Список литературы
1. Зуйков А. Подходящий калибр. Автоматизация работы метрологической службы. [Электронный ресурс] URL: https://industry-hunter.com/baza-znaniy/podhodasii-kalibr-avtomatizacia-raboty-metrologiceskoi-sluzby (дата обращения: 10.02.2022).
2. Анисимова М.А., Михалева А.Ю. О совершенствовании метрологического обеспечения на ЗАО «КСПЗ» // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. Ном. 10. С. 9-12.
3. Unitess - автоматизация измерений [Электронный ресурс] URL: https://unitess.ru (дата обращения: 10.02.2022).
Юрченко Артём Леонидович, студент, artem-yurchenko@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
AUTOMATION OF THE MULTIMETER VERIFICATION PROCEDURE
A.L. Yurchenko
The article discusses the device and the principle of operation of the APPA-72 multimeter, the procedure for its verification according to the methodology, describes the automated verification system, identifies the advantages of its implementation, and outlines suggestions for improvement.
Key words: verification, verification procedure, multimeter, calibrator, measurements, automation.
Yurchenko Artyom Leonidovich, student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 629.113
DOI: 10.24412/2071-6168-2022-4-363-369
МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ ПРОЦЕДУРА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ЗАКУПАЕМЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ
Д.И. Благовещенский, В.Н. Козловский, Д.И. Панюков, А.В. Крицкий
В статье представлены результаты разработки и реализации модернизированной методики решения проблем качества закупаемых автомобильных компонентов в автосборочном производстве.
Ключевые слова: машиностроительное (автосборочное) предприятие, конкурентоспособность, качество, автомобильные компоненты, автомобиль.
Процедура предназначена для решения проблем, связанных с качеством продукции. Методика состоит из восьми этапов и построена на основе международной методики 8D. Последовательность реализации этапов представлена на рис. 1 [1, 3].
Использование процедуры 8D для решения проблем по качеству могут инициировать Дирекция по качеству, производственное подразделение на базе информации о несоответствиях металлов, материалов и комплектующих изделий. Источниками информации являются входной контроль, гарантийная эксплуатация, предпродажная подготовка, инспекционный контроль, производства [1, 2].
363
Рис. 1. Последовательность реализации этапов процедуры 8Б
В процедуре используются следующие определения.
Проблема - ситуация, при которой ожидаемый уровень выполнения определенной работы (норматива) не достигается, и причина невыполнения этого норматива неизвестна.
Срочные, сдерживающие действия - действия, которые предотвращают влияние проблемы до тех пор, пока не будут реализованы окончательные корректирующие действия [1 - 3].
Окончательные корректирующие действия - действия, предпринятые для устранения или снижения влияния причины существующей проблемы.
Организация работы по решению проблем качества применением процедуры 8D представлена на рис. 2.
Рис. 2. Организация работы по решению проблем качества поставок с применением процедуры 8Б
В ходе реализации этапов процедуры 8D заполняется титульная страница 8D (таблица) и отчёт 8D (рис. 3).
Отчет 8D - это форма, которая помогает команде решить проблему с помощью точного определения и полного анализа. Отчет 8D состоит из 8 этапов (8 «Во» или 8 типов действий). Отчет служит посредником между поставщиком и потребителем. Сотрудники подразделений - инициаторы использования процедуры проверяют и подтверждают адекватность и последовательность 8В.
Сроки реализации этапов процедуры представлены на рис. 4.
Титульная страница 81)
Название подразделения Название предприятия
Код подразделения Личный цифровой код каждого из подразделения, присвоенный Дирекцией по качеству
Название детали Наименование детали или описание, представленное в плане спецификации детали
Обозначение и индекс детали Дается Службой по инжинирингу
Составлено Фамилия представителя подразделения, заполнившего документ 8Б
Должность Должность представителя подразделения, заполнившего документ 8Б
Дата Дата заполнения документа 8Б
Валидация (кем) Фамилия представителя подразделения, разрешившего передачу документа 8Б
Должность Должность представителя подразделения, разрешившего передачу документа 8Б
Дата Дата утверждения документа 8Б
Этапы процедуры. Этап 0 «Создание команды».
Организация экспертной группы специалистов, которые знают процесс и/или продукцию. Члены команды должны обладать необходимыми полномочиями и компетентностью для решения проблем и внедрения корректирующих действий. В команде должен быть назначен руководитель.
