УДК 330.19 А.Г. Рогачёв
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЛЕНИНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛИЗМА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В статье рассматривается концепция новой экономической политики в начале 20-х годов XX века. Пересмотрен ряд утопических подходов к строительству социализма.
Ключевые слова: концепция, социализм, модернизация, новая экономическая политика, реформы.
A.G. Rogachyov
MODERNIZATION OF THE LENIN SOCIALISM CONCEPT IN THE NEW ECONOMIC
POLICY CONDITIONS
The concept of new economic policy in the early twenties of the XX-th century is considered in the article.
A number of utopian approaches to socialism building is reconsidered.
Key words: concept, socialism, modernization, new economic policy, reforms.
Введение новой экономической политике (нэпа) стало первым реальным опытом реформ и реформаторства в условиях государственной «диктатуры пролетариата», или диктатуры партии большевиков.
Прошло чуть более двух месяцев после X съезда РКП(б), но ЦК уже собирает и проводит с 26 по 28 мая 1921 года X Всероссийскую партийную конференцию. Открывая ее работу и обращаясь к делегатам, В.И. Ленин говорит: «Вам известно, товарищи, что настоящая конференция созвана раньше, чем это полагается по уставу. Следовательно, она не очередная или по крайней мере не вполне очередная. Затем вам известно, что главным пунктом порядка дня, главным вопросом, который заставил созвать конференцию раньше предполагаемого нами срока, это вопрос об экономической политике - о продналоге. Этот вопрос является главным в настоящее время»1.
Ленин таким вступлением успокаивает делегатов, настраивает их на конструктивный лад. Ведь предстоит убедить и заставить революционеров заняться социальным реформаторством в соответствии с интересами народа. Затем в основном докладе о продовольственном налоге он явно маневрирует тактически между революционной антибуржуазной и либеральной точкой зрения на сложившуюся ситуацию. Ленин замечает, что «в первый раз в новейшей истории мы имеем дело с таким общественным порядком, когда класс эксплуататорский удален, но когда мы имеем два различных класса - рабочий класс и крестьянство. При громадном преобладании крестьянства это преобладание не могло не отразиться на экономической политике и на всей политике вообще. Главным вопросом для нас остается - и в течение долгого ряда лет неминуемо останется - правильное установление отношений между этими двумя классами...»2.
Эти отношения можно было установить только реформаторским путем, война с крестьянством означала поражение Советской власти. Суть реформы заключалась в следующем: «.получить дополнительные продукты в виде товарообмена.»3.
Следующий ленинский реформаторский шаг в докладе на конференции: «Теоретически для нас совершенно бесспорно, - и у всех, мне кажется, рассеялись на этот счет сомнения, ... нам выгодно откупиться от европейского капитала несколькими десятками или несколькими сотнями миллионов, которые
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 297.
2 Там же. С. 301.
3 Там же. С. 304.
мы могли бы еще ему предоставить для того, чтобы в кратчайший срок увеличить запасы оборудования, материалов, сырья, машин для восстановления нашей крупной промышленности.
... Без капиталистической крупной фабрики, без высоко поставленной крупной промышленности не может быть и речи о социализме вообще, и тем менее может быть речь о нем по отношению к стране крестьянской.» 4.
Научной основой восстановления промышленности, по мнению Ленина, является крупный план электрификации страны, разработанный лучшими российскими специалистами и учеными и «.дающий нам определенное представление о том, с какими ресурсами, принимая во внимание природные особенности России, мы эту базу крупной промышленности можем подвести под нашу экономику ... Без этого ни о каком действительно социалистическом фундаменте нашей экономической жизни не может быть и речи ... А для того, чтобы нам сколько-нибудь серьезно и систематически перейти к восстановлению этой крупной промышленности, нам нужно восстановление мелкой промышленности»5.
В.И. Ленин здесь также сформировал принципиальные основы предстоящей российской модернизации в форме социалистического строительства. Автор в своей работе «Новая экономическая политика РКП(б) и модернизация» считает, что период 1920 - начало 1921 года стал временем перехода к реформам в очередном цикле российской модернизации. Тогда фаза реформ начинается в 1921 году» 6.
