ренными учениками, больше предлагают вопросы открытого типа, провоцируют учащихся выходить за пределы предложенных ответов [6]. К тому же, по словам ученого, подготовленные учителя предоставляют возможность одаренным ученикам работать самостоятельно, стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблемы, оценку информации и т.п.), ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию нестандартных решений.
К. Сили определил следующие профессиональные умения педагога, необходимые для работы с одаренными учащимися:
• проектировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования учащегося;
• модифицировать учебные программы;
• стимулировать когнитивные способности учащихся;
• работать по специально разработанным учебным планам;
• предоставлять консультации ученикам и их родителям.
В свою очередь, отечественные исследователи предлагают следующий состав умений и навыков, которые отображают практическую компоненту готовности учителя к социально-педагогической фасилитации: использовать в учебном процессе методы развития творческих способностей учащихся; создавать программы и технологии обучения одаренных детей на основе их личностных качеств; осуществлять психолого-педагогическое консультирование; предоставлять психолого-педагогическую поддержку одаренным детям и их родителям.
Следовательно, можно сделать вывод, что практический компонент готовности учителя к социально-педагогической фасилитации одаренных детей отражается следующими умениями:
• умение использовать приемы и методы для развития способностей ребенка;
• умение прогнозировать развитие одаренного ученика;
• умение стать фасилитатором в отношении одаренного ребенка;
• умение разрабатывать учебные планы, которые будут соответствовать потенциалу одаренного ребенка;
Библиографический список
• умение предлагать одаренному ребенку эвристические и творческие задания;
• умение использовать вопросы открытого характера, предоставлять возможность выбора;
• умение распределять время и внимание таким образом, чтобы учащиеся чувствовали себя нужными и важными;
• умение предоставлять учащимся консультации по предмету и вопросам личностного характера;
• умение проводить индивидуальное обучение с одаренными учениками.
Как отмечалось выше, эффективность реализации теоретической и практической компоненты зависит от определенных личностных качеств учителя. Среди них выделяют: психологические характеристики (низкая тревожность, эмоциональная уравновешенность, выдержка, внимательность, наблюдательность); морально-этические качества (честность, доброта, терпимость, справедливость, тактичность, скромность, внимательность, ответственность, эмпатийность); педагогические качества (коммуникабельность, динамизм, эмоциональность, оптимизм); творческие способности (критичность мышления, креативность при принятии решений, способность к самовыражению в творчестве, изобретательность и рационализм).
Отдельными исследователями отмечено, что для успешного обучения одаренных детей учителю необходимо иметь высокий уровень интеллекта, широкую эрудицию, динамичный характер, творческое мировоззрение, веру в ученика, конгруэнтность, доброжелательность в оценке его действий. Исходя из этого, можно следующим образом определить личностный компонент готовности учителя к социально-педагогической фасилитации: мотивация к работе с одаренными учащимися; эмпатия; положительная «Я-концепция»; активность, проявляющаяся в желании уделять больше внимания и времени одаренному ученику; желание самосовершенствоваться; высокий уровень интеллектуальных способностей; креативность; функциональный перфекционизм; уважение; смелость; мужество; эрудиция.
1. Трубайчук, Л.В. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации образовательных стандартов второго поколения // Начальная школа: плюс-минус. - 2009. - № 5.
2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. - М., 2000.
3. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. - 2004. - № 2.
4. Щебланова, Е.И. Неуспешные одаренные школьники. - М., 2011.
5. Яковина, А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. - 2011. - № 4.
6. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М., 1996.
Bibliography
1. Trubayjchuk, L.V. Podgotovka pedagogicheskikh kadrov v usloviyakh realizacii obrazovateljnihkh standartov vtorogo pokoleniya // Nachaljnaya shkola: plyus-minus. - 2009. - № 5.
