УДК 630*165.6
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВАХТОВЫХ ПОСЁЛКОВ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЕЙ
А. А. Арзуманов, В. В. Васильев
ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия» [email protected], [email protected]
В настоящее время, запасы древесины находящиеся в легкодоступных местах с хорошо развитой транспортной сетью практически истощены, что привело к необходимости начать разработку более удаленных лесных массивов расположенных в труднодоступных местах с недостаточно развитой сетью автомобильных и железных дорог В результате этого для экономии денежных средств, уменьшения времени доставки рабочих к месту заготовки древесины и увеличения производительности труда возникает потребность в применении вахтового метода заготовки древесины.
Под вахтовым методом понимается такой метод лесозаготовок, при котором мастерские лесозаготовительные участки базируются во временных поселках со сроком эксплуатации на одном месте до
4 лет [1, 2, 3, 4].
При заготовке древесины в труднодоступных местах на большом удалении от мест ее переработки, если есть возможность вывозки древесины по автомобильным или железным дорогам, то, как правило, вахтовый поселок располагается на специально подготовленной площадке в местах проведения лесосечных работ. В случае если сеть лесовозных дорог развита плохо или полностью отсутствует, а единственным видом транспорта для доставки древесины является водный, то вахтовый
поселок прикреплен к приречному складу, где проживающий персонал выполняет лесосечные работы и обслуживает склад. Обустройство вахтового поселка осуществляется по двум направлениям с использованием вагонов-домов и домов контейнерного типа [2, 3, 4].
Если вахтовым поселкам требуется передислокация каждые 1, 2 года или они эксплуатируются только в летнее время, то таким поселкам присуще применение вагонов-домов. Поселки с периодом передислокации 2-4 года работающие круглый год обустраиваются на базе домов контейнерного типа [3, 4]. Вахтовые поселки могут иметь и комбинированную структуру в зависимости от природно-
производственных условий, сроков проведения лесозаготовительных работ и их масштабности.
Рассмотрим подробно схемы планировки вахтового поселка лесозаготовителей на базе вагонов-домов и домов контейнерного типа. На рис. 1 представлена схема планировки вахтового поселка лесозаготовителей на базе вагонов домов, где приняты следующие обозначения [3, 4, 5]:
I - вагоны-дома (общежитие); 2 - вагон мастера; 3 - вагон приезжих; 4 - клуб;
5 - информационный стенд; 6 - столовая; 7 - склад продтоваров; 8 - ледник-погреб; 9 - колодец; 10 - насосная станция;
II - баня; 12 - электростанция; 13 - пере-
движная электростанция; 14 - столбовые опоры со светильниками; 15 - передвижная ремонтная мастерская; 16 - резервные площадки для оборудования; 17 - площад-
ка для стоянки автобуса; 18 - противопожарный щит; 19 - ящик с песком; 20 - туалет; 21 - ограждение; 22 - дорога.
Рис. 1. Схема планировки вахтового поселка лесозаготовителей на базе вагонов-домов
Схема планировки вахтового поселка лесозаготовителей на базе домов контейнерного типа представлена на рис. 2, где приняты следующие обозначения [2, 3, 4]: 1 - дом контейнерного типа; 2 - столбовые опоры со светильниками; 3 - вагон-
столовая; 4 - склад продтоваров; 5 - погреб; 6 - насосная станция; 7 - колодец; 8 -информационный стенд; 9 - баня; 10 - материально-технический склад с отделени-
ем для пожарной мотопомпы; 11 - туалет;
12 - резервная передвижная электростанция; 13 - резервные площадки для оборудования; 14 - передвижная электростанция; 15 - противопожарный щит;
16 - ящик с песком; 17 - передвижная ремонтная мастерская; 18 - площадка для стоянки автобуса; 19 - дорога; 20 - ограждение.
Рис. 2. Схема планировки вахтового поселка лесозаготовителей на базе домов контейнерного
типа
Анализируя схемы, изображенные на рис. 1 и 2, можно утверждать, что особое место в вахтовых поселках занимают вагоны-дома и дома контейнерного типа, предназначенные для проживания рабочих, специалистов и приезжих. Вагоны-дома и дома контейнерного типа присутствуют в большом количестве и должны быть хорошо обустроены для комфортного проживания на всем протяжении пребывания работников на вахте.
Практика применения вагонов-домов и домов контейнерного типа показала, что поселки на базе вагонов-домов более мо-
бильные, а на базе домов контейнерного типа более теплоустойчивые [3]. В свою очередь, при частой необходимости передислокации вахтового поселка, например,
1, 2 раза в год и более, вагоны-дома и дома контейнерного типа требуют значительных трудовых и денежных затрат на свою сборку, установку и перемещение, особенно в условиях с плохо развитой сетью автомобильных и железных дорог, что оказывает большое влияние на общие затраты, потребные на заготовку древесины. Такие затраты на сегодняшний день в жестких рыночных условиях недопустимы, так как
они непосредственно приводят к увеличению стоимости древесины.
