Измеров Андрей Иванович
кандидат социологических наук,
заведующий кафедрой философии, истории и права
Краснодарского филиала Института Правительства Российской Федерации
(тел.: +78612583596)
Модернизация российской экономики в контексте глобализации мировой рыночной системы
В статье представлен материал, содержащий сведения об основных модернизационных процессах в современной России в контексте глобальных трансформаций мирового рыночного пространства. Автор формулирует собственную концепцию исследования феномена модернизации в ракурсе глобализации мировой экономики.
Ключевые слова: модернизация, глобализация, мировая рыночная система, российская экономика.
A.I. Izmerov, Master of Sociology, Head of a Chair of Philosophy, History and Law of the Krasnodar branch of the Institute of the Government of the Russian Federation; tel.: +78612583596.
Modernization of the Russian economy in context of globalization of world market system
The material containing data on the main modernization processes in modern Russia in a context of global transformations of world market space is presented in the article. The author formulates own concept of research of a phenomenon of modernization in a foreshortening of globalization of world economy.
Key words: modernization, globalization, world market system, Russian economy.
В современной России за последние десятилетия набрали ход трансформационные процессы в социуме,которые в особенности серьезно затронули экономическую сферу. Это происходит под влиянием глобализации мировой экономики, расширения значимости социальной коммуникации и новых технологий, повышения рыночной активности в контексте развития Интернета и социальных сетей. Глобальная рыночная экономическая система в настоящее время формируется под воздействием ускорения процессов экономического взаимодействия и информационных потоков. Все это затронуло и российское экономическое пространство, коренным образом изменив экономические отношения в социуме. Модернизация российской экономики, избавление ее от сырьевой зависимости и переход на высокотехнологичную основу - процесс, от успешности которого будет зависеть состояние российского общества и конкурентная ниша, которую займет Россия в быстро развивающемся глобальном пространстве XXI в.
С позиции ряда исследователей, анализ содержания экономического измерения глоба-лизационных процессов позволяет выделить три условные характеристики, определяющие
основные тенденции экономических процессов на современном этапе: это виртуализация, «тотальная экономизация» и дихотомия. Осмысление указанных тенденций развития позволяет сместить акценты с фатальной неизбежности последствий экономических угроз или вызовов на поиск конструктивных способов разрешения возникающих в условиях глобализации конфликтов. Так, устранение разрыва между реальной экономикой и ее виртуальным образом возможно через совершенствование диагностического инструментария и разработку адекватных методов управления экономическими процессами. «Тотальная экономизация» общества, игнорирующая базовые общечеловеческие ценности, ставит под сомнение саму возможность выживания человечества. В силу взаимосвязи и взаимозависимости различных измерений глобализационных процессов развитие индустриальной экономической культуры возможно только в гармоничном единстве с социокультурной траекторией развития общества. Дихотомия в контексте экономического взаимодействия, проявляющаяся в неравномерности развития разных стран, противостоянии транснациональных и национальных интересов и альтернативных подходах к концепциям эко-
322
номического развития, актуализирует необходимость поиска возможных путей гармонизации конфликтогенной реальности [1, с. 126-131].
Российские исследователи В.И. Пантин и В.В. Лапкин определяют процесс модернизации следующим образом: «Обычно под модернизацией понимают исторический процесс перехода от традиционного общества, основанного на господстве традиций, обычаев и религии, а также на власти монарха или вождя, к обществу современному, основанному на постоянном появлении и внедрении новых идей, научных открытий, достижений в различных областях общественной жизни. Устойчивость и динамизм современного общества базируются на развитой рыночной экономике и демократических политических институтах (разделение властей, парламентаризм, гражданские свободы, многопартийность и др.)» [2, с. 128].
По мнению некоторых ученых, простое включение в глобальную экономику не гарантирует модернизации и экономического роста. Важны способ и механизмы включения в нее. Обычно выделяют три типа стран, различающихся по характеру и качеству участия в международном разделении труда. Наукоемкие отрасли, высокотехнологичное производство, технологические, информационные, управленческие, финансовые услуги - прерогатива развитых стран (США, Великобритании, ФРГ, Франции). Главный ресурс стран Центральной Европы -высокий уровень образования и квалификация персонала. Эти страны специализируются в первую очередь на инженерных усовершенствованиях и на массовом выпуске комплектующих к товарам, производимым развитыми странами. Третьи страны включены в мировую экономику в качестве сырьевых придатков и потребителей конечной продукции. Либеральные реформы 1990-х гг. нанесли существенный удар по индустриальному сектору экономики. После дефолта 1998 г. на некоторое время возобладал внутренне ориентированный рост, но с 2002 г. экс-портносырьевая модель экономики закрепилась. Признаками сырьевой модели развития экономики выступают доля добавленной стоимости, произведенной при добыче сырья, а также доля сырьевых товаров в экспорте страны [1].
