МОДЕРНИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Е.И.Леонова
В статье рассматриваются вопросы модернизации воспитательных концепций. Приводится сравнительный анализ подходов и программ гражданского воспитания студентов вузов.
Ключевые слова: социальное воспитание, гражданственность, глобализация, патриотизм, воспитательные концепции.
Modernization of civic education concepts in the context of education globalization and intergration. The article deals with the modernization of educational concepts. A comparative analysis of approaches and programs of civic education of university students is given.
Key words: social education, citizenship, globalization, patriotism, and educational concepts.
Вопросы социального воспитания подрастающего поколения сегодня занимают в повестке дня стран и сообществ первостепенное место. Во-первых, потому что они уже обострены до предела, их «грозовой потенциал, доныне прорывавшийся в локальных разрядках, может уже в ближайшие годы привести к взрывообразному социальному обвалу» [5, с.67]. Во-вторых, анализ многочисленных российских и зарубежных источников свидетельствует о неудовлетворенности подходов гуманитарных наук к решению современных проблем воспитании, что связано, прежде всего, с эмпирической неизу-ченностью этих проблем и недостаточностью концептуальных наработок. В частности, гражданское воспитание молодежи, его содержание и технологии все еще находятся в поиске адекватных себе социально-воспитательных концепций в условиях глобализации и интернационализации образования.
Более того, обнаружилась абстрактность многих подходов и рекоменда-
ций, которая проявляется в том, что в исследовании процесса воспитания новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию молодежи, без учета реальных условий новой общественной среды, влияние которой сегодня сильно изменилось, приобрело новые формы, наполнилось иным содержанием. И это надо не просто констатировать, но адекватно оценивать и глубоко анализировать.
Сегодня, несмотря на множественность направлений и подходов, разработка проблем социального воспитания учащейся молодежи не только далека от завершения, а напротив, все более демонстрирует необходимость как переосмысления ранее исследованного, дополнительного изучения почти устоявшегося, так и открытия новых граней и полей изучения. Мы считаем, что сравнительное исследование решения проблем воспитания, которое явля-
ется понятием достаточно широким и включает в себя, с одной стороны, все целенаправленные и стихийные социальные воздействия на индивидуума, а с другой стороны - результат становления личности, ее социальную зрелость и компетентность [3, 4] в образовательных системах разных стран является весьма эффективным и полезным.
Модернизация содержательного аспекта воспитательного воздействия на подрастающее поколение в последнее время становится одним из приоритетных направлений образовательной политики стран ЕС и России, на что безусловное влияние оказывают процессы культурной образовательной интеграции. Прямым следствием последних становится пересмотр традиционных для каждой системы государственно-общественного воспитания концептуальных положений, их расширение, а также усиливающаяся в последнее время «тенденция изоморфизма учебно-воспитательных дисциплин» [6, с.62], проявляющаяся в стремлении государств к выработке общемирового подхода к решению проблем воспитания.
Первым официальным выражением международной позиции становится принятая в 1948 г. ООН “Всеобщая декларация прав человека”, провозглашающая идею абсолютной ценности личности. Учебно -воспитательный процесс, согласно тезисам Декларации, должен быть ориентирован на “полное развитие человеческой личности, ...содействие взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, содействие деятельности ООН по поддержанию мира” [1, с. 7]. На последующих конференциях по образованию указанные принципы демократии, в
той или иной форме, получали отражение в международных документах.
В начале XXI вв. проблемы воспитания приобретают особую остроту, переходя в разряд доминирующих тем международных исследований, дающих национальным образовательным системам конкретный перечень ключевых понятий, в соответствии с которыми, по мнению экспертов, необходимо выстраивать национальную политику в сфере воспитательного воздействия: “военные конфликты, столкновения на этнической почве, культурная маргинализация, нарушения прав человека, экономическое обнищание, религиозная нетерпимость, деградация окружающей среды и др.” [6, с. 75]. В 2001 г. на 46-й сессии Международной конференции по образованию перечень проблем воспитания был существенно расширен; “Глобализация, развитие демократической культуры, плюрализм мнений, культурное разнообразие” и т.д. [2, с. 106].
