УДК 370 ББК 74.04 (2)
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СРЕДСТВАМИ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА
1 2 Горелова Г. В. , Макарова Е. Л.
(Технологический институт федерального
государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«.Южный федеральный университет», Таганрог)
Ориентация системы высшего образования на потребности реального сектора социально-экономической системы требует осмысления проблем, противоречий, новых тенденций и применения когнитивного моделирования, объясняющего специфику ее форм, закономерностей, модификации и развития.
Ключевые слова: когнитивные карты, образование, человеческий капитал.
1. Введение
Происходящая во всем мире трансформация системы высшего образования, вызванная ростом спроса на высококвалифицированных специалистов, усилением интернационализации в сфере профессионального образования и научных исследований, активным использованием научных знаний в экономиче-
1 Горелова Галина Викторовна, доктор экономических наук, профессор ([email protected]).
2 Макарова Елена Львовна, ст. преподаватель ([email protected]).
ской и производственной деятельности, приводит учреждения высшего образования к новым формам передачи знаний, новым способам управления кадровыми ресурсами и новым решениям проблем, стоящих перед экономикой различных стран, в том числе и России.
Тема модернизации системы высшего образования остается актуальной, кроме того, в современной литературе появляется все больше исследований, доказывающих высокую экономическую эффективность образования с точки зрения инвестирования в человеческий капитал [1, 3, 8, 12-14]. Профессиональное образование как система подготовки и переподготовки кадров для современной экономики имеет прямое или косвенное отношение к факторам роста. Важность профессионального образования возрастает в период экономического кризиса, когда от квалифицированных решений зависит эффективность становления национальной экономики как в отдельной стране, так и в глобальных международных масштабах.
Процессы реформирования российской системы высшего образования, осуществляемые при модернизации экономики, и связанные с ними изменения социально-экономических условий функционирования этой сферы предъявляют новые требования к структуре и содержанию образовательной деятельности вузов. Современное экономическое состояние российских вузов характеризуется дефицитом средств, необходимых для модернизации образовательного процесса, инновационное развитие которого определяется обеспечением конкурентного качества образовательных услуг. В сложившейся ситуации вузы поставлены перед необходимостью обновлять формы, методы и технологии управления образовательной деятельностью, обеспечивающие учет быстро меняющихся социально-экономических процессов современного общественного развития. Работая в условиях социально-экономических изменений, система высшего образования должна использовать опережающие технологии в подаче знаний, поскольку она выпускает специалиста, который должен быть востребован на рынке труда через пять лет. В настоящее
время модернизация системы высшего образования состоит в том, чтобы сфера высшего профессионального образования органично адаптировалась в своем развитии к постоянно растущим требованиям социально-экономической системы (СЭС), используя современный механизм формирования компетенций выпускников вузов с инновационно-ориентированным профессиональным и адекватным экономическим мышлением.
2. Инвестиции в человеческий капитал
В западной науке большинство экономических моделей строятся с расчетом влияния образовательного фактора на экономический рост [8]. В основе таких моделей лежит утверждение, что образование, влияя на повышение качественного уровня и воспроизводство трудовых ресурсов, является одним из факторов экономического роста, а индивидуальные и общественные расходы на образование рассматриваются в качестве наиболее выгодных инвестиционных направлений. Обобщая многочисленные исследования зарубежных экономистов по проблемам экономического роста, можно отметить, что все они в качестве наиболее значимого фактора, оттеснившего такие важные переменные как инвестиции, сбережения и рост населения, называют образование.
В соответствии с теорией человеческого капитала инвестиции в профессиональное образование представляют исключительно выгодный капитал, от которого общество выиграет значительно больше, чем отдельный гражданин. Под «человеческим капиталом» понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его производительной силы, а сама теория основывается на том, что затраты на образование рассматриваются как особая инвестиция - «инвестиция в человека» [3,14].
Различают три вида инвестиций в человеческий капитал:
• расходы на образование, включая все его стадии (общее, специальное, подготовку на рабочем месте, повышение квали-
фикации); образование формирует квалифицированную и более производительную рабочую силу;
• расходы на медицинское обслуживание, создание бытовых условий и улучшение сферы обитания, которые удлиняют срок жизни и повышают работоспособность трудящихся;
• расходы на поддержание перетока рабочих ресурсов к месту потребности в них [1, 8].
