I I I I I I I I -ф- в ■
6. Гулидов И.Н., Шатун А.Н. Как оценивать знания выпускников школ? / 11.11. Гулйдов, А.Н. Шатун // Высшее образование сегодня. 2004,- №9.-С. 54-55.
7. Дахгт А. Компетенция |Е компетентность; сколько их у российского школьника? /А. Дахин //ЙЬрйЯКШ образование.- 2004 - № 4.- С. 136-138.
8. Джу римский А-Н. Право на образование в современном мире / Д.Н. Джу рннский / / Педагогика.- 1998,- N° 3,-С. 93-97.
9. Доклад международной комиссии по образованию XXI века, представленного для ЮНЕСКО «Образован!»: сокрытое сокровище».- М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1997,- 295 с*
10. Зиверт X., Зиверт Р. Подготовка к тестированию1 / X. Зиверт, Р. Зиверт. -М.: АО «Интерэксперт», 1998..- 174 с.
11. Карнаухова М.В. Основные тенденции оценивания качества образования на рубеже Столетий /" М.В. Карнаухова. Монография,- Ульяновск: УлГУ, 2002,-200 с.
12. Ковалева Г. РКА-2003: Результаты
Международного исследования / Г. Ковалева Народное образование.-
2004,- № 2,- С. 37-43.
13. Лебедев О.Ё. Кому оценивать образовательные результаты? / О.Е. Лебедев / / Народное образование,- 2001. №9.- С, 81-86.
14. Липатова И.А. Введение новой системы оценки в общеобразовательных школах России / И.А. Липатова / Народное образование.- 2003.- ,\;>3 С. 14-23.
15. Романов А.В. Методика подготов-шг и проведения тестового контроля в учебном процессе; , А.В. Романов,- Чебоксары: Клио, 1998,- 47 с.
16. Сыромолотов Е.Н. Семь законов оценивания знаний , Е.Н. Сыромолотов // Школьные технологии.- 1999.-Ш,- С, 207-213.
17. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-орйеН-ТироВанной парадигмы образования , А.В. Хуторской Народное образование,- 2003,- № 2,- С. 58-64.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В КАРАТЭ \AZKF
Д.Н. Макаридин кандидат педагогических наук, доцент,
Тюменский государственный университет
Проблема создания количественной и качественной модели спортивного противоборства в конкретном виде спорта требует совершенствования методологии исследования данного процесса. Основная трудность, стоящая на этом пути, связана с отсутствием единой теории, дающей целостное. представление о закономерностях и существующих причинно-следственных связях процесса противоборств. Представленную трудность
удается преодолеть путем привлечения при разработке методологии системного исследования процесса спортивного противоборства трех прогрессивных теорий: теории деятельности [5], концепции физиологии активности [2] и теории функциональных систем [1]. Нами предлагается как количественное изменение в тренировочном процессе объема и интенсивности нагрузки, так и качественные изменения содержания
Педагогика и психология профессионального образования
тренировочных средств, их соотношений на различных по направленности этапах подготовки.
В основу методологии комплексного контроля и управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов в каратэ ШШ? положена функциональная (или трехуровневая) система [9].
Предлагаемая система определяет иерархию ее функциональных элементов, на основе которых планируются управляющие воздействия: I уровень - соревновательная деятельность; II - основные стороны подготовленности; III - система организма, средства и методы тренировки спортсмена и их дозировка.
С целью достижения оптимальных эффектов разработаны интегральные оценки различных сторон подготовленности (технико-тактической, психической, общей и специальной физической), позволяющие количественно характеризовать уровень, определять сильные и слабые звенья в структуре подготовленности каратистов.
Модельные характеристики I уровня играют ведущую роль. Анализ деятельности сильнейших спортсменов-каратистов мира в экстремальных условиях соревнований позволяет выявить особенности ее отдельных элементов и прогнозировать должный уровень показателей. Нами разработаны модельные характеристики сильнейших каратистов России, В исследовании принимали участие члены национальной сборной по каратэ, мастера спорта России международного класса Потапов Андрей, Гурбо Евгений, Усенок Юрий, Калашников Юрий, Асланян Артур и др.
