следующем проблема координации развития промышленного кластера не ослабевает. Напротив, по мере его формирования и наполнения новыми участниками возникают новые организационные проблемы, характерные для всякой развивающейся производственной системы. Расширяется поток желающих позиционироваться в данной кластерной зоне, используя её организационно-те^ологические преимущества для функционирования среднего и малого бизнеса, а также филиалов диверсифицированных предприятий из других городов и регионов.
Наблюдаемые в ряде мест процессы кластеризации в промышленности дают основание отметить некоторое новое явление в данной сфере, а именно: с одной стороны, происходит диверсификация крупных производств, их деление на автономные специализированные предприятия, с другой - тяготение таких обособившихся предприятий к новым территориально-производственным структурам кластерного типа, в которых основным мотивом к сближению производственников является не административный диктат, а синергетический производственно-экономический эффект. В таких формированиях возникает благоприятная обстановка для развития сетевых форм бизнеса, интродукции бизнес-процессных форм управления, позиционирования венчурных форм предпринимательства, что довольно трудно принимается застывшими организационными формированиями в виде заводов и фабрик. Да и излишняя опека таких структур со стороны местных органов вряд ли окажется уместной, поскольку бизнес по своему существу строится на частной инициативе, стремлении к предпринимательской свободе. Это требует особой аккуратности со стоны региональных администраций и муниципалитетов в координации деятельности кластерных структур, акцентирования на договорных формах взаимодействия власти и бизнеса.
Выводы
В ракурсе этой проблемы создание промышленных кластеров в границах субрегиональных локалитетов на базе групп сельских районов и городов уже само по себе отдаляет территориальное администрирование от непосредственного руководства производственным бизнесом.
Литература
1. Кистанов ВВ. Объединение регионов России (^еи^гцества для управлени и предпринимательства). - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.
2. Межевич Н.М. Экономический анализ региона.. СПб: Изд-во СПбГУ, 2007.
3. Новая экономика /под ред. Е.Ф. Авдокушина, В С Сизова/ ВСЭИ. - М.: Магистр, 2009.
Модернизация общества на инновационной основе: проблемы и решения
к.э.н. доц. Аленина Е.Э., Пасхина А.В.
Университет машиностроения 8(495)782-88-81, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается процесс модернизации общества с точки зрения необходимости изменений самого ядра общественного самосознания. Представляются проблемы инновационной модернизации общества, предлагаются решения по форсированию социальной модернизации с целью устойчивого роста конкурентоспособности экономики России.
Ключевые слова. Модернизация общества, креативное общество, устойчивый рост, инновационная основа.
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (СОГЛАШЕНИЕ (ДОГОВОР) №12-02-00423/12).
Модернизация в широком смысле представляет собой переход от традиционного уклада жизни общества, которое базировалось на традиционных методах производства, распределения и потребления, к новейшим, современным способам производства продукции, на-вым предпочтениям общества, к повышению качества жизни. Сегодня модернизация рассматривается в основном с позиций инновационной составляющей, поскольку именно сейчас
все более и более возрастает роль образования, науки в разрезе промышленного производства, культуры и искусства, а также самосовершенствования личности.
Однако для точного понимания происходящих сегодня социальных процессов обратимся к определениям.
Модернизация - процесс социальных изменений, за счет которых традиционные общества (их уклад жизни основан на вписывании всех инноваций в традицию и сохранение этой традиции) трансформируются в «современные» ^югад жизни основан на приветствии инноваций и постоянном переосмыслении традиции с позиций инноваций) [4].
Теории модернизации предшествовала родившаяся в середине 18 века теория прогресса, которая имела в своей основе такое положение, при котором развитие разных народностей происходит по одним и тем же закономерностям, что впоследствии было подтверждено мировым опытом США, Японии, России, Китая. КНР, например, взяв курс на ускоренное развитие, в настоящее время догоняет США повышенными темпами.
