Научная статья на тему 'Модернизация культурной среды: варианты целеполагания'

Модернизация культурной среды: варианты целеполагания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
998
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / УСЛОЖНЕНИЕ / САМОБЫТНОСТЬ / ЗАИМСТВОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / CULTURAL ENVIRONMENT / MODERNIZATION / DEVELOPMENT / SOPHISTICATION / DISTINCTIVENESS / ADOPTION / SOCIAL INTERESTS / CULTURAL CONCEPTS / LIBERALIZATION / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Флиер Андрей Яковлевич

В статье рассматриваются варианты модернизации культурной среды, соответствующие основным современным методологиям познания общества и культуры — эволюционизму, цивилизационизму, диффузионизму, функционализму, структурализму, постмодернизму, синергетике — и реализующие социальные и идеологические цели развития, манифестируемые этими методологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Environment’s Modernization: the Variants of Goal Setting

The article covers some variants of cultural environment’s modernization, which are congruent to the main contemporary methodologies for the perception of society and culture — to evolutionism, civilianism, diffusionism, functionalism, structuralism, postmodernism, synergetics. These variants implement the social and ideological aims of development that are being manifested by these methodologies.

Текст научной работы на тему «Модернизация культурной среды: варианты целеполагания»

Модернизация культурной среды: варианты целеполагания

А. Я. Флиер (Московский гуманитарный университет)

В статье рассматриваются варианты модернизации культурной среды, соответствующие основным современным методологиям познания общества и культуры — эволюционизму, цивилизационизму, диффузионизму, функционализму, структурализму, постмодернизму, синергетике — и реализующие социальные и идеологические цели развития, манифестируемые этими методологиями.

Ключевые слова: культурная среда, модернизация, развитие, усложнение, самобытность, заимствование, социальные интересы, культурные понятия, либерализация, самоорганизация.

Культурная среда — это стихийно сложившаяся система культурных предпочтений населения какого-то локального пространства (города, региона), обладающая определенными идеологическими, эстетическими, нравственными и иными особенностями. Но культурная среда не просто существует в пространстве, она активно развивается и во времени. Это развитие называется культурной динамикой. Динамика культуры представляет собой процесс изменения ее форм, черт, композиций и т. п., имеющий место в ходе истории, т. е. это, по существу, ее историческая изменчивость. Как правило, подобная изменчивость обусловлена более или менее типовой ситуацией, которую можно описать следующим образом.

В силу особенностей человеческой психики наиболее удачные способы решения разных проблем, освоенные на каком-то этапе развития, закрепляются в памяти и превращаются в традиции соответствующей деятельности, обретающие со временем самодовлеющее значение. В доиндустриальных обществах следование традициям было основной формой социальной активности людей. Но со временем та или иная традиция перестает удовлетворять потребности и интересы населения, особенно если известны примеры решения этих проблем другим, более эффективным способом. И тогда возникает общественная потребность в замене этой традиции какой-то новацией, по тем или иным причинам более подходящей как способ решения данной проблемы. В разных исторических ситуациях такая замена происходит с большими или меньшими сложностями, при сопротивлении части насе-

ления, некоторых чиновников, религиозных кругов и т. п. Однако в итоге такая перемена совершается по объективной необходимости. Менее эффективное заменяется на более эффективное, менее востребованное уступает место более востребованному, и это называется культурной изменчивостью. Конечно, помимо описанной типовой ситуации, в реальной истории случаются и нетипичные казусы, вызывающие экстренные культурные изменения революционного характера, но они бывают сравнительно редко.

В свое время автором этих строк была предложена схема возможных вариантов культурной изменчивости. Она включает:

— сохранение системы (воспроизводство традиции; культурная изменчивость фактически отсутствует);

— разрушение системы (деструкция традиции; изменчивость имеет негативный характер общей деградации системы);

— развитие системы (модернизация или трансформация традиции; изменчивость реализуется в ограниченных масштабах, в пределах сохраняющей актуальность традиции);

— обновление системы (преодоление традиции и создание новаций, не обусловленных предшествующей традицией; изменчивость реализуется в наиболее полном объеме) (Флиер, 2012).

В этом процессе постепенной замены старых традиционных форм, технологий, поведенческих моделей и проч. на новые, по каким-то иным причинам более востребованные формы и заключается основное проявление культурной динамики. Одновременно имеет место и другой процесс — композиционная

перекомпоновка некоторых составляющих элементов культурной системы, их структурных связей, иерархических построений, взаимозависимостей и проч. Но такая перекомпоновка, как правило, тесно связана с процессом замены традиционных форм новациями, и ее размах определяется масштабом общего культурного обновления.

