• семья • дети-сироты • усыновление • опека • семейный детский дом • социальная адаптация
Семья для ребёнка — самая естественная и гуманная воспитательная среда, но существует определённая доля детей-сирот, устройство в семью которых по разным причинам затруднительно или невозможно. Также бытует мнение, что стремление всех без исключения детей, нуждающихся в государственной заботе, устроить на семейное воспитание (помещение в семьи), часто является необоснованным и неоправданным для самого ребёнка. Согласно нормативным актам (Международная конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс РФ и др.) усыновление братьев и сестёр разными лицами не допускается. Под опеку родственную семью (4—7 разновозрастных детей) на воспитание берут крайне неохотно.
С целью реабилитации детей-сирот из многодетных семей в Вологодской области в 1989 году был создан ГОУ «Вологодский детский дом № 1»: его контингент составляют кровные братья и сёстры. Ресурсом для определения концепции развития детского дома явилась разработка авторской модели «Детский дом, организованный по семейному принципу», которая ломает стереотипы жизнедеятельности в условиях ограниченного социального пространства и нивелирует особую внутреннюю позицию воспитанников так называемого психологического капсули-рования, состоящего в отчуждённом отношении к другим людям и социальному миру.
Комплекс организационно-педагогических условий, влияющих на повышение уровня социализации воспитанников и выпускников, базируется на принципе семейного воспитания.
Братья и сёстры живут вместе независимо от возраста в коттеджах, благоустроенных квартирах, наблюдая рост и развитие друг друг а, посещают детские сады, школы, ПТУ, колледжи, техникумы, вузы.
Социальная открытость позволяет интегрироваться детям в систему дополнительного образования: спортивные, музыкальные, художественные школы, творческие объединения, а также в среду сверстников из семей.
Результативность личностно ориентированного подхода в профессиональном самоопределении заключается в стопроцентном первичном трудоустройстве юношей и девушек,
Моделирование
социально-
поддерживающей
среды для выпускников
как одно
из направлений
региональной целевой
программы
постинтернатного
сопровождения
Наталья Николаевна Шамахова,
директор БОУ ВО «Вологодский детский дом № 1», кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ
начиная с 14-летнего возраста в каникулярное время, и трудоустройстве при переходе на независимое проживание.
Семейный принцип воспитания предопределил и формирование положительного образа семьи у воспитанников, который позитивно влияет при создании собственных семей выпускников и обустройстве в самостоятельную жизнь.
Одной из позиций инновационной авторской модели является медико-психолого-педагогическое сопровождение выпускников. Крепкие узы, доверительные отношения, уверенность в надёжной защите и помощи — именно эти факторы вселяют надежду выпускникам на то, что они могут рассчитывать на поддержку в трудный переходный период от значимой для них личности. Вся система детского дома построена на формировании твёрдых жизненных принципов, поэтому рецептивные установки (перекладывание ответственности в принятии решений) у молодых людей проявляются крайне редко или в тех случаях, когда нестабильность государственных гарантий «заводит выпускника в тупик», и ему крайне необходима поддержка специалиста.
Опыт работы в режиме федеральной и областной инновационных площадок в 2007— 2008 гг. высветил для коллектива проблему постинтернатной адаптации выпускников, требующей не традиционного решения, а принятия более эффективных форм для окончательной успешной социализации выпускника в обществе. Коллектив приходит к выводу о необходимости моделирования социально-поддерживающей среды для выпускников в первые годы самостоятельного проживания, а также для тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Это новая функция для учреждения, но необходимая для эффективного выполнения окончательной миссии детского дома, которая предполагает выпуск полноценного гражданина современного общества, способного самостоятельно и достойно интегрироваться в социум наравне со сверстниками.
Одновременно и на региональном уровне в число наиболее актуальных задач в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреж-
дений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильём, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот. Согласно мониторингу проблем становления выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Вологодской области за период 2008—2010 годов из детских домов вышли 659 выпускников (408 в возрасте 16 — 18 лет, 251 человек — старше 18 лет). Выпускники имеют различный уровень социальной компетентности: около 30% достаточно хорошо адаптируются в окружающем социуме, у 40% недостаточно сформированы социальные навыки и чёткие жизненные ориентиры, 20%, как правило, выпускники специальных (коррекционных) учреждений, испытывают серьёзные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, 10% отличаются социальной дезадаптированно-стью и высоким уровнем конфликтности. Таким образом, около 70% выпускников нуждаются в различных видах социально-педагогической и психологической помощи, организации сопровождения при переходе на независимое проживание.
В ведомственной целевой программе «Социальная адаптация и сопровождение выпускников детских домов Вологодской области», разработанной Департаментом образования, признано, что наиболее радикальной является организация сопровождения выпускников на базе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целесообразность сопровождения выпускников специалистами детских домов обосновывается тем, что психолого-педагогическое сопровождение осуществляется значимыми для выпускника лицами, владеющими знаниями о его индивидуальных особенностях и компетенциях, опытом работы с детьми-сиротами; во-вторых, обеспечивается преемственность и пролонгированность в воспитании и сопровождении при переходе молодых людей на независимое проживание.