Следует отметить, что на реформистское отступление в докладе и жизни В.И. Ленин идет подчас с сердечной болью: «и тут является такая психология, когда и в рядах коммунистической партии находятся люди, которые рассуждают таким образом: крестьянам подачку дали, нужно на этой же почве такими же приемами дать и рабочим. Нам пришлось известную дань этому отдать. Конечно, декрет о премировании рабочих частью фабричных продуктов есть уступка тем настроениям, которые коренятся в прошлом, которые связаны с состоянием безверия и отчаяния. До той или иной небольшой грани эта уступка была необходима. Она сделана, но ни на секунду не надо забывать, что тут мы делали и делаем уступку, необходимую не с точки зрения какой-либо иной, кроме как с точки зрения экономической, с точки зрения интересов пролетариата. Основной и существеннейший интерес пролетариата - воссоздание крупной промышленности и прочной экономической базы в ней.»7.
Ленин сетует на развитие процесса деклассирования в рабочем классе: «.Мы непрерывную производственную работу в крупнейших предприятиях, которые остались у нас в небольшом числе, обеспечить не могли»8.
Это еще одна из предпосылок реформирования: для спасения производства и самого рабочего класса необходимо «. дать крестьянству порядочный простор как мелкому производителю. Без подъема крестьянского хозяйства мы разрешить продовольственное положение не сможем»9.
Предстояло создать экономические устойчивые отношения между рабочим классом и крестьянством. В этом была заинтересована и партийная правящая элита.
Ленин видит очередную задачу «.в том, чтобы в максимальных пределах осуществить и свободу оборота для крестьянина и поднятие мелкой промышленности, чтобы дать тому капитализму, который растет на почве мелкой собственности и мелкой торговли, некоторую свободу, не бояться его, ибо он нам совершенно не страшен.
.Наша задача заключается в том, чтобы дать на местах всюду толчок, дать максимум инициативы и проявить максимум самостоятельности и максимум смелости. Мы не имеем никакого, более или менее конкретно подготовленного собранного с мест практического опыта в вопросе о том, как обстоит дело на местах в смысле товарообмена и товарооборота, как удалось восстановить и сколько-нибудь развить мелкую промышленность.»10.
Заключительное слово В.И.Ленина по своему докладу сопоставимо с текстом самого доклада (доклад 16 страниц, заключительное слово 15 страниц). Это говорит о том, что доклады и выступления на конференции оказались очень острыми и продуктивными. Ленин согласился с одним важным тезисом,
4 Там же. С. 305-306.
5 Там же. С. 306.
6 Рогачев А.Г. Новая экономическая политика РКП(б) и модернизация // Политические партии, организации, движения в условиях кризисов конфликтов и трансформации общества: опыт уходящего столетия: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. Ч.2. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - С. 25.
7 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 308-309.
8 Там же. С. 311.
9 Там же. С. 311-312.
10 Там же. С. 313-314.
высказанным Н. Осинским: нэп - это «всерьез и надолго». «Всерьез и надолго» - это действительно надо твердо зарубить себе на носу и запомнить хорошенько.»11.
И еще один реформистский тезис у Ленина в заключение: «Мы должны выдвигать беспартийных предприимчивых работников., мы должны заниматься делом, а не резолюциями»12.
Новые факты и новые реальности нэпа заставили В.И. Ленина продолжить движение по пути реформации взглядов на переход от капитализма к социализму. 29-31 октября 1921 года состоялась VII Московская губпартконференция, на которой Ленин, опираясь на проделанный опыт, дополняет в докладе о нэпе ранее сделанное и сказанное: «..Мы видим, что стало на очередь регулирование торговли и денежного обращения; как ни кажется нам далекой от коммунизма область торговли, а именно в этой области перед нами стоит своеобразная задача. Только решив эту задачу, мы сможем подойти к решению экономических потребностей, абсолютно неотложных, и только так мы можем обеспечить возможность восстановления крупной промышленности путем более долгим, но более прочным, а теперь и единственно для нас возможным»13.
В заключительном слове он еще раз вынужден «реабилитировать» торговлю: «Теперь мы ясно видим, что тут нужен еще обходной путь - через торговлю»14.
Как коммунист, Ленин сжигает себя заживо, отступает от ортодоксии к «торгашеству». 5 ноября 1921 года он пишет статью для газеты «Правда» «О значении золота теперь и после полной победы социализма». Газета публикует ее 6-7 ноября в канун четырехлетия Октябрьской революции. Ленин сообщает читателям, что «новым в настоящий момент является для нашей революции необходимость прибегнуть к «реформистскому», постепенно, осторожно - обходному методу действий в коренных вопросах экономического строительства. Эта «новизна» вызывает ряд вопросов, недоумений, сомнений теоретических и практических.
