Научная статья на тему 'Модельные варианты эффективных PR-кампаний кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ восьмого созыва (на примере выборов в одномандатных округах Свердловской области)'

Модельные варианты эффективных PR-кампаний кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ восьмого созыва (на примере выборов в одномандатных округах Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выборы депутатов Государственной Думы РФ / политические технологии / имидж кандидата в депутаты / PR-кампания / election of deputies to the State Duma of the Russian Federation / political technologies / image of a candidate for deputy / PR campaign

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Александр Юрьевич Кузнецов, Елена Геннадьевна Корнильцева, Валерий Витальевич Лысенко

В информационную эпоху определяющее значение для достижения успеха на выборах имеет правильная стратегия PR-кампании, направленная на формирование привлекательного для избирателей имиджа кандидата в депутаты. В статье рассмотрены PR-кампании кандидата от партии «Единая Россия» Антона Шипулина (округ № 174), кандидата от КПРФ Натальи Крыловой (округ № 172) и Ирины Виноградовой (округ № 170) – кандидата от партии «Новые люди». Каждый из них оказался в Свердловской области по-своему самым успешным. В результате анализа были выделены как общие моменты, так и различия в стратегиях эффективных PR-кампаний кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ восьмого созыва от партии власти, от одной из старейших оппозиционных партий и от одной из самых новых партий, участвовавших в избирательной кампании. Сформулированы рекомендации повышения эффективности PR-кампаний кандидатов в депутаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Александр Юрьевич Кузнецов, Елена Геннадьевна Корнильцева, Валерий Витальевич Лысенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model Options for Effective PR Campaigns of Candidates for Deputies of the State Duma of the Russian Federation of the Eighth Convocation (On the Example of Elections in Single-Seat Constituency of the Sverdlovsk Region)

In the information age, the correct strategy of PR-campaigns aimed at forming an attractive image of a candidate for deputy to the voters is decisive for achieving success in elections. The article discusses the PR campaigns of Anton Shipulin, a candidate from the United Russia party (constituency No. 174), Natalia Krylova, a candidate from the Communist Party of the Russian Federation (constituency No. 172), and Irina Vinogradova (constituency No. 170), a candidate from the New People party. Each of them turned out to be the most successful in the Sverdlovsk region in their own way. As a result of the analysis, both common points and differences in the strategies of effective PR campaigns of candidates for deputies of the State Duma of the Russian Federation of the eighth convocation from the party in power, from one of the oldest opposition parties and from one of the newest parties participating in the election campaign were identified. Recommendations for improving the effectiveness of PR-campaigns of candidates for deputies are formulated.

Текст научной работы на тему «Модельные варианты эффективных PR-кампаний кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ восьмого созыва (на примере выборов в одномандатных округах Свердловской области)»

Научная статья

УДК 329:32.019.51(470.54)

https://doi.org/10.24158/pep.2023.11.3

Модельные варианты эффективных PR-кампаний кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ восьмого созыва (на примере выборов в одномандатных округах Свердловской области)

Александр Юрьевич Кузнецов1, Елена Геннадьевна Корнильцева2, Валерий Витальевич Лысенко3

1 Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия 23Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5495-297X [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0125-450X [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6604-8822

Аннотация. В информационную эпоху определяющее значение для достижения успеха на выборах имеет правильная стратегия PR-кампании, направленная на формирование привлекательного для избирателей имиджа кандидата в депутаты. В статье рассмотрены PR-кампании кандидата от партии «Единая Россия» Антона Шипулина (округ № 174), кандидата от КПРФ Натальи Крыловой (округ № 172) и Ирины Виноградовой (округ № 170) - кандидата от партии «Новые люди». Каждый из них оказался в Свердловской области по-своему самым успешным. В результате анализа были выделены как общие моменты, так и различия в стратегиях эффективных PR-кампаний кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ восьмого созыва от партии власти, от одной из старейших оппозиционных партий и от одной из самых новых партий, участвовавших в избирательной кампании. Сформулированы рекомендации повышения эффективности PR-кампаний кандидатов в депутаты.

