дискуссии
Шатин Андрей Юрьевич
доктор экономических наук, профессор, ректор Челябинский государственный университет
г.Челябинск E-mail: [email protected]
J ^
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЕГЭ
Л
г
Аннотация. В статье предлагается идея разделения ЕГЭ на две части, одна из которых является аналогом выпускного школьного экзамена (части A и B), вторая - аналогом вступительного экзамена в вуз (часть C). Автор представляет алгоритм проведения соответствующей экзаменационной процедуры.
Ключевые слова: совершенствование системы ЕГЭ, экономическая эффективность ЕГЭ, алгоритм проведения ЕГЭ и ЕГВЭ.
Совершенствование системы ЕГЭ требует решений, направленных на решение затруднений и сохранение всего лучшего, что наработано за годы действия единого экзамена [1,2,3,4,5].
Предлагается концепция сокращения расходов на проведение ЕГЭ и повышения качества этой формы оценки знаний за счет разделения ЕГЭ на две части -первая является аналогом сдачи экзамена на аттестат о среднем (полном) общем образовании (части А и В), вторая - аналогом сдачи экзамена в вуз (часть С).
Так как части А и В представляют собой тест, то возможен полный переход выпускников страны к интернет-тестированию, что резко сократит время получения результатов и повысит объективность оценки. Для этой части экзамена устанавливается количество баллов, достаточное для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании, и количество баллов, достаточное для допуска ко второй части экзамена.
Школьник, не планирующий поступление в вуз, от сдачи части С освобождается. Школьники, не набравшие при сдаче частей А и В установленного количества баллов, к сдаче части С не допускаются. Тем самым происходит отсев заведомо слабо подготовленных школьников и уменьшается объем работы при проверке части С. В то же время исключаются случаи неуспешного выполнения заданий части С из-за усталости школьников, повышенной интенсивности экзамена, его продолжительности (например, экзамен по физике длится 4 часа, и количество ошибок в части С возрастает из-за снижения внимания и общей усталости выпускников). Для получения аттестата и допуска ко второму этапу, все школьники на первом этапе сдают ЕГЭ по математике и русскому языку. Для выпускников 9-х классов сохраняется действующий порядок сдачи экзаменов ГИА.
Между первой и второй частями экзамена - перерыв. Высвободившееся время школьники, допущенные к сдаче части С, посвящают дополнительной углубленной подготовке к экзаменам. Школьники, не планирующие поступление в вуз или не сумевшие выполнить на достаточном уровне части А и В, в это время осваивают социализирующие курсы, которые остальные учащиеся будут изучать в вузах и колледжах.
Желающие поступать в вуз выполняют задания части С, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений при участии Всероссийского совета олимпиад, Российского совета олимпиад школьников, Учебно-методических советов вузов и Центральных предметно-методических комиссий соответствующего направления.
Перечень дисциплин для сдачи части С сохраняется в действующем порядке в соответствии с перечнем Рособрнадзора и выбором школьника. Проверка письменных заданий части С осуществляется окружной государственной комиссией из числа лучших школьных педагогов и преподавателей вузов в каждом федеральном округе при строгом соблюдении принципа шифрования работ и их «перекрестной» проверки по областям округа, устанавливаемой методом случайного выбора.
Сканирование зашифрованных работ и пересылка их по защищенным интернет-каналам проверяющим комиссиям может значительно упростить процедуры проверки. Устные экзамены могут также приниматься с использованием Интернет-технологий. Результаты части С становятся единым государственным вузовским экзаменом (ЕГВЭ). Именно на их основе осуществляется прием в вузы. Алгоритм проведения ЕГЭ и ЕГВЭ можно представить схематично (рис.1).
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
69
дискуссии
Рис.1. Алгоритм проведения ЕГЭ и ЕГВЭ (единый государственный вузовский экзамен)
Ожидаемые результаты внедрения:
• уменьшение потока абитуриентов, не способных к освоению программ высшего образования, но стремящихся попасть в вузы;
• приток учащихся в техникумы и колледжи среднего профессионального образования;
• общее повышение уровня подготовки абитуриентов вузов и, как следствие, повышение качества образования в целом;
• возможность отбора талантливых детей на все направления подготовки;
• возможность для талантливых детей выбора престижного вуза;
• упрощение процедуры проведения и проверки экзаменационных работ.
Экономическая эффективность от внедрения - существенное снижение расходов на проведение ЕГЭ.
Концепция ЕГВЭ была сформирована в ходе обсуждения в 2010-2011 гг. брошюры Шатина А. Ю. «Олимпиады - ЕГЭ: перспективы развития системы» [6] с представителями образования и науки.
Схема внедрения инновации потребует 18 месяцев от принятия нормативных документов до проведения первого двухэтапного ЕГЭ. Эксперимент по внедрению ЕГВЭ может быть проведен в одном из Федеральных округов (например, в УрФО).
литература
1. Власова О. И. Роль курса «Использование информационной среды Scilab в школьной математике» при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике и формировании метапредметных умений. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2012.— № 3.
2. Ермолаева И. Е. Проблемы подготовки учащихся к сдаче государственной аттестации по математике в форме ЕГЭ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009.- № 2.
3. Ефимов В. Н. ЕГЭ и цели образовательной системы. // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 1.
4. Ефимов В. Н., Рыжков В. И. ЕГЭ и система дидактического контроля. // Эксперимент и инновации в школе.-2010.- № 2.
5. Золотарюк А. В., Ниматулаев М. М. Проблемы ЕГЭ: новый подход к формированию итоговой оценки школьников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2012.- № 2.
6. Фомичева ТЛ., Рыжук М. Ю., Ниматулаев М. М. ЕГЭ в современной российской системе образования. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.-№ 3.
7. Шатин А. Ю. Олимпиады - ЕГЭ: перспективы развития системы. / Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010.15с.
70
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012