Научная статья на тему 'Модернизация железнодорожного транспорта, как фактор повышения качества транспортного обслуживания'

Модернизация железнодорожного транспорта, как фактор повышения качества транспортного обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2300
741
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОАО РЖД» / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрин К. С., Обухова О. В.

Успех, процветание и развитие любой современной организации определяются множеством факторов как внутренней, так и внешней среды. Однако наступивший век по праву называют веком качества. Только качество продукции или услуг при всем многообразии производимых аналогичных товаров (услуг) может привлечь потребителя и обеспечить получение прибыли, а это в современном мире без внедрения инноваций не возможно. Модернизация железнодорожного транспорта является основным направлением развития отрасли на данном этапе реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация железнодорожного транспорта, как фактор повышения качества транспортного обслуживания»

Модернизация железнодорожного транспорта, как фактор повышения качества транспортного обслуживания Modernization of the railway of transport, as the factor of increase quality of transport service

Юрин К.С. аспирант

Кафедра «экономика транспорта», УрГУПС

Обухова О.В. ассистент

Кафедра «экономика транспорта», УрГУПС

ovobuhova@mail. га

Jurin KS

graduate student (an assistant) Department «Transport Economics» UrGUPS

Obukhova O.V. assistant

Department "Transport Economics" UrGUPS

ovobuhova@mail. ru

Аннотация

Успех, процветание и развитие любой современной организации определяются множеством факторов как внутренней, так и внешней среды. Однако наступивший век по праву называют веком качества. Только качество продукции или услуг при всем многообразии производимых аналогичных товаров (услуг) может привлечь потребителя и обеспечить получение прибыли, а это в современном мире без внедрения инноваций не возможно. Модернизация железнодорожного транспорта является основным направлением развития отрасли на данном этапе реформирования.

Annotation

Success, prosperity and development of any modern organization are determined by many factors, both internal and external environment. However, The onset age is rightly called the century of quality. Only the quality of products and

services across a variety of produced similar goods (services) may attract consumers and to ensure a profit, which in the modern world without innovation is not possible. Modernization of railway transport is a major development area at this stage of reform.

Ключевые слова

Модернизация, железнодорожный транспорт, ОАО РЖД», эффективность, качество, стратегия, инновации, инвестиции.

Keywords

Modernization, railways, RZD ", efficiency, quality, strategy, innovation and investment.

Железнодорожный транспорт Российской Федерации является основой всей транспортной инфраструктуры страны. Его эффективное функционирование играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на новый инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в изменяющейся мировой экономической системе. От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы его дальнейшего социально-экономического развития, а также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, укрепление единства пространства, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов, повышения ресурсной независимости и глобальной конкурентоспособности России.

ОАО «РЖД» является безусловным лидером на российском транспортном рынке с точки зрения объемов и географии транспортных услуг. Однако лидерство по объемам еще не означает достижение высшего уровня финансово-экономических результатов деятельности. При этом достижение

компанией высокой рентабельности за счет ценового фактора невозможно, так как тарифы на услуги ОАО «РЖД» жестко ограничиваются государственным регулированием и обязательствами по выполнению коммерчески неэффективных, но социально значимых перевозок. В то же время во многих рыночных сегментах - как правило, высокодоходных - уже сегодня ОАО «РЖД» работает в условиях возрастающей конкуренции. Это требует разработки и реализации активной стратегии в области повышения качества оказываемых услуг и эффективности перевозок для формирования возможностей конкуренции [1].

В 2001 Правительством РФ была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте до 2010 года, предусматривавшая на первом этапе (2001-2002) проведение работ по разграничению видов деятельности и преобразование МПС в ОАО «РЖД», но втором этапе (20032005) - создание АО на базе самостоятельных видов деятельности, рост конкуренции в грузовых перевозках, сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок, на третьем (2006-2010) - переход большей (60 %) части грузового парка в частную собственность.

В 2008 Правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, в которой описан комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог, модернизации и введению новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог.

Кризис, больно ударивший по экономике регионов Уральского округа, отразился и на работе ее главной транспортной артерии: предприятия сократили производство, а значит, упал и объем перевозимых грузов. Однако, несмотря на снижение доходов от перевозок, железная дорога работает без сбоев и продолжает инвестировать в развитие инфраструктуры.

