УДК 338.49 БКК 65.207
Абдулкабатова Л. Г. - старший лаборант-исследователь Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук
Abdulkabatova L. G. - senior laboratory researcher of the Institute of Social and Economic Research, Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
SOCIAL INFRASTRUCTURE RETROFITTING THE REPUBLIC OF DAGESTAN
В статье с целью выявления региональных особенностей социально-экономического развития проанализировано современное состояние социальной сферы, характеризующееся кризисным состоянием систем здравоохранения, образования, культуры, низким качеством предоставляемых социальных услуг, что вызывает необходимость проведения существенной модернизации социальной сферы, нацеленной на обеспечение ее эффективного функционирования, повышения качества и доступности. Ключевые слова: модернизация социальной сферы, социальная инфраструктура Республики Дагестан, модернизация здравоохранения, образовательная инфраструктура, развитие жилищно-коммунального хозяйства, развитие культуры и спорта.
The article to identify regional characteristics of socio-economic development analyzes the current state of the social sphere, characterized by a state of crisis health care, education, culture, the low quality of social services, which raises the need for significant social modernization aimed at ensuring its effective functioning , improve the quality and accessibility.
Keywords: modernization of the social sphere, the social infrastructure of the Republic of Dagestan, the modernization of health care, educational infrastructure, development of housing and communal services, the development of culture and sports.
При модернизации социальной инфраструктуры имеют в виду, прежде всего, отрасли здравоохранения, образования, социального обслуживания и ЖКХ, которые должны быть переведены на рыночные рельсы с учетом того, что отрасли социальной инфраструктуры призваны удовлетворять социально значимые потребности населения.[8] В этой связи, основными направлениями обеспечения роста качества жизни населения становятся повышение уровня образования, профессиональной подготовки кадров, организация труда и отдыха, улучшение качества и обеспечение доступности медицинских услуг.
В настоящее время основу и предпосылки повышения качества жизни населения в Республике Дагестан формирует реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», а также ряд республиканских
целевых программ.[9] На сегодня становится необходимостью проведение инновационной политики, направленной на внедрение технологических нововведений в социальной сфере региона, применение информационных и коммуникационных технологий, расширение использования в образовании, здравоохранении и жилищно-бытовом хозяйстве средств автоматизации и телекоммуникационного оборудования. Кроме того, в условиях глобализации, когда происходит интернационализация и рост международной торговли услугами, взаимопроникновение рынков нематериальных услуг, формирование единого рыночного пространства, свободное перемещение услуг, капитала, людей и технологий, сближение образа жизни людей, необходимым становится увеличение стандартизации потребления нематериальных услуг.[7]
Трансформация отраслей социальной сферы предполагает преобразование их финансирования и реорганизацию деятельности с целью повышения эффективности функционирования на базе использования новых технологий.[4] Основными направлениями модернизации социальной инфраструктуры являются следующие:
Первое. Создание возможностей для обеспечения населения Дагестана доступным социальным и индивидуальным жильем. К проблемам бедности, в настоящее время добавилась новая, которая может поставить под сомнение реализацию всех федеральных и региональных социальных проектов в республике - рост цены на основное благо жизнедеятельности человека - жилье. В связи с чем, среди главных стратегических приоритетов социально-экономического развития Дагестана особое место принадлежит такому элементу качества жизни населения и социальной сферы региона, как улучшение жилищных условий. Жилищно-строительный комплекс Республики Дагестан сейчас относится к числу ключевых сфер экономики республики, который расположен на стыке социальной и производственной сфер, и, так или иначе, затрагивает интересы всех слоев населения региона. По мере освоения предпринимателями региона технологий производства новых строительных материалов, через каналы этноэкономики может произойти приток технологий и инвестиций. Этому, на наш взгляд, будут способствовать:[7]
— разработка комплекса мер по демонополизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства и формированию системы управления имущественными комплексами коммунального хозяйства на основе концессионных соглашений;
— выделение земель молодым семьям под строительство индивидуальных домов в пределах определенной территории;
— формирование системы государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья, в том числе в представлении средств на уплату первоначального взноса при получении банковского ипотечного кредита;
— обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкретном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего платежеспособный спрос населения.