Следует отметить, что в ходе культурной изменчивости прежние традиционные формы почти никогда не вытесняются из социальной практики полностью. Всегда сохраняется какая-то часть населения, которая по разным причинам предпочитает использовать прежние привычные формы. Поэтому даже при масштабном обновлении социокультурной системы традиционные формы лишь оттесняются с основной социальной площадки и реже встречаются в практике, чем новые формы, превращаясь из доминантных в маргинальные. Но они еще могут применяться на протяжении длительного времени. Правда, востребованными они остаются, как правило, наименее модернизированной частью населения.

Динамика культуры, ее причины, цели и способы — один из главных предметов дискуссии теоретиков и историков культуры с середины XIX в. Разные точки зрения на этот счет (а следует сказать, что историческая динамика культуры рассматривается в контексте изменчивости общих социальных параметров исторических сообществ) можно сгруппировать в несколько направлений, выраженных в соответствующих методологиях исследования сообществ и их культуры.

Рассмотрим их последовательно.

1. Эволюционистская и неоэволюционист-ская методология изучения культурной динамки выражена в принципе: история — это процесс развития, происходящего посредством последовательного усложнения форм и способов социального существования людей и моделей их деятельности, что адекватно отражается и в формах их культуры. Этот процесс может иметь простой линейный характер (как полагали эволюционисты XIX в.) или более сложный многолинейный вариативный характер (как полагали неоэволюционисты XX в.), но он неизменен в своей векторной на-

правленности на научно-техническое, технологическое и социально-культурное поступательное развитие. Эффект развития проявляется в структурном и функциональном усложнении системы, технологий жизнедеятельности сообществ, что и называется словом «прогресс» (Grant, 1985). Такое усложнение достигается посредством введения в систему социальных отношений и практику культурной деятельности новых значимых участников, как правило, с более сложными технологиями деятельности, чем у прежних резидентов, что в той или иной мере усложняет эти отношения, или выработки новых правил, корректирующих порядок деятельности. Это, в свою очередь, ведет к усложнению практикуемых форм культурной активности и стимулирует улучшение ее качества.

Развитие культурной среды заключается в первую очередь в увеличении числа активных участников культурной жизни, усложнении этой жизни и сложении новых требований к качеству культурной работы, что требует реализации новых (или слабо развитых в данной местности) форм культурной активности и вовлечения населения в ее различные практики. Модернизация культурной среды, проводимая по эволюционистскому варианту, обладает большим потенциалом в регионах, характеризующихся заметным скоплением и социальным влиянием интеллигенции и инициативным сообществом предпринимателей, обладающих перспективой развития творческих индустрий, активизации современных форм культурной жизни, массовой культуры и проч.

Показательным примером модернизации по эволюционистской модели могут служить социокультурные преобразования в странах Восточной Европы по мере их вхождения в Европейский союз в конце XX — начале XXI в. (Шемятенков, 2003; Albi, 2005). Разумеется, Восточная Европа — это пример проведения модернизации в масштабах целого субконтинента. Но подобная эволюционистская модернизация, осуществляемая посредством усложнения порядков социокультурной жизни, может быть успешной и на локальном уровне отдельных поселений, административных регионов, отраслей деятельности. Например,

в промышленности — это переход на выпуск изделий нового поколения (самолетов, автомобилей, компьютеров и т. п.), что неизбежно инициирует определенную модернизацию всей культуры производства. В гуманитарной области примером может служить существенное усложнение и интенсификация работы средств массовой информации, связанных с возросшими производительными возможностями телевизионной, фото- и компьютерной техники.

2. Цивилизационистские и иные циклические методологии изучения культурной динамики основываются на принципе: история — это циклический процесс социокультурной локализации народов, этапов их существования от рождения до исчезновения и реализации их культурной самобытности. Основная задача исследователей, работающих в этой методологии, заключается в раскрытии особенностей происхождения и углубления локальной культурной самобытности каждого народа и неповторимости его исторической судьбы. Развитие социокультурной системы (цивилизации) на этапе ее подъема заключается в усилении черт культурной самобытности, а деградация системы на этапе спада выражается в размывании черт этой самобытности (Ерасов, 1998).

