Научная статья на тему 'Модифицированный восьмицветовой тест Люшера в оценке функцио- нальных состояний курсантов образовательной организации ФСИН Рос- сии при выполнении дыхательных техник саморегуляции'

Модифицированный восьмицветовой тест Люшера в оценке функцио- нальных состояний курсантов образовательной организации ФСИН Рос- сии при выполнении дыхательных техник саморегуляции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
280
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тест Люшера / функциональные состояния / психическая саморегуляция / дыхательные техники психической саморегуляции / курсанты / Lüscher test / functional States / psychic self-regulation / breathing techniques of psychic self-regulation / cadets

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронин Роман Михайлович, Красикова Юлия Юрьевна, Шатрова Наталья Владимировна

Целью работы явилось определение возможности использования модифицированного восьмицветового теста Люшера для оценки эффективности дыхательных техник саморегуляции. В исследовании участвовал 41 курсант Академии ФСИН России, мужского пола, 20–22 лет. До и после выполнения ими дыхательного упражнения проводилась психодиагностика с использованием теста Люшера. После статистического анализа были выявлены значимые изменения в результатах теста, которые подтверждали имеющуюся концепцию саморегуляции. По результатам исследования отмечается достаточный уровень информативности модифицированного восьмицветового теста Люшера при оценке эффективности дыхательных техник саморегуляции. Делается заключение о необходимости дальнейшего продолжения исследований в этом направлении, что является перспективным как с точки зрения раскрытия глубинных психофизиологических механизмов саморегуляции, так и с целью практического использования теста Люшера, например, при промежуточной диагностике в процессе освоения релаксационных техник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронин Роман Михайлович, Красикова Юлия Юрьевна, Шатрова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modified eight-light Lüscher test in assessing the functional States of cadets of the educational organization of the FSIN of Russia in the performance of breathing techniques of self-regulation

Important elements that increase the adaptive capacity of the human body are methods of mental self-regulation. A significant problem in the training of self-regulation is the lack of objective criteria for evaluating the effectiveness of these methods. The aim of the work was to determine the possibility of using a modified eight-light Lüscher test to assess the effectiveness of respiratory self-regulation techniques. The study involved 41 cadets, male, 20–22 years Of the Academy of the FSIN of Russia. Before and after performing their breathing exercises was conducted psychological testing with the use of the Lüscher test. After statistical analysis, significant changes in the test results were identified, which confirmed the existing concept of self-regulation. According to the results of the study, there is a sufficient level of informativeness of the modified eight-light lusher test in assessing the effectiveness of respiratory self-regulation techniques. The conclusion is made about the need for further research in this direction, which is promising both in terms of the disclosure of the deep psychophysiological mechanisms of self-regulation, and for the practical use of the Lüscher test, for example, in the intermediate diagnosis in the development of relaxation techniques.

Текст научной работы на тему «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера в оценке функцио- нальных состояний курсантов образовательной организации ФСИН Рос- сии при выполнении дыхательных техник саморегуляции»

Психология

УДК 159.9

Р.М. Воронин, Ю.Ю. Красикова, Н.В. Шатрова

Модифицированный восьмицветовой тест Яюшера в оценке функциональных состояний курсантов образовательной организации ФСИН России при выполнении дыхательных техник саморегуляции

Modified eight-light Lüscher test in assessing the functional States of cadets of the educational organization of the FSIN of Russia in the performance of breathing techniques of self-regulation

ВОРОНИН, Роман Михайлович, доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС Академии ФСИН России. Адрес: Россия, 390000, Рязань, Сенная, 1. Тел.: 8-910-906-77-55. E-mail: [email protected].

VORONIN, Roman Mikhailovich, doctor of medical Sciences, associate Professor, Professor of the Department of psychology of professional activity in the UIS Academy of the FSIN of Russia. Address: Russia, 390000, Ryazan, Sennaya, 1. Tel: 8-910-906-77-55. E-mail: [email protected].

КРАСИКОВА, Юлия Юрьевна, кандидат психологических наук, начальник кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС Академии ФСИН России. Адрес: Россия, 390000, Рязань, Сенная, 1. Тел.: 8-920-990-74-14. E-mail: [email protected].