Второе. Построение оптимальной сети медицинских учреждений на территории республики с точки зрения их доступности, расширение их финансовой самостоятельности и создание центров высоких технологий. Наличие в Республике Дагестан разветвленной сети медицинских и санаторно-курортных учреждений ... формируют предпосылки развития здравоохранения и улучшения здоровья населения республики.[6] В рамках программы повышения качества жизни населения региона, по разделу, относящемуся к здоровью населения, целесообразно провести мероприятия по двум основным направлениям:
а) в направлении улучшения состояния здоровья населения республики в целях кардинального изменения в позитивную сторону ситуации;
б) в направлении повышения доступности и качества медицинской помощи населению.
В целях улучшения ситуации в развитии здравоохранения и обеспечения достойного качества жизни целесообразно реализация следующих мероприятий:
— разработка системной модернизации здравоохранения и освоения учреждениями здравоохранения новых медицинских технологий;
— укрепление базы и кадрового потенциала здравоохранения, оптимизация структуры, проведение реформы первичной медико-санитарной помощи, усиление амбулаторного звена;
— разработка программы оснащения диагностическим и лечебным оборудованием первичного звена здравоохранения, укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения и т.д.
В целом, все мероприятия в данной сфере должны быть направлены на повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе оснащения учреждений здравоохранения высокотехнологичным оборудованием и повышения квалификации медицинских кадров.
Третье. Модернизация сети образовательной инфраструктуры, внедрение инновационных методов обучения и системы стимулирования качественного образования. Важным стратегическим приоритетом повышения качества жизни населения является развитие образования. В настоящее время возникает вопрос - способна ли существующая система образования республики обеспечить народное хозяйство региона необходимым количеством квалифицированных кадров? В условиях низкой оплаты труда и слабой развитости социальной сферы лучшие специалисты высшего уровня покидают регион или переходят в сферу посреднических услуг.[3] Наметившиеся положительные сдвиги в развитии производственной сферы региона ограничиваются нехваткой квалифицированных специалистов, особенно по рабочим специальностям. В целом, с целью повышения качества и обеспечения доступности образования в Республике Дагестан в рамках национального проекта «Образование» началось проведение реконструкции и расширение сети общеобразовательных учреждений, улучшение материально-технической базы школ, их масштабное подключение к Интернету и оснащение их компьютерными классами.
В целях повышения качества и доступности образования в Республике Дагестан необходимо реализовать комплекс мероприятий в следующих направлениях:
— разработка и реализация «Стратегии развития образования в Республике Дагестан до 2025 года», осуществление реконструкции с приведением к нормативам материальной базы всей сети дошкольного1 и школьного образования;
— распространение механизма нормативного подушевого финансирования на все уровни образования;
— расширение общественного участия в управлении образованием2 и развитие республиканской системы оценки качества образования3;
— создание ресурсных центров и интегрированных образовательных учреждений, осуществляющих многоступенчатую подготовку кадров, содействие развитию внутрифирменного обучения в сфере бизнеса для обеспечения непрерывного профессионального образования населения как средства обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в профессиональных кадрах необходимой квалификации;
— приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с потребностями рынка труда4 и перспективами развития экономики;
— разработка и внедрение механизмов перехода на финансирование по видам профессиональных образовательных программ.
Сегодняшняя дагестанская реальность такова, что высокий уровень образования не приводит автоматически ни к росту уровня жизни, ни к повышению социального статуса человека. В результате, с одной стороны растет миграция наиболее квалифицированных специалистов в направлении центральных регионов страны, а с другой - происходят негативные сдвиги в структуре занятых в экономике5. Этому способствуют низкие доходы, слабая социальная защита, отсутствие экономически справедливой цены труда, отсутствие механизмов поддержки экономически активного населения, гарантий доступа к качественным услугам образования, здравоохранения, а также существенное снижение уровня культуры и т.д.
В целях модернизации сети образовательной инфраструктуры необходимы следующие мероприятия:
— обеспечение 100-процентного охвата детей и подростов получением полного среднего образования;
— постоянное повышение качества образовательных услуг и уровня образованности населения;
1 Это должно привести к максимальному охвату программами дошкольного обучения детей 1-6 лет
2 Можно обеспечить реформированием организационно-правовой формы школьных учреждений путем перевода в «автономные бюджетные учреждения»
3 Через формирование общественно-государственной системы оценки качества образования
4 Через внедрение системы подготовки кадров на основе внешнего заказа
5 Когда высококвалифицированный врач, воспитатель или учитель из-за низкой оплаты труда и отсутствия возможности устроиться на работу по специальности занимается торговлей на вещевых и колхозных рынках или работает на стройках нельзя считать такую ситуацию нормальным и способствующим развитию экономики и социальной сферы региона
— укрепление и развитие материально-технической базы учреждений образования;
— постоянное повышение качества и социально-экономической эффективности высшего и среднего профессионального образования, включая подготовку научных кадров, развитие аспирантуры и докторантуры и др.
