СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 353.2:332.02
модернизация системы управления экономикой региона в условиях инновационного развития
р. г. маннапов,
доктор экономических наук, профессор кафедры управления и экономики предпринимательства E-mail: [email protected] Уфимский государственный университет экономики и сервиса
а. р. маннапов,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления инновациями института экономики и управления E-mail: [email protected] Уфимский государственный авиационный технический университет
В статье рассмотрены проблемы, тормозящие формирование инновационной модели экономического развития. Приведена авторская характеристика системы управления экономикой региона и выделены предпосылки ее модернизации. Обосновано содержание модернизации органов регионального управления на современном этапе. Сформулированы актуальные задачи органов исполнительной власти региона по обеспечению инновационного развития. Предложено создание межотраслевых структур в системе регионального управления.
Ключевые слова: система управления экономикой региона, модернизация, стратегическая иннова-ционность, инновационное развитие.
Для становления инновационного типа развития национальной экономики в последние годы в
стране был осуществлен ряд важных институциональных, правовых, экономических, финансовых, организационных мер по стимулированию инновационной активности в различных сферах жизнедеятельности общества. между тем при наличии некоторых позитивных изменений все же сохраняются фрагментарность и разрозненность прогрессивных процессов, что не позволило ослабить сложившиеся неблагоприятные тенденции [10]. В числе проблем, тормозящих инновационное развитие, наиболее острыми являются:
• неизжитая недобросовестная конкуренция;
• недостаточно привлекательный инвестиционный климат;
• неуменьшающаяся коррупция;
• слабая финансовая поддержка инновационной деятельности;
• низкоэффективное использование государственных средств, выделенных на исследования и разработки;
• несоответствующий современным требованиям уровень компетенций специалистов и руководителей в инновационной сфере;
• отсутствие надлежащей координации и контроля за ходом инновационных преобразований. Профессором Н. В. Бекетовым на основе анализа тенденций осуществления реформ в нашей стране в период перехода к постиндустриальному обществу выделена специфическая черта, оказывающая огромное влияние на развитие инновационного сектора России - «это коррумпированность органов исполнительной власти и слабость механизмов формирования гражданского общества» [1, с. 10], что подтверждается многими исследованиями (см. [2, 3] и др.). Наряду с этим необходимо отметить, что до настоящего времени отсутствуют эффективные механизмы финансирования процессов создания инновационных продуктов (технологий, товаров, услуг) и их вывода на отечественный и зарубежные рынки. В связи с изложенным процессы формирования инновационной модели экономического развития приобрели затяжной характер.
Все отмеченное в той или иной степени имеет соответствующие проявления в субъектах РФ, что в значительной мере зависит от качества государственного управления на региональном уровне.
Региональное управление в настоящее время должно быть стратегически ориентировано на формирование на своей территории экономики инновационного типа на основе масштабной структурной перестройки и трансформации мышления и поведения всех категорий регионального сообщества. А это немыслимо без использования системного подхода. Можно утверждать, что именно системный подход способен составить общую теоретико-методологическую основу становления и развития инновационной экономики в регионе. Авторская позиция относительно инновационных преобразований в регионе опирается на научные представления о сложной взаимозависимости протекающих социально-экономических и институциональных процессов, на преобладании в настоящее время многоаспектных межотраслевых, межсекторальных, интеграционных, комбинированных связей, отношений, форм, структур, явлений и тенденций.
Для успешного формирования инновационной модели развития в регионах требуются многогран-
ное развитие человеческого капитала и отвечающие реальным условиям институциональные и структурные преобразования, направленные на реформирование производств, привлечение инвестиций, обновление видов экономической деятельности и ведущие к изменению пропорций, соотношений секторов, отраслей экономики и социальной сферы, связей между ними, что в итоге способно обеспечить создание конкурентоспособных технологий, товаров, услуг.
При этом значительное влияние на процессы инновационного развития каждого региона будут оказывать его специфика, особенности реализации накопленного потенциала. Отличительным признаком формирования инновационной экономики в каждом конкретном регионе будет являться именно специфическое системное взаимодействие социально-экономических компонентов, факторов и ресурсов, создающее своеобразные возможности разработки, внедрения и освоения новейших технологий и наукоемких видов продукции (товаров, услуг) в различных сферах жизнедеятельности регионального сообщества [6, с. 102].
