МОДЕЛИРОВАНИЕ СООТНОШЕНИЙ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ РЫНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГОПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО МАРКЕТИНГА
Е. Н. БАБИНА, кандидат экономических наук, руководитель учебно-консультационного информационного центра Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ)
Рассматриваются особенности формирования спроса и предложения на рынке природных ресурсов, представлены этапы формирования цены на ресурсы, построена модель регулируемого рынка природных ресурсов, раскрывается сущность функционирования «рынка прав на загрязнение», построена модель концепции «готовности платить», получили освещение подходы к оценке природных ресурсов, а также ряд маркетинговых приемов управления природоохранной деятельностью.
Ключевые слова: рынок, природные ресурсы, спрос, предложение, цена, издержки, ущерб, эко-маркетинг, рента, нормирование, замыкающие затраты.
Функционирование регулируемого рынка природных ресурсов возможно на основе взаимоотношений общественного производства с природной средой и направлено на определение и установление оптимального соответствия между спросом и предложением на рынке природных ресурсов, ведущего к формированию адекватной экономической цены на природные ресурсы, что является необходимым условием эффективной работы рынка природных ресурсов и стимулирует экономический рост общественного продукта.
График спроса и предложения на рынке природных ресурсов в маркетинге имеет определенные отличия от принятого в экономической теории. По осям координат откладываются не цена и объем продаж, а уровень удовлетворения потребностей в природных ресурсах и природно-ресурсный потен-
циал региона. График отражает зависимость удовлетворения потребности производителей (отраслей) в природных ресурсах как в товаре — факторах производства (сырье, материалы) и предложения природных ресурсов, в сочетании с сохранением качества окружающей природной среды (рис. 1).
При увеличении спроса на природные ресурсы как фактора производства их чрезмерное потребление ведет к снижению качества окружающей природной среды, ее деградации, поэтому главная цель экологического маркетинга заключается в том, чтобы способствовать сохранению качества окружающей природной среды, возобновлению природных ресурсов, подборе заменителей факторов производства, если процесс производства угрожает экологии и качеству природных ресурсов. Чем быстрее будет разрабатываться природная среда, тем самым удовлетворяя производство в природных ресурсах, тем быстрее наступит экологический кризис в условиях постоянно существующего спроса. Равновесный уровень удовлетворения потребностей и сохранения качества природныхресурсов будетдостигнутпри сочетании адекватной цены на природные ресурсы и освоении инвестиций в направления маркетинговых стратегий для экологической реабилитации региона.
Этапы формирования цены на ресурсы можно представить в виде схемы:
первый период — потребление ресурса только начинается, выступая в качестве неограниченно-
га
«
<а н о о Ж
ю «
&
о К
о
М
<а &
о га н <а Ч га о
Ч ^
О
Б
Дефицит факторов производства
51
Предложение природных ресурсов
Равновесный уровень удовлетворения потребностей и сохранения качества природных ресурсов
'Снижение качества природных ресурсов и окружающей среды
Спрос на природные ресурсы
Природные ресурсы
Рис. 1. Оптимальное соотношение между спросом и предложением на рынке
природных ресурсов
го, и его цена определяется лишь затратами на его изъятие из природной среды;
второй период характеризуется многократным ростом потребляемого ресурса, исчезновением в непосредственной близости от основных мест потребления и удаленностью мест добычи;
третий период — это качественный переход от безвозмездного изъятия к охране и воспроизводству потребляемого ресурса;
четвертый период — эволюция техники изъятия и повышения интенсивности воспроизводства потребляемого ресурса.
Цены на ограниченные невозобновимые природные ресурсы, определяемые затратами на изъятие и переход на альтернативные виды сырья, а также неизбежным повышением спроса над предложением по мере истощения запасов ресурса, повышались и будут повышаться. Закономерности принятия решений в природопользовании не всегда подчиняются исключительно макроэкономическим принципам. Большую роль играют
хо &
ЕГ
ё &
ев ГО
Ущерб
Экономический оптимум загрязнения Затраты
- Объем загрязнения
Рис. 2. Зависимость экологических затрат и ущерба от загрязнения окружающей среды
этнические и религиозные ценности, общественные и политические традиции. В отличие от обыкновенных товаров, рост спроса на которые вызывает адекватный рост предложения, рост потребления природных ресурсов вызывает необратимые негативные изменения в окружающей среде.