KRASIKOVA, Yulia Yurievna, candidate of psychological Sciences, head of the Department of psychology of professional activity in the UIS Academy of the FSIN of Russia. Address: Russia, 390000, Ryazan, Sennaya, 1. Tel: 8-920-990-74-14. E-mail: [email protected].

ШАТРОВА, Наталья Владимировна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Адрес: Россия, 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. Тел.: 8-910-90126-55. E-mail: [email protected].

SHATROVA, Natalia, candidate of medical Sciences, associate Professor, head of the Department of disaster medicine and life safety of the Ryazan state medical University named I.P. Pavlov. Address: Russia, 390026 Ryazan, Vysokovoltnaya str., 9. Tel: 8-910-901-26-55. E-mail: [email protected].

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Рязанской области в рамках научного проекта № 17-16-62001 а(р)

Важными элементами, повышающими адаптационные возможности организма человека, остаются методы психической саморегуляции. Значимой проблемой при обучении саморегуляции является отсутствие объективных критериев оценки эффективности этих методов.

Целью работы явилось определение возможности использования модифицированного восьмицветово-го теста Люшера для оценки эффективности дыхательных техник саморегуляции.

В исследовании участвовал 41 курсант Академии ФСИН России, мужского пола, 20-22 лет. До и после выполнения ими дыхательного упражнения проводилась психодиагностика с использованием теста Люшера. После статистического анализа были выявлены значимые изменения в результатах теста, которые подтверждали имеющуюся концепцию саморегуляции.

По результатам исследования отмечается достаточный уровень информативности модифицированного восьмицветового теста Люшера при оценке эффективности дыхательных техник саморегуляции. Делается заключение о необходимости дальнейшего продолжения исследований в этом направлении, что является перспективным как с точки зрения раскрытия глубинных психофизиологических механизмов саморегуляции, так и с целью практического использования теста Люшера, например, при промежуточной диагностике в процессе освоения релаксационных техник.

Ключевые слова: тест Люшера, функциональные состояния, психическая саморегуляция, дыхательные техники психической саморегуляции, курсанты.

Important elements that increase the adaptive capacity of the human body are methods of mental self-regulation. A significant problem in the training of self-regulation is the lack of objective criteria for evaluating the effectiveness of these methods.

The aim of the work was to determine the possibility of using a modified eight-light Luscher test to assess the effectiveness of respiratory self-regulation techniques.

The study involved 41 cadets, male, 20-22 years Of the Academy of the FSIN of Russia. Before and after performing their breathing exercises was conducted psychological testing with the use of the Luscher test. After statistical analysis, significant changes in the test results were identified, which confirmed the existing concept of self-regulation.

According to the results of the study, there is a sufficient level of informativeness of the modified eight-light lusher test in assessing the effectiveness of respiratory self-regulation techniques. The conclusion is made about the need for further research in this direction, which is promising both in terms of the disclosure of the deep psychophysiological mechanisms of self-regulation, and for the practical use of the Luscher test, for example, in the intermediate diagnosis in the development of relaxation techniques.

Keywords: Luscher test, functional States, psychic self-regulation, breathing techniques of psychic self-regulation, cadets.

Проблема сохранения здоровья лиц, в силу своей профессиональной деятельности повергающихся значительным психоэмоциональным и физическим нагрузкам - военных, сотрудников силовых ведомств - на протяжении многих лет не теряет своей актуальности [1; 2]. Безусловно, эта проблема носит многоаспектный характер, включающий в себя не только традиционные направления деятельности медицинской службы, такие как, строгий отбор по здоровью при поступлении на службу, раннюю диагностику заболеваний, своевременное лечение, но и повышение возможностей человеческого организма, что лежит в интеграции его психических и физиологических резервов [3].

Важными элементами, повышающими адаптационные возможности организма человека, остаются методы психической саморегуляции. Психическая саморегуляция представляет собой совокупность приёмов и методов самокоррекции психофизиологического состояния человека, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций организма. Значимой проблемой при обучении саморегуляции является отсутствие объективных критериев оценки эффективности этих методов. Очевидно, что для их успешного освоения и широкого внедрения в практику необходимо иметь адекватный инструментарий оценки изменений функционального состояния организма в процессе воздействия.

