Научная статья на тему 'Модернизация системы зажигания автономного электроагрегата аэ-1 с помощью молекулярного накопителя энергии'

Модернизация системы зажигания автономного электроагрегата аэ-1 с помощью молекулярного накопителя энергии Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
454
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНЫЙ ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ АЭ-1 / АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ / BATTERY / ВОЕННАЯ КАФЕДРА / MILITARY DEPARTMENT / МОЛЕКУЛЯРНЫЕ НАКОПИТЕЛИ ЭНЕРГИИ (МНЭ) / MOLECULAR ENERGY STORAGES (MES) / КОММУТАТОР / SWITCH / КОНДЕНСАТОР / CAPACITOR / СТАРТЕРНЫЙ ПУСК / ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ / STANDBY ELECTRIC GENERATING UNIT / START-UP / ELECTRIC GENERATING UNIT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Полозов Павел Юрьевич, Поршнева Елена Геннадьевна

ЦЕЛЬ. В данной работе проведено изучение возможности ремонта автономного электроагрегата (АЭ-1) применяемого для запуска дизельных двигателей в полевых условиях при отсутствии запасных частей и квалифицированных специалистов. МЕТОДЫ. Для запуска дизель-генераторов электростанций 5И57А применяется автономный электроагрегат АЭ-1, имеющий в своем составе молекулярные накопители энергии (МНЭ). Одной из неисправностей данного агрегата является выход из строя магнето. Был проведен эксперимент по устранению данной неисправности в наиболее короткий срок и замене магнето на электронное зажигание. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Достоинство модернизации состоит в том, что ремонт может быть произведен достаточно быстро персоналом, не имеющим высокой квалификации. Недостатком является то, что при работе в данном режиме теряется мощность двигателя. Но, учитывая, что работоспособность восстановлена, временем заряда молекулярных накопителей в связи с потерей мощности можно пренебречь. ВЫВОДЫ. Найдено наиболее приемлемое решение ремонта системы зажигания АЭ-1 в полевых условиях при отсутствии запасных частей и специалистов ремонтных органов. Замена магнето на аварийное зажигание обеспечивает работу данного устройства и дает возможность в нештатных ситуациях производить запуск дизельных двигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF STANDBY ELECTRIC GENERATING UNIT IGNITION SYSTEM BY MEANS OF MOLECULAR ENERGY STORAGE

PURPOSE. This work studies the possibility of repairing a standby electric generating unit used to start diesel engines in field conditions in the absence of spare parts and qualified specialists. METHODS. To start diesel generators of power stations 5И57A a standby electric generating unit is used. It includes molecular energy storages (MES). One of the faults of this unit is magneto failure. An experiment was carried out to eliminate this fault in the shortest possible time and replace the magneto with electronic ignition. RESULTS AND THEIR DISCUSSION. The advantage of modernization is that repair could be done quickly enough by not highly qualified personnel. The drawback is that the engine operating in this mode loses its power. But taking into account restored working capacity, the charging time of molecular storages due to the loss of power can be neglected. CONCLUSIONS. The most acceptable solution for the repair of the standby electric generating unit ignition system in field conditions in the absence of spare parts and repair specialists has been found. Replacement of magneto with emergency ignition ensures the operation of this device and allows to start diesel engines in emergency situations.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы зажигания автономного электроагрегата аэ-1 с помощью молекулярного накопителя энергии»

Оригинальная статья / Original article УДК 620. 93

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/1814-3520-2018-7-147-154

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ АВТОНОМНОГО ЭЛЕКТРОАГРЕГАТА АЭ-1 С ПОМОЩЬЮ МОЛЕКУЛЯРНОГО НАКОПИТЕЛЯ ЭНЕРГИИ