Ключевые слова: выборы депутатов Государственной Думы РФ, политические технологии, имидж кандидата в депутаты, PR-кампания

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Кузнецов А.Ю., Корнильцева Е.Г., Лысенко В.В. Модельные варианты эффективных PR-кампаний кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ восьмого созыва (на примере выборов в одномандатных округах Свердловской области) // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 11. С. 29-34. https://doi.org/10.24158/pep.2023.11.3.

Original article

Model Options for Effective PR Campaigns of Candidates for Deputies of the State Duma of the Russian Federation of the Eighth Convocation

(On the Example of Elections in Single-Seat Constituency of the Sverdlovsk Region)

Alexander Yu. Kuznetsov1, Elena G. Korniltseva2, Valery V. Lysenko3

1Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia 23Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia [email protected], https://orcid.org/ 0000-0001-5495-297X [email protected], https://orcid.org/ 0000-0002-0125-450X [email protected], https://orcid.org/ 0000-0001-6604-8822

Abstract. In the information age, the correct strategy of PR-campaigns aimed at forming an attractive image of a candidate for deputy to the voters is decisive for achieving success in elections. The article discusses the PR campaigns of Anton Shipulin, a candidate from the United Russia party (constituency No. 174), Natalia Krylova, a candidate from the Communist Party of the Russian Federation (constituency No. 172), and Irina Vinogradova (constituency No. 170), a candidate from the New People party. Each of them turned out to be the most successful in the Sverdlovsk region in their own way. As a result of the analysis, both common points and differences in the strategies of effective PR campaigns of candidates for deputies of the State Duma of the Russian Federation of the eighth convocation from the party in power, from one of the oldest opposition parties and from one of the newest parties participating in the election campaign were identified. Recommendations for improving the effectiveness of PR-campaigns of candidates for deputies are formulated.

Keywords: election of deputies to the State Duma of the Russian Federation, political technologies, image of a candidate for deputy, PR campaign

© Кузнецов А.Ю., Корнильцева Е.Г., Лысенко В.В., 2023

Funding: Independent work.

For citation: Kuznetsov, A.Yu., Korniltseva, E.G. & Lysenko, V.V. (2023) Model Options for Effective PR Campaigns of Candidates for Deputies of the State Duma of the Russian Federation of the Eighth Convocation (On the Example of Elections in Single-Seat Constituency of the Sverdlovsk Region). Society: Politics, Economics, Law. (11), 29-34. Available from: doi:10.24158/pep.2023.11.3 (In Russian).

По действующему российскому законодательству, выборы в Государственную Думу проходят по смешанной системе: половина депутатов избирается по одномандатным округам. Аналогичная пропорция принята и в Законодательном собрании Свердловской области. Еще большее количество депутатов - 25 из 35 - избираются по одномандатным округам на уровне местного самоуправления в Городскую думу Екатеринбурга. Поэтому важнейшее значение имеет тактика проведения PR-кампании, направленной на формирование привлекательного имиджа претендента на пост депутата. Поддержка кандидата со стороны избирателей, особенности его личности, уровень образования, карьерных достижений всегда принимались во внимание специалистами по электоральному процессу (Cain, Ferejohn, Fiorina, 1987: 9). Механизмы избирательных технологий и регулирование электорального поведения обсуждались в работах В.М. Герасимова, Т.С. Кабаченко, А.В. Лукашева, Г.Г. Почепцова, Р.Б. Чалдина и др. Но в отечественной политической науке недостаточно исследований электоральных характеристик кандидата, таких как его социальное положение, биография, род занятий и пр. (Грошев и др., 2019), хотя по данной теме ранее публиковались некоторые материалы (Кузнецов, Корнильцева, 2019).

Цель исследования: выяснение особенностей PR-кампаний кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ восьмого созыва от разных политических сил на примере выборов по одномандатным округам Свердловской области.

Задачи:

- оценка успешности PR-кампаний в связи с партийной принадлежностью кандидатов;

- определение факторов эффективности политически разнонаправленных PR-кампаний;

- выявление общего и особенного в стратегиях успешных избирательных кампаний кандидатов, представляющих главные части политического спектра текущего состава Государственной Думы.