При расчете интегральной оценки соревновательной деятельности, обеспечивающей выход на уровень высших достижений, используются следующие параметры: плотность боя, коэффициенты эффективности ударов и защит, плотность технических действий.
Модельные характеристики II уровня должны соответствовать такому уровню соревновательной деятельности, который необходим для достижения прогнозируемого результата.
По общей и специальной физической, психической и технико-так-тической подготовленности предусматривается расчет интегральных оценок данных сторон подготовленности.
Модельные характеристики III уровня ориентированы на обеспечение требуемого уровня основных сторон подготовленности сильнейших каратистов.
Модельными характеристиками уровня подготовленности каратистов могут служить только те количественные и качественные показатели, которые отражают важнейшие стороны подготовленности спортсменов: физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность. Важно отметить, что те же стороны подготовленности спортсменов оценивались с помощью модельных характеристик соревновательной деятельности, правда, в условиях непосредственного противоборства на состязаниях. Поэтому чрезвычайно желательно, чтобы с помощью показателей уровня подготовленности каратистов, выявленных в ходе тренировочного процесса, можно было бы определять
Казанский педагогический журнал З'ЮОб
степень их мастерства, демонстрируемого в соревновательной деятельности. Это дало бы возможность более точно предвидеть особенности поведения на соревнованиях, а значит, и более эффективно управлять подготовкой каратистов. Чтобы осуществить это на практике, нужно подбирать валидные тесты.
В процессе исследования удалось выявить несколько показателей, пригодных для использования в качестве модельных характеристик уровня подготовленности каратистов. Это тесты, отражающие силу ударов и уровень выносливости, а также эффективность атакующих и защитных действий.
Для оценки силы ударов нами принимался тест, представляющий собой нанесения ударов с установкой на максимальную силу и частоту по известной апробированной методике в течение 5 и 8 секунд. Определялись суммарная сила и сумма импульсов силы ударов. Оказалось, что этот показатель достаточно тесно связан с экспертными оценками силы одиночных и серийных ударов в соревновательной деятельности.
Тест на выносливость заключался в нанесении ударов по динамометру с максимальной силой и скоростью в течение 180 секунд. Суммарная сила ударов в этом тесте тесно связана с коэффициентом выносливости, регистрируемым в соревновательной Деятельности.
Таким образом, удалось определить совсем немного модельных характеристик уровня подготовленности каратистов. Справедливости ради заметим, что в Данном исследовании
использовалось сравнительно небольшое число тестов, отражающих подготовленность спортсменов. В частности, не проверялись с помощью тестов техника, тактика, быстрота, ловкость, а также специальные качества каратистов (чувство дистанции И др.).
Тем не менее даже на основе уже полученных результатов можно говорить о принципиальной возможности создания модели специальной подготовленности спортсменов-каратис-тов. Описанные модельные характеристики уже с успехом использовались в практике управления подготовкой квалифицированных каратистов.
Основным разделом методологии разработки модельных характеристик является выбор способа установления их количественных уровней, соответствующих модели [3, 4].
Особый интерес представляет построение модели ОФП и СП квалифицированных каратистов на основе так называемых должных норм. Должные нормы вводятся для выявления того уровня развития физических качеств, который необходим для выполнения запланированных результатов. В результате нашего исследования нами разработаны модели общей физической подготовленности и специальной подготовленности квалифицированных каратистов, которые мы приводим в таблицах.
Анализируя модельные характеристики тренировочных нагрузок квалифицированных каратистов, необходимо определить, что в понятие модельные характеристики тренировочных нагрузок мы включаем не только
Педагогика и психология профессионального образования
степень воздействия упражнений, но и особенности их выполнения.
С целью получения целевых модельных характеристик тренировочных нагрузок нужно обобщить, обосновать и проанализировать опыт тренировок квалифицированных каратистов, обеспечивавший успешное выступление на соревнованиях.
