УДК 37.013.42:37.018.322
ББК 4424.78 ГСНТИ 14.43.51 Код ВАК 13.00.01
Е. В. Москвина
Екатеринбург, Россия
МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Аннотация. Описываются основные подходы к моделированию учебной работы в учреждении закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением. Раскрывается структура процесса их реабилитации в специально созданных условиях учреждения закрытого типа, анализируется результативность организованной деятельности с применением комплекса методов педагогического воздействия с учетом особенностей контингента воспитанников. Особое внимание уделено описанию роли всех подразделений в достижении общей цели деятельности учреждения — организации такого процесса реабилитации подростка с девиантным поведением, который способствует его осознанной социально одобряемой самореализации после выпуска из специальной школы.
Ключевые слова: развитие личности подростка; учреждение закрытого типа; подросток с девиантным поведением; реабилитация; модель; моделирование.
Сведения об авторе: Москвина Елена Владимировна, заместитель директора по учебной работе.
Место работы: государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение Свердловской области для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124».
Контактная информация: 620024,
E-mail: elena230877@yandex.ru.
Е. V. Moskvina
Ekaterinburg, Russia
MODELING OF EDUCATIONAL
WORK IN THE PROCESS OF REHABILITATION OF CHILDREN AND TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN A CLOSED INSTITUTION
Abstract. The article describes the main approaches to modeling of training activities in a closed type institution for children and teenagers with deviant behavior. It reveals the structure of the process of their rehabilitation in specially created conditions of closed type institutions, analyses the effectiveness of organized activities using complex methods of pedagogical interventions taking into account features of the contingent of pupils. Special attention is paid to the description of the role of all departments in achieving common goals of the institution’s activity — organization of the process of rehabilitation of adolescents with deviant behavior and promoting its socially conscious self-realization after graduating from a special school.
Key words: development of the personality of teenager; institution of closed type; teenager with deviant behavior; rehabilitation; model; modeling.
About the author: Moskvina Elena Vladimirovna, Deputy Director for Academic Activity.
Place of employment: State Special Educational Institution of Sverdlovsk Region for Children and Teenagers with Deviant Behavior “Special General Education School of Closed Type №124”.
г. Екатеринбург, Бисертская, 143.
В современной науке существуют различные определения понятия девиантного поведения, его классификации, описания причин появления и путей его преодоления. К научному обоснованию этих вопросов обращаются работники закрытых учреждений для подростков с девиантным поведением, изучая эволюцию причин появления отклонений в подростковой среде и результативность применения технологий работы с ними.
В Свердловской области действует единственная общеобразовательная школа закрытого типа, работающая с детьми и подростками с девиантным поведением. В нее по решению суда направляются подростки, совершившие преступления до наступления у них возраста полной уголовной ответственности. В данном образовательном учреждении создаются специальные условия содержания, обучения и воспитания таких подростков.
Специальные условия предусматривают охрану территории учреждения и материальных ценностей, организацию безопасных условий содержания и временную изоляцию воспитанников, исключающую возможность их ухода с территории учреждения по собственному желанию, круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками, в том числе во время, отведенное для сна, проведение выборочного досмотра вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей, передач.
Подростки, направляемые в учреждение закрытого типа, имеют
© Москвина Е. В., 2014
низкий уровень учебных знаний и умений и низкую мотивацию к учебной работе, что связано с отклонениями в поведении. Под отклонениями в поведении детей и подростков Р. В. Овчарова понимает такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность), несут в себе зачатки, истоки будущих отрицательных поступков, нарушающих нравственные, социальные, правовые нормы, требования закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом. Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются [13].
Опираясь на теорию А. В. Петровского об этапности развития личности подростка (адаптация — индивидуализация — интеграция) [9], мы предполагаем, что воспитанник учреждения закрытого типа приобрел асоциальные формы поведения, пройдя названные фазы в асоциальной группе. Будучи помещенным в учреждение закрытого типа, он прежде всего изолируется от общности, в которой сформировались его асоциальные (девиантные) формы поведения, что способствует достижению цели деятельности такого учреждения. В соответствии с «Типовым положением о специальных учебно-воспитательных учреждениях», их цель состоит
в обеспечении психологической, медицинской и социальной реабилитации подростков, в том числе коррекции их поведения и адаптации в обществе, а также в создании условий для получения подростками образования.