Для того чтобы достичь эффективного взаимодействия требуется компетентное региональное управление. Поэтому рассчитывать на инновационные прорывы в регионе можно только при наличии отвечающей современным требованиям системы государственного и муниципального управления.
Система управления экономикой региона как научная категория достаточно продолжительное время оставалась недостаточно раскрытой и структурированной по своему составу. Исследованию различных аспектов функционирования системы регионального управления в последнее десятилетие были посвящены научные труды некоторых отечественных ученых: А. С. Гапоненко, В. Н. Лексина, А. С. Новоселова, В. П. Орешина, О. С. Пчелинцева, А. И. Татаркина, А. Н. Швецова и др., сформировавших методологические предпосылки для дальнейших научных разработок.
В экономической литературе имели место различные попытки формулирования этого важного понятия. При рассмотрении проблем развития регионов в одной из публикаций отмечалось: «региональное управление представляет собой сложную систему форм и методов воздействия на внешнюю среду функционирования бизнеса, определяющую правила поведения субъектов и устанавливающую параметры, в рамках которых обеспечивается согла-
концептуальная модель системы управления экономикой региона
сование интересов частного бизнеса и регионального сообщества в целом» [7, с. 58].
В авторской монографии (2008 г.) было предложено следующее развернутое определение рассматриваемой научной категории: система регионального управления - это сложная совокупность компонентов, включающая органы управления, целевые стратегические установки, принципы, функции, структуры, ресурсы, методы, технологии и инструменты, тесно взаимосвязанных между собой, образующих интеграционную целостность и формирующих механизм воздействия на региональное хозяйство, региональный потенциал, со-
циально-экономические процессы, условия жизнедеятельности населения, организации и домашние хозяйства в целях повышения качества жизни населения [4, с. 61]. одновременно были разработаны принципиальная модель системы регионального управления и концептуальная модель организационно-экономического механизма управления регионом с выделением и описанием их структурных составляющих. При этом были определены характерные признаки эффективно функционирующей системы регионального управления и сформулированы современные требования к ней в изменяющихся условиях развития. В ходе дальнейших исследований была обоснована модифицированная организационно-структурная модель системы управления экономикой региона (которая представлена на рисунке), а также получили развитие научные положения по закономерностям, особенностям и проблемам функционирования, направлениям и задачам обновления рассматриваемой системы [5]. По сути, ранее названные научные разработки остаются актуальными и по настоящее время.
между тем научные поиски продолжаются, появляются новые проработки как теоретических вопросов, так и практических проблем. однако встречаются прямые и косвенные заимствования, причем без ссылок на первоисточники, что, к сожалению, стало нередким явлением. Вместе с тем в публикациях проявляются отличающиеся взгляды на систему управления регионом, что само по себе заслуживает внимания.
Что касается последнего, то в одной публикации последних лет утверждается, что «система управления регионом обладает свойствами и характеристиками стандартной корпоративной организационной структуры, отличающейся симбиозом мезо- и микроуровневого аспектов хозяйствования» [14, с. 130], и указывается на наличие в этой сис-
теме всех функций и взаимосвязей, имеющихся в традиционной модели бизнеса. Такое видение представляется спорным, поскольку в нем явно недооценивается роль, значение, функции и полномочия регионального управления для решения и регулирования воспроизводственных процессов, социальных и экологических проблем, общественно-политических явлений, сложных взаимосвязей и взаимообусловленностей в экономике, социально-экономическом и инфраструктурном обустройстве и развитии территорий.
Серьезные научные исследования свидетельствуют о том, что методологической основой управления экономикой региона по прежнему остается региональный воспроизводственный подход, охватывающий взаимосвязи субъектов экономики, позволяющий комплексно рассматривать их поведение с позиций новых задач экономического и социального развития [7, с. 55]. Данной точки зрения придерживаются многие ученые. Авторы настоящей статьи также поддерживают эту позицию.