Для формирования новой организационной структуры необходимо выявить направления возможных изменений, которые следует закладывать в модель профессионального образования и, следовательно, определить направления реформирования системы высшего образования. В таком случае, основные точки реформирования системы, по мнению исследователей, связаны с формированием единого информационного пространства [12, 13], глобального рынка образовательных услуг и предпринимательского стиля поведения. Предполагается, что современная система высшего образования, учитывая долгосрочные тенденции изменения рынка труда, требования и предпочтения потенциальных клиентов, возможности и угрозы со стороны конкурентов, а также свои преимущества и недостатки, должна найти свою траекторию развития за счет преимущественного развития и эффективного управления традиционными и инновационными для вуза видами деятельности.
В подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов заинтересованными сторонами являются предприятия, сами вузы, осуществляющие эту подготовку, студенты. Следовательно, система высшего образования должна принимать во внимание интересы и предоставлять возможность взаимодействия всем видам пользователей. В данном ракурсе эффективность инвестиций в человеческий капитал можно рассматривать на четырех уровнях: человека, предприятия, общества, государства. Предполагается следующая иерархическая схема уровней эффективности инвестиций в человеческий капитал (см. рис. 1), построенная в соответствии с [3], где инвестиции в образование для отдельного человека возвращаются в
виде дифференцированного дохода в течение всей его трудовой деятельности.
Рис. 1. Иерархия уровней эффективности вложений в человеческий капитал
Государство, поддерживая образование, ежегодно получает в хозяйственную деятельность новые группы работников разного уровня квалификации (с общим образованием, средним и высшим образованием, повышенной квалификацией). Обучение
длится в среднем 16-18 лет (с учетом пяти-шестилетнего вузовского образования), а по прогнозируемым данным, повышенная отдача труда обученного специалиста будет происходить в течение 30-40 последующих лет. Такая отдача от инвестиций в «человеческий капитал» более выгодна, чем вложение средств (что также необходимо) в материалы, где имеет место разовая отдача, и чем покупка оборудования, которое эксплуатируется в среднем 10-15 лет.
Предприятие (или любая организация), финансируя обучение своих сотрудников, например, менеджеров высшего звена, предполагает, что обучение является ключевым элементом, от которого зависит принятие решения о модернизации технологий, оперативности, результативности инноваций и, как следствие, уменьшение затрат на производство, выпуск более ценной продукции, увеличение объема выпуска и т.п. Обучение руководителя дает кумулятивный эффект - возможность повысить эффективность труда всего коллектива работников, а не только одного человека.
Общество, поддерживая образование, получает не только высококвалифицированного специалиста, способного решать творческие задачи, проводить фундаментальные и прикладные исследования, обеспечивающие прогресс в социальных областях знаний и отраслях деятельности, а также культурно и нравственно развитую личность, способную сохранить и обогатить национальную культуру. Обучение отдельного человека, приобретение им новых или дополнительных знаний должны обеспечить ему соответствующую работу за счет того, что растет производительность его труда. Вкладывая средства в обучение сегодня, мы рассчитывают на увеличение доходов в будущем.
Приведенный ранее обобщающий вывод можно иллюстрировать рис. 2.
Внешние
факторы
Источники
инвестиций
т
Система образования
; і і
Государство Общество Пр едприятие Человек
Рис. 2. Возможные источники инвестиций в систему образования
3. Когнитивное моделирование
Учитывая важность и сложность, многоаспектность проблем образования и развития системы образования в целом в новых условиях, необходимо разрабатывать систему эффективных мер, обоснованных управленческих решений. Для этого необходимо иметь инструмент исследования проблем и методов обеспечения условий рационального развития системы образования, инструмент системного анализа возможных путей и средств для достижения целей на различных уровнях: человека, предприятия, общества, государства. К настоящему времени наиболее распространенным инструментом исследования и моделирования для систем образования являются различные методы математического программирования (в основном линейного) для решения задач оптимизации; статистические методы (в том числе регрессионные и потоковые модели) для решения задач идентификации объекта и прогнозирования его будущих состояний; кибернетические модели типа «вход-выход» для решения проблем управления. При постановке и решении задач используется системный подход во всем разнообразии его методов. Но общей методологии исследования
систем образования пока не предложено, хотя стремление к этому наблюдается. Кроме того, нет четкой методологии оценки эффективности образования, как с экономической, так и с других точек зрения. Вопрос о принципиальной возможности построения единой методологии исследования системы образования, как сектора экономики, остается открытым.