Модернизация культурной среды, проводимая по цивилизационистскому варианту, предусматривает определенную архаизацию используемых культурных форм, апелляцию к исторической памяти населения, максимальную эксплуатацию черт местной культурной самобытности. Это достигается посредством учреждения разнообразных структур по актуализации исторической памяти (музеев, памятников, мемориальных зон и пр.), повышенным вниманием к сохранению и экспонированию памятников культурно-исторического наследия, а также стимулированием развития различных форм историко-мемориальной самодеятельности населения (образованием соответствующих движений, обществ, кружков, фольклорных коллективов и пр.). В принципе повышенное внимание к проблеме охраны культурного наследия и решению задач патриотического воспитания имеет место в любой

модели модернизации, но, как правило, оно тактично сочетается с иными, новационными направлениями культурной активности. Здесь же речь идет об исключительном приоритете, отдаваемом историко-мемориальному варианту культурного развития и эксплуатации форм и черт местной культурной самобытности.

При такой модернизации развитие культурной среды получает выраженный архаизирующий характер и, как правило, происходит противодействие любым попыткам осовременивания форм культурной жизни региона. В принципе в этом нет ничего плохого, если это оправдано спецификой местной культурной и социальной ситуации. В некоторых случаях, когда речь идет о регионе, чрезвычайно насыщенном объектами историко-культурного наследия, имеющим большой потенциал в плане развития туризма и в демографии населения которого преобладают жители старшего поколения, подобная архаизация (или консервация) культурной среды имеет практический смысл. Показательным примером успешной модернизации по цивилизационистскому типу может служить развитие ландшафтно-культурного комплекса Русского Севера (Культура Русского Севера, 1988; 2009; Лихачев, Янин, 1986; Русский Север..., 1992), которое много дало и для повышения уровня и качества жизни региона.

3. Диффузионистская и близкая ей культурно-историческая («школа Ф. Боаса») методологии изучения культурной динамики характерны подходом к истории и культуре, гласящим, что история — это процесс эстафетного пространственного распространения культуры и технических достижений от народа к народу, благодаря которому и наблюдается их поступательное развитие. Для последователей этого направления история культуры связана с процессами территориального распространения культурных форм. Развитие, по мнению диффузионистов, заключается главным образом в заимствовании менее продвинутыми сообществами передовых технологий, социальных и культурных форм у более прогрессивных (Белик, 1999: 35-42).

Модернизация культурной среды, проводимая по диффузионистскому варианту, осуществляется посредством откровенного заимст-

вования обществами-реципиентами удачных решений по организации культурной жизни у обществ-доноров. Такая модель модернизации часто встречается в практике социокультурной жизни не только отдельных регионов, но и целых стан (вспомним грандиозные социокультурные преобразования Петра I в России в начале XVIII в. или Кемаля Ататюрка в Турции в 20-е годы XX в.). По существу, «догоняющая модернизация», которой сейчас охвачены десятки развивающихся стран, и есть реализация диффузионистской модели модернизации в экономике. В культурной сфере могут иметь место как глобальные социокультурные трансформации на основе заимствования, так и локальный обмен удачными решениями развития культурной жизни между регионами одной страны.

Если тотальная социокультурная модернизация по диффузионистской модели имеет, как правило, чрезвычайные политические причины и осуществляется жесткими политическими методами, то локальная модернизация по такому типу обычно носит фрагментарный характер и проводится в ситуации спокойного отношения к этому со стороны населения. Проведение такой локальной модернизации имеет смысл при ограниченных целях и задачах, стоящих перед управленческими структурами, когда нет нужды радикально менять систему социальных отношений и интересов населения, а преследуется цель улучшения отдельных сторон культурной жизни. В таком случае главной проблемой подобной модернизации становится правильный выбор общества-донора, у которого стоит заимствовать какие-то культурные решения. Результатом модернизации станет улучшение некоторых внешних проявлений культурной жизни при сохранении всей системы социальных отношений и интересов населения в неизменном виде.

Показательным примером модернизации посредством откровенного заимствования промышленных технологий и социокультурных форм в масштабах целой страны могут служить преобразования в Японии в 1868-1912 гг. (эпоха Мэйдзи) (Мещеряков, 2006; Keene,

2002). Но такого рода культурная динамика бывает эффективной и на более локальном

уровне, например заимствование русским зодчеством XVIII — начала XX в. западноевропейских архитектурных стилей, которые активно практиковались в городском строительстве, как в сравнительно изначальном виде (барокко, классицизм), так и формах глубокой художественной переработки (модерн) (Кириченко, 1989).