Несомненно, глобализация открывает перед человечеством невиданные возможности процветания и одновременно таит в себе колоссальные опасности, ставящие под угрозу само существование цивилизации. В данной ситуации только реально существующие механизмы гражданского общества способны противостоять глобальным кризисным явлениям.
Гражданское общество - это тип общества по своему содержанию, то есть определенный тип общественных отношений и оно есть творение культуры, поскольку сам эпитет «гражданское» означает высшее из доселе известных истории проявление экономической культуры, политической культуры и правовой культуры. Кроме того, необходимым качеством, кото-
рым должен обладать каждый член, гражданственность. Гражданствен-
ность - это формируемая под воздействием ряда фактов часть менталитета личности, сословия, общности, класса или страты, выражающая себя в интеллектуальном, эмоционально-волевом, и практическом аспектах жизнедеятельности человека [2, 5, 6].
Поэтому воспитательная работа в высшем учебном заведении на современном этапе многопланова и многообразна, она ориентирована на воспитание у выпускника гражданственности, этических и морально-нравственных норм поведения, профессиональную ответственность, и коммуникативную готовность к профессиональной деятельности, уважение общечеловеческих ценностей, развитие творческого мышления и расширение мировоззрения. Все это можно объединить одним словом - честь. Это слово представляет собой понятие морального сознания и категорию этики, выражающего осознание личностью своего культурного, профессионального и духовно-нравственного значения со стороны окружающих людей. Честь регулирует поведение и сознание личности в жизни: в профессиональной деятельности, в науке, в политике, в быту, в семейных, личных, внутриличностных отношениях.
Здесь следует отметить, что патриотизм в странах Евросоюза, США, и это подчеркивают многие международные эксперты, отличается тем, что он направлен не на территорию проживания, не на людей, а на систему идей, касающихся общественной жизни. Поэтому вместо таких понятий, как «родина», «отчизна», чаще употребляются слова «эта страна», «национальный образ жизни». Во многом это объясняется
тем, что во многих европейских странах много эмигрантов, и страна представляет собой сплав многих наций, нашедших здесь родину. В результате такого воспитания вырабатываются особая чувствительность к национальному престижу, ко всему национальному, верность своей стране независимо от того, права она или нет.
В настоящее время экспертами ЮНЕСКО разрабатывается глобальная концепция под названием “Учиться жить вместе”, предполагающая адаптацию содержания образовательных дисциплин к процессам глобализации, миграции и культурного разнообразия. Среди важнейших целей воспитания обозначены “подготовка личности к активной гражданственности, открытой миру” и “укоренение ценностей терпимости”, при этом толерантность, или терпимость, видится разработчикам в качестве “основной оси, благодаря которой обеспечивается интерактивная функция современной демократии в условиях стирания границ между государствами и культурами” [6, с. 88].
Ключевым понятием политики, проводимой ЮНЕСКО и ее организациями, является концепция демократизации образования, настойчиво проводящая в образовательный процесс учебного заведения любого уровня идеи гуманизации, в соответствии с которыми система воспитания в начале XXI века переориентируется на развитие у молодых людей чувства уверенности в своих силах и возможностях как гаранта формирования устойчивого нравственного стержня личности.
Анализ отечественной специальной литературы по проблемам воспитания показывает, что в настоящее время отличительными чертами новой модели воспитания становятся плюра-
лизм и вариативность воспитательных практик, возрастание роли психологических и педагогических технологий, увеличение степени свободы субъектов учебно-воспитательного процесса, что в основных чертах соответствует европейским рекомендациям.
