ЗОИДОВ К.Х.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦИКЛИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА. ЧАСТЬ IV1
Аннотация. В статье рассматриваются социально-экономическое описание основных тенденций развития и моделирование циклической динамики структурных изменений в экономике стран постсоветского пространства. Проведен ретроспективный анализ циклической динамики структурных изменений в экономике в период с 1991-2014 гг. в условиях интеграции и нестабильности. Основная суть регулирования циклической динамики структурных изменений в экономике заключается в принятии своевременных мер самого различного характера, чтобы не допустить «перегрева» экономики и избежать резкого и глубокого падения производства, тяжелой кризисной цикличности и продолжительной депрессии в условиях мирового финансово-долгового экономического кризиса и падения мировых цен на сырьевые ресурсы. Проанализировано современное состояние, возможности и перспективы развития стран постсоветского экономического пространства с позиций инновационных структурных преобразований экономики. Сформулированы механизмы регулирования циклической динамики структурных изменений и разработаны предложения по совершенствованию основного направления эффективной стратегии опережающего развития в условиях интеграции в рамках ЕАЭС, модернизации и глобальной нестабильности.
Ключевые слова: циклические структурные изменения, социально-экономические кризисы, производственные зависимости, инновация, структурная политика, модернизация, интеграционные процессы, постсоветское экономическое пространство.
ZOIDOV К.КН.
MODELLING OF CYCLIC DYNAMICS OF STRUCTURAL CHANGES IN THE ECONOMY OF COUNTRIES OF THE POST-SOVIET TERRITORY. PART IV
Abstract. The manuscript discusses the social-economical description of the main tendencies of development and modelling of the cyclic dynamics of structural changes in the economy of countries of the post-Soviet space. A retrospective analysis of cyclic dynamics of structural changes in the economy during the period of 1991 to 2004 in the conditions of integration and instability has been performed. The main idea of regulating the cyclic dynamics of structural changes in the economy is in taking timely measures of very different type in order not to allow "an overheating" of the economy and avoid a sharp and deep drop of production, severe crisis cyclicity and long-term depression in the conditions of world financial-debt economic crisis and drop of international prices of raw material resources. The modern state, abilities and prospects of development of countries of the post-Soviet economic space have been analyzed from the point of view of innovative structural transformations of the economy. Mechanisms of regulation of cyclic dynamics of structural changes have been formulated, and suggestions on improving the main area of focus of effective strategy of better-than-anticipated development in the conditions of integration within the context of the EEU, modernization and global instability have been developed.
Keywords: cyclical structural changes, social-economic crises, production dependencies, an innovation, structural policy, modernization, integrational proceses, post-Soviet economic territory.
Страны Центральной Азии. К основным участникам Центральной Азии территориально относят Казахстан, Кыргызистан, Таджикистан, Узбекистан и Туркмению.
Состояние рынка труда Республики Казахстан. В современном периоде между Россией и странами Центральной Азии (ЦА) сформировалась устойчивая миграционная подсистема, которая характеризуется масштабными миграционными потоками и устойчивой географической направленностью. Именно из стран ЦА и происходил в последнее время основной поток мигрантов на постоянное место жительства, а в настоящее время они обеспечивают российскую экономическую систему трудовыми мигрантами для различных отраслей экономики и российские вузы учебными мигрантами. По проведенным нашим исследованиям и других экспертов в странах ЦА численность населения трудоспособного возраста ежегодно будет увеличиваться и в 2050 г. достигнет примерно следующих показателей: в Узбекистане — 6,4 млн чел., в
1 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-02 -00325а).
Таджикистане — 2,8 млн чел., в Туркменистане - 900 тыс. чел., в Кыргызстане — 600 тыс. чел. человек. Даже при ускоренном научно-технологическом развитии экономической системы в этих государствах все трудоспособное население не может быть трудоустроено. Поэтому в ближайшей перспективе страны ЦА будут оставаться наиболее вероятными трудовыми миграционными донорами для России [8-27].
Численность экономически активного населения Казахстана на 1991 г. составляла 7716 тыс. человек. В период с 1991 г. по 1999 г. данный показатель активно сокращался и на 1999 г. составил 7055 тыс. чел. или 91,4% от уровня 1991 г. С 2000 г. по 2013 г. в связи с улучшением социально- экономической ситуации в республике наблюдаем увеличение цикличности динамики тенденции численности экономически активного населения, и она составляет 117,2% от уровня 1991 г. Далее этот показатель уменьшается и в 2014 г. составляет 116,1% от уровня 1991 г. (табл. 1, рис. 1-2).
