ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК
УДК 631.15:338.43:35.08
Раиса Шепитько,
доктор экономических наук, профессор, Татьяна Дугина,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой, Александр Немченко,
кандидат экономических наук, доцент,
Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Цель исследования состоит в обосновании подходов, методов и инструментов совершенствования государственной поддержки сельского хозяйства Волгоградской области. Исследование направлено на расширение социальных функций государственной поддержки посредством совершенствования экономических отношений государства с сельскохозяйственными товаропроизводителями. Основными инструментами экономических отношений в сфере государственной поддержки сельского хозяйства выделены индикаторы трудоемкости возделывания сельскохозяйственных культур и цены труда как база налогообложения на региональном уровне. На основании структурного и факторного анализа трудоемкости и цены труда в разрезе 5 природных зон и 33 муниципальных образований установлены базовые составляющие формирования трудозатрат в растениеводстве: культура, технологическая модель возделывания сельскохозяйственных культур, структура посевных площадей. В этих целях использованы расчетно-конструктивный, экономико-математический и экспертный методы исследования. Трудозатраты на возделывание 1 га овощей в сухостепной зоне каштановых почв в 207 раз выше удельной трудоемкости зерновых и в 160 раз превышают кормовые культуры. Разнятся они и по природным зонам. Например, затраты труда на 1 га зерновых в 5 зоне (полупустынная зона светло-каштановых почв) составили 2 чел.-ч, а в 1 (степная зона черноземных почв) — 11,5 чел.-ч. По подсолнечнику колебания от 7,4 до 14,7 чел.-ч на 1 га. В основе различия трудозатрат по природным зонам лежит технология возделывания сельскохозяйственных культур. Она определена почвенно-климатическими условиями зон и рекомендуемыми для них системами земледелия. Неоднозначно и сочетание различных по трудоемкости культур по природным зонам и муниципальным образованиям. Все это становится определяющим объема отчислений в социальные фонды и налогооблагаемой базы. Индикаторы трудоемкости возделывания сельскохозяйственных культур рекомендуются в качестве норматива при обосновании численности работников в растениеводстве. Численность работников и цена труда рассматриваются одним из критериев выделения государственных субсидий.
S u m m a r y
The aim of the study is to substantiate approaches, methods and tools for improving state support for agriculture in the Volgograd Region. The research is aimed at expanding the social functions of state support by improving the state's economic relations with agricultural producers. The main instruments of economic relations in the sphere of state support for agriculture are indicators of the labor intensity of cultivating agricultural crops and labor prices as the basis for taxation at the regional level. Based on the structural and factor analysis of labor intensity and labor price in the context of 5 natural zones and 33 municipalities, the basic components of the labor input in crop production are established: culture, the technological model of cultivation of crops, the structure of sown areas. For these purposes, computationally-constructive, economic-mathematical and expert methods of investigation were used. The labor costs for cultivating one hectare of vegetables in the dry-steppe zone of chestnut soils are 207 times higher than the specific labor intensity of cereals and 160 times higher than forage crops. They also vary in natural zones. For example, labor costs per 1 hectare of cereals in zone 5 (semi-desert zone of light chestnut soils) amounted to 2 man-hour, and in 1 (steppe zone of chernozem soils) — 11.5 man-hour. For sunflower, fluctuations range from 7.4 to 14.7 man-hour per hectare. The difference in labor costs for natural areas is based on the technology of crop cultivation. It is determined by the soil-climatic conditions of the zones and recommended for them farming systems. Ambiguous and the combination of different labor intensity of crops on natural areas and municipalities. All this becomes determinative of the amount of deductions to social funds and the taxable base. Indicators of labor intensity of cultivation of agricultural crops are recommended as a norm when justifying the number of workers in crop production. The number of employees and the price of labor are considered one of the criteria for allocating state subsidies.
Ключевые слова: трудоемкость, индикаторы, природные зоны, государственная поддержка, модернизация, сельское хозяйство. Keywords: labor intensity, indicators, natural zones, state support, modernization, agriculture.
Государственная поддержка сельского хозяйства является неотъемлемым элементом аграрной политики любой страны, фактором ее продовольственной безопасности и социальной стабильности. О важности данной проблемы свидетельствуют большие государственные вливания в аграрный сектор развитых стран мира [1, 2].