Модель регулируемого рынка природных ресурсов в процессе природопользования учитывает издержки по предотвращению (ликвидации) загрязнения окружающей среды и наносимый ущерб (рис. 2). Ущерб от ухудшения состояния окружающей среды растет в геометрической прогрессии с увеличением загрязнения, а затраты же на ликвидацию ущерба также растут в геометрической прогрессии, но с увеличением степени чистоты окружающей среды. Если загрязнение окружающей среды не контролируется со стороны социальных субъектов, то для предприятий выгодно производить внешние издержки.
Кривая предельных выгод для них совпадает с кривой ущерба. При регулировании же природоохранной маркетинговой деятельности предприятий им выгодно сокращать загрязнение до точки А — оптимального уровня, где существует равенство затрат и ущерба. Точка А является экономическим оптимумом загрязнения. Справа от этой точки лежит область безубыточности природоохранной деятельности. Спрос со стороны предприятий на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду зависит от затрат на ликвидацию того или иного объема загрязнения. Предложение же зависит от экологического (самовосстановительного) потенциала природной среды региона. Чем меньше этот потенциал, тем меньше должно быть дано контролирующим органом разрешений на сброс. Экологический потенциал, в силу своей ограниченности, с увеличением загрязнения окружающей среды становится неэластичным, переходя в абсолютно неэластичное
состояние. Спрос на загрязнение со стороны предприятий будет зависеть от выбора технологий, исходного сырья и т. д., которые существенно влияют на затраты по охране окружающей среды. Сдвиг же кривой предложения экологической емкости природной среды зависит от установления предельно допустимых нагрузок на экосистемы, штрафов, платежей ит. п.
На основе сочетания маркетинговых принципов нормативного и платного природопользования возможно функционирование «рынка прав на загрязнение» (рынок лицензий на загрязнение). Графическая интерпретация такого рынка на основе спроса и предложения представлена на рис. 3.
Такой рынок существует на основе установленных предельных объемов загрязнения, которая принимает форму абсолютно неэластичного предложения сброса отходов. На графике равновесие спроса и предложения достигается при условии, что предельные затраты на снижение уровня загрязнения окружающей среды одинаковы для всех предприятий. Но на практике предельные издержки на разных предприятиях неодинаковы, что и дает возможность торговли правами на загрязнение. Рынок прав на загрязнение сводится к определению цены прав на загрязнение в зависимости от соотношения спроса и предложения.
Как показали маркетинговые исследования, в краткосрочном аспекте как спрос, так и предложение малоэластичны по цене, а в долгосрочном — наоборот. По разработанной схеме «рынок прав на загрязнение» должен функционировать следующим образом: в регионе или в масштабе всей страны принимается решение о допустимой общей нагрузке по выбросам в разрезе ингредиентов. В зависимости от величины такой нагрузки на открытом рынке выпускается и распространяется определенное количество «прав на загрязнение» (акций). Рыночный процесс начинается после начального распределения прав.
Если предположить, что у фирмы А спрос на ее продукцию растет, но при этом значительно увеличиваются выбросы, а прав на загрязнение гораздо меньше, наращивание производства может оказаться
Р
(рублей за тонну)
40
невыгодным из-за высоких штрафных санкций за превышение лимита загрязнения или же больших затрат на строительство природоохранных объектов.
Фирма Б, наоборот, по каким-то причинам имеет излишек прав. В этом случае А может приобрести права на загрязнение у Б и тем самым увеличить свой доход. Этот метод охраны окружающей среды еще называют методом «коллективной ответственности», так как Б имеет право продать не 100% излишков, а меньше. В итоге действия рынка суммарный выброс какого-то ингредиента будет меньше, чем было определено при выдаче лицензий. Найти продавцов прав каждой фирме, нуждающейся в дополнительных правах на загрязнение, трудно; поэтому возникают посреднические фирмы, которые принимают «вклады» — излишки прав у отдельных фирм и предоставляют (продают) нуждающимся. Образуется своеобразный банк.