Таблица 1
Социальное положение Казахстана в период с 1991-2014 гг.* [1-2]
Годы р А чэан в % 1991 р А чэан (тыс. чел.) L в % 1991 L (тыс. чел.) Рч6 (тыс. чел.) Рбез в % р * миг (тыс. чел.) 7 ^зар 7 ^ипц в % 1991
1991 100,0 7716 100,0 7716 627,6 100,0
1992 98,2 7578 98,2 7578 65,0
1993 90,2 6963 90,2 6963 49,7 51,0
1994 92,2 7118 85,3 6582 7,5 48,3 35,0
1995 95,4 7360 84,9 6552 11,0 377,8 78,5 35,0
1996 97,1 7490 84,5 6519 13,0 101,7 36,0
1997 96,4 7440 83,9 6472 13,0 113,2 38,0
1998 91,4 7053 79,4 6128 13,1 123,7 40,0
1999 91,4 7055 79,1 6105 13,5 99,3 46,0
2000 92,1 7107 80,4 6201 12,8 324,1 101,1 49,0
2001 96,9 7479 86,8 6699 780,3 10,4 117,9 54,0
2002 95,9 7400 86,9 6709 690,7 9,3 132,6 60,0
2003 99,2 7657 90,5 6985 672,1 8,8 154,6 64,0
2004 101,6 7841 93,1 7182 658,8 8,4 208,3 74,0
2005 102,4 7902 94,1 7261 640,7 8,1 373,4 256,3 83,0
2006 104,1 8029 96,0 7404 625,4 7,8 323,5 93,0
2007 106,6 8228 98,9 7631 597,2 7,3 428,2 108,0
2008 109,1 8415 101,8 7857 557,8 6,6 505,4 107,0
2009 109,6 8458 102,4 7903 554,5 6,6 406,3 456,5 110,0
2010 111,6 8611 105,2 8114 496,5 5,8 526,7 118,0
2011 113,7 8775 107,6 8302 473,0 5,4 402,9 614,0 126,0
2012 116,4 8982 110,3 8507 474,8 5,3 679,1 135,0
2013 117,2 9041 111,1 8571 470,7 5,2 361,4 717,4 137,7
2014 116,1 8962 110,3 8510 451,9 5,0 422,4 675,4 143,2
*Рчэан — численность экономически активного населения; L — численность занятого населения; Рчб — численность безработных по данным обследования рабочей силы (в среднем за год); Рбез — уровень безработицы в процентах от общей численности экономически активного населения; Рмиг — миграция населения (число зарегистрированных в органах внутренних дел при перемене постоянного места жительства); Zзаp — среднемесячная номинальная заработная плата (по сред. курсам нац. валют к долл. США); Zипц — динамика среднемесячной заработной платы с учетом ИПЦ в % к 1991 г.
-Рчэан —-—I -о-гипц Рис. 1. Численность экономически активно-
го населения — Р, населения
чэтн, численность занятого L; реальная заработная плата
-61 —^бгипц
Рис. 2. Темпы прироста: численность экономически активного населения — dPчэан; численность занятого населения — dL; ре-
(в индексах к 1991 г.)
альная заработная плата — dZl
шпц
В период 1991-1999 гг. численность занятого населения в экономике Казахстана постоянно снижалась и в 1999 г. составила 79,1 от уровня 1991 г., а начиная с 2000 г. стабильно повышалась и в 2013 г. составила 111,1 от уровня 1991 г. Основная доля экономически неактивного населения — пенсионеры и учащиеся дневной формы обучения. Наиболее уязвимыми на рынке труда остаются женщины и молодежь в возрасте 16-29 лет. Для рынка труда Казахстана характерно наличие значительной части самостоятельно занятого населения, удельный вес которого постоянно растет. Далее в 2014 г. численность занятого населения в экономике Казахстана уменьшается и составляет 110,3% от уровня 1991 г. (рис. 1-2).
В период 1994-2000 гг. в экономике Казахстана наблюдался устойчивый рост уровня безработицы, который стабилизировался в 2000 г. и составлял почти 12,8 % от общей численности экономически активного населения. С 2000 г. вместе с началом периода экономического роста уровень безработицы стал падать и в 2013 г. составил 5,2% — более чем в 2 раза меньше пиковых значений 1996-2000 гг. В 2014 г. уровень безработицы составил почти 5,0% от общей численности экономически активного населения.
В 1992-1995 гг. в Украине произошло резкое снижение динамики средимесячной заработной платы с учетом ИПЦ: в 1995 г. этот показатель составлял всего 35% от уровня 1991 г. С 1996 по 2014 г. реальная заработная плата в экономике Казахстана увеличилась более чем в четыре раза — до 143,2% от уровня 1991 г. Однако не следует забывать, что циклическая динамика структуры распределения доходов среди населения за трансформационный период также претерпела серьезные изменения.
Таким образом, несмотря на улучшение экономической ситуации в Казахстане, после российского дефолта 1998 г. из республики продолжает уезжать определенное число трудовых мигрантов. В экономической модели Казахстана с либеральным регулированием трудовой миграции порядок выезда на работу за рубеж достаточно свободный и не ограничивается государством. По данным казахстанской статистики ежегодно по официальным каналам за границей трудоустроились около 500 человек. Специфической особенностью эмиграции из Казахстана является ее ярко выраженный характер — значительный отток русскоязычного населения. По проведенным нашим исследованиям и примерным оценкам других экспертов численность трудовых эмигрантов из Казахстана, находящихся за рубежом, может приблизительно составлять от 350 до 500 тыс. человек.
Состояние рынка труда Республики Кыргызстан. Численность экономически активного населения Кыргызстана в 2008 г. оценивалась в 1918 тыс. человек, в 2000 г. она составляла 1913 тыс. человек. До 1994 г. происходит значительное сокращение тенденции численности экономически активного населения всего по республике на 97,8% от уровня 1991 г. С 1995 г. по 2000 г. наблюдаем циклообразную динамику численности экономически активного населе-
ния, и она составляет почти 109,1% от уровня 1991 г. Но начиная с 2001 г. численность экономически активного населения всего по республике в связи с улучшением экономической ситуации растет и далее падает, и в 2012 г. составляет 142,4% от уровня 1991 г. Но начиная с 2009 г. численность экономически активного населения всего по Кыргызстану в связи с социально-экономическими проблемами растет до 2012 г., падает в 2013 г. и составляет 140,8% от уровня 1991 г. Далее в 2014 г. этот показатель растет и составляет 142,8% от уровня 1991 г. (табл. 2, рис. 3-4).