Также в программе обозначены причины, по которым организация эффективного
сопровождения выпускников имеет ряд затруднений, связанных с:
• отсутствием системы управления процессом социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• недостаточно системной кооперацией детских домов с другими ресурсами (государственными учреждениями и ведомствами, органами исполнительной власти, производственными предприятиями, не ком мерческими организациями, инфраструктурой населённого пункта и другими) и между учреждениями образования (профессиональными учебными заведениями, детскими домами, общеобразовательными школами и другими);
• недостаточно активным использованием ресурсов самих выпускников в решении вопросов их социальной адаптации;
• невысоким уровнем владения педагогами-специалистами инновационными технологиями сопровождения.
Одной из востребованных и эффективных форм работы с выпускниками региональной программой определена организация структурного подразделения — службы профори-ентационного и социального сопровождения выпускников детского дома «Перекрёсток» на базе БОУ ВО «Вологодский детский дом № 1», целью которой является сопровождение выпускников детских домов Вологодской области, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, при переходе на независимое проживание, совершенствование системы постинтернатной адаптации выпускников, помощь в реализации их законных прав и интересов, а также содействие в улучшении их социального статуса и подготовке к самостоятельной жизни.
С целью выявления наиболее эффективной и приемлемой модели постинтернатного сопровождения выпускников в условиях образовательного учреждения для детей-сирот был изучен опыт ряда регионов РФ.
Как утверждает Г.В. Семья1, система сопровождения выпускников в постинтернатный период стала складываться в по-
1 Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы научно-практической конференции / под ред. И.А. Бобылевой — М.: Благотворительный фонд «Расправь крылья», 2010.
следние несколько лет, и до сих пор не существует установленной терминологии даже в названиях.
Анализ регионального опыта позволяет выделить различные модели постинтернатной адаптации выпускников:
• центры постинтернатной адаптации на базе муниципальных учреждений или центров социальной помощи семье и детям;
• социальная гостиница;
• индивидуальная постинтернатная адаптация и сопровождение выпускников детских домов и замещающих семей, осуществляемые на муниципальном уровне;
• постинтернатные группы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 15 до 18 лет, и лиц из числа оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, на базе муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• постинтернатное сопровождение с использованием института замещающей семьи;
• привлечение промышленных предприятий к сопровождению выпускников в постинтернатный период;
• дом молодёжи как составная часть «SOS-деревни» — технология полузависимого проживания;
• клубная система. В настоящий момент клубы поддержки выпускников делятся на те, что функционируют со стационарным кризисным проживанием для членов клуба, и на те, что не имеют стационара и работают только как дневные центры;
• сопровождение выпускников и оказание им помощи в рамках проектов некоммерческих организаций.
Создаётся система кризисных центров, например, центры «Маленькая мама» в Москве для беременных девушек и молодых матерей из числа детей-сирот или школа, которая предоставляет образование и жильё молодым матерям, покинувшим учреждения по опеке в г. «Екатеринбурге. Гуманитарной организацией «СОС — Детские Деревни Норвегия» и Правительством Мурманской области реализуется проект «Молодёжные центры», который наиболее комплексно позволяет оказывать помощь выпускникам.
Специалистами детского дома был осуществлён выезд по изучению деятельности
социальной гостиницы в школе-интернате (Тульская область), консультационной службы в детском доме (г. Новосибирск), проектирования сопровождения выпускников ПТУ в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (г. Саратов), центра постинтернатной адаптации при благотворительном фонде (г. Смоленск).
Служба «Перекрёсток» в г. Вологде открыта в августе 2009 г. Структура расположена в автономном блоке, включает в себя кабинеты специалистов и минисоциальную гостиницу для выпускников. В Службе работают на постоянной основе социальный педагог-руководитель Службы, старший воспитатель, выполняющий функции куратора, младшие воспитатели, привлекаются все специалисты детского дома.
Сферы жизнедеятельности, в которых обеспечивается социальная защищённость выпускника, — это жильё, здоровье, образование, работа, досуг, собственность, семья, участие в гражданско-правовых отношениях, экономическая жизнь, правопорядок.
Основные задачи:
• предоставление временного (на срок до одного года) проживания выпускникам в возрасте от 18 лет до 23 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на основании договора между учреждением и выпускником на условиях полного самообслуживания;
• развитие новых форм и технологий деятельности по сопровождению выпускников в самостоятельной жизни;
• повышение профессиональной компетенции сотрудников, внедряющих в деятельность учреждений области направления постинтернатной адаптации;
• проведение диагностики, информационно-аналитической деятельности и коррекции процесса постинтернатной адаптации;
• ревизия организационно-педагогических условий образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, влияющих на причины успеха и неудач социализации выпускников при переходе на независимое проживание;
• координационная деятельность между государственными, негосударственными органами и организациями, общественными объединениями, помогающими в решении жизненно важных проблем выпускников.
