ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
МОДЕРНИЗАЦИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ Гамбарова Р.М. Email: [email protected]
ГамбароваРугияМантик кызы - кандидат экономических наук, и.о. доцента, кафедра экономики аграрной сферы, факультет аграрной экономики, Азербайджанский государственный аграрный университет, г. Гянджа, Азербайджанская Республика
Аннотация: экономическая модернизация предусматривает интенсификацию процесса переработки путем углубления разделения труда, модернизации материально -технической базы производства, преобразования научно -технического прогресса в производительную силу и эффективности системы управления производством. В статье анализируются вопросы развития кластеров в аграрной сфере, особенности модернизации аграрного сектора, роль инвестиций в модернизацию, техническое и технологическое обновление в аграрной модернизации, а также совершенствование ее структурирование в модернизации аграрного сектора.
Ключевые слова: модернизация, экономическая эффективность, производственная цепочка, общая производительность факторов производства, интенсификация, развитие кластеров и т. д.
MODERNIZATION OF THE AGRICULTURAL SECTOR AND DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN AZERBAIJAN
Gambarova R.M.
Gambarova Rugiya Mantig - PhD in Economics, Acting Assistant Professor, DEPARTMENT ЕСОМОМСЗ OF AGRARIAN SECTOR, FACULTY OF AGRARIAN ECONOMICS, AZERBAIJAN STATE AGRARIAN UNIVERSITY, GANJA,REPUBLIC OF AZERBAIJAN
Abstract: еconomic modernization envisages an intensification of the process of processing by deepening the division of labor, upgrading the material and technical base of production, transforming scientific and technical progress into a productive force and the effectiveness of the production management system. The article analyzes the development of clusters in the agrarian sector, specifics of the modernization of the agrarian sector, the role of investment in modernization, technical and technological renewal in agrarian modernization, and the improvement of its structuring in the modernization of the agricultural sector.
Keywords: modernization, economic efficiency, production chain, overall productivity of factors of production, intensification, development of clusters, etc.
УДК-336.05
DOI: 10.20861/2312-8089-2018-40-001
Сельское хозяйство является одной из важнейших областей экономики Азербайджана. Компенсация спроса населения на продовольственные товары, а также переработка сырья и других отраслей экономики осуществляется аграрным сектором. В процессе модернизации экономического развития в каждой области должно определиться сложность экономики республики, ее нормальное региональное развитие и целостность. Процесс модернизации экономического развития в республике, как и в других странах, требует нового подхода к управлению экономикой.
Главная цель модернизации - построить современное общество.
В целях модернизации экономики, эффективного осуществления ее целей и задач Декларация Президента Азербайджана под названием «Азербайджан 2020: видение будущего» была утверждена Указом от 29 декабря 2012 года. Концепция основана на ориентированной экспорт экономической модели, повышении конкурентоспособности экономики и улучшении ее структуры, роста не нефтяного экспорта и т.д. [ 1].
Модернизация сельского хозяйства приводит к увеличению общего фактора в этой области. Рост производительности агрегатного фактора компенсирует и даже превышает темпы снижения факторов производства, а затем наблюдается рост аграрного производства. Поскольку использование факторов труда и землепользования для развития аграрного сектора в Азербайджане
неуклонно растет, увеличение общей факторной производительности имеет особое значение. Особенно на первом этапе модернизации необходимо увеличить объемы инвестиций [3, стр. 116].
Следует отметить, что нельзя говорить о модернизации, если в стране не будет внедрена целенаправленная, адекватная инвестиционная политика. Национальный фонд поддержки предпринимательства предоставил в 2017 году 146 млн манатов льготного кредита для финансирования более 1950 инвестиционных проектов на общую сумму 635,6 млн манатов. Реализация инвестиционных проектов с использованием этих кредитов позволит обеспечить до 6600 новых рабочих мест. 65% кредитов приходится на регионы республики, а 35% - на поселения города Баку. Кроме того, 67,6% льготных кредитов было направлено в аграрный сектор. В целом, в течение 20-летнего периода с начала первого этапа аграрных реформ в Азербайджане производство сельскохозяйственной продукции увеличилось в 2,4 раза, в том числе объем производства в области растениеводства в 2,3 раза и животноводства в 2,5 раза. В период с 2001 по 2015 год экспорт сельскохозяйственной и пищевой продукции за рубеж увеличился в 11,1 раза за счет внутреннего производства. Наблюдается также высокий рост экспорта. Таким образом, экспорт основных сельскохозяйственных продуктов в 2016 году увеличился на 20,7 процента и за первые два месяца 2017 года он увеличился на 69,7 процента. Задача Государственной программы развития кластеров в аграрной промышленности заключается в том, чтобы определить основные направления и направления развития кластера в аграрно-промышленных областях с конкурентным преимуществом. Согласно Стратегической Дорожной карте, предстоит проделать работу по сельскохозяйственному сектору, чтобы увеличить реальный ВВП к 2020 году до 535 млн долларов США и 660 млн долларов США соответственно до 1235 миллионов манатов [2].