В исследовании использовался метод анализа документальных источников, сообщений СМИ, агитационной продукции.

Кандидаты, эффективные PR-кампании которых стали объектом исследования: Антон Ши-пулин (округ № 174) - кандидат от партии «Единая Россия»; Наталья Крылова (округ № 172) -кандидат от партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»; Ирина Виноградова (округ № 170) - кандидат от партии «Новые люди». Каждый из них оказался по-своему успешным. Все они в силу разных обстоятельств хорошо знакомы избирателям Свердловской области и тесно связаны с Уральским регионом. Предположение заключается в том, что местные более информированы по поводу ожиданий населения своего избирательного округа (Tavits, 2009; Shugart, Valdini, Suominen, 2005). Опросы демонстрируют характерную особенность российского локального голосования, заключающуюся в корреляции предпочтений электората с территориальными параметрами и их независимости от идеологической ориентации (Корнеева, 2021).

Так, Антон Шипулин набрал 90 055 голосов избирателей по Серовскому одномандатному округу (40,63 %) и прошёл в Государственную Думу. Его результат стал лучшим среди семи кандидатов по одномандатным округам Свердловской области от партии «Единая Россия». Кроме того, у него самый большой отрыв от конкурента, занявшего второе место - 20,00 %. Также это самая дорогостоящая избирательная кампания среди всех кандидатов по Свердловской области.

Наталья Крылова заручилась поддержкой 62 396 избирателей (25,90 %). Хотя этот итог и был близок к результатам кандидатов, занявших первые места в других одномандатных округах, Крылова оказалась только на второй строчке в Асбестовском округе. Однако среди кандидатов от КПРФ по Свердловской области она стала самой успешной. При том, что ее предвыборная кампания была довольно скромной: расходные строки в отчетах для избирательной комиссии не превышали 300 рублей.

Ирина Виноградова интересна тем, что она - представитель новой партии и новичок в политике, впервые участвующий в избирательной кампании в роли кандидата. Также она была единственным кандидатом от партии «Новые люди», который попал в топ-3 голосования в своем округе. Ей удалось получить 24 715 голосов (11,01 %) избирателей Березовского одномандатного округа.

Начнем с анализа PR-кампании Антона Владимировича Шипулина. Его объективные данные: 1987 г. р. (34 года), известен успешной спортивной карьерой (чемпион мира, шестикратный призёр чемпионатов мира, Заслуженный мастер спорта России), женат, трое детей - все это создает общее положительное впечатление. Молодой (что подразумевает и обновление «Единой

России»), энергичный, физически привлекательный (что значимо для женской аудитории). С одной стороны, спортивные достижения высшего уровня предполагают широкую известность и узнаваемость, а с другой - свидетельствуют о закаленном характере, способности добиваться поставленных целей.

8 сентября 2019 года Антон Шипулин выиграл на дополнительных выборах в Госдуму седьмого созыва в Серовском избирательном округе Свердловской области, которые были назначены после сложения полномочий депутата Сергея Бидонько по причине его перехода на должность заместителя губернатора Свердловской области. С этого времени А. Шипулин перестал восприниматься как человек «вне политики»: образ хорошего парня и отличного спортсмена трансформировался в образ «депутата партии власти». Он стал человеком из команды лидеров (команды Путина и Куйвашева), успевшим приобрести опыт работы на федеральном уровне.

Говоря о ресурсной обеспеченности, стоит отметить, что в избирательный фонд А. Шипулина было направлено 40 000 000 рублей1. Также следует учесть налаженный административный ресурс партии «Единая Россия», что позволило кандидату организовать мобильную общественную приемную для населения (фургон с фотографией Шипулина и слоганом). Агитационные материалы кандидата отличались высоким качеством и разнообразием: издавались блокноты, газеты, календари, на улицах округа можно было увидеть многочисленные баннеры. Очевидно, что над агитационными материалами работала команда экспертного уровня, которая подобрала подходящую цветовую гамму для оформления, использовала профессиональные снимки кандидата. В ходе агитационной кампании был снят фильм о кандидате, в котором он рассказывал о проделанной работе. Качество агитации полностью соответствовало финансовым вложениям.