На основании обзора применяемых при анализе проблем системы образования моделей и методов их решения в работе [3], а также обширного обзора этих проблем в работе [8, т. 2, с. 439-466], было принято решение воспользоваться методами когнитивного моделирования, как наиболее подходящими в настоящее время для исследования слабоструктурированных проблем сложных систем. Возможности и достоинства когнитивного подхода к настоящему времени ясно представлены, например, в [9-11], а также и в других многочисленных работах. Кроме того, имеется определенный авторский опыт когнитивного моделирования социально-экономических систем [2-7, 16].
Согласно используемому когнитивному подходу в процессе исследования, как известно, необходимо разработать когнитивную карту системы [9-11]:
(1) О = <У, Е>,
где О - знаковый ориентированный граф (орграф), в котором: V- множество вершин V' е V, ' = 1, 2, ..., к, являются элементами изучаемой системы; Е - множество дуг, дуги е' е Е, ' = 1, 2, ..., N отражают отношения между вершинами VI и V (положительные, если увеличение (уменьшение) одного фактора приводит к увеличению (уменьшению) другого, отрицательные, когда увеличение (уменьшение) одного фактора приводит к уменьшению (увеличению) другого).
Очевидно, что проблемы системы образования и социально-экономической системы взаимосвязаны между собой как на региональном, так и на общероссийском уровнях. Поэтому для того, чтобы учесть этот факт, а также схему рис. 1, в качестве основы построения начальной когнитивной карты была взята
когнитивная схема, предложенная в работах Шукшунова В.Е. и Овсянникова А.А. [12, с. 28, 13] - рис. 2. Эта схема нам кажется достаточно удачной и непротиворечиво отражающей современное состояние системы образования в социально-экономической среде нашей страны. Поэтому дальнейшие формальные исследования будут иллюстрироваться на упрощенной модификации этой модели.
По словам авторов [13]: «... в России сложилась порочная цепь взаимосвязанных социальных проблем взаимодействия социально-экономической системы (СЭС) и образования: снижение ценности человеческого капитала (вершина Z3) в обществе приводит к ослаблению стимулов социальной мобильности ^2), т. е. движения «вверх» по социальной пирамиде в зависимости от образованности, ума, таланта, трудолюбия, уменьшая, в свою очередь, ценности образования ^14). Это приводит к снижению интереса общественности, семей к системе образования, ее деградации (потеря качества, системности, масштабов), снижению личностных и физических качеств выпускников (710). Такой результат деятельности системы образования обуславливает дальнейшее снижение Z3 - ценности человеческого капитала качества нации, определяемого способностью к воспроизводству ценностей материальной и духовной культуры, способностью воспроизводить безопасную и комфортную жизнь, во-первых, и углубление экономического спада ^4), потерю конкурентоспособности, ослабления социальной и государственной безопасности ^13), во-вторых». Этот вербальный вывод, который очевиден и из визуального анализа при-чинно-следственых связей когнитивной карты рис. 3, можно подтвердить теоретически результатами когнитивного моделирования процессов на данной модели.
21 в
пр О ф ССС ИІ ш Л и.ч м С
^ Состояние производства
Стимулы - 22 социальной мобильности
Показатель ^ аномии, бсссмыслсиио сти жизни
У2 Качество
нации,
чсловсчсского
капитала.
Рост
, Показатели АО
аморальности,
преступности,
пьянства,
самоубийства
27 Общий 281 Іоказатель ТЭ
уровень —► социальной ► Депопуляция
жизни дефференциащш
Инвестиции в образование
Рост ^___________
2,11 Показатели напряженности, экстремума, революционности
Сиижеиие
гі4 Сіаіус,
образование.
