Как следует из таблицы 6, «КО» является системообразующим критерием и определяет систему отношений к явлениям экстремальности.
ВЫВОДЫ
Больше половины испытуемых - 149 человек (53,6%) - считают, что их жизнь имеет экстремальный характер.
Степень экстремальности находится в прямой зависимости от экстремального опыта испытуемых, от величины знаний о способах поведения в «ЭС» и от уровня развития способностей поступать эффективно в «ЭС».
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БИАТЛОНИСТОВ
Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В процессе моделирования показателей соревновательной деятельности биатлонистов использовался метод сопоставительных норм, при помощи которого можно сравнить различные компоненты (ранжирование по пяти модельным уровням) и определить сильные и слабые стороны подготовленности квалифицированных биатлонистов.
Ключевые слова: система многолетней подготовки, моделирование, модельные характеристики, соревновательная деятельность, специальная подготовленность, факторный анализ.
MODEL CHARACTERISTICS OF COMPETITIVE ACTIVITY'S INDEXES OF
QUALIFIED BIATHLONISTS
Vadim Valeriavich Farbey, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Herzen Russian State Pedagogical University,
St. -Petersburg
Abstract
In the process of modeling the indices of biathlonists' competitive activity the methodology of comparative norms, which allow to compare different components characterizing shooting and racing components and detect strong and weak sides of qualified biathlonists' efficiency.
Key words: long term training system, model characteristics, competitive activity, special training, factor analysis.
ВВЕДЕНИЕ
Моделирование соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов является наиболее важным компонентом современной системы многолетней подготовки (Годик М.А., 1980; Верхошанский Ю.В., 1985; Суслов Ф.П., 2000 и др.). В последнее десятилетие широкое применение в спорте нашли индивидуальные и групповые модельные характеристики. Анализ научно-методической литературы и обобщение опыта подготовки зимних многоборцев, в том числе в биатлоне, лыжном двоеборье и зимнем полиатлоне, свидетельствуют о недостаточной разработке вопросов, касающихся структуры и модельных характеристик показателей соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов. Сказанное выше позволяет считать тему данного исследования актуальной.
В ходе исследования была поставлена задача - выявить модельные характеристики педагогических показателей соревновательной деятельности высококвалифицированных биатлонистов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных задач в процессе моделирования показателей соревновательной деятельности биатлонистов использовался метод сопоставительных норм, который позволил сравнить различные компоненты (ранжировавшиеся по пяти модельным уровням) и определить сильные и слабые стороны подготовленности высококвалифицированных биатлонистов, участвовавших в различных по значимости всероссийских соревнованиях по биатлону. Таковыми являются традиционные всероссийские соревнования, кубки страны, ФСО «Динамо» и ФСО профсоюзов России. Среди высококвалифицированных биатлонистов были выделены три группы спортсменов: I группа - победители и призеры соревнований; II группа - биатлонисты, занявшие 10-20-е места; III группа - спортсмены, занявшие заключительные места в итоговом протоколе (61-90-е).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе изучения соревновательной деятельности квалифицированных биатлонистов установлено, что гоночный компонент является более вариативным показателем. Сравнительный анализ модельных характеристик проводился при помощи оценки соответствующих модельных уровней. Гоночный компонент соревновательной деятельности характеризовался динамикой скорости передвижения на отрезках дистанции, скоростью.
Результаты проведенных исследований показывают, что наиболее эффективной динамикой скорости передвижения биатлонистов как в спринтерской гонке, гонке преследования, масстарте, эстафете, так и в индивидуальной гонке на этапе предварительных соревнований является равномерно повышающаяся скорость по всей дистанции от модельного уровня выше среднего до высокого (I группа) и относительно равномерная скорость на уровне выше среднего (II группа). Установлено, что у спортсменов, неудачно выступивших в соревнованиях (III группа), скорость гонки на начальных отрезках соответствует среднему модельному уровню и существенно снижается по ходу дистанции. Последнее в большей степени объясняется низкими показателями развития специальной гоночной подготовленности биатлонистов данной группы, что не способствует сохранению заданной скорости в конце дистанции.