Таблица 2
Социальное положение Кыргызстана в период с 1991-2014 гг.* [1, 3]
Годы р А чэан в % 1991 р А чэан (тыс. чел.) L в % 1991 L (тыс. чел.) Рчб (тыс. чел.,) Рбез в % р * миг (тыс. чел.) 7 ^зар 7 ^ипц в % 1991
1991 100,0 1754 100,0 1754 134,3 105
1992 105,0 1841 104,7 1836 100
1993 97,5 1710 95,8 1681 16,6 61
1994 97,8 1716 93,8 1645 21,5 61
1995 99,3 1742 93,6 1642 72,7 34,0 67
1996 102,2 1792 94,2 1652 38,3 68
1997 102,2 1792 96,3 1689 39,2 76
1998 103,2 1811 97,2 1705 40,1 85
1999 108,4 1901 100,6 1764 26,9 78
2000 109,1 1913 100,8 1768 144,3 39,6 25,7 77
2001 110,5 1939 101,9 1787 30,0 85
2002 120,6 2116 105,5 1850 265,5 12,5 35,9 97
2003 122,2 2143 110,0 1930 212,3 9,9 43,8 107
2004 124,1 2177 113,5 1991 185,7 8,5 52,5 120
2005 128,9 2261 118,4 2077 183,5 8,1 41,9 63,7 134
2006 130,3 2285 119,5 2096 188,9 8,3 81,4 160
2007 133,6 2344 122,7 2153 191,1 8,2 106,4 175
2008 135,7 2380 124,5 2184 195,6 8,2 147,1 191
2009 138,0 2420 126,3 2216 203,7 8,4 36,0 143,6 205
2010 140,0 2456 127,9 2244 212,3 8,6 156,4 217
2011 142,0 2490 129,9 2278 212,4 8,5 41,8 201,8 241
2012 142,4 2497 130,3 2286 210,4 8,4 49,3 228,2 270
2013 140,8 2469 129,0 2263 205,7 8,3 35,8 234,1 267,3
2014 142,8 2504 131,3 2303 201,5 8,0 26,1 229,0 270
*Рчэан - численность экономически активного населения; L — численность занятого населения; Рчб — численность безработных по данным обследования рабочей силы (в среднем за год); Рбез — уровень безработицы в процентах от общей численности экономически активного населения; Рмиг — миграция населения (число зарегистрированных в органах внутренних дел при перемене постоянного места жительства); Zзаp — среднемесячная номинальная заработная плата (по сред. курсам нац. валют к долл. США); Zипц — динамика среднемесячной заработной платы с учетом ИПЦ в % к 1991 г..
До 1995 г. происходит значительное циклообразное сокращение тенденции численности занятого населения в Кыргызстане на 93,6% от уровня 1991 г. С 1999 г. по 2012 г. в связи с улучшением экономической ситуации в стране численность занятого населения постепенно увеличивается и составляет 130,3% от уровня 1991 г. В 2013 г. численность занятого населения уменьшается и составляет 129,0% от уровня 1991 г. и далее растет (рис. 3-4).
—о—Рмэан--1 —'^^лш
Рис. 3. Численность экономически активного населения — Рчэан; численность занятого населения — L; реальная заработная плата — Ящщ (в индексах к 1991 г.)
—с—бРчэан -<—51. —бИипц
Рис. 3. Численность экономически активного населения — Рчэан; численность занятого населения — L; реальная заработная плата — Ящщ (в индексах к 1991 г.)
Таким образом, ситуация на рынке труда в Киргизии неблагоприятная. Так, в сентябре 2006 г. в стране насчитывалось 73,8 тыс. официально зарегистрированных безработных, что на 17,3% больше, чем в сентябре 2005 г. По отношению к численности экономически активного населения официальная безработица составила всего 3,5%. В то же время оценка безработицы, рассчитанная по методике МОТ, составляет более 8% (по состоянию на конец 2005 г.), но и она вызывает большие сомнения. В частности, по результатам специального «подворного» обследования рабочей силы, проведенного в ноябре 2005 г., уровень общей безработицы составил 22%. К началу 2008 г. число безработных достигло 191,1 тыс. человек (8,2% от численности экономически активного населения). При этом в 2007 г. сохранялся низкий спрос на рабочую силу в экономике. В январе-мае 2008 г. тенденция к снижению занятости, наблюдавшаяся на крупных и средних предприятиях промышленности, ранее сменилась небольшим ростом численности работающих (0,7%). В основном спрос на дополнительную рабочую силу предъявили бюджетный сектор и сектор услуг. В обрабатывающей отрасли спрос на рабочую силу продолжил снижаться, хотя и замедляющимся темпом.
В 1991-1994 гг. в Кыргызстане произошло резкое снижение среднемесячной заработной платы с учетом ИПЦ. Затем в 1998-2008 гг. последовал рост среднемесячной зарплаты с учетом ИПЦ. Реальная заработная плата с учетом ИПЦ в связи с мировым финансовым кризисом в 2008 г. поднялся на 10% и составил 191,0% к 1991 г. Номинальная заработная плата, начисленная в среднем за январь-декабрь 2008 г., составила в Кыргызстане 5400 сомов (147,7 долл. США). Реальная среднемесячная заработная плата, рассчитанная с учетом ИПЦ, в январе-декабре 2008 г. в Кыргызстане превысила уровень соответствующего периода 2007 г. на 9%.
В целом сложная социально-экономическая ситуация и периодическое обострение этнопо-литической обстановки в Кыргызстане сдвинули с места значительную часть населения республики. Последние оценки экспертов свидетельствуют о том, что из Кыргызстана уехали на работу за границей более 700 тыс. трудовых мигрантов. Экономическое развитие в Кыргызстане обеспечивается за счет трудовых мигрантов, а денежные переводы удачно маскируют эрозию системы социальной защиты населения в регионах страны и способствуют выживанию основой части населения. Существует и серьезная негативная сторона масштабной трудовой миграции, связанная с массовой потерей трудоспособного населения и обезлюживанием некоторых регионов, деформацией рационального расселения в республике.