Необходимо постоянно помнить, что ни одна система не может развиваться безмерно, даже если располагает такими внутренними возможностями, как рынок природных ресурсов. Темпы, масштабы и качественные особенности развития рынка природных ресурсов должны быть согласованы хотя бы по таким параметрам, как вещество, энергия, информация. Для каждого качественно определенного состояния рынка природных ресурсов существует своя мера насыщенности техникой, жилыми массивами, сетью коммуникаций, обработанными землями и плотностью населения.
Необходимо обеспечить использование потенциала рынка природных ресурсов не как суммы компонентов, каждый из которых можно эксплуатировать сколько угодно в отрыве от других, а как
-<<— — Предложение
/■4- Предельные социальные / издержки загрязнения
Кол-во лицензий
ч ^ Спрос
0
100 000
Выбросы (тонн)
Рис. 3. Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов
суммы органически взаимосвязанных компонентов. Очень важно наладить хорошую службу контроля за параметрами рынка природных ресурсов и регуляции их в случае отклонения от оптимальной нормы. В противном случае в любой момент при выходе даже какого-либо одного параметра рынка природных ресурсов за допустимые пределы может пойти цепная реакция необратимых изменений, которые переведут состояние рынка в качественно иное, не пригодное для людей.
Аспекты экологически ориентированного маркетинга в мировом сообществе связаны с быстрым развитием технологий и процессов, снижающих воздействие на окружающую среду, а также с ускоренным формированием рынка экологических услуг, который, естественно, требует соответствующего развития маркетинговых средств управления.
К основным маркетинговым направлениям в этой области можно отнести: формирование финансовых структур поддержки экологических действий; экологическая оценка уровня воздействия на окружающую среду; экологическое страхование действий компаний; изменение форм отчетности деятельности производителей; новые формы рекламы; формирование новых принципов торговли.
Ни одна экономическая система (ни рыночная, ни централизованная) не оказалась способной установить адекватную цену на природные ресурсы. Общий случай — обычно заниженная или нулевая оценка. В России природные блага долгое время фактически были бесплатными, ничейными. Это привело к расточительству в природопользовании. Учитывая и сознавая значимость и роль рынка природных ресурсов, необходимо выявлять, ус-Р
' 5
Б(Ми)
бо
Рис. 4. Модель концепции «готовности платить»
танавливать, конкретизировать количественные параметры, факторы, долю ресурсов в показателях хозяйственной деятельности — в результатах труда, в стоимостных показателях. Оценка ресурсов природы позволит более обоснованно выбирать альтернативные варианты решения проблем.
В рамках экологически ориентированного маркетинга экономическая оценка природных ресурсов — денежное выражение их народно-хозяйственной ценности, выполняющая две основные функции: учетную и стимулирующую. Экономическая оценка, применяемая в природопользовании — определение экономического значения ресурсов природы в денежных единицах, в баллах или в натуральных величинах, а также изменений их параметров. В природопользовании во многих случаях нет традиционных рынков и соответственно стандартного спроса и предложения. Меньше проблем при оценке дефицитного ресурса. Чем ограниченнее ресурс, тем выше ценность. Но рыночные цены не всегда сигнализируют об истинной дефицитности ресурса. В этом случае приходится использовать другие методы оценки.
Для определения экономической ценности природных благ с позиции эко-маркетинга важной является концепция «готовности платить» (рис. 4). Равновесная цена показывает только минимальную ценность ресурса. Обычно в ценах не учитываются экстерналии, что снижает стимулы к эффективному их использованию и охране окружающей среды.
