis-moll) отводятся разные роли кантору и хору, последний олицетворяет всех молящихся (рисунок 2). При этом основное настроение канторской молитвы - благодарность за «добрые деяния», радость ощущения жизни, преданной «в руку Твою».

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Рис. 1 М. Владовский. «Modim anachnu Loch», такты 1-10

Рис. 2 М. Владовский. «Modim anachnu Loch», такты 26-31

В хоровых репликах ощущается иное настроение. Любовь к Господу здесь жертвенна, молитва почти сродни страданию. Появляется важнейший мотив соединения всех иудеев, изгнанных за веру в единой любви к Господу. Слова «Чтобы соблюдать законы Твои и исполнять волю Твою» приобретают другой смысл, если вспомнить, например, судьбу марранов - испанских евреев [3].

В такте 34 наступает новая фаза развития. Это начало огромной волны, приводящей к полноценной канторской импровизации в традиционно предельно высоком регистре. Тематизм у хора строится на начальном мотиве произведения (снова осуществляется принцип инвариантности), но мотив превращается в ostinato. Мольба становится настойчивой и требовательной, акцентируются слова «Благодарение» и «Благословение». С момента экстатичной канторской импровизации начинается постепенное движение к генеральной кульминации произведения. За ней следует потрясающий по силе воздействия лирический эпизод в h-moll, выполняющий, с одной стороны, функцию завершения рассказа о тех волшебных превращениях, которые совершаются по воле Господа, с другой

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

стороны, он является необходимым для подготовки генеральной кульминации. Этот эпизод метафорически можно назвать еврейской музыкой в полном смысле этих слов. Соло кантора звучит с тенорами и басами, поющими без слов, что имеет особый очень глубокий смысл. Звучанию басовой партии в низком регистре большой октавы М. Владовский придает строгий инструментальный характер. Благородная сдержанность как будто уравновешивает теноровый «надрыв» в предельно высоком регистре.

Размер меняется на 3/4, а музыка рисует в воображении траурное шествие. Использование фальцетного пения у теноров при тишайшей динамике на фоне низких нот у басов, поющих в унисон, образует как бы бездонную пропасть между ними (Земное и Божественное), заставляет в этот момент слушателя буквально затаить дыхание.

Далее тема от кантора переходит в партию теноров и тот же музыкальный материал звучит на forte у всего хора со словами. Следующее за этим последнее канторское соло вносит некоторое успокоение перед заключительной кульминацией. Сама же кульминация является достаточно типичной для еврейской канторской музыки. Она внезапна и практически не подготовлена. • Опять М. Владовский использует прием респонсорного пения, как во втором разделе (см. рисунок 2): на каждую реплику кантора дается ответ хора, построенный на интонации еврейского плача. На последних тактах произведения, кантор и хор объединяются в двух мощных величественных аккордах.

В еврейской богослужебной традиции молитва является не только «излиянием чувств человека перед Богом», но и «одним из наиболее древних институтов еврейской религии» [4], значение которого трудно переоценить и в настоящее время. Музыкальная составляющая молитвы призвана углубить и вместе с тем раскрыть ее сакральную сущность перед прихожанами. Таким образом, творчество канторов-композиторов служит высокой цели, объединяющей религиозное, духовное, эстетическое и музыкальное начала. Произведение М. Владовского «Modim anachnu Loch» является тому подтверждением, а также уникальным образцом канторского искусства, композиции которого, по справедливому замечанию исследователей, «составляют огромный пласт синагогально-концертного репертуара» [5, 755] в наши дни.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Рош ха-Шана // Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. -Режим доступа. - URL: http://www.eleven.co.il/article/13606

2. Липш Г. Суббота - день святости и отдыха // Время Мошиаха [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.moshiach.ru/study/judaism/shabat.html

3. Марраны // Энциклопедия иудаизма «Меир натив» / сост. Ш.-З. Ариэль; пер. с иврита А. Кидерман; под. общ. ред. М. Барселла. Иерусалим: Амана; Иерусалим -Тель-Авив: Массада, 1983. - 264 с. - Режим доступа. - URL: http:// www.judaicaru.org/encycl/encycl .html

4. Богослужение // Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: в 16 т. М.: Терра, 1991. - Режим доступа. -URL: http: //brockhaus-efron-j ewish-encyclopedia.ru/bej e/02-7/102. htm

5. Бар Я.Г., Ренёва Н.С. Кантор Йоселе Розенблат: штрихи к творческому портрету // Вестник АХИ. - 2016. - № 6. - С. 155-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.