Практическая педагогика
УДК 37.014 ББК Ч31
Т. К. Клименко г. Чита, Россия
Модернизация образования в первом десятилетии ХХ1 века: опыт реализации в Забайкальском крае
В статье раскрываются основные положения модернизации образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 г. и опыт их реализации в Забайкальском крае в первое десятилетие XXI в. Выделены этапы осуществления модернизации. Определено три этапа: 2001-2003 гг.. 2004-2005 гг., 2006-2010 гг. Описано проведение проектировочных семинаров для муниципальных команд в целях разработки программ модернизации образования на уровне муниципальных образований. Охарактеризована реализация приоритетного национального проекта «Образование» и основных направлений развития образования в крае. Автор утверждает, что эффективность деятельности образовательной системы среднего общего образования во многом определяется модернизационными процессами, положительный опыт которых накоплен в Забайкальском крае. Дан анализ модернизационных процессов в системе профессионального образования. Отмечена реализация Болонского процесса в вузах Забайкальского края.
Ключевые слова: модернизация, концепция модернизации, приоритетный национальный проект «Образование», проектная команда, проектировочная деятельность, многоуровневое образование, Болонский процесс.
T. K. Klimenko Chita, Russia
The Modernization of Education in the First Decade of the 21st Century:
Realization Experience in the Zabaikalsky Krai
The paper addresses the main provisions of the modernization of education in accordance with the concept of modernization of Russian education up to 2010 and experience in their implementation in the Zabaikalsky Krai in the first decade of the 21st century. The author defines three stages of modernization: 2001-2003, 2004-2005 and 2006-2010, describes design seminars for municipal teams to develop programs of education modernization at the municipal level and characterizes the implementation of the priority national project “Education” and the main directions of the development of education in the region. The author states that the effectiveness of the educational system of secondary education is largely determined by modernization processes, a positive experience of which has accumulated in the Zabaikalsky Krai. Special attention is paid to the analysis of the modernization process in vocational education and the implementation of the Bologna process in higher educational institutions of the Zabaikalsky Krai.
Keywords: modernization, modernization concept, priority national project “Education”, project team, designing activity, multilevel education, Bologna process.
В государственных документах модернизация образования понимается как комплексное всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.
В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. отмечается, что «в процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования»
100
© Т. К. Клименко, 2011
(п. 2.6). Важным направлением модернизации было выбрано кардинальное обновление содержания и экономики образования, обозначены ключевые задачи: повышение доступности, качества и эффективности образования. Однако понятие модернизации впервые в образовании стало употребляться в рамках очередной четвертой реформы СССР, которая началась с 1984 г. и протекала в несколько этапов: подготовительный; первый - «модернизация» - начался с январского Пленума ЦК КПСС (1987) и серии постановлений ЦК КПСС и Совета министров СССР. Основные идеи - развитие высшего и среднего, профессионального образования, повышение роли вузовской науки в ускорении научно-технического прогресса, улучшение качества подготовки специалистов, создание в стране единой системы непрерывного образования, демократизация учебных заведений, развитие материально-технической базы, инновационных процессов в среднем общем образовании. Этап завершился с распадом СССР. Второй - «реформирование» (1992-97) проходил в условиях широкой демократизации всех процессов в образовании России. Приняты законы об образовании, о высшем и послевузовском профессиональном образовании, определившие принципы государственной политики в образовании, закрепившие академические и экономические свободы; приняты стандарты общего и профессионального образования первого поколения. В этот период была сформирована государственно - общественная система управления в образовании: в высшем образовании создан Российский союз ректоров, различные ассоциации вузов; в среднем образовании появились советы по образованию на муниципальном и региональном уровнях. Период характеризуется быстрым и нерегулярным ростом числа негосударственных образовательных учреждений, в первую очередь вузов, введением платного обучения сверх установленного плана бюджетного приёма; завершился дефолтом и сменой правительства. Третий этап - глубокой «модернизации» (с 2000-2001 гг.). Цель этапа -коренные изменения сложившейся системы образования, определяется Концепцией модернизации на период с 2001 до 2010. Реализация Концепции в первом десятилетии проходит также в 3 этапа: 1-й (2001-03 гг.) - восстановление ответственности государства в сфере образования, проведение экспериментальной апробации механизмов обновления образования (изменение структуры и содержания общего образования, ЕГЭ, информатизация и др.); 2-й (2004-05 гг.) - развёртывание