1 9

© П.Ю. Полозов', Е.Г. Поршнева2

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. В данной работе проведено изучение возможности ремонта автономного электроагрегата (АЭ-1) применяемого для запуска дизельных двигателей в полевых условиях при отсутствии запасных частей и квалифицированных специалистов. МЕТОДЫ. Для запуска дизель-генераторов электростанций 5И57А применяется автономный электроагрегат АЭ-1, имеющий в своем составе молекулярные накопители энергии (МНЭ). Одной из неисправностей данного агрегата является выход из строя магнето. Был проведен эксперимент по устранению данной неисправности в наиболее короткий срок и замене магнето на электронное зажигание. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Достоинство модернизации состоит в том, что ремонт может быть произведен достаточно быстро персоналом, не имеющим высокой квалификации. Недостатком является то, что при работе в данном режиме теряется мощность двигателя. Но, учитывая, что работоспособность восстановлена, временем заряда молекулярных накопителей в связи с потерей мощности можно пренебречь. ВЫВОДЫ. Найдено наиболее приемлемое решение ремонта системы зажигания АЭ-1 в полевых условиях при отсутствии запасных частей и специалистов ремонтных органов. Замена магнето на аварийное зажигание обеспечивает работу данного устройства и дает возможность в нештатных ситуациях производить запуск дизельных двигателей. Ключевые слова: автономный электроагрегат АЭ-1, аккумуляторная батарея, военная кафедра, молекулярные накопители энергии (МНЭ), коммутатор, конденсатор, стартерный пуск, электроагрегат.

Информация о статье. Дата поступления 13 марта 2018 г.; дата принятия к печати 18 июня 2018 г.; дата онлайн-размещения 31 июля 2018 г.

Формат цитирования. Полозов П.Ю., Поршнева Е.Г. Модернизация системы зажигания автономного электроагрегата АЭ-1 с помощью молекулярного накопителя энергии // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2018. Т. 22. № 7. С. 147-154. DOI: 10.21285/1814-3520-2018-7-147-154

MODERNIZATION OF STANDBY ELECTRIC GENERATING UNIT IGNITION SYSTEM BY MEANS OF MOLECULAR ENERGY STORAGE

P.Yu. Polozov, E.G. Porshneva

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,

29, Polytechnicheskaya St, Saint Petersburg, 195251, Russian Federation

ABSTRACT. PURPOSE. This work studies the possibility of repairing a standby electric generating unit used to start diesel engines in field conditions in the absence of spare parts and qualified specialists. METHODS. To start diesel generators of power stations 5И57А a standby electric generating unit is used. It includes molecular energy storages (MES). One of the faults of this unit is magneto failure. An experiment was carried out to eliminate this fault in the shortest possible time and replace the magneto with electronic ignition. RESULTS AND THEIR DISCUSSION. The advantage of modernization is that repair could be done quickly enough by not highly qualified personnel. The drawback is that the engine

1

Полозов Павел Юрьевич, старший преподаватель кафедры воздушно-космических сил, e-mail: [email protected]

Pavel Yu. Polozov, Senior Lecturer of the Department of Aerospace Forces, e-mail: [email protected]

2Поршнева Елена Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры воздушно-космических сил, e-mail: [email protected]

Elena G. Porshneva, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Aerospace Forces, e-mail: [email protected]

operating in this mode loses its power. But taking into account restored working capacity, the charging time of molecular storages due to the loss of power can be neglected. CONCLUSIONS. The most acceptable solution for the repair of the standby electric generating unit ignition system in field conditions in the absence of spare parts and repair specialists has been found. Replacement of magneto with emergency ignition ensures the operation of this device and allows to start diesel engines in emergency situations.

Keywords: standby electric generating unit, battery, military department, molecular energy storages (MES), switch, capacitor, start-up, electric generating unit

Information about the article. Received March 13, 2018; accepted for publication June 18, 2018; available online July 31, 2018.

For citation. Polozov P.Yu., Porshneva E.G. Modernization of standby electric generating unit ignition system by means of molecular energy storage. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Proceedings of Irkutsk State Technical University, 2018, vol. 22, no. 7, pp. 147-154. DOI: 10.21285/1814-3520-2018-7-147-154 (In Russian).

Введение

В настоящее время существует проблема надежного пуска дизельных двигателей военных автомобилей и генераторных установок в условиях низких температур. Постоянно проводится усовершенствование пусковых устройств, поскольку из-за низкой емкости аккумуляторных батарей (АКБ) при пониженных температурах уменьшается вероятность надежного пуска агрегатов.

Основным требованием для военной техники является необходимость проведения надежного пуска двигателя при

отрицательных температурах: до -25°С -без предварительного прогрева охлаждающей жидкости и масла, и до -40°С - с использованием пусковых жидкостных подогревателей двигателя (ПЖД). Для облегчения пуска двигателя применяются различные устройства, часть из которых будет рассмотрена ниже.

Целью данного исследования является проведение модернизации системы зажигания автономного электроагрегата АЭ-1 для работы в аварийных режимах.

