УДК 339.543
Блейхер Оксана Владимировна
кандидат философских наук, доцент Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета
МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ 44-Й ТОВАРНОЙ ГРУППЫ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Bleikher Oksana Vladimirovna
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Institute of Humanities, Social Sciences and Technologies, Tomsk (National Research) Polytechnic University
IMPROVEMENT OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS OF THE 44 COMMODITY SECTION OF THE FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY COMMODITY NOMENCLATURE
Аннотация:
В статье выявлены типичные нарушения во внешнеэкономической деятельности резидентов РФ при обороте лесоматериалов. Предложены рекомендации по совершенствованию таможенного контроля после выпуска товаров 44-й товарной группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Разработаны рекомендации по внедрению эффективных методов таможенного контроля после выпуска товаров в практику таможенного дела.
Ключевые слова:
таможенный контроль после выпуска товаров, лесоматериалы, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, таможенное оформление, таможенное декларирование, правонарушения, контрабанда.
Summary:
The article considers the typical violations committed by Russian Federation residents in the foreign economic activity on timber trade. The author suggests some guidelines on how to improve the customs control after the release of goods of the 44 commodity section of the Foreign Economic Activity Commodity Nomenclature. The author has developed guidelines on introduction of effective methods of customs control after the release of goods into the customs practice.
Keywords:
customs control after the release of goods, timber, Foreign Economic Activity Commodity Nomenclature, customs clearance, customs declaration, offense, smuggling.
Российская Федерация - это крупнейший поставщик лесоматериалов на мировом рынке древесины. Основными импортерами российского леса являются Китай, Республика Корея, Финляндия и Швеция. Лидером среди этих стран в 2013 г. стал Китай, поскольку доля лесоматериалов, поставляемых в Китай, составляет 45 % от экспорта лесоматериалов РФ [1].
Контроль за оборотом лесоматериалов необходим, но использовать методы тотального контроля древесины неэффективно, поскольку это нанесет существенный ущерб динамике внешнеэкономической деятельности, что объективно признается таможенными службами и государственными органами [2]. Преодоление трудностей в развитии форм контроля связывается с переносом бремени с тотального контроля на выборочный таможенный контроль после того, как товар выпущен. Таким образом, стратегически важным фактором для развития внешнеэкономической деятельности в сфере оборота лесоматериалов становится совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров [3, с. 7-13].
Основными формами контроля после выпуска товаров являются камеральная и выездная таможенные проверки. Особенностями проведения проверок в отношении товаров 44-й группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) представляются подтверждение сведений, заявленных участником ВЭД в 31-й графе при декларировании, и прояснение породы, сорта лесоматериалов и их объема. Применение к лесоматериалам запретов и ограничений обусловливает необходимость проверки соответствия и достоверности лицензии Минпромторга, подтверждающей законное применение квот на вывоз лесоматериалов, наличие действующего фитосанитарного сертификата.
Для анализа проблем и разработки решений при таможенном контроле после выпуска товаров 44-й товарной группы использованы общенаучные методы, методы экономического анализа внешнеэкономической деятельности, специальные методы нормативно-правового анализа, а также статистические методы.
Целью правонарушений в практике внешнеэкономического оборота лесоматериалов в России является умышленное неверное заявление кода товаров с целью занижения пошлин, уплачиваемых в бюджет. Наиболее распространенной проблемой является декларирование товарной позиции 4403 под товарную позицию 4407, где ставки таможенной пошлины ниже либо отсутствуют.
Анализ судебной практики оборота лесоматериалов показал, что основными формами правонарушений являются: невозвращение валютной выручки, недостоверное декларирование, несоблюдение запретов и ограничений. Невозвращение валютной выручки осуществляется с использованием смешанных контрактов, фирм-однодневок, где используются поддельные документы и при обнаружении невозврата валютной выручки трудно установить правонарушителей. Недостоверное декларирование сводится к пересортице, занижению объема партии.
К правонарушениям в сфере несоблюдения запретов и ограничений, применяемых к лесоматериалам, относятся подделка документов для незаконного получения лицензии Минпром-торга с целью использования квот, где применяются низкие процентные ставки на вывоз лесоматериалов. Также декларанты самовольно вносят изменения сроков в фитосанитарный сертификат без их должного оформления.
Модернизация таможенного контроля после выпуска товаров для повышения экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в сфере оборота лесоматериалов должна носить комплексный характер, включающий интегрированную систему решения трех выявленных проблем. В этом случае будет создана эффективная база для таможенного контроля после выпуска товаров в сфере оборота лесоматериалов.
Невозврат валютной выручки от реализации лесоматериалов связан с наличием сложных, запутанных схем с использованием подставных фирм-однодневок, а также с несовершенством структуры и содержания потока информации от уполномоченных банков, которые являются агентами валютного контроля, призванного уведомить о возможном нарушении валютного законодательства орган валютного контроля - Центральный банк.
Так, уполномоченный банк регистрирует факт нарушения валютного законодательства о непоступлении валютной выручки в установленные контрактом сроки по Паспорту сделки, далее отправляет информацию органу валютного контроля - Банку России на электронных носителях, на данном этапе действия уполномоченного банка заканчиваются. Банк по истечении 180 календарных дней после завершения исполнения обязательств по контракту закрывает и архивирует паспорт, даже при наличии нарушения валютного законодательства.