Теоретический вопрос: как объяснить переход после ряда самых революционных действий к чрезвычайно «реформистским» действиям на том же поприще, при условии общего победоносного хода всей революции в целом? Нет ли тут «сдачи позиций», «признания краха» или чего-либо подобного?»15.
Публикация в открытой печати предполагала большую решительность и смелость коммунистического вождя. Ему пришлось отбиваться от левых в своей же партии, с одной стороны, и от либеральных «сменовеховцев», с другой.
До весны 1921 года коммунисты шли прямым революционным путем: для восстановления крупной промышленности возьмем с крестьян в долг известное количество продовольствия и сырья с помощью продразверстки, наладим непосредственный продуктообмен с мелким крестьянским земледелием, помогая его обобществлению.
Теперь реформистский подход: не ломать старый общественно-экономический уклад, торговлю, мелкое хозяйство, мелкое предпринимательство, «а оживлять торговлю, мелкое предпринимательство, капитализм, осторожно и постепенно овладевая ими или получая возможность подвергать их государственному регулированию лишь в меру их оживления»16.
Здесь Ленин намекает, что интерес торговцев, мелких предпринимателей и капиталистов теперь приобретает государственную поддержку, по крайней мере до определенного времени. С другой стороны будущее «оживление» капиталистических элементов станет сигналом и для их ограничения.
Обращаясь к коммунистам, настоящим революционерам, Ленин прямо утверждает, что в их интересах необходимо вступить на реформистский путь особенно сейчас.
Иначе они «. погибнут наверняка в том случае, если потеряют трезвость и вздумают будто «великая, победоносная, мировая» революция обязательно все и всякие задачи при всяких обстоятельствах во всех областях действия может и должна решать по-революционному.
Кто «вздумает» такую вещь, тот погиб, ибо он вздумал глупость в коренном вопросе, а во время ожесточенной войны (революция есть самая ожесточенная война) карой за глупость бывает поражение»17.
11 Там же. С. 329.
12 Там же. С. 330.
13 Там же. Т. 44. С. 212-213.
14 Там же. С. 215.
15 Там же. С. 221.
16 Там же. С. 222.
17 Там же. С. 223
Ленин считает в начале ноября 1921 года, что вполне доделанной является только буржуазнодемократическая часть российской революции. На пути к будущему социализму главное звено - оживление торговли внутренней. Если за него достаточно крепко ухватиться, то можно создать фундамент социалистических общественно-экономических отношений.
Торговля оказалась единственно реальной и возможной экономической связью между десятками миллионов мелких земледельцев и крупной промышленностью.
B.И. Ленин доказывает вполне аргументированно, что на пути к социализму «всеми и всякими экономическипереходными формами позволительно пользоваться и надо уметь пользоваться, раз является в том надобность, для укрепления связи крестьянства с пролетариатом, для немедленного оживления народного хозяйства в разоренной и измученной стране, для подъема промышленности, для облегчения дальнейших, более широких и глубоких мер, как то: электрификации»18.
Ленин резко критиковал в коммунистах «социализм чувства», который базировался на настроении старорусском, патриархальном, полубарском, полумужицко безотчетном пренебрежении к торговле.
Реалистичность новых ленинских подходов к концепции создания российского социализма явно здесь прослеживается. Главное в том, что социализм не построишь, если игнорировать базовые интересы народных масс.
C.М. Смагина пишет, что новым в разрабатываемой осенью 1921 года партийной программе стало то, что относительно короткая в прежних теоретических представлениях фаза переходного периода к социализму превращалась в длительный многоступенчатый процесс. Центральное место в нем отводилось подтягиванию и преобразованию с помощью торговли и кооперации докапиталистических форм хозяйствования, к которым, в первую очередь, относились крестьянские хозяйства19.
С провозглашением нэпа отменили декрет о национализации мелкой и кустарной промышленности. Новым декретом от 17 июля 1921 года обеспечивалось право любого гражданина открыть кустарное или промышленное производство. Проведенная в марте 1923 года выборочная перепись ЦСУ зарегистрировала в европейской России 165781 промышленно-кустарное предприятие, из которых 88% принадлежало частникам, 3% - кооператорам, 7% - государству, остальные относились к иностранным концессиям. Первую концессию учредили в 1921 году, а в 1922 году их насчитывалось 1520.
Одновременно с поощрением мелкого производства стали снимать запреты на торговлю. Большинство крупных оптовых сделок частники заключали на биржах, которых в 1923 году в стране имелось уже 54. В декабре 1921 года власть приняла декрет о денационализации мелких и части средних предприятий промышленности. Их возвращали прежним владельцам или наследникам. Разрешили и аренду средств производства, передав в нее более трети всех промышленных заведений, преимущественно мелких и средних. Из них более половины получили частные лица, обычно прежние владельцы. Часть предприятий, в основном пищевой промышленности, взяли в аренду кооперативы 21.