Для этого проанализируем технологию разработки модельных характеристик тренировочных нагрузок каратистов (МС, МСМК) сборной команды страны на предсоревнова-тельном этапе подготовки, включающем три двухнедельных учебно-тре-нировочных сбора, проведенных перед чемпионатом мира в г. Монтере (Мексика). В целом нами было изучено и проанализировано боле© десятка пред-соревновательных этапов, заканчивающихся весьма успешным выступлением каратистов на соревнованиях.
Наша технология предусматривала учет времени выполнения каждого тренировочного средства и частоты сердечных сокращений (ЧСС), которая регистрировалась палъпаторно в течение первых 10 с. после окончания выполнения упражнений. Величина тренировочной нагрузки оценивалась объемом и интенсивностью. Объем нагрузки определялся чистым време-
нем работы в минутах, без учета времени отдыха. Интенсивность оценивалась по ЧСС, которая переводилась в баллы с помощью шкалы В.А. Сор-ванова.
Представленная технология позволяет оценивать интенсивность нагрузки с учетом времени, затраченного на выполнение упражнений, что на наш взгляд более точно отражает реальную нагрузку, чем показатель средней арифметической, к тому же он достаточно информативен [6].
Дифференцируя и определяя степень специализированности и сходства с соревновательным упражнением в условиях соревнований, все упражнения, выполнявшиеся каратистами, были разделены на пять групп.
1. Общеразвивающие упражнения (ОРУ).
2. Специально-подготовительные упражнения (СПУ).
3. Упражнения на снарядах (СН).
4. С партнером, содействующие совершенствованию технико-тактического мастерства, включающие условия боя (СТТМ).
5. Соревновательные упражнения (вольные бои и спарринги) (СУ).
При учете нагрузки в Зависимости от интенсивности было выделено три зоны интенсивности.
Таблица 1
N Зоны интенсивности нагрузки ЧСС (уд.) за 10 с. Оценка в баллах
1-я 19 1
Малая 20 2
21 3
(преимущественно аэробная) 22 4
23 5
24 6
25 7
■■■ ими + ш ■ мгп
Казанский педагогический журнал З'ЮОб
Продолжение таблицы 1
N Зоны интенсивности нагрузки. ЧСС (уд.) за 10 с. Оценка в баллах
2-я Средняя 26 8
(смешенная аэробно- 27 10
28 12
анаэробная) 29 14
30 17
3-я Большая 31 21
( анаэробно-гликолитичеекая) 32 25
33 33
н выше 25
Объем нагрузки в каждой зоне интенсивности за весь преДсоревно-вательный этап определялся в минутах, а соотношение тренировочных средств в процентах. Всего оценивалось 17 параметров тренировочной деятельности.
На предсоревновательном этапе подготовки спортсмены большую часть времени (1650 мин., 54 % общего времени работы) уделяли общеразвивающим упражнениям. Интенсивность этих упражнений оказалась самой низкой (5 баллов) (Табл. 2 ).
Необходимо отметить, что чем интенсивнее выполняется упражнение, тем меньше при этом объем работы. Исключение составляют только специально-подготовительные упражнения и упражнения на снарядах. При минимальном объеме работы (115 мин.), но зато с максимальной интенсивностью (27 баллов) выполняются соревновательные упражнения - вольные бои и спарринги.
Совершенствованию технико-тактического мастерства (СТТМ) отводилось лишь 8 % общего времени работы,
16
это связано с тем, что основной задачей подготовки было совершенствование скоростно-силовых качеств каратистов, анализ соревновательной деятельности выявил , что наши спортсмены значительно уступали ведущим спортсменам мира в этом виде подготовки. Именно поэтому большая часть времени отводилась на специально-подготовительные упражнения и упражнения на снарядах, которые являются основными средствами развития скоростно-силовых качеств.