4. Функционалистская методология мало уделяет внимания проблемам истории, но ее отношение к теории культурной динамики можно сформулировать таким образом: история — это процесс последовательного усиления дифференциации и возрастания специализации форм и порядков деятельности людей и социальных институтов. Такой подход восходит еще к идеям Э. Дюркгейма фигкЬет, 1893) и развивается в творчестве последующих классических и структурных функционалистов. С их точки зрения, развитие социокультурной системы заключается в том, что по мере углубления специализации деятельности у населения появляются новые социальные потребности и интересы, в связи с чем формируются институты по их удовлетворению (Орлова, 2004: 83-121).

Модернизация культурной среды, проводимая по функционалистскому варианту, имеет много общего с эволюционистским типом модернизации, близка к ней по общей социальной обусловленности. Однако она выделяется тем, что целью функционалистской модернизации является не просто усложнение социальных отношений и параметров культурной жизни региона, а направленное стимулирование появления новых социальных интересов населения, новых сфер деятельности и тем самым новых форм культурной жизни. Это достигается посредством внедрения в практику местной трудовой занятости новых направлений и сфер деятельности, стимулированием образования новых профессиональных групп с новыми социальными и культурными интересами. Собственно культурный аспект модернизации в данном случае становится следствием обновления общей социально-экономической ситуации в регионе. Такая модернизация дает наибольшую глубину и устойчивость долгосрочного культурного эффекта. Мо-

дернизация культурной среды по функционалистскому типу в идеале представляется наиболее перспективной в регионах с потенциалом развития предпринимательской активности среди местного населения, заметным скоплением образованной молодежи, стремящейся к социальной самореализации и т. п., но она может быть успешной и вне этого фактора.

Результатом модернизации по данному варианту является в первую очередь всестороннее социальное развитие региона, стабилизация и улучшение ситуации с занятостью, демографической устойчивостью, повышение востребованности труда высококачественных специалистов и т. п. Улучшение характеристик культурной жизни при этом становится одним из результатов общей социальной модернизации. Примером такого типа модернизации могут служить преобразования в дальневосточных государствах — Южной Корее, Сингапуре, Гонконге после Второй мировой войны (Толорая, 1991; Lee, 2000; Contemporary China, 2002). В России удачный опыт такой модернизации был достигнут и многократно реализовывался в практике создания особых поселений с высоким интеллектуальным и ин-новативным потенциалом — наукоградов (Дубна, Жуковский, Королев и др.) (Кузнецов, 2005; Кузык, Яковец, 2005; Лапин, 2002).

5. Структуралистская методология изучения культурной динамики обладает своей специфической трактовкой истории и культуры: история — это процесс последовательного углубления понимания людьми смыслов бытия и расширения поля применения инвариантных структур сознания. Для структуралистов характерен интерес к модели мировосприятия и построения представлений о реальности в форме бинарных оппозиций («горячее/холодное», «хорошее/плохое» и т. п.). Согласно взглядам структуралистов развитие заключается в постоянном уточнении и верификации понятийного аппарата культуры, его новой интерпретации и адаптации к событиям социальной истории (Грецкий, 1974).

Модернизация культурной среды, осуществляемая по структуралистскому варианту, представляется наиболее сложной. Такая модернизация связана с определенной реинтер-

претацией привычных культурных, идеологических и иных символически значимых форм, с внедрением в сознание населения нового понимания этих форм и нового отношения к ним или замены прежней системы символов новой системой. Это достигается посредством очень напряженной идеологической и просветительской работы с людьми. Показательный пример — происходившая в СССР в первые годы после революции обработка сознания населения, преследовавшая цель изменить его отношение к религии и ее символам, к традиционной символике национально-патриотического характера и т. п. и внедрения новой советской символики (Бухарин, 1923; Луначарский, 1924; Троцкий, 1924; Cultural Revolution in Russia, 1984). Понятно, что подобная культурная модернизация требовала активного использования максимального административно-политического ресурса, поскольку смена привычной интерпретации символов, оседающей в сознании людей фактически на ментальном уровне, является наиболее сложной задачей всякой культурной трансформации.

