Научная статья на тему 'Моделирование воспитательной среды образовательного учреждения в условиях малого города'

Моделирование воспитательной среды образовательного учреждения в условиях малого города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Елена Геннадьевна

В данной статье рассматриваются вопросы моделирования воспитательной среды образовательного учреждения на примере малого города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование воспитательной среды образовательного учреждения в условиях малого города»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

С.В. БОГДАНОВА

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА

В данной статье рассматриваются вопросы моделирования воспитательной среды образовательного учреждения на примере малого города.

Созданию педагогически целесообразной и эффективной воспитательной среды в ходе специально осуществляемой деятельности по ее моделированию и построению посвящены работы ряда исследователей проблем воспитания и педагогов-практиков, но специально моделиро-ваниг воспитательной среды образовательного учреждения в малом городе не являлось объектом изучения. Поэтому для современной науки важным становится выявление, теоретическое обоснование, экспериментальная проверка эффективности условий моделирования воспитательной среды образовательного учреждения в малом городе.

Технологический тип культуры сделал моделирование как нельзя более органичным для всех областей человеческой деятельности. Анализ научной литературы, посвященной педагогическому моделированию (Аношкин А.1Ь, Вазина К.Я., Воробьев В.П., Дахин А.Н., Добряков А.А., Иванова Л.А., Князева О.Л., Козлов Л.А., Ларин ГГ., Малышев К.Б., Мануйлов Ю.С., Мищенко Л.И., ПлотинскийЮ.М., Подольский А.И., Рыжова С.В., Степанов Е.Н. и др.), показывает, что моделирование рассматривается как важный метод познавательной и преобразовательной практики.

Разделяя позицию А.Н. Дахина, И.А. Липско-го, МА Панфилова, Е.Н. Степанова, ТИ. Шамо-вой, Г.Н. Шибановой, которые рассматривают моделирование как технологию построения и изучения моделей, как реально существующих объектов педагогической практики, так и объектов конструируемых для познания или улучшения их характеристик, управления ими, мы понимает моделирование как технологический процесс, имеющий определенные цели познания

социально-педагогических объектов.

К моделированию в педагогике приступают, когда надо выяснить закономерности функционирования и развития социально-педагогического объекта, с которым надо познакомиться непосредственно; или когда объект надо создавать заново, тогда его созданию предшествует процесс моделирования.

Моделируются как педагогические парадигмы, так и содержание образования, учебная и воспитательная деятельности, образовательные и воспитательные системы, образовательная и воспитательная среда.

Воспитательная среда как социально-педагогический объект моделирования - уникальное многомерное и многофакторное явление.

Наш подход к пониманию воспитательной среды образовательного учреждения определили идеи и положения В.А. Левина [8]. Мы понимаем под воспитательной средой образовательного учреждения функциональное и пространственное объединение субъектов воспитания, между которыми устанавливаются сложные взаимосвязи. Воспитательная среда образовательного учреждения состоит из воспитательных микросред и встроена в среду малого города, которая может быть описана через качественно-содержательную характеристику, структура которой включает в себя ряд параметров, касающихся особенностей демографического, социально-экономического, градостроительного, социокультурного развития малого города.

В частности, к социокультурным особенностям малого города можно отнести: компактность,* целостность и «обозримость» социума, возможность в максимальной степени учесть все инте-

©С.В. Богданова, 2008 117

ресы и взаимосвязи внутри него; экономия средств и времени, «замкнутость» и быстрое распространение новой информации; существенно меньшие бюрократические препоны; открытость и готовность к сотрудничеству со стороны потенциальных образовательных и социальных партнеров; возможность достаточно быстрого тиражирования успешных результатов выполнения различного рода образовательно-воспитательных программ и социальных проектов и их трансферта в другие города региона. В малом городе по сравнению с деревней больше возможностей для: образовательного и профессионального выбора; разнообразия занятий в свободное время; потребления духовных ценностей; социального творчества, самореализации, самоутверждения.

В результате анализа экономических, социальных, культурных условий малого города, в которых находится образовательное учреждение, особенностей социального заказа на образование и воспитание в малом городе возникает необходимость формирования воспитательной среды образовательного учреждения, встроенной в среду малого города и необходимость в деятельности, позволяющей построить различные модели этой воспитательной среды.