Материалы и методы исследования

Для надежного пуска двигателя необходимо привести во вращение коленчатый вал с частотой вращения, которая обеспечит процесс смесеобразования и воспламенения топливовоздушной смеси. При малых оборотах коленчатого вала происходит утечка смеси через неплотности поршневых колец, при больших оборотах происходит быстрый разряд АКБ.

Для пуска двигателей военной техники существуют различные способы. Например, используется пуск электрическим стартером и сжатым воздухом. Система пуска сжатым воздухом является дополнительной (аварийной).

Преимущество системы - создание большого пускового момента, особенно при одновременном пуске электростартером и сжатым воздухом. Недостаток - необходимость наличия большого количества до-

полнительной аппаратуры и обслуживающего персонала.

Характеристики свинцово-кислотных аккумуляторных батарей при отрицательных температурах ухудшаются, эффективность стартерного пуска падает, так как уменьшается энергия, получаемая стартером от АКБ (при понижении температуры емкость батареи снижается) и увеличивается момент сопротивления вращению из-за загустевшего масла. В создавшейся ситуации стартерный привод не сможет раскрутить коленчатый вал до пусковой частоты вращения.

Следующим способом надежного запуска двигателей, в том числе дизельных, а также дизель-генераторов, является использование молекулярных накопителей энергии (МНЭ) [1-5].

При проведении работ в условиях

низких температур, при полевых выходах техники, при работе с разряженными аккумуляторными батареями и в других подобных случаях при работах на военной технике применяется автономный электроагрегат АЭ-1, включающий МНЭ [6].

Молекулярный накопитель энергии является мощным быстро заряжаемым источником стартерного тока в системах электрического пуска с номинальным напряжением 24 В для двигателей автомобилей и дизель-генераторов.

Что же такое молекулярный накопитель энергии? Это конденсатор или «суперконденсатор» - устройство, выполненное в герметичном корпусе на основе активированных углей. За счет двойного электрического слоя на межфазной поверхности электрод-электролит обеспечиваются высокие мощностные характеристики. Это дает возможность пуска двигателя и непродолжительной эксплуатации средства без использования стартерной АКБ.

Молекулярный накопитель энергии является конденсатором большой емкости. Он выполняет функцию фильтра низких и высоких частот и улучшает качество напряжения в бортовой сети [1].

МНЭ допускает долговременное подключение к бортовой сети при ежедневной эксплуатации. На время простоя техники рекомендуется отключение МНЭ от АКБ.

Технические характеристики МНЭ:

1. Напряжение заряда:

- номинальное - 24 В;

- максимальное - 30 В.

2. Номинальная электрическая емкость - 100 Ф.

3. Динамическая емкость при стар-терном разряде - не менее 75 Ф.

4. Внутреннее сопротивление -0,005 Ом.

5. Ток утечки - не более 6 мА.

6. Сопротивление изоляции между корпусом и токовыводами - не менее 20 МОм.

7. Масса - 34 кг.

8. Назначенный срок службы - 15

лет.

9. Гарантийный срок эксплуатации -

7 лет.

10. Гарантийный срок хранения - 10

лет.

Корпус молекулярного накопителя энергии представляет собой герметичный цилиндр диаметром 230 мм из нержавеющей стали и состоит из обечайки и крышек, сваренных друг с другом аргонодуговой сваркой.

Токовыводы расположены на торцевых сторонах цилиндра. Внутри находятся блоки накопительных элементов, представляющие собой многослойную тонкопленочную конструкцию, состоящую из пористых углеродных электродов, сепаратора и токосъемных пластин.

Подсоединение МНЭ к электрической цепи производится при помощи медных шин или многожильных проводов сечением 50-90 мм2, которые крепятся к то-ковыводам при помощи болта с установкой плоской и пружинной шайб, поставляемых совместно с изделием. Положительный вывод МНЭ имеет маркировку «+», отрицательный маркировки не имеет.