В настоящее время тест Люшера является весьма популярной методикой в арсенале психолога. С момента своего появления в 1948 г. он широко используется как в практической работе, так и в научных исследованиях для оценки психоэмоциональ-

ного состояния обследуемого. Однако работы по его применению для оценки эффективности методов психической саморегуляции, в частности, дыхательных психотехник, крайне редки и фрагментарны, хотя имеющиеся данные позволяет предположить наличие значимых изменений в результатах теста после подобных воздействий.

Целью эксперимента явилось определение возможности использования модифицированного вось-мицветового теста Люшера для оценки эффективности дыхательных техник саморегуляции.

Материалы и методы

Специальные техники дыхания занимают важнейшее место во всех без исключения методах психической саморегуляции [4]. Счёт дыхательных движений про себя во время обычного дыхания, используемый в нашем эксперименте, является одним из самых старых дыхательных упражнений. В дзен-буддизме обучение новичков духовным практикам традиционно начинается со счёта дыхания. Упоминание о данном упражнении содержится в рукописных источниках, созданных на Древнем Востоке ещё до нашей эры.

В эксперименте курсанты подсчитывали количество дыхательных движений в течение 5 минут, стараясь не изменять режим дыхания, после чего сообщали, какое число у них получилось. Это позволяло, во-первых, проводить контроль их добросовестности, поскольку имелся датчик дыхания, и экспериментатор сверял число, которое получилось у курсантов, и реальное число дыхательных движений. Расхождений выявлено не было. Во-вторых, можно было сравнить количество дыхательных движений у

Таблица № 1

Изменения количества предпочтений и отвержений цветовых факторов после выполнения счета дыхательных циклов

Цвета Количество предпочтет!» п отвержений в группах G G0,i« Gnji

пред почт. оттверж. (kl изменен.

Синий 18 13 10 13 10 8

Зелёный 17 12 12 12 9 7

Красный 9 25 7 9 11 9

Жёлтый 22 13 6 13 12 10

Фиолетовый 15 17 9 15 10 8

Коричневый 12 14 15 12 8 6

Чёрный 13 12 16 12 7 6

Серый 9 9 23 9 5 3

Примечание: для статистической обработки результатов использовался метод знаков О [7].

испытуемого до и в процессе счёта дыхания. Количество дыхательных движений и в том, и в другом случае было одинаковым. Однако сравнение спиро-грамм показало, что при счёте дыхание становилось более ритмичным.

С целью психодиагностики динамики состояний курсантов мы использовали восьмицветовой вариант теста М. Люшера [5]. Для адекватной статистической обработки результатов, дальнейшей интерпретации и наглядности представления данных анализа мы использовали следующие подходы:

- во-первых, проводили оценку изменения местоположения каждого цвета в выборе испытуемых до и после выполнения дыхательного упражнения, не принимая во внимание взаимное расположение цветов. Это позволило нам применить стандартные статистические методы: критерий знаков О, критерий углового преобразования Фишера, 1-критерий Вилкоксона.

- во-вторых, применяли методику расчёта психодинамических коэффициентов по Д.В. Сочивко [6]. Данная методика представляет собой расчёт коэффициентов по всему спектру цветового выбора в зависимости от взаиморасположения цветов и включает в себя все возможные комбинации для каждого цвета (общее количество коэффициентов - 168).

Исследование выполнено на 41 добровольце мужского пола, 20-22 лет, курсантах психологического факультета Академии ФСИН России, проявивших интерес к научной составляющей эксперимента. В инструкциях по выполнению тестов и проб испытуемым предлагалось отнестись к исследованиям с максимальной ответственностью. Это повышало стабильность и прогностическую ценность эксперимента.

Результаты и их обсуждение

При анализе данных цветового выбора курсантов мы оценивали изменения в расположении цветов после сеанса подсчёта дыхательных движений. Полученные результаты представлены в табл. № 1.