С точки зрения А. Аганбегяна, радикальные неолиберальные реформы фактически превратили экономический суверенитет России в 1990-е гг. в главный экспортный «товар», куда более востребованный на мировом рынке, чем даже сырье и ресурсы. И начать Российскому государству в XXI в. обратный процесс - процесс восстановления экономического суверенитета,
но уже в новых условиях и на принципиально новой основе - будет стоить очень больших усилий. Связано это прежде всего с тем, что по-прежнему устойчивой остается надежда на «сценарий энергосырьевого развития», поскольку реализация такового пока обеспечивает стабильный прирост ВВП (фетишизированный в годы радикальных неолиберальных реформ). По официальными данным, в 2007 г. при среднегодовом приросте в 7% (начиная с 1999 по 2002 г. - 6,7% в год, с 2003 по 2007 г. - 7% в год) был восстановлен его объем по отношению к 1989 г., однако «из ежегодного прироста ВВП в размере 7% примерно 4% приходится на влияние роста экспортных цен и дополнительного притока валюты в страну, и только 3% экономического роста достигается за счет внутренних источников и факторов», т.е., отмечает академик А. Аганбегян, «мы не являемся пока хозяевами своего роста» [3, с. 22, 24, 31].
Согласно концепции А.В. Петрова возможность и, главное, необходимость сохранения суверенитета в системе современных «неизбежно глобализирующихся» обществ была поставлена идеологией неолиберализма под сомнение. Однако неолиберальная эйфория 1990-х гг., связанная с упованиями многих экономистов и политиков на объединяющую и креативную роль глобализации, растворилась. Ей на смену постепенно приходит прагматический взгляд на процессы глобальных изменений, который заключается в четком определении места и роли современных государств в усложняющейся, нестабильной системе международных отношений и формировании возможностей для действительно эффективного участия в них. Именно поэтому, несмотря на укоренившуюся убежденность ряда исследователей в слабости современного государства, неспособности проводить эффективную макроэкономическую и социальную политику в условиях глобализации, роль национальных государств в глобальной экономике не только не уменьшается, а существенным образом возрастает. Определяют эту роль принципиально новые условия развития глобальной производственной системы, требующие от государства все более существенных усилий по созданию благоприятной структурной социоинституциональной среды накопления и воспроизводства главного конкурентного преимущества экономики XXI в. - интеллектуального капитала, как основы экономического суверенитета и базового фактора его сохранения [4].
По справедливому замечанию М.И. Кротова, консервативная модернизация, начатая правительством В.В. Путина, означает качественный
323
скачок в технологическом, экономическом и социально-политическом развитии, достигаемый ненасильственными методами, без единовременного революционного изменения общественного строя, без разрушения сложившейся веками культуры, на базе ценностей, традиционных для данной цивилизации. Такой скачок происходит на основе коалиции всех социальных групп, поддерживающих модернизацию, с учетом их интересов, при активном использовании, но без механического копирования опыта других культур и цивилизаций. Либеральный характер модернизации российской экономики означает развитие и эффективное использование инициативы и способностей всех членов общества, их свободную самореализацию на базе частной собственности и государственно-частного партнерства, интеграцию экономики России в мировой рынок, планомерное и основанное на прочном правовом фундаменте ограничение вмешательства государства в общественную жизнь, приватизацию значительной части государственного имущества [5, с. 8-14].
В.М. Шкварок справедливо отмечает, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики и разумной интеграции со странами, близкими нам по социальным, культурным традициям. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми. К числу интересов в экономической сфере следует отнести: стабильность финансовой системы, защиту от терроризма и криминализации общества, рациональное использование природных ресурсов, защиту отечественного товаропроизводителя и т.д. Необходимо выработать всеобщую в рамках существующего экономического пространства внешнюю политику, направленную на усиление экономической экспансии , а также защитить предпринимателей и бизнес от внешней экономической экспансии, противоречащей культуре и нормам ведения бизнеса. В условиях экономической глобализации национальные экономические интересы ложатся в основу проводимой государством экономической политики, важной составной частью которой является обеспечение экономической безопасности [6].
