Таблица 2 Сравнительные данные спирометрии у здоровых и прошедших цветолечение женщин
Показатели Здоровые После цветотерапии г
ЧД (1/мин) 17,30 ± 0,3 1 17,40 ± 0,42 0,190
ДО (л) 0,63 ± 0,26 0,67 ± 0,02 0,994
МОД (л) 7,35 ± 0,90 5,90 ± 0,15 3,00 1
Ро вдоха (л) 1,92 ± 0,46 1,84 ± 0,08 0,636
Ро выдоха (л) 1,20 ± 0,36 1,3 1 ± 0,03 1,630
ЖЕЛ (л) 4,89 ± 0,74 4,86 ± 0,11 0,186
ООЛ (л) 1,19 ± 0,36 1,22 ± 0,04 0,383
ОЕЛ (л) 5,33 ± 0,77 4,35 ± 0,10 4,353
МОВ (л) 7,17 ± 0,89 5,56 ± 0,18 5,647
МВЛ (л) 126,80 ± 3,75 120,00 ± 2,67 1,3 19
Е вдоха (л) 2,49 ± 0,53 2,12 ± 0,05 3,3 11
ФОЕ (л) 2,45 ± 0,52 2,11 ± 0,03 3,064
период времени приводит к «разблокировке» болезненного состояния и расслабления [6,7]. Последовательность действий исходит из энергетически - динамических соотношений, разработанных для конкретной программы. Продолжительность программы 10 минут.
Показатели системы дыхания в экспериментальной и контрольной группах до реабилитации не имели достоверных различий.
Характерными особенностями спирометрии у этих больных является снижение жизненной емкости легких, минутного объема дыхания, объема вентиляции легких, остаточного объема легких при заметном увеличении частоты дыхания, это является результатом дыхательной слабости и недостаточной экскурсии легких, т. е. нарушение вентиляционной функции легких.
Существенных различий в показателях спирометрии после реабилитации традиционными методами в контрольной и экспериментальной группах не наблюдалось.
Показатели дыхательной системы в экспериментальной группе достоверно увеличились: дыхательный объем с 0,33 ± 0,97 до 0,57 ± 0,02 - после реабилитации, и с 0,57 ± 0,02 до 0,67 ± 0,02 - после цветотерапии. Минутный объем дыхания увеличился с 3,66 ± 0,15 до 5,25 ± 0,15 - после реабилитации, и с 5,25 ± 0,15 до 5,90 ± 0,15 - после цветотерапии. Резервный объем вдоха увеличился с 0,89 ± 0,08 до 1,40 ± 0,08 - после реабилитации, и с 1,40 ± 0,08 до 1,84 ± 0,08 после цветотерапии. Резервный объем выдоха с
0,66 ± 0,02 до 1,10 ± 0,05 - после реабилитации, и с 1,10 ± 0,05 до 1,31 ± 0,03 - после цветолечения.
Сравнивая показатели здоровых женщин, и женщин проходивших цветолечение, можно сделать вывод о том, что все показатели приблизились к функциональной норме (см. таблицу 2).
Выводы.
Таким образом, реабилитация острых пневмоний в экспериментальной группе, дополненная цветотерапией, положительно влияет на динамику показателей спирометрии, и показатели экспериментальной группы максимально приближены к пока-
зателям здоровых.
Это позволяет нам рекомендовать реабилитационные мероприятия комплексно, т. е. физические методы реабилитации дополнять цветотерапией.
Более детально положительную динамику изменений в состоянии здоровья больных пневмонией мы планируем рассмотреть в дальнейших публикациях.
Литература
1. Нейко Е. М., Шпак Б. Ю. Острые пневмонии. - К.: Здоровье, 1990. - 152 с.
2. Сахарчук I. I., Ільницький Р. I., Бондаренко Ю. М., Дудка П. Ф., Гарченко I. П., Бодарецька О. Г. Клінічна пульмонологія. - К.: Книга плюс, 2003. - 368 с.