Сама теория модернизации была сформулирована известным немецким экономистом и социологом Максом Вебером, который положил в основу своей теории все более сильное возрастание рациональности по всему миру, которое состоит в постепенном распространении целевой рациональности во всех сферах бытия социума. Таким образом, полагал Вебер, общество переходит от традиционной формы к современной, которая, в свою очередь, формируется по средством высвобождения социального сознания от народной культуры, донаучных знаний. В современных обществах роль науки является основополагающей базой для развития экономики, политики, индустриального производства, управления объектами, рождении гражданского общества.
В конце 20 века теория модернизации постепенно переходит в понятие «постмодернизация», автор которого Р. Инглхарт. Эта теория основывается на предположениях, что чем дальше общество в своем развитии, тем менее серьезной проблемой для него становится голод, а первоочередная цель связана с обеспечением высокого качества жизни. И действительно, если наблюдать развитие мировых цивилизаций, то можно видеть, что в ведущих экономически развитых странах происходит замедление темпов рождаемости, повышение научно-те^ического потенциала, общество постепенно трансформируется в информационное пространство, заполняя новые с точки зрения истории ячейки микросообщества.
Численность исследователей на 1000 занятых
Участие населения в
непрерывном образовании (в %,..
Внутренние затраты на ИР в % от ВВП
Инновационные \ \ Внутренние затраты в
товары, работы предпр. секторе в %
услуги, новые для... ^^^^^^^^ от ВВП
ОЭСР
□ Россия
Удельный вес / \ , ' Числотриадных
организаций, осущес патентных семей на
твлявших... 1 млн населения
Число научных \ Внутренние затраты
публикаций на 1 млн тыс. долл. США на
населения 1 публикацию
Рисунок 1 - Позиция России в международном сопоставлении развития науки и
инноваций, ОЭСР - 100% [1]
В настоящее время в Российской Федерации сложилась довольно непростая ситуация, связанная с модернизацией экономики в целом и промышленности в частности. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [1] гласит, что необходимо модернизировать экономику на инновационной основе для достижения конкурентных преимуществ перед другими странами-лвдерами по развитости собственной эконо-
мической системы и науки (рисунок 1). Однако данный процесс модернизации имеет ряд сложностей и специфических проблем: на деле осуществлять модернизацию в России оказалось совсем не просто.
Большинство ученых, рассматривающих данную проблему, выявляют одной из основных причин довольно низкой эффективности процесса модернизации практически полное отсутствие сколько-нибудь серьезной идеологической основы, поскольку руководство страны еще не до конца определилось, какая модернизация макросреды необходима: социальная, политическая, экономическая, техническая или все вместе взятые. Скорее всего, российской общественности необходима именно социально-^мадитарная модернизация для изменения сознания и отношения к процессу управления государством, взглядов на промышленность, науку, образования и др. За данным типом модернизации уже могут последовать и технологические, и экономические преобразования. Иными словами, для того, чтобы начать крупные преобразования, в течение длительного времени требуется готовить базу для них.
Необходимость социально-^мажтарной модернизации обусловливается еще и тем, что современная Россия практически лишена каких-либо ценностных ориентиров и социальных мотиваций, люди живут обособленно друг от друга, общество настроено на получение личностного благосостояния, настоящей ценностью в современном мире являются материальные доходы, статус, должность и т.д. Культурные и научные ценности практически утратили свою силу. Средства массовой информации, отражая дух современности, изобилуют информационными потоками о жестокости, несправедливости, коррупционных системах и пр. В этих условиях для преодоления экономико-тетаической отсталости нашей страны крайне необходима модернизация.
В этой связи необходимо развивать идеи креативного общества, которое будет восстанавливать идеологию всеобщего блага, саморазвитие и самосовершенствование самого общества. Для такого общества характерно развитие идей креативного мышления, инновационной активности, создание новых форм и процессов общественного воспроизводства. Преимущества такого общества, прежде всего, обусловливаются тем, что такое общество лишено каких-либо движений к социальному неравенству, желанию захватить как можно больше ресурсов для личного потребления, единоличия как бича современного общества.