Глобальная модернизация культурной среды по этому типу, как правило, имеет место при радикальной перемене политического режима и ценностных оснований государственной власти в целом, т. е. при революции. Результатом такой культурной модернизации становится появление новой национальной идеи, перспективной цели созидательной жизнедеятельности, которая определяет и общее построение социальной активности людей. В истории России были две такие культурные модернизации: принятие христианства в конце Х в. и Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. Даже реформы Петра Великого не имели такого размаха по радикальному обновлению символики, как эти два события. Вместе с тем на локальном уровне такие модернизации символических форм происходят постоянно, например при смене художественных стилей в разных видах искусства и в архитектуре, при серьезном изменении моды на внешний имидж человека (в частности, стиля одежды, типа причесок и т. п.), при существенном обновлении стилистики военной униформы и пр.

6. Постструктуралистская и постмодернистская методология изучения культурной динамики — акцент на принципе: история — это процесс постепенного освобождения человека от жесткой культурной обусловленности его жизни, поскольку культура представляет собой форму власти общества над индивидом, правда, реализуемую ненасильственными методами. Для постструктуралистов и постмодернистов значимо понимание текста социальной жизни в контексте культуры. Развитие, по их мнению, заключается в поэтапном освобождении человека от оков культурных традиций, обычаев, исторических эталонных примеров и т. п., в обретении им социальной свободы, понимаемой как возрастание уровня доверия общества человеку и его здоровой рациональности (Ильин, 1996).

Модернизацию культурной среды в пост-структуралистском/постмодернистском варианте мы можем наблюдать на примере культурного обновления Западной Европы и Северной Америки во второй половине XX — начале XXI в. (студенческие бунты и движение хиппи 1960-х годов, переход на постиндустриальную модель развития, компьютерная революция, глобализационные изменения в социокультурном мироустройстве и т. п.) (Дубин, 2011: Электр. ресурс; Иноземцев, 2000; Dru-скег, 1993; КозЬ^^Ы, 1987). Социальный результат такой модернизации заключается в существенной либерализации культурных оснований коллективной жизни и нравов, росте толерантности к «иным» культурным формам. Характерными проявлениями такой модернизации стали мультикультурализм, политкорректность, легализация гетеросексуальных связей, постмодернизм в философии, искусстве и литературе, радикальная либерализация информационного пространства (Интернет), выстраивание нового порядка культурной жизни с максимальным правом каждого на индивидуальные культурные манифестации и т. п. Заметим, что в художественной жизни поворот к такому освобождению от классических канонов начался столетием раньше, еще в конце XIX в. Но главным событием рассматриваемого культурного обновления стало возобладание социальных

принципов массовой культуры над иными культурными феноменами, изменившее не только вкусы, но и всю социальную культуру потребления, стимулировавшее образование множества «культурных кластеров» любителей, поклонников, фанатов различных музыкантов, артистов, моделей, интернет-блоге-ров, спортивных команд и т. п.

Хотя подобная культурная модернизация протекает в основном стихийно, она может быть стимулирована и определенной культурной политикой, если в этом появляется необходимость. Характерным примером политического подыгрывания такой культурной трансформации можно назвать заметное упрощение стиля общения между главами разных государств («без галстуков»), значительный приток женщин в структуры государственного руководства, прокатившуюся в последние годы по Западной Европе волну законодательной легализации однополых браков и др. В отрасли культуры показательный пример — отмена идеологических ограничений в репертуарной политике отечественных театров в конце 1980-х — начале 1990-х годов, что привело к заметной модернизации театральной жизни России, расширению репертуара, росту числа театров, посещаемости и т. п.

Вместе с тем следует заметить, что культурная либерализация, безусловно, соответствует интересам творческой и научной интеллигенции, но как она скажется со временем на социальной адекватности других слоев населения — пока предположить трудно.

7. Синергетическая методология изучения социокультурной динамики понимает социальную историю в ракурсе, являющимся развитием эволюционистских взглядов: история — это процесс совершенствования форм и способов социальной и интеллектуальной самоорганизации человеческих коллективов как проявление универсального принципа упорядочения живой материи в групповых формах. Синергетику называют универсальной теорией эволюции, поскольку она рассматривает процессы социальной динамики как одно из проявлений развития материи во Вселенной, обусловленное общими законами самоорганизации, и является феноменом современной пост-

неклассической науки (Степин, 2000). Человеческая история трактуется синергетикой как процесс развития сложной открытой системы (общества), в ходе которого осуществляется постепенный переход от императивных к вариативным формам самоорганизации, от вертикальных иерархий к горизонтальным сетевым связям, от неустойчивого равновесия социальных структур к их устойчивому неравновесию и т. п. (Моисеев, 2001; Накеп, 1996).