Во время развития аграрно-промышленных кластеров в Азербайджане следует тщательно изучить мировую практику и выбрать наиболее подходящие варианты. Например, в случае России и Казахстана государство является доминирующим в формировании и развитии кластеров. Государственные программы были приняты для разработки кластеров в обеих странах. Таким образом, кластерное развитие способствует большей региональной сбалансированности и диверсификации экономики. Такая мотивация в большей степени соответствует государственной политике. Из международного опыта Азербайджан может осуществлять и внедрять соответствующие программы развития аграрно-промышленного кластера в рамках сотрудничества с государственными научными центрами, бизнес и опытными донорами. Задача Государственной программы развития кластеров в аграрной промышленности заключается в том, чтобы определить основные направления и направления развития кластера в аграрно-промышленных областях с конкурентным преимуществом. Таким образом, научные инновации будут перенесены на практические выводы государственной политики. Направления «Государственной программы развития АПК» можно классифицировать следующим образом:
1. Выбор конкурентных областей в аграрной отрасли с использованием различных научных подходов.
2. Определите, что более важно для развития кластера, чем конкурентные области.
3. Создание образовательной политики для повышения производительности кластера.
4. Совершенствовать механизм реализации научно-технической политики.
5. Совершенствование информационной политики в направлении кластерного развития экономики.
6. Создание маркетинговой стратегии для обеспечения доступа к конечным продуктам кластера.
7. Обеспечение обратной связи по подготовке нормативно-правовой базы для обеспечения кластерного развития
8. Разработка основ инвестиционной политики в аграрных кластерах.
9. Создание концептуальной основы для плана действий по развитию аграрных промышленных кластеров.
Как только ядерный продукт кластера был идентифицирован, он должен развиваться в экономической, институциональной и институциональной областях, чтобы повысить эффективность продукта на всех этапах его производственной цепочки.
Прежде всего, необходимо разрабатывать поля (удобрения, семена, техника, пестициды и т.д.), обслуживающие сельскохозяйственное производство (ядерный продукт). В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства, вспашки почвы, посева, уборки урожая и т. д. В то же время следует организовать услуги по поддержке производства ядерных продуктов. После того, как продукт готов, упаковывает, сохраняет, сушит и т.д.
должна быть установлена технология, которая выполняет технологические процессы. Хранение, транспортировка и логистика ядерных продуктов, а также маркетинг и продажа являются неотъемлемой частью кластерного подхода. Важна также кластерная поддерживающая инфраструктура: образование, исследования, торговые организации и ассоциации. Модернизация предполагает техническое и технологическое обновление аграрного сектора. В последние годы количественный рост сельскохозяйственной техники в Азербайджане является одной из позитивных сторон. Одной из основных особенностей снабжения сельского хозяйства техникой в Азербайджане является обратное внимание на увеличение мощности в среднем. В настоящее время Азербайджан имеет мощность в 100 лошадиных сил, что в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах. В последние годы был разработан новый подход для повышения эффективности технической производительности аграрного сектора при росте производительности. Согласно этому подходу, сила технологии должна быть увеличена для высокой производительности, потери урожая. В США трактора мощностью 300 лошадиных сил используются для посева, а комбайнеры мощностью в 400 лошадиных сил применяются для уборки зерна [3, стр. 118].
