Научная статья на тему 'Моделирование структуры управления при логистическом аутсорсинге'

Моделирование структуры управления при логистическом аутсорсинге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / LOGISTIC SYSTEM / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ / LOGISTICAL OUTSOURCING / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадникова Наталья Николаевна

В статье рассматривается одна из актуальных проблем, возникающих при внедрении стратегий логистического аутсосиинга определение границ и зон ответственности предприятий заказчика и аутсорсера. Представляется авторское видение проектирования организационной структуры управления данным взаимодействием. Предложен алгоритм с подробным описанием этапов моделирования структуры управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing Logistical Outsourcing Management Structure

The paper is on one of the problems frequently arising upon introduction of logistical outsourcing, namely, defining limits and areas of responsibility for the client and outsourcer. The writer presents her own vision of designing an organizational structure to manage their interaction. She suggests an algorithm with a detailed description of all stages in the making of the management structure in question.

Текст научной работы на тему «Моделирование структуры управления при логистическом аутсорсинге»

Кадникова Наталья Николаевна

аспирантка кафедры логистики и коммерции,

Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск [email protected]

моделирование структуры управления при логистическом

аутсорсинге

_Аннотация

В статье рассматривается одна из актуальных проблем, возникающих при внедрении стратегий логистического аутсосиинга - определение границ и зон ответственности предприятий заказчика и аутсорсера. Представляется авторское видение проектирования организационной структуры управления данным взаимодействием. Предложен алгоритм с подробным описанием этапов моделирования структуры управления.

Ключевые слова: логистическая система, логистический аутсорсинг, организационная структура, структура управления

Внедрение стратегии логистического аутсорсинга является элементом глобального реформирования, связанного с разделением бизнеса по видам деятельности или внедрением в него. Как следствие, решение о внедрении стратегии логистического аутсорсинга всегда предполагает структурирование всех функций и бизнес-процессов, оценку возможностей дальнейшего развития с точки зрения стратегических интересов компании силами собственных подразделений или силами внешних исполнителей. При этом часто сходная по функциональным требованиям деятельность, направленная на один материальный поток, консолидируется в объединенных центрах. Тем самым

выбор стратегии логистического аутсорсинга неизменно инициирует определенную логистическую сеть, идентифицируя ключевые бизнес-процессы. Как отмечают В.В. Дыбская, В.И. Сергеев, логистическая сеть при этом является своеобразным фундаментом функционирования логистической системы компании, а ее рациональная конфигурация в значительной степени определяет эффективность функционирования предприятия в целом [1]. Важно выделить подсистемы, звенья и элементы логистической системы, за которыми закреплены материальные и финансовые ресурсы, определен состав и полномочия управленческого и операционного персонала, то есть построить некую организационную

структуру управления взаимодействия заказчика и аутсорсера. В свою очередь, Б.А. Аникин, Т.А. Род-кина, В.В. Дыбская, В.И. Сергеев, определяя характерные черты стратегии логистического аутсорсинга, полагают, что непосредственное встраивание в общую корпоративную стратегию главным образом имеет отношение к изменению структуры предприятий. Между тем идентификация, моделирование, реинжиниринг и, наконец, инсталляция сформированных моделей являются основой для построения организационной структуры управления взаимодействием компаний. Вследствие чего для повышения эффективности следует рассматривать данную структуру как систему взаимосвязанных бизнес-процессов, направленных на достижение стратегических, тактических, оперативных целей всей логистической системы. Таким образом, структурирование логистических бизнес-процессов и их дальнейшее определение в логистической системе способствует построению рационально функционирующей организационной структуры управления при взаимодействии заказчика и аутсорсера, а также последующему контролю параметров действий, что позволяет оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

В рамках декомпозиционного анализа решается одна из важнейших задач - определение иерархии управленческих функций в логистической системе и закрепление соответствующих функций за конкретными отделами и специалистами. Как следствие, построение оптимальной организационной структуры управления в цепочке «заказчик - аутсорсер», которое идет в двух направлениях:

1) организация совместной текущей деятельности (интеграция культур и процессов);

2) организация механизма дальнейшего взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Для обозначения данного взаимодействия логично применяются устоявшиеся понятия организационной структуры и структуры управления.