2. Mudrik, A.V. Socialjnaya pedagogika. - M., 2000.
3. Rabochaya koncepciya odarennosti // Voprosih obrazovaniya. - 2004. - № 2.
4. Theblanova, E.I. Neuspeshnihe odarennihe shkoljniki. - M., 2011.
5. Yakovina, A.V. Modelj gotovnosti uchitelya k rabote s odarennihmi uchenikami // Odarennihyj rebenok. - 2011. - № 4.
6. Leyjtes, N.S. Psikhologiya odarennosti deteyj i podrostkov. - M., 1996.
Статья поступила в редакцию 12.02.14
УДК 378.1
Khalaf A.A. MODELING THE VALUE-ORIENTED DEVELOPMENT OF A FUTURE DESIGNER IN THE PERCEPTION OF THE FEMALE IMAGE IN THE CULTURE OF IRAQ (IN THE CLASSROOM FOR PAINTING). The
article considers the value-based model of personality development of the future designer in the perception of the female image in the culture of Iraq in the classroom for painting.
Key words: value-oriented personal development, the process of perception of image culture of Iraq, female image model.
А.А. Халаф, аспирант каф. «Дизайн» факультета Искусств и художественного образования Воронежского гос. педагогического университета, г. Воронеж, E-mail: kadhim.art@gmail.com
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА В КУЛЬТУРЕ ИРАКА (НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ)
В статье рассматривается модель ценностно-ориентированного развития личности будущего дизайнера в процессе восприятия женского образа в культуре Ирака на занятиях по живописи.
Ключевые слова: ценностно-ориентированное развитие личности, процесс восприятия образа, культура Ирака, женский образ, модель.
В сложной структуре общечеловеческих ценностей особое место занимают гражданские ценности личности, характеризующие отношение будущего дизайнера к национальной культуре Ирака, его понимание своей роли в жизнедеятельности социальной общности, субъектом которой он является. В данной работе делается акцент на ценностно-этнический аспект восприятия образа женщины в художественной культуре Ирака в процессе подготовки будущих дизайнеров. Мировосприятие той или иной нации складывается из разных эстетико-чувственных категорий, одной из которых является отношение к женщине. Анализ восприятия женского образа в искусстве в разные эпохи позволяет определить изменение его значимости в истории культуры Ирака и охарактеризовать национальный образ иракской женщины. В этом образе отразился многовековой опыт жизни иракского народа. Он пронизывает все пласты культуры, отображая становление иракской женщины в арабской культуре Востока. Многоплановые образы женщин, удерживающиеся в памяти народа с глубины веков, способствуют постижению национальных особенностей иракского народа [2; 1].
Проведенный нами теоретический анализ литературы и научных исследований российских и арабских ученых о сущности аксиологического дизайн-образования позволил разработать модель ценностно-ориентированного развития личности будущего дизайнера в процессе восприятия образа иракской женщины на занятиях по живописи. Исследователи отмечают, что специфика профессионального образования состоит в том, что, готовя специалиста к выполнению им социально дифференцированных функций, оно включает в себя три основных компонента: теоретическое, практическое обучение и учебное проектирование [1, с. 68]. Во взаимосвязи данных компонентов формируется ценностное отношение к профессионально-творческой деятельности дизайнера на основании ГОС и учебного плана (рис. 1).
Модель объединяет в себе все стороны образовательного процесса - обучение, воспитание и развитие. Определяющими целями создания модели ценностно-ориентированного развития личности будущего дизайнера являются:
• ориентация на ценностно-гуманистические приоритеты образования - принципы культуросообразности, непрерывности и преемственности, продуктивности, индивидуализации и дифференциации;
•ориентация предметной подготовки будущего дизайнера на ценностно-творческий, общеразвивающий аспект, способствующий усвоению инвариантных способов мышления, саморазвитию и готовности к сохранению национальных традиций в культуре своего народа;
• развитие художественно-творческих способностей сту-дентов-дизайнеров, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности в ходе восприятия женского образа с использованием комплекса средств художественного творчества и социальных функций живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
• знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта.
Каждый из структурных компонентов модели имеет свою стратегию развития, в которой определены ценностно-ориенти-рованые критерии в целостном процессе дизайн-образования.
Реализация целевых установок модели осуществляется через гносеологический, аксиологический, культурологический и психолого-педагогический подход ценностно-ориентированного развития личности будущего дизайнера в процессе восприятия образа иракской женщины на занятиях по живописи посредством
художественного творческого процесса.
Ведущим в этом процессе является художественный метод как совокупность принципов отбора и художественного обобщения средств содержания и форм восприятия женского образа. Метод определяется тремя факторами: особенностями современной объективно-исторической действительности, мировоззрением дизайнера, спецификой художественной деятельности.