Сложившаяся в России система государственной поддержки сельского хозяйства прошла ряд этапов: от формирования законодательных основ до адаптации ее к условиям международной торговли и стимулирования импортозамещения [3]. Начало ее активной фазы связывают с переходом к пограммно-целевому методу управления сельского хозяйства, обу-
словленного принятием Государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 и 2013-2020 годы, а также с импортозамещением в связи с введением санкций и антисанкций [4].
Реализуемая в рамках софинансиро-вания федерального и регионального
МСХЖ — 60 лет!
- 39
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 / 2017
STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK
бюджетов государственная поддержка, с одной стороны, напрямую зависит от экономических возможностей страны и регионов, с другой — ориентирует последние на эффективность использования бюджетных средств, поиск нестандартных подходов их доведения до получателей. Одним из таких подходов можно рассматривать социализацию экономических отношений государства с сельскохозяйственными товаропроизводителями.
На данном временном отрезке государственная поддержка выполняет стабилизирующую, поддерживающую функцию, что несомненно важно в условиях неопределенности функционирования агробизнеса. На региональном уровне разрабатываются и внедряются инструменты и механизмы, стимулирующие повышение продуктивности земли и животных, качества продукции, конкурентоспособности [5, 6, 7]. Однако социальные функции государственной поддержки сельского хозяйства ограничиваются лишь выделением субсидий на социальное развитие села, которых явно недостаточно.
Объективная необходимость социализации экономических отношений в сфере государственной поддержки сельского хозяйства базируется на мировых тенденциях развития экономики, определяющих в качестве основного звена экономического роста человеческий капитал [8]. Представленная авторская позиция предопределяет формирование и развитие социальной базы на селе (дороги, школы, детские сады и другие социально-культурные объекты), которая становится определяющей в миграции трудоспособного населения из села в город, в воспроизводстве рабочей силы.
Государство участвует в этом посредством прямых и косвенных мер поддержки сельского хозяйства, а агробизнес и отдельные работники посредством различного рода отчислений: налоги, платежи, взносы в государственные внебюджетные фонды (социального, медицинского страхования, пенсионный).
Субсидируя сельское хозяйство, государство вправе экономическими методами воздействовать на ответные шаги со стороны товаропроизводителей. В этой связи обоснованность трудоемкости и цены труда на производство сельскохозяйственной продукции, как базы налогообложения на региональном уровне, приобретает особую значимость. Примером тому может служить Волгоградская область, как один из крупных аграрных регионов России.
Во-первых, условия функционирования сельскохозяйственного производства разнятся по территории региона. Особенно это относится к возделыванию сельскохозяйственных культур. В Волгоградской
области выделено 5 природных зон (степная зона черноземных почв, сухостепная зона темно-каштановых почв, сухостепная зона каштановых почв, полупустынная зона светло-каштановых почв). В каждой зоне сложилась определенная структура посевных площадей, уровень технологи-зации производства и интенсивности использования земли. Совокупный почвенный балл колеблется от 88 в первой до 48 в четвертой зоне. Это во многом объясняет сложившийся уровень трудоемкости и цены труда по почвенным зонам региона, объем отчислений в соответствующие фонды.
Во-вторых, система налогообложения и отчетности сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств существенно отличается. Это затрудняет формирование объективной основы распределения бюджетных ресурсов, а отсутствие прозрачности и достоверности учета затрат труда по видам экономической деятельности в малых формах хозяйствования усугубляет решение этой проблемы.
В-третьих, уровень трудоемкости сельскохозяйственных культур, культивируемых в Волгоградской области, далеко не равнозначен. Например, возделывание овощных культур традиционно связано с использованием ручного труда, который имеет относительно низкую цену. Поэтому, несмотря на высокую трудоемкость, оплата труда в овощеводстве остается низкой. Различие трудоемкости возделывания сельскохозяйственных культур в совокупности с различием структуры посевных площадей по природным зонам и муниципальным образованиям формируют налогооблагаемую базу, адекватную сложившимся экономическим и производственным условиям.