Подразделение должно предоставить в дирекцию по качеству список членов команды в течение 48 часов с момента получения запроса на проведение процедуры
Этап 1 «Детальное описание несоответствия»
Подразделение должно подробно описать проблему потребителя, определив, с чем проблема и в чём она заключается, и детализировать проблему в количественном отношении.
Необходимо заполнить часть 1 отчёта 8В, отвечая на вопросы: Кто? - конечный потребитель (если необходимо, описать его); Что? - техническое описание последствий, но не анализ корневых причин; Где? - цех, линия сборки, автомобили, находящиеся в эксплуатации; Когда? -дата и время (если возможно) обнаружения отклонения; Как? - как клиент обнаружил отклонение?; Почему? - почему это является проблемой?
Этап 2 «Анализ аналогичных изделий»
Цель данного этапа состоит в том, чтобы выявить, какая еще продукция может быть затронута данной проблемой и таким образом привести к несоответствиям.
При оформлении части 2 отчёта на всех строках должны быть заполнены ячейки («ДА» или «НЕТ»).
В случае простановки отметки в ячейке «ДА» необходимо указать номер детали, тип автомобиля и т.д.
При заполнении поля «Прочее» указывается другая площадка сборки автомобилей на которую может повлиять несоответствующая продукция, или другая площадка поставщика с тем же технологическим процессом.
Этап 3 «Предварительный анализ»
Целью данного этапа являются: определение места производственного процесса подразделения, где должно было быть обнаружено несоответствие; выяснение, почему несоответствие не было выявлено (таким образом, найти ошибки или отклонения
365
в процессе отслеживания качества); проверка ошибок в документированных процедурах, описывающих выполнение процесса. При оформлении части 3 отчёта 8D на всех строках должны быть заполнены ячейки («ДА» или «НЕТ»).
По каждому случаю простановки отметки в ячейке «ДА», необходимо указать причины необнаружения несоответствия.
Я1> - НЕСООТВЕТСТВИЕ И КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
■гг
\/т*
К мм и.» гртдгдоп. |ДМ пкгам*
■»■лягни»« ЯДОпа
Метут л* дрг-'ш шДОи-с ДН}«^ ?__
-1-1-
Щ| № И*нн«яг«рщ|I
1 ММ ^..ни-дсп I
С т/и.
К»' кАг'Л'кф**«***' гадим* юд?^« ■
£ Цв«н ДМСИИ
^ичмтыАМ гмлтрм«»« кДОНЯЯМЛ *«
ВДМ^га • бгАрЦ««*
¿кцлют морамьмп дйцщим. щпи»*«,
От«.
В 1*НМ»П фОМП-ДО П**»:ПЗ <*->и»ТС1*К«1»«ГТПВР* &игь аЬЩ
Л« Н.1
№ аг-рмч» Рйр^вЧ*
Лдгоп» доли** »о мша,**
• Пирсоны. м»1»счш, я г#тйРнТ»-». ' В'хТГ'Хм Кто'. Г*»?, 'чУА». П^вУу?,
* ш Проц^с*. и^шл»««»*,
Нхч.
11«
Ее* м ДддаОЧйиы« А*3<Ч»?
•»(Ли
это п-здич™*»*.!'
'ри'-оп» [ Л;-.|.м*«-ы г.
*Кпм1д>йпь *
Пхм АГАГИМ* мо&мАяи* *Ш мгт/ каыннм
«ПИКИ»* 4« ГГ**»»1 ?
-V«-» «Г??
Папы ЯНрйаЬ ЧМ
ни
ЧцйЖн
СрМпа* м . анфл»
Реутов шЗАМ"* ■ ехгэмй
Кшориь
Рис. 3. Форма отчета 8В
Этапы процедуры 8Б
1-3
Описание несоответствия, анализ аналогичных изделий, предварительный анализ
Сроки
48 часов
п
Срочные действия
С
Отослать отчет 8П в дирекцию ао качеств}'
Окончательный анализ причин
ТГ
План
окончательных действии
Анализ результативности окончательных действий
Ж
Контроль выполнения и учёт опыта
10 календарных дней
Отослать отчет 8О е дирекцию но качеству
1 месяц
Отослать отчет 8П в дирекцию но качеству
Рис. 4. Сроки реализации этапов процедуры 81)
По каждой причине необнаружения несоответствия должны быть разработаны мероприятия и учтены при формировании окончательного плана действий (этап 6).
366
Этап 4 «План срочных, сдерживающих действий»
Целью данного этапа является защита потребителя в течение 48 часов для того, чтобы обеспечить необходимое время для устранения причин необнаружения несоответствия. Планы действий должны быть адаптированы к проблемам и вопросам необнаружения.
