УДК 72.035.93
А. М . Агеев В. С. Горбунова
М-одернизм — конкретное или бесконечное?
В данной статье речь пойдет об архитектурном стиле модернизм. Разберем, как он появился. Для этого рассмотрим несколько примеров. Главной целью статьи является раскрытие полного смысла понятия модернизм.
Ключевые слова: архитектура, архитектурный стиль, модерн, модернизм,
рационализм, современная архитектура, танцующий дом, башня.
A. M . Ageev V. S. Gorbunova
M-odernism — specific or infinite?
In this article we focus on the architectural style modernism. We shall consider the appearance of it. We shall also consider some examples of modernism. The main aim of the article is the description of full sense of modernism.
Keywords: architecture, architectural style, modern, modernism, rationalism, modern architecture, dancing house, tower.
S" /Т,/^odernismo — в переводе с итальянского языка означает «современное I/ V течение» и образовано от латинского modernus — «современный, недавний» [9]. И это действительно так, его зачатки появились в конце 19 века. В соотношении со многими другими веяниями это действительно «недавно». Уточним понятия, модерн и модернизм, их путать нельзя. Это разные стили, которые возникали в разное время. Именно модерн позволил, наконец-то начать уходить от определенных канонов, которые сопровождали долгие годы творцов архитектуры и влияли на их произведения.
Замечательным примером, из всех мастеров модерна, конечно же, будет Антонио Гауди. Один из его проектов представлен на Рис.1. Вот интересные моменты из его жизни, которые положили начало расцвета модернизма и передачи многочисленных идей последующим поколениям [9]:
• Детство Гауди прошло у моря. Впечатления о первых архитектурных опытах он пронес через всю жизнь. Поэтому все его дома напоминают замки из песка.
• Из-за ревматизма мальчик не мог играть с детьми и часто оставался в одиночестве. Его внимание надолго приковывали облака, улитки, цветы... Антони мечтал стать архитектором, но при этом не хотел ничего изобретать. Он хотел строить так, как строит природа, и лучшими из
интерьеров считал небо и море, а идеальными скульптурными формами — дерево и облака. Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; избегал прямых линий, считая, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога.
• Позже он скажет: «...исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая. так, мой дворец станет светлее света».
• Образцом совершенства он считал куриное яйцо и в знак уверенности в его феноменальной природной прочности одно время носил сырые яйца, которые брал с собой для завтрака, прямо в кармане.
Как нам известно, в 19 веке свобода наконец стала распространяться и вселяться в души и умы людей, и эти люди совершали научные революции, которые меняли все с чем они были связаны, а это практически вся деятельность человека. И мысль архитекторов тоже была подвержена изменениям и позволяла творить в ином ракурсе. Благодаря модерну и зародился модернизм. Это его детище, которое перешло в соответствии со всеми сферами деятельности человека в новый век, в котором, как нам известно, вначале были великие перемены, затронувшие весь мир, сотрясая его и перекраивая. С этих пор наука начала набирать обороты. Мы
Рис.1. Модерн. Антонио Гауди.
Дом Мила ("Каменоломня"). Барселона, Испания
сами можем судить о ее темпах. В начале 20 века, в 1903 году, человек совершил полет на первом самолете, через 58 лет построил ракету и уже полетел в космос, а теперь у нас в карманах лежат телефоны, которые мощнее компьютеров, которые были всего 20 лет назад, что удивительно и будоражит воображение. Благодаря науке все развивалось и в архитектуре тоже.
Модернизм, спорный, странный, непривычный, необычный, постоянно критикуемый, но наконец в нем архитектура приобрела новый облик, она уже не казалась просто сооружением с множеством украшений или в классическом варианте с истоками у греческой архитектуры. Она наконец-то «ожила», в ней появилось движение, а движение есть жизнь, не следует сравнивать ее с биологической жизнью, она ожила у нас на глазах и ожила в нашем взоре. Наконец человек смог реализовывать движение в архитектуре. И снова вспоминаем науку, ведь возможно раньше и были такие идеи, но не было определенных технологических возможностей, которые позволили сооружать поистине необычное. Самым ярким и знаменитым примером модернизма является «Танцующий дом» (Рис.2) в Праге, Чехия.
