Научная статья на тему 'Модернизация системы управления бригадами скорой медицинской помощи в агломерации городов Кавказских минеральных вод'

Модернизация системы управления бригадами скорой медицинской помощи в агломерации городов Кавказских минеральных вод Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
542
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕЖРАЙОННЫЕ ЦЕНТРЫ / ПОКАЗАТЕЛЬ ОБРАЩАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ / СОЗДАНИЕ ЕДИНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО ОТДЕЛА / ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ЭКОНОМИЯ СРЕДСТВ И ПОВЫШЕНИЕ ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ СКОРОЙ ПОМОЩИ / MODERNIZATION OF MANAGEMENT SYSTEM / NEW FORMS OF ORGANIZATIONAL INTERACTION / INTER-DISTRICT CENTERS / THE INDICATOR OF NEGOTIABILITY OF THE POPULATION BEHIND EMERGENCY MEDICAL CARE / CREATION OF UNIFIED ORGANIZATIONAL AND METHODICAL AND OPERATIONAL DEPARTMENTS / COMMON DISPATCHING AMBULANCE SERVICE / SAVINGS AND OPERATIONAL RESPONSIVENESS / ACTIVITY OF AMBULANCE SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фарсиянц Антон Вячеславович

В статье автор рассматривает вопросы внедрения новых форм организации работы службы скорой медицинской помощи в регионе с большой плотностью проживания прикрепленного населения, за счет модернизации системы управления бригадами, создания единого информационного пространства и организационно-методического отдела, с сохранением организационно-правовых форм существующих медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фарсиянц Антон Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article an author examines the introduction of new forms of organization of emergency medical services of emergency medical aid in the region with a high density of the attached population, due to the modernization of the ambulance brigade management system, creation of common information space and organizational and methodical department, with the preservation of organizational and legal forms of existing medical organizations providing emergency medical care.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы управления бригадами скорой медицинской помощи в агломерации городов Кавказских минеральных вод»

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БРИГАДАМИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В АГЛОМЕРАЦИИ ГОРОДОВ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД

А. В. Фарсиянц

Аннотация. В статье автор рассматривает вопросы внедрения новых форм организации работы службы скорой медицинской помощи в регионе с большой плотностью проживания прикрепленного населения, за счет модернизации системы управления бригадами, создания единого информационного пространства и организационно-методического отдела, с сохранением организационно-правовых форм существующих медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь.

Ключевые слова: модернизация системы управления, новые формы организационного взаимодействия, межрайонные центры, показатель обращаемости населения за скорой медицинской помощью, создание единых организационно-методического и оперативного отдела, единая дежурно-дис-петчерская служба скорой медицинской помощи, экономия средств и повышение оперативного реагирования службы, деятельность службы скорой помощи.

MODERNIZATION OF THE AMBULANCE BRIGADE MANAGEMENT SYSTEM IN AGGLOMERATION

OF THE CITIES OF THE CAUCASUS MINERALNYE VODY

A. Farsiyants

Annotation. In this article an author examines the introduction of new forms of organization of emergency medical aid in the region with a high density of the attached population, due to the modernization of the ambulance brigade management system, creation of common information space and organizational and methodical department, with the preservation of organizational and

legal forms of existing medical organizations providing emergency medical care.

Keywords: modernization of management system, new forms of organizational interaction, inter-district centers, the indicator of negotiability of the population behind emergency medical care, creation of unified organizational and methodical and operational departments, common dispatching ambulance service, savings and operational responsiveness, activity of ambulance service.

С момента организации первого учреждения скорой медицинской помощи (СМП) основными задачами для нее остаются оказание экстренной помощи при угрозе жизни и эвакуация больных. Служба СМП в России в своем становлении проходила много этапов, обусловленных, в том числе, сменой общественно-политической формации государства, изменениями форм собственности учреждений, что не могло не сказаться на форме ее организации.

В настоящее время служба СМП представлена системой государственных учреждений, станций или отделений СМП, организующих свою деятельность на прикрепленных территориях, в основном в пределах границ муниципальных образований.

При наличии общей для всех нормативной базы, правил оказания СМП в соответствии с утвержденными порядками и стандартами, сохраняется разная степень организации службы в субъектах с учетом их площади, климатических условий, сети автомобильных дорог и лечебных учреждений, плотности проживающего на территории населения и разной степени финансового обеспечения —

от тарифов до нормативов. Это в каждом субъекте РФ требует поиска своих форм организации службы.