В осмыслении художественного образа выделяются следующие принципы: принцип художественного воспроизведения мира на занятиях по живописи; изучение закономерностей портретной живописи женского образа в искусстве на основе общественного бытия разных эпох; формирование эстетического отношения к портретной живописи женского образа в культурологическом аспекте познания окружающего мира; освоение творческого метода и его существенных закономерностей в общественных отношениях своей эпохи при создании художественного образа женщины; идейно-художественный принцип в процессе изучения стилевых направлений, течений в искусстве конкретной эпохи, в отдельных его видах, жанрах при изображении женского образа; принцип отбора содержания и выбор ведущих стилевых форм, достижение определенного соотношения этих форм при изображении женского образа на основе элементов национального стилевого решения, сознание его целостной эстетически значимой стилевой структуры, обладающей той или иной идейно-художественной характерностью для данного общества (региона); принцип целостности восприятия художественного образа как произведения искусства (в художественном произведении отдельные компоненты содержат, как в зародыше, свойства, которые наиболее полно раскрываются, развиваются в его единстве).
Согласно представленной модели процесс освоения художественно-практической деятельности будущего дизайнера есть процесс становления его как субъекта этой деятельности, поскольку реализуются субъект-субъектные отношения. Это происходит в процессе ценностного восприятия предметных видов деятельности дизайнера, художественно-образного воплощения ценностного отношения и в процессе взаимодействия по поводу ценностно-смыслового содержания женского образа [3, р. 6]. При этом будущий дизайнер обнаруживает социальную значимость познания женского образа, наполняет его ценностным содержанием с учетом национальных традиций Ирака. Компоненты эстетического восприятия являются частью особой формы психической деятельности человека, сущность которой заключается в том, что общественно значимое содержание женского образа как произведения искусства становится достоянием творчества дизайнера. В процессе восприятия художественного женского образа у дизайнера проявляется диалектическое взаимодействие чувственной и логической ступеней познания, своеобразное сочетание сенсорных, эмоциональных, абстрактно-логических и других элементов человеческой психики.
Содержание технологических приемов реализации средств и техник живописи в развитии личности будущего дизайнера при восприятии женского образа в культуре Ирака определяется условиями целевого раскрытия ценностно-смыслового содержания на занятиях по живописи, анализом техник исполнения творческих работ; проектно-художественными средствами (визуальная коммуникация и информация; техническое конструирование, компоновка, формообразование, стилеобразование, композиции, построенные на сочетании линий, штрихов и точек; компьютерные технологии).
В ходе констатирующего эксперимента нами было установлено, что ценностная ситуация в процессе восприятия женского образа может быть реализована при некоторых условиях. Первое условие - это определение педагогических возможностей
Художественно-творческий процесс в подготовке дизайнера к восприятию женского образа на основе модульной _образовательной программы по живописи_
Рис. 1. Модель ценностно-ориентированного развития личности будущего дизайнера в процессе восприятия образа женщины в культуре Ирака (на занятиях по живописи)
ровни ценностно-ориентированного развития личности будущего дизайнера в процессе восприятия образа женщины _______________________________________________________________в культуре Ирака _
использования художественного женского образа на занятиях по живописи. Второе условие - введение регионального компонента в содержание спецдисциплин профессионального блока. Третье условие - развитие художественно-творческих способностей каждого студента в процессе восприятия женского образа в культуре Ирака с учетом следующих направлений: развитие навыков целостного восприятия женского образа и осознание традиционных основ языка искусства его изображения в социуме Ирака, развитие умений и навыков выполнения техники изображения образа иракской женщины с учетом ее социальных ролей в обществе. Все обозначенные выше условия могут быть реализованы при осуществлении следующих функций: управление личностным развитием; коммуникативная функция; функция приобщения к стержневым аспектам художественно-творческой деятельности; эмоционально-оценочная функция; художественно-интеллектуальная функция; смыслообразующая функция; деятельно-практическая функция. Каждая из них наделяется своим содержанием в процессе дизайн-образования.
В разработанной модели выделены критерии целостности создания художественного образа: а) целостность на основе всех компонентов между познанием художественной формы и средствами изображения; б) целостность экспрессивно-драматического характера в изображении художественного образа на основе доминанты национальных традиций; в) целостность в раскрытии художественного образа с использованием комплекса изобразительных средств. Все вышеперечисленные компоненты модели реализуются через три этапа опытно-экспериментальной работы и характеризуются уровнями ценностно-ориентированного развития личности будущего дизайнера в результате восприятия образа иракской женщины на занятиях по живописи.