В период избирательной кампании информационная повестка, связанная с Антоном Шипу-линым, отличалась нейтрально-положительным тоном, не было замечено скандальных новостей и конфликтов. В целом описывалось участие кандидата в решении проблем округа. Если просмотреть послевыборную новостную ленту, можно найти публикации с негативной оценкой кандидата. Очевидно, командой депутата использовались SERM-технологии для контроля репутации в поисковых системах.

У Антона Владимировича была активная агитационная кампания в социальных сетях. На личной странице «ВКонтакте» и «Одноклассниках» кандидат отчитывался о проделанной работе, в «Instagram» (признана экстремистской и запрещена в РФ) были опубликованы рабочие и семейные фотографии. В ряде городов и районов округа использовалась таргетированная реклама и создавались новые, якобы «новостные», страницы, продвигавшие позитивный образ кандидата. Примером такой новостной страницы является группа «Свердловские вести», в которой публиковались новости о проделанной Антоном Шипулиным работе в исключительно положительном ключе. «Свердловские вести» после выборов прекратили свою активность. Комментарии пользователей были противоречивы: от хвалебных до оскорбительных. Примечательно, что негативные отзывы связаны, главным образом, с принадлежностью кандидата к партии «Единая Россия», то есть общее недовольство действиями партии перекладывалось на отношение к кандидату.

Политическая повестка Антона Шипулина была направлена на насущные запросы общества. Постоянные поездки по округу и общение с жителями - основной вид работы кандидата. Вместе с губернатором Антон Шипулин посетил большую часть муниципалитетов своего округа, выявляя актуальные проблемы. Так наглядно демонстрировалась непосредственная связь с командой лидеров. Основные лозунги - «Быть честным», «Услышать каждого». Агитационная газета называлась «Наш депутат». В своих интервью и пресс-конференциях кандидат озвучивал сформированную повестку от партии и президента, касающуюся социальной поддержки населения и улучшения жизни пенсионеров, многодетных семей и малоимущих. Особое место в предвыборных выступлениях ожидаемо заняли вопросы поддержки спорта на законодательном уровне. На встрече с Сергеем Лавровым Антон Шипулин участвовал в обсуждении темы политизации спорта.

Итак, с одной стороны, узнаваемость (известность), успешность, принадлежность к команде лидеров, с другой - близость к народу, знание проблем рядовых избирателей, приверженность традиционным ценностям - вот слагаемые успеха кандидата от партии власти. К тому же следует учитывать хорошую ресурсную обеспеченность.

Самым успешным кандидатом в депутаты Государственной Думы восьмого созыва по Свердловской области от одной из основных оппозиционных партий, КПРФ, стала Наталья Владимировна Крылова. Она избиралась по Асбестовскому одномандатному избирательному округу № 172, но уступила кандидату от партии «Единая Россия» Максиму Иванову. Однако, как уже отмечалось, среди кандидатов от КПРФ по Свердловской области она обошла со значительным отрывом своих конкурентов. Какие особенности ее PR-кампании позволили получить такой результат?

1 Итоговые финансовые отчеты кандидатов [Электронный ресурс] // Избирательная комиссия Сверлов-ской области. URL: https://clck.ru/36EqAJ (дата обращения: 15.09.2023).

Наталья Владимировна Крылова, 1984 г. р. (39 лет) уже входила в состав Думы Асбестов-ского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17, участвовала в работе комиссии по вопросам местного самоуправления и социальной политики, была инспектором по контролю за исполнением поручений, что обеспечило её узнаваемость и создало эффект «друзей и соседей», имеющий большое значение в формировании электоральных предпочтений российских избирателей (Мухаметов, 2002). О личной жизни известно, что Наталья Владимировна замужем, воспитывает сына.