К числу основных принципов организации СМП в настоящее время можно отнести:

• бесплатный гарантированный вид экстренной помощи, имеющий безотлагательный характер, гражданам

в состояниях, угрожающих их жизни;

• осуществление медицинской эвакуации больных

для госпитализации в стационар по экстренным показаниям;

• прием вызова СМП только

в оперативных отделах станций и отделений с использованием автоматизированных информационных систем, включающих в себя обязательную запись телефонного разговора с вызывающим;

• автоматизированные информационные системы учреждений СМП в настоящее время должны быть интегрированы

с информационными системами вызова экстренной службы телефона «112», системой ГЛОНАСС, а с 2021 года -с ЕГИССЗ.

Существующим порядком оказания СМП гражданам РФ определяются также следующие основ-ныетребования:

• дислокация бригад СМП

на прикрепленной территории, с учетом 20-минутной транспортной доступности;

• временной норматив доезда бригады СМП к больному, нуждающемуся в оказании СМП в экстренной форме, не должен превышать 20 минут с момента его приема диспетчером (фельдшером по приему

и передаче вызовов);

• у больных с острым коронарным синдромом бригады СМП должны использовать

в своей работе новые методы лечения больных, такие как тромболитическая терапия;

• начиная с 2018 года, больные

и пострадавшие, нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи,

0'

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ СМП

1210 тыс. жителей

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

490 тыс. жителей

1100 тыс. жителе!

Рис. 1.

Рис. 2.

■ Ставропольский край ■ Ставропольский край

■ Регион КМВ ■ Регион КМВ

должны будут эвакуироваться бригадами СМП напрямую в центры высокотехнологичной медицинской помощи, минуя этапы госпитализации в больницы, где такой помощи нет.

Решение этих современных задач не может быть реализовано без обновления, совершенствования и оптимизации работы всех звеньев службы.

Существующая организационная структура, разделенная по отделениям и станциям муниципальных образований, уже неэффективна. Современный уровень коммуникационных возможностей и достаточное финансирование через ТФОМС позволяет внедрять в работу службы СМП новые формы организационного взаимодействия путем создания межрайонных центров. Такие организационные структуры позволят более четко контролировать работу бригад по соблюдению стандартов оказания помощи и маршрутизации пациентов. Основой таких центров должны быть единые оперативные отделы обработки вызовов СМП, оснащенные современными системами диспетчеризации. Интеграция таких центров с системой вызова экстренных дежурно-диспетчер-ских служб телефона «112» позволяет более оперативно решать вопросы и по линии территориальных центров медицины катастроф.

Существующие в настоящее время проблемы службы, такие как кадровый дефицит врачей и отсутствие регламентированных правил приема вызова по алгоритму, создают определенные трудности для быстрого решения задачи информатизации и централизации службы, особенно в крупных субъектах РФ, где на его площади имеется неравномерное распределение населенных пунктов и лечебных учреждений с наличием

маршрутов медицинской эвакуации на расстояние от 100 до 250 км. К таким субъектам относится Ставропольский край, основная часть городского населения которого проживает компактно в регионах агломерации городов Кавказских Минеральных Вод (КМВ) и города Ставрополя. Остальная часть края представлена сельскими районами с низкой плотностью проживающего населения в небольших населенных пунктах.

Приказом МЗ СК от 23.07.2018 №01—05/686 «О мероприятиях по централизации службы скорой медицинской помощи государственной системы здравоохранения Ставропольского края» определены мероприятия поэтапной информатизации службы с последующей ее централизацией путем создания нескольких межрайонных центров (рис. 1).

Пилотным проектом реализации этих мероприятий выступает создание системы управления бригадами СМП в регионе КМВ — городской агломерации, имеющей площадь 3,3 тыс. кв. км — около 5% площади края, объединяющей города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Минеральные Воды, Георгиевск, Лермонтов, ст. Ессентукская и крупнейший город агломерации — Пятигорск. Население агломерации — свыше 950 тысяч человек, это 34% населения Ставропольского края. Плотность населения Ставропольского края составляет 42,24 чел. на кв. км, а региона КМВ — 249,68 чел. на кв. км (рис. 2).

Служба СМП региона КМВ представлена тремя самостоятельными станциями и пятью отделениями в составе больниц и насчитывает 89 круглосуточных выездных бригад СМП, что составляет 30% всех бригад Ставропольского края. В 2017 году в регионе КМВ выполнено 302956 выездов скорой помощи (36% от вызовов, обслуженных

в 2017 году на территории края). Показатель обращаемости населения за СМП по итогам 2017 года по региону КМВ составил 0,332, краевой показатель — 0,311 (табл. 1).

Существующие недостатки системы управления службой СМП региона КМВ:

• административно-территориальный принцип оказания данного вида помощи в настоящий момент времени снижает доступность предоставления ее в ряде муниципальных образований;

• децентрализованная система управления работой бригад восемью юридическими лицами;

• нет универсального методологического подхода

в приеме и передаче вызовов выездным бригадам;

• нет единой системы взаимодействия с амбулаторно-поликлинической сетью учреждений здравоохранения;

• отсутствует единая система контроля и учета работы выездных бригад;

• отсутствует единый организационно-методический отдел службы.