В-четвертых, структура посевов в границах одной природной зоны по муниципальным районам имеет существенные отличия. Например, в степной зоне черноземных почв при средней доле зерновых 57,2%, она колеблется от 44,8 до 86,4%, то есть в 2 раза. В сухостепной зоне темно-каштановых почв диапазон колебаний доли зерновых от 46,1 до 81,9%,
а каштановых почв — от 42,8 до 88,3%. В отдельных административных образованиях (Городищенский, Ленинский, Среднеахтубинский районы) овощи занимают значительный удельный вес в структуре посевных площадей, а в Быковском и Камышинском районах площадь под бахчевыми составляет более 30%, тогда как в Старополтавском районе, расположенном в данной зоне, на эту культуру приходится всего 4,1%. Все это обусловливает дифференцированный подход к обоснованию трудоемкости растениеводческой продукции, выделению базовых составляющих формирования трудозатрат. Таковыми, как показали проведенные исследования, являются культура, технологическая модель возделывания сельскохозяйственных культур и структура посевных площадей.
Основные культуры региона представлены группой озимых и яровых зерновых, кукурузой на зерно, соей, группой зернобобовых, группой масличных, картофелем, овощами, бахчевыми и кормовыми культурами. Различие их трудоемкости особенно наглядно демонстрирует затраты труда на возделывание 1 га в сухостеп-ной зоне каштановых почв (табл. 1).
Так, расчетная трудоемкость возделывания 1 га овощей в 207 раз выше трудоемкости зерновых и в 160 раз превосходит кормовые культуры. Поэтому несмотря на то, что в структуре посевных площадей этой зоны преобладают зерновые (72,4% по СХО и 81,8% по К(Ф)Х), сочетание неравнозначных по трудоемкости культур будет определяющим в формировании численности работников. В обосновании трудозатрат нельзя не учитывать и технологию возделывания сельскохозяйственных культур. В регионе она определена почвенно-климатическими условиями природных зон и рекомендуемыми для этих зон системами земледелия. Это показывает снижение уровня интенсивности в растениеводстве от первой зоны к пятой. Более низкий уровень интенсивности в районах с менее благоприятными природными условиями обусловлен низкой отдачей дополнительных вложений (табл. 2).
Таблица 1
Трудозатраты на возделывание сельскохозяйственных культур в сухостепной зоне каштановых почв Волгоградской области
Культура Затраты труда, чел.-ч/га
фактические типичные хозяйства пилотные хозяйства
Зерновые 8,30 8,03 8,24
Подсолнечник 6,70 5,00 6,19
Картофель 2934,60 2934,60 254,90
Овощи 1145,90 1145,90 746,30
Кормовые 6,20 7,10 10,80
40 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 / 2017
www.mshj.ru
А
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК W О
Таблица 2
Уровень интенсивности в растениеводстве Волгоградской области в разрезе природных зон
Природная зона Зерновые Подсолнечник
затраты на 1 га, тыс. руб. урожайность, ц/га затраты на 1 га, тыс. руб. урожайность, ц/га
Степная зона черноземных почв 11,5 20,9 14,7 13,2
Сухостепная зона темно-каштановых почв 7,8 12,8 8,6 6,9
Сухостепная зона каштановых почв 7,0 13,0 7,4 6,9
Левобережная зона сухостепной зоны каштановых почв 4,0 12,0 - -
Полупустынная зона светло-каштановых почв 2,0 5,0 - -
Самые высокие затраты в степной зоне черноземных почв соответствуют наивысшей урожайности зерна и подсолнечника. При этом уровень интенсивности при возделывании зерновых в пятой зоне упал почти в 6 раз, а урожайность — в 4,2 раза. Та же тенденция отмечена и по подсолнечнику. Следовательно, сложившуюся технологию возделывания сельскохозяйственных культур по природным зонам региона условно можно принять за типовую и в рамках данных технологических моделей вести обоснование трудоемкости возделывания сельскохозяйственных культур.
Однако в степной зоне черноземных почв наряду с традиционной широкое распространение получила технология «no-till», а отдельные товаропроизводители практикуют как передовую, так и традиционную технологии (комбинированную). Данные технологические модели обеспечивают различный уровень производительности труда в растениеводстве, а следовательно, и размер налогооблагаемой базы в разрезе не только природных зон, но и муниципальных образований.