Ограниченным бюджетом избирательного фонда Натальи Крыловой объясняется невысокое качество агитационных материалов. Как и у большинства кандидатов от КПРФ, они имеют оттенок архаичности. Видеоматериалы, которые Крылова снимает и монтирует своими силами, также не выдерживают критики: плохой звук и посторонние шумы мешают разобрать слова кандидата. Сегодня, когда большинство людей воспринимают информацию визуально, сформировалась привычка к качественному контенту, поэтому крайне сложно заинтересовать избирателя небрежно оформленными агитационными материалами. Отсутствие продуманного стиля бросается в глаза не только на собственных видео Крыловой, но и в других агитационных материалах. Однако данный факт помогает выстраивать имидж близкого народу кандидата.

В то же время Наталья Крылова является одним из самых эпатажных депутатов: в информационном пространстве присутствует множество скандальных сюжетов с ее участием. Она, как представитель КПРФ, всегда в открытую выступала с заявлениями против действий депутатов «партии власти». Еще до начала избирательной кампании 2021 года Крылова подралась с депутатом партии «Единая Россия» Дмитрием Александриным, устраивала одиночные пикеты. Во время предвыборной кампании Наталья Крылова вступила в конфликт с местным блогером, утверждавшим, что депутаты от КПРФ разбили ему окна. Кроме того, Наталью Владимировну обвиняли в организации несанкционированного первомайского митинга.

На своей личной странице социальной сети «ВКонтакте» Крылова не только обсуждала проблемы округа и общалась с жителями, но и выступала против кандидатов от «Единой России», в частности, Михаила Зубарева (кандидат в Законодательное собрание Свердловской области) и Максима Иванова (кандидат в Государственную Думу РФ), выявляя нарушения в агитационной кампании конкурентов. Подобная активность Натальи Владимировны не осталась незамеченной, и конкуренты использовали методы «черного» пиара в отношении Крыловой, напечатав плакаты с фотографией кандидата и провокационным лозунгом: «Беднота - мой избиратель».

В целом, политическую повестку кандидата можно охарактеризовать как остросоциальную. Она сделала акцент на плачевном состоянии промышленных предприятий города, уделяя особое внимание спорной финансовой политике, бесхозяйственности и халатности местных властей. Применялись такие способы воздействия на избирателей, как эмоциональные призывы и не менее популистская игра на контрастах. Выступления Крыловой отличались направленностью на про-тестный электорат и людей пенсионного возраста, ностальгирующих по советскому прошлому.

Такую имиджевую стратегию можно считать эффективной для кандидата от оппозиционной партии, поскольку подчеркнутая эпатажность позволяла удерживаться в информационном пространстве. Но при этом позитивная повестка уходила на периферию. Следовало обращать больше внимания на технические моменты: улучшение качества агитационных материалов, эффективную коммуникацию с представителями местных администраций, поиск внешних источников финансирования, привлечение ресурсов малого и среднего бизнеса.

Виноградова Ирина Маратовна - кандидат в депутаты Государственной Думы РФ от партии «Новые люди» по Березовскому одномандатному избирательному округу № 170. В округе числится 527 401 избиратель, проголосовало за Ирину Виноградову 24 715 человек (11,01 %).

Ирина Виноградова, 1997 г. р. (25 лет), родилась и училась в Екатеринбурге, род занятий -самозанятая, вела активную деятельность в Молодежной избирательной комиссии Свердловской области, работала в аппарате партии. Семейное положение: не замужем, детей нет. Основные доминанты в имидже: молодая и активная, нет опыта пребывания во власти, политологическое образование, солидаризация с партией, командой Сарданы Авксентьевой и Алексея Нечаева (партия «Новые люди» создана 1 марта 2020 года бизнесменом Алексеем Нечаевым, идеологическая направленность - коммунитаризм. Партия «Новые люди» выступает за обновление кадров в системе органов власти и управления всех уровней).

Главной темой программы Ирины Виноградовой стало перераспределение финансов в пользу региональных бюджетов. Также она призывала увеличить зарплаты за счет предложения бизнесу выгодных условий. Еще одной важной частью программы кандидата явилась экологическая повестка и внедрение энергосберегающих технологий. Отдельно рассматривалась тема обновления образовательной системы.