Стоимость определенного экологического блага может определяться путем суммирования рыночной стоимости и дополнительных выгод потребителя (площадь под кривой спроса — АЕО00). Излишек потребителя указывает на дополнительную сумму, которую потребитель готов был уплатить (площадь АР0Е) сверх того, что ему фактически пришлось заплатить. В случае отсутствия цены на ресурс зоной излишка потребителя будет площадь под кривой спроса или предельной полезности. В случае утраты «бесплатных» экологических благ и услуг благосостояние потерпит крупные убытки.
Маркетинговая концепция экономической оценки природных ресурсов, лежащая в основе практических приемов, заключается в готовности платить за услуги, оказанные окружающей средой и ее ресурсами. В экологическом маркетинге существует ряд подходов к определению экономической ценности, которые базируются: на ренте; затратном подходе; альтернативной стоимос-
б
ти; общей экономической ценности (стоимости); субъективной оценке (опросный метод). Традиционный рынок оценивает только обеспеченность природными ресурсами, а функции ассимиляции отходов и загрязнений не отражаются в рыночной системе.
В рамках экологически ориентированного маркетинга экономическая оценка ресурсов природы может определяться методом прямых расчетов или косвенными методам. Расширенный маркетинговый подход к оценке экологических благ и услуг обосновывает концепцию полной экономической ценности, которая включает ценность пользования и ценность, не связанную с использованием. В свою очередь ценность пользования состоит: из ценности прямого и косвенного использования. Ценность, обусловленная прямым фактическим использованием экологических благ, может быть измерена с помощью получаемого дохода. Ценность от косвенного использования может быть оценена дополнительным доходом в результате удовлетворения эстетических, рекреационных потребностей. Ценность, не связанная с использованием, состоит из трех элементов: ценность отложенной альтернативы (выгоды в будущем использовании); ценность наследия (выгоды, которыми воспользуются наши потомки); ценность существования (выгоды, обусловленные самим фактом существования чистой, разнообразной и продуктивной окружающей природной среды).
В маркетинге наиболее известными и применимыми являются рентная и затратная оценки ресурсов природы. Рентный подход учитывает значимость и дефицитность ресурсов. Рента имеет место при ограниченности, неэластичности совокупного предложения природных ресурсов, а также разделении субъектов собственности на хозяйствующие и социальные. Спрос на ресурс является активным (изменяющимся) фактором, определяющим цену.
Рента состоит из абсолютной и дифференциальной форм. Абсолютная рента связана с монополией собственности на ресурс и его ограниченностью. Если ресурс ограничен, то он всегда должен приносить эту форму ренты. Дифференциальная рента возникает при разном качестве природных ресурсов (плодородие, местоположение и интенсификация), если открыт свободный доступ на рынок продукции, производимой с помощью данного ресурса.
Рентные оценки отражают сравнительную продуктивность, эффективность использования одно-
именных ресурсов. Они применяются для решения следующих основных маркетинговых задач:
выравнивания условий хозяйствования и изъятия в доход собственника природных ресурсов дифференциальной ренты;
обоснования лучшего варианта проекта;
обоснования рыночных цен и платежей за природные ресурсы.
Рентный подход в чистом виде нацелен на расчет оценки природных ресурсов только как элемента фактора производства и не учитывает социальных, эстетических и других свойств.
Затратный подход оценки ресурсов используется для оценки стоимости воссоздания природных благ при их утрате или деградации. Рассчитывают компенсирующие потенциальные затраты, необходимые для замещения потерянного или поврежденного ресурса идентичным. Затратная концепция оценки земель применительно к сельскому хозяйству иногда рассматривается как совокупность затрат на освоение 1 га целинных земель. Кроме того, на затратных характеристиках базируется плата за воду из водохозяйственных систем. Недостатки этого метода: чем лучше ресурс по качеству, тем меньше его оценка, так как требуется меньше затрат на подготовку и использование.
Затратный метод в маркетинге часто называют методом замыкающих затрат. Замыкающие затраты — общественно оправданный предел затрат. Такой предел для получения жизненно незаменимых ресурсов природных благ увеличивается по мере их исчерпания, что в ряде случаев ведет к быстрому возрастанию экономической оценки природных ресурсов. То есть это затраты наиболее высокие (замыкающие). Для определения замыкающих затрат проводят ранжирование удельных (предельных) затрат. Затем определяют спрос на ресурс. При росте потребностей уровень предельно допустимых (замыкающих) затрат возрастает.
