МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ
ЯНАКОВ Д.О.,
аспирант,
Северо-Кавказский государственный технический университет,
e-mail.: [email protected]
В статье рассмотрены организационно-экономические механизмы модернизации фискальных и воспроизводственных инструментов налоговой политики, направленной на повышение уровня налоговой дисциплины хозяйствующих субъектов и рост устойчивости развития социального
экономической системы в целом.
_о
I—
О
Ключевые слова: налоговая дисциплина; экономический интерес; теневая экономика; уклонение; потенциал; правонарушения.
со
In the article the organizational-economic mechanisms of modernization of the fiscal and macro- ^
economic tax policy instruments aimed at raising the level of tax discipline of economic entities and increase of stability of development of the socio-economic system as a whole.
Keyworld: fiscal discipline; economic interest; shadow-economy; evasion; potential violations of law.
Коды классификатора JEL: H21, O17.
о £
о
CM
О
Эффективность реализации государственной экономической политики определяется многими факторами, среди которых важнейшее место занимает организация финансового контроля. Его основной функциональной задачей ^ выступает проверка обоснованности формирования запасов денежных средств. Немаловажную роль здесь играют фискальные инструменты налоговой системы страны, которые обеспечивают изъятие части доходов у хозяйствую- ^ щих субъектов и граждан, а также их перемещение в бюджет и внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством.
Необходимо отметить, что проблема совершенствования финансового контроля сопряжена с реформированием налоговых отношений в направлении стимулирования предпринимательской активности. Только в этих условиях ^ возможно достижение высоких темпов экономического роста [5]. Следовательно, государственная налоговая поли- О тика должна обладать также и надежно функционирующими воспроизводственными инструментами.
Устойчивое функционирование хозяйственного комплекса и углубление общественного благосостояния ^ невозможны без укрепления налоговой дисциплины. Опыт последних лет свидетельствует о перспективности £ стимулирующих воздействий на процесс противодействия соответствующим правонарушениям [2]. Меры экономического и социально-психологического характера нередко оказываются более эффективными, чем административно-правовые. В этой связи необходим поиск рационального сочетания фискальных и воспроизводственных инструментов налоговой системы страны.
Современная российская экономика не идентифицируется известной двухсекторной моделью, состоящей из легального и внелегального видов бизнеса. Они сосуществуют практически во всех сферах воспроизводственного комплекса и взаимодополняются в том или ином соотношении. Кроме того, внелегальная составляющая структурируется на неофициальную, фиктивную и криминальную части. Расширение каждой из них оказывает негативное воздействие на эффективность функционирования социально-экономической системы в целом, в том числе выражается в снижении размеров налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.
В среде осуществляющих легальную деятельность организаций также имеют место случаи нарушения налоговой дисциплины. Основные причины этого можно структурировать в группы налогового и иного характера.
Первая идентифицируется комплексом взаимосвязанных проблем, требующих разрешения в части оптимизации налогового бремени, совершенствования законодательной базы и качества деятельности соответствующих надзорных ведомств, а также повышения уровня налоговой культуры населения. При проведении политики снижения налоговой нагрузки на бизнес необходимо учитывать эффект неизбежного сокращения в краткосрочной перспективе бюджетных поступлений. В качестве ресурсной компенсации в этом случае может стать дополнительная
© Д.О. Янаков, 2012
мобилизация налоговых резервов во внелегальном сегменте экономики. Эффективным средством реализации вышеуказанного является скоординированная деятельность налоговых инспекций, структур таможенного контроля и органов внутренних дел.
