Р. А. Джумаева, Л. А. Ельшин
МОДЕРНИЗАЦИЯ РЫНКА ТРУДА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: модернизация экономики, модернизация рынка труда, образовательный
процесс, подготовка кадров, занятость.
Рассмотрены социально-экономические проблемы модернизации экономики и ее составной части - рынка труда. Определены факторы, тормозящие процесс модернизации экономики страны. Предложены основные направления модернизации рынка труда.
Keywords: modernization of the economy, modernization of the labor market, the educational
process, training, employment.
The social-economic problems of modernizing the economy and its constituent parts - the labor market. The factors hindering the process of modernizing the economy. The basic directions of modernization of the labor market.
Стратегической целью социально-экономического развития национальной экономики является повышение качества и уровня благосостояния населения на основе реализации инновационного потенциала экономики. Сегодня определены основные направления модернизации, это: обновление и реструктуризация отраслей экономики, создание конкурентоспособной продукции, включение в мировые инновационные процессы и интеграция в мировую экономику, интенсивное использование всех важных нововведений [1].
На наш взгляд, процесс модернизации экономики, который сегодня набирает обороты, невозможно без модернизации рынка труда. Актуальность данного направления обусловлена тем фактом, что наследие, доставшееся нам от планово-централизованной экономики в области регулирования трудовых отношений, не способствует эффективному решению задач модернизации экономики. Нельзя забывать, что разработкой и реализацией программ развития национальной экономики занимаются люди, обладающие знаниями, опытом, навыками, способностями и т.п., то есть кадры. Следовательно, говоря о модернизации экономики, необходимо говорить и о модернизации рынка труда на основе объективных представлений о потребностях реального производственного сектора экономики.
Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять внимание подготовке, переподготовке, переквалификации или замене кадров, формированию иной культуры мышления работников, профессиональному поведению и развитию способностей принятия нестандартных решений в условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики.
Рассмотрим некоторые серьезные проблемы существующего рынка труда и ключевые направления его модернизации. Для начала попробуем сформулировать понятие рынка труда. Следует отметить, что в научной литературе нет однозначного определения понятия рынка труда. Существует много различных подходов к этому вопросу и связано это с тем, что рынок труда по своей сути представляет собой сложный механизм, затрагивающий интересы граждан, бизнеса и государства. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Спецификой рынка
труда является то, что кроме чисто экономических факторов воздействующих на эффективность его развития имеют место факторы, социального и социально-психологического характера, которые не всегда определяются ценой рабочей силы - заработной платой.
Кроме того, рынок труда из всех подсистем рыночной экономики имеет высокую степень неопределенности, огромное количество критериев оценки эффективности его функционирования, которые не всегда поддаются количественному определению, а также специфические характеристики и сложный механизм формирования спроса и предложения.
Рынок труда нельзя рассматривать в отрыве от других рынков экономической системы. Здесь мы обнаруживаем, что рынок труда, с одной стороны, является составной частью экономики страны, а с другой стороны, представляет собой вполне автономную систему. Рынок труда в научной литературе в основном рассматривается как узкофункциональное понятие, характеризующее «место, где осуществляется купля-продажа труда» [2].
Таким образом, акцент делается на чисто техническую сторону процесса - формирование спроса и предложения на рынке труда. При этом основной целью функционирования рынка труда провозглашается определение условий купли-продажи рабочей силы, и мало говориться об ее оценке, оплате, организации и использовании и т.д., что на наш взгляд не совсем корректно.
Сегодня рынок труда, как показывает практика, выпадает из общего процесса развития национальной экономики и тому множество подтверждений. Приведем один пример, уже не один десяток лет говорится со всех трибун о перенасыщении рынка труда специалистами в экономической и юридической области, но ВУЗы не только не сокращают прием этих специальностей, а наоборот, увеличивают его, открывая новые специализации. Парадокс заключается в том, что и население знает об этой ситуации, но все равно стремится получить экономическое и/или юридическое образование.
Данный пример является подтверждением того факта, что говоря о рынке труда, мы в основном говорим о механизме распределения и перераспределения трудоспособного населения по секторам экономики, думая, что учитываем интересы капитала и общественные потребности. Но так ли это на самом деле? Ведь, по сути, до сих пор нет механизма, который бы отслеживал, реальные потребности экономики и устанавливал связь с образовательными организациями, хотя об этом много говорится, данное положение записано в программах занятости, но все это носит больше формальный характер.
Отдельно хотелось бы отметить тот факт, что государство тоже самоустранилось от процесса регулирования рынка труда и занимается в основном вопросами нормативноправового характера. Например, биржи труда осуществляют посреднические функции такие как: постановка на учет безработных, назначение и выплата пособий, переобучение работников, в основном рабочих специальностей и т.п.
Итак, среди основных проблем современного рынка труда можно отметить следующие:
1. Несоответствие между спросом на рабочую силу реального сектора экономики и подготовкой специалистов, предложением, осуществляемым образовательными учреждениями;
2. Отсутствуют требования современного рынка труда к уровню и качеству профессиональной подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования;
3. Занятое население не отвечает требованиям современного производства, а вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации не всегда под силу отдельному предприятию, особенно для предприятий среднего и малого бизнеса;
4. Молодежная занятость. Молодежь стремиться к освоению модных, престижных профессий, где главным является получение статуса, а не само образование. Работодатель, в свою очередь заинтересован в приеме на работу людей со стажем и опытом работы в профессиональной деятельности, что для молодого специалиста весьма проблематично;
5. Не отработан механизм трудоустройства работников, которые потеряли работу в результате реструктуризации экономики, кризисных явлений в обществе и т.п. Это те работники, которые имеют опыт, квалификацию, но не востребованы работодателями;
6. Внутрифирменный рынок труда, охватывающий весь комплекс отношений между работодателем и наемным работником, очень слабо развит.