интеллигента -
Эмиграция
вепность, пр авствеппость, культурность, безопасность
базы, оплата чруда
Рост
Дифференциация у.-, учебных заведений, расслоение вузовской среды, молодежный :жстемизм
Интсллсгентность
Гуманитарная * УЗ подготовка, воспитание
Высокий уровень подготовки только в
У5
у6 Требования У7 Интерес
к преподавателя
ооразованию к труду
, У8 Уровень образования
реї іроду к I и в нос ГИ в обучении; снижение
количесва НИР
выпускников (профессия, правы, культура, здоровье)
Рис. 3. Когнитивная карта (О1) взаимосвязи проблем системы образования и социально-экономической системы
Под когнитивным моделированием в работах [2-7] понимается решение совокупности системных задач: идентификации
объекта в виде когнитивной модели; анализа путей и циклов когнитивной карты; сценарного анализа (импульсного моделирования); анализа устойчивости, наблюдаемости, управляемости; оптимизации; анализа связности и сложности (структурного анализа системы), анализа связи структурных свойств системы с характером импульсных процессов; анализа свойств адаптивности, самоорганизации, катастроф; принятия решений; исследования чувствительности решений. Возможность решения части этих задач поддерживается разработанной программной системой когнитивного моделирования (ПС КМ) [5].
В данной статье проиллюстрируем решение задач идентификации, анализа путей и циклов, сценарного моделирования (назовем их «классическими» задачами, решение которых обеспечено и программными системами, разработанными в Институте проблем управления им В. А. Трапезникова РАН - «Канва», «Ситуация». [5]), а также задач устойчивости структуры системы О2 и выбора структуры, которая могла бы снизить опасность «порочной цепи взаимосвязанных социальных проблем».
Если внимательно просмотреть цепочки и циклы когнитивной карты (О1) рис. 3, то возможно объединить ряд показателей состояния общества и системы высшего образования в более крупные блоки (рис. 4). Результаты анализа такой «укрупненной» когнитивной модели (О2) проще иллюстрировать, не искажая при этом вышеобозначенных выводов.
Наличие двух (четное число) взаимосвязанных положительных циклов (все связи между вершинами положительны) обратной связи в модели О2 свидетельствуют о структурной неустойчивости такой системы. Эта структура также неустойчива к возмущениям и по начальному значению (что показал анализ решения характеристического уравнения матрицы отношений графа О2 согласно условиям теорем Ляпунова). То есть если не разорвать или каким-то образом не ослабить «порочные цепи взаимодействия», то отрицательные последствия этого теоретически будут только возрастать. Сценарное моделирование на данной модели и анализ ее вариантов может дополнить
сделанные выводы и показать возможные пути преодоления названых проблем.
\/5 Качество выпускника Вуза
Рис. 4. Укрупненная когнитивная карта (02) взаимосвязи системы образования и социально-экономической системы
4. Импульсное моделирование
Воспользуемся известной в теории автоматического управления моделью импульсного процесса, предложенной Ф. Робертсом [17] для моделирования поведения сложных систем, идентифицируемых графом, а также использованной в работе [15], в форме (2):
Удобным фактом является то, что импульс в импульсном процессе на когнитивных картах при теоретическом исследовании представляется упорядоченной последовательностью значений параметров х(п), х(п + 1), ... в / вершинах без привязки ко времени, которая может быть дана при интерпретации результатов вычислительного эксперимента на реальном объекте. В формуле хг(п) - величина импульса в вершине I в предыдущий
\/1Вострє
професс
(2) X (п + 1) = (п) + Xїг]Р] (п) + Qг (П)
момент (такт моделирования) п, х(п + 1) - в интересующий исследователя такт п + 1; / - функция или коэффициент Мц преобразования импульса (на начальных этапах моделирования по карте 02 положим / = 1); Р](п) - значение импульса в вершинах, смежных с вершиной /; Qi(n) - вектор возмущений и управляющих воздействий, вносимых в вершину i в момент п. При внесении Qi(n) исследуется вопрос, «а что будет в момент п + 1, если Qi(n)?». Набор реализаций импульсных процессов -это «сценарий развития», который указывает на возможные тенденции развития ситуаций. Ситуация в импульсном моделировании характеризуется набором всех Q и значений Х в каждом такте моделирования.
Проведение процедур импульсного моделирования, особенно в случае большой размерности когнитивной карты, требует предварительного планирования вычислительного эксперимента [7]. В данном случае план эксперимента включал комбинации импульсов, вносимых в вершины 02 и в некоторые видоизмененные его структуры.
Приведем несколько наиболее характерных сценариев, полученных помощью программной системы когнитивного моделирования ПС КМ [5].
Часть плана эксперимента представлена в нижеследующей таблице.
Таблица 1. Фрагмент плана вычислительного эксперимента
Модель Сцена- рий Возмущение Q Тенденция в вершинах
У1 ^2 Уз У4 У5 V?