На основании всего сказанного, с учетом многолетнего опыта использования подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны Российской Федерации пневматических строительных конструкций для размещения персонала и требуемого оборудования, хранения продовольствия и вещей первой необходимости и т.д., нами предлагается заменить отдельные здания и сооружения вахтовых поселков на пневматические строительные конструкции. Данная замена послужит уменьшению трудовых и денежных затрат при монтаже и демонтаже основных зданий, используемых в вахтовых поселках, и в общем увеличит мобильность рассматри-
ваемых вахтовых поселков в условиях с плохо развитой сетью дорог, а также обеспечит возможность перемещения отдельных зданий по водным путям.
Замене на пневматические конструкции в первую очередь подлежат жилые здания, которые имеются в большом количестве, и требуют много трудовых и денежных ресурсов на свое перемещение. Они могут быть заменены на теплоустойчивые пневматические строительные конструкции с двойной оболочкой, например, на аэрокаркасную палатку со сферическими торцами (рис. 3), практическая эксплуатация которых показала высокую прочность и теплоустойчивость в зимний период года. Каждое пневматическое здание, предназначенное для размещения персонала, должно быть комфортным для проживания и иметь долгий срок службы, при этом хорошо обогреваться.
1 6
Рис. 3. Аэрокаркасная палатка со сферическими торцами [6]:
1 - трубчатая секция; 2 - вход; 3 - оттяжка; 4 - анкер; 5 - веревочная петля; 6 - окно;
7 - вентиляция
Здания, предназначенные для склада продовольственных товаров, а также ремонтные мастерские и материальнотехнические склады с отделением для пожарной мотопомпы (см. рис. 1 и 2), рационально будет заменить на однослойные пневматические строительные конструкции. К таким зданиям предъявляются меньшие требования по теплоустойчивости, но они по необходимости обогреваются. Однослойные пневматические строительные конструкции простые в установке и эксплуатации.
На схемах планировки вахтовых поселков лесозаготовителей на базе вагонов-домов (рис. 1) и домов контейнерного типа (рис. 2) отсутствуют гаражи для хранения служебных автомобилей. В практических условиях установка гаражей в рассматриваемых схемах невозможна и в результате этого предусмотрены только стоянки. Нами предлагается установить в вахтовых поселках гаражи на базе большепролетных пневматических строительных конструкций, совмещенные с мастерской для ремонта автомобилей и имеющие возможность обогреваться в зимний период. Большепролетные пневматические конструкции для гаражей могут использоваться в виде однослойной или многослойной оболочки. Такие гаражи имеют большое значение на лесозаготовках в зимний период года.
Столовая и баня на рассматриваемых схемах (рис. 1 и 2), аналогичным способом заменяются на однослойные и многослойные теплоустойчивые пневматические строительные конструкции. Причем баня может быть выполнена в виде душевых
кабинок с общим нагревателем для воды. Все столовые и бани, находящиеся на вахтовых поселках лесозаготовителей, подлежат обязательному обогреву. Следует также отметить, что все пневматические строительные конструкции легко поддаются ремонту в случае повреждения мягких оболочек, которые возможно отремонтировать ультразвуковой сваркой и сваркой в электрическом поле высокой частоты [7]. Таким образом, с учетом все сказанного, вахтовый поселок лесозаготовителей можно полностью укомплектовать пневматическим строительными конструкциями разного вида и назначения.
Необходимо отметить, что проблеме замены базовых зданий и сооружений, расположенных в вахтовых поселках лесозаготовителей, на пневматические строительные конструкции авторами неоднократно уделялось внимание, чему свидетельствуют работы [5, 7-10]. В работах [7, 8] были представлены основные положения проектирования и изготовления пневматических строительных конструкций лесной отрасли, в работах [5, 9, 10] рассмотрены определенные виды пневматических строительных конструкций с рекомендациями по их точечному внедрению в вахтовых поселках лесозаготовителей.
Замена отдельных зданий, расположенных в вахтовых поселках лесозаготовителей, на пневматические строительные конструкции в первую очередь обосновывается экономическими расчетами и природно-производственными условиями, в которых будут эксплуатироваться указанные поселки. Как нам представляется, будущее за комбинированным набором зда-
ний и сооружений, при мобильном строительстве вахтовых поселков лесозаготовителей.
Выводы
1. Рассмотрены основные схемы планировки вахтовых поселков лесозаготовителей на базе вагонов-домов и домов контейнерного типа, установлено, что вахтовые поселки лесозаготовителей на базе вагонов-домов более мобильны, а на базе домов контейнерного типа более теплоустойчивы, но в местах с плохой развитой дорожной сетью их передислокация трудоемка и требует больших денежных средств.