Состояние рынка труда Республики Таджикистан. После достижения независимости уровень экономического развития Таджикистана существенно снизился из-за длительной гражданской войны, стихийных бедствий и нарушения традиционных экономических связей, существовавших в советское время. Миграционная модель пассивной санацией трудовой эмиграции Таджикистана основана на негласном стимулировании выезда максимально возможного количества граждан на работу за границей. Таким способом власти республики снимают политическое и социальное напряжение в условиях роста населения, распространения бедности, стагнации
местной экономики. Практически в Таджикистане социальная ответственность государства перенесена на «плечи» трудовых мигрантов. В большинстве семей есть трудовые мигранты, работающие в основном в России и Казахстане. Государство подписало соглашения о защите прав трудовых мигрантов с этими государствами, но на практике права трудовых мигрантов не соблюдаются, мигранты теряют здоровье, а иногда и жизнь. Экономика Таджикистана стала полностью зависимой от трудовых мигрантов. На ситуацию на рынке труда стран СНГ определенное влияние оказывает внешняя трудовая миграция, которая в условиях безработицы формирует альтернативную форму занятости и позволяет обеспечить рабочей силой вакансии, не пользующиеся спросом населения в принимающих странах, в основном в России и Казахстане. В перспективе возможна переориентация трудовой миграции таджиков на некоторые другие государства.
Численность экономически активного населения Таджикистана на 1999 г. составила 1791 тыс. чел., что оценивалась около 90,9% от уровня 1991 г. В период 1995 г. по 1999 г. данный показатель активно циклообразно (спад, рост и спад) сокращался и на 2000 г. он составил 1794 тыс. человек. Но далее в период 2000-2008 гг. растет, и к 2009 г. численность экономически активного населения составляет 2264 тыс. человек. Далее начиная с 2009 г. численность экономически активного населения Таджикистана растет и в 2014 г. составляет 120,9% от уровня 1991 г. (табл. 3, рис. 5-6).
Таблица 3
Социальное положение Таджикистана в период 1991-2014 гг.* [1, 4]
Годы р А чэан в % 1991 р А чэан (тыс. чел.) L в % 1991 L (тыс. чел.) Рчб (тыс. чел.,) Рбез в % р * миг (тыс. чел.) 7 ^зар 7 *-'ипц в % 1991
1991 100,0 1971 100,0 1971 100
1992 97,3 1917 96,9 1909 52
1993 95,2 1877 94,1 1855 17,3 18
1994 95,7 1887 94,1 1855 15,8 12
1995 95,9 1890 94,0 1853 8,6 6
1996 90,2 1777 87,8 1731 10,1 5
1997 93,5 1842 90,9 1791 8,8 5
1998 94,1 1855 91,1 1796 11,8 6
1999 90,9 1791 88,1 1737 9,4 6
2000 91,0 1794 88,5 1745 8,5 7
2001 95,0 1872 92,8 1829 9,9 7
2002 96,6 1904 94,2 1857 11,8 9
2003 98,0 1932 95,6 1885 14,6 11
2004 108,2 2132 106,0 2090 20,8 14
2005 109,3 2154 107,2 2112 196,0 8,4 18,01 26,8 18
2006 110,9 2185 108,4 2137 35,2 22,3
2007 111,7 2201 109,1 2150 47,4 26
2008 112,5 2217 110,0 2168 67,5 30,5
2009 114,9 2264 112,6 2219 241,2 11,5 68,6 35,4
2010 115,7 2280 113,3 2233 80,9 41,1
2011 116,8 2303 114,1 2249 32,9 95,9 45,6
2012 119,1 2347 116,3 2292 33,8 116,6 54,3
2013 119,9 2363 117,0 2307 36,3 145,8 64,6
2014 120,9 2382 118,0 2325 39,7 165,4 71,7
*Рчэан — численность экономически активного населения; L — численность занятого населения; Рчб — численность безработных по данным обследования рабочей силы (в среднем за год); Рбез — уровень безработицы в процентах от общей численности экономически активного населения; Рмиг — миграция населения (число зарегистрированных в органах внутренних дел при перемене постоянного места жительства); Zзаp — среднемесячная номинальная заработная плата (по сред. курсам нац. валют к долл. США); Zипц — динамика среднемесячной заработной платы с учетом ИПЦ в % к 1991 г.
--Рчз-зн--[_ — >—Хтц
Рис. 5. Численность экономически актив-
ного населения -того населения
Рчэан; численность заня-L; реальная заработная
плата — Zипц (в индексах к 1991 г.)
—• ."брчзан —о—51. 52ипц
Рис. 6. Темпы прироста: численность экономически активного населения — dPчэан; численность занятого населения заработная плата —
— dL; реальная
dZими
Ситуация в сфере занятости населения формировалась под прямым воздействием экономических реформ и, в свою очередь, оказывала значительное влияние на ход социально-экономических преобразований в Таджикистане. В период 1991-2014 гг. практически создана новая модель занятости, основанная на принципиально иных способах использования трудового потенциала. Командно-административная модель в этой области уступила место рынку труда, который стал главным инструментом измерения качества рабочей силы, ее избытка или недостаточности, распределения между секторами экономики, отраслями и регионами. Специфической чертой национального рынка труда Таджикистана в 1992-1998 гг. рассматриваемого периода являлись резкое циклообразное сокращение спроса на рабочую силу в государственном секторе экономики, перемещение значительной ее доли в частный сектор и в сферу неформальной деятельности, появление новых форм трудовой миграции, рост безработицы, увеличение дифференциации в оплате труда.