При оформлении части 4 отчёта 8D необходимо указать количество (в штуках, тоннах, единицах тары, но не в процентах) годной или негодной продукции; заполнить все поля, если влияния нет, сделать пометку «не касается».
Отчёт 8D с 4 заполненными частями должен быть направлен в Дирекцию по качеству в течение 48 часов с момента получения запроса на проведение процедуры 8D. К отчёту 8D должны быть приложены фото со способами маркировки годной продукции (тип этикетки или идентификации, размещение, цветная маркировка и т.д.); карта контроля процесса; карта сортировки и доработки (количество годных и негодных); данные по квалификации контрольного персонала (количество персонала, осуществляющего контроль продукции, временно исполняющие обязанности, данные по обучению); описание зоны контроля (цех, изолятор, освещение, чистота, оснащённость).
Этап 5 «Окончательный анализ причин». Целью данного этапа является определение корневых причин несоответствия и необнаружения, что должно позволить разработать соответствующие действия по их устранению. На данном этапе не разрабатываются решения. Каждая причина (появление и не обнаружение) должна повлечь за собой минимум одно действие для выполнения его на этапе 6.
Этап 6 «План окончательных действий». На данном этапе выполняются действия, направленные на устранение корневых причин несоответствия (этап 5) и необнаружения (этап 3). Действия, как правило, включают в себя изменение системы, практики, процедуры. В части 6 отчёта 8D указываются действия, которые предпринимались подразделением для исключения изготовления дефектных изделий в будущем.
Этап 7 «Анализ результативности окончательных действий». На данном этапе проводится анализ выполнения действий и оценивается их результативность как для устранения коренных причин несоответствия, так и для причин необнаружения. В части 7 отчёта 8D указываются объективные свидетельства результативности предпринятых действий. Для этого к отчёту 8D должны быть приложены доказательства, например, протоколы испытаний, расчёт коэффициента воспроизводимости процесса, статистика дефектности и т.д. В качестве доказательства результативности действий не могут служить ссылки на необнаружение несоответствий потребителем.
Этап 8 «Контроль выполнения и учёт опыта». Данный этап необходим для стандартизации и капитализации (закрепления опыта) по действиям, выполненным для устранения несоответствия и исключения его повторения на подобных процессах или продукции, на других линиях, заводах и т.д. К полностью оформленному отчёту 8D необходимо приложить пакет созданных или измененных документов. В графе «Прочее» части 8 отчёта 8D могут указываться мероприятия Poka Yoke, ссылки на план технического обслуживания, планировочные чертежи, описание условий логистики и т.д.
Список литературы
1. Благовещенский Д.И. Разработка методологии и инструментария комплексной программы улучшений для повышения конкурентоспособности машиностроительных (автосборочных) предприятий: дис. ... д-ра техн. наук: 05.02.23 / Благовещенский Дмитрий Иванович; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Самар. гос. техн. ун-т. - Самара, 2021. 600 с.
2. Козловский В.Н. Обеспечение качества и надежности системы электрооборудования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Моск. гос. автомобил.-дорож. ин-т (техн. ун-т). Тольятти, 2010. 428 с.
3. Панюков Д.И., Козловский В.Н. Эффективное применение метода анализа видов, последствий и причин потенциальных дефектов (FMEA) в автомобилестроении // Монография. Самара, 2016. 202 с.
Благовещенский Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, доцент, директор, [email protected], Россия, Тула, ФБУ «Тульский ЦСМ»,
Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Панюков Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой, di.panyukov@,gmail.com, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Крицкий Алексей Викторович, аспирант, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет
MODERNIZED PROCEDURE FOR SOLVING QUALITY PROBLEMS OF PURCHASED
AUTOMOTIVE COMPONENTS
D.I. Blagoveshchenskiy, V.N. Kozlovsky, D.I. Panyukov, A.V. Kritsky
The article presents the results of the development and implementation of a modernized methodology for solving quality problems of purchased automotive components in car assembly production.
Key words: machine-building (auto-assembly) enterprise, competitiveness, quality, automotive components, car.
Blagoveshchenskiy Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, director, [email protected], Russia, Tula, FBU«Tula CSM»,
Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,
Panyukov Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, head of the department, di.panyukov@,gmail.com, Russia, Samara, Samara State Technical University,
Kritsky Alexey Viktorovich, postgraduate, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University