Общий суммарный объем нагрузки за этап составил 3042 мин. при средней интенсивности 13 баллов. Средняя интенсивность объясняется большим объемом работы ОФП. По величине средней интенсивности нагрузки трудно Судить об объемах работы, выполняемой с той или иной интенсивностью. По данным наших исследований видно, что большая часть работы (1655 мин.) или 54% выполнялась в режиме средней интенсивности (2-я зона), с невысокой интенсивностью (1086 мин.) или 36% в 1-й зоне, а с максимальной интенсивностью
Модельные характеристики тренировочных нагрузок предсоревновательного этапа
Статис- тические пара- метры Группы упражнений' Характер нагрузки
ОРУ СНУ Снаряды СТТМ СУ Всего за этап Объем: по зонам интенсивности
Объем Инт-сть Объем Инт-сть Объем Инт-сть Объем Инт-сть Объем Инт-сть Объем Инт-сть 1-я 2-я 3-я
Мин. Б адды. Мин. Балды. Мин. Валлы. Мин. Баллы. Мин. Бадада. Мин • Б алии.
М 1650 5 500 6 525 12,7 252 15 115 27 3042 13 1086 1655 301
т 128 0,22 10 0,14 36 0,15 8 0,5 2,6 0,5 185 0,12 80 44 30
Соот-
ноше-
ние /о 54 16 17 8 5 100 36 54 10
=1
0)
О
7ч
О
=1
п
х:
х
О
О
=1
"О
о
О)
о
о
х:
0
1
0 ^1 сг
1
О
“I
о
о
а\
"О
о
со
О
го
О
л
х:
ьз
всего лишь (301 мин.) или 10% в 3-й зоне.
Характер и содержание работы, проделанной с различной интенсивностью показали, что интенсивность минимальная в начале тренировки при разминке и в конце при выполнении заключительной гимнастики, при беге трусцой и упражнений со штангой. Небольшая и средняя интенсивность характерна при выполнении специально-подготовительных упражнений и упражнений на снарядах и лапах, если темп невысокий. Высокий темп упражнений на снарядах и с партнером соответствует большой интенсивности. Максимальная интенсивность отмечена в основном в соревновательных упражнениях (вольные бои и спарринги), а также в специальных упражнениях на снарядах (циклическая тренировка) и с партнером, выполняемых в максимальном темпе.
В содержании ОФІI включаются различные общеразвивающие упражнения, выполняемые в разминке и заключительной части тренировки, а также кроссы и спортивные игры (баскетбол, футбол по у прочтенным правилам). Кроссы проводятся по пересеченной местности в форме соревнований, с поощрением победителей на дистанции от 10 до 15 мин. ЧСС во время кроссов достигает 190-200 ударов в минуту, что соответствует очень высокой 3-й зоне нагрузок. Они проводятся вначале предсоревнова-тельного периода от 1 до 2 раз. Спортивным играм характерна нагрузка со (ЧСС от 130-160 ударов в минуту) средней интенсивностью, 2-я зона, но частота применения данных
средств намного выше от 3-5 раз в неделю.
Специально-подготовительные упражнения — это в основном имитационные упражнения, выполняемые с отягощениями и без них. С помощью имитационных упражнений отрабатывают прежде всего скорость и технику выполнения излюбленных комбинаций, а также встречные и ответные удары после провала атаки соперника и повторные атаки (связки).
Имитационные упражнения с отягощениями (камни и набивные мячи) выполняются по методу дополнительной мобилизации двигательного, зрительного и слухового анализаторов. Они способствуют развитию скоростно-силовых качеств каратистов. Эти упражнения (толчки отягощений и имитация основных ударов каратэ) выполняется в невысоком темпе, но с максимальной силой и скоростью.