До настоящего времени не всеми научными и практическими работниками осознается, что в инновационных условиях к развитию региона предъявляются качественно новые требования, носящие методологический характер: на первое место должно выходить обеспечение системности, целостности, сбалансированности, внутренней консолидации, адаптивности и устойчивости региональной экономики, что в свою очередь требует научно обоснованных действий по ее трансформации.
Академик РАН А. И. Татаркин выдвигает и обосновывает задачу опоры на процессы саморазвития всех уровней региональных и территориальных социально-экономических систем. При этом под саморазвитием понимается стратегически устойчивая способность региона в условиях сложившейся в обществе макросреды обеспечивать расширенное воспроизводство валового регионального продукта за счет имеющегося потенциала собственных ресурсных возможностей и доходных источников в интересах реализации как макроэкономических целей и общенациональных приоритетов, так и внутрирегиональных целевых установок системного характера [11].
Важно иметь в виду, что в управлении регионом в настоящее время необходимо установление «не только общих закономерностей развития и организации хозяйственной жизни на территории, но и выявление ее особенностей, учет специфики, объективная оценка динамики темпоритмов, определение
оригинальной региональной (местной) окраски истинных отношений, связей, процессов, происходящих на конкретной территории» [12, с. 19].
Своевременным представляется мнение экономистов, отмечающих, что «упразднение старых отраслевых структур управления предприятиями, находящимися на территории района, требует от региональных органов управления необходимости поиска новых форм и методов управления кооперацией отраслевых и региональных производителей в единой структуре экономики региона» [13, с. 74]. Вместе с тем видится, что разработка новых форм управления должна охватывать и другие виды взаимодействий хозяйствующих субъектов с учетом процессов инновационного развития.
Также в настоящее время все более важное значение приобретают вопросы содействия становлению масштабных форм организации экономической деятельности, в числе которых кластеры, особые экономические зоны, наукограды, технополисы, производственно-технологические агломерации и др., располагающиеся как в границах региона, так и в межрегиональном пространстве.
Обозначенные и другие предпосылки назревших изменений требуют достаточно высокого профессионального уровня регионального управления. Между тем анализ современной практики функционирования правительств (администраций) в ряде регионов позволяет авторам выделить в них некоторые системные признаки проблемного характера, в частности следующие:
• декларативность, лозунговость целей и задач;
• жесткая иерархичность уровней, структур, должностей;
• слабая координация взаимодействия между структурными единицами (министерствами, департаментами, комитетами);
• излишне детальная регламентация процессов, процедур, мероприятий;
• превалирование бюрократических организационных структур;
• непрозрачность деятельности (внутренних процессов, информации, качества выполнения функций, кадровых решений) для общественности;
• слабая динамизация деятельности, малоподвижность процессов совершенствования, низкая способность к саморазвитию;
• медленная адаптация к изменяющимся внешним условиям (общенациональным, а тем более - общемировым);
• недостаточная готовность к содействию инновационным преобразованиям;
• неиспользование возможностей многокритериальных оценок эффективности деятельности как отдельных звеньев, так и системы в целом. Отмеченные характерные черты порождают сложности, негативные явления, проблемы и тормозят прогрессивные процессы. Изложенные недостатки, а также изменяющиеся условия и инновационные задачи вызывают потребность в модернизации деятельности органов регионального управления.
Под модернизацией системы управления экономикой региона авторами понимается ее обновление, приведение в соответствие с инновационным видением, задачами и требованиями, придание ей научно обоснованного характера функционирования в условиях формирования инновационной модели развития.
Модернизация системы управления конкретным регионом требует не только наличия компетентных руководителей и специалистов, способных модифицировать взгляды, связи, отношения, процессы, но и наполнения инновационностью всей системы регионального управления, создания научного потенциала для решения нестандартных проблем.
В настоящее время выдвигается необходимость насыщения всей деятельности органов регионального управления системной стратегической инновационностью, которая, по определению авторов, предусматривает ориентированное на перспективу системное повсеместное участие органов исполнительной власти региона в активизации, стимулировании и поддержке инновационной деятельности, компетентное регулирование инновационных процессов в различных секторах экономики и социальной сферы в масштабе региона, а также эффективную организацию управления новыми знаниями и интеллектуальными ресурсами в госаппарате, стратегическое развитие персонала в системе управления, разработку и внедрение прогрессивных форм, методов и технологий воздействия на процессы инновационного развития региона с многоаспектным учетом изменяющихся факторов внутренней и внешней среды.