«Танцующий дом» — офисное здание в Праге в стиле деконструктивизма, состоит из двух цилиндрических башен: нормальной и деструктивной. Танцующий дом является архитектурной метафорой танцующей пары, в шутку называется «Джинджер и Фред» в честь пары американских танцоров Джинджер Роджерс и Фред Астер. Одна из двух цилиндрических частей, та, что расширяется кверху, символизирует мужскую фигуру (Фред), а вторая часть здания визуально напоминает женскую фигуру с тонкой талией и развивающейся в танце юбкой (Джинджер). Как и многие деконструктивист-ские сооружения, это здание резко контрастирует с соседствующим цельным архитектурным комплексом рубежа Х1Х—ХХ веков. Дом расположен в районе Прага 2, на углу Рессловой улицы и набережной реки Влтавы. Авторы проекта — хорватский архитектор Владо Милунич и канадский архитектор Фрэнк Гери. Строительство велось с 1994 по 1996 годы. Строительство дома курировал лично Вацлав Гавел [9].
Рассмотрим, что такое модернизм вообще. Имеется несколько мнений, и одно из них принадлежит Михаилу Анатольевичу Филиппову
— главному архитектору ЗАО «Ленполпроект»,
Рис.2. "Танцующий дом". Прага, Чехия
профессору Международной академии архитектуры. Михаил Анатольевич, высказал свое мнение в интервью, которое опубликовано в статье «Почему православная архитектура не соблазнилась модернизмом» [2]. В этой статье приводится интервью с Михаилом Анатольевичем, где он в полной мере высказывает свое мнение и отношение к модернизму. Вот эта цитата:
«Строго говоря, модернистскую архитектуру нельзя назвать архитектурой. Это другой жанр, другая деятельность, я бы сказал, монументальный упаковочный дизайн. Если старая архитектура представляет собой целостный организм, подражающий живой природе — творению Божьему, то эстетика так называемой современной архитектуры демонстрирует искусственное, абстрактное аналитическое мышление, секуляризированный псевдонаучный рационализм, полагающий, что весь мир можно разъять на составляющие элементы, а потом собрать в более правильном, примитивном, доступном человеческому сознанию порядке» [2]. Это интересная позиция, которая наводит на многочисленные рассуждения и размышления. Также оно позволяет заинтересоваться вопросом — а почему так произошло?
Обычно, чтобы найти причину проблемы, надо обратиться к ее истокам, поэтому вспом-
Рис.3. Рационализм. Эйфель, Гюстав Александр. Эйфелева Башня.
ним период появления модернизма. Как уже говорили, модернизм «родился» из модерна, но исходя из вывода о том, что модернизм лишь красивая дизайнерская оболочка, то мы выявляем что модерн послужил для создания «обликов». Этому свидетельствует также провозглашенная французским архитектором и писателем Виолле-ле-Дюк и английским критиком и искусствоведом Джоном Рескиным, декларация «Декоративность — начало архитектуры». А внутри все совсем иначе. Вспомним, что в период модерна было еще одно направление под названием Рационализм. Примером этого стиля является Символ Парижа, а возможно и всей Франции - Эйфелева башня (Рис.3).
2,5 млн. заклепок были заранее закреплены. Ни одна из заготовленных балок не весила больше 3 тонн, что очень облегчало поднятие металлических частей на предусмотренные места [9].
Как мы видим из описания строительства Эйфелевой башни, рационализм родился благодаря науке. Люди научились быстро и массово изготавливать конструкционные элементы, которые привозили на место строительства, где их сразу же собирали. Это ускоряло строительство во много раз, также это было очень выгодно экономически. В основе модернистской архитектуре то же лежат конструкционные решения, которые потом просто закрываются красивой дизайнерской оболочкой. То есть выявляем, что модернизм - это совокупность модерна и рационализма. Хорошим примером является современное направление в архитектуре «Молл» (Рис.4) [5].