На первом уровне организации эстетического восприятия художественный образ определяется как произведение искусства, непосредственно воспринимаемая органами чувств система изобразительных средств и способов их организации в художественные структуры. Этот уровень характеризует эстетическое восприятие лишь как восприятие предметного, сюжетного, событийного содержания художественного образа без его собственно эстетической специфики. Студент воспринимает художественный образ как объект, организованный во времени и пространстве.
На втором уровне познания художественного образа происходит его восприятие органами чувств через изображение
Библиографический список
изобразительными средствами как эстетически целого образования. В процессе такого эстетического восприятия последовательно раскрываются естественные и социальные характеристики образа, составляющие его чувственно-изобразительные элементы. Их взаимодействие порождает значение целостного художественного женского образа. Это позволяет дизайнерам за непосредственно наблюдаемыми явлениями открывать собственно эстетическую сущность содержания художественного женского образа как произведения искусства.
На третьем уровне познания художественный женский образ рассматривается как художественное произведение. В нем выделяются «идеи», «внутренний мир образа», его сущности. Специфическая функция эстетического восприятия состоит в том, чтобы в художественном женском образе открыть то, что волнует студента, что имеет отношение к личным его ценностям.
Все вышеперечисленные уровни проявляются в акте эстетического восприятия художественного женского образа в целостной картине социума.
Таким образом, в процессе моделирования ценностно-ори-ентированого развития личности будущего дизайнера в комплексном процессе дизайн-образования мы пришли к выводу, что целевой, содержательный и процессуальный компоненты модели могут быть реализованы при соблюдении исходных концептуальных положений:
1) при целостном подходе к обучению живописи, предусматривающем единство информационно гуманитарного пространства; личностно-смыслового и ценностного развития личности; содержательного и процессуального компонентов; образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения; теоретико-методологической, художественно-творческой и методической готовности будущего дизайнера к восприятию женского образа в культуре Ирака;
2) при использовании гносеологического, аксиологического, культурологического и психолого-педагогического подходов как методологической основы развития личности будущего дизайнера;
3) при использовании художественного метода «ценностной ситуации» как смыслового ядра восприятия женского образа в художественной культуре Ирака на занятиях по живописи. Метод «ценностной ситуации» связан с проектированием такой модели обучения, которая наиболее полно отвечает цели ценностно-ориентированного развития.
1. Жуковская, З.Д. Методика ценностного подхода к конструированию учебной информации на всех этапах обучения будущего специалиста // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе. - Волгоград, 1984.
2. Мусса, А. Ценность и эстетический опыт [Э/р]. - Р/д: http://www.ahewar.org/debat/show.art.asp?aid=91414
3. Nkataiah, N. Value education. - New Delhi, 2o07.
Bibliography
1. Zhukovskaya, Z.D. Metodika cennostnogo podkhoda k konstruirovaniyu uchebnoyj informacii na vsekh ehtapakh obucheniya buduthego specialista // Metodih sovershenstvovaniya uchebno-vospitateljnogo processa v vuze. - Volgograd, 1984.
2. Mussa, A. Cennostj i ehsteticheskiyj opiht [Eh/r]. - R/d: http://www.ahewar.org/debat/show.art.asp?aid=91414
3. Nkataiah, N. Value education. - New Delhi, 2007.
Статья поступила в редакцию 22.01.14
УДК 37.013.42
Bogutskaya T V. THE SYSTEM OF SOCIAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH: PEDAGOGICAL SENSE.
The article is an attempt to analyze and comprehend different approaches to the current system of social education. It provides characteristics and peculiarities of social education and its significance in the process of socialization of the individual.
Key words: education, social education, system of social education, socialization.
Т.В. Богуцкая, канд. пед. наук, доц. АлтГПа, г. Барнаул, Е-mail: bogutskaya71@mail.ru
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В статье предпринимается попытка анализа и осмысления подходов к современной системе социального воспитания. Дана характеристика системы социального воспитания, отмечены его особенности и значение в процессе социализации личности.
Ключевые слова: воспитание, социальное воспитание, система социального воспитания, социализи-рованность.