МНЭ в составе системы стартерного пуска (СЭП) во время работы может находиться в следующих состояниях:

- заряд (подзаряд) накопителя до номинального напряжения может осуществляться от штатной аккумуляторной батареи либо от отдельного источника питания (генератора или сетевого зарядного устройства);

- стартерный разряд совместно с АКБ при пуске двигателя (при этом сначала заряженный МНЭ подключается к АКБ, а затем - к СЭП);

- стартерный разряд без АКБ при пуске двигателя;

- подзаряд до напряжения бортовой сети во время работы двигателя за счет штатного зарядного генератора;

- саморазряд после отключения МНЭ от АКБ на период длительного простоя двигателя; несмотря на малые токи утечки, перед подключением МНЭ к АКБ необходим подзаряд, порядок проведения которого указан ниже [7-9].

При использовании в составе СЭП нескольких МНЭ они соединяются параллельно. Подключение незаряженного накопителя к СЭП не допускается, потому что это может привести к выходу батареи из строя из-за перегрузки, в связи с очень малым внутренним сопротивлением МНЭ (0,005 Ом), что приведет к режиму короткого замыкания АКБ.

Допускается зарядка МНЭ от АКБ через токоограничивающее сопротивление (резистор). В качестве токоограничивающе-го резистора можно использовать штатную электролампу-переноску номинальным напряжением 24 В и мощностью около 100 Вт. Прекращение свечения лампы будет свидетельствовать о завершении заряда МНЭ, после этого возможно подключение МНЭ к СЭП автомобиля или дизель-генератора [10, 11].

Достоинством МНЭ является то, что специального обслуживания не требуется. Во время эксплуатации проводятся работы по поддержанию чистоты поверхности для уменьшения токов саморазряда, а также проверка надежности креплений резьбовых соединений, очистка от пыли и грязи, подтяжка ослабленных соединений, проверка наличия смазки на резьбовых соединениях [12, 13].

Недостатком является неремонтопригодность изделия: при выходе из строя МНЭ заменяется новым. Учитывая большой гарантийный срок эксплуатации, использование накопителей является целесообразным [14, 15].

На военной кафедре Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого для запуска дизель-генераторов электростанций 5И57А применяется автономный электроагрегат АЭ-1. Со студентами проводятся занятия по запуску и обслуживанию данного агрегата, в том числе по поиску неисправностей и их устранению. Одной из неисправностей яв-

ляется выход из строя магнето. Поэтому был проведен эксперимент по устранению данной неисправности в наиболее короткий срок.

Устройство АЭ-1, с которым производился эксперимент, представляет собой бензиновый генератор, состоящий из двигателя МДЗ производства Владимирского тракторного завода номинальной мощностью 2,2 кВт, частотой вращения 3600 оборотов в минуту, автомобильного генератора с выходным напряжением 24 (27) В, непосредственно молекулярных накопителей энергии (2 штуки, включены параллельно) и панели управления.

Агрегат предназначен для выработки и хранения электроэнергии постоянного тока и стартерного запуска дизельных двигателей автомобилей, дизель-генераторных станций и агрегатов при параллельном включении со штатной аккумуляторной батареей или без нее. Именно это дает возможность производить пуски при отсутствии штатных аккумуляторных батарей (напряжение 24 В, большая емкость).

Агрегат электрический имеет систему зажигания с использованием магнето. При выходе из строя магнето в полевых условиях, что происходит достаточно часто, и отсутствии в данный момент времени специалистов ремонтных органов восстановление работоспособности данного агрегата представляет собой достаточно большую сложность. Необходим демонтаж двигателя вместе с генератором, его разборка и ремонт, что занимает много времени. Кроме этого за ограниченное время найти запасные части и специалистов по ремонту не всегда представляется возможным.

В целях сокращения времени на ремонт при условии отсутствия запасных частей был проведен эксперимент по замене штатной системы зажигания на электронную систему аварийного зажигания от отечественных автомобилей.

Результаты исследования и их обсуждение

Достоинство данной модернизации изведен достаточно быстро из находящих-состоит в том, что ремонт может быть про- ся под рукой деталей или деталей, которые

могут быть приобретены в ближайшем магазине автозапчастей, либо сняты с автомобиля обслуживающим персоналом, не имеющим высокой квалификации.

Недостатком является то, что при работе в аварийном режиме теряется мощность двигателя. Потеря мощности составляет примерно 25-30%. В данном случае, учитывая, что работоспособность восстановлена, временем заряда молекулярных накопителей можно пренебречь.

В ходе данного эксперимента для зажигания использовались запасные части автомобиля ВАЗ 2108 (рис. 1, 2): катушка зажигания Б115В 763774, блок аварийного

зажигания АЗ-1, штатная аккумуляторная батарея автомобиля ВАЗ 2109 6СТ55А и жгут проводов 2108-3724026-40.

