Н.М. РОЗИНА
советник ректора Финакадемии, к.пед.н., доцент
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принимаемые в соответствии с указанными законами нормативные правовые акты РФ.
Остановимся на изменениях в законах за последние три года и издании нормативных актов Минобрнауки России.
Закон РФ «Об образовании» был принят в 1992 г., а Федеральный закон по высшему образованию - в 1996 г. на волне демократизации всех сфер жизни. По мнению российских и зарубежных экспертов в области образования, а также по оценке их реализации в период до 2004 г., они носили прогрессивный характер. Именно эти законы помогли выжить системе образования в годы слабого государственного финансирования, сформировать значительный негосударственный сектор образования, отработать новые для России механизмы перехода на государственные образовательные стандарты, процедуры лицензирования и аккредитации образовательных программ.
Необходимо обратить внимание, что за период с 1996 по 2004 годы Федеральным собранием было принято 6 изменений в ФЗ о высшем образовании, которые не повлияли на его демократический дух, проявившийся в широкой юридической и экономической самостоятельности образовательных учреждений.
А за период с 2005 по 2009 годы было принято 25 изменений.
Какими факторами были вызваны эти изменения в законодательстве об образовании?
Прежде всего, это усиление роли государства в регулировании экономических и административных отношений в сфере образования, разграничение полномочий между федерацией и субъектами РФ.
Но важнейшим для высшей школы фактором изменения законодательства стала потребность в её модернизации в соответствии с принятыми Правительством в декабре 2004 г. Приоритетными направлениями развития образовательной системы до 2010 г.
Основной целью приоритетных направлений в части высшего профессионального образования является повышение его качества.
Какие инструменты планировалось при этом использовать?
1. Введение уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень).
При этом предусматривалось, что по некоторым специальностям, определяемым в особом перечне, целесообразно в настоящее время сохранить подготовку специалистов.
Почему вопрос об уровневом высшем образовании встаёт так остро? Прежде всего, потому, что по полученной в вузе специальности работают не более 35% специалистов. А по техническим специальностям, для которых характерна узкая направленность, и того меньше (машиностроение - 40% у нас, за рубежом - 1%).
Если проанализировать, как реализуются на рынке труда специализации, полученные в вузе, цифра составит единицы, а то и доли процента. В 90-е гг. прошлого столетия, в период стагнации
экономики, когда потребность в выпускниках вузов и техникумов была мизерной, вузы стали развивать специализации, удовлетворяющие потребности кафедр, отдельных профессоров и доцентов, но не потребителей кадров.
Планирование объёмов подготовки специалистов на пять лет вперёд также является трудновыполнимой задачей в эпоху, когда быстро меняются технологии, создаются новые и ликвидируются старые экономические структуры.
Как реализовывалась данная задача приоритетных направлений?
В начале 2005 г. был подготовлен законопроект, который обсуждался в течение трёх лет. В конце 2007 г. был принят Федеральный закон № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления уровней высшего профессионального образования). Законом были установлены два уровня ВПО: бакалавриат и подготовка магистров или специалистов. На базе школьного образования можно поступить в бакалавриат или специа-литет. В магистратуру - на базе бакалавриата или с дипломом специалиста, но с оплатой стоимости обучения. В переходный период 2009-2010 гг. разрешено принимать в магистратуру на бюджетные места специалистов.
Вместо существующих 530 специальностей ВПО сохранены 107 специальностей. Предполагается, что количество направлений подготовки составит около 140. При этом перечень направлений подготовки магистров шире, чем перечень направлений бакалавриата.
Поскольку сегодня перед системой высшего образования встают задачи, связанные не только с удовлетворением текущих потребностей экономики страны в квалифицированных кадрах, но и с интеграцией Российской Федерации в мировое образовательное пространство, введение уровней бакалавриата и магистратуры позволит значительно расширить экспорт образовательных услуг.
2. Разработка принципиально новых образовательных стандартов, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность.