Молл — Торговый центр (нем. Einkaufszentrum,галерея, пассаж, торгово-развлекательный комплекс) — группа предприятий торговли, управляемых как единое целое и находящихся в одном здании или комплексе зданий, соединенных крытым переходом. По определению Международного совета торговых центров, торговым центром можно считать
Эйфелева башня названа в честь своего конструктора Гюстава Эйфеля. Сам Эйфель называл ее просто 300-метровой башней (tour de 300 m^res). Строительные работы шли в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней (с 28 янва-ря1887 года по 31 марта 1889 года), их выполняли 300 рабочих. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров более 18 038 металлических деталей, для сборки которых использовали 2,5 млн. заклепок. Чтобы закончить башню в назначенный срок, Эйфель применял, в основном, заранее изготовленные части. Отверстия для заклепок были просверлены на намеченных местах уже заранее, и две трети от
группу архитектурно объединенных розничных предприятий, управляемых единой компанией, обеспеченных парковкой и расположенных на специально спланированном участке [9]. Красиво и дешево, практически идеал. Но идеал, который не совмещен с природой, не может быть идеалом.
И вот еще момент для размышления и интереса. Если все это проанализировать, то мы увидим кое-что очень глобальное, подтверждающее мнение Даниэля Либескинда о том, что в наше время человечество достигло определенного пика в развитии во всех сферах, и имеет колоссальное количество опыта, накопленного за многие тысячи лет, и, объединив его в целое, мы сможем шагнуть дальше в новый неизведанный мир. Для архитектуры тоже настает этот период, новой, неизвестной архитектуры, но чтобы ее получить, нужно совместить два направления. Это когда архитектура была единым организмом, но был нюанс. Это были или слишком пышные или слишком строгие сооружения либо просто красивые, в которых нет «живости». А для новой неизведанной архитектуры нужна обязательно «живость» внешняя, а не только единый организм, и поэтому, возможно, зародился модернизм, который живой снаружи, но зачастую слишком систематизирован
Рис.4. Молл, Дубай, ОАЭ.
Рис.5. Био-тек
внутри и никак не совмещен с наружной живо- Био-тек (бионика) — это направление со-
стью. И вот они эти два компонента - единство временной, так называемой «нео-органической»
как организма внутри вместе с «живостью» снару- архитектуры, где достижение выразительности
Рис.6. Био-тек
жи. Совмещая их мы получаем то, к чему человек всегда стремится, к гармонии. Это новая архитектура уже дает свои ростки, особенно это видно в таком направлении как био-тек (Рис 5,6).
конструкций осуществляется за счет заимствования природных форм [8].
Существует еще одно понятие как «Новый модернизм». Вот что думает про него Даниэль Либе-
скинд — американский архитектор — деконструктивист. «Он считает, что модернизм правит в мире искусства не последние десять, двадцать или сто лет. Либескинд определяет для него период продолжительностью около трех тысяч лет, только сейчас подходящий к концу. В культурном сознании общества он словно проводит эту границу старого и нового, создавая ощущение, что с приходом «нового модернизма» изменилась вся атмосфера существования, желания и побуждения людей, образ человеческого мышления. Архитектура, по его убеждению, вступила в сферу, которая пока еще не очень ясна. Это область неясно построенных категорий, которые стремятся к тому, чтобы освоить весь накопленный к нынешнему моменту опыт» [3]. То есть, он имеет в виду, что период обогащения человеческого интеллекта, то великое, что привнесли в видение мира Сократ, его предшественники и последователи, заканчивается. Мир будет существовать еще тысячи лет, однако в духовном смысле эмпирическая реальность, точнее — конкретная концепция отношения к миру — приближается к абсолютному Концу. В некотором смысле Новый Модернизм есть Конец, эмблема Конца и Начала неведомого.
Данное мнение Либескинда замечательное. Оно раскрывает практически всю суть модернизма. Но все-таки не до конца, так как почему-то все пытаются загнать в определенные рамки. В данном случае Либескинд хоть и расширяет временной период модернизма, но он все же указывает на временной период модернизма, что не совместимо с самой сутью модернизма. И вот подойдя к этому хочется ответить на вопрос, заданный в заголовке статьи — «Модернизм — конкретное или бесконечное?». И ответ звучит так — не бесконечное и не конкретное. Так как это рамки, а у модернизма не может быть рамок — это конкретное бесконечное. Скажем так
— модернизм это не просто какой-то отрезок времени. Можно обозначать, когда он начинался, когда начиналось новое веяние — это понятие сегодняшнее, которое может как растягиваться, так и быстро заканчиваться, как только архитектура начинает переходить в другие форматы. И тому, что было, придумывают названия, а модерном становится то, с чего началось, а модернизмом то, что идет. Размышляя в таком направлении можно сделать вывод, что Модернизм никогда не закончится. Это понятие постоянное вне зависимости от смены стилей, так как каждый новый стиль и будет модернизмом.