Схема подключения аварийного зажигания представлена на рис. 3.

Штатное зажигание отключается путем снятия высоковольтного провода со свечи зажигания. Катушка зажигания, коммутатор, блок аварийного зажигания крепятся на внутренней стенке агрегата при помощи саморезов с режущей гранью, аккумуляторная батарея устанавливается поверх молекулярных накопителей на штатной площадке (рис. 4).

36.3734

ТУ 4573-004-55916826-02

Произведено в Россни

• О

a b

Рис. 1. Катушка зажигания Б115В 763774 (а) и коммутатор 36.3734 (b) Fig. 1. Ignition coil Б115В 763774 (a) and a switch 36.3734 (b)

a b

Рис. 2. Блок аварийного зажигания АЗ-1 (a) и схема АЗ-1 (b) Fig. 2. Block of emergency ignition АЗ-1 (a) and circuit АЗ-1 (b)

Рис. 3. Схема подключения аварийного зажигания Fig. 3. Emergency ignition connection diagram

Ш

Ж' ^ О

V

Рис. 4. Внешний вид подключения аварийного зажигания Fig. 4. External view of emergency ignition connection

Коммутатор использует накопление энергии в конденсаторе, а не в электромагнитном поле катушки зажигания. При поступлении управляющего сигнала (в данном случае от блока аварийного зажигания) схема подключает заряженный конденсатор к обмоткам катушки, через которую он, разряжаясь, вызывает появление искры3.

Коммутатор позволяет, обеспечивая мощную искру, улучшить пуск при пониженной температуре, значительно уменьшить потери в трамблере, стабилизировать обороты холостого хода и снизить расход топлива.

Блок аварийного зажигания АЗ-1 представляет собой генератор импульсов и включается вместо датчика Холла трам-

блера (распределителя). Блок дает возможность создания большого количества импульсов независимо от положения коленчатого вала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку какая-то из искр близка к точке зажигания, то происходит воспламенение горючей смеси и двигатель начинает работать. В связи с тем что момент зажигания происходит не в строго определенный момент времени, двигатель работает с потерей мощности.

Заряд аккумуляторной батареи 6СТ55А в процессе работы можно проводить с помощью выпрямительного устройства 24/12 В после того, как АЭ-1 зарядит накопители до напряжения 22-24 В.

3Смирнов В.Л., Прохоров Ю.С., Костенко В.Л, Боюр В.С., Зимин В.А., Капралов А.В. Автомобили ВАЗ. Электрооборудование. Технология технического обслуживания и ремонта. Н. Новгород: АТИС, 2002. 96 с. / Smirnov V.L., Prokhorov Yu.S., Kostenko V.L., Boyur V.S., Zimin V.A., Kapralov A.V. VAZ automobiles. Electrical equipment. Technology of maintenance and repair. Novgorod: ATIS Publ., 2002, 96 p.

Выводы

Данная работа была проведена для того, чтобы найти наиболее приемлемое решение вопросов ремонта системы зажигания АЭ-1 в полевых условиях при отсутствии запасных частей (магнето) и/или специалистов ремонтных органов. Эксперимент показал, что замена магнето на ава-

рийное зажигание обеспечивает работу данного устройства и дает возможность в аварийных ситуациях производить запуск дизельных двигателей автомобилей, электростанций и электроагрегатов, тем самым гарантируя безотказное функционирование техники в сложных условиях.

Библиографический список

1. Лебедев С.А. Комбинированные источники тока в составе пусковых устройств для систем электро-стартерного пуска // Грузовик. 2009. № 10. С. 14-26.

2. Лебедев С.А., Антипенко В.С., Антипенко С.В. Комбинированные источники тока в системах пуска двигателей автомобилей // Грузовик. 2008. № 10. С. 15-18.

3. Кучак С.В., Харитонов С.А. Автономная система электроснабжения на основе дизель-генераторной установки и накопителя электрической энергии на базе литий ионного аккумулятора // Наука. Технологии. Инновации (НТИ-2013): материалы VII Всерос. науч. конф. молодых ученых (Новосибирск, 21-24 ноября 2013 г.). Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. С. 170-173.