В последние годы дорога не только активно ремонтировала и развивала инфраструктуру, но и существенно обновила подвижной состав. Так за 20082011гг. ОАО «РЖД» закупила на Уралвагонзаводе более 30 тысяч вагонов, в том числе более 300 полувагона нового поколения. Руководство дороги

принимало деятельное участие в реализации проекта уральского электровоза нового поколения, который начали выпускать на УЗЖМ.

Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года на период 2008-2015 года определен объем необходимых инвестиций на модернизацию и развитие железнодорожного транспорта общего пользования в размере 4165 млрд. рублей, как по минимальному, так и по максимальному варианту развития. Таким образом, ежегодные инвестиции в модернизацию и развитие железнодорожного транспорта общего пользования, обеспечивающие достижение целевого состояния модернизированной сети железных дорог России в 2015 году, должны составлять не менее 520 млрд. рублей. И это без учета компенсации значительного снижения инвестиций в период экономического кризиса 2008-2009 года.

На данный момент активно идет реализация еще одной стратеги ОАО «РЖД» - Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года [2]. Главные направления инновационного развития ОАО «РЖД» это:

- развитие интеллектуальных систем управления перевозочным процессом на базе современных цифровых телекоммуникационных и спутниковых технологий, специализированных информационно-управляющих систем;

- создание и внедрение современных транспортно-логистических систем, включая высокоскоростное и скоростное движение;

- освоение технологий производства подвижного состава, соответствующего по основным характеристикам лучшим мировым образцам, и его обновление на этой основе;

- создание эффективного управления ресурсами на основе формирования системы эксплуатационных показателей надежности и безопасности инфраструктуры и подвижного состава, методов их применения с учетом оценки рисков на всех этапах жизненного цикла;

- внедрение инновационных материалов, технических средств и технологий в области эксплуатации и ремонта инфраструктуры и подвижного

состава, обеспечивающих снижение стоимости жизненного цикла и повышение надежности;

- разработка и внедрение технологической платформы http:/Л^zd.m/isvp/puЫicЛ^zd?STRUCTURE Ю=5116.

13 апреля 2011 года рабочей группой по развитию частногосударственного партнерства в инновационной сфере при правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям одобрена Программа инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года. 19 апреля 2011 года данная Программа одобрена Советом директоров ОАО «РЖД».

Целевое состояние модернизированной сети железных дорог России в 2015 году должно соответствовать темпам развития страны и Программе инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года.

Состояние железнодорожной инфраструктуры будет обеспечивать текущие потребности экономики в перевозках, как по объему, так и по качеству. Сеть железных дорог станет ключевым транспортным элементом национальной логистической инфраструктуры. Магистральные направления сети будут интегрированы в международные транспортные коридоры (Восток-Запад, Север-Юг). Предстоит реализовать программу электрификации основных грузонапряженных направлений. В эксплуатацию должен поступать подвижной состав, соответствующий по основным характеристикам (производительности, скорости, надежности) мировому уровню. При осуществлении текущего содержания, технического обслуживания и ремонта преимущественное распространение получат безлюдные технологии. Намечено повышение скорости перевозок. Будет сокращено воздействие железных дорог на окружающую среду. Кардинальным образом повысятся возможности по осуществлению интермодальных перевозок грузов и пассажиров, в т.ч. с использованием контейнеров различных типов для перевозок грузов различными видами транспорта.

Стратегия инновационного развития должна осуществляться на основе Программы инновационного развития холдинга «РЖД», скоординированной с инвестиционными программами его подразделений [3].

В области качества в этих стратегиях стоят следующие задачи:

- повышение качества транспортно-логистических услуг путем интеграции отдельных составляющих процесса перевозки в единую логистическую цепочку и предоставление клиентам комплексных услуг по перевозке грузов «от двери до двери» по принципу «одного окна»;

- внедрение современных логистических технологий управления перевозочным процессом;

- формирование и развитие эффективной сбалансированной терминально-складской сети на всей территории России путем создания грузоперерабатывающих терминалов, мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения, предоставляющих широкий спектр складских, таможенных и сопровождающих услуг;

- обновление железнодорожного подвижного состава;

- разработка и производство технических средств нового поколения для скоростных и высокоскоростных магистралей, включая инфраструктуру и подвижной состав;

- подготовка кадров для обеспечения скоростного и высокоскоростного движения;

- формирование системы государственного тарифного регулирования и методологии построения тарифов, способствующих сокращению транспортных издержек в экономике, проведение гибкой тарифной политики.