До 1998 г. происходит резкое циклообразное сокращение тенденции численности занятого населения в Таджикистане на 88,1% от уровня 1991 г. После российского дефолта с 2000 г. по 2008 г. в связи с улучшением экономической ситуации в республике численность занятого населения постепенно увеличивается и составляет 110,0% от уровня 1991 г. В 2009 г. в связи с экономическим кризисом численность занятого населения в Таджикистане также увеличивается и составит 112,6% от уровня 1991 г. Далее с 2009 г. численность занятого населения в республике растет и в 2014 г. составляет 118,0% от уровня 1991 г. Основная доля экономически неактивного населения — пенсионеры и учащиеся дневной формы обучения. Наиболее уязвимыми на рынке труда остаются женщины и молодежь в возрасте 16-29 лет. Для рынка труда России характерно наличие значительной части самостоятельно занятого населения, доля которого постоянно растет.
В 1992-1999 гг. в Таджикистане произошло резкое снижение среднемесячной заработной платы с учетом ИПЦ. Затем в 2000-2014 гг. последовал постепенный рост среднемесячной зарплаты с учетом ИПЦ. Таким образом, динамика средимесячной заработной платы с учетом ИПЦ до 1997 г. резко циклообразной тенденцией падает и составляет 5% от уровня 1991 г. Затем с 1998 г. по 2008 г. в связи с улучшением экономической ситуации в республике этот показатель постепенно увеличивается и составляет 41% от уровня 1991 г. В 2009 г. в связи с мировым финансово-экономическим кризисом также динамика средимесячной заработной платы с учетом ИПЦ растет и составляет 46% от уровня 1991 г. и далее продолжает расти.
Таким образом, особенности национального и глобального развития Республики Таджикистан с учетом стремления к цивилизованной интеграции в постсоветское экономическое пространство требуют от страны формирования своих отношений в стратегической перспективе именно на экономическом фундаменте, максимально используя, прежде всего, взаимный по-
тенциал, межрегиональное сотрудничество и взаимные связи с международными экономическими организациями.
Состояние рынка труда Республики Туркменистан. Всего в период 1991-2014 гг. Туркменистан сумел значительно продвинуться в решении сложнейших задач недопущения резкого снижения уровня жизни населения и реструктуризации экономики на принципиально новой основе. Осуществляемые в республике социально-экономические преобразования позволили создать новые отрасли экономики. В основном это отрасли перерабатывающей промышленности. Эти преобразования, а также формирование рыночных отношений, развитие негосударственного сектора экономики способствовали обеспечению достойных условий жизни населения. В 1994 г. власти Туркменистана разорвали транспортные связи с Россией: было прекращено железнодорожное, автобусное и морское пассажирское сообщение. Практически Туркменистан стал замкнутой в транспортном отношении страной. Эмиграция также подверглась жесткому ограничению и был фактически поставлен под тотальный контроль государства поток трудовых мигрантов за рубежом. Несмотря на ограничительный характер эмиграции, большое число туркменских мигрантов находится за пределами странами. По примерным оценкам от 11% до 16% экономически активного населения Туркменистана находится за рубежом. По данным Всемирного банка за странами в 2010 г. находилось 261 тыс. граждан Туркменистана, что составляло 5% населения. Российская перепись населения 2010 г. выявила около 37 тыс. этнических туркмен, которые проживали в стране. В последние годы социально-экономическая система Туркменистана развивается высокими темпами: в 2009 г., несмотря на мировой финансово-долговой циклический кризис, ВВП увеличился на 6,1% по сравнению с 2008 г., в 2010 г. — на 9,2%, в 2011 г. — на 14,7%, в 2012 г. — на 11,1%. В 2013-2014 гг. достигнуты очередные успехи в развитии национальной экономики: рост по сравнению с 2012 г. — на 10,2% и рост по сравнению с 2013 г. — на 10,3% (табл. 4).
Таблица 4
Основные экономические показатели Туркменистана в период 2005-2014 гг. [1, 5]
Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
ВВП: млр. долл. (данные МСК СНГ) 17,2 18,4* 24,0 19,5 20,7* 22,6* 28,9 32,1 35,4 39,1
млрд долл.* 8,10 10,50 13,89 15,36 18,48 20,17 26,4 29,7 38,8 42,6
Темпы роста (в %) 113,3 107 110,9 114,7 106,1 109,2 114,7 111,1 110,2 110,3
на душу населения долл.* 1789,5 1924,2 2138 2369 2843 3103 4450 4940 5444 6005
Инвестиции в основной капитал, млрд долл.* 3,7 4,0 4,4 6,9 8,75 9,68 12,59 17,0 18,2 19,3
Внешнеторговый оборот, млрд. долл. 7,6 8,9 13,4 17,6 18,3 17,9 28,1 34,1 34,9 36,4
Темпы роста (в %) 105,5 117 149 132 103,8 97,6 157,2 121,4 102,4 104,3
Экспорт млрд долл. 4,3 6,1 8,9 11,9 9,3 9,7 16,8 20,0 18,8 19,8
Импорт млрд долл. 3,3 2,8 4,5 5,7 9,0 8,2 11,4 14,1 16,1 16,6
Сальдо торгового баланса, млрд. долл. 1,0 3,3 4,4 6,2 0,3 1,5 5,4 5,9 2,7 3,2
Индексы потребительских цен, в % предыдущему периоду 111 110,2 108,2 108,5 100,1 104,8 105,6 107,8 104 104,4
Среднемесячная заработная плата, долларов США (расчетные данные) 150,0 161,2 180,9 212,1 237,8 260,6 296,3 329,5 365,7 389,1
Курс национальной валюты (манатов за 1 долл.)** 5200 5200 5200 14250 2,85 2,85 2,85 2,85 2,85 3,50
*Расчетные данные.
.** В начале 2009 г. в стране проведена деноминация национальной валюты.