Следует отметить, что в настоящее время аграрному сектору нужны дополнительные финансовые ресурсы. В отличие от других областей, невозможно эффективно работать без государственной поддержки в аграрном секторе. В этой связи он использует государственные дотации и субсидии для регулирования доходов сельхозпроизводителей. В стране на гектар обрабатываемой площади сельскохозяйственного производства дается 50 манатов субсидий, и эта сумма также применяется к второму посеву на том же участке. Кроме того, 40 манатов бюджетных средств будут выплачиваться за каждую гектарную пшеницу и рисовую посадочную площадку. Производители получают субсидии на производство хлопка, табака и сахарной свеклы, другими словами, производители получают субсидии для конечного продукта. Около 70 процентов минеральных удобрений, а также натуральных удобрений (биогумуса) и пестицидов продаются производителям. В то же время 40 процентов стоимости сельскохозяйственной техники и современных ирригационных систем, проданных лизинговым компаниям ОАО «Агролизинг», выплачивается за счет государственного бюджета. Кроме того, оросительная вода продается производителям по сниженной цене. Создаются также современные семеноводческие хозяйства для обеспечения сельскохозяйственных производителей качественными семенами и семенами. Результаты этих событий показали себя в ближайшее время. Таким образом, использование удобрений и пестицидов в 2016 году увеличилось примерно в 2 раза по сравнению с 2013 годом. Также в течение 12-летнего периода деятельности ОАО «Агролизинг», 40 процентов закупленной сельскохозяйственной техники, приходится на долю в 2014-2016 годах. Таким образом, вопрос о предоставлении фермерам сельскохозяйственной техники был разрешен за короткое время и устранена проблема нехватки оборудования. В рамках поддержки животноводства 50% товаров высокой производительности продается производителям за счет долгосрочных лизинговых платежей из бюджета. Кроме того, на получение искусственным осеменением для каждого теленка дается 100 манатов [6].
Исследования показывают, что географическая близость связанной экономической деятельности обеспечивает производительность и инновационное развитие. Кластеры являются ключевыми факторами регионального экономического развития - конечными производителями, поставщиками, поставщиками услуг, исследовательскими лабораториями, учебными заведениями и другими учреждениями в определенной области экономики [4]. Последние тенденции в науке менеджмент - ключевые виды деятельности/компетенции, сосредоточение внимания на компаниях усилило доверие к своим близким партнерам [5].
Модернизация аграрного сектора Азербайджана имеет ряд особенностей:
1. В результате модернизации аграрные сферы повышают производительность капитала;
2. Модернизация создает более высокий спрос на квалифицированную рабочую силу;
3. Повышает конкурентоспособность модернизированного аграрного производства;
4. Модернизация способствует созданию нового организационного и управленческого механизма в аграрной сфере;
5. Модернизация создает практическую потребность в определенных областях науки в Азербайджане и способствует коммерциализации науки;
6. Модернизация создает основу для подготовки специалистов в области высшего образования в области образования и стимулирует сложный характер образовательных и деловых отношений;
7. Модернизация обеспечивает развитие отраслей экономики, которые будут служить аграрному сектору в цепной реакции;
8. Модернизация расширяет экспортный потенциал аграрного сектора;
9. Модернизация аграрного сектора ускорит социально-экономическое развитие регионов;
10. Модернизация создает основу для притока иностранных инвестиций в аграрный сектор;
11. Модернизация снижает спрос на рабочую силу в аграрном секторе и создает условия для урбанизации [3].
Главная особенность инноваций в сельском хозяйстве тесно связанных с конкретными характеристиками производственного процесса. Инновации в области сельского хозяйства можно разделить на несколько этапов:
- экономические инновации;
- производственные и технологические инновации;
- материально-техническое обеспечение;
- аграрные инновационные инновации;
- инвестиции, направленные на улучшение социально-бытовых условий сельского населения;
- инвестиции, направленные на сохранение продуктивных видов и ограничение мутантных (ГМО) сортов;
- экологические инновации и т.д.
Развитие инновационной деятельности, которая играет важную роль в ускорении модернизации сельского хозяйства, должна осуществляться посредством необходимых научных исследований. Он также должен определяться применением полученных научных результатов в процессе производства, и система должна быть организована в соответствии с этим содержанием.
Расширение процесса глобализации создало благоприятные условия для достижений научно-технической революции в становлении и развитии предпринимательства. Для развития аграрной экономики необходимы следующие направления научных исследований:
• Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора;
• Исследование способов повышения производительности производственных факторов;
• Улучшение благосостояния деревни и вовлечение процесса урбанизации в общие социально-экономические интересы страны и т.д.
Развитие модернизации аграрного сектора должно служить не только содержанию области, но и обновлению ее внутренней гармонии. Поскольку сельское хозяйство более важно, чем другие секторы экономики, ему необходим более социально-экономический подход. Поэтому модернизация должна осуществляться на социально-экономической основе.