Стратегия образования конкретного учреждения предполагает комплексное изменение всех компонентов образовательной системы, т.е. как учебной, так и воспитательной ее части. Подобные мысли все чаще звучат в работах современных отечественных исследователей: “У каждого учебного заведения должна быть собственная воспитательная система, характер которой зависит от типа школы, замысла педагогов и от соображений самих обучаемых. Однако, как мы полагаем, вышеназванное положение нуждается в дополнении: “собственная воспитательная система” должна выстраиваться не только в зависимости от типа учебного заведения, но и в непосредственной зависимости от ценностных ориентации и мотивов поведения, определенных действием ментальных механизмов на протяжении тысячелетней истории конкретной национальной культуры, а также в соответствии с предшествующими педагогическими традициями, доказавшими свою эффективность и соответствующими специфике менталитета данного общества. Следовательно, модернизация российской воспитательной системы, основанная на внедрении европейской или американской культуры, склонной занижать роль факторов, относящихся к внутреннему миру личности, в настоящее время не приносит желаемых результатов вследствие отказа разработчиков от национальных традиций, которые, по утверждению ведущих российских ученых, имели в
своей основе многовековой опыт российской культуры (Н.Д. Никандров, Р.Б. Вендровская и другие).
Необходимо отметить, что в систему воспитания под воздействием глобализационных процессов сегодня начинают проникать законы рынка, вызывая целый ряд противоречий, наиболее острым среди которых является утрата образовательным процессом в вузе широкой образовательной миссии и переориентация на потребности современного рынка. При этом даже европейские исследователи, обладающие опытом жизни в условиях рыночного общества, указывают на патологические проявления так называемой “рыночной ориентации характера” [5, 6]. Следствием становится деформация требований нравственности, замещаемых критерием рациональности.
Большое число противоречий глобального и национального характера влечет за собой сегодня внедрение концепции воспитания “гражданина мира”, заостряющей проблему утраты национальных корней. На заострение данной проблемы не посредственное влияние оказывают наднациональные организации. К примеру, международные обмены студентами и стажировки в условиях экономической нестабильности, а также - что является особенно важным - при отсутствии целенаправленного воспитательного и идеологического воздействия, выраженного в культивировании национальной идеи, в этом случае будут способствовать обострению проблемы утечки научной молодежи за рубеж.
Необходимо обратить внимание и на тот факт, что, несмотря на процесс культурной интеграции, влекущий за собой пересмотр взглядов на историю (формирующую нравственный облик и
уважение к отечественной культуре) в контексте “объединенной европейской точки зрения”, очевидно нежелание педагогики США обращаться к опыту других стран или использовать в своем воспитательном пространстве какой-либо культурный проект, разработанный коллективом ученых разных стран [4, 5]. Воспитание своих граждан США вполне обоснованно осуществляют под собственным контролем и в собственных интересах.
Исходя из того, что в основе духовного развития молодежи должна лежать в первую очередь историческая преемственность поколений, эффективность модернизации воспитательной системы обеспечивается ее соответствием культурно-образовательным традициям и предшествующему опыту.
В условиях глобализации и интеграции образования российским реформаторам необходимо задуматься, для жизни в каком государстве они воспитывают своих граждан, и выработать соответствующую стратегию в области образования, направленную на обеспечение политики разумной закрытости отечественной системы воспитания, изоляции от процессов интеграции и глобализации, ведущих к потере доказавших эффективность национальных образовательных традиции (соответ-
ствующих национальному мировоззрению) и зависимости от стран с развитой рыночной экономикой.
Литература:
1. Всеобщая декларация прав человека: ООН. М., 1986.
2. Кутьев В. О. Патриотическое воспитание молодежи - проблема научного осмысления // Педагогика. 2002. № 7.
3. Масленникова В.Ш., Боговарова В.А., Шайхутдинова Г.А. Портфолио педа-гога-куратора как технология оценки его воспитательной деятельности: методическое пособие. Казань: Изд-во «ООО Печать-Сервис XXI век», 2010. 133с.
4. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему. Казань: «Идел-Пресс», 2008. 608 с.
5. Gliffin C. Representations of youth: The Study of youth and adolescence in Britain and America. - Cambridge, 2009. - 160 p.
6. Тallman I., Marotz-Baden R., Pindas P. Adolescent Socialization in Cross-Cultural Perspective: Planning for Social Change. N.Y. 2008. 0 98 p.
7. Райхлина Е.Л. Концептуальные подходы к формированию патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях развития гражданского общества в современной России. // Казанский педагогический журнал. - 2010. - №56. - С. 135-140.