02 Сценарий №1 Q = {ді = -і, о, 0, 0, 0} -1 паде- ние паде- ние паде- ние паде- ние
Сценарий №2 Q = {ді = +і, 0, 0, 0, 0} +1 Рост рост рост рост
Сценарий №3 Q = {0, 0, д3 = -і, 0, 0} паде- ние паде- ние -1 паде- ние паде- ние
Сценарий №4 Q = {0, 0, 0, д4 = -і, 0} паде- ние паде- ние паде- ние -1 паде- ние
Модель Сцена- рий Возмущение б Тенденция в вершинах
VI V2 Vз V4 V5 V?
Сценарий №5 о" ^ , о II + «'!= Л ® -1 коле- бания коле- бания + 1 коле- бания
Сценарий №6 б = {0, 0, дз = -1, д4 = +1, 0} коле- бания коле- бания -1 + 1 коле- бания
• ♦ ♦
03 Сценарий №7 б={0, 0, 0, 0, 0, д ? = +1} стабилизация +1
Сценарий №1 получен при внесении возмущения в вершину VI, значение д1 = -1. Таким образом кодируется предположение о снижении потребности в профессионализме выпускников Вуза. График на рис. 5а отражает тенденцию непрерывного снижения этой потребности, если не предпринимать никаких действий. График на рис. 5б иллюстрируют противоположную тенденцию (Сценарий №2, Q = = +1, 0, 0, 0, 0}). Графики на
рис. 5а и 5б являются зеркальным отображением друг друга (поэтому если возмущение вносится только в одну вершину, например, д1 = +1, то не имеет смысла моделировать д1 = -1).
УЇВостребованность профессионализм;
- VIВостребованность профессионапизь
5а
Рис. 5. Импульсные процессы в вершине VI, Сценарии №1 б = [дх = -1, 0, 0, 0, 0} и №2 б = [дх = +1, 0, 0, 0, 0}
На рис. 6 изображены графики импульсных процессов в других вершинах карты 02, соответствующие сценарию №2.
Видно, что модельные тенденции развития процессов при этом благоприятны, и это не противоречит предыдущим «вербальным» выводам.
— \/2 Качество человеческого капитала
— У2 Состояние СЭС
■ * \/4 Система образования
— У5 Качество выпускника Вуза
Рис. 6. Импульсные процессы в вершинах V2-V5, сценарий № 2, ^ = +1
Рассмотрим результаты моделирования при внесении отрицательных возмущений в вершину V3 - Сценарий №3
^ = {0, 0, д3 = -1, 0, 0}), рис. 7а, и вершину V4, Сценарий №4, ^ = {0, 0, 0, д4 = -1, 0}), рис. 7б.
------VIВостребованность профессионализма
------У2 Качество человеческого капитала
------УЗ Состояние СЭС
У4 Система образования \/5 Качество выпускника Вуза
0.00
-1.00
-2.00
-3.00
-4.00
-5.00
-6.00
-7.00
- VI Востребованность профессионала
- У2. Качество человеческого капитала УЗ Состояние СЭС
- УЛ Система образования
- \/5 Качество выпускника Вуза
0.00
-1.00
-2.00
-3.00
-4.00
-5.00
-6.00
-7.00
-8.00
-9.00
-10.00
-11.00
-12.00
-13.00
-14.00
7а 7б
Рис. 7. Импульсные процессы, Сценарии №3 и №4
Снижение качества СЭС (д3 = -1) и требований к системе образования (д4 = -1) также вызывает отрицательные тенденции во всех ключевых вершинах, причем тенденция снижения идет интенсивнее при ухудшении состояния системы образования (Сценарий №4).
Усложним задачу исследования. Пусть возмущения вносятся сразу в две вершины VI и ¥4, Сценарий 5: б = ^ = -1, 0, 0, д4 = +1, 0}, (рис. 8) и в вершины ¥3 и ¥4, Сценарий №6: б = {0, 0, дз = +1, д4 = -1, 0}, (рис. 9).