Такая «сдача позиций» тяжело воспринималась партийными товарищами, публицистами. Весной 1922 года в Новониколаевске вышел первый номер журнала «Сибирские огни». Секретарь Сиббюро ЦК РКП(б)
И.И. Ходоровский* поместил в нем свою статью «Куда мы идем (по поводу новой экономической политики и укрепления наших партийных рядов)». С определенной горечью он отмечал, что сотни тысяч рядовых коммунистов, а за ними и масса и беспартийных рабочих и деревенских бедняков воспитались в течение четырех лет на основных принципах социализма. Они срослись с мыслью, что частному предпринимательству не может быть места в советской стране, что буржуазия как класс экспроприирована и раздавлена и что возврата к прошлому нет.
Оттого теперь так мучительно и тяжело переживается многими отступление от позиций, на которых держались три года, оттого так много сомнений и колебаний, а иногда и разочарований. Перед коммунистами вихрем пронеслись события последнего года, дающие в своей совокупности и общей связи то, что принято называть новой экономической политикой. Сначала продналог и «раскрепощение» кооперации, которая должна приобретать у крестьян на началах товарообмена излишки продуктов. В промышленности этой стадии соответствовала линия на сдачу в аренду того, что нам не нужно, что является для нас «балластом». На этом, однако, мы не удержались (и не могли удержаться). Кооперативный обмен
18 Там же. С. 227-228.
19 Политические партии России в контексте ее истории: учеб. пособ. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. С. 226.
20 Там же. С. 226-227.
21 Там же.
* Ходоровский И.И. (1885-1940) - член РСДРП с 1903 года. В 1920-1922 годах секретарь Сиббюро ЦК РКП(б).
оказался задавлен денежным рыночным оборотом. Законы рынка и денежного обращения поставили перед нами вопрос о дальнейшем отступлении. В итоге получился абсолютно частнохозяйственный рынок, перевод почти всех оставшихся в руках государства промышленных предприятий на начала коммерческого расчета, самоокупаемости и безубыточности, организацию банков, сначала государственного, потом кооперативного, а теперь приближаемся к смешанному с участием частного капитала.
Ходоровский сообщает об отходе в области оплаты труда от прежней уравнительной пайковой системы (на работника, на жену, на детей), от своеобразного социального обеспечения всех трудящихся и их семей на началах «поравнения» безотносительно к тому, что и в каком количестве каждый из них производит.
Стиль автора статьи очень точный, образный и доходчивый. Он обобщает ситуацию: «Годовой опыт показал, что пока частное предпринимательство себя не оправдало. Мы почти не видим (по крайней мере, в Сибири) частного капитала в производстве: он весь ушел в торговлю и в спекуляцию. Предприниматель не хочет рисковать, он не идет туда, где надо затратить время и средства для ремонта, для оборудования, где прибыль может появиться в результате более или менее длительной работы. Лозунг частного предпринимателя в современной российской обстановке: «жрать!». Он пускает свои средства в такое дело, на котором он сегодня же может нажить солидный барыш. Он идет в торговлю. Отсюда такое несоответствие между расплодившимися в огромном количестве мелкого характера торговыми предприятиями и редко-редко открывающимися фабричками.
В самой торговле частный предприниматель бросается туда, где больше всего ощущается спрос на пищевые продукты. Кафе, рестораны, паштетные, кондитерские, сногсшибательные гастрономические магазины - вот чем пока больше всего и ярче всего выражается приложение «частной инициативы». И если бы вся наша экономическая политика сводилась к этому испробованию частной инициативы, тогда мы имели бы полное основание признать, что наша новая экономическая политика обанкротилась.
К счастью, наша новая экономическая политика не кончается на «арендаторе» кафе или кондитерской.
Итоги новой экономической политики в неизмеримо большей степени должны подводиться по нашей работе в деревне (сбор продналога) и по работе в новых условиях нашей государственной промышленности (трестов, комбинатов, отдельных предприятий), выпускающей не паштеты и сосиски, а продукты и предметы, необходимые народному хозяйству»22.
Тем не менее, современные статистические подсчеты историков показывают, что в период нэпа в Сибири из 1640 ранее национализированных предприятий 734 возвратили бывшим владельцам, 50 закрыли как убыточные, 163 сдали в аренду23.
