Создание новой системы подготовки молодых специалистов для отечественных правоохранительных органов является одной из весьма нелегких задач, возникших с появлением на свет Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [1]. И это вполне закономерно, поскольку исключительно при наличии квалифицированных специалистов, обладающих высокими морально-нравственными качествами, правовой культурой, можно поистине укрепить правопорядок в государстве, обеспечить реальную защиту граждан. Ведомственная же система профессионального образования представляет собой источник кадров, которые адаптированы к специфическим условиям работы органов внутренних дел [2, с. 13-19].
В рамках крупномасштабной реформы МВД России наряду с целенаправленным внедрением новых принципов деятельности, глобальной корректировкой ценностных ориентиров, основательной разработкой новых критериев объективной оценки служебной деятельности сотрудников, появилась явная необходимость внесения изменений в организацию и содержание профессиональной и морально-психологической подготовки полицейских кадров в соответствии с требованиями времени. В связи с этим, как известно, во всех вузах МВД России активно проводилось реформирование, включающее реорганизацию структуры, а также сокращение численности образовательных учреждений МВД России.
В ходе первого этапа реформирования системы образования МВД России, состоявшегося в 2011 г., произошла ликвидация или перепрофилирование малоэффективных филиалов, расширение системы образовательных учреждений дополнительного профессионального образования. Статистика свидетельствует, что до начала данной реформы в систему МВД России входило 32 образовательных учреждения и 26 их филиалов. К тому же успешно функционировало 107 центров профессиональной подготовки территориальных органов МВД России [3, с. 11-12]. Сегодня же, после осуществления мероприятий по оптимизации, ведомственная образовательная система включает в себя 3 университета, 4 академии, 12 институтов (2 из них - институты повышения квалификации), 10 филиалов, 2 кинологические школы, 6 суворовских училищ, 90 центров профессиональной подготовки [4, с. 3].
В настоящее время в обеспечении процесса обучения занято более 24 тыс. сотрудников. В вузах МВД России обучается около 25 тыс. человек на очной форме и более 35 тыс. человек на заочной форме. Кроме того, в учебных заведениях и центрах профессиональной подготовки ежегодно осуществляют первоначальную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более 70 тыс. сотрудников [4, с. 4].
С сентября 2011 г. отечественная система высшего профессионального образования взяла курс на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования третьего поколения. Безусловно, перед ведомственными образовательными учреждениями были поставлены задачи, направленные на формирование принципиально нового высокопрофессионального ядра полицейских кадров, которые были обусловлены качественно новыми требованиями к системе образования, воспитания, структуре и содержанию профессиональной подготовки сотрудников полиции. При этом предусматривается, что первоочередное внимание следует уделить сбалансированному насыщению полицейских подразделений специалистами, обладающими компетентностью и имеющими высшее образование по требуемым профилям. Такие специалисты должны быть готовы к выполнению функциональных обязанностей в быстро изменяющихся условиях, используя необходимые методы, а также современные компьютеризованные технические средства. Они должны стремиться к профессиональному самообразованию, личностно-профессиональному саморазвитию [5, с. 32].
Важным событием в сфере высшего профессионального образования является тот факт, что совместными усилиями МВД России и других министерств и ведомств силового блока удалось отстоять право на подготовку основной части кадров для органов внутренних дел по пятилетним программам второго уровня высшего профессионального образования с присвоением квалификации «специалист». Нельзя не отметить и огромную фундаментальную работу, проделанную сотрудниками ряда ведомственных учебных заведений, по разработке семи федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения (ФГОС
ВПО) и одного стандарта среднего профессионального образования. Данная работа была высоко оценена руководством МВД России [6, с. 27; 7, с. 17].
Модернизацию российской педагогической системы необходимо претворять в жизнь на базе комплексного подхода, охватывающего все ее звенья и уровни. Для этого следует, прежде всего, осуществить модернизацию системы первоначальной подготовки в организационном и штатном направлениях, в частности, путем создания межрегиональных центров профессиональной подготовки. При этом такие центры должны иметь квалифицированных преподавателей и достаточно развитую материально-техническую базу, предоставляющую возможность осуществлять кадровую подготовку полицейских на должном уровне. С этой целью требуется серьезная работа по основательному обновлению образовательных программ, разработки нового поколения программ переподготовки лиц, которые поступают на службу в ОВД, в том числе и из числа лиц с высшим неюридическим образованием.
В серьезном реформировании нуждается система целевого отбора кандидатов на обучение с учетом имеющегося у них образовательного уровня. При решении данной задачи целесообразно уделить особое внимание профориентационной работе среди военнослужащих срочной службы. В поле зрения должен быть вопрос, касающийся подготовки в ведомственных учебных заведениях по программам среднего профессионального образования военнослужащих срочной службы [4, с. 4].