Как отмечено ранее, подходов к оценке природных ресурсов в маркетинге несколько. Методы косвенной (субъективной) оценки сводятся к построению кривых спроса на ресурс природы. Функции спроса можно определить методами прямых предпочтений (условной оценки), опросом респондентов (пользователей), а также методами выявленных предпочтений: транспортных затрат и гедонистических цен. Косвенные методы дают только приблизительную оценку ресурсов. Точности оценки можно добиться применением нескольких методов оценки одного и того же объекта. Но иногда для принятия хозяйственного решения до-
статочно иметь даже приблизительную оценку. Одним из косвенных методов оценки ресурсов природы является концепция альтернативной стоимости (упущенная выгода). Она в определенной степени связана с затратной концепцией. Чем меньше альтернативная стоимость, тем меньше затратдля компенсации экономических потерь от сохранения этого блага. На практике она используется для измерения «стоимости сохранения» и базируется на методах поиска заменителя рассматриваемого ресурса. Метод альтернативной стоимости сводится к определению ориентированной стоимости, которая фокусируется на межвременных аспектах развития и является наиболее приемлемой при принятии решений по запрещению проектов, обусловливающих возможность появления необратимых потерь природных объектов.
Маркетинговый метод общей экономической ценности основан на суммировании стоимости использования и стоимости неиспользования (непотребительная ценность). Наиболее легко определить прямую стоимость использования благ, так как они осязаемы и имеют свою цену. Более сложно определить вторую часть стоимости использования — косвенную. Стоимость же неиспользования определить еще труднее, потому что речь идет о будущем использовании природного блага. Наличие неучтенных компонентов общей экономической ценности ресурса снижает его ценность.
Метод субъективной оценки стоимости в маркетинге используется при отсутствии нормальных рынков. Он базируется на определении рыночных цен путем выяснения у индивидуумов явной оценки экологического набора благ. Проводится анкетный опрос с целью выявления предпочтений людей в отношении нерыночных товаров (до сих пор бесплатных), спрашивая их, сколько они желали бы заплатить за конкретные улучшения в этих товарах или за предотвращение неблагоприятных изменений в них. Цель метода — выявить готовность платить у опрашиваемых в денежном выражении. Опросный метод можно применять лишь в том случае, если включаемое в выборку население является представительным, хорошо информированным, проявляет интерес к обсуждаемому вопросу. Кроме субъективности оценки в этом методе присутствует такой элемент, как способность респондентов платить, т. е. правильно оценить ту часть своего бюджета, которую они согласны заплатить за оцениваемый ресурс.
Метод транспортно-путевых затрат (издержек путешествия) — маркетинговый метод косвенной
оценки ценности экологических объектов или функций, при котором транспортные расходы населения для посещения отдыха используются в качестве заменителей цены рекреационного объекта, а частота посещения выражает количество приобретенного рекреационного «товара». Изменения в путевых затратах и частоте поездок используются для построения кривых рекреационного спроса и вычисления потребительского дохода от рекреации, т. е. рекреационные ценности экологического объекта. Учитываются путевые затраты постоянных жителей и приезжающих. Этот метод выявляет предпочтения потребителей. Метод требует затрат времени, усилий и ресурсов.
Возрастающее воздействие хозяйственной деятельности на природную среду и его негативные последствия остро поставили вопрос о регулировании качества природных ресурсов. Качеством природных ресурсов надлежащего уровня считается такое состояние экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ, энергии и информации между природой и человеком и беспрепятственно воспроизводит и обеспечивает жизнь, удовлетворяя потребности в природных ресурсах.