Для реализации этой задачи были развёрнуты работы по формированию проекта стандарта в компетентностном формате. Научно-педагогической общественностью высшей школы был проанализирован опыт европейских университетов по переходу к компетентностной парадигме реализации образовательных программ, а также советский опыт отечественной высшей школы по разработке квалификационных характеристик. Параллельно с разработкой нового формата стандарта проводилось формирование новых норм законов по проблемам стандартизации.
В начале 2007 г. коллегией Министерства был одобрен макет стандарта высшего профессионального образования, а в конце 2007 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». В соответствии с законодательством появилось понятие «федеральный государственный стандарт», главным компонентом которого стало не содержание подготовки, а требования к уровню подготовленности выпускника. Особенности ФГОС ВПО по отношению к ГОС, это:
- формирование, совместно с работодателями, требований к выпускнику в виде компетенций;
- широкая академическая свобода вуза в формировании ООП, вплоть до перечня дисциплин;
- переход на зачётные единицы;
- жёсткие требования к условиям реализации ООП;
- требования к контролю качества ООП.
В настоящее время большая часть проектов стандартов высшего образования разработана, прошла экспертизу и обсуждение на совете Министерства по ФГОСам, утверждена приказами Министра и находится на регистрации в Минюсте России.
3. Создание условий для инновационного развития системы профессионального образования, интеграции образовательной, научной деятельности.
Для реализации этой задачи был разработан федеральный закон по вопросам интеграции образования и науки, который внёс изменения как в законодательство о высшем профессиональном образовании, так и в законодательство о науке.
В соответствии с указанным законом, интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путём использования новых знаний и достижений науки и техники.
Было узаконено создание на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную деятельность, а также создание вузами на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс (техника, медицина).
Кроме того, были решены имущественные вопросы, возникающие при интеграции научных организаций и вузов: вузы, с согласия учредителя и на основании договоров, теперь имеют право передавать научным организациям в пользование движимое и недвижимое имущество, и наоборот. Причём эти отношения могут возникать на безвозмездной основе.
ВЕСТНИК ФА ♦ 3'2010
Например, дорогостоящее оборудование, закупленное инновационными вузами в период реализации национального проекта, в настоящее время успешно используется и научными организациями, а новые научные достижения внедряются в образовательный процесс.
4. Интеграция высшего образования и практической деятельности, активное участие работодателей в профессиональном образовании.
Для реализации этой цели был подготовлен и принят соответствующий Федеральный закон, который получил своё развитие в постановлении Правительства РФ, определившем правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования.
Что зафиксировано этими документами?
Работодатели имеют право представлять экспертные заключения на законопроекты в области профессионального образования, принимать участие в мониторинге и прогнозировании потребностей в специалистах, вносить предложения по оптимизации сети образовательных учреждений, вносить предложения по перечню направлений подготовки, специальностей и профессий, а также проектов федеральных государственных образовательных стандартов.
Кроме того, объединения работодателей получили право участвовать в контроле качества профессионального образования. Проводить экспертизу учебников и учебных пособий, участвовать в государственной итоговой аттестации выпускников.
Наглядным примером реализации этих документов стал тот факт, что представленные в Мин-обрнауки России проекты ФГОС ВПО были завизированы объединениями работодателей, при их наличии, или руководителями крупных организаций. Было подсчитано, что в разработке проектов новых стандартов приняли участие более 4,5 тыс. организаций.
5. Формирование национальной инновационной системы высшего профессионального образования с целью преодоления постоянного отставания системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество.
Как известно, для решения этой задачи с 2006 по 2008 годы в системе высшего профессионального образования реализовывался Приоритетный национальный проект по отбору инновационных вузов.
Объём средств федерального бюджета, направленных на поддержку 57 учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, составил 20 млрд рублей.