Что касается среднего профессионального образования в системе подготовки сотрудников в МВД России, то следует подчеркнуть, что оно не ликвидировано. Действительно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о сокращении набора в образовательные учреждения МВД России набор на обучение по программам среднего профессионального образования по очной форме обучения был временно приостановлен. Однако в 2013 г., как известно, планируется возобновить набор в образовательные учреждения МВД России по данным программам на очную и заочную формы обучения. При этом будут учитываться потребности территориальных органов внутренних дел [3, с. 13].
Стоит отметить и тот факт, что в ходе реформирования в органах внутренних дел потребность в специалистах среднего звена не только не исчезла, а увеличилась. Наглядным подтверждением данной ситуации является то, что руководителям нередко приходится укомплектовывать должности выпускниками гражданских вузов, направляя их в центры профессиональной подготовки с целью прохождения обучения. Однако нельзя не согласиться с утверждением, что даже самый лучший центр не может восполнить обучение и воспитание, которое получали молодые люди на протяжении трех-четырех лет в ведомственных средних школах и колледжах [8, с. 17].
Профилизация образовательных учреждений посредством возложения на них функций научно-методических и учебно-научных центров по приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности представляет собой ключевое условие модернизации. Вполне очевидно, что профилизация придаст образовательному процессу выраженную практическую направленность, позволит обеспечить, с одной стороны, тесную связь профессорско-преподавательского состава вузов и ученых с практической деятельностью, а с другой стороны, взаимодействие преподавателей и сотрудников органов внутренних дел. При установлении профилей образовательных учреждений берутся во внимание наработки известных научных школ, накопленный опыт подготовки специалистов той или иной квалификации, а также наличие необходимой учебно-материальной базы. Следует учитывать и тот факт, что в ходе процесса профилизации требуется установить и поддерживать тесное взаимодействие образовательных учреждений МВД России с соответствующими подразделениями центрального аппарата МВД России. Нет никаких сомнений в том, что полная реализация идеи профилизации образовательных учреждений МВД России предоставит реальную возможность, во-первых, добиться высокого качества научного обеспечения и методической поддержки оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, во-вторых, своевременно корректировать профессиональную подготовку специалистов, учитывая насущные потребности органов внутренних дел, и в-третьих, оказать положительное влияние на организацию стажировки преподавателей вузов МВД России. К тому же, можно будет регулярно задействовать сотрудников, обладающих солидным опытом службы в соответствующих подразделениях ОВД, в учебном процессе по наиболее актуальной проблематике деятельности ОВД, например, в проведении
занятий, посвященных работе учащихся с новейшими образцами вооружения, или же изучению специальной и криминалистической техники [3, с. 12-13].
Сегодня крайне важно найти правильное решение проблемы, касающейся подготовки профессиональных научно-педагогических кадров по профильным дисциплинам, значительно повысить эффективность проводимых научно-практических мероприятий, создавать и всячески развивать научные школы.
На современном этапе развития МВД Российской Федерации целесообразно учитывать наиболее продуктивные направления научно-педагогических исследований. К таким направлениям, например, вполне можно отнести осуществление методологического обновления военно-педагогической науки, совершение перехода к гуманистической, гражданско-патриотической идеологии, кадровому воспитанию на культурных ценностях отечественного и мирового уровня. Следует акцентировать внимание на сущности и специфике, а также основных закономерностях и принципах организации целостного педагогического процесса в вузах. Представляет определенный научный интерес и создание обоснованной системы непрерывного образования офицерских кадров, существенная оптимизация ее содержания, методов и средств реализации. Нуждается в основательном исследовании организационно-методическое совершенствование педагогической системы военно-профессионального образования учащихся, управление ею посредством новейших педагогических технологий. К актуальным направлениям научно-педагогических исследований относится и комплексное исследование по изучению и использованию позитивного педагогического опыта в сегодняшних условиях. В тщательном изучении и объективной научной оценке нуждаются зарубежные военно-педагогические системы подготовки офицерского корпуса [9, с. 122-123; 10, с. 17-28].
Бесспорно, целенаправленная работа по обозначенным направлениям научно-педагогических исследований окажет значительную помощь в создании эффективной системы подготовки военных кадров МВД, отвечающую требованиям современности.
Общеизвестно, что образовательная система МВД России представляет собой одну из самых крупных и развитых систем в правоохранительной сфере [11, с. 15]. Научным изысканиям уделяется много внимания во всех ведомственных учебных заведениях. Особо хотелось бы отметить деятельность ВНИИ МВД России. В этом головном научно-исследовательском учреждении, имеющем 14 региональных подразделений по всей стране, трудятся специалисты в области права, криминологии, педагогики, экономики, истории, философии, медицины. Среди специалистов ВНИИ МВД России насчитывается более 40 докторов наук, около 130 кандидатов наук, 12 заслуженных деятелей науки Российской Федерации и 13 заслуженных юристов Российской Федерации. Многие научные сотрудники обладают значительным опытом практической деятельности, приобретенным в ходе работы в оперативно-разыскных, следственных, штабных и других подразделениях МВД России. В центре внимания ученых находится нормотворчество. Так, в 2012 г. специалистами ВНИИ МВД России проводился мониторинг правоприменения сформированного полицейского законодательства [12, с. 5].