4. Штанг А.А., Ярославцев М.В. Контактно-аккумуляторный маневровый электровоз с накопителем энергии на основе литий-ионных аккумуляторов // Электроника и электрооборудование транспорта. 2016. № 1. С. 13-16.

5. Гумелев В.Ю., Картуков А.Г. Энергоблок автомобиля УРАЛ-4320-31 [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации: электронный научно-практический журнал. 2013. № 1 (21). URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/01/19855 (12.03.2018).

6. Кучак С.В. Имитационная модель автономной системы электроснабжения на основе дизель-генераторной установки и накопителя электрической энергии на базе литий-ионного аккумулятора // Наука. Технологии. Инновации (НТИ-2014): материалы VIII Всерос. науч. конф. молодых ученых (Новосибирск, 02-06 декабря 2014 г.). Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. С. 3-5.

7. Тарасов Б.П., Володин А.А., Фурсиков П.В., Сивак А.В., Кашин А.М. Системы аккумулирования энергии // Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология». 2014. № 2. С. 133-134.

8. Десятов А.В., Колесников В.А., Крюков А.Ю., Ми-

лютина А.Д., Колесников А.В. Исследование электрохимического поведения макетных образцов накопителей энергии с углеродными электродами // Теоретические основы химической технологии. 2016. Т. 50. № 6. С. 645-656.

9. Тарасов Б.П., Володин А.А., Фурсиков П.В., Сивак А.В., Кашин А.М. Системы аккумулирования энергии // Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология». 2014. № 22 (162). С. 30-41.

10. Бердников Р.Н., Фортов В.Е., Сон Э.Е., Деньщи-ков К.К., Жук А.З., Новиков Н.Л., Шакарян Ю.Г. Гибридный накопитель электроэнергии для ЕНЭС на базе аккумуляторов и суперконденсаторов // Энергия единой сети. 2013. № 2 (7). С. 40-51.

11. Ляхов С.В., Алешко А.А. Повышение транспортных качеств электробусов за счет использования гибридных накопителей энергии // Перспективы развития транспортного комплекса: материалы II Меж-дунар. заочной науч.-практ. конф. (Минск, 04-06 октября 2016 г.). Минск: Изд-во БелНИИТ «Транстехника», 2016. С. 7-10.

12. Колобов М.Г., Климов В.И., Дубинин А.В., Москалев М.В. Гибридный накопитель энергии для транспорта // Электричество. 2011. № 10. С. 26-30.

13. Сердечный Д.В., Томашевский Ю.Б. Управление процессом заряда многоэлементных литий-ионных аккумуляторных батарей // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль. 2017. № 3 (21). С. 115-123.

14. Козлов С.В., Киндряшов А.Н., Соломин Е.В. Анализ эффективности систем накопления энергии // Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология». 2015. № 2 (166). С. 29-34.

15. Попель О.С., Тарасенко А.Б. Сравнительный анализ систем длительного аккумулирования энергии для источников резервного и аварийного питания, а также энергоустановок на возобновляемых источниках энергии // Теплоэнергетика. 2012. № 11. С. 61.

References

1. Lebedev S.A. Using the molecular drives to energy in composition of the auxiliary sources of the current. Gru-zovik [Truck]. 2009, no. 10, pp. 14-26. (In Russian).

2. Lebedev S.A., Antipenko V.S., Antipenko S.V. Com-

bined sources of current in vehicle engine start-up systems. Gruzovik [Truck]. 2008, no. 10, pp. 15-18. (In Russian).

3. Kuchak S.V., Haritonov S.A. Avtonomnaya sistema

elektrosnabzheniya na osnove dizel'-generatomoi ustanovki i nakopitelya elektricheskoi energii na baze litii ionnogo akkumulyatora [Autonomous power supply system based on the diesel generator and a power storage device with the lithium-ion battery]. Materialy VII Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii molodykh uchenykh "Nauka. Tekhnologii. Innovatsii (NTI-2013)" [Proceedings of VII All-Russia scientific conference of young scientists "Science. Technology. Innovations (STI-2013)"]. Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University Publ., 2013, pp. 170-173. (In Russian).

4. Shtang A.A., Yaroslavcev M.V. Battery-electric shunting locomotive with lithium-ion storage batteries. El-ektronika i elektrooborudovanie transporta [Electronics and electrical equipment of transport]. 2016, no. 1, pp. 13-16. (In Russian).