Это далеко не полный перечень проблем характерных для сегодняшнего рынка труда.
Что же можно предложить в рамках модернизации рынка труда и для решения выше указанных проблем.
Во-первых, пересмотр подходов и критериев качества подготовки специалистов, которые обязательно должны включать уровень овладения ими специальных профессиональных знаний и навыков, уровень развития деловых и личностных качеств.
Во-вторых, развитие социального партнерства между образовательными учреждениями и работодателями. Это могут быть и совместные проекты, специальные заказы предприятий по подготовке специалистов, разработка совместных критериев, которые позволили бы дать объективную оценку качества подготовки выпускников и при отборе кадров для своего предприятия.
В-третьих, особое внимание должно уделяться трудовой этике и трудовой мотивации. Организационная культура в условиях рынка приобретает особую значимость для повышения эффективности деятельности предприятия. Она подразумевает формирование общих ценностей, этические нормы поведения, систему мотивации и поощрений для своих сотрудников, воспитывает в сотрудниках приверженность к общему делу, личной заинтересованности в реализации стратегических целей организации.
В-четвертых, преодоление сильной сегментированности рабочей силы, причиной которой является низкая мобильность современной рабочей силы. Серьезными ограничениями здесь выступают институты прописки, отсутствие рынка доступного жилья, профессионально-квалификационные, административные и другие барьеры.
В- пятых, для развития рынка труда особую роль играют инвестиции в рабочую силу. В зависимости от того в какие отрасли и в каком объеме осуществляются эти инвестиции зависит уровень личных доходов, оказывающий влияние на развитие конечных потребительских рынков и уровень и качество жизни населения.
В-шестых, формирование у работников и у работодателей нового образа мышления, подразумевающего постоянную работу над саморазвитием их личностных и профессиональных качеств, новых стереотипов поведения, выстраивания трудовых отношений.
В-седьмых, государственная политика должна быть направлена на создание новой институциональной базы, отвечающей требованиям современного рынка труда. В первую очередь это касается работы бирж труда, бюро и служб занятости и др. государственных учреждений. Особо следует выделить развитие институтов найма и увольнения; институты профессионального отбора рабочих, специалистов, менеджеров; институты вознаграждения; образовательные институты (с точки зрения их воздействия на рынок труда); договорные институты, в которых определяются трудовые отношения между работником и работодателем; институты социальной ответственности на рынке труда предпринимателей и государства [3].
Особо хотелось бы отметить, что развитие институтов рынка труда и эффективность их функционирования существенно тормозится существующими административными барьерами, это: институт прописки (регистрации); лицензирование отдельных видов профессиональной деятельности; барьеры, связанные с административными издержками предпринимателей в процессе текущей деятельности.
Составной частью модернизации рынка труда является модернизация его инфраструктуры, это в первую очередь такие направления как: доступность жилья, которая способствует более свободному перемещению рабочей силы по стране; качественное и доступное образование, возможность творческого развития личности.
В заключение, хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что рынок труда является индикатором состояния благополучия страны и ее населения, стабильности и эффективности социально-экономического развития национальной экономки.
Рынок труда сегодня все больше обретает рыночные черты, в связи, с чем повышаются требования к качеству рабочей силы, ее гибкости и мобильности, профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, формируются конкурентные отношения, как между работниками, так и между работодателями.
Главной целью рынка труда является занятость, благодаря чему население страны получает возможность для воспроизводства, формирования высокого уровня жизни и наиболее полного удовлетворения потребностей.
Рынок труда не должен ограничиваться только проблемами формирования спроса и предложения на рабочую силу, он призван решать проблемы эффективной занятости, проблемы снижения безработицы, проблемы формирования конкурентоспособности рабочей силы.
В качестве инструмента модернизации рынка труда на уровне регионов мы предлагаем создать инновационный образовательно-производственный кластер.
Литература
1. Шинкевич, А.И. О перспективах мезоуровня исследования инновационного развития логистических систем и цепей поставок / А.И. Шинкевич // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2008. - № 4 .-С.241-245.
2. Рощин, С.Ю. Теория рынка труда: Учебно-методологическое пособие / С.Ю. Рощин, Т.Ю. Ру-завина.- М.: Эконом. фак-т МГУ, ТЕИС, 2008.- 458 с.
3. Мещеряков, Д.А. Институциональные изменения как условие становления и развития инновационной экономики в России // Современные политэкономические проблемы экономического роста: мат-лы межд. науч-практ. конф.: в 2-х ч.: Ч. 1 / Д.А. Мещеряков; под ред. И.Т. Корогодина, В.В. Гаврилова. - Воронеж: Научная книга, 2010. - С. 11-13.
© Р. А. Джумаева - канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КГТУ, [email protected]; Л. А. Ельшин - канд. экон. наук, доцент той же кафедры.