В настоящее время профессиональное образование должно иметь инновационный характер, поскольку без этого невозможно эффективное совершенствование профессиональной подготовки. Следует отметить, что уже далеко не первый год в образовательный процесс успешно внедряются инновационные технологии. В первую очередь, речь идет о системе дистанционного обучения, предоставляющей возможность практически вдвое сократить расходы на подготовку кадров и заметно повысить практическую направленность обучения [2, с. 18; 11, с. 16].
Внедрение же новых образовательных технологий и инновационных моделей образовательных программ предполагает наличие полноценной материально-технической базы во всех образовательных учреждениях. В связи с этим за последние годы Финансово-экономический департамент и Департамент тыла МВД России не раз прорабатывали вопрос о выделении дополнительных целевых ассигнований с целью оснащения образовательных учреждений и учебных центров новейшей техникой (вычислительной, оперативной и криминалистической, организационной), средствами связи и вооружения. Кроме того, для улучшения состояния материально-технической базы образовательных учреждений МВД России стали использоваться такие внебюджетные источники, как доходы от платной образовательной деятельности. Бесспорно,
материально-техническую базу в ведомственных образовательных учреждениях необходимо адаптировать для использования новых информационных и коммуникационных технологий, образовательных ресурсов и пособий в электронном виде, обеспечения доступа преподавателей и учащихся к источникам научной и технической информации [3, с. 19; 4, с. 5].
Предполагается, что значительную помощь эффективному развитию инновационной системы образования окажет грантовая поддержка образовательных учреждений, а также отдельных творческих коллективов, которые должны основательно заниматься разработкой и внедрением инновационных образовательных программ и технологий. Определенные надежды в данном направлении также возлагаются на создание и развитие единого ведомственного электронного образовательного ресурса.
В условиях реформирования предстоит справиться с еще одной весьма непростой задачей - это сформировать и способствовать дальнейшему развитию системы оценки качества модернизации ведомственного образования. Для этого необходимо сосредоточить усилия на всесторонней разработке и реализации механизмов обеспечения комплексного мониторинга качества образования, продуктивности профессиональной деятельности выпускников. Используя полученные данные, следует произвести корректировку учебного процесса с учетом практических потребностей. При решении поставленной задачи целесообразно внедрить процедуры независимой оценки деятельности образовательных учреждений, в том числе проводить общественно-профессиональную аккредитацию вузов [4, с. 5].
Итак, в целях осуществления успешной модернизации педагогической системы требуется использовать комплексный, всеобъемлющий подход, который охватывает все ее составляющие. «При этом в числе приоритетных задач, - как подчеркнул в своем выступлении начальник ДГСК МВД России генерал-лейтенант внутренней службы В.Л. Кубышко, - развитие многоуровневой практико-ориентированной системы непрерывного профессионального образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с динамично изменяющимися потребностями органов внутренних дел» [4, с. 4].
Поскольку качество профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел оказывает прямое влияние на результаты оперативно-служебной деятельности, возникла явная необходимость совершенствования всей системы профессиональной подготовки и обучения кадров, создания весьма гибкой, многоуровневой системы профессионального образования, оптимизации механизмов управления.
Курсантов и слушателей образовательной системы МВД России требуется вооружать такими знаниями, которые бы позволяли им быстро и качественно справляться с поставленными служебными задачами. Достижение нового уровня качества подготовки полицейских - это важнейшая задача современности, поскольку российское общество предъявляет к сотрудникам органов внутренних дел достаточно высокие требования.
Литература
1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ // Федеральный закон «О полиции». М., 2011.
2. Кикоть В.Я. Система образования МВД России. Вчера. Сегодня. Завтра // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. № 3.
3. Герасимов С. Профессия - полицейский // Полиция России. 2012. № 9.
4. Выступление начальника ДГСК МВД России генерал-лейтенанта внутренней службы В.Л. Кубышко в журнале «Родина» // Вестник кадровой политики МВД России. 2012. № 2.
5. Дровникова И.Г. Пути формирования компетентности и профессионального мастерства сотрудника полиции // Вестник кадровой политики МВД России. 2011. № 3.
6. Румянцев Н. Ориентир - образовательные стандарты третьего поколения // Полиция России. 2012. № 2.
7. Румянцев Н. Создана новая система подготовки молодых специалистов // Полиция России. 2012. № 6.
8. Лагутин Б. Порушенные кузницы // Полиция России. 2012. № 9.
9. Башлуева Н.Н. Историко-педагогический анализ проблемы обучения курсантов военных вузов и вузов системы МВД в ХХ веке // Черные дыры в Российском законодательстве. 2012. № 1.
10. Муцынов С.С., Руденко Ю.С. Передовой педагогический опыт как научная категория // Передовой научно-педагогический опыт: теория, технологии, перспективы / Под общ. ред. В.Н. Герасимова. М., 2001.
11. Кикоть В.Я. Самое главное - это люди // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. № 4.
12. Ученые проводят мониторинг // Полиция России. 2013. № 2.