В ходе исследований выявлено, что наименее вариативным показателем гоночного компонента для всех групп спортсменов является время прохождения первого отрезка дистанции в обоих видах программы (результаты спортсменов находились в трех модельных уровнях). При этом установлено, что все участники соревнований проходили первую часть трассы с относительно высокой скоростью, в некоторых случаях превышая свои функциональные возможности. Так, биатлонисты третьей группы имели незначительный проигрыш более квалифицированным биатлонистам на стартовом отрезке, однако разрыв в скорости передвижения между ними на каждом последующем отрезке пропорционально увеличивался, а показатели времени прохождения финишного отрезка (третьего - в спринтерской гонке и эстафете, пятого - в индивидуальной гонке) находились уже в пяти модельных уровнях. Вторая группа на первом отрезке не имела достоверного отставания от группы лидеров, однако, на последующих отрезках дистанции показатели скорости существенно снижались в спринтерской гонке, масстарте и гонке преследования.
Наряду с этим, вследствие более высокой стабильности и меньшей вариативности стрелкового компонента были установлены модельные значения показателей, отражавших стрелковую подготовленность (штраф на отдельных огневых рубежах, время подготовки к стрельбе, скорострельность) (рис. 1). Под модельными значениями понимались максимальные показатели отдельных характеристик стрелковой подготовленности, граница «очень высокий модельный уровень».
Рис. 1. Усредненные модельные характеристики показателей, отражающих стрелковый компонент соревновательной деятельности высококвалифицированных биатлонистов
Анализ стрелкового компонента на этапах соревновательного периода показывает, что с повышением квалификации биатлонистов качественно улучшаются основные показатели соревновательной деятельности в индивидуальной и в спринтерской гонках, соответственно, на 11,2 и 8,9%,
Так, в индивидуальной гонке у спортсменов первой группы установлено улучшение большинства показателей стрелкового компонента соревновательной деятельности от модельного уровня выше среднего на этапе предварительных соревнований до высокого на этапе основных соревнований.
Усредненные модельные показатели биатлонистов второй группы характеризовались значительным снижением значений показателей скорострельности из положения стоя в индивидуальной гонке на этапе предварительных соревнований (средний модельный уровень) по сравнению со спортсменами первой группы. Наряду с этим, выявлено, что для биатлонистов третьей группы на этапе предварительных соревнований характерно более значительное отставание от результатов спортсменов других групп во времени подготовки к стрельбе, а в основных соревнованиях - в показателях скорострельности (модельные уровни - средний и выше среднего).
Полученные результаты свидетельствуют, что максимальные значения показателей соревновательной деятельности находятся в определенных границах, а отдельные биатлонисты, независимо от периода подготовки, показывают высокие результаты в основных показателях, характеризующих стрелковый компонент. Так, модельные значения показателей стрелкового компонента соревновательной деятельности высококвалифицированных биатлонистов составили: в индивидуальной гонке - штраф из различных положений - 2 штрафных минуты, масстарте - 2 штрафных круга, эстафете
- О штрафных кругов, в спринте - 1 штрафной круг за стрельбу стоя, гонке преследования - 2 штрафных круга. Время подготовки к стрельбе из положения лежа - 14±2 с, скорострельность из положения лежа - 13±2 с, время подготовки к стрельбе из положения стоя - 10±1 со скорострельностью из положения стоя - 12±3 с. В спринтерской гонке, масстарте, гонке преследования, эстафете и индивидуальной гонке данные показатели не имели между собой существенных различий (р>0,05).
В результате анализа стрелкового компонента соревновательной деятельности установлено, что границы модельных уровней в индивидуальной гонке, масстарте, гонке преследования имели больший диапазон по сравнению со спринтерской гонкой и эстафетой. Так, границы модельного уровня времени подготовки к стрельбе из положения стоя в индивидуальной гонке, масстарте, гонке преследования имели диапазон 5,0 с, в то же время величина этого показателя в спринтерской гонке и эстафете составила только 3,1 с.