3. Регеда М. С. Пневмонія. - Львів: Сполом, 2005. -108 с.
4. Мельников Л. О. Мир цвета (цветотерапия) // Будь здоров. - 1996. - №12. - С. 17-73.
5. Гуляр С. А. Биоптрон-новая технология лечения // Цеп-тер-новости. - 1999. - №6. - С. 10-11.
6. Гуляр С. А. Биоптрон - цветотерапия. - К.: 1999 -101 с.
7. Лакин Г Ф. Биометрия. - М.: Высшая школа, 1990 -437 с.
Поступила в редакцию 04.05.2007г.
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ, УСПЕШНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Г анопольский В.И.
НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь, Минск
Аннотация. Решение комплекса задач научно-педагогического анализа успешности и эффективности спортивно-туристских походов при обеспечении жизнедеятельности и безопасности их участников осуществляется на основе всестороннего моделирования спортивно-туристской деятельности. Ключевые слова: безопасность, комплекс обеспечения, модель (многоаспектная, структурно-функциональная, факторная), эффективность.
Анотація. Ганопольський В.І. Моделювання системи спортивно-туристської діяльності: життєзабезпечення і безпека, успішність і ефективність. Вирішення комплексу задач науково-педагогічного аналізу успішності і ефективності спортивно-туристських по-
ходів при забезпеченні життєдіяльності і безпеки їх учасників здійснюється на основі всебічного моделювання спортивно-туристської діяльності.
Ключові слова: безпека, комплекс забезпечення, модель (багатоаспектна, структурно-функціональна, факторна), ефективність.
Annotation. Ganopolsciy V.I. Design of the system of sporting-tourist activity: life-support and safety,
progress and efficiency. The decision of complex tasks of scientific-pedagogical analysis of success and efficiency of sporting-tourist hikes at providing of vital functions and safety of their participants is carried out on the basis of comprehensive design of sporting-tourist activity.
Keywords: safety, complex of providing, model (multidimensional, structural-functional, factor), efficiency.
Введение.
В статье рассматриваются вопросы моделирования туристской деятельности с целью анализа предметного содержания спортивно-туристской подготовки обучаемых.
Рассматриваются три модели - структурнофункциональная модель системы туристской деятельности, факторная модель обеспечения жизнедеятельности и безопасности участников спортивных туристских походов и многоаспектная модель системы специального туристского образования, - позволяющие осуществлять комплексное решение научно-педагогического обеспечения успешности, безопасности и эффективности спортивно-туристской деятельности.
Создание системы профессиональной туристской подготовки - явление новое: начало этому процессу было положено немногим более десяти лет тому назад. Подготовка профессиональных туристских кадров успешно осуществляется и в Украине, и в России и в Республике Беларусь. Эта работа с акцентом на спортивно-туристскую деятельность осуществляется и во многих спортивно-педагогических вузах, и на спортивных факультетах университетов.
Три рассматриваемые в статье модели - это многоаспектная модель программирования системы обучения, структурно-функциональная модель туристской деятельности и факторная модель обеспечения жизнедеятельности, безопасности и эффективности спортивно-туристской деятельности. Все три модели (пока без анализа их взаимодействия) опубликованы [1-3].
В качестве возможного пути решения задач оптимизации обучения туристских кадров (в том числе спортивно-педагогических кадров по туризму) осуществлена разработка, построение и положено начало всестороннему анализу и практическому применению многоаспектной модели межпредметных связей в системе туристского образования и спортивно-туристской деятельности.
Работа выполнена по плану НИР НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь.
Формулирование целей работы.