Центральный банк пересылает информацию о правонарушении, полученную от уполномоченного банка, следующему органу валютного контроля - Росфиннадзору. Росфиннадзор обладает широким кругом полномочий, связанных с проведением проверок соблюдения валютного законодательства, и имеет право применять меры ответственности за его нарушения, однако не всегда может отреагировать на данное нарушение. Таким образом, факт правонарушения зафиксирован, однако никаких действий по его устранению не предпринято [4, с. 50-53].
Необходимо создать эффективный таможенно-банковский валютный контроль для решения проблем отслеживания невозвращения валютной выручки. Этого можно достичь, если присвоить таможенному органу статус органа валютного контроля, как у Центрального банка, а не статус агента валютного контроля с меньшими полномочиями, каким сейчас обладает Федеральная таможенная служба, учитывая, что Государственный таможенный комитет обладал статусом органа валютного контроля. Также необходим электронный обмен между таможней и банком, таможенному органу необходимо информировать банки о таможенном оформлении товаров их клиентами, а банкам - отправлять информацию о платежах участников ВЭД. Однако, чтобы таможенные органы эффективно взаимодействовали с банками, необходимо полностью перейти на электронное декларирование.
Для упрощения валютного контроля необходимо пересмотреть документы, задействованные в этой процедуре. Помимо двух форм Паспорта сделки, справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах имеются дополнительные формы справок, в которых необходимо удалить устаревшую и нетребуемую к заполнению по действующему законодательству информацию для упрощения процесса заполнения документов экспортерами и импортерами. Вторым существенным фактором повышения эффективности валютного контроля может стать совершенствование стандартов, принятых в 70-80-х гг. ХХ в. и на данном этапе устаревших в части допусков и погрешностей при измерении объемов лесоматериалов.
Существенно прояснит назначение лесоматериалов внесение в 31-ю графу таможенной декларации пункта «назначение вывозимых/ввозимых лесоматериалов». Для реализации этого предложения необходимо внести изменения в: Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. № 257 (ред. от 18.12.2014 г.), Приказ ФТС РФ от 06.07.2012 г. № 1372. Изменения
состоят в организации при таможенном контроле лесоматериалов сверки назначения товара с данными о финансово-хозяйственной деятельности организации.
Для подтверждения сведений о заявленном количестве лесоматериалов таможенные органы запрашивают транспортные (перевозочные) документы. Из РФ чаще всего лесоматериалы вывозятся железной дорогой. Сложность заключается в разных подходах измерения количества лесоматериалов сотрудниками железной дороги и таможенных органов: первые измеряют вывозимый лес тоннами, тогда как вторые ведут учет древесины в кубических метрах. Но каждый вид лесоматериалов имеет свои особенности. Так, 63 т ангарской сосны эквивалентно 90-100 м3 данного лесоматериала, что, соответственно, должно учитываться таможенными органами и оплачиваться экспортером. Решить данную проблему можно путем введения транспортного сертификата на перевозку леса, привязанного к объемам древесины, исчисленным при лесозаготовке, что устранит разночтения сведений, содержащихся в таможенной декларации и транспортных документах (накладных). Для проверки достоверности этих сертификатов необходимо внедрить электронную базу / реестр транспортных сертификатов, взаимосвязанные с электронной базой лесозаготовителей [5, с. 101-110].
Для снижения рисков подделки лицензий Минпромторга, равномерного распределения квот на вырубку леса можно ввести лицензирование экспорта ценных пород лесоматериалов согласно региональным квотам в зависимости от интенсивности вывоза леса в каждом регионе, создать Единую автоматизированную информационную систему, в которой будет содержаться информация о выданных Минпромторгом лицензиях на экспорт леса, доступная для работников таможенных органов.
Таким образом, для совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров 44-й группы ТН ВЭД необходимо обеспечение межведомственного информационного взаимодействия таможенного органа с органами налоговой службы, валютного контроля, Минпромторга, введение стандартных сертификатов вместо большого количества подтверждающих документов, что снизит риск их подделки.
Ссылки:
1. Якубов И. В борьбе за чистую древесину [Электронный ресурс] // Лесные вести. URL: http://www.lesvesti.ru/news/cap-ital/410 (дата обращения: 02.04.2016).
2. Ермакова А. Правительство упростит экспорт леса [Электронный ресурс] // Известия. 2013. 20 авг. URL: http://izves-tia.ru/news/555639 (дата обращения: 02.03.2016).
3. Агапова А.В. Возможности применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров в России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 4. С. 7-13.
4. Леонова О.В. Актуальные проблемы валютного контроля сегодня // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 1. С. 50-53.
5. Сенотрусова С.В., Андреева Е.И. Таможенный контроль лесных товаров / под общ. ред. С. В. Сенотрусовой. М., 2012. 111 с.
References:
1. Yakubov, I 2016. 'In the fight for a clean timber', Forest lead, retrieved 02 April 2016, <http://www.lesvesti.ru/news/capital/410>.
2. Ermakova, A 2013, 'The Government will facilitate the export of timber', Izvestiya, August 20, retrieved 02 March 2016, <http://izvestia.ru/news/555639>.
3. Agapova, AV 2014, 'The possibilities of application of international experience of customs control after release of goods in Russia', Scientific Journal ITMO. Series: Economics and Environmental Management, no. 4, p. 7-13.
4. Leonova, OV 2011, 'Actual problems of foreign exchange controls today', Russian foreign trade bulletin, no. 1, p. 50-53.
5. Senotrusova, SV & Andreeva, El 2012, Customs control of forest products, Moscow, 111 p.