Реализация стратегий не возможна без проведения активной инвестиционной и инновационной политики на транспорте.

Совершенствование инвестиционной политики на этапе реформирования отрасли железнодорожного транспорта связано с высокой степенью морального и физического износа основных производственных фондов.

Инвестиции по своему существу являются мотором экономики, обеспечивающим ее движение вперед. И, в свою очередь, инвестиционные

мероприятия призваны решать на железнодорожном транспорте следующие задачи:

- привлечение дополнительных объемов перевозок за счет максимального привлечения грузов и пассажиров, повышения эффективности транспортного обеспечения;

- развитие информационного обеспечения для эффективного управления перевозочного процесса. Повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта в районах с альтернативными вариантами перевозок;

- внедрение ресурсосберегающих технологий;

- повышение безопасности, надежности, экологичности и ритмичности эксплуатационной работы.

Инновационное развитие железнодорожного транспорта ведет так же к усилению конкуренции на транспортном рынке и изменению во взаимоотношениях с клиентурой, что потребовало переориентации железнодорожного транспорта на маркетинговые принципы управления, в которые входит не только рассмотрение внутренних факторов, но и внешних, влияющих на работу железнодорожного транспорта (Схема 1). Вместе они образуют маркетинговую среду железнодорожного транспорта. Анализ маркетинговой среды и уменьшение влияния факторов внутренней среды поможет улучшить уровень качества транспортного обслуживания и уменьшит конкуренцию на транспортном рынке. Чтобы завоевать привлекательность на образовавшемся «рынке покупателей» транспортных услуг, железным дорогам необходимо обеспечить высокое качество, оперативность, доступность, комплексность и надежность транспортного обслуживания грузовладельцев [4].

Таким образом, развитие железнодорожного транспорта соответствует модернизационному курсу экономической политики, который базируется на развитии человеческого потенциала нации.

Факторы, определяющие уровень качества транспортного обслуживания и влияющие на его повышение

Технология производства у предприятий -грузовладельцев

Финансовое Уровень качества Острота

состояние транспортного Величина неценовой

предприятий - обслуживания у конкурентной борьбы эластичности спроса

грузовладельцев конкурентов

Возможность применения гибкой ценовой политики

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Стимулирование к сохранению прежнего уровня качества

Уровень качества обслуживания грузовладельцев железнодорожным транспортом

Стимулирование к А

повышению качества

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

Разветвленность транспортной Технический уровень и степень износа Технологический Уровень использования

сети, наличие подъездных технических средств железных дорог уровень трудовых ресурсов

путей у предприятий - (локомотивный и вагонный парк, устройства железнодорожного железнодорожного

грузовладельцев СЦБ и связи, верхнее строение пути и др.) транспорта транспорта

Факторы, ограничивающие уровень качества транспортного обслуживания

Схема 1 - Факторы внешней и внутренней среды, определяющие уровень качества транспортного обслуживания

Библиографический список

1. Соколов Ю.И. Проблемы и методы формирования спроса на грузовые железнодорожные перевозки. - М.: Изд-во «Маршрут», 2005.

2. Стратегия инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года (Белая книга ОАО «РЖД»)

3. Лапидус Б.М. Управление качеством в ОАО «РЖД»: новые подходы // Электронный журнал «Реформа железных дорог» (http://www.reformarzd.ru/archive/). - 2005.

4. Рачек С.В., Пикалин Ю.А., Обухова О.В. Экономический анализ деятельности региональных структур железнодорожного транспорта в условиях внедрения инноваций/ Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2012. № 1.

Bibliography

1. Sokolov Y. I. Problems and methods of formation of demand for

cargo rail of carriage. - M.: Izd-vo The 'Route », 2005.

2. The strategy of innovative of development of OJSC «Russian

railways» for the period up to 2015 (White Book of of OJSC «RZD»)

3. Lapidus Б.М. Quality management into the of OJSC "Russian

Railways": new approaches / / Electronic magazine "on Railways Reform» (http://www.reformarzd.ru/archive/). - 2005.

4. Rachek SV, Pikalin Yu.A., Obukhova OV Economic analysis of activity of regional structures of railway transport in conditions of introduction of innovations / Scientific problem of transport of of Siberia and the Far of the East. - 2012. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.