Таким образом, цель деятельности коллектива закрытого учреждения — организация такого процесса реабилитации воспитанника, который способствует его осознанной социально одобряемой самореализации после выпуска из школы.
В современных педагогических концепциях (С. А. Беличева, М. А. Га-лагузова) термин «реабилитация» определяется как «восстановление определенных функций», «возвращение» к нормативной жизнедеятельности путем формирования потребностей и интересов подростка. Реабилитационная деятельность в учреждении закрытого типа реализуется в нескольких направлениях: профориентационно-трудовая реабилитация, учебно-воспитательная, спортивно-оздоровительная, социально-психологическая.
Учреждению закрытого типа присуща педагогизация всей деятельности — в реабилитационном процессе участвуют все структурные подразделения закрытого учреждения, решающие как общие, так и специфические задачи:
• школа формирует учебные компетенции для повышения конкурентоспособности выпускников при продолжении ими обучения после выпуска из школы, в том числе профессионального обучения;
• социально-психологическая служба корректирует психологическое развитие и дефекты речи, препятствующие школьному обучению, прививает навыки социальной самостоятельности и психологической устойчивости воспитанникам школы как необходимые условия возвращения подростков в правовое поле;
• дополнительное образование состоит в профориентационной работе, обучении начальным профессиональным навыкам, позволяющим раскрыть индивидуальные особенности каждого воспитанника;
• служба воспитателей формирует и развивает способности усвоения и применения социальных и бытовых навыков, приобретенных и закрепленных в школе, воспитывает самостоятельное законопослушное поведение;
• медицинская служба прививает навыки самосохраняющего поведения, формирует здоровьесохраняющие компетенции;
• служба режима создает условия для закрепления воспитанников и выпускников в правовом поле, сокращения количества рецидивов;
• хозяйственная служба создает условия для привития воспитанникам понимания комфортного проживания и принятия ими этих представлений.
Учебная работа является основополагающей в организации реабилитации девиантного подростка в учреждении закрытого типа, так как формирование навыков обучения является ведущим видом деятельности в данной возрастной
группе. Важность соответствующей деятельности отмечал А. С. Макаренко: «Труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы» и «без идущего рядом образования не приносит воспитательной пользы» [6, с. 116]. К социокультурным ценностям относит образование И. А. Филатова, связывая его с «системой внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие» [14]. Наряду с общими задачами образования, учреждение закрытого типа призвано обеспечивать максимально эффективный процесс реабилитации и профилактики девиации у подростков. В связи с этим мы говорим об особенностях построения учебного процесса в закрытом учреждении.
Подростки, направляемые сюда, как правило, имеют школьную дезадаптацию, которая диагностируется у них по факту академической неуспеваемости, частых и продолжительных прогулов учебных занятий, несформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с возрастом. Поэтому образовательный процесс в закрытом учреждении носит личностно ориентированный характер и учитывает влияние на процесс обучения следующих факторов:
• педагогической запущенности, связанной с утратой учебной мотивации, длительным переживанием статуса отстающего ученика, сопровождающимся попытками самоутверждения в других формах деятельности, замещающих обуче-
ние (личностно-мотивационная де-фицитарность);
• академической неуспеваемости, связанной с несоответствием дидактических требований, предъявляемых подростку, уровню зрелости его интеллектуальных функций, обеспечивающих обучение; доминируют признаки неразвитости интеллектуальных процессов, определяющих целенаправленность, познавательную активность (интеллектуальная дефицитарность, связанная с задержкой психического развития);
• наличия сопутствующих пограничных психических расстройств (астенические, церебрастенические, аффективные расстройства, сочетающиеся с невротическими, патохарактерологическими реакциями), которые определяют временные состояния риска учебной неуспеваемости по состоянию здоровья.