Модернизация культурной среды по синергетической модели основана на принципе преобразования социокультурных систем с иерархическим организационным построением элементов разного уровня (свойственных и популяционным группам животных) к одноуровневой сетевой их организации. В таких системах станут неактуальны «старшие» и «младшие» элементы культурных порядков, а структурирование их будет основываться главным образом на частотности употребления, множественности функций, степени пластичности и т. п. (Астафьева, 2002; Бранский, 1997; Василькова, 1999; Капустин,

2003). Легализации этой модели организации в массовом сознании способствует интернет-сообщество, построенное именно таким образом. Многие современные общественные организации (в частности, молодежные движения и др.) структурированы на этих основаниях. Известны объединения такого типа и в культуре (например, фанатские сообщества и др.).

Показательных примеров такой модернизации, проводимой властными структурами в социокультурных образованиях, мы пока привести не можем. Подобных казусов в мировой практике еще не было, но, несомненно, в ближайшем будущем они будут иметь место в наиболее социально развитых сообществах. Вместе с тем следует понимать, что такая культурная модернизация возможна лишь в сообществах, где доминируют принципы общественного самоуправления, а управленческие функции государства сведены к минимуму (либеральная модель). Возможность такой модернизации культурной среды в современной России представляется сомнительной.

Мы постарались четко определить разные подходы к пониманию истории и культуры

в рамках разных методологий научного познания потому, что в них представлены основные современные интерпретации целей и путей социокультурного развития. Сколько-нибудь системное управление культурной жизнью общества и осуществление модернизации культурной среды практически невозможны без ясного самоопределения управляющей инстанции в том, что она понимает под культурным развитием и каким образом (по какой модели) собирается его реализовывать. Можно выразить уверенность в том, что любые разрабатываемые проекты модернизации культурной среды будут по своим социальным и культурным целям более или менее соответствовать одному из описанных выше вариантов или являться какой-то их интерпретацией. В таком случае важно, чтобы разработчики перспективных проектов модернизации отдавали себе отчет в том, какой вариант модернизации ими взят за основу и почему. Ведь не только цели, но и способы модернизации культурной среды в разных методологических вариантах разнятся, и они неизбежно приведут к разным социальным результатам, предвидеть которые необходимо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Астафьева, О. Н. (2002) Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М. : Изд-во МГИДА.

Белик, А. А. (1999) Культурология: Антропологические теории культур. М. : РГГУ.

Бранский, В. П. (1997) Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. № 1. С. 148-179.

Бухарин, Н. И. (1923) Пролетарская революция и культура. Петроград : Прибой.

Василькова, В. В. (1999) Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб. : Лань.

Грецкий, М. Н. (1974) Структурализм: основные проблемы и уровни их решения // Философские науки. №4. С. 53-64.

Дубин, Б. В. (2011) Последнее восстание интеллектуалов [Электр. ресурс] // Вокруг света. № 12 (2855). URL: http://www.vokrugsveta.ru/ vs/article/7559/ (дата обращения: 2.02.2013).

Ерасов, Б. С. (1998) Цивилизация: слово — термин — теория // Сравнительное изучение цивилизаций : хрестоматия. М. : Аспект-пресс. С. 18-26.

Ильин, И. П. (1996) Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М. : Интрада.

Иноземцев, В. Л. (2000) Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М. : Логос.

Капустин, В. С. (2003) Введение в теорию социальной самоорганизации : учеб. пособие. М. : РАГС.

Кириченко, Е. И. (1989) Проблемы развития русской архитектуры середины XIX — начала XX в. М. : ВНИИТАГ.

Кузнецов, М. И. (2005) Наукограды как «точки роста» общества знаний // Вестник РАЕН. Т. 5. №3. С. 14-18.

Кузык, Б. Н., Яковец, Ю. В. (2005) Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. М. : Экономика.

Культура Русского Севера (1988) / отв. ред. К. В. Чистов. Л. : Наука.

Культура Русского Севера (2009) : Мат. конф. «Пути сохранения культурного наследия Русского Севера», Архангельск — Пинега — Каргополь, 28-30 октября 2009 г. М. : Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева.

Лапин, В. А. (2002) Стратегия сохранения и развития наукоградов // Экономист. № 9. С. 40-45.

Лихачев, Д. С., Янин, В. Л. (1986) Русский Север как памятник отечественной и мировой культуры // Коммунист. № 1. С. 115-119.

Луначарский, А. В. (1924) Искусство и революция. М. : Новая Москва.

Мещеряков, А. Н. (2006) Император Мэйдзи и его Япония. М. : Наталис.