Целью проекта является модернизация существующей системы оказания скорой помощи за счет разработки единого механизма системы управления путем создания оперативного отдела с единым центром обработки вызовов на базе пятигорской станции СМП, организационно-методического отдела и утверждения единого регламента управления работой бригад СМП в регионе КМВ.

Система управления службой СМП предполагает не только организацию ее оказания взрослому и детскому населению вне медицинской

организации в круглосуточном режиме, но и совокупность следующих мероприятий:

• обеспечение преемственности с медицинскими организациями при оказании СМП;

• взаимодействие с экстренными оперативными службами,

в том числе службой пожарной охраны, службой реагирования в чрезвычайных ситуациях, полицией, аварийной службой газовой сети, службой медицины катастроф и центром обработки вызовов системы телефона 112;

• комплектование выездных бригад СМП медицинскими работниками и организация мероприятий, направленных на преодоление кадрового дефицита;

• контроль и учет работы автомобилей СМП;

• развитие и совершенствование организационных форм

и методов оказания СМП населению, внедрение современных методов диагностики и лечения, передового опыта и научной организации труда;

• создание единой системы учета всех случаев медицинской эвакуации пациентов при межбольничном переводе между стационарами КМВ

и за пределы городской агломерации, в стационары Ставропольского края и за его пределы;

• создание возможности оказания СМП в экстренной форме по территориальному принципу бригадой СМП, ближайшей к месту вызова. Для достижения поставленных

целей организуется работа единого центра обработки вызовов, позволяющего централизовать прием обращений от населения, организовать незамедлительную передачу вызовов выездным бригадам СМП, улучшить оперативное управление и контроль за работой бригад в регионе (рис. 3).

Работа единого центра обработки вызовов оперативного отдела службы скорой медицинской помощи региона КМВ (ЦОВ ОО ССМП КМВ) значительно уменьшит количество непрофильных вызовов, позволит привести повышенный показатель обращаемости населения за СМП к его значению в территориальной

Таблица 1

Территория агломерации городов КМВ и их численность, количество вызовов и бригад СМП (2017 год)

Территория Численность населения Количество вызовов Обращаемость Количество бригад

Пятигорск 213745 65918 0,308 20

Кисловодск 136688 43396 0,317 13

Ессентуки 107404 29785 0,277 9

Мин. Воды и Минераловодский район 139984 42142 0,301 12

Железноводск 52658 19267 0,366 5

ст. Ессентукская и Предгорный район 110066 40383 0,339 13

[еоргиевск 169548 54018 0,319 14

Лермонтов 24542 8047 0,328 3

ВСЕГО 954635 302956 0,332 89

программе государственных гарантий, повышению оперативного реагирования службы при экономии ресурсов. Создание единого организационно-методического отдела позволит иметь объективную информацию о работе службы, проводить своевременный анализ и разрабатывать мероприятия по ее улучшению.

Данный проект приведет к увеличению доступности скорой помощи в целом и повысит удовлетворенность населения, снимет социальную напряженность как среди больных, так и среди медицинских работников скорой помощи, а также повысит уровень и скорость взаимодействия с другими экстренными оперативными службами региона. Реализация данного проекта, несомненно, связана с существующими рисками, такими как:

• несовершенство системы управления службой медицинской помощи;

• высокий процент обращаемости в службу СМП;

• недостаточная информированность населения о порядке оказания СМП;

• кадровый дефицит врачей и среднего медицинского персонала;

• несовершенство существующей нормативно-правовой базы, препятствующее взаимодействию между медицинскими организациями и организациями, входящими в службу СМП;

• отсутствие территориальных программ модернизации службы.

Меры по минимизации рисков и мероприятия по их снижению при принятии управленческих решений:

— определение регламента взаимодействия, привлечение необходимых специалистов;

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРИЕМА ВЫЗОВОВ И ИНТЕГРАЦИЯ ЕЕ

С ТЕЛЕФОНОМ на

I Звонок 03. 103

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Телефон 112

[ „О.МЧССК if £ ? &

/ [¿I у feVs ki J ii V I

/ /..........1

ЕДДС ^J

ttnau a/nation a

Опсрлпшиый U-*ypiFLJII врач

ЕДДС города/района

L /

Диспетчер направлений с тли linn пли Ошанин СМИ 1

Вы ion на плшнпст/п» рлции

mm

45.

Ви шткя на руки

Рис. 3.