И.С. Королев [7] справедливо отмечает, что Россия в обозримом будущем останется крупным экспортером сырья. Здесь есть развилка: или мы по-прежнему просто сырьевой придаток для всего остального мира, или активно используем сырьевой экспорт в целях модернизации. В практическом плане это ключевой вопрос. Проведение модернизации осложняется массой серьезных проблем российской экономики. От растущего социального неравенства и коррупции до все еще относительно низкой мотивации
и культуры труда. Еще более опасно отставание в разы от США и ЕС по производительности труда и эффективности производства. Энергоемкость ВВП у нас выше, чем в Китае, в 2 раза выше, чем в США, почти в 3 раза выше, чем в ЕС и Японии.
С.И. Грудина справедливо полагает, что макроэкономические результаты предопределяются также эффективностью функционирования законодательной и исполнительной власти, качеством законодательства, а также правоприменительной практикой, в связи с чем настоятельной необходимостью стала также модернизация российских общественных институтов. На первоначальном этапе институциональных преобразований внутренние процессы модернизации России должны доминировать над внешними и определять конкретные формы, направления и методы включения России в мировое хозяйство. В последующем, при условии успешного развития тенденций глобализации, эти процессы будут постепенно сближаться [8, с. 66-70].
А.Ф. Гавриленков справедливо полагает, что модернизация современной России, в том числе и экономики, возможна лишь на пути демократизации общества. Однако демократизация должна идти в ногу с активным участием населения страны в управлении общественными процессами. Современное развитие российского общества невозможно без реального участия россиян в управлении. Создание и развитие реальных институтов демократии, позволяющее установить тесную связь общества и власти, ускорит модернизацию России в различных сферах. Однако данный путь не может быть осуществлен быстро. Развить способности и активность к участию в управлении обществом невозможно с помощью директив или предписаний от самой власти [9].
Таким образом, модернизация российской экономики в условиях глобальных трансформационных процессов - сложный, многоаспектный феномен, требующий всестороннего исследования и, как нам представляется, междисциплинарного подхода. По нашему мнению, современная российская экономика характеризуется высокой степенью включенности в глобальное рыночное хозяйство. Продолжается процесс интеграции России в ВТО, растет инвестиционная привлекательность российской экономики. Однако в связи с этим существуют и ряд негативных аспектов, как, например, чрезмерная бюрократизация российского социума и высокий уровень коррупции, что в значительной мере мешает развитию внешнеэкономических связей России и мирового рыночного пространства.
324
1. Акерман Е.Н., Богданова О.Е. Экономическое измерение глобализации // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2008. № 312.
2. Пантин В.И., Лапкин В.В. Политическая модернизация России: циклы, особенности, закономерности. М., 2007.
3. Аганбегян А. Социально-экономическое развитие России: стратегия роста и возможности инвестиционного обеспечения // Общество и экономика. 2008. № 1.
4. Федотова В. Г. Меняющийся мир и глобализация (начало) // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1.
5. Кротов М.И. Политико-экономические проблемы российской модернизации // Проблемы современной экономики. 2010. № 2.
6. Шкварок В.М. Экономическая глобализация как угроза экономической безопасности России // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 55.
7. Королев И.С. Модернизация российской экономики в условиях глобализации. URL: http://www.scientificforum.spb.ru/2010/main_ menu/tesises/korolev_ru.pdf
8. Грудина С. И. Модернизация экономики России в условиях глобализации // Науч. Татарстан. 2008. № 3.
9. Гавриленков А. Ф. К вопросу о модернизации экономики России на рубеже XX-XXI вв. // Экономические исследования. 2013. № 1(13). URL: http://www.erce.ru/internet-magazine/magazine/ 33/509/
1. Ackerman E.N., Bogdanova O.E. Economic measurement of globalization // Vestn. of Tomsk state university. 2008. № 312.
2. Pantin V.I., Lapkin V.V. Political modernization of Russia: cycles, features, regularities. Moscow, 2007.
3. Aganbegyan A. Social and economic development of Russia: strategy of growth and possibility of investment providing // Society and economy. 2008. № 1.
4. Fedotova V.G. The changing world and globalization (beginning) // Knowledge. Understanding. Ability. 2004. № 1.
5. Krotov M.I. Political and economic problems of the Russian modernization // Problems of modern economy. 2010. № 2.
6. Shkvarok V.M. Economic globalization as threat of economic safety of Russia // Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences. 2008. № 55.
7. Korolev I.S. Modernization of the Russian economy in the conditions of globalization. URL: http://www.scientificforum.spb.ru/2010/main_ menu/tesises/korolev_ru.pdf
8. Grudina S.I. Modernization of economy of Russia in the conditions of globalization // Sci. Tatarstan. 2008. № 3.
9. GavrilenkovA.F. To a question of modernization of economy of Russia at a boundary of XX-XXI centuries // Economic researches. 2013. № 1(13). URL: http://www.erce.ru/internet-magazine/maga-zine/33/509/
325