Моисеев, Н. Н. (2001) Универсум. Информация. Общество. М. : Устойчивый мир.

Орлова, Э. А. (2004) Социальная (культурная) антропология : учеб. пособие для вузов. М. : Академический проект.

Русский Север: ареалы и культурные традиции (1992) / Ред .-сост. Т. А. Бернштам, К. В. Чистов. СПб. : Наука.

Степин, В. С. (2000) Теоретическое знание (структура, историческая эволюция). М. : Прогресс-Традиция.

Толорая, Г. Д. (1991) Республика Корея. М. : Мысль.

Троцкий, Л. Д. (1924) Вопросы культурной работы. М. : Госиздат.

Флиер, А. Я. (2012) Наброски к построению социокультурной картины мира в границах культурологии // Обсерватория культуры. № 4. С. 4-11.

Шемятенков, В. Г. (2003) Европейская интеграция. М. : Международные отношения.

Albi, A. (2005) Implications of the European Constitution // EU Enlargement and the Constitu-

tions of Central and Eastern Europe. N. Y. : Cambridge University Press, 2005. P. 179-205.

Contemporary China: The Dynamics of Change at the Start of the New Millennium (2002) / еd. by P. W. Preston, J. Haacke. N. Y. : Routledge.

Cultural Revolution in Russia, 1928-1931 (1984) / еd. by S. Fitzpatrick. Bloomington, IN : Indiana University Press.

Drucker, P. F. (1993) The Post-Capitalist Society. N. Y. : Harper Collins.

Durkheim, E. (1893) De la division du travail social. P. : Presses Universitaires de France.

Grant, V. (1985) The Evolutionary Process. A Critical Review of Evolutionary Theory. N. Y. : Columbia University Press.

Haken, Н. (1996) Principles ofBrain Functioning. A Synergetic Approach to Brain Activity, Behavior and Cognition. Berlin : Springer.

Keene, D. (2002) Emperor ofJapan: Meiji and His World, 1852-1912. N. Y. : Columbia University Press.

Koslowski, P. (1987) Die postmoderne Kultur Gesellschaftlich-kulturelle Konsequenzen der tech-nischen Entwicklung. Mttnchen : C. H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung.

Lee Kuan Yew (2000) From Third World to First. The Singapore Story: 1965-2000. N. Y. : Harper Collins Publishers.

Дата поступления: 15.05.2013 г.

CULTURAL ENVIRONMENT’S MODERNIZATION: THE VARIANTS OF GOAL SETTING A. Ia. Flier (Moscow University for the Humanities)

The article covers some variants of cultural environment’s modernization, which are congruent to the main contemporary methodologies for the perception of society and culture — to evolutionism, civilianism, diffusionism, functionalism, structuralism, postmodernism, synergetics. These variants implement the social and ideological aims of development that are being manifested by these methodologies.

Keywords: cultural environment, modernization, development, sophistication, distinctiveness, adoption, social interests, cultural concepts, liberalization, self-organization.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Astaf’eva, O. N. (2002) Sinergeticheskii podkhod k issledovaniiu sotsiokul’turnykh protsessov: voz-mozhnosti i predely. M. : Izd-vo MGIDA.

Belik, A. A. (1999) Kul’turologiia: Antropolo-gicheskie teorii kul’tur. M. : RGGU.

Branskii, V. P. (1997) Teoreticheskie osnovaniia sotsial’noi sinergetiki // Peterburgskaia sotsiologiia. № 1. S. 148-179.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bukharin, N. I. (1923) Proletarskaia revoliutsiia i kul’tura. Petrograd : Priboi.

Vasil’kova, V. V. (1999) Poriadok i khaos v razvi-tii sotsial’nykh sistem. Sinergetika i teoriia sotsial’noi samoorganizatsii. SPb. : Lan’.

Gretskii, M. N. (1974) Strukturalizm: osnovnye problemy i urovni ikh resheniia // Filosofskie nauki. № 4. S. 53-64.

Dubin, B. V. (2011) Poslednee vosstanie intellek-tualov [Elektr. resurs] // Vokrug sveta. № 12 (2855). URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/ 7559/ (data obrashcheniia: 2.02.2013).

Erasov, B. S. (1998) Tsivilizatsiia: slovo — ter-min — teoriia // Sravnitel’noe izuchenie tsivilizatsii : khrestomatiia. M. : Aspekt-press. S. 18-26.

Il’in, I. P. (1996) Poststrukturalizm. Dekonstruk-tivizm. Postmodernizm. M. : Intrada.