6.
7.
8.
9.
10.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Бондарь В.В. «История Архитектуры, градостроительства и дизайна». Курс лекций.-М.: Издательство АСВ, 2004, - 448 с.
Виноградов Л. «Почему православная архитектура не соблазнилась модернизмом». Журнал «Нескучный Сад», 4 августа 2010. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/pochemu-pravoslavnaya-arxitektura-ne-soblaznilas-modernizmom/ (дата обращения: 14.01.14)
BARLETTE. Интернет версия журнала Barlette, строительство - архитектура - дизайн, декабрь 2010/январь 2011. URL: http://barlette.ru/journal/article/389.html (дата обращения 14.01.14)
Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей и юношества «История Искусства» - М.: Издательский дом Русская Энциклопедия, Москва 1996. - 624 с.
Мусина И.А., Горбунова В.С. Молл как новая форма общественного центра на примере города Пенза // Перспективы науки и образования, 2013. - №6. - С.200-205.
Швидковский Д. Время для новых терминов // Проект Россия, 2011, №3. - С.20.
Архитектурные стили - сайт о стилях в архитектуре. URL: http://architecting.ru/ (дата обращения 16.01.14) Архитектурный информационно-образовательный ресурс. URL: http://www.architime.ru (дата обращения 15.01.14) Википедия - свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 14.01.14)
Музеи России. URL: http://www.museum.ru/ (дата обра.щения^14.011;14)
6.
7.
8.
9.
10.
Alekseev Iu.V., Kazachinskii V.P., Bondar' V.V. Istoriia Arkhitektury, gradostroitel'stva i dizaina: Kurs lektsii [History of Architecture, urban planning and design: Course of lectures]. Moscow, Izdatel'stvo ASV, 2004. 448 p.
Vinogradov L. Why Orthodox architecture was tempted not modernism. Nor boring garden, 2010, 4 August. Available at: http:// www.pravmir.ru/pochemu-pravoslavnaya-arxitektura-ne-soblaznilas-modernizmom/ (accessed 25 January 2014). (in Russian) BARLETTE. Internet version of the magazine Barlette, construction - architecture - design, December 2010/January 2011. Available at: http://barlette.ru/journal/article/389.html (accessed 25 January 2014).
Ismailova S.T. Entsiklopediia dlia detei i iunoshestva «Istoriia Iskusstva» [Encyclopedia for children and youth «Art History»]. Moscow, Izdatel'skii dom Russkaia Entsiklopediia, 1996. 624 p.
Musina I.A., Gorbunova VS. Mall as a new form of public center on the example of the city of Penza. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.6, pp.200-205 (in Russian)
Shvidkovskii D. Time for new terms. Proekt Rossiia - Project Russia, 2011, no.3, p.20. (in Russian)
Architectural styles - site about the styles in architecture. Available at: http://architecting.ru/ (accessed 25 January 2014). Architectural information and educational resource. Available at: http://www.architime.ru (accessed 25 January 2014).
Wikipedia - the free encyclopedia. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed 25 January 2014).
Museums of Russia. Available at: http://www.museum.ru/ (accessed 25 January 2014).
Информация об авторах Агеев Максим Александрович
(Россия, Пенза)
Студент архитектурного факультета. Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.
E-Mail: [email protected] Горбунова Валентина Сергеевна (Россия, Пенза)
Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки». Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.
E-Mail: [email protected]
Information about the authors Ageev Maxim Aleksandrovich
(Russia, Penza)
Student of Architectural faculty.
Penza State University of Architecture and Construction.
E-Mail: [email protected] Gorbunova Valentina Sergeevna (Russia, Penza)
Associate Professor, PhD in Philology, Associate Professor of the Department «Foreign languages». Penza State University of Architecture and Construction.
E-Mail: [email protected]