По мнению авторов, преобладание стратегической инновационности в деятельности органов регионального управления будет составлять стержень и содержание модернизации системы и будет
способно повысить эффективность продвижения по пути становления и развития в регионе инновационной экономики.
Модернизация системы регионального управления на основе формирования стратегической инновационности - задача непростая, и ее решение не будет скоротечным. Предстоит в различных документах, регламентах, концепциях кадровой политики и практической работе органов регионального управления ввести современные понятия, акцентирующие отношение к служащим как ключевым, стратегически ценным ресурсам системы управления. При этом следует осознавать, что на инновационном этапе развития эффективная реализация кадровой политики в системе регионального управления возможна лишь в условиях создания в ней особой инновационной организационной культуры и возможностей для развития и активизации интеллектуального капитала сотрудников. В этом деле решающая роль принадлежит высшему руководству региона (губернатору, его заместителям) и аппарату правительства.
Реальная общеорганизационная деятельность и кадровая политика должны служить средством формирования у специалистов и руководителей всех рангов когнитивности, творчества, компетентности, креативного мышления и креативных действий, динамических способностей, системного стратегического видения, а также высокой приверженности структуре, в которой они работают, и удовлетворенности своим трудом. Данные понятия являются отражением содержания человеческого потенциала, отвечающего велению времени, и должны получить воплощение в практической деятельности. Только на основе взращивания и содействия развитию названных качеств государственных и муниципальных служащих возможно формирование стратегической инновационности отдельных органов регионального управления и системы в целом, без чего трудно представить создание в регионе новой экономики.
Модернизация системы управления экономикой региона призвана обеспечить решение актуальных задач инновационного развития, к числу которых в настоящее время нужно отнести следующие: • обеспечение интегрированного взаимодействия государственных органов управления, научных, учебных, предпринимательских и общественных структур по совместной разработке и осуществлению приоритетных направлений и механизмов развития;
• структурная перестройка народного хозяйства региона с учетом его специфики;
• организация переобучения и повышение уровня инновационных компетенций специалистов и руководителей во всех секторах экономики и социальной сфере;
• обеспечение эффективного функционирования региональной инновационной системы посредством организации постоянного тесного взаимодействия участников инновационных процессов;
• создание равноправных условий конкуренции в различных сферах деятельности, мотивирующей инновационную активность на всех территориях региона;
• расширение возможностей доступа негосударственных научных организаций и образовательных учреждений к различным видам государственного финансирования актуальных исследований, осуществляемого на конкурсных условиях;
• совершенствование институциональных и экономических условий для повышения инвестиционной активности и масштабного привлечения отечественных и иностранных венчурных инвестиционных ресурсов;
• разработка стимулирующих условий для предприятий по активизации создания объектов интеллектуальной собственности (в первую очередь промышленной), своевременному закреплению прав на них, эффективному использованию и распоряжению ими;
• формирование эффективных механизмов и схем коммерциализации перспективных идей, результатов исследований и разработок;
• содействие развитию внутрирегионального рынка интеллектуальной собственности, а также интенсификации межрегионального и международного трансфера технологий на основе активизации информационных обменов;
• обеспечение прозрачности расходования бюджетных средств на стимулирование и поддержку инновационной деятельности;
• координация инновационного развития региона соответствующими органами государственного управления, интеграция действий региональных и муниципальных администраций по достижению установленных целевых показателей инновационного развития каждой территории, отрасли, сферы деятельности и экономики в целом.
Полноценное решение обозначенных задач позволит региональным правительствам формировать регион самодостаточным и обеспечить более результативный переход к инновационному типу экономического развития.