Мы видим, что выбор испытуемых после выполнения дыхательного упражнения приобретает определённую направленность, отвержение или предпочтение, только в отношении основных цветов

- синего, зелёного, красного, жёлтого (необходимо пояснить, что термины «предпочтение» и «отвержение» мы используем как указание вектора изменения рангового положения цвета, а не в том смысле, какое придавал этим терминам Макс Люшер, т.е. первые и последние ранговые места). В отношении местоположения дополнительных цветов - фиолетового, коричневого, чёрного, серого - изменения не носят направленного характера, а ранговое место серого цвета в большинстве случаев вообще остаётся без изменений. Вместе с тем статистически значимые изменения после выполнения упражнения определяются только у красного цвета. Так, 25 курсантов (что составляет 61 % от всех испытуемых) после выполнения счёта дыхательных циклов переместили красный цвет в сторону отвержения, 9 курсантов (22 %) - в сторону предпочтения, 7 курсантов (17 %) оставили свой выбор без изменения. Жёлтый цвет, несмотря на то, что не имеет статистических значимых изменений, тем не менее показывает тенденцию к смещению в сторону предпочтения. Смещение выбора в сторону предпочтения отмечалось у 22 (53,7 %) курсантов, в сторону отвержения - у 13 (31,7 %), осталось без изменений - у 6 (14,6 %).

В нашем исследовании мы также определяли количество предпочтений первых четырёх ранговых мест по каждому цвету. Макс Люшер считал, что первая позиция «... означает "основной метод" или способ действия (modus operandi) человека, который выбирает этот цвет, средства, к которым он обращается, или которые он приспосабливает, чтобы облегчить себе достижение цели»; вторая позиция - «цель человека, как таковую»; третья и четвёртая позиции - «реальное положение дел», ситуацию, пребывание в которой переживает человек, или образ действий, которого требуют от него существующие обстоятельства; пятая и шестая позиции - «безразличие»; седьмая и восьмая позиции

- «отвержение» [8]. Обращает на себя внимание, что после выполнения дыхательного упражнения произошли статистически значимые изменения в отношении красного и жёлтого факторов. Так, если до упражнения красный цвет на первые четыре позиции испытуемые ставили в 75,6 % случаев, то после выполнения упражнения - в 51,2 % случаев

(р < 0,01), т.е. происходило смещение цвета в сторону «безразличия» или даже «отвержения». Особенно очевидна разница в выборе курсантов до и после выполнения упражнения при анализе позиций «отвержения», то есть седьмой и восьмой позиции. Так, до выполнения дыхательного упражнения только один курсант выбрал восьмую позицию (седьмая позиция отсутствовала), а после упражнения - 7 курсантов (двое - седьмую позицию, пятеро -восьмую). Противоположные изменения произошли в отношении выбора жёлтого цвета. Так, если до дыхательного упражнения жёлтый цвет занимал четыре первых ранговых места в 51,2 % случаев по

отношению к общему количеству испытуемых, то после - в 70,7 % случаев (р < 0,05).

В отношении других цветов восьмицветового теста Люшера при выполнении дыхательного упражнения изменения предпочтений в выборе первых четырех мест носили статистически незначимый характер.

Красный цвет в нашем эксперименте привлёк к себе особое внимание ещё при предварительной обработке данных на начальных этапах исследования. В приведённых выше результатах, согласно всем используемым в работе статистическим методам, выявлялось явное отвержение красного цвета после выполнения дыхательного упражнения. Изменения

Рис. 1. Изменения психодинамических коэффициентов по красному фактору после выполнения счёта дыхательных циклов

психодинамических коэффициентов подтвердили эту гипотезу. На рис. 1 наглядно представлены выраженные изменения фактора красного цвета в ходе эксперимента. Статистически значимые различия до и после счёта дыхательных движений определяются у 13 коэффициентов из 21.

Таким образом, модифицированный восьмиц-ветовой тест Люшера показал значимые статистические изменения при выполнении дыхательных техник саморегуляции. Необходимо отметить, что изменения касаются основной группы цветов, в частности, красного и жёлтого. Группа дополнительных цветов не показала статистической значимой динамики в ответ на воздействие дыхательного упражнения. Наиболее выраженной была реакция со стороны красного цвета, что проявилось его отвержением, т.е. перемещением цвета в выборе испытуемых на более отдалённые от первого ранговые места, а также более частым выбором 7-го и 8-го места. Отвержение красного цвета свидетельствует о том, что какая-либо активность воспринимается как нечто враждебное, испытуемый стремится к покою. В данном случае это вполне укладывается в концепцию, согласно которой счёт дыхания является, с одной стороны, самостоя-

тельным средством саморегуляции, а с другой - средством, вводящим человека в определённое медитативное состояние, необходимое для выполнения им более сложных основных методик психической саморегуляции, релаксационных техник.