Данные официальной статистики РФ свидетельствуют о том, что в наибольшей мере подвержены неправовым манипуляциям налоги на бизнес, а в наименьшей - имущественные, так как сокрытие объектов недвижимости практически невозможно [4]. Самые крупные внелегальные доходы в последние годы установлены на операциях с автомобилями, нефтью и продуктами ее переработки, цветными металлами, древесиной, товарами народного потребления, электроэнергией, спиртом и ликероводочными изделиями, сельхозпродукцией, денежными средствами и ценными бумагами, а также во внешнеэкономической деятельности [1]. В этой связи целесообразно совершенствование законодательной базы в направлении смещения акцентов на защищенные от злоупотреблений объекты налогообложения: движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организаций в качестве основных средств; земельные участки; находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Понимание гражданами высокой степени важности для государства и общества уплаты налогов, знание соответствующих прав и обязанностей является частью политической и правовой культуры населения [6]. В этой связи Е востребованными могут стать социальная реклама, агитационно-разъяснительная работа с помощью средств мас-^ совой информации, преподавание специальных учебных курсов в образовательных учреждениях. Кроме того, кон> трольные органы должны внедрить в практику своей деятельности клиентоориентированый характер построения
О
сг 2
взаимоотношении с налогоплательщиками.
О Налоговый потенциал внелегального сегмента территориального воспроизводственного комплекса формиру-
0 ют размеры задолженности организаций по налогам и сборам R/ параметры соответствующих доначислений Dph м с учетом пени и штрафов, а также суммы уменьшенных платежей Uvp по результатам выездных проверок. Первые два показателя максимизируют вероятность перемещения экономической деятельности в неформальную или иную с75 противоправную сферу в случае усиления налогового бремени и снижения качества соответствующего контроля.
Размеры третьего параметра минимизируют итоговый результат в условиях организации клиентооориентированно--ф- го характера работы налоговых органов. В качестве базы отсчета целесообразно принять суммарные поступления Sp по налогам и сборам на конец года. Тогда искомый налоговый потенциал Pnfk неофициальной, фиктивной и крими-0 нальной составляющей экономики региона можно выразить следующей зависимостью:
м ^ +□ _и
-^*100 (1)
Методика диагностики налогового потенциала внелегального сегмента территориального воспроизводственного комплекса может быть реализована в три этапа, предполагающих: во-первых, подготовку базы исходных данных; во-вторых, определение суммы налоговой задолженности, размеров доначислении по результатам контрольной работы, уменьшенных платежей по итогам выездных проверок и общих поступлений по налогам и сборам за отчетный период; в-третьих, проведение расчетов вероятности перемещения хозяйственной или иной деятельности в неформальную сферу.
Апробация предложенного методического подхода проведена с использованием данных Управления федеральной налоговой службы РФ по Ставропольскому краю (табл. 1).
Полученные результаты свидетельствуют о наличии после 2007 г. позитивных изменений в динамике налогового потенциала внелегального сегмента экономики Ставропольского края: произошло снижение соответствующего
л
С показателя до 16,5 %.
Таблица 1
Динамика характеристик налогового потенциала внелегального сегмента экономики Ставропольского края, млн. руб.
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Задолженность по налогам и сборам 4 116,7 7 163,7 4 647,8 5 066,3 4 879,2
Доначислено по выездным проверкам: налоги пени штрафы 1 466,0 443,5 347,0 3 940,7 770,5 1 076,3 2 799,7 610,0 702,8 1 647,5 370.1 445.2 621.4 154.5 311,9
Доначислено по результатам контрольной работы 3 950,6 7 844,2 5 543,0 3 860,1 1 334,9
Сумма уменьшенных платежей по результатам выездных налоговых проверок 99,5 1 031,8 40,0 45,7 11,4
Общие поступления по налогам и сборам 19 993,9 24 674,3 32 718,1 31 319,4 37 503,7
Налоговый потенциал внелегального сегмента, % 39,9 56,6 31,0 28,4 16,5
Это стало следствием совокупного влияния двух важнейших факторов, первый из которых обусловлен совершенствованием организации контрольной деятельности, а второй - либерализацией налогового законодательства.
МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОГЛАСОВАНИЯ.
19
С октября 2008 г. стало возможным для организаций уплачивать НДС равными долями в течение квартала, налог на прибыль - исходя из фактических ее размеров, а не согласно данным предыдущего периода. Кроме того, было объявлено о снижении с 01 января 2009 г. ставки вышеуказанного налога до 20 % за счет части, поступающей в федеральный бюджет. Был также расширен перечень расходов, подлежащих вычету из налогооблагаемой базы, введены дополнительные льготы по НДФЛ.
Таким образом, модернизация фискальных и воспроизводственных инструментов налоговой политики позволила существенно снизить вероятность нарушений налоговой дисциплины хозяйствующими субъектами, что соответственно повысило степень устойчивости социально-экономической системы в целом.
Практика реформирования деятельности фискальных органов показала эффективность адаптивного управления финансовыми отношениями и формирования налогового потенциала с учетом специфики кризисных условий, в том числе, на основе модернизации структур налоговых органов и внедрения современных информационных технологий работы с налогоплательщиками [3].
Информационное и организационное взаимодействие налоговой службы с другими органами государственной власти оказывается особенно значимым и в связи с тем, что ФНС России не наделена целым рядом полномочий, необходимых для обеспечения эффективного принуждения организаций и граждан к уплате налогов (рис. 1).
Рис. 1. Информационно-технологическая инфраструктура в организации предупреждения и устранения налоговых правонарушений
Использование современных инфокоммуникационных технологий с одновременной модернизацией нормативно-правовой базы позволяет эффективно объединить усилия структурных подразделений Федеральной налоговой службы России (ФНС России), Федеральной таможенной службы России (ФТС России) и Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ (ФСЭНП МВД РФ) для решения задач, прежде всего, по предупреждению устранения нарушений налоговой дисциплины. Это имеет особую степень важности, так как применение специальных санкций и наложение штрафов неизбежно ведет к снижению финансово-экономического потенциала и размеров прибыли хозяйствующих субъектов [7]. Последнее выражается в сокращении налогооблагаемой базы и уменьшении бюджетных поступлений.
Портальное решение межведомственной информационно-технологической системы должно объединить специальные тематические базы данных налогоплательщиков, сформированные органами налогового и таможенного контроля, а также подразделениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ. Их использование не может быть общедоступным по причине конфиденциальности определенной категории сведений: о размерах имущества, динамике активов, составе контрагентов предприятия и т. п. Кроме того, организация электронного документооборота способна обеспечить высокую оперативность принятия решений и взаимодействия контроли рующих организаций.
Особую роль в реализации досудебных процедур разрешения налоговых споров должна сыграть медиация. Ее внедрение в практику будет способствовать снижению количества обжалуемых решений, повышению доверия налогоплательщиков к органам государственного контроля, формированию толерантных форм взаимодействия конфликтующих сторон.
см
I—
О
о
Т
о £
о см
со 3
о
О
О о
с
а а
то
то >
m
О O z
0
1 о
С
со
>
м о
л Q О —t сг
2
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрюшин С.А. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля // Финансы. 2009. № 4. С. 59-63.
2. Басалаева Е.В. О координации и гармонизации налоговых отношений // Финансы. 2009. № 2. С. 54-62.
3. Горелов А.А. Формы и методы, используемые налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля // Административное и муниципальное право. 2009. № 5. С. 55-59.
4. Завельский М.Г. Хозяйственное развитие и теневая экономика // Экономическая наука современной России. 2009. № 4. С. 18-25.
5. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / Под общей ред. А.А. Аузана. М.: ИНФРА-М, 2005.
6. Кузьменко В.В. Институциональные направления противодействия налоговым правонарушениям: Сборник научных статей / Финансовый университет при Правительстве РФ. М.: Цифровичок, 2010.
7. Молодых В.А. Правовые и организационные аспекты совершенствования налогового контроля в Российской Федерации // Материалы II Всероссийской научной конференции «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста» / СевКавГТУ. Ставрополь: ООО «Мир Данных», 2010.