Что касается цели и вытекающих из нее задач , то их определение всегда сопряжено с трудно-
стями. Поэтому сошлемся на авторитетное мнение Сэру Арнольду Тойнби принадлежит следующее замечание: “ Парадоксальным, но глубоко истинным и важнейшим принципом жизни является то, что для того, чтобы достигнуть какой-то определенной цели, следует стремиться не к самой этой цели, но к чему-то еще более возвышенному, находящемуся за пределами данной цели”. Почему мнение выдающегося историка ХХ века авторитетно? Потому, что будущий ученый после окончания колледжа заменил библиотечный зал в Оксфорде на пешие путешествия по Греции и островам Эгейского бассейна, которые он провел в течение несколько лет. В этих путешествиях и рождалась многотомная всеобщая история.
Результаты исследований.
Многоаспектная модель межпредметных связей в системе туристского образования разрабатывалась в течение длительного периода с целью структурирования системы туристской подготовки, планирования и программирования учебного процесса. Результаты этой работы публиковались, но в завершенном виде модель была опубликована в 2003 году [1]. Модель, представленная на рисунке 1а, включает 12 наук (рассматриваемых в нашем случае в качестве учебных дисциплин), попарно объединенных в шесть блоков по принципу максимально прочных связей (или “валентностей”): социально-экономический (Сц-Эн), психолого-педагогический (Пс-Пд), медико-биологический (Мд-Бл), эколого-географичес-кий (Эк-Ге), технико-технологический (Тх-Тл), историко-культуроведческий (Ит-Кв). Между блоками имеют место достаточно прочные связи, которые указывают на интеграцию отдельных дисциплин в бинарные и тройные системы.
Но это - при рассмотрении модели в общем виде, т. е. так, как сделано нами в работе [1]. При анализе же отдельных дисциплин (или блоков) и их связей с другими дисциплинами необходимо представить модель в ином виде. Например, при анализе психолого-педагогического (Пс-Пд) блока и его связей с другими компонентами соответственно этой задаче модель имеет вид, показанный на рисунке 1б.
Важным компонентом многоаспектной модели является блок историко-культуроведческий. Историю образованный человек не может не знать. Он обязан знать и всеобщую историю, и историю социальную, и историю науки, и историю культуры. В многоаспектной модели история вместе с культу-роведением образует один из шести двойных блоков. Связи у истории - со всеми аспектами. С культурой - это естественно. Но есть история техники (в туризме она конкретна и осязаема), и история любой из дисциплин, в том числе, что наиболее близко, история географических открытий, а значит, и история путешествий.
Туризм, в том числе туризм спортивный является прямым наследником истории путешествий. Эту историю - историю открытия земли - специалисты туристской деятельности (особенно педагоги) знать должны предметно.
теме туристского образования
теме туристского образования с центром “педагогика-психология ”
Анализ структурно-функциональной модели туристской деятельности [2] позволяет выстроить систему так, что не только собственно туристские виды этой деятельности, но и сопряженные с ним виды (альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, гребной слалом, горные лыжи) выстраиваются в единую модель. Это важно, так как вся система легко поддается структурированию в плане обучения.
То же можно сказать и о факторной модели [3]. Ее анализ показал, что основные внешние факторы - фактор технической сложности спортивно-туристского маршрута РТС, фактор внешней среды (прежде всего климата и конкретных погодных условий) БВС и фактор физической трудности маршрута РФТ - образуют базовую систему классифицирования. При этом речь идет о системе классифицирования спортивного туризма в целом, т. е. о районировании территорий, классифицировании видов спортивного туризма (пешеходного, лыжного горного, водного и др.), классифицировании маршрутов.
Структура и содержание факторной модели важны для решения учебных задач и в другом плане. Модель включает практически все виды материально-технического обеспечения спортивно-туристской группы - средств передвижения и транспортировки груза, средств страховки и снаряжения для проведения поисково-спасательных работ, экипировки (одежды и обуви), бивачного снаряжения, средств ориентирования и продуктов питания. Очень важно помнить, что между природой и человеком располагается то, что можно назвать термином “техника”. Жизнеобеспечение и безопасность участников спортивно-туристских походов является задачей первой и важнейшей.