С учетом этого, в процессе моделирования воспитательной среды образовательного учреждения в малом городе, мы исходили из следующих идей:

- природа воспитательной среды интегративная, гуманистическая, социальная; она учитывает региональную специфику, особенности социума малого города;

- отличительные признаки воспитательной среды образовательного учреждения необходимо рассматривать через ее социальную значимость;

- границы ее не всегда твердо определены и фиксированы во времени и пространстве, они моделируются субъектами воспитательного процесса, определяются их личностным потенциалом;

- структура воспитательной среды состоит из целого ряда взаимовлияющих и взаимодействующих микросред; структурная модель является адаптивной и способной трансформироваться при отклонениях от намеченных или ожидаемых результатов;

- «мягкая» модель воспитательной среды, разветвленная система отношений между различны-

ми компонентами, субъектами среды позволяет максимально обогатить ее, учесть специфику всех организационных единиц, участвующих в ее моделировании и развитии, определить степень ее влияния на личностное развитие субъектов воспитательной среды.

Процесс моделирования воспитательной среды предполагает включение следующих этапов:

1. Подготовительный этап, на котором возможна диагностика воспитательной среды образовательного учреждения; системный анализ воспитательной среды образовательного учреждения; организация разновозрастного и разноуровневого обучения участников моделирования; создание творческой группы педагогов, учащихся, родителей; экспертной группы; сформирована готовность педагогов, учащихся, родителей к моделированию.

2. Этап актуализации вхождения в моделирование, который включает деятельностную игру, погружение по теме «Моделирование воспитательной среды», «круглый» стол и другие формы, в зависимости от ситуации развития образовательного учреждения; выбор методологических оснований моделирования; качественное описание воспитательной среды образовательного учреждения в терминах, понятиях имеющейся модели среды образовательного учреждения; формирование модельных представлений о будущей воспитательной среде.

3. Этап конструирования модели воспитательной среды, на котором главным является; постановка целей и задач моделирования воспитательной среды; уточнение зависимости между основными элементами воспитательной среды; определение параметров среды и критериев оценки изменений этих параметров; разработка программы мониторинга развития воспитательной среды, выбор методик измерения; создание и согласование образа модели в наглядно-образной знаковой форме, ценностно-ориентационное согласие участников моделирования.

4. Этап апробации модели в педагогической деятельности, включающий в себя: изменение выделенных свойств модели применительно к тем или иным условиям; выявление взаимосвязи условий и результатов; анализ тенденции, появляющихся в результате этой работы; определение наиболее оптимальных соотношений между результатами и методами воздействия на социально-педагогическую модель воспитательной сре-

118 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова • 2008, том 14

Моделирование воспитательной среды образовательного учреждения в условиях малого города

да.

5. Этап корректировки модели, модельных представлений воспитательной среды на котором совокупность результатов, полученных на этапе апробации модели, становится основанием рекомендаций по изменению социально-педагогического объект а - воспитательной среды образовательного учреждения.

6. Этап адаптация модели в педагогической деятельности, где осуществляется принятие модели субъектами воспитательной среды.

Эффективность моделирования воспитательной среды образовательного учреждения определяется целями моделирования и условиями его осуществления.

Процесс моделирования воспитательной среды образовательного учреждения малого города более эффективен при следующих организационных и педагогических условиях:

- Если выбор концепции, теоретических подходов моделирования воспитательной среды образовательного учреждения учитывает социокультурный потенциал малого города, реальные возможности педагогической среды, интересы и потребности учащихся и их родителей, педагогов.

Выбор определяет выделение в объекте - воспитательной среде школы, основных свойств или процессов, структуру, функции, относительно которых осуществляется модельное исследование

- преобразование.

- Если в образовательном учреждении имеется программа реализации воспитательной концепции, включающая важные для человека и региональной специфики основные направления социализации и воспитания в малом городе.

Модель воспитательной среды учитывается в процессе программирования, разработки программы воспитания образовательного учреждения малого города. Апробация модели среды в деятельности не возможна без программы воспитания. Моделирование воспитательной среды, создание программы воспитания являются составляющими многоуровневого понятия «модели реализации программы воспитания».

- Если в моделирование воспитательной среды включены родители, учащиеся, педагоги, представители общественности, независимые эксперты; субъекты моделирования воспитательной среды объединены в единый разновозрастной и полипрофессиональный коллектив, который орга-

низует деятельность и участвует в ней.

Формирование группы участников моделирования может проходить в разных вариантах. Основанием для участия в работе группы может быть опыт участия в государственно-общественном управлении школой, рекомендации органов самоуправления, собственная инициатива. В качестве экспертов приглашаются преподаватели и методисты института повышения квалификации педагогов, высших учебных заведений.