Как известно, довольно продолжительное время в теоретических взглядах на управление социально-экономическими системами доминировала позиция строгого разделения участников производственно-хозяйственных и социальных процессов на две основные категории: субъекты управления и объекты управления. Однако в последнее десятилетие в связи с возрастающим и расширяющимся участием различных групп регионального сообщества (научных коллективов, предпринимательской элиты, представителей общественности и др.) в решении вопросов перспективного планирования, программирования, приватизации, разработки направлений и путей развития территорий, реализации различных форм взаимодействия (в том числе государственно-частного партнерства) жесткие границы стали стираться. В настоящее время отдельные социальные институты, общественные формирования принимают активное участие в управлении территориальным развитием, и поэтому могут относиться (в определенном смысле и известной степени) к субъектам регионального управления. Модернизация системы управления регионом должна значительно расширить рамки разнообразного участия населения в решении актуальных вопросов и общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти региона.
Одновременно в нынешней ситуации должно быть усилено стимулирование и контроль за ходом инновационных преобразований в регионе и со стороны федеральных органов власти. Для этого необходимо в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ [8] внести следующие отсутствующие, но чрезвычайно важные для современного этапа развития показатели:
1) доля инновационно активных предприятий в их общем количестве;
2) удельный вес инновационной продукции (технологий, товаров, услуг) в общем объеме произведенной (реализованной) продукции.
Необходимо отметить, что пока такие требования к правительству регионов не предъявляются.
Модернизация системы регионального управления предполагает использование прогрессивных
и эффективных подходов к развитию региона, в том числе стратегического, проблемно ориентированного, программно-целевого и др. - наиболее подходящего в соответствии со спецификой его нынешнего состояния и с учетом разнообразных объективных и субъективных факторов внешней и внутренней среды.
В целях реализации задач региональной политики развития А. И. Татаркин обосновывает к применению программно-проектный подход «как наиболее отвечающий потребностям современной экономики» (подробно изложенный в работе [11] и получивший практическое внедрение в Свердловской области). Видится, что этот подход может быть использован и в других регионах, в частности, в Республике Башкортостан.
В качестве сравнительно нового подхода к управлению экономикой региона некоторые исследователи предлагают применять форсайт, под которым понимается процесс систематического определения новых стратегических научных направлений и технологических достижений, которые в долгосрочной перспективе могут оказать серьезное воздействие на экономическое и социальное развитие региона [9, с. 24]. В более развернутом виде форсайт - это система методов выявления тактических и стратегических конкурентных преимуществ, оценки долгосрочных перспектив инновационного развития, построения планов технологических прорывов, способных в совокупности наиболее позитивно воздействовать на развитие регионального сообщества.
Одним из главных условий успешного использования форсайта, по оценке экспертов, являются заинтересованность и готовность регионального сообщества (органов управления, ученых, предпринимательских кругов) совместно в тесном партнерстве обсуждать, оценивать и согласовывать долгосрочные перспективы развития региона. Тем самым форсайт выступает как предварительная стадия для выбора приоритетов и разработки стратегии развития региона, как механизм согласования интересов различных групп регионального сообщества и достижения консенсуса для дальнейшего многоаспектного взаимодействия. Иа взгляд авторов, форсайт заслуживает того, чтобы быть использованным в практической деятельности правительств регионов.
Функции по формированию и организации форсайта в системе регионального управления, по мнению авторов, должны быть возложены на министерства (комитеты, департаменты) экономи-
ческого развития, которые впоследствии обязаны стать основными координаторами-разработчиками реальной системы стратегического управления. Здесь надо сказать, что во многих регионах разработаны и существуют стратегии социально-экономического развития, однако до истинного полноценного стратегического управления как такового с выделением соответствующих структур (блоков) и назначением определенного должностного лица из числа высшего руководства ответственным за регулирование процессов реализации стратегии пока дело так и не дошло.
на современном этапе инновационного развития крайне необходима опора на науку, ученых-исследователей, научные коллективы. не требует особых дополнительных доказательств убедительное суждение, что именно «ученые являются единственным объективным экспертным сообществом, способным предвидеть кризисы, риски и оценивать открывающиеся возможности» [1, с. 11].