Но готово ли общество к подобной модернизации? Проведенное в 2010 году социологическое исследование показывает, что ключевая идея российской социальной модернизации заключается в соблюдении прав человека, социальной справедливости, свободы слова и самовыражения, борьбы с коррупцией [2]. Выявленные в результате исследования потребности российского общества отнюдь не являются случайными: их обусловливают остро стоящие перед страной проблемы, которые по настоящее время не разрешены в полной степени. Также данная триада потребностей: равенство всех перед законом - борьба с коррупцией - социальное равенство - может и должна составлять важнейшую часть национальной политики государства.
Еще одной проблемой низкой эффективности в реализации модернизационного социального проекта в России является нарушение баланса интересов личности, государства и общества, при котором практически невозможно осуществление практики социального участия и модернизации общественной структуры. Многие россияне озабочены ростом цен на самые необходимые товары, низкой заработной платой, личной безопасностью, будущим детей. Именно поэтому российское общество в большинстве своем отделяет личную жизнь от публичной, понимая всю невозможность каким-либо образом влиять на общие процессы в Российской Федерации.
Выводы
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий обобщенный вывод. Потенциал российского общества для осуществления модернизации довольно-таки высок, однако в стране существует ряд препятствий для его успешного совершения. Среди них разобщенность личных, общественных и государственных интересов, большой разрыв между доходами правящих структур и зарплатами обычных граждан (особенно этот факт виден в регио-
нах), современная особенность общества видеть главной целью своего бытия наращивание потребления в объемах, не сопоставимых с естественными потребностями индивидуумов. Кроме того, в стране серьезно упал уровень культурного и научного развития, а система среднего и высшего образования претерпела ряд реформ, которые уже сейчас показывают не совсем ожидаемые результаты. Государство должно обратить пристальное внимание на проблемы современного общества, перейти от общества потребления к обществу созидания, инноваций, стремления к совершенствованию внутренней структуры личности и минимализа-ции материальных факторов. Только подобная модель общества в настоящее время способна создавать устойчивый рост всех сфер общественного воспроизводства, в том числе и роста конкурентоспособности промышленности.
Литература
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Режим доступа [http://innovus.biz/media/uploads/resources/Innovative-Russia-2020.pdf]
2. Горшков М.К. Готово ли российское общество к модернизации? /^есь мир, 2010. - 342 с.
3. Кравцова В.И., Аленина Е.Э., Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе // Известия МГТУ «тми», № 2 (12) - 2011.
4. Национальная политическая энциклопедия. Режим доступа [http://www.politike.ru/dictionary/83 9/word/modemizatij a]
Диагностика научного потенциала организации
к.э.н. доц. Сорокина ГЛ.
Университет машиностроения (495) 644-16-73 [email protected]
Аннотация. В статье предложена модель оценки научного потенциала организации.
Ключевые слова: научный потенциал, организационный потенциал, диагностика
Научный потенциал - это совокупность значимых для научной деятельности ресурсов (жтеотектуальных, организационных, управленческих, материальных, мотивационных и других), обеспечивающих создание и способствующих распространению знаний. Научный потенциал зачастую сопряжен с понятием инновационный потенциал.
В настоящее время нет единого мнения по вопросу о сущности и содержании, не конкретизированы обоснования критериев и показателей для оценки инновационного потенциала и не в полной мере дано обоснование научной квалификации факторов, определяющих инновационный потенциал.
Австрийский и американский экономист И. Шумпетер считал, что стимулом предпринимательской деятельности служит прибыль, которая возникает при внедрении новых производственных комбинаций, а условиями для деятельности предпринимателя является «эффективная конкуренция» (кон^ренция новых продуктов, новых форм организации т.д.).
Более детальное изучение научной литературы позволяет выделить несколько трактовок понятия «итовадионный потенциал», данных учеными, работающими с данной тематикой:
1. Накопление определенной информации о результатах научно-те^ютеских работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции [17];
2. Система факторов и условий, упрощающих действительность и сужающих сферу применения, необходимых для осуществления инновационного процесса [1].
По мнению ряда ученых [2], тщательный анализ сущности и содержания категории «Ижовадионный потенциал» целесообразно осуществлять, акцентируясь на понятиях «инновация», «новшество», «нововведение».
Новшество - это проявление творческого подхода в компонентах производственно-