К критериям включенности в моделирование, как совместную деятельность, может быть отнесено индивидуальное развитие членов разновозрастной и полипрофессиональный группы.

- Если организовано социальное взаимодействие и социальное партнерство всех участников моделирования воспитательной среды образовательного учреждения в рамках муниципального воспитательного пространства.

Субъектами муниципального воспитательного пространства при социальном взаимодействии социальном партнерстве в процессе моделирования соблюдаются: добровольность принятия обязательств, уважение и учет интересов участников, полномочность и ответственность.

- Если сформирована модельнокультурная компетентность участников процесса моделирования.

Организационные технологии формирования модельнокультурной компетентности создаются как коммуникативно-смысловое поле обмена смыслами деятельности моделирования, ее ценностями.

- Если осуществляется экспертиза воспитательной среды образовательного у чреждения на основе формального описания воспитательной среды в системе соответствующих психодиагностических параметров и рефлексивного управления.

Рефлексия психологической, программнометодической, организационной готовности педагогов, учащихся, родителей к моделированию; самопознание и самоанализ лежат в основе принятия конкретной модели воспитательной среды ее субъектами, делают процесс моделирования более осознанным.

Разработанность перечисленных условий способствует повышению эффективности моделирования воспитательной среды образовательного учреждения, т.е. обеспечивает соответствие модели среды действительности, ее прогности-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2008 119

ческую адекватность и валидность, что является важной составляющей успешного функционирования и развития образовательного учреждения.

Библиографический список

1. ДахинА. Н. Педагогическое моделирование и компетентность участников образования И Школьные технологии. -2007.-№ 6. - С. 64-72.

2. Липский И. А. Технология реализации целей, и ценностных ориентаций в социально-педагогической деятельности. - Тамбов: ТГУ, 2000. -32 с.

3. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. -2000. -№ 7. -С, 23-28.

4. Панфилов М.А. Знаково-символическое

моделирование учебной информации в ВУЗЕ // Педагогика. - 2005. -№ 9. - С. 31-34.

5. Селиванова НЛ. Современные представления о воспитательном пространстве /7 Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. — М., 2001. -С. 5-18.

6. Степанов Е.Н, Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. ~М.: Педагогический поиск, 2007. -16 0 с.

7. Шамова Т.Н., Шибанова ПН. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. - М.: ЦГЛ, 2005. - 200 с.

8. Левин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды.- М.: Сентябрь, 2000. -12 5 с.

Б,В. КУПРИЯНОВ

КАК ВЫ ЯХТУ НАЗОВЕТЕ...

(об онтологической сущности и особенностях жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей)

История возникновения в лексиконе многомиллионного российского педагогического сообщества словосочетания «учреждение дополнительного образования детей» обросла легендами, мифами и сказаниями. Сам слышал эту историю от нескольких человек, при всей разности версий, где сидели, что говорили и какие зарубежные журналы листали Алексей Константинович Бруд-нов, Галина Петровна Буданова, Наталья Леонидовна Селиванова и другие участники спасения отечественной системы внешкольного воспитания, практически все рассказы сходили в одном, что название родилось случайно и чуть ли не очень понравилось всем присутствующим. Помню как на конференции в Ярославле в 1997 г. звучала критика в отношении словосочетания «дополнигельное образование». Более того, один чрезвычайно уважаемый мной человек, известный исследователь воспитания, чрезвычайно не лестно прокомментировал мои усилия по интерпретации формулы «учреждение дополнительного образования детей». И, тем не менее, я решил взяться за труд истолкования, рассуждая так: раз

«попытка не пытка... ». Приписывается чекистам

это понятие живет, употребляется, значит, определяет образ мысли российских педагогов. Может нам удастся наполнить эти слова наиболее продуктивным значением.

«Разберемся по понятиям...»

Известный доцент

Свое рассмотрение начнем с этимологии (греч. etymologia, от etymon - истинное значение слова) слов «дополнительный», «дополнять», «дополнить». Интересный материал дает осмысление названных слов и синонимичных понятий в русском, английском, испанском, итальянском, латинском, немецком, французском языках. Обратившись к словарям, удалось обнаружить более двадцати оттенков значения слов «дополнительный», «дополнять», «дополнить». Анализ и синтез позволяют выделить четыре относительно самостоятельные, но пересекающиеся группы значений исследуемых слов:

- сущность дополнения как действия (что объективно происходит в результате дополнения?);

- назначение для субъекта, для которого осу-

120 Вестник КГУ им. НА. Некрасова • 2008, том 14

©Б.В. Куприянов, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.