положительных результатов проведённых экспериментов, расширение ресурсного обеспечения образования, обобщение регионального опыта, в профессиональном образовании - ориентация на рынок труда; 3-й (2006-10 гг.) - реализация приоритетного национального проекта образования, оценка результатов модернизации образования: рост ресурсообеспеченности, выход школы на уровень современных требований, рост социального статуса и благополучия педагогов, адаптация профессионального образования к рынкам труда и др. В Забайкальском крае важнейшими мероприятиями по реализации Концепции стали организация и проведение ряда проектировочных семинаров руководителей муниципальных органов управления образованием с целью освоения идей, задач и выработки документа, определяющего модернизацию образования. В марте 2001 прошёл проектировочный семинар на базе МОУ СОШ № 27 с углубленным изучением предметов эстетического цикла, затем прошёл семинар по модернизации сельской школы в с. Акша (2003), затем в МОУ СОШ N° 9 г. Читы. Начался процесс создания муниципальных команд по разработке программ модернизации. Необходимо было обучить муниципальные команды технологии проектировочной деятельности с этой целью в декабре 2004 приглашены специалисты по проблемам качества образования профессора А. И. Субетто и В. П. Панасюк из Москвы, в марте 2006 г. М. Н. Арцев (г. Тула) с опытом модернизации муниципальной системы образования. В июне 2005 г. в Ургучане муниципальные команды отчитались о проделанной работе, участвуя в проектировочном семинаре под руководством профессора Б. Е. Фишмана. Одновременно с 2003 г. область вошла в опытно-экспериментальную работу по введению профильного обучения и предпрофильной подготовки, в течение всего десятилетия осуществлялась компьютеризация школ, модернизация материально-технической базы общеобразовательных учреждений. Так, в эксперименте по ЕГЭ в 2003 экзамены сданы по 2 дисциплинам в 17 районах Читинской области, в последующие годы масштабы ЕГЭ ежегодно расширялись, в 2009 в ЕГЭ принимали участие все районы Забайкальского края, экзамены сданы по 13 предметам. С 2006 г. начался массовый переход школ области на профильную и предпрофильную подготовку. В 2001-04 все школы Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа обеспечены современными компьютерными классами, а с 2006 подключением к Интернету. Приобретены за счёт средств федерального, областного,
окружного и местных бюджетов спортинвентарь, учебные кабинеты и оборудование. Получили развитие государственно-общественные формы управления образованием: созданы областные, районные, городские, школьные попечительские советы, массовый характер приобрело повышение квалификации педагогических работников. Общеобразовательные учреждения Читинской области переведены на финансирование из областного бюджета (в части заработной платы учителей и финансирования учебных расходов). С 2005 началась работа по переходу на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевому финансированию в системе общего образования.
С 2006 в Читинской области реализуется приоритетный национальный проект «Образование» как стратегическое направление модернизации. Разработан и реализуется комплексный проект модернизации образования (КПМО) по пяти направлениям: развитие региональной системы оценки качества образования, расширение общественного участия в управлении образованием, оптимизация сети образовательных учреждений, введение новой системы оплаты труда, переход на нормативно подушевое финансировании. Проведена оптимизация сети общеобразовательных учреждений, организовано профильное обучение учащихся старших классов в 83 % школ, расширено государственно-общественное управление образованием (создано 192 школьных совета. 63 совета в муниципальных образованиях, 47 управляющих советов), в экспериментальном режиме введена новая система оплаты труда в 84 школах. Школы края активно участвуют в реализации национального проекта «Наша Новая Школа». Проводится системное обучение муниципальных команд учёными института образовательной политики «Эврика» под рук. А. И. Адамского по вопросам экономики образования и переходу на ГОС второго поколения.
На уровне государства современные задачи среднего образования состоят в развитии «обучающейся нации», в наращивании социального капитала каждого человека. А наращивание социального капитала способствует росту человеческого капитала в целом, поскольку произошел переход к обществу, основанному на знаниях. Такое общество ставит перед средним образование следующие задачи: подготовить гражданина и работника, готового учиться в течение всей своей жизни и обладающего компетенциями, как отмечает ученый В. И. Байденко, соответствующими требованиям сегодняшнего дня, среди них:
- креативность, критичность мышления;
- уметь «действовать автономно»: развивать и реализовывать чувство собственного «я»;
- уметь использовать средства в интерактивном режиме: быть способным использовать язык, текст, символы, информацию, знания и технологию в интерактивном режиме для достижения своей цели;
- уметь функционировать в социально неоднородных группах: быть способным эффективно взаимодействовать с другими людьми, имеющими разный жизненный опыт; признавать особенности, являющиеся следствием социальной принадлежности индивидов; создавать социальный капитал; устанавливать хорошие отношения с другими; кооперироваться, управлять и разрешать конфликты (Байденко В. И., с. 52-53).