Организация образовательного процесса в учреждении закрытого типа предполагает продолжение обучения в стенах самого учреждения и требует моделирования организации этой деятельности, т. е. «создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения» [8].
Предлагаемая модель учебной работы в учреждении закрытого типа предполагает реализацию образовательных задач на каждом учебном занятии и через создание обучающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на развитие личности каждого воспитанника.
Рис. Модель организации учебной работы в учреждении закрытого типа для подростков с девиантным поведением
Модель включает обязательные компоненты (см. рис.). Учебная работа, несмотря на ее специфичность, строится в соответствии с нормативно-правовыми документами, определяющими содержание начального и основного общего, а также специального коррекционного образования. Учебный план сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения в соответствии с современным пониманием качества образования согласно федеральным государственным образовательным стандартам. Серьезное внимание уделяется созданию новой образовательной среды. Обеспечиваются условия для непрерывности образования, ведь, как верно отмечено В. И. Слободчиковым, образовательная деятельность, свернутая до размерности одного учреждения, одной программы, одной учебной предметности, превращает образовательное пространство в набор автоматизированных мест образо-
вания, уничтожая его единство и непрерывность [12]. Это учитывается при организации образовательной деятельности, так как после выпуска из учреждения воспитанник должен иметь равные со сверстниками возможности для продолжения обучения.
Необходимым условием создания успешной учебной ситуации для воспитанников учреждения является применение дифференцированных образовательных программ, с одной стороны, учитывающих требования современного законодательства в сфере организации обучения граждан Российской Федерации, с другой — позволяющих компенсировать серьезные пробелы в знаниях поступающих в школу подростков. В 92 % случаев официально заявленный уровень освоения ими учебного материала не соответствует действительности, причем является завышенным. Поэтому данные программы нацелены в том числе на развитие мотивации и проявления познавательной ак-
тивности обучающегося. Для этого педагоги используют:
- адаптивные технологии развивающего обучения (технология развивающего метода в учебновоспитательном процессе, технологии деятельностного подхода и др.). Они позволяют через взаимодействие в паре, группе или в коллективе социализировать мышление подростка с девиантным поведением и культивировать в нем образцы правильного поведения;
- нестандартные формы проведения уроков: урок-игра, урок-путешествие, уроки с использованием мультимедийных технологий, видеоуроки, интерактивные уроки, уроки с представлением проектов как результата групповой работы, уроки с использованием театрализации и дистанционных тестовых материалов;
- занимательные задания и задания, имеющие практическую направленность;
- создание ситуации успеха на уроке, помощь в составлении «Портфолио достижений»;
- средства обратной связи на уроках;
- внеурочные технологии организации работы по изучаемым в школе предметам: конкурсы, викторины, изготовление наглядных иллюстративных материалов, проведение предметных и тематических недель, познавательные экскурсии;
- приемы визуализации положительных результатов учебной и внеучебной предметной деятельности учащихся.
Важным является и вопрос о системе оценивания знаний и умений воспитанников, так как учебная работа в учреждении закрытого типа является специфически организованным процессом, отличным от учебного процесса в обычной общеобразовательной организации. Это обусловлено особенностями воспитанников, имеющих отрицательный опыт сотрудничества со школьным коллективом, неуспехи в обучении, учебную запущенность, большие пробелы в знаниях. Поэтому система оценивания достижений обучающихся максимально индивидуализирована. Она предполагает в первую очередь сравнивание результатов конкретного подростка с его же результатами, достигнутыми ранее. На этапе достижения уровня знаний обучающегося по предметам учебного плана в соответствии с требованиями образовательной программы к освоению учебного материала происходит смещение к общеприменимому оцениванию, предусмотренному ФГОС.