Структурно-функциональная модель туристской деятельности была опубликована в нескольких работах. В наиболее полном виде она была представлена в журнале “Мир спорта” [2]. В этой статье, как и в предыдущих, было рассмотрено взаимодействие трех подсистем общей системы туристской деятельности, а именно подсистем познавательного, рекреационного и спортивного туризма. Но эта модель является “ моделью второго уровня” (СФ-модель
II). На первом уровне следовало бы рассматривать модель положения туризма в большой системе “ физическая культура - спорт - туризм” (СФ-модель I). На третьем же уровне - структуру спортивно-туристской деятельности (или, точнее, модель подсистемы спортивно-туристской деятельности, т.е. СФ-модель
III), которая нами также не рассматривалась, поскольку построена она была позже - во второй половине 2004 года. В данной статье ограничимся рассмотрением модели именно этого вида туристской деятельности, т.е. спортивно-туристской, хотя точно так же могут быть исследованы и представлены моделями два других вида туристской деятельности - познавательной и рекреационно-оздоровительной, но здесь эти два вида рассматриваются лишь с точки зрения включения их в решение задач спортивно-туристских мероприятий.
Таким образом, к настоящему времени построены все три модели. Все это представляется достаточно важным, поскольку структурно-функциональная модель туристской деятельности - путь к детальному анализу этой деятельности, к решению проблемы ее классифицирования и к существенному уточнению терминологии, используемой как в исследовательской работе, так и в программировании системы туристского образования.
Спортивный туризм решает третью функциональную и системообразующую задачу, причем как оздоровительные, так и познавательные задачи, очевидны. Спортивный туризм, который по способам передвижения включает туризм пешеходный (в среднегорных районах - горнопешеходный, в высокогорных - горный), лыжный, водный, велосипедный, а также автомото- и спелетуризм, туризм парусный (на разборных туристских судах) и конный (последний пока введен в России), можно рассматривать в виде комплексной подсистемы, включающей три
составных части: спортивно-классификационный туризм (походы по классифицированным спортивным маршрутам), спортивно-оздоровительный туризм (походы по некатегорийным оздоровительным маршрутам) и туристско-прикладные многоборья как самостоятельный вид спорта. Из сказанного следует, что и в этом случае выделять “оздоровительный туризм” как самостоятельный вид туристской деятельности неправомерно: спортивный туризм включает, как выше сказано, туристские походы - как категорийные (по классифицированным маршрутам), так и оздоровительные (по некатегорийным маршрутам). И ключевым словом здесь является “поход”. Он может быть очень коротким (один-два дня) по очень несложному маршруту, а может быть и многодневным по технически сложному и очень сложному маршруту, но в любом случае решаются оздоровительные задачи, - эти задачи не решаются лишь тогда, когда поход организован и подготовлен очень плохо, безграмотно. (Из сказанного здесь проблема туристской подготовки во всех ее компонентах без исключения представляется уже совершенно конкретным и очень важным делом).
Важно определить понятие “спортивно-туристская деятельность”, поскольку это понятие шире, чем понятие “спортивный туризм”, под которым, если четко следовать принятой терминологии, понимается вид спорта, впервые включенный в Единую всесоюзную спортивную классификацию в 1949 году, а после распада СССР - в Единые спортивные классификации Российской федерации, Украины, Респуб -лики Беларусь, Казахстана и др. Если расширять понятие “спортивный туризм”, выходя за пределы нормативных документов и логики, то тогда речь идет об экстремальном или приключенческом туризме. (Анализ этого вопроса был нами выполнен [4]). Однако понятие “спортивно-туристская деятельность” действительно шире понятия “спортивный туризм”, причем существенно шире, хотя, казалось бы, спортивный туризм и без того достаточно широкий вид деятельности. До распада СССР нормативные документы по спортивному туризму включали семь видов туризма: пешеходный, горный, лыжный, водный, велосипедный, автомото- и спелеотуризм. Восьмой вид - парусный туризм - был включен в классификацию в конце 80-х годов, но только до норматива первого спортивного разряда (т. е. до руководства походами III категории сложности). В России все эти виды сохранены, причем парусный туризм (для которого четко оговаривается - “на разборных туристских судах”) получил право на походы до V категории сложности включительно, т.е. право на присвоение звания мастера спорта. Дополнительно включен и конный туризм, ограниченный, правда, походами III категории сложности (т.е. до I спортивного разряда включительно).