Упражнения на боксерских снарядах способствуют в основном увеличению силы ударов, а также развитию выносливости. В первые три недели выполняются преимущественно упражнения на мешках и настенных макиварах. Причем спортсменам дается задание наносить удары с предельной концентрацией (заншин) и быстротой, но в невысоком темпе. Паузы между отдельными ударами или комбинациями заполняются передвижениями и подготовительными действиями. По мере приближения соревнований эти паузы постепенно сокращаются и, следовательно, темп увеличивается. В последние три недели широко используется повторно-интервальный метод тренировки. В частности, по сигналу тренера выполня-
Педагогика и психология профессионального образования
к) гси спурты с максимальной скоростью и частотой нанесения ударов в течение 5 с. через каждые 25 с, спокойной работы. Затем время слур-тов увеличивается до 10-15 с*, а время спокойной работы соответственно уменьшается.
При выполнении упражнений (с партнером), содействующих совершенствованию технико-тактического мастерства, и упражнений на снарядах часто (особенно в первые 20 дней) используются методы удлиненных поединков, а также методы соревновательных отрезков.
Вольные бои и спарринги проводятся в основном в заключительной двадцатидневке (правда, первый спарринг, как правило, в самом конце первой половины этапа). В спаррингах по возможности воспроизводятся условия соревнований (выезд в другие спортивные залы и даже города, присутствие зрителей, судейство и пр.).
Приведенную модель можно рассматривать лишь как ориентировочную, поскольку она дает довольно общее представление о тренировочных нагрузках сиортсменов-каратис-тов. Тем не менее эта модель полезна при разработке тренировочных планов. Чтобы сделать ее более точной, нужно знать, как различные тренировочные средства влияют на результаты соревновательной деятельности каратистов. Говоря иначе, нужно знать, какие стороны мастерства спортсменов совершенствуются с помощью определенных средств. Четкого представления об этом нет. Часто тренеры применяют привычные тренировочные средства, не зная особенностей воздействия их на отдельные стороны
мастерства спортсменов, что резко снижает эффективность тренировочного процесса.
Для решения этого недостатка необходимо выявить взаимосвязь показателей тренировочных нагрузок и соревновательной деятельности, который мы провели с помощью корреляционного анализа (граничные значения г при N = 28; Р 0,005 = 0,374; Р 0,001 = 0,478).
Проанализируем основные результаты исследования, показавшие наиболее высокие уровни взаимосвязи.
Главная наша цель состояла в установлении направленного влияния некоторых групп упражнений на отдельные показатели соревновательной деятельности квалифицированных каратистов.
Так, специально-подготовительные упражнения способствуют в основном увеличению силы удара и повышению эффективности подготовительных действий и ответных ударов. Такое воздействие этих упражнений связано со спецификой применения их. Ведь в эту группу входит большое число упражнений разной направленности. Анализ показал, что увеличению силы удара в каратэ больше всего содействуют упражнения с отягощениями, а также толкание камней и набивных мячей, имитирующие удары каратэ (г = 0,427).
Упражнения на снарядах способствуют развитию одного из важнейших физических качеств каратистов -специальной выносливости, а также увеличению силы ударов. Это и понятно, если учесть, что при работе на снарядах основной задачей было нанесение ударов с максимальной силой
19
I I I I I I I I -ф- в ■
и частотой, а также нередко применялся интервальный метод тренировки. Особенно заметно на выносливость и силу ударов влияет интенсивное выполнение упражнений на снарядах (г = 0,407).
Соревновательные упражнения и СТТМ воздействуют преимущественно на наиболее значимые показатели соревновательной деятельности. СТТМ способствует эффективности атакующих действий в ближнем бою (г = 0,396) и защитных действий (г = 0,460), т.е, тех компонентов мастерства каратистов, которые полно моделируют именно в работе с партнером. СТТМ и особенно условные бои заметно улучшают тактическое мастерство каратистов, прежде всего умение менять тактику (г = 0,380) СТТМ при интенсивном режиме выполнения, развивают специальную выносливость квалифицированных каратистов.