Одним из инструментов экологического маркетинга является нормирование качества природных ресурсов, представляющее деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Нормативы качества природных ресурсов подразделяются на три группы: санитарно-гигиенические, экологические (производственно-хозяйственные) и комплексные, сочетающие в себе признаки первой и второй групп. К санитарно-гигиеническим показателям относятся нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ (химических, биологических), физических воздействий и другие, нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней (ПДУ) радиационного воздействия и др. Вторую группу образуют экологические нормативы. Возглавляют данную группу нормативы выбросов и сбросов вредных веществ. Они устанавливают требования непосредственно к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной выброса (сброса). Главная цель вспомогательных норм и правил состоит в обеспечении единства в употребляемой терминологии, в деятельности организационных структур и правовом регулировании экологических отношений.
Стоимостная оценка природных ресурсов и условий является основной задачей для внедрения в практику экономических механизмов управления рынком природных ресурсов. Методология оценки природных ресурсов и условий окружающей среды постоянно развивается и совершенствуется. Важнейшим направлением такого развития является все более точный учет неэкономических, собственно экологических ценностей, в том числе ассимиляционного потенциала среды. Свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей, называется кадастром природного ресурса и представляет собой один из важнейших инструментов экологического маркетинга. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса. Через определенное время (периодически) кадастры обновляются. Данные кадастровой оценки применяют при планировании использования ресурса, для оценки степени рациональности использования, при определении платежей за ресурс и т. д.
Важнейший вопрос для экологизации экономики, перехода к устойчивому типу развития — вопрос о механизмах реализации такого эколо-гоориентированного развития, которые базируются на маркетинговом инструментарии. Здесь приоритетное значение имеет формирование эффективного экономического механизма природопользования, основанного на сопоставлении затрат и выгод (результатов) в денежном выражении, или определение экономической эффективности проекта/программы. Оценка экономической эффективности природопользования необходима: для оценки уже полученных результатов; выбора наиболее целесообразного варианта природопользования и отдельных мероприятий по охране окружающей среды; определения объема затрат, необходимых для достижения оптимальных эко-лого-экономических эффектов. Инвестиционные проекты осуществляются в течение многих лет. Поэтому приходится сопоставлять не только сегодняшние, но и будущие затраты и выгоды, а также внешние эффекты, то есть необходимо заниматься дисконтированием — приведением будущих стоимостей к сегодняшним. Следует учесть тот факт, что на практике имеет место «дискриминация дисконтирования» по отношению к экологическим проектам, так как отдача от них имеет большой временной лаг. В настоящее время используется ряд
маркетинговых методов и подходов к преодолению «дискриминации дисконтирования» по отношению к экологическим проектам. Важное значение имеет получение наиболее полной экономической оценки ценности природных благ и услуг, что существенно влияет на показатели затрат и выгод. Большую роль может играть тщательный учет будущих экологических рисков и неопределенности, что снизит привлекательность проекта с неясными экологическими представлениями.
Одним из маркетинговых подходов для определения эффективности инвестиций и выгодности проекта/программы в охране окружающей среды может служить методика приведенных затрат. При этом не ставится задача определить эффект, выгоды, эколого-экономический ущерб и так далее от реализации мероприятия для последующего сопоставления с затратами. Главное — найти такой вариант развития, который бы минимизировал затратыдля достижения заранее поставленной цели. Важны только цель и требуемые для ее достижения затраты. Такие методы удобны в случаях, когда определить или идентифицировать экономические выгоды/эффекты от реализации проекта сложно, однако цель проекта важна для общества. В первую очередь это относится к экологическим и социальным проектам. В соответствии с методикой приведенных затрат среди нескольких проектов выбирается проект, удовлетворяющий следующему условию:
С + rK^ min, где С — текущие годовые затраты;
г — коэффициентдисконтирования;
К— капитальные вложения.
Описанный метод используется при сравнительной экономической эффективности. Главной отличительной особенностью методов приведения и дисконтирования является срок окупаемости затрат. Срок окупаемости — это минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.