Наша цель - анализ системы, т.е. анализ взаимодействия подсистем и анализ достаточно содержания подсистемы спортивно-туристской деятельности. При таком анализе давно уже нашли применение так
называемые круги Эйлера (по-другому - диаграммы Венна). В том числе и в теории множеств. Следовательно, мы имеем возможность перевести наш анализ на язык теории множеств, что существенно упрощает решение сформулированной выше задачи.
Если рассматривать взаимосвязи компонентов той или иной модели, то при этом применимы две основные операции над множествами - пересечение и объединение.
Пересечением множеств (знак пересечения
■ ), например, А и В, называется множество, обозначаемое А)”В и состоящее из всех тех и только тех элементов, которые принадлежат обоим множествам А и В (знак принадлежности е ). Тогда для каждой из трех пар подмножеств, образующих модель I, можно записать:
Т ■ С = {х : х е Т и х е С},
Т ■ Ф = {у : у е Т и у е Ф},
С ■ Ф = {7 : г е С и г е Ф}.
Для всех трех компонентов модели их пересечение записывается следующим образом:
С■ Ф■ Т = {о : о е С, о е Ф и о е Т}.
СФ-модель II также можно описать на языке теории множеств:
Р ■ Я = {а : а е Р и а е К}
Р ■ 8 = { р : р е Р и р е 8}
Я ■ 8 = {у: у еЯ и у е8}
Для всех трех компонентов модели II можно записать:
Р■ Я- 8 = {5 : 5 е С, 5 е Ф и 5 е Т}.
При анализе моделей I и II мы использовали только одну операцию над множествами - пересечение. Другими словами, мы рассматривали наличие равного взаимодействия между компонентами системы. Однако при переходе к анализу модели III только операции пересечения будет недостаточно, -мы должны будем использовать и операцию объединения (знак объединения ^ ).
При этом анализе рассматривались не все виды спортивно-туристской деятельности, но, можно сказать, основные - т. е., во-первых, собственно спортивный туризм и туристско-прикладные многоборья (включенные в Единую спортивную классификацию Республики Беларусь в общий раздел “Туризм” и занимающие место внутри подсистемы спортивно-туристской деятельности). Во-вторых, ряд других видов спорта, в той или иной мере связанных со спортивным туризмом и туристско-прикладными многоборьями, которые частично входят в рассматриваемую подсистему, но далеко не полностью. Мы ограничили подсистему спортивно-туристской деятельности включением альпинизма, скалолазания, спортивного ориентирования, гребного слалома и горных лыж. Связи этих видов спорта со спортивным туризмом и туристско-прикладными многоборьями далеко не идентичны. На языке теории множеств эти связи можно показать, проведя операции и пересечения, и объединения.
У туризма как такового даты рождения не
существует - туристские путешествия имеют, по меньшей мере, двухтысячелетнюю историю, а горный туризм (походы в горах) начались раньше, чем было совершено первое восхождение на Монблан. Горный туризм и альпинизм - очень похожие виды спортивной деятельности. У них один и тот же “стадион” - горы. У них одинаковая экипировка, одни и те же технические задачи и способы их решения. Но цели - разные. В альпинизме - восхождение на вершины, в горном туризме - прохождение маршрута с преодолением определенного количества перевалов. Однако в альпинизме есть подходы к вершинам, в том числе и с преодолением перевалов. В спортивном же туризме могли бы быть восхождения на вершины, путь на которые (зачастую не очень сложный или даже простой) начинался непосредственно с перевалов. Но на это был наложен запрет. И только в
1989 году по инициативе автора данной статьи, поддержанного большинством членов президиума Всесоюзной федерации туризма, было принято решение о снятии запрета на восхождения при совершении спортивно-туристских походов. Сочетание перевального маршрута с восхождениями или траверсами одной-двух вершин значительно обогатило не только горные, но лыжные походы в горах.