Основу этапа выравнивания учебной ситуации каждого воспитанника составляет система внеурочной предметной работы, дающая возможность восполнять предметные знания воспитанников за рамками уроков. Формы ее разнообразны: предметные недели, конкурсы, подготовка докладов, исследовательская и опытническая деятельность, работа лабораторий «Юный биолог» и «Юный химик».
Успешность учебной работы во многом зависит от интенсивного
применения интерактивных форм ведения учебных и внеурочных занятий. Организация учебного процесса рассматривается как один из основных элементов профилактики в условиях учреждения для подростков с девиантным поведением, нацеленных на создание устойчивой позитивной мотивации к учебе, активизацию познавательной деятельности подростков, формирование у обучающихся навыков учебной работы, восполнение пробелов в знаниях.
Одно из средств активизации интереса — интерактивность подачи учебного материала, предполагающая в первую очередь диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, нацеленная на создание комфортных условий обучения — таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Это делает процесс обучения продуктивным, так как все воспитанники оказываются вовлечены в процесс познания. Также предполагается использование интерактивных программных средств обучения, позволяющих визуализировать учебный материал, обратиться к источникам через Интернет, что помогает обучающимся глубже понять и усвоить изучаемый материал. Кроме того, это позволяет применять интерактивное тестирование как метод итоговой или промежуточной проверки с моментальным получением независимой оценки знаний, проводить виртуальные лабораторные работы или
виртуальные экскурсии, что в условиях закрытости учреждения помогает повысить привлекательность процесса обучения.
Использование интерактивных форм организации учебной деятельности вызвано необходимостью пробуждения интереса воспитанников к обучению, создания положительной мотивации к процессу познания и одновременно умелого поддержания дисциплины, выстраивания работы с учетом функциональных и психофизиологических особенностей каждого подростка.
Также в учреждении создается особенный режим жизнедеятельности, способствующий максимальной реализации учебных возможностей воспитанников, являющийся следствием сопровождения учебного процесса работниками службы режима и приоритетного внимания к соблюдению дисциплины на уроках и во внеурочное время. Данный компонент модели имеет косвенное отношение собственно к организации учебной работы с воспитанниками учреждения, однако важен для поддержания рабочей продуктивной атмосферы. При условии эффективности этого компонента все остальные дадут в работе с подростком с девиантным поведением положительный результат.
Для решения указанных задач организации учебной работы в учреждении закрытого типа применяются специальные методы:
1) формирования навыков самоорганизации и саморегуляции. Методы самоорганизации направлены на формирование важных для под-
ростка качеств по предупреждению возможных или обнаружению уже совершенных ошибок. Навыки самоорганизации и саморегуляции способствуют поддержанию рабочей обстановки во время учебных занятий, что напрямую влияет на качество усвоения знаний. Воспитание навыков саморегуляции также необходимо для повышения возможностей подростка с девиантным поведением правильно реагировать на стрессовые ситуации, для воспитания умений выходить из возникающих конфликтов, обучения способности правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие люди, формирования навыков эффективного общения. Формирование личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, — условие успешности адаптации в социуме;
2) формирования и закрепления навыков и компетенций социально одобряемого поведения. Формирование и закрепление этих навыков затрагивает в условиях учреждения закрытого типа все стороны жизнедеятельности подростка: личностную сферу, межличностные взаимоотношения и поведение в группе, а также направлено на формирование познавательного интереса воспитанников, развитие их способностей к учебным предметам и творческой деятельности, развитие коммуникативных умений, воспитание трудолюбия;
3) формирования положительной перспективы. Любое эффективное
взаимодействие с подростком возможно только с опорой на его мотивацию к перспективе развития. В качестве мотивов могут выступать потребности, идеалы, интересы, убеждения, ценности. Стимулирующая роль успеха состоит в том, что он может выступать своеобразным толчком в перестройке отношений к деятельности, в том числе и учебной. Чувство удовлетворения, радости вызывает стремление к преодолению трудностей. Использование успеха для стимуляции положительного отношения подростков к учебной работе требует в первую очередь положительной установки педагога. Для этого творчески преломляются его организаторские и коммуникативные способности. Такая установка меняет в положительную сторону отношение обучающегося к предмету, вызывает стремление к активной учебной работе.