Организационная структура управления взаимодействием заказчика и аутсорсера

Цель организационной структуры управления взаимодействием заключается в построении структуры компаний, способствующих достижению бизнес-решений в рамках реализации стратегии логистического аутсорсинга. При этом организационную структуру управления взаимодействием при логистическом аутсорсинге в широком смысле следует понимать, прежде всего, в управленческом смысле, где элементарными ячейками структуры являются так называемые центры ответственности юридически независимых друг от друга лиц, но регулируемых рамками договора. При этом под центром ответственности понимается организационная единица, во главе которой стоит лицо или группа ответственных лиц, принимающих решение за закупки, реализацию, управление ассортиментной политикой, ценообразованием, управлением логистических операций, связанных с функционированием бизнес-единицы, и разумно управляющих капиталом (4). Таким образом, становится возможным представить, что один менеджер может контролировать деятельность сразу двух юридических лиц, лишь формально являющихся независимыми; если они составляют один центр

ответственности в рамках реализации стратегии. И, наоборот, в рамках одного юридического лица может сосуществовать несколько центров ответственности, направленных на реализацию различных бизнес-направлений, возглавляемых разными менеджерами.

В то же время следует осознавать некоторую условность данной классификации в рамках стратегии логистического аутсорсинга: подразделение может выполнять сразу несколько функций, образуя своего рода матрицу управления, тогда деятельность его менеджера будет оцениваться не столь прямолинейно, а по тем или иным комплексным критериям, применимых для оценки эффективности реализации стратегии.

В свою очередь С. Клементс, М. Дон-нелан отмечают, что построение подобной структуры зависит от двух основных критериев [5]:

1) степени реорганизации, предполагающейся в рамках аутсорсинга;

2) этапа функционирования аутсорсинга.

Это подразумевает, что построение организационной структуры управления имеет множественность вариантов, которые зависят от степени доверия компании-заказчика, его финансовой активности, желания собственников принимать участие в процессе управления бизнес-процессами, предоставления собственных мощностей компании-аутсорсеру. Тем не менее, несмотря на многообразие существующих целей для реализации стратегии логистического аутсорсинга, а также методов их достижения, организационная структура взаимодействия управления, по нашему мнению, во многом для различных ситуаций подобна. Более того, можно даже

представить себе некий «типовой проект» упрощенного представления о взаимодействии предприятий, детали которого определяются спецификой конкретного бизнеса.

Моделирование организационной структуры управления

Можно утверждать, что отличительной чертой моделирования организационной структуры управления взаимодействием при реализации стратегии логистического аутсорсинга является то, что модель представляет собой комбинацию нескольких, требующих согласованности между собой сложных элементов двух разных компаний, построение которых базируется на основных типах организационных структур предприятий. Учитывая матричный характер взаимодействия и проектную специфику, считаем, что данными структурами могут выступать общепринятые организационные структуры, применимые для управления логистикой: матричные или проектно-ориентированные. Основное назначение бизнес-моделирования организационной структуры управления в рамках стратегии логистического аутсорсинга - показать всем заинтересованным сторонам, что должно быть сделано, когда, как именно и как часто и какими способами проводить контроль и оценку соответствия данной модели стратегическим целям системы.

Организационная структура управления взаимодействием при этом проектируется не изолированно от сложившихся структур управления бизнесом в целом, является неотъемлемой частью данного процесса, однако подразумевает в отдельных случаях коренное преобразование существующей системы управления, как компании заказ-

Таблица

Этапы выполнения работ по созданию и функционированию организационной структуры управления взаимодействием компании-заказчика и компании-аутсорсера

Этапы работ Цели, задачи этапов работ

1 2

1. Анализ требований рынка и возможностей конкурентов Задачи: 1) обнаружение потенциала развития\логистической проблемы; 2) точное формулирование цели развития\логистической проблемы; 3) построение логистической цепи деятельности направления Цель: выявление потенциальных возможностей развития или «узких» мест логистической системы

2.Обоснование необходимости реализации стратегии логистического аутсорсинга Задачи: 1) определение целей и ограничений внешней среды; 2) выявление возможностей и путей решения проблем; 3) структурирование основных и вспомогательных функций и бизнес-процессов; 4) выявление ключевых компетенций; 5) принятие решения о логистическом аутсорсинге Цель: обоснованное принятие решения о внедрении стратегии логистического аутсорсинга

3. Постановка целей и задач. Определение типа стратегии логистического аутсорсинга Задачи: 1) формулирование общей цели; 2) определение критерий достижения общей цели; 3) декомпозиция целей и критериев достижения по подсистемам; 4) соотнесение подсистем со стратегиями логистического аутсорсинга Цель: выбор типа стратегии логистического аутсорсинга