Inozemtsev, V. L. (2000) Sovremennoe postin-dustrial’noe obshchestvo: priroda, protivorechiia, perspektivy. M. : Logos.

Kapustin, V. S. (2003) Vvedenie v teoriiu sotsi-al’noi samoorganizatsii : ucheb. posobie. M. : RAGS.

Kirichenko, E. I. (1989) Problemy razvitiia rus-skoi arkhitektury serediny XIX — nachala XX v. M. : VNIITAG.

Kuznetsov, M. I. (2005) Naukogrady kak «tochki rosta» obshchestva znanii // Vestnik RAEN. T. 5. № 3. S. 14-18.

Kuzyk, B. N., Iakovets, Iu. V. (2005) Rossiia-2050: strategiia innovatsionnogo proryva. M. : Eko-nomika.

Kul’tura Russkogo Severa (1988) / otv. red. K. V. Chistov. L. : Nauka.

Kul’tura Russkogo Severa (2009) : Mat. konf. «Puti sokhraneniia kul’turnogo naslediia Russkogo Severa», Arkhangel’sk — Pinega — Kargopol’, 28-30 oktiabria 2009 g. M. : Rossiiskii nauchno-issledovatel’skii institut kul’turnogo i prirodnogo naslediia im. D. S. Likhacheva.

Lapin, V. A. (2002) Strategiia sokhraneniia i raz-vitiia naukogradov // Ekonomist. № 9. S. 40-45.

Likhachev, D. S., Ianin, V. L. (1986) Russkii Sever kak pamiatnik otechestvennoi i mirovoi kul’tury // Kommunist. № 1. S. 115-119.

Lunacharskii, A. V. (1924) Iskusstvo i revoliutsiia. M. : Novaia Moskva.

Meshcheriakov, A. N. (2006) Imperator Meidzi i ego Iaponiia. M. : Natalis.

Moiseev, N. N. (2001) Universum. Informatsiia. Obshchestvo. M. : Ustoichivyi mir.

Orlova, E. A. (2004) Sotsial’naia (kul’turnaia) an-tropologiia : ucheb. posobie dlia vuzov. M. : Akade-micheskii proekt.

Russkii Sever: arealy i kul’turnye traditsii (1992) / red.-sost. T. A. Bernshtam, K. V. Chistov. SPb. : Nauka.

Stepin, V. S. (2000) Teoreticheskoe znanie (struk-tura, istoricheskaia evoliutsiia). M. : Progress-Traditsiia.

Toloraia, G. D. (1991) Respublika Koreia. M. : Mysl’.

Trotskii, L. D. (1924) Voprosy kul’turnoi raboty. M. : Gosizdat.

Flier, A. Ia. (2012) Nabroski k postroeniiu sot-siokul’turnoi kartiny mira v granitsakh kul’turolo-gii // Observatoriia kul’tury. № 4. S. 4-11.

Shemiatenkov, V. G. (2003) Evropeiskaia inte-gratsiia. M. : Mezhdunarodnye otnosheniia.

Albi, A. (2005) Implications of the European Constitution // EU Enlargement and the Constitutions of Central and Eastern Europe. N. Y. : Cambridge University Press, 2005. P. 179-205.

Contemporary China: The Dynamics of Change at the Start of the New Millennium (2002) / ed. by P. W. Preston, J. Haacke. N. Y. : Routledge.

Cultural Revolution in Russia, 1928-1931 (1984) / ed. by S. Fitzpatrick. Bloomington, IN : Indiana University Press.

Drucker, P. F. (1993) The Post-Capitalist Society. N. Y. : Harper Collins.

Durkheim, E. (1893) De la division du travail social. P. : Presses Universitaires de France.

Grant, V. (1985) The Evolutionary Process. A Critical Review of Evolutionary Theory. N. Y. : Columbia University Press.

Haken, N. (1996) Principles ofBrain Functioning. A Synergetic Approach to Brain Activity, Behavior and Cognition. Berlin : Springer.

Keene, D. (2002) Emperor ofJapan: Meiji and His World, 1852-1912. N. Y. : Columbia University Press.

Koslowski, P. (1987) Die postmoderne Kultur Gesellschaftlich-kulturelle Konsequenzen der tech-nischen Entwicklung. Munchen : C. H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung.

Lee Kuan Yew (2000) From Third World to First. The Singapore Story: 1965-2000. N. Y. : Harper Collins Publishers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.