Изменения, происходящие с воспитанником в процессе учебной работы в учреждении закрытого типа, можно установить путем анализа успеваемости. 100 % вновь прибывших воспитанников восстанавливают пробелы в знаниях в течение первого года обучения в учреждении. На 30 % сокращается количество допущенных ошибок, связанных с незнанием программного материала предмета предыдущих классов. На второй год пребывания в учреждении закрытого типа, помимо выравнивания успехов в учебной работе, 100 % воспитанников участвуют в общешкольных интеллектуаль-
ных мероприятиях, 60 % — в интеллектуальных мероприятиях регионального и всероссийского уровня.
Помимо работы по развитию навыков учебной деятельности, всеми педагогами школы ведется работа по развитию метапредмет-ных компетенций. Основными для работы учреждения закрытого типа являются способность к сотрудничеству и коммуникации, способность к решению личностно и социально значимых проблем, способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития. Демонстрация их освоения происходит во время различных учебных и внеучебных ситуаций. Так, с 2010 г. в школе проходит научнопрактическая конференция «Творчество ученика и учителя», на которой воспитанники представляют комплексные исследовательские проекты по учебным предметам. Результаты участия в конференции представлены в таблице.
Таблица 1
Показатели динамики участия воспитанников ГКСУВУ СО «СОШ № 124» в школьной конференции «Творчество ученика и учителя»
Год Количество участников Доля от общего количества обучающихся, %
2010 17 23
2011 21 34
2012 26 46
2013 18 33
2014 16 30
Развитию метапредметных компетенций способствует и система фестивалей презентаций, посвященных военным профессиям, родам войск, юбилеям писателей и композиторов, праздникам. На сегодняшний день 76 % воспитанников имеют опыт публичной презентации своих работ, поисковой деятельности и творческого сотрудничества в коллективе сверстников.
Таким образом, мы имеем возможность наблюдать синергетический эффект правильно организованной учебной работы подростков с девиантным поведением в условиях учреждения закрытого типа, когда, помимо прямых результатов, — повышения успеваемости, повышения качества знаний по предметам учебного плана — мы получаем сопутствующие результаты, способствующие повышению способностей обучающихся к социализации после выпуска из школы.
С учетом особенностей функционирования учреждения закрытого типа, педагог работает над комплексом задач, решение которых неизбежно должно привести к желаемому результату. В связи с этим главным в работе коллектива является принцип сочетания требовательности к воспитанникам с гуманным и справедливым отношением к ним. Данный принцип основывается на индивидуализации процесса педагогического воздействия на подростка для достижения цели деятельности учреждения закрытого типа.
Литература
1. Герт, В. А. Субъектностъ индивидуального бытия человека / В. А. Герт ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2012.
2. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — М.: Академия, 2001.
3. Игнаткина, М. С. Организация воспитательной работы школы на традициях народной культуры как моделирование деятельностных образовательных ситуаций / М. С. Игнаткина // Образование в современной школе. — 2013. — № 12. — С. 35—36.
4. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. — М.: Академия, 1999.
5. Коркунов, В. В. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта : моногр. / В. В. Коркунов.— Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2011.
6. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 5 / А. С. Макаренко. — М.: Педагогика, 1985. — 336 с.
7. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвя-
зинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова. — М.: Академия, 2008.
8. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие / под ред. М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 544 с.
9. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. — 1984. — № 4.
10. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
11. Савина, Н. Н. Креативная педагогика для «трудных» : моногр. /
Н. Н. Савина. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2009.
12. Спободчиков, В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования / В. И. Спободчиков. — Екатеринбург : Изд. отд. Екатеринб. епархии, 2009.
13. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования : учеб. пособие для студентов вузов и практических работников / Р. В. Овчарова. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
14. Филатова, И. А. Ценности специального педагога как основа формирования готовности к профессиональной деятельности / И. А. Филатова // Специальное образование. —2010. — № 4.