Данный вывод подтверждает смещение фактора жёлтого цвета у курсантов в сторону предпочтения в ходе нашего эксперимента. Согласно классической интерпретации, этот выбор означает расслабленность, стремление к освобождению и надежду на «большее счастье». Это устремление в будущее, к новому, к развитию.

Подводя итоги нашего исследования, следует отметить достаточный уровень информативности модифицированного восьмицветового теста Люше-ра при оценке эффективности дыхательных техник саморегуляции. Несомненно, является необходимым дальнейшее продолжение исследований в этом направлении, что будет весьма перспективным как с точки зрения раскрытия глубинных психофизиологических механизмов саморегуляции, так и с целью практического использования теста Люшера, например, при промежуточной диагностике в процессе освоения релаксационных техник.

Список литературы

1. Воронин, Р. М., Шатрова, Н. В. Состояние и проблемы здоровья призывников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11. - № 1-5. - С. 847-849.

2. Воронин, Р. М. Оценка состояния здоровья курсантов военных образовательных учреждений // Вестник новых медицинских технологий. - 2011. - Т. 18. - № 3. - С. 210-272.

3. Воронин, Р. М. Физиологические аспекты оценки здоровья и адаптации к военной службе лиц призывного возраста : автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 03.03.01 / Воронин Роман Михайлович. - Рязань, 2012. - 50 с.

4. Леонова, А. Б., Кузнецова, А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. - М.: Изд. Моск. ун-та, 2007. - 311 с.

5. Собчик, Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. МЦВ - метод цветовых выборов. -СПб.: Речь, 2001. - 112 с.

6. Сочивко, Д. В. Цветопсиходинамика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 432 с.

7. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 1996. - 352 с.

8. Люшер, М. Цветовой тест Люшера. - М.-СПб.: АСТ-Сова, 2006. - 192 с.

© Воронин Р.М., Красикова Ю.Ю., Шатрова Н.В., 2018

УДК 159.9

С.В. Гребенюк, А.А. Чекунов, В.А. Шаповал

Психолого-педагогические аспекты профессиональной надёжности выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии

Psychological and pedagogical aspects of professional reliability of graduates of the national guard military troops

ГРЕБЕНЮК, Сергей Васильевич, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела по исследованию социально-психологических проблем войск национальной гвардии Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-905-230-76-81, E-mail: [email protected].

GREBENYUK, Sergey Vasilyevich, senior researcher of the research Department for the study of social and psychological problems of the national guard troops of Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Forces, candidate of pedagogical Sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilyutova str., 1. Tel: 8-905-230-76-81. E-mail: [email protected].

ЧЕКУНОВ, Антон Александрович, начальник учебно-методической группы психодиагностических исследований профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии научно-исследовательского отдела по исследованию социально-психологических проблем войск национальной гвардии; адъюнкт заочного обучения кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-952-218-33-29. E-mail: [email protected].

CHEKUNOV, Anton Alexandrovich, Head of the training and methodological group of psychodiagnostic studies of professional psychological selection in the national guard troops of the research Department for the study of social and psychological problems of the national guard troops; associate of distance learning Department of legal psychology of St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilyutova str., 1. Tel: 8-952-218-33-29, E-mail: [email protected].

ШАПОВАЛ, Валентин Анатольевич, начальник кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат медицинских наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское шоссе, д. 17. E-mail: [email protected].

SHAPOVAL, Valentin Anatolievich, Head of the Department of Legal Psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia, PhD, associate professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, St. Petersburg Highway, 17. E-mail: [email protected].

В статье представлен теоретико-методологический анализ понятия «профессиональная надёжность», рассмотрены различные уровни проявления данного концепта, а также сформулировано определение профессиональной надёжности выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе результатов 10-летних социально-психологических исследований проведен анализ некоторых психолого-педагогических аспектов данного явления у курсантов военных институтов и их выпускников в период военной службы на первичных офицерских должностях.

Ключевые слова: профессиональная надёжность, психолого-педагогические аспекты, компоненты профессиональной надёжности выпускников военных институтов Росгвардии, профессиональная деятельность, профессионально важные качества.

The article presents a theoretical and methodological analysis of the concept of «professional reliability», discusses the different levels of manifestation of this concept, as well as the definition of professional reliability of graduates of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.