Соревновательные упражнения (вольные бои и спарринги) еще в большей степени, чем СТТМ, способствуют развитию умения спортсменов перестраивать тактику боя и, кроме того, существенному повышению эффективности наиболее важных приемов - ударов и защит (г = 0,465). В соревновательных упражнениях, как ни в каких других тренировочных средствах, спортсмен проявляет и совершенствует технико-тактические умения и двигательные качества, к тому же в условиях, приближенных к соревновательным.
Выявленные особенности воздействия упражнений на соревновательную деятельность каратистов можно использовать при рационализации тре-
нировочного процесса. При этом нужно учитывать избирательность влияния и особенности выполнения (способы, методы, величины нагрузки и др.) отдельных упражнений. Так, специально-подготовительные упражнения могут служить средством развития скоростно-силовых качеств, в частности силы удара. В первом случае нужно использовать имитационные упражнения с отягощениями, а также толкание камней или других предметов определенного веса. Во втором случае этим упражнениям следует придавать форму боя с тенью или имитации, при которых отрабатываются определенные боевые действия, например подготовительные [7].
Учитывая влияние упражнений на различные стороны подготовленности спортсмена-каратиста, можно более объективно подбирать тренировочные средства и повышать эффективность тренировочного процесса.
Литература:
1. Анохин П.К. Очерки по фи.шило гии функциональных систем,- М.: Медицина, 1975.- 83 с,
2. Бернштейн Н.А. Очерки по физйо-. юп.ш движении и физиологии активности;- М.: Медицина, 1966.- 348 с.
3. Керимов Ф.А. Особенности применения трехуровневой системы управления подготовкой резерва для спортивных единоборств / / Теория и практика физической культуры,- 1988,- №0.™ С. 27-28.
4» Кургузое Г.В. Модели физической подготовленности боксеров-юниоров Олимпийский бокс сегодня: Тезисы межд. научи, симпозиума.- М., 1989.- С. 11.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность.- М.: Политиздат, 1975.— 304 с.
Педагогика и психология профессионального образования
6. Никифоров Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров,- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 192 е.
7. Никифоров Ю.Б., Викторов И.Б. Построение и планирование тренировки в боксе,- М.: Физкультура и. спорт, 1978,— 210 с.
8. Сорванов В, А. Об индикации тренировочных средств различной мощности
в спортивной борьбе , / Теория и практика физической культуры,- 1978. №2,- С. 19-22.
9. Циргиладзе И.В., Новиков А.А. Модельный характеристики высококвалифицированных боксеров в системе управления их подготовкой / Олимпийский бокс сегодня: Тезисы межд, научн, симпозиума,- М., 1989,- С, 16-17.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
А.Р. Гайфутдинова, ассистент кафедры ГиСЭД филиала II ПЭК. 1.
г. Чистополь
Последнее десятилетие характеризуется значительным ростом внимания к проблеме развития творческих возможностей и творческой активности студентов в процессе обучения в вузе. Несмотря на то, что проблема творчества принадлежит к разряду философских и психолого-педагоги-ческих проблем, интенсивность ее исследования в настоящее время сильно возросла в связи с происходящими переменами в обществе и системе образования. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества - воспитанием творчески активной личности - в значительной мере изменились и ориентиры системы образования. Время радикальных перемен требует от высшей школы образования и воспитания социально активных студентов, мыслящих свободно и творчески, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать самостоятельные» обдуманные и правильные решения.
Какие бы перемены ни происходили в высшей школе, главная ее проблема - подготовка специалистов, необходимых Для общества, и вместе с тем удовлетворение потребностей молодежи в образовании, в духовном развитии, в интеллектуальной профессионализации. Отметим еще раз, что во все времена ценились люди, умеющие творчески,- нестандартно подходить к любому делу, поэтому проблема формирования творчески активной личности была и остается актуальной. Основными понятиями в нашем исследовании являются следующие категории: «творчество», «творческое мышление», «творческая личность», «творческие способности», «творческая активность».
Понятие «творческая личность» давно используется в философской литературе, Так, еще в работах русского изобретателя и ученого П.К. Эн-гельмейера, в частности, в его книге «Творческая личность и среда в области технических изобретений»,