Реализация ПНПО позволила значительно обновить их материально-техническую базу. Например, в МГТУ им. Н.Э. Баумана закуплен высокопроизводительный компьютерный кластер, в Томском государственном университете - суперкомпьютер «СКИФ Cyberia», который может стать одним из первых кластеров в мире, использующих в качестве операционной системы Microsoft Windows Compute Cluster Server 2003, созданной специально для параллельных вычислений, в Нижегородском государственном университете, совместно с Microsoft, открыт единственный в России центр компетенции в области высокопроизводительных вычислений.
В ходе разработки образовательной структуры новых федеральных университетов, а также осуществления инновационных программ 57 вузов - победителей национального проекта, получила развитие подготовка магистров для науки и наукоёмких технологий. Практика победителей показала, что такие программы эффективно реализуются в условиях тесной интеграции образования, науки и производства. Она послужила основой для формирования концепции развития сети национальных исследовательских университетов.
Закупка вузами современного, мощного компьютерного оборудования направлена на повышение качества не только образовательного процесса, но и научных исследований. Кроме того, наличие уникального оборудования в центрах коллективного пользования позволяет развивать совместные исследования и укреплять связи с образовательными, научными и производственными партнёрами.
Формирование новой образовательной среды в вузах позволяет выпускать специалистов, обладающих необходимым уровнем компетенций не только для обеспечения текущих потребностей экономики, но и способных осуществлять её опережающее развитие.
6. Дифференциация системы высшего профессионального образования.
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается более 1200 государственных и негосударственных вузов и более 2000 филиалов. В соответствии с законодательством, до последнего времени на основе аккредитационных показателей выделялось 3 вида вузов: университет, академия, институт.
Более половины из всех вузов имели статус университетов.
Такая широкая сеть вузов и их филиалов привела к дублированию подготовки кадров в регионах, снижению престижности высшего образования.
В ходе реализации приоритетного национального проекта началось укрупнение вузов путём создания федеральных университетов. Как известно, первыми стали Южный и Сибирский федеральные университеты. В настоящее время формируются Дальневосточный, Поволжский, Арктический, Уральский и Северо-Восточный федеральные университеты.
Приоритетный национальный проект продемонстрировал необходимость создания национальных исследовательских университетов.
Финансирование как федеральных, так и исследовательских университетов должно осуществляться на основе программ, одобренных Правительством.
В 2008 г. был принят Федеральный закон, внёсший изменения в видовые отличия вузов, поскольку вид образовательного учреждения, в соответствии с Законом «Об образовании», может определяться как на основе результатов аккредитации, так и законодательно.
Теперь, наряду с вышеназванными видами, «федеральный университет» выделен как отдельный вид вуза, чей статус приобретается при его создании Правительством. «Национальный исследовательский университет» - это отдельная категория университетов, определяемая на конкурсной основе. В 2009 г. отобрано 12 таких университетов. Всего за три года планируется отобрать более 40 национальных исследовательских университетов.
Выделен особый статус МГУ и СПбГУ.
Таким образом, можно констатировать, что за последние годы созданы законодательные основы
для модернизации системы высшего профессионального образования.
Законодательные и нормативные изменения подкреплены соответствующими изменениями финансирования системы образования - как в части увеличения объёмов, так и обновления механизмов финансирования.
Наряду с дополнительной государственной поддержкой, в рамках приоритетного национального проекта более чем в 2 раза (за 4 года) увеличены объёмы финансирования отрасли. При этом гораздо больший вес приобрели программно-целевые методы ресурсного обеспечения. Почти в 3 раза возрос объём средств, направленных на научные исследования в вузах. Вузы стали активнее участвовать в получении грантов на научные разработки.
Введены доплаты кандидатам и докторам наук. В среднем заработная плата в системе высшего образования за последние три года возросла в 2,5 раза. Министерство активно работает над
введением новой системы оплаты труда, стимулирующей повышение качества работы преподавателей.
Принята федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры». Она направлена на стимулирование притока молодых талантливых учёных в высшее образование и науку. Общий предполагаемый объём финансирования программы - 50 млрд рублей.
Таким образом, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, принятые Правительством в декабре 2004 г., в основном выполнены.