В современных условиях одним из ключевых вопросов модернизации сельского хозяйства является дальнейшее совершенствование его структуры. Следует отметить, что структурированное производство коммерческой продукции следует учитывать больше. В то же время фермы, производящие сельскохозяйственную продукцию, должны быть экономически свободны для осуществления коммерческой деятельности. Чтобы реализовать все эти процессы, рыночная инфраструктура также должна быть достаточно развита. По опыту зарубежных стран, сельское хозяйство должно развиваться в соответствии с многофункциональной концепцией. Главная цель здесь заключается в том, что сельское хозяйство должно не только производить продукты питания. В то же время для промышленности нужны сырьевые материалы. В результате важно создавать социальные выгоды. Основными областями аграрного сектора являются:
- максимальная стоимость внутренней продовольственной безопасности страны;
- постоянная защита экологической среды и баланса;
- сохранение и восстановление агрономического ландшафта;
- создание рыночной среды, в которой печатаются крупные, средние и малые виды сельского хозяйства;
- усиление контроля за эффективным использованием полезных земель;
- расширение системы страхования в сельском хозяйстве и его модернизация;
-повышение производительности в сельском хозяйстве с помощью современных
технологий;
- обеспечение уровня жизни населения, занятого в сельском хозяйстве;
- стабилизация аграрного сектора;
- обеспечение регулярного снабжения предпринимателей.
Список литературы / References
1. Указ Президента Азербайджанской Республики об утверждении Концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее» 29 декабря 2012.
2. Стратегическая дорожная карта Азербайджанской Республики по перспективам национальной экономики. 6 декабря 2016 года.
3. Касумлы В.Экономическая модернизация. Баку, 2014. С. 312.
4. Ketels C., Solvell О. Innovation clusters in the 10 new member states of the European Union, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2006.
5. Chesbrough H.W. Open innovation: the new imperative for creating and profiting from technology, Harvard Business School Press. Cambridge. MA, 2004.
6. Сельское хозяйство Азербайджанской Республики. Государственный статистический комитет Азербайджана / Статистический сборник. Баку, 2017.
МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЯХ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Нариманов Н.А. Email: [email protected]
Нариманов Ниджат Адил оглы - старший преподаватель, кафедра экономики аграрной сферы, факультет аграрной экономики, Азербайджанский государственный аграрный университет, г. Гянджа, Азербайджанская Республика
Аннотация: после приобретения независимости Азербайджанская Республика установила политико-экономические отношения со многими странами и выбрала путь ускоренной интеграции в мировую экономику. В этой системе экономических отношений Российская Федерация занимает особое место. В статье проанализированы структура импорта и экспорта, торговый оборот с Россией, факторы, влияющие на внешнеторговые связи. Исследовано место этой страны в отечественном экспорте сельскохозяйственной продукции, выдвинуты предложения по развитию двусторонних связей между странами. Ключевые слова: импорт, экспорт, торговый оборот, экспортные доходы, диверсификация, интеграция.
THE PLACE OF RUSSIAN FEDERATION IN THE FOREIGN RELATIONS
OF AZERBAIJAN REPUBLIC Narimanov N.A.
Narimanov Nijat Adil ogly - Senior Lecturer, DEPARTMENT ECONOMICS OF AGRARIAN, FACULTY OF AGRARIAN ECONOMICS, AZERBAIJAN STATE AGRARIAN UNIVERSITY, GANJA, REPUBLIC OF AZERBAIJAN
Abstract: аfter Azerbaijan Republic gained its independence it has chosen its way of integration by making political-economic relations with many countries. The Russian Federation takes an important role in these relations. The article covers the issues like trade turnover with Russian Federation, the factors affecting the foreign trade, the dynamics of import and export. Also it was analyzed the place of this country in the export of agricultural products and some proposals have been made on bilateral relationships.
Keywords: import, export, trade turnover, export revenues, diversification, integration.
УДК-339.564 DOI: 10.20861/2312-8089-2018-40-002
Опыт стран мира показывает, что развитие внешних экономических связей является основным условием ускоренной интеграции отдельных национальных экономик в международную хозяйственную систему. Страны присоеденяясь в потоки экономической интеграции таким образом стараются повысить свои производительные силы, эффективность производства и в результате всего этого повысить уровень общего благосостояния населения. В современный период даже страны обладающие самой замкнутой экономикой невозможно представить без экономических связей. С этой точки зрения все страны выступают в качестве экспортеров одной продукции и импортеров другой продукции. Хорошо обеспеченные