Опыт первого года нэпа обобщил XI съезд РКП(б), работавший с 27 марта по 2 апреля 1922 года. В.И. Ленин в первый день выступил с политическим отчетом ЦК, в котором продолжил развитие модернизационной концепции российского социализма. Здесь «перемена взглядов» заключалась в следующем подходе: «Построить коммунистическое общество руками коммунистов, это - ребячья, совершенно ребячья идея. Управлять хозяйством мы сможем, если коммунисты сумеют построить это хозяйство чужими руками, а сами будут учиться у этой буржуазии и направлять ее по тому пути, по которому они хотят.
. Нужно добиться, чтобы те многочисленные, во много раз превосходящие нас элементы, с которыми мы сотрудничали, работали бы так, чтобы мы умели наблюдать их работу, чтобы мы понимали эту работу, чтобы их руками делалось нечто полезное для коммунизма. Вот в этом гвоздь теперешнего положения, ибо если отдельные коммунисты это и понимали и видели, то в широкой массе нашей партии этого сознания необходимости привлечения беспартийных к работе нет»24.
2 апреля 1922 года в речи при закрытии съезда В.И. Ленин суммировал общие дебаты следующим образцом: «Весь гвоздь в том, чтобы двигаться теперь вперед несравненно более широкой и мощной массой, не иначе как вместе с крестьянством, доказывая ему делом, практикой, опытом, что мы учимся и научимся ему помогать, его вести вперед. Такую задачу при данном международном положении, при данном состоянии производительных сил России можно решить, лишь решая ее очень медленно, осторожно, деловито, тысячу раз проверяя практически каждый свой шаг»25.
22 Сибирские огни. 1922. №1. С. 78-80.
23 Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Ч. 3. Сибирь: XX век: учеб. пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд., испр. Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. С. 125.
24 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 98-99.
25 Там же. С. 137.
Обычно ленинские идеи о медленном движении к социализму вместе со всем крестьянством историки относили к его последним диктовкам с 23 декабря 1922 года по 2 марта 1923 года. На этой «благодатной» почве «больного состояния Ленина» расцвели и многочисленные публицистические фальсификации, и новые мифы о «придуманном» политическом завещании, о деформированном ленинском сознании и мышлении. Но исторические факты, в том числе и приведенные выше, свидетельствуют о том, что Ленин пересматривал свою концепцию модернизации России на основе социализма в течение 1921-1922 годов. И здесь он учитывал и интересы партийцев, правящей политической элиты, и интересы большинства народа: рабочих и крестьян. В условиях нэпа государство определенное время защищало и интересы нэпманов. Скорее всего, модернизация взглядов В.И. Ленина продолжилась бы и в дальнейшем, но история не терпит сослагательных наклонений и предположительных конструкций.
Поэтому последние письма и статьи В.И. Ленина завершают его усилия по перемене прежних сверхреволюционных взглядов на социализм на более спокойные, выдержанные, реформистские.
В середине декабря 1922 года у В.И. Ленина резко стало ухудшаться состояние здоровья, перестали действовать правая рука и правая нога. Преодолевая болезнь, он 23 декабря стал диктовать секретарю М.А. Володичевой первую часть «Письма к съезду». На следующий день Ленин выразил желание в ультимативной форме продолжать диктовку под угрозой отказаться от лечения врачей. Это был мужественный поступок, обусловленный интересами правящей партии и желанием высказать наиболее принципиальные вещи. На будущее Ленину разрешили в итоге ежедневно диктовать 5-10 минут. В дальнейшем состояние здоровья Ленина несколько улучшилось, и его монологи увеличились до 30-40 минут в день.
В «Письме к съезду» Ленин обосновывает необходимость реформы в политическом строе и самой РКП(б). Он понимает, что главный политорган в стране - это ЦК партии. И здесь Ленин предлагает демократизировать его - увеличить до сотни человек за счет «рабочего класса». В данном случае речь идет о привлечении свежих сил из низов партийной элиты, чтобы помешать своеволию и амбициям прежних партвождей.
Ленин опасался столкновения генсека Сталина и наркомвоенмора Троцкого в борьбе за власть. 4 января 1923 года он дополняет к протокольной записи 25 декабря: «Сталин слишком груб. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т.д.»26.
Однако в дальнейшем партэлита, аппарат, выбирает именно Сталина в свои лидеры и вожди. Именно тот аппарат, решительно исправить и переделать который предлагал в своем письме Ленин.