ВЫВОДЫ
1. Установлены модельные значения показателей соревновательной деятельности квалифицированных биатлонистов, при этом в индивидуальной гонке, по сравнению со спринтерской, выявлен больший диапазон показателей модельных уровней. Модельные значения показателей стрелкового компонента соревновательной деятельности составили:
в спринтерской гонке: штраф за стрельбу из различных положений - 1 круг, время подготовки к стрельбе из положения лежа -12 с, скорострельность из положения лежа - 13 с, время подготовки к стрельбе из положения стоя - 9 с, скорострельность из положения стоя -12 с;
в индивидуальной гонке: штраф за стрельбу из различных положений - 2 минуты, время подготовки к стрельбе из положения лежа - 15 с, скорострельность из положения лежа - 13 с, время подготовки к стрельбе из положения стоя -10 с, скорострельность из положения стоя -11 с;
в гонке преследования: штраф за стрельбу из различных положений -2 штрафных круга, время подготовки к стрельбе из положения лежа - 14 с, скорострельность из положения лежа - 13 с, время подготовки к стрельбе из положения стоя -10 с, скорострельность из положения стоя -12 с;
в масстарте: штраф за стрельбу из различных положений - 2 штрафных круга, время подготовки к стрельбе из положения лежа - 15 с, скорострельность из положения лежа - 13 с, время подготовки к стрельбе из положения стоя -11 с, скорострельность из положения стоя -13 с;
в эстафете: штраф за стрельбу из различных положений - 0 штрафных кругов, время подготовки к стрельбе из положения лежа -13 с, скорострельность из положения лежа - 15 с, время подготовки к стрельбе из положения стоя - 11 с, скорострельность из положения стоя -14 с.
2. Анализ гоночного компонента соревновательной деятельности показал, что у более квалифицированных биатлонистов динамика скорости прохождения отрезков дистанции в индивидуальной, гонке преследования, масстарте, эстафете и спринтерской гонке на этапах соревновательного периода характеризуется как равномерно повышающаяся. При этом на этапе предварительных соревнований ее значения находятся на модельном уровне «выше среднего», в основных соревнованиях показатели динамики скорости достигают «высокого» модельного уровня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баталов, А. Г. Модельно-целевой способ построения спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов в зимних циклических видах спорта // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 11. - С. 46-52.
2. Друзь, В.А. Моделирование процесса спортивной тренировки / В.А. Друзь.
- Киев : Здоров'я, 1976. - 95 с.
3. Гельмут, В.Я. Оптимизация тренировочного процесса квалифицированных биатлонистов на основе формирования специальной подготовленности в годичном цикле тренировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гельмут В.Я. ; Омский гос. ин-т физ. культуры. - Омск, 1993. - 17 с.
4. Злыднев, А.А. Модельные характеристики подготовленности юных лыжни-
ков-прыгунов для коррекции тренировочного процесса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Злыднев А. А. ; Московский гос. ин-т физ. культуры. - Малаховка, 1985. - 20 с.
5. Игнатьев, П.В. Целевое практическое моделирование соревновательной деятельности как способ рационализации структуры тренировки многоборцев (на материале морского многоборья) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Игнатьев П.В. ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 1996. - 19 с.
6. Карпушкин, А.А. Моделирование и контроль соревновательной деятельности лыжников-гонщиков высокой квалификации на подъемах различной крутизны : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Карпушкин А.А. ; Всесоюз. Науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1984. - 24 с.
7. Принципы и методы моделирования в тренировке / Н. Алекс, К. Радуг, К. Симонеску [и др.] // Спорт в современном обществе. - М., 1978. - С. 168.
8. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
9. Селуянов, В.Н. Методы построения физической подготовки спортсменов высокой квалификации на основе имитационного моделирования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Селуянов В.Н. ; Гос. центр, ин-т физ. культуры. - М., 1992. - 47 с.
10. Чумаков, В.Н. Моделирование соревновательной деятельности квалифицированных биатлонисток : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чумаков В.Н. - СПб., 1993. -24 с.
11. Шустин, Б. Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности // Современная система спортивной тренировки. - М., 1995. - С. 50-72.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Владимир Геннадьевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена)
Александр Владимирович Федоров, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военная академия тыла и транспорта (ВАТТ),
Санкт-Петербург
Аннотация
Взаимодействие специалистов в сфере физической культуры с различными должностными лицами предопределяет эффективность профессиональной деятельности. В данной статье исследуются типы и характер взаимодействия, а также виды взаимного влияния различных должностных лиц.
Ключевые слова: взаимодействие, типы взаимодействия, характер взаимодействия.
RESEARCH OF TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF INTERACTION OF EXPERTS IN PHYSICAL EDUCATION
Vladimir Gennadevich Fedorov, doctor of pedagogical sciences, professor,
Herzen Russian State Pedagogical University,
Alexander Vladimirovich Fedorov, candidate of pedagogical sciences, teacher, Military academy of rear and transport,
St. -Petersburg
Abstract
Interaction of experts in physical culture with various official predetermines determine efficiency of professional work. In this article are presented types and character of interaction and kinds of mutual influence of various officials.
Key words: interaction, types of interaction, character of interaction, kinds of influence.