- VI Востребованность профессионализма
- УЛ Система образования
----У2 Качество человеческого капитала
---УЗ Состояние СЭС
— * Качество выпускника Вуза
О 3 6 9 12
Рис. 8. Импульсные процессы, соответствующие Сценарию №5, б = {дх = -1, 0, 0, д4 = +1, 0}
--------УЧВостребованность профессионализма
.......\/2 Качество человеческого капитала
------- УЗ Состояние СЭС
--------У4 Система образования
--------\/5 Качество выпускника Вуза
Рис. 9. Импульсные процессы во всех вершинах, соответствующие Сценарию №6, б = {0, 0, д3 = -1, д4 = +1, 0}
Как видно из рисунков 8 и 9, в случае комбинаций двух возмущений наблюдаются более сложные импульсные процессы - нарастающие колебания. При этом снижение потребности в профессионализме д = -1) может в определенной степени компенсироваться на рассматриваемом интервале моделирования «хорошей» системой образования (д4 = +1). Согласно Сценарию №6 «хорошая» система образования (д4 = +1) также может положительно влиять на «отрицательное» (д3 = -1) состояние СЭС. Хотя вызывает сомнение способность человеческого сообщества выдерживать резкие колебания состояний системы образования и СЭС. Но эти особенности проявляются на достаточно упрощенной структуре укрупненной модели 02.
В процессе исследования модели 02 были поучены варианты сценариев при других сочетаниях возмущающих воздействий, моментов их внесения в целях корректировки импульсных процессов в желаемом направлении. Проводились исследования чувствительности решений к изменениям начальных значений (выше приводились результаты при условии, что все начальные значения хг(0) = 0), к вариациям коэффициентов^ и др. Количественные изменения параметров не приводили к изменениям вышеописанных тенденций «порочной цепи взаимосвязанных проблем», изменялись их «скорость» и «величина» (данные по оси 7). Был сделан вывод о сложности достижения стабильности развития системы образования во взаимодействии с СЭС при анализируемой структуре 02. Поэтому далее проводился эксперимент по выбору «лучшей» структуры.
Приведем один из подходящих вариантов структуры, отвечающий намерению поддержки системы образования (рис. 10). Отрицательные явления в системе образования (через «отрицательную» дугу е4?) могут быть нейтрализованы влиянием вершины V? (знак «?» используется, поскольку моделируемая вершина требует содержательной интерпретации на данном этапе исследования. Допустим, это вершина «Инвестиции в человеческий капитал»). Добавление еще одной вершины V? и ее связей с вершинами ¥3 и ¥4 позволили получить сценарий
стабилизации взаимодействия СЭС и образования, если вносится положительное возмущение в вершину V? (рис. 10).
----VI
....vз
Рис. 10. 03 - вариант измененной структуры укрупненной когнитивной карты 02
Следует добавить, что «синтез» структуры 03 получен не путем полного перебора возможных вариантов изменения числа вершин, дуг и их знаков. В работе [5] описаны результаты исследования простых структур, из которых возможно конструировать структуры с желаемым качеством импульсных процессов. Происходит сокращение перебора. Но для строгого решения задач синтеза желательно продолжение исследований.
Итак, приведенные результаты показывают возможности когнитивного анализа и синтеза сложных систем даже на простых моделях. С помощью этого инструментария возможна также проверка непротиворечивости вербальных моделей социально-экономических систем и процессов, которые существуют в гуманитарных науках.
5. Заключение
Таким образом, статья иллюстрирует ряд возможностей когнитивного моделирования сложной системы взаимодействия системы образования и социально-экономической системы в рамках вышеобозначенных слабоструктурированных проблем системы образования и целей подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, образующих человеческий капитал. Эта работа дополняет ряд теоретических исследований региональной социально-экономической системы, описанных в монографии [3], но не может претендовать на всю полноту исследования.
Итак, ориентация процесса организации и управления высшим образованием на потребности социально-экономической системы требует осмысления проблем, противоречий, новых тенденций, сопровождающих процесс взаимодействия системы образования и социально-экономической системы и применения когнитивного моделирования, объясняющего специфику ее форм, закономерностей модификации и развития. В данной ситуации необходима разработка и проведение комплекса мероприятий по совершенствованию существующего образовательного процесса, что актуализирует задачу управления системой высшего образования на основе информационной составляющей процесса подготовки кадров как инвестирования в человеческий капитал.
Литература
1. ВАСИЛЬЕВ Ю.С., ГЛУХОВ ВВ., ФЕДОРОВ М.П.,
ФЕДОТОВ А.В. Экономика и организация управления ВУЗом / Под. ред. д.т.н. В.В. Глухова .- СПб.: изд. «Лань», 1999. -448 с.