5. Gumelev V.Yu., Kartukov A.G Power unit of the vehicle URAL-4320-31. Sovremennye nauchnye issledo-vaniya i innovatsii: Elektronnyi nauchno-prakticheskii zhurnal [Modern scientific researches and innovations: electronic scientific and practical journal]. 2013. No. 1 (21). Available at:

http://web.snauka.ru/issues/2013/01/19855 (accessed 12 March 2018).

6. Kuchak S.V. Imitatsionnaya model' avtonomnoi sis-temy elektrosnabzheniya na osnove dizel'-generatornoi ustanovki i nakopitelya elektricheskoi energii na baze litii-ionnogo akkumulyatora [Simulation model of the autonomous power supply system based on diesel generator and electric energy storage device with a lithium-ion battery]. Materialy VIII Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii molodykh uchenykh "Nauka. Tekhnologii. Innovatsii (NTI-2014)" [Proceedings of VIII All-Russia scientific conference of young scientists "Science. Technology. Innovations (STI-2013)"]. Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University Publ., 2014, pp. 3-5. (In Russian).

7. Tarasov B.P., Volodin A.A., Fursikov P.V., Sivak A.V., Kashin A.M. Energy storage systems. Mezhdu-narodnyi nauchnyi zhurnal "Al'ternativnaya energetika i ekologiya" [International scientific journal for alternative energy and ecology]. 2014, no. 2, pp. 133-134. (In Russian).

8. Desyatov A.V., Kolesnikov V.A., Kryukov A.Yu., Milyutina A.D., Kolesnikov A.V. Investigation of electrochemical behaviour of storage device prototypes with

Критерии авторства

Авторы заявляют о равном участии в получении и оформлении научных результатов и в равной мере несут ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

carbon electrodes. Teoreticheskie osnovy khimicheskoi tekhnologii [Theoretical Foundations of Chemical Engineering]. 2016, no. 6, pp. 645-656. (In Russian).

9. Tarasov B.P., Volodin A.A., Fursikov P.V., Sivak A.V., Kashin A.M. Energy storage systems. Mezhdu-narodnyi nauchnyi zhurnal"Al'ternativnaya energetika i ekologiya" [International scientific journal for alternative energy and ecology]. 2014, no. 22(162), pp. 30-41. (In Russian).

10. Berdnikov R.N., Fortov V.E., Son E.E., Den'shchikov K.K., Zhuk A.Z., Novikov N.L., Shakaryan Yu.G. Hybrid power storage device for Federal Grid Company based on batteries and supercapacitors. En-ergiya edinoi seti [Energy of the grid network]. 2013, no. 2 (7), pp. 40-51. (In Russian).

11. Lyahov S.V., Aleshko A.A. Povyshenie transportnykh kachestv elektrobusov za schet ispol'zovaniya gibridnykh nakopitelei energii [Improving electric bus transport qualities due to the use of hybrid energy storage devices]. Materialy II Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferenrsii "Perspek-tivy razvitiya transportnogo kompleksa" [Proceedings of II International correspondent scientific and practical conference "Development prospects of Transport Complex"]. Minsk: Belarusian Research Institute of Transport «Transtechnika», 2016, pp. 7-10.

12. Kolobov M.G., Klimov V.I., Dubinin A.V., Moskalev M.V. Hybrid energy storage device for vehicles. El-ektrichestvo [Electricity]. 2011, no. 10, pp. 26-30. (In Russian).

13. Serdechnyj D.V., Tomashevskij Yu.B. The control of a multi-element charge lithium-ion batteries. Izmerenie. Monitoring. Upravlenie. Kontrol' [Measurement. Monitoring. Operation. Control]. 2017, no. 3 (21), pp. 115-123. (In Russian).

14. Kozlov S.V., Kindryashov A.N., Solomin E.V. Analysis of energy storage systems efficiency. Mezhdu-narodnyi nauchnyi zhurnal "Al'ternativnaya energetika i ekologiya" [International scientific journal for alternative energy and ecology]. 2015, no. 2 (166), pp. 29-34. (In Russian).

15. Popel' O.S., Tarasenko A.B. Comparative analysis of long-term energy storage systems for backup and emergency power supply sources and for renewable energy power stations. Teploenergetika [Heat Power Engineering]. 2012, no. 11, p. 61. (In Russian).

Authorship criteria

The authors declare equal participation in obtaining and formalization of scientific results and bear equal responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.