Четвертое. Создание условий для повышения уровня культуры, прежде всего, молодежи, и организации досуга населения. Культурные традиции и ценностные установки, принятые в обществе, оказывают существенное воздействие на поведение человека в процессе хозяйственной деятельности, и это, в конечном счете, сказывается на функционировании самой экономической систем. Культурные традиции, ценностные ориентиры и нравственные нормы, принятые в обществе, влияют на экономику, как через социальную организацию общества, так и через человеческий потенциал.[5] Культурное и духовно-нравственное развитие личности и общества могут раскрыть четыре показателя: межличностные отношения, межнациональные отношения, взаимоотношения человека и природы, степень самореализации личности. Проблема межнациональных отношений также очень остро стоит в Республике Дагестан. При этом ухудшение межличностных отношений происходит на фоне повышения нетерпимости к представителям других национальностей (это особенно развито у молодежи). В настоящее время межнациональные конфликты выходят за рамки чисто экономических или политических противоречий, затрагивая область противостояния культур.[2] Исторический опыт мирного сосуществования на территории Дагестана различных этносов из разных расовых и религиозных направлений показывает возможность разрешения существующих противоречий, тем более, что этносы на сегодня являются носителями русского языка, что облегчает диалог и взаимопроникновение различных культур.
В сфере культуры в направлении повышения качества жизни можно предложить следующие мероприятия:
— совершенствование правовых, организационных и экономических условий работы и развития библиотек, музеев, кинотеатров, куль-турно-досуговых учреждений всех форм собственности;
— обеспечение развития технического оснащения и модернизации объектов культурного назначения;
— разработка и внедрение в программы государственных дошкольных учреждений, образовательных школ, средних и высших учебных заведений компонентов культурного образования и эстетического воспитания;
— поддержка предпринимательства в области прикладного искусства;
— разработка и реализация приоритетного республиканского проекта в сфере культуры, в том числе сохранения культуры коренных этносов;
— разработка программы создания многофункциональных культурно-образовательных комплексов и т.д.
Пятое. Формирование в Дагестане современной санаторно-курортной и рекреационно-туристической отрасли. По своим физико-географическим особенностям и наличию богатых естественных лечебных и рекреационных ресурсов Республика Дагестан является одним из перспективных регионов России для развития курортно-туристского и рекреационного комплекса.[4] Созданная в республике система санаторно-курортного лечения и оздоровления является частью общей структуры эффективного оздоровления населения «поликлиника-больница-санаторий» и выполняет функцию по профилактике заболеваний, реабилитации и лечению больных на ранних стадиях, в том числе таких недугов, как спинальные, нервные, в том числе детские церебральные, легочные, сердечно-сосудистые, гинекологические и другие заболевания.
Список литературы:
1. Абдулаева З.З. Развитие малого бизнеса как условие повышения занятости населения в трудоизбыточном регионе // Апробация 2014. №7.— С. 20-22.
2. Абдулаева З.З., Хаджалова Х.М Проблемы и направления развития малого предпринимательства в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2014. №10 (51).— С. 924-927.
3. Абдулманапов П.Г. Роль дополнительных мер помощи семьям с детьми в демографическом развитии регионов СКФО // Апробация. 2014. №7.— С. 28-30.
4. Багомедов М.А. Исследование стратегических приоритетов социальной сферы в обеспечении экономической безопасности развития проблемных северокавказских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. -2012. №4.— С. 458-465.
5. Римашевская Н. М. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социального исследования/ред.-сост.: Н. М. Римашевская (науч. ред.), Л.Г.Лунякова; Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения РАН; Науч. совет по проблемам гендерных отношений РАН. -М.: Наука, 2009.-273 с.
6. Сагидов А.К. Модернизация здравоохранения Республики Дагестан // Вопросы структуризации экономики. 2013. №4.— С. 105-108.
7. Хаджалова Х.М. Качество жизни как критерий оценки в системе управления регионального развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. №3 (41).— С. 47-56.
8. Хаджалова Х.М. Региональная инвестиционная политика в повышении качества жизни населения // Экономические науки. 2009. №58.— С. 236-240.
9. Хаджалова Х.М. Социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. №2.— С.58-62