При всей актуальности обозначенных тем непонятно, как партия собирается их реализо-вывать. Многие идеи находятся на этапе разработки, оформленного законодательного проекта нет. Основной целевой аудиторией подобной политической повестки можно назвать молодежь и людей зрелого возраста, имеющих высшее образование, а также представителей бизнеса.

Избирательный фонд Ирины Виноградовой, согласно итоговому финансовому отчету о поступлении и расходовании средств кандидата, составил почти 500 тыс. рублей. В основном они расходовались на производство и распространение печатных агитационных материалов. Стилистика оформления газет и листовок отличалась от «предложения» конкурентов своей смелостью и оригинальностью: ярко-бирюзовый цвет, профессиональные снимки кандидата, лозунг: «Обновим Госдуму!». Качественная агитация выглядела привлекательно и свежо на фоне приевшегося стиля старых парламентских партий.

Поведение Ирины Маратовны на публике можно охарактеризовать как спокойное и уверенное: кандидат умеет грамотно формулировать мысли и доступно их излагать. Виноградова старалась создать положительное впечатление у целевой аудитории, с чем успешно справилась. Как и её соперники, открыла свою общественную приемную, проводила встречи с избирателями и участвовала в дебатах с Сергеем Капчуком от «Партии роста». Примечательно, что дебаты закончились судом. Ирина Виноградова подала заявление о снятии Сергея Капчука с выборов из-за его непогашенной судимости1. Кроме того, активное использование таргетированной рекламы партией «Новые люди» в социальных сетях и на территории области обеспечило привлечение молодых амбициозных людей в актив партии. Следует учитывать, что предвыборная программа кандидата не так хорошо запоминается избирателям, как его образ, который связан с внешним обликом, занимаемой должностью, фактами личной жизни, манерой поведения и т. п. Для кандидата от новой партии самым привлекательным элементом имиджа являлась новизна во всем. Молодость кандидата и отсутствие политического опыта компенсировались партийной солидарностью. Так, Ирина Виноградова выступала в связке с имиджами Сарданы Авксентьевой и Алексея Нечаева.

Из отмеченного следуют как общие моменты, так и различия в стратегиях эффективных PR-кампаний кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ восьмого созыва от партии власти, системной оппозиции и политических новичков. К общим моментам можно отнести территориальный фактор (все кандидаты из числа местных); узнаваемость (кандидаты уже имели опыт политической работы); близкую избирателям социальную повестку; молодой возраст; медийную активность; приверженность традиционным ценностям; чуткость к промахам конкурентов; постоянную заботу о собственном имидже. Образ кандидата во всех случаях направлен на увеличение его электоральной популярности, прежде всего за счёт соответствия ожиданиям большинства.

Различия во многом происходят из неравных возможностей кандидатов, в том числе стартовых. Протеже партии власти имеют изначальное преимущество в виде пресловутого административного ресурса. Вопросы финансирования в их случае решаются быстрее и проще. Выдвижение от «Единой России» существенно увеличивает шансы на победу, но подразумевает острую внутривидовую конкуренцию на этапе подготовки к избирательной кампании.

Если «единороссу» больше подходит спокойный, респектабельный имидж, то представителю оппозиции «к лицу», скорее, скандал. Скандальный имидж привлекает внимание, но в среднесрочной перспективе маргинализирует кандидата, лишая его широкой и твердой поддержки. «Завязанный» на органику эксклюзив подтверждает общее правило. Оппозиционная повестка, очевидно, мобилизует протестный электорат, однако, требует более гибкого и содержательного подхода к разработке предвыборной платформы. Политизированная аудитория, вопреки ожиданиям, чаще более восприимчива к рациональным аргументам, нежели к эмоциональным призывам.