2. Предложено заменить базовые здания и сооружения, имеющиеся в комплекте вахтовых поселков лесозаготовителей, на пневматические строительные конструкции, что послужит уменьшению трудовых и денежных затрат при развертывании и свертывании вахтовых поселков, а также на их перемещение к новому месту дислокации.
3. Замена отдельных зданий, расположенных в вахтовых поселках лесозаготовителей, на пневматические строительные конструкции должна быть обоснованна экономическими расчетами с учетом природно-производственных условий района производства лесозаготовок.
Библиографический список
1. Афоничев Д.Н., Папонов Н.Н., Васильев В.В. Выбор гибкого водонепроницаемого материала для стабилизации плавучести сплоточных единиц // Лесотехни-
ческий журнал. Научный журнал / ВГЛТА. 2011. № 1. С. 95-99.
2. Гарузов В.И. Организация комплексных лесозаготовительных предприятий. - М.: Гослесбумиздат, 1962. 325 с.
3. Горбачев Н.Н. Обустройство мастерских участков. - М.: Лесн. пром-сть, 1983. 104 с.
4. Вороницын К.И. Комплексные лесопромышленные предприятия. - М.:
Лесн. пром-сть, 1977. 288 с.
5. Арзуманов А.А., Васильев В.В. Обустройство вахтовых поселков лесозаготовителей с внедрением пневматических строительных конструкций // Ресурсосберегающие и экологические перспективные технологии и машины лесного комплекса будущего: матер. междунар. научн. конф. / ВГЛТА. Воронеж, 2009. С. 81-86.
6. Пневматические строительные конструкции / Под ред. А. Б. Губенко. - М.: Стройиздат, 1963. 128 с.
7. Арзуманов А.А., Васильев В.В. Сварные соединения синтетических тканей мягких оболочек лесной отрасли. Воронеж: ВГЛТА, 2008. 32 с. Деп. в ВИНИТИ 04.05.08, № 384-В2008.
8. Арзуманов А.А., Васильев В.В. Основы проектирования и эксплуатации пневматический сооружений лесной отрасли. Воронеж: ВГЛТА, 2008. 15 с. Деп. в ВИНИТИ 31.01.08, № 71-В2008.
9. Арзуманов А.А., Васильев В.В. Совершенствование мастерских участков лесозаготовителей путем точечного внедрения пневматических строительных конструкций. Воронеж: ВГЛТА, 2009. 29 с. Деп. в ВИНИТИ 16.03.09, № 134-В2009.
10. Арзуманов А.А., Васильев В.В. Совершенствование структуры мастерского участка лесозаготовителей за счет точечного внедрения пневматических строи-
тельных конструкций // Лес. Наука. Молодежь - 2009: матер. по итогам НИР молодых ученых в 2-х т. Т. 2 / ВГЛТА. - Воронеж, 2009. С. 4-8.
УДК 630*378.33
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСАДКИ ПЛОТА, СОДЕРЖАЩЕГО СПЛОТОЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ
СТАБИЛИЗИРОВАННОЙ ПЛАВУЧЕСТИ
В. В. Васильев
ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
Буксировка плотов по рекам с малыми глубинами и в меженный период года, когда наблюдается низкое стояние горизонта воды, представляет собой сложный процесс, требующий от конструкции плота малую осадку, хорошую гибкость и управляемость. Для создания плотов с наименьшей осадкой рекомендуется [1-7] их формировать из плоских сплоточных единиц, которые при малой осадке имеют большой объем. Но такие конструкции плотов, как правило, потенциально не используют полную пропускную способность рек, а на реках, где проводился молевой сплав, буксировка таких плотов практически невозможна.
В Воронежской государственной лесотехнической академии была разработана новая конструкция плота, основной особенностью которой является наличие в составе плоских сплоточных единиц стабилизированной плавучести, обеспечивающих минимальное значение осадки поперечных рядов и плота в целом [8]. Данный
плот содержит (рис. 1 и 2) расположенные поперечными рядами сплоточные единицы 1 и сплоточные единицы стабилизированной плавучести 2, выполненные по патенту РФ № 2381949 [9] и установленные в середине каждого ряда. Сплоточные единицы 1 и сплоточные единицы стабилизированной плавучести 2 в ряду соединены между собой брустверами 3, закрепленными за гибкие обвязки 4 сплоточных единиц 1 и сплоточных единиц стабилизированной плавучести 2 такелажем 5. Сплоточные единицы 1 и сплоточные единицы стабилизированной плавучести 2 в головном и хвостовом рядах соединены между собой поперечными счалами 6 (на рис. 2 не показаны). Вдоль плота по крайним бортам сплоточных единиц 1 проложены бортовые лежни 7, которые прикреплены к брустверам 3 сжимами 8. Следует отметить, что подробное описание сплоточных единиц стабилизированной плавучести представлено в работах [9-12].