В настоящее время стратегически важно значительно повысить роль, значение, функции, потенциал и возможности науки, научного сопровождения и научного обслуживания в формировании новой экономики. Для этого необходимо более широкое привлечение научных организаций и подразделений вузов к системному участию в инновационных процессах при интеграционном взаимодействии с соответствующими органами регионального управления.
Модернизация системы управления экономикой региона предполагает неизбежное совершенствование и обновление организационных структур. Видится, что взамен доминирующего традиционного отраслевого подхода к построению структур должен прийти межотраслевой, базирующийся на системной основе. В инновационных условиях развития вместо существующих министерств промышленности, сельского хозяйства, строительства, занятости населения и др. следует создавать интеграционные межотраслевые органы управления, действующие в масштабе региона. наряду со сложившимися в регионах министерствами финансов, экономического развития, имущественных и земельных отношений могут быть образованы следующие госкомитеты (департаменты):
• по науке и развитию инновационной деятельности;
• по промышленному взаимодействию;
• по координации развития сферы услуг;
• по развитию информационно-коммуникационных технологий;
• по развитию инфраструктурного комплекса;
• по управлению человеческими ресурсами;
• по размещению государственных заказов и
т. д.
Разумеется, что это потребует разработки новых задач, функций, обязанностей, полномочий, а также, что самое главное, наличия руководителей и специалистов соответствующих компетенций.
Очевидно, что данный процесс преобразования будет не одномоментным, а постепенным, поэтапным - в соответствии со специфическими условиями каждого региона и той или иной степенью готовности его органов исполнительной власти.
Еще раз следует подчеркнуть, что все органы управления регионом в настоящее время обязаны плотно и доверительно сотрудничать со всеми категориями регионального сообщества.
В заключение авторы полагают, что представленные в исследовании научные проработки, предложения и рекомендации будут способствовать модернизации системы регионального управления и повышению результативности действий органов исполнительной власти по системному формированию в регионе инновационной модели экономики.
Список литературы
1. Бекетов Н. В. Формирование инновационной экономики России: попытка осмысления социально-политической эффективности // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 8-12.
2. Глазьев С. Ю, Ивантер В. В., Макаров В. Л. и др. О стратегии развития экономики России // Экономическая наука современной России. 2011. № 3 (54). С. 7-31.
3. Дегтярев А. Н., Маликов Р. И., Арапов В. В. Антикоррупционные парадигмы развития российского бизнеса в условиях «экономики отката» // Экономическая политика. 2010. № 4. С. 92-104.
4. Маннапов Р. Г. Организационно-экономический механизм управления регионом: формирование, функционирование, развитие: монография / Р. Г. Маннапов, Л. Г. Ахтариева. М.: КноРус, 2008. 352 с.
5. Маннапов Р. Г. Современное развитие системы управления регионом: методология, инструментарий, механизмы: монография / Р. Г. Маннапов, Л. Г. Ахтариева / под науч. ред. Р. Г. Маннапова. Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. 221 с.
6. Маннапов Р. Г., Маннапов А. Р. Управление системным формированием инновационной экономики в регионе // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 1. С. 102-107.
7. Новоселов А. С. Методологические проблемы управления экономикой региона // Регион: Экономика и социология. 2008. № 2. С. 49-67.
8. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199.
9. Прудский В. Г., Ощепков А. М. Форсайт как основа стратегии социально-экономического развития региона // Вестник Пермского ун-та. Сер.: Экономика. 2012. № 3.1. С. 22-26.
10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. URL: http://mon. gov. ru/dok/akt/9130.
11. Татаркин А. И. Программно-проектное развитие регионов как условие устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации // Вестник УрФУ. Сер.: Экономика и управление. 2011. № 4. С. 46-55.
12. Татаркин А. И., Анимица Е. Г. Формирование парадигмальной теории региональной экономики // Экономика региона. 2012. № 3. С. 11-21.
13. Хайруллов Д. С., Еремеев Л. М. Проблемы устойчивости социально-экономического развития региона // Вестник Казанского гос. аграр. ун-та. 2012. Т. 23. № 1. С. 73-76.
14.Ходыкова Н. В., Болдырева А. В. Методологические проблемы стратегического управления экономикой региона // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 1. Ч. 2. С. 130-133.