В постинтернатный период у молодого человека происходит резкая смена условий жизнедеятельности, появляется свобода выбора, изменяется среда, окружение и круг общения, появляются другие авторитеты в жизни, т.е. начинает развиваться социальная сеть. Обычно практика работы с выпускниками сводится к изучению их личностных особенностей, при этом часто упускается анализ их окружения, а ведь именно оно в постинтернатный период влияет на развитие личности и формирование Я-концепции.
Технологии, используемые в работе специалистов «Перекрёстка», учитывают данную особенность, одновременно по возможности пытаются охватить коррекцию всех сфер жизнедеятельности. Система работы с выпускниками складывалась на протяжении долгих лет, поэтому арсенал форм и методов довольно объёмный, жизнь не стоит на месте, из них выбираются оптимальные на сегодняшний день, которые направлены непосредственно на конкретную личность.
Например, в 2010/11 уч. году были использованы такие технологии сопровождения, как: кураторство (одна из наиболее распространённых форм при работе с выпускниками, имеющими проблемы в социальной адаптации в первые годы самостоятельной жизни); проектирование индивидуальных маршрутов выпускников детского дома (данная технология помогает отслеживать параметры успешности на отдельных этапах социализации выпускников, что необходимо при аналитической деятельности); технология социального партнёрства предполагает конструктивное взаимодействие государственных организаций, бизнеса и некоммерческого сектора, направленное на решение социальных проблем выпускников, особенно — трудоустройство; поддержка семьи выпускника прослеживается в технологии молодая семья и молодая мама; к технологии сопровождения относится также проведение совместных акций, организованных прокуратурой, Центром занятости с целью решения проблем по защите прав с участием самих выпускников (эффективна в решении вопросов получения жилья и дополнительных специальностей); общественный резонанс отразился в создании ««Совета выпускников» (данное
направление тоже имеет свой механизм организации и реализации, поэтому отнесён к разряду технологий); в период проживания в социальной гостинице выпускнику предлагается индивидуальный маршрут вступления в самостоятельную жизнь, в котором учитываются личностные особенности выпускника, его уровень образования и вектор профессионального роста, активизируются собственные ресурсы.
Таким образом, практика использования данных технологий в сопровождении вы пус кников, направленных на их социализацию, способствуют психологической за щи щённости, самоутверждению в приемлемых для него сферах жизнедеятельности, повышению компетентности в социально-бытовых и правовых вопросах, в усвоении навыков коммуникативного общения и культуры поведения.
На 1.01.2011 статистические результаты работы Службы «Перекрёсток» следующие:
1. Количество обращений выпускников Вологодской области — более 370 от 45 воспитанников детского дома и 20 из других интернатных учреждений.
2. Получили своё жильё 7 выпускников.
3. Оказана помощь по найму жилого помещения — 10 человек.
4. Прошли курсовую переподготовку через Центр занятости — 12 человек.
5. Трудоустроены — 10 человек.
6. Получили возможность проживания в социальной гостинице — 5 человек.
7. Перерегистрация по предоставлению жилого помещения — 5 чел.
8. Получили положительные судебные решения по предоставлению жилья вне очереди — 19 человек.
9. Судебные отсрочки по получению жилья вне очереди — 3 чел.
10. Поставлены на учёт по предоставлению жилья — 4 человека.
11. Составлены акты проверки жилищных условий — 10 человек.
12. Оказана помощь в оформлении компенсаций за найм жилья — 19 человек.
13. Организованы выезды в г. Череповец, п. Шексна, г. Красавино, п. Кубенское с целью проверки жилищных условии и решения проблемных вопросов выпускников.
Выпущено в самостоятельную жизнь 13 человек, закончили учёбу и получили помощь
в написании дипломов — 6 чел., продолжают учиться — 3 чел., призваны на срочную службу — 2 человека.
По мнению сотрудников Службы, востребованность структуры определяется следующими качественными показателями: выпускники чувствуют себя психологически защищёнными, раскрывают свои ресурсы и способности, получают возможность самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности, повышается уровень воспитанности, социальной компетентности, совершенствуются навыки общения и культуры поведения. Служба предоставляет воспитанникам в детском доме условия для перехода на независимое проживание на более высоком уровне социальной компетентности. Систематически снижается число детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья; не получивших профессионального образования; выпускников детских домов, не занятых трудовой деятельностью. Повысилось количество выпускников, трудоустроенных и стабильно работающих на одном месте. Значительно повысилась профессиональная компетенция сотрудников, внедряющих в деятельность направления по постинтернатной адаптации.
Обеспечить целостность и системность в деятельности по социальному и профессиональному сопровождению выпускников стало возможным благодаря научно-исследовательской и методической поддержке. Научно-методический комплекс учреждения, охватывающий все аспекты жизнедеятельности детского и взрослого коллектива, пополнился изданием, отражающим организацию и технологию работы по постинтернатной социализации и сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями и другими ведомствами по данной теме.
Таким образом, созданная модель социально-поддерживающей среды для выпускников в период их перехода на независимое проживание или при решении трудных жизненно важных проблем является одной из эффективных форм, решающих задачи постинтернатной адаптации в регионе.