Пути решения этих задач посредством осуществления современного образовательного процесса включают: разработку и реализацию гибкого вариативного учебного плана, реализацию модульных учебных программ; возможность выбора учащимися разных учебных курсов; включение в содержание учебных дисциплин метапредметного компонента; ориентацию на опыт учеников и их запросы; учет индивидуальных познавательных стилей учащихся; взаимообучение учащихся, самоуправление учащихся; интерактивные образовательные технологии, участие детей в своей оценке, обучение по индивидуальным образовательным программам. Эффективность деятельности образовательной системы среднего общего образования во многом определяется модерниза-ционными процессами, положительный опыт которых накоплен в Забайкальском крае.
Модернизация профессионального образования в Забайкальском крае определяется вхождением России в Болонский процесс, который стимулировал переход вузов Забайкалья на многоуровневую систему обучения бакалавриат-магистратура (с 2005 г. ). Продвижением в этом направлении является работа, проводимая в ЧитГУ, выдача приложения к диплому международного образца, признанного лучшим в России в 2007 г. Болонский процесс является механизмом, который позволяет приблизить российское образование к европейскому и сформировать единое образовательное пространство. Для этого необходимо: перестроить учебный процесс на основе кредитно-модульной системы; разработать основные образовательные программы на основе модульно-вариативных принципов; создать информационную систему управления, которая обеспечит органи-
зацию образовательного процесса и открытость системы образования; обеспечить академическую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава.
В рамках этой деятельности в ЧитГУ функционирует программа 2+2, внедряется международная программа по магистратуре, которая обеспечивает обучение студентов и аспирантов в вузах Кореи, Китая. ЧитГУ заявлен базовым университетом Дальнего Востока и Восточной Сибири по подготовке профессорско-преподавательского состава в рамках Болонского процесса. В 2010 г. университет выиграл конкурс «Лидер Российского качества». В 2012 на базе ЧитГУ планируется проведение заседания Совета Европы по Болонскому процессу. Развитие системы менеджмента качества вузовского образования является приоритетным в ЗабГГПУ. Эта система прошла международную сертификацию. С целью получения информации о качестве образовательного процесса регулярно проводится внутренний аудит различных процессов: диагностический, по показателям аккредитации, предсертификационный и др. В 2010 ЗабГГПУ принял участие в отраслевом конкурсе «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» и по результатам конкурса признан дипломантом среди вузов России.
Во всех вузах Забайкальского края осуществляется взаимодействие с работодателями через различные формы как инновационная тенденция, ориентирующаяся на качество и результат. Для реализации взаимодействия с работодателями создаются центры содействия трудоустройству выпускников. В 2010 г., по информации координационноаналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального
образования НГТУ им. Н. Э. Баумана, отдел содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников ЗабГГПУ занял седьмое место в рейтинге среди 245 вузовских центров.
Развивается государственно-общественное управление образованием в различных формах и видах во всех типах образовательных учреждений края.
В Забайкальском крае намечены перспективы развития системы образования на основе программно-проектного похода во втором десятилетии XXI века. В 2010 г. В Забайкальском крае утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Модернизация профессионального образования Забайкальского края (2011-2015)». Эта программа разработана в целях повышения доступности качественных образовательных услуг и приведения содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями краевого рынка труда, ориентированного на многополярность развития экономики края и возрастающую роль краевых центров опережающего экономического роста. Мероприятия программы предусматривают три направления: внедрение модели государственно-общественного управления системой профессионального образования в целях реализации «Программы социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 гг.» и «Стратегических направлений развития Забайкальского края на период до 2025 г.». Актуально дальнейшее формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования; развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для всех сфер народного хозяйства Забайкальского края.
Список литературы
1. Зимирев Г. И. Инновационное развитие образования в Забайкальском крае: кол. моногр. / Г И. Зимирев [и др]. Чита: ЗабКИПКРО, 2011. 211 с.
2. Карасёв К. И. Состояние системы образования Чит. обл. в 2005 г. // Реализация ПНПО в Чит. обл. Чита, 2006.
3. Клименко Т. К. Проблемы реализации Концепции модернизации образования Читинской области -Вестник ЧитГУ. Сер. 2. Философия, культурология, социология, психология. Вып. 1. 2005. С. 40-59.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М., 2001.
5. Образование в условиях модернизации: проблемы, направления и перспективы: материалы регион. науч.-практ. конф. 22-23 янв. 2002. Чита, 2003. Ч. 1, 2, 3.
6. Образовательные стандарты высшей школы: сегодня и завтра: монография / под ред. В. И. Байден-ко. М., 2001.
7. Проблемы развития общего образования в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории Читинской области: сб. материалов межрегион. конф. по мониторингу реализации ПНПО. Чита: ЧиПКРО, 2007.
Рукопись поступила в редакцию 12.08.2011