4. Детализация стратегии логистического аутсорсинга Задачи: 1) описание шагов реализации стратегии, формирование мероприятий, программ; 2) определение очередности целей и мероприятий по их достижению; 3) разработка комплексного плана мероприятий в рамках стратегии логистического аутсорсинга Цель: создание комплексного плана действий по реализации стратегии логистического аутсорсинга

Этапы работ Цели, задачи этапов работ

1 2

5. Выбор аутсорсера Задачи: 1) определение требований к аутсорсеру; 2) анализ рынка и идентификация всех возможных поставщиков; 3) предварительная оценка и отбор поставщиков; 4) оценка отобранных поставщиков предъявляемым требованиям; 5) ранжирование и выбор аутсорсера Цель: выбор партнера-аутсорсера, заключение договора

6.Зонирование центров ответственности Задачи: 1) разграничение сфер компетентности; 2) разграничение зон ответственности; 3) определение оптимального размещения зон ответственности; 4) распределение мероприятий комплексного плана реализации стратегии по ответственным зонам, функциональным подразделениям. Цель: Создание базы (основы) организационной структуры заказчика и структуры взаимодействия

7. Моделирование структуры взаимодействия (является результатом совместной работы заказчика и выбранной аутсорсинговой компании) Задачи: 1) внесение корректировок в собственную организационную структуру: создание (сокращение) подразделений, определение руководящих постов и лиц, ротация подразделений; 2) создание и корректировка организационной структуры аутсорсе-ра: создание (сокращение) подразделений, определение руководящих постов и лиц, ротация подразделений 3) создание и корректировка текущих должностных инструкций; 4) описание бизнес-процессов новой логистической цепи; 5) определение информационного поля: передача - обратная связь Цель: проектирование и внедрение в деятельность организационной структуры компании и структуры взаимодействия

8. Мониторинг реализации стратегии Задачи: 1) определение методики и критериев оценки; 2) соотнесение результатов логистического процесса поставленным целям и задачам; 3) определение степени достижения поставленной конечной цели компании; 4) внесение корректировок в процесс, структуру, цели, задачи, анализ Цель: определение степени достижения цели компании

чика, так и аутсорсинговой компании. Учитывая изложенное, автором сформулирован алгоритм моделирования организационной структуры управления взаимодействием, позволяющей эффективно «вливать» стратегии логистического аутсорсинга. В зависимости от развития рынка и отрасли, актуальности проблемы делегирования функций, стратегических и оперативных целей организации и возможности их достижения при использовании аутсорсинга для каждой организации отдельные этапы могут иметь различную продолжительность. Этапы выполнения работ по моделированию организационной структуры управления взаимодействием представлены в табл. (см. на с. 74-75).

Заключение

Анализируя этапы выполнения работ по созданию и функционированию организационной структуры управления взаимодействием, приходим к выводу, что при рассмотрении возможности внедрения логистического аутсорсинга, равно как и в его реализации, важно подойти к вопросу мето-

дически и шаг за шагом проработать всевозможные варианты с целью оценки перспективности идеи в рамках стратегического развития предприятия.

Литература

1. Дыбская В.В. Логистика / В.В. Дыб-ская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлингова / под ред. В.И. Сергеева.

- М.: Эксмо. - 2008. - 944 с.

2. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаф-финг: высокие технологии менеджмента: Учеб.пособие / Аникин Б.А., Рудая И.Л. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 288 с.

3. Аникин Б.А. Логистика: учеб. пособие / Б.А. Аникин и др.; под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкина. - М.: ТК Велби : Проспект. - 2008. - 408 с.

4. Карпов А. Стратегия от разработки до реализации // Жук. - 2006. - 03 (58).

- С.9-14.

5. Клеменс С. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора / Доннеллан М., Рид С. - М.: Вершина, 2006. - 416 с.

Natalya N. Kadnikova

Postgraduate Student, Department of Logistics and Commerce, Baikal State University of Economics and Law

Designing Logistical Outsourcing Management Structure

_Abstract

The paper is on one of the problems frequently arising upon introduction of logistical outsourcing, namely, defining limits and areas of responsibility for the client and outsourcer. The writer presents her own vision of designing an organizational structure to manage their interaction. She suggests an algorithm with a detailed description of all stages in the making of the management structure in question.

Keywords: logistic system, logistical outsourcing, organizational structure, management structure

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.