Аппаратный бюрократизм процветал тогда в стране, в которой дело даже с обычной буржуазной культурой обстояло очень плохо. 2 января 1923 года Ленин продиктовал свои «Странички из дневника». 4 января 1923 года их опубликовала «Правда». Ленин отмечал, что количество грамотных в 1920 году на 1000 мужчин составляло в Европейской России - 422 человека, на 1000 женщин - 255, средняя цифра - 330. В Западной Сибири соответственно - 307, 134 и 218 человек 27.
Ленин требует резко улучшить народное образование, повысить статус учителя, сделать его опорой советской власти. Он подчеркивает необходимость установления рабочего шефства над селом: Ленин диктовал секретарю: «Я здесь ограничиваюсь только постановкой вопроса, чтобы обратить на него внимание товарищей, чтобы указать на имеющийся опыт Западной Сибири, (на этот опыт указал мне тов. Ходоровский) и чтобы выставить во всем объеме эту гигантскую всемирно-историческую задачу»28.
4 и 6 января 1923 года Ленин диктует свои мысли о кооперации и эти идеи о культурном подъеме определяет как «культурную революцию». Она требовала ликвидации безграмотности и создания известной материальной базы для культуры.
Статья «О кооперации» появится в «Правде» позднее - 26 и 27 мая 1923 года. Основная реформистская идея в ней следующая: в соответствии с интересами крестьянства облегчать ему путь к социализму через кооперацию. По мнению Ленина, для того, чтобы через нэп достигнуть участия в кооперации всего населения нужна целая историческая эпоха: одно - два десятилетия.
26 Там же. С. 346.
27 Там же. С. 363.
28 Там же. С. 367.
Можно отметить, что Ленин увидел в кооперации управленческую панацею для социализма в отношении многомиллионного крестьянства, живущего по стихийным экономическим законам. «.Строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма»29.
Ленин считал, что теперь коммунисты вправе сказать, что простой рост кооперативного дела тождественен росту социализма благодаря особенностям советского государственного строя, общественной земле и контролю власти, принадлежавшей рабочему классу. В.И. Ленин еще раз откровенно заявил в начале января 1923 года: «.И вместе с этим мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм. Эта коренная перемена состоит в том, что раньше мы центр тяжести клали и должны были класть на политическую борьбу, революцию, завоевание власти и т.д. Теперь же центр тяжести меняется до того, что переносится на мирную организационную «культурную» работу. Я готов сказать, что центр тяжести для нас переносится на культурничество.»30.
В.И. Ленин признал, что никакого социализма, а также нормального управленческого аппарата в Советской России, СССР быть не может, если не будет нормальной, человеческой, если хотите буржуазной культуры в элементарном смысле слова. На этой реформаторской основе смыкались социальные интересы большинства народа.
--------♦-----------
УДК 577.4 С.В. Тимофеева
О ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)
В статье рассматривается проблема взаимосвязи экологической культуры и экологического сознания человека. Человек понимается как носитель культуры, духовно-разумный элемент целостного мира. Экологическая культура понимается как система отношений человека и социума, основа формирования экологического сознания человека.
Ключевые слова: человек, экология, культура, экологическая культура, экологическое сознание.
S.V. Timofeeva
ABOUT THE ISSUE OF INTERRELATION BETWEEN ECOLOGICAL CULTURE AND ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF A MAN (SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT)
The issue of interrelation between ecological culture and ecological consciousness of a man is considered in the article. A man is understood as a transmitter of culture, spiritually-reasonable element of the holistic world. An ecological culture is understood as a system of relations between a man and a society, a basis for man ecological consciousness formation.
Key words: man, ecology, culture, ecological culture, ecological consciousness.
В жизни человечества сегодня на первый план выходят проблемы экологического характера (от греч. - «эйкос» - дом, родина), носящие общекультурный контекст, связанные с уровнем культуры и сознания современного человека. Неправильное понимание человеком своего места и положения во Вселенной, неразумность отношения к богатейшим природным ресурсам грозят духовной деградацией и физическим вымиранием. «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания» (Ламарк Ж.-Б., 1820). Именно на этапе постиндустриального развития общества обостряются экологические вопросы изучения явлений природы, ставятся неотложные задачи этической ответственности человека за природу и установления гармонии с ней [8; 14; 17-19]. Биологический инстинкт самосохранения человека вносит существенные позитивные коррективы в его отношение к природе, заставляя кардинально переосмыслить достижения мировой цивилизации. В
29 Там же. С. 373.
30 Там же. С. 376.