2. ГОРЕЛОВА Г.В. О формализации процесса обучения, когнитивный подход / Труды XII междун. научно-практ. конф.
«Системный анализ в проектировании и управлении». -Санкт-Петербург, 2008. - С. 60-64.
3. ГОРЕЛОВА Г.В., ДЖАРИМОВ Н .Х. Региональная система образования: методология комплексных исследований. -Майкоп: изд.ГУП «Печатный двор Кубани», 2002. - 360 с.
4. ГОРЕЛОВА Г.В., ЗАХАРОВА Е.Н., ГИНИС Л.А. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем. - Ростов-на-Дону: изд. РГУ, 2005.- 288 с.
5. ГОРЕЛОВА Г.В., ЗАХАРОВА Е.Н., РАДЧЕНКО С.Н. Исследование слабоструктурированных проблем социальноэкономических систем: когнитивный подход. - Ростов-на-Дону: изд. РГУ, 2006. - 332 с.
6. ГОРЕЛОВА Г.В., МАТВЕЕВА Л.Г, НИКИТАЕВА А.Ю.
Системный подход и инструментарное обеспечение управление в территориально-локализованных экономических системах мезоуровня. - Ростов-на-Дону: изд. РГУ, 2007. - 160 с.
7. ГОРЕЛОВА Г.В., МЕЛЬНИК Э.В. Возможности планирования эксперимента при моделировании взаимодействия сложных систем на графах / Труды VII Международной на-учно-практ. мультиконф. «Управление большими системами - 2007». - Москва, 2007. - С. 100-104.
8. Исследование операций: в 2-х томах /Пер. с англ. /Под ред. Дж.Моудера и С.Элмаграби. - М.: Мир, 1981.
9. Кульба В.В., Кононов Д.А., Ковалевский С.С., Косячен-ко С.А, Нижегородцев Р.М., Чернов И.В. Сценарный анализ динамики поведения социально-экономических систем. - М.: ИПУ РАН, 2002. - 122 с.
10. МАКСИМОВ В.И. Когнитивные технологии - от незнания к пониманию. / Сб. трудов международной конференции «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций» -М.: ИПУ РАН, 2001. - С. 4-18.
11. ТРАХТЕНГЕРЦ Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. - М.: СИНТЕГ, 1998. - 376 с.
12. ШУКШУНОВ В.Е., ОВСЯННИКОВ А.А. Системная модель организационно-экономической реформы образования в России,- М.: МАНВШ, 1998. - 46 с.
13. ШУКШУНОВ В.Е., ОВСЯННИКОВ А.А. Стратегия и тактика реформирования системы образования в России. -М.: МАНВШ, 1998. - 41 с.
14. Экономическая теория. / Под. ред. А.И. ДОБРЫНИНА, Л.С. ТАРАСЕВИЧА: уч. - СПб: изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер Ком», 1999. - 544 с.
15. CASTI J. Connectivity, Complexity, and Catastrophe in Large-scale Systems. /A Wiley -Iinterscience Publication- International Institute for Applied Systems Analysis. - Chichester- New York-Brisbane- Toronto: John Wiley and Sons, 1979.
16. GORELOVA G.V., et al. Еxperience in cognitive modeling of complex systems / CUBERNETICS AND SYSTEMS 2010, Proceedings of the 20-th European Meeting on Cybernetics and Systems Research. - Pr. In Austria, Vienna, 2010. - p. 220-223.
17. ROBERTS F. Graph Theory and its Applications to Problems of Society, Society for Industrial and Applied Mathematics. -Philadelphia, 1978.
MODELING CORRELATION BETWEEN SOCIO-ECONOMICAL SYSTEM AND HIGHER EDUCATION SYSTEM PROBLEMS WITH COGNITIVE APPROACH
Galina Gorelova, Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University», Doctor of Science, professor ([email protected]).
Elena Makarova, Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University», senior teacher ([email protected]).
Abstract: Orientation of the higher education system to the requirements of socio-economical system real sector demands consideration of problems, contradictions, new tendencies and application of cognitive modeling, explaining specificity of its forms, rules, modification and development.
Keywords: cognitive cards, education, human capital.
Статья представлена к публикации членом редакционной коллегии О. П. Кузнецовым