В целях повышения достоверности и объективности расчета трудозатрат и принятия на их основе управленческих решений была осуществлена оценка трудоемкости и цены труда на возделывание сельскохозяйственных культур в разрезе пяти природных зон и 33 формирующих их муниципальных образований. Проведен анализ соответствующих показателей по предприятиям, применяемым инновационные технологии, а также расчетных индикаторов трудоемкости технологических моделей.
Установленные экспертным путем индикаторы трудоемкости возделывания сельскохозяйственных культур в расчете на 1 га, рекомендованы в качестве норматива при обосновании численности работников в растениеводстве. Численность работников, наряду с ценой труда, рассматривается одним из критериев при выделении государственных субсидий на производство сельскохозяйственной продукции.
Методология обоснования индикаторов трудозатрат в растениеводстве базируется на многоукладности аграрной экономики, свободе выбора предпринимательской деятельности и форм хозяйствования. Ее основные принципы следующие:
• повышение качества жизни сельского населения;
• обеспечение условий расширенного воспроизводства рабочей силы;
• равновыгодность производства различных видов сельскохозяйственной продукции;
• прозрачность и обоснованность распределения бюджетных средств;
• равные возможности государственной поддержки для всех форм хозяйствования.
В рамках данного методологического подхода все субъекты агробизнеса должны в равной мере участвовать в формировании валового регионального продукта, в результате распределения которого формируются социальные фонды. За счет этих средств развивается социальная инфраструктура села (образование, здравоохранение, спорт, культура). Выпадение из налогооблагаемой базы части средств оплаты труда приводит к нарушению пропорциональности развития сельского хозяйства, ухудшению условий воспроизводства рабочей силы, качества жизни на селе. Создаются неравные возможности присвоения прибавочного продукта у субъектов разных форм хозяйствования. А доминирование в производстве продукции животноводства региона хозяйств населения и несовершенство базовых признаков, позволяющих идентифицировать данную форму хозяйствования, усугубляет эту проблему.
Использование индикаторов затрат и цены труда на производство сельскохозяйственной продукции в качестве одного из критериев распределения государственных субсидий между товаропроизводителями позволяет ослабить эту проблему и рассматривается одним из направлений модернизации государственной поддержки в сельском хозяйстве.
Индикаторы трудоемкости становятся неотъемлемым элементом государственного регулирования агробизнеса на региональном уровне, инструментом социализации экономических отношений в сфере государственной поддержки сельского хозяйства.
Литература
1. Назаренко В.И. Теоретические основы аграрной политики на Западе и России. М.: Институт Европы РАН: ООО «Русский сувенир», 2009. 380 с.
2. Жученко А.А. Государственное регулирование в производстве и использовании продовольствия развитых стран Запада: механизмы и инструменты // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 2. С. 22-28.
3. Балашова Н.Н., Шепитько Р.С., Болдырев А.В. Развитие государственной поддержки сельского хозяйства // Реализация потенциала сельского хозяйства региона: монография / Под ред. Р.С. Шепитько. Волгоград: ВолГАУ, 2016. С. 28-60.
4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и 20132020 годы. Режим доступа: www /mcx.ru/dep_ doc; www mcx.ru
5. Шепитько Р.С. Стимулирующий подход к обоснованию государственной поддержки в растениеводстве // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. 2014. № 2 (34). С. 20-25.
6. Кузнецов Н., Воротников И., Наянов А. Совершенствование механизма распределения несвязанной государственной поддержки в растениеводстве // АПК: экономика, управление. 2014. № 11. С. 38-45.
7. Павлова Г.С., Жуковина С.Е. Субсидирование сельского хозяйства требует совершенствования // АПК: экономика, управление. 2014. № 3. С. 14-22.
8. Валентей С.Д., Нестеров Л.И., Елизаров В.В. Россия в изменяющемся мире: внешние и внутренние вызовы. М.: Центр социально-экономических проблем федерализма, 2001. 38 с.
МСХЖ — 60 лет!
- 41
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 / 2017