Статистических данных относительно эволюции рынка труда и трудовой миграции из Туркменистана крайне мало в национальных и зарубежных научно-аналитических источниках. По статистическим данным Росстата вершина трудовой миграции пришлась на 2002 г., когда ФМС выдала разрешения на работу 7 тыс. туркменским гражданам. В 2008 г. в России работали 3,1 тыс. трудовых мигрантов из Туркмении, а в 2010 г. — 0,5 тыс. человек. Для большинства населения в Туркменистане просто нет объективных условий реализации своих миграционных установок. Вместе с этим рост экономики республики обусловлен главным образом ситуацией на мировых энергетических рынках. Доходы Туркменистана в большей степени, чем у любого другого государства ЦА, определяются экспортом нефти и газа. Для этого экономика республики с формирующимся рынком в будущем должна переключаться с экспорта на внутренний спрос, чему способствует политика налогово-бюджетной экспансии. Таким образом, общая негативная экономическая ситуация на мировых энергетических рынках, как следствие нынешнего снижения мировых цен на энергоресурсы, отражается в снижении агрегированного потребительского спроса в Туркмении, искажая структуру спроса и предложения на рынке труда, структурно предопределяя несоответствие ожиданий работников и предпочтений работодателей.
Таблица 5
Социальное положение Узбекистана в период 1991-2014 гг.* [1, 6]
Годы р А чэан в % 1991 р А чэан (тыс. чел.) L в % 1991 L (млн чел.) Рчб (тыс. чел.,) Рбез в % р * миг (тыс. чел.) Z ^зар ОЧБ в % 1991
1991 100,0 8255 100,0 8255 100
1992 100,3 8280 100,2 8271 100
1993 100,2 8272 100,0 8259 29,5 144
1994 101,8 8400 101,5 8379 26,6 244
1995 102,7 8475 102,4 8449 35,8 278
1996 104,0 8589 103,7 8561 53,7 311
1997 105,5 8709 105,1 8680 48,4 322
1998 107,0 8833 106,6 8800 47,3 367
1999 108,1 8924 107,6 8885 57,2 433
2000 109,2 9018 108,8 8983 389
2001 111,1 9174 110,7 9136 39,3 422
2002 113,5 9368 113,1 9333 39,3 389
2003 116,5 9621 116,2 9589 41,3 411
2004 120,5 9946 120,1 9911 52,2 433
2005 123,9 10224 123,5 10196 144,8 311
2006 127,1 10493 126,8 10467 289
2007 130,3 10759 130,0 10735 563,8 5,0 256
2008 140,6 11603 133,7 11035 567,7 4,9 189
2009 144,5 11929 137,2 11328 601,4 5,0 184
2010 148,8 12287 140,9 11628 658,2 5,4 180
2011 151,9 12542 144,4 11919 622,4 5,0 176
2012 155,7 12850 148,1 12224 626,3 4,9 136,6 171
2013 159,5 13163 151,7 12523 639,7 4,9 155,1 180
2014 163,6 13505 155,3 12818 145,4 188
*Рчэан — численность экономически активного населения; L — численность занятого населения; Рчб — численность безработных по данным обследования рабочей силы (в среднем за год); Рбез — уровень безработицы в процентах от общей численности экономически активного населения; Рмиг — миграция населения (число зарегистрированных в органах внутренних дел при перемене постоянного места жительства); Ziаp — средУмесячная номинальная заработная плата (по сред. курсам нац. валют к долл. США); ОЧБ — общая численность безработных, зарегистрированных в службах занятости (на конец года) в % к 1991.
Состояние рынка труда Республики Узбекистан. Суть модели Узбекистана со значительным государственным регулированием трудовой эмиграции заключается в попытках государства серьезно контролировать трудовую миграцию через систему государственных органов по трудоустройству. Значительные масштабы и темпы роста трудовой миграции позволяют говорить о том, что Узбекистан также в среднесрочной перспективе останется для России и Казахстана одним из основных поставщиков рабочей силы.
Численность экономически активного населения Узбекистана на 1999 г. составляла 8924 тыс. чел., что оценивалось около 108,1% от уровня 1991 г. В период с 1991 г. по 2000 г. данный показатель активно циклообразно увеличивался и на 2000 г. он составил 9018 тыс. человек. Далее в период 2000-2008 гг. этот покозатель растет, и к 2009 г. численность экономически активного населения составляет 11929 тыс. человек. Затем начиная с 2009 г. по 2014 г. численность экономически активного населения Узбекистана также растет и в 2014 г. составляет 163,6% от уровня 1991 года (табл. 5, рис. 7-8).
-Рчэан —---ОЧБ
Рис. 7. Численность экономически активного населения — Рчэан; численность занятого населения — L; общая численность безработных, зарегистрированных в службах занятости (на конец года) — ОЧБ (в индексах к 1991 г.)
-о-бРчэан —51 —:>-бОЧБ
Рис. 8. Темпы прироста: численность экономически активного населения — dPчэан; численность занятого населения — dL; общая численность безработных, зарегистрированных в службах занятости (на конец года) — dОЧБ
До 1993 г. происходит циклообразное увлечение тенденции численности занятого населения в Таджикистане на 88,1% от уровня 1991 г. Затем с 1994 г. этот показатель постепенно увеличивается и в 1999 г. составляет 107,6% от уровня 1991 г. После российского дефолта с 2000 г. в связи с улучшением экономической ситуации в республике численность занятого населения также постепенно увеличивается и в 2008 г. составляет 133,7% от уровня 1991 г. Далее с 2009 г. численность занятого населения в республике растет и в 2014 г. составляет 155,3% от уровня 1991 г.