У представителя новой политической силы («Новые люди») наиболее выигрышно смотрится ровная, сдержанная, без крайностей, модель поведения, центристская повестка с уклоном в бюджетную федерализацию и дополнительным акцентом на экологию. Но, конечно же, главным вкладом в политический капитал соискателя явилась новизна как таковая в качестве партийного бренда. Значительную часть успеха составила непосредственная поддержка кандидата со стороны партийных лидеров и центрального аппарата.

Список источников:

Корнеева Е.М. Локальный уровень голосования в России: пространственно- эконометрический подход // Политическая наука. 2021. № 3. С. 229-250. https://doi.org/10.31249/poln/2021.03.10.

Кузнецов А.Ю., Корнильцева Е.Г. К итогам губернаторских выборов 2018 г. в России // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 8 (73). С. 22-27. https://doi.org/10.24158/pep.2019.8.3.

Мухаметов Р.С. Электоральные предпочтения избирателей: эффект «друзей и соседей» имеет значение в России? // Политическая наука. 2022. № 4. С. 165-184. https://doi.org/10.31249/poln/2022.04.08.

1 «Новые люди» взялись за конкурентов [Электронный ресурс] // Коммерсантъ 09.08.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4936176?ysclid=lnuaeo9i2k431735374 (дата обращения: 30.09.23).

Особенности влияния электоральных свойств кандидатов на голосовательное поведение избирателей / И.В. Грошев [и др.] // Вестник университета. 2019. № 3. С. 177-188. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-3-177-188.

Cain B., Ferejohn J., Fiorina M. The personal vote: constituency service and electoral independence. Cambridge, 1987. 268 p. Shugart M.S., Valdini M.E., Suominen K. Looking for locals: voter information demands and personal voteearning attributes of legislators under proportional representation // American Journal of political science. 2005. Vol. 49, по. 2. Рр. 437-449.

Tavits M. The making of mavericks. Local loyalties and party defection. Comparative political studies. 2009. Vol. 42, по. 6. Рр. 793-815. https://doi.org/10.1177/0010414008329900.

References:

Cain, B., Ferejohn, J. & Fiorina, M. (1987) The personal vote: constituency service and electoral independence. Cambridge. 268 p. Groshev, I.V., Gorbenko, A.V., Antonenko, I.V. & Voronin, V.N. (2019) Peculiarities of the influence of the electoral properties of candidates on voting behavior of voters. Vestnik universiteta. (3), 177-188. Available from: doi:10.26425/1816-4277-2019-3-177-188. (In Russian).

Korneeva, E.M. (2021) Local voting in Russia: a spatial-econometric approach. Political science. (3), 229-250. Available from: doi:10.31249/poln/2021.03.10. (In Russian).

Kuznetsov, A.Yu. & Kornil'ceva, E.G. (2019) On the results of the 2018 gubernatorial elections in Russia. Society: Politics, Economics, Law. 8(73), 22-27. Available from: doi:10.24158/pep.2019.8.3. (In Russian).

Muhametov, R.S. (2022) Electoral preferences of voters: does the "friends and neighbors" voting matter in Russia? Political science. (4), 165-184. Available from: doi:10.31249/poln/2022.04.08. (In Russian).

Shugart, M.S., Valdini, M.E. & Suominen, K. (2005) Looking for locals: voter information demands and personal vote-earning attributes of legislators under proportional representation. American Journal of political science. 49 (2), 437-449.

Tavits, M. (2009) The making of mavericks. Local loyalties and party defection. Comparative political studies. 42 (6), 793815. Available from: doi:10.1177/0010414008329900.

Информация об авторах

A.Ю. Кузнецов - кандидат философских наук, доцент кафедры политических наук, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=769479

Е.Г. Корнильцева - кандидат философских наук, доцент кафедры экономической теории и прикладной социологии, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=351458

B.В. Лысенко - кандидат философских наук, доцент кафедры экономической теории и прикладной социологии, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1125797

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors A.Yu. Kuznetsov - PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Political Science, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=769479

E.G. Kormiltseva - PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Economic Theory and Applied Sociology, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=351458

V.V. Lysenko - PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Economic Theory and Applied Sociology, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1125797

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

the authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 23.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.11.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.