Сейчас в рамках эко-маркетинга самым экологически и экономически эффективным направлением решения природоохранных проблем и проблем природопользования является развитие «внеприродных» отраслей и видов деятельности. В первую очередь необходимо реализовать альтернативные варианты решения экологических проблем, т. е. варианты, не связанные с природоэксплуати-рующей и природоохранной деятельностью. Не-
посредственно прямые природоэксплуатпрующпе мероприятия, меры по охране окружающей среды должны реализовываться лишь при невозможности решения сложившихся проблем при данном технологическом уровне на основе альтернативных вариантов или малоотходных и безотходных технологий.
Научно-экономическая разработка организационно-методических основ базируется на ряде маркетинговых подходов к управлению природоохранной деятельностью.
Первый маркетинговый подход позволяет отказаться от единых технических требований к источникам загрязнения и допускает возможность выбора фирмой различных способов достижения общих нормативов сбросов или выбросов. Он стимулирует внутрипроизводственное и межхозяйственное разделение труда с учетом необходимости снижения уровня загрязнения среды, благодаря чему создается возможность уменьшения совокупных издержек борьбы с загрязнением.
Второй маркетинговый подход к регулированию в региональном масштабе предполагает прямые сделки между фирмами. Он удобен для новых фирм или для тех действующих, что подвергаются модернизации. Прежде чем ввести их в строй в промышленно освоенных регионах, необходимо, чтобы предприниматели в качестве компенсации экологического ущерба снизили уровень загрязнения на одном из действующих предприятий в объеме, эквивалентном вводимому новому источнику загрязнения. Данный принцип разрешения на новое строительство необходим, когда покупаются права на загрязнение у фирм, которым удалось достигнуть снижения сбросов или выбросов сверх установленных государством норм. Если фирма купила эти излишки сокращений загрязнений у какого-то предприятия, то она получит право на сверхнормативный сброс или выброс того или иного загрязняющего вещества. Маркетинговый подход дает возможность перенести рыночные отношения на сферу природопользования, что отвечает общеэкономической стратегии страны в целом и регионов.
Третий маркетинговый подход предполагает, что фирмы, которые уклоняются от установки собственного очистного оборудования, должны будут оплатить часть стоимости такого оборудования, уже имеющегося на других предприятиях и обеспечивающего уровень загрязнения среды данного региона в рамках общих нормативов. Расчеты показывают,
что подобные сделки, охватывающие в основном предприятия одних и тех же объединений, компаний, позволяют применять внутрифирменную передачу прав на загрязнение среды, что значительно расширит маневренность крупных фирм в использовании инвестиционных средств. Все это даст некоторым фирмам возможность накапливать излишки сокращений загрязнений, для того чтобы в их рамках сохранять и даже расширять некоторые грязные производства, не нарушая при этом региональных экологических требований, поскольку не все предприятия способны обеспечить снижение уровня загрязнения до нормативов.
Маркетинговые подходы к экологическому регулированию в конечном итоге позволят субъектам рынка природных ресурсов модернизировать собственные возможности природопользования. Маркетинговые методы также будут способствовать развитию новой эколого-экономической направленности обобществления регионального производства, позволят осуществить разделение труда и кооперацию внутри отдельных предприятий, фирм и между ними для достижения приемлемого уровня загрязнения среды конкретного региона, а также разделение труда и кооперацию при производстве основной продукции и в отношении сбросов и выбросов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабина Ю. В. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды / Ю.В. Бабина; под ред. проф. А. Т. Никитина, проф. МНЭПУ С.А. Степанова. М.: МНЭПУ, 2003. 150 с.
2. Браун Л. Экоэкономика: Как создать экономику, оберегающую планету. М.: Весь мир, 2003. 391 с.
3. Голуб А. Экономика окружающей среды и природных ресурсов / А. Голуб, Г. Сафонова. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 266 с.
4. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 492 с.
5. Москаленко А. П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. М.: ИКЦ Март, 2003. 224 с.
6. Нестеров А. П. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ, 2002. 230 с.
7. ПахомоваН. Экономика природопользования и охрана окружающей среды / Н. Пахомова, К. Рихтер. СПб.: СПбУ, 2001. 220 с.