Наметившиеся в период 1994-2014 гг. позитивные сдвиги в экономике Узбекистана способствуют снижению уровня безработицы, который по состоянию на конец 2003 г. составил 3,6% от экономически активного населения (в соответствии с методикой МОТ). В 2000-х гг. республика стала активным участником мировых тенденций на рынке денежных переводов. Основным фактором, формирующим масштабы и динамику денежных переводов в стране, является внешний трудовой миграционный поток. Основными странами, принимающими трудовых мигрантов из республики, являются Россия (около 70% внешних миграций) и Казахстан (12-13%). Объем динамики денежных переводов по официальным каналам (коммерческие банки, СДП) оценивается на уровне 10-14% к ВВП, что позволяет рассматривать денежные переводы в качестве нового фактора экономического роста. В 2008 г. численность обратившихся в органы по труду за содействием в трудоустройстве составила 567,7 тыс. чел., что на 0,7% больше по сравнению с 2007 г. Из общей численности граждан, зарегистрированных как ищущие работу, 72,1% — жители сельской местности, 1,3% — лица в возрасте
от 16 до 18 лет, 53,5% — от 18 до 30 лет, 43,9% — от 30 до 50 лет. Численность граждан, состоящих на учете в органах по труду, как ищущих работу, на конец 2008 г. составила 22,9 тыс. чел. против 27,4 тыс. чел. на 2007 г. или снизилась на 16,5%.
Таким образом, для стран ЦА российский рынок труда представляет наибольший интерес ввиду его наибольшей емкости и потенциала модернизационного развития с точки зрения его ресурсного, финансового и научно-технологического обеспечения. Уровень миграционного потока многократно превышает совокупное значение миграционного движения в Беларуси и Казахстане (уровень миграционных потоков России в среднем за период исследования в 20002014 гг. более чем в 30 раз превышает миграционные потоки стран-партнеров по ЕАЭС). Несопоставимость российского рынка труда с рынками стран ЦА делает его очевидным лидером по уровню привлекательности для мигрантов всех сопредельных стран и стран-партнеров по СНГ, ЕАЭС и другим интеграционным группировкам. Миграционный потенциал России остается стабильно высоким из-за дефицита собственных трудовых ресурсов [17-18].
Литература
1. 10 лет СНГ (1991-2000) : стат. сборник/ МСК СНГ. — М, 2001; 15 лет СНГ (1991-2005) : стат. сборник /МСК СНГ. — М., 2006; СНГ в 2008 г. : краткий справочник /МСК СНГ. — М., 2009; 20 лет СНГ 1991-2010 гг. : стат. сборник /МСК СНГ. — М, 2011; СНГ в 2012 г.: стат. ежегодник /МСК СНГ. — М., 2013; СНГ в 2013 г.: стат. ежегодник /МСК СНГ. — М., 2014; СНГ в 2014 г. : стат. ежегодник /МСК СНГ. — М., 2015.
2. Комитет по статистике министерства национальной экономики Республики Казахстан. — URL : http://www.stat.gov.kz.
3. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. — URL : http://www.stat.kg.
4. Агентство по статистике при президенте Республики Таджикистан. — URL : http://www.stat.tj.
5. Государственный комитет Туркменистана по статистике. — URL : http://www.stat.gov.tm.
6. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. — URL : http://www.stat.uz.
7. Doing business. — URL : http://russian.doingbusiness.org/ data/exploreeconomies/georgia/ (дата обращения 11.05.2015).
8. Дохолян, С. В. Концептуальные подходы к достижению устойчивого экономического развития региона как социоэкономикоэкологической системы / С.В. Дохолян, А.М. Садыкова, А.С. Дохолян //Апробация. 2015. № 5. С. 60-66.
9. Дохолян, С. В. Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3. С. 78-84.
10. Дохолян, С. В. Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона / С.В. Дохолян,
B.З. Петросянц, А.С. Дохолян //Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 1. С. 9.
11. Дохолян, С. В. Мотивационный менеджмент на предприятиях машиностроительного комплекса /
C.В. Дохолян, К.Г. Асриянц. — Махачкала : Изд-во ИСЭИДНЦРАН, 2005.
12. Дохолян, С. В. Особенности структурных преобразований в трансформационной экономике / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова //Вопросы структуризации экономики. 2008. № 1. С. 36-43.
13. Дохолян, С. В. Современные проблемы инновационного социально-экономического развития региона / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 30-37.
14. Дохолян, С. В. Стратегический подход к формированию и реализации региональной социально-экономической политики // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9. С. 139-144.
15. Зоидов, К. X. Трансформационный кризис экономики России : природа, динамика, пути преодоления. — М. : ИПР РАН, ИМ АН РТ, 2000.
16. Зоидов, К. X. Экономические кризисы : причины, последствия, пути преодоления. — М. : ИПР РАН, ИМ АН РТ, 2004.
17. Зоидов, К. X. Моделирование циклической динамики структурных изменений в экономике стран постсоветского пространства. Ч. I // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9
(47). С. 273-289.
18. Зоидов, К. X. Моделирование циклической динамики структурных изменений в экономике стран постсоветского пространства. Ч. II // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 10
(48). С. 181-188.
19. Мировой финансовый кризис в постсоветских странах : национальные особенности и экономические последствия ; под общей ред. д.э.н., проф. Л.Б. Вардомского. — М. : ИЭ РАН, 2009.
20. Петросянц, В. З. Критерии и факторы экономического роста региона /В.З. Петросянц, С.В. Дохолян //Проблемы современной экономики. 2007. № 4. С. 245-250.
21. Петросянц, В. З. Прогнозные оценки и сценарные варианты регионального развития / В.З. Петро-сянц, С.В. Дохолян //Региональная экономика : теория и практика. 2011. № 27. С. 2-10.
22. Петросянц, В. З. Формы и методы реализации инвестиционных процессов в депрессивном регионе / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян // Региональная экономика : теория и практика. 2011. №27 (210). С. 3643.
23. Социально-экономическое развитие постсоветских стран : итоги двадцатилетия. — М. : ИЭ РАН,
2012.
24. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В.З. Пет-росянц, С.В. Дохолян, Д.В. Петросянц, А.А. Баширова; под общ. ред. д.э.н., проф. В.З. Петросянца // РАН; Дагестан. науч. центр; Ин-т соц.-экон. исследований. — М. : Экономика, 2011.
25. Цветков, В. А., Зоидов, К. X. и др. Постсоветское экономическое пространство : современное состояние и перспективы развития. — М. : Финансы и кредит, 2009.
26. Цветков, В. А., Зоидов, К. X. и др. Исследование экономических циклов в странах постсоветского пространства. — М. : ЦЭМИ РАН, 2010.
27. Цветков, В. А., Зоидов, К. X. и др. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития. — М. : ЦЭМИ РАН, 2012.
(продолжение следует)
References:
1. 10 years of the CIS (1991-2000) : Statistical Yearbook / GMT CIS. — M., 2001; 15 years of the CIS (19912005) : Statistical Yearbook / GMT CIS. — M., 2006; CIS in 2008 : Quick Reference / GMT CIS/ — Moscow, 2009; 20 years of the CIS 1991-2010 : Statistical Yearbook / GMT CIS. — M., 2011; CIS 2012 : Statistical Yearbook/ GMT CIS. — M., 2013;. CIS 2013 : Statistical Yearbook/ GMT CIS. — M., 2014; CIS 2014 : Statistical Yearbook / GMT CIS. — M., 2015.
2. The Committee on Statistics of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan. — URL : http://www.stat.gov.kz.
3. The National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. — URL : http://www.stat.kg.
4. The Agency for Statistics under the President of the Republic of Tajikistan. — URL : http://www.stat.tj.
5. The State Committee for Statistics of Turkmenistan. — URL : http://www.stat.gov.tm.
6. The State Committee on Statistics of Uzbekistan. — URL : http://www.stat.uz.
7. Doing business. — URL : http://russian.doingbusiness.org/ data / exploreeconomies / georgia / (date of treatment 05.11.2015).
8. Dokholyan, S. V. Conceptual approaches to achieving sustainable economic development in the region, as the socio-economic and environmental systems / S.V. Dokholyan, A.M. Sadykov, A.S. Dokholyan // Testing. 2015. № 5. C. 60-66.
9. Dokholyan, S. V. Methodological aspects of forming the regional social and economic policy / Dokhoyan S. V., Petrosyants V. Z., Sadykov A. M. // Regional problems of transformation of economy. 2013. No. 3. — P. 7884.
10. Dokholyan, S. V. The Mechanism of implementation of the industrial policy of a depressive region / S. V. Dokholyan, Petrosyants V. Z., A. S. Dokholyan // Regional problems of transformation of economy. 2010. No. 1. P. 9.
11. Dokholyan, S. V. Motivational Management at the enterprises of mechanical engineering / S.V. Dokholyan, K.G. Asriyants. — Makhachkala : Publ ISEI DSC RAS, 2005.
12. Dokholyan, S. V. Features of structural transformations in the transition economy / Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z., Sadykov A. M. // Issues of economy structuring. 2008. No. 1. P. 36-43.
13. Dokholyan, S. V. Modern problems of innovative socio-economic development of the region / S. V. Dokholyan, Petrosyants V. Z., Sadykov A. M. // Regional problems of transformation of economy. 2012. No. 3. P. 30-37.
14. Dokholyan, S. V. A strategic approach to the formulation and implementation of regional social and economic policy //Economy and Entrepreneurship. 2013. No. 9. P. 139-144.
15. Zoidov, K. KH. Transformational crisis of the Russian economy: the nature, dynamics and ways of overcoming. — M. : MEI RAS, 2000.
16. Zoidov, K. KH. Economic Crisis: Causes, Consequences, Cures. — M. : MEI RAS, 2004.
17. Zoidov, K. KH. Simulation of cyclical dynamics of structural changes in the economies of the former Soviet Union. Part I // Regional problems of economic transformation. 2014. No. 9 (47). P. 273-289.
18. Zoidov, K. KH. Simulation of cyclical dynamics of structural changes in the economies of the former Soviet Union. Part II //Regional problems of economic transformation. 2014. No. 10 (48). P. 181-188.
19. The global financial crisis in the post-Soviet countries : national characteristics and economic consequences ; under the general editorship of Doctor of Economics, Professor L.B. Vardomsky. — M. : IE RAS, 2009.
20. Petrosyants, W. Criteria and factors of economic growth of the region / V.Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan // Problems of modern economy. 2007. No. 4. P. 245-250.
21. Petrosyants, W. Projections and scenarios for regional development / V.Z. Petrosyants, S.V. Dokholyan // Regional economy: theory and practice. 2011. No. 27. P. 2-10.
22. Petrosyants, W. Forms and methods of realization of investment processes in the depressed region / V.Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan // Regional economy : theory and practice. 2011. No. 27 (210). P. 36-43.
23. Socio-economic development of the post-Soviet countries : the results of twenty years. — M. : IE RAS, 2012.
24. Regional Development Strategy in terms of innovation economy / V.Z. Petrosyants, S.V. Dokholyan, D.V. Petrosyants, A.A. Bashirov ; under the total. ed. prof. V.Z. Petrosyants //Russian Academy of Sciences; Dagestan. sci. senrt; Institute of social-econ. studies. — M. : Economics, 2011.
25. Tsvetkov, V. A., Zoidov, K. KH. and others. The post-Soviet economic space : the current state and prospects developments. — M. : Finance and Credit, 2009.
26. Tsvetkov, V. A., Zoidov, K. KH. and others. Study of economic cycles in the post-Soviet countries spaces. — M. : CEMI, 2010.
27. Tsvetkov, V. A., Zoidov, K. KH. and others. Study the socio-economic cyclical dynamics in Russia and better regulation strategy of priority development. — M. : CEMI, 2012.
(to be continued)