— организация обучения медицинских работников службы СМП в помещениях созданного учебного центра ГБУЗ СК «Пятигорская ГССМП» сотрудниками Института непрерывного и дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО СтГМУ МЗ РФ и других учебных заведений СКФО и ЮФО;

— перераспределение кадровых ресурсов — диспетчеров при работе в ЦОВ ОО ССМП КМВ;

— проведение комплекса мероприятий по доступности и актуализации оказания СМП;

— планирование программных мероприятий на год, корректировка программ по промежуточным показателям.

В настоящее время служба СМП в регионе КМВ уже оснащена системой «ГЛОНАСС», а также ресурсами для передачи и анализа ЭКГ-исследований с предварительным автоматическим синдромальным заключением. Имеется интернет-сайт учреждения СМП с информацией о структуре, содержащий методические материалы для медицинских работников, просветительскую информацию для населения. Функционирует телефон горячей линии для информирования населения по вопросам оказания СМП. Проводится освещение своей деятельности в средствах массовой информации (печатные СМИ, плакаты, бюллетени, брошюры и т. д.).

К моменту реализации проекта все учреждения, оказывающие СМП, в своей повседневной деятельности будут использовать информационную автоматизированную систему «Управление станцией СМП», которая автоматизирует их деятельность от момента приема вызова до составления реестров обслуженных вызовов, подаваемых в территориальный ФОМС.

Функционал информационной автоматизированной системы «Управление станцией СМП»:

• прием, фиксация

и диспетчеризация вызовов;

• телекоммуникационная передача карты вызова;

• управление автомобилями и бригадами СМП;

• ведение истории обращений пациентов;

• персонифицированный учет оказания помощи и работа

в системе ОМС;

• ведение графиков, табелей персонала СМП, управление мотивацией, расчет ключевых показателей эффективности сотрудников;

• ведение путевых листов и учет ГСМ;

• формирование оперативных, статистических, аналитических отчетов.

Информационные системы служб пока не образуют единого информационного пространства, но индивидуальная информатизация уже позволила:

• уменьшить время приема вызова за счет использования электронной истории обращения по каждому пациенту;

• использовать автоматический подбор ближайшей бригады

с учетом профильности и, как следствие, уменьшить время доезда до пациента;

• оптимизировать учет и контроль использования таких ресурсов, как медикаменты и горючесмазочные материалы;

• избегать двойного ввода при заполнении карты вызова и, как следствие, уменьшить количество ошибок в медицинских документах

и статистических отчетах;

• повысить уровнь трудовой дисциплины среди сотрудников.

Единое информационное пространство на базе АСУ «Управление станцией СМП» между всеми учреждениями, оказывающими СМП в регионе КМВ, позволит уменьшить время приема вызова, получать данные из электронной истории болезни пациента при оказании СМП. Информационная система позволит использовать бригады в момент диспетчеризации с учетом территориального принципа (ближайшие к пациенту), что, в свою очередь, уменьшит время доезда и расход ГСМ.

Реализация целей и задач данного проекта позволит достичь следующих индикаторных показателей:

• снижение показателя обращаемости населения

за скорой медицинской помощью с 0,332 до 0,310 в 2019 г.;

• сокращение объема выполненных вызовов

на 7,5 тыс. вызовов в 2019 г. по отношению к 2018 г.;

• снижение на 10—15% в 2019 г. среднего пробега санитарного автомобиля по обслуживанию вызовов скорой медицинской помощи по отношению к 2018 г.;

• поддержание на должном уровне показателя доступности скорой помощи по 20-минутному доезду до места вызова;

• увеличение случаев догоспитального тромболизиса у больных с ОКС с подъемом сегмента ЭТ с 178 в 2017 г.

до 280 в 2019 г.;

• оптимизация существующих расходов с перераспределением их в фонд заработной платы с целью ее повышения

и решения проблемы кадрового дефицита.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация данного проекта позволит провести модернизацию управления службой скорой медицинской помощи региона КМВ при минимальных финансовых затратах с получением хорошего экономического результата. Наряду с этим в результате реализации комплекса мероприятий программы значительно сократится количество непрофильных вызовов, произойдет оптимизация и перераспределение вызовов на ближайшую территориально расположенную в регионе станцию скорой медицинской помощи. Проект способствует созданию единой нормативно-правовой базы, единых алгоритмов оказания скорой медицинской помощи, эффективной работе со средствами массовой информации, популяризации службы. Централизация управления и создание единой информационной базы позволит более эффективно координировать деятельность службы скорой помощи, в том числе и условиях ГО и ЧС, позволит подготовить врачей и средних медицинских работников к работе в новых условиях, повысить толерантность общества к службе скорой медицинской помощи.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

Фарсиянц Антон Вячеславович — главный внештатный специалист по скорой помощи Министерства здравоохранения Ставропольского края, главный врач ГБУЗ Ставропольского края «Кисловодская городская станция скорой медицинской помощи», г. Кисловодск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.