Спортивное ориентирование вышло из туризма, но в начале ХХ века начало формироваться в качестве самостоятельного вида спорта. В первые послевоенные годы этот вид спорта быстро развивается и становится популярным во многих странах, число которых постоянно увеличивается. Его популярность, очень высокая в странах Балтии (еще с конца 20-х годов), постепенно переходит в Россию, Украину и Белоруссию (в Беларуси - с начала 60-х годов). Спортивным ориентированием активно занимаются туристы. Это естественно, так как участие в соревнованиях позволяет решать одновременно две задачи: во-первых, тренировка в длительном беге и повышение физической работоспособности; во-вторых, совершенствование в технике ориентирования - первой из задач технической подготовки спортсме-на-туриста.
Скалолазание как самостоятельный вид спорта, т. е. спортивное скалолазание, имеет историю примерно такую же, как и спортивное ориентирование. Официальное начало (первые соревнования) -1947 год. Но собственно техника лазания по скалам (а также крутым ледовым склонам) - непременный атрибут альпинизма и горного туризма. А потому наиболее активные в альпинизме шотландцы и англичане первыми начали развивать эту технику, классифицировать по уровню сложности скальные маршруты (а затем - именно затем - классифицировать и вершины, и перевалы) и проводить соревнования. Скальные участки альпинистских и спортивно-туристских маршрутов требуют от спортсменов высокой технической подготовленности. Поскольку туристско-прикладные многоборья являются “отражением” спортивного туризма, постольку скальные, а также крутые ледовые и снежные маршруты являются не-
пременными составными частями на соревнованиях по ТПМ.
Горные лыжи нами включены в модель, но это не идентично скалолазанию, альпинизму, спортивному ориентированию. Лыжные маршруты в горах проходятся на туристских, а не на горных лыжах, - найти возможность пользоваться универсальными лыжами, горными и равнинными одновременно, причем при такой обуви, которая способна защитить ноги от обморожений при температурах воздуха ниже, а часто существенно ниже -20 оС, - к сожалению, никому еще не удалось. Конечно, те или иные приемы горнолыжной техники туристы-лыжники используют, но основная причина включения в модель горных лыж в другом - в рекреационном, а если быть точнее - в спортивно-рекреационном туризме. Любителей горных лыж (в том числе среди спортсменов-туристов и альпинистов) очень много. И выезды для катания играют существенную роль и в спортивной тренировке, и в активном эмоциональном отдыхе.
Включение гребного слалома в модель III преследовало иную цель.
Соревнования по гребному слалому имеют точную дату “рождения” - в 1947 году состоялось первенство Европы. На первый чемпионат мира сильнейшие слаломисты собрались в Женеве (Швейцария) в 1949 году. С тех пор состязания воднослаломи-стов мирового ранга проводятся регулярно один раз в два года, т.е. через год.
Туристы-водники, разрабатывая правила соревнований по технике водного туризма, использовали многие положения правил соревнований по гребному слалому. (Точно также, как туристы-горники использовали правила соревнований по спортивному скалолазанию, разрабатывая правила соревнований по технике горного туризма). По таким правилам и проводились ближе к началу 70-х годов эти соревнования. В дальнейшем, разумеется, и те, и другие правила корректировались и видоизменялись. (Мы не случайно ограничили рассмотрение этого вопроса на примере двух видов спортивного туризма, - именно в этих видах составители правил имели аналоги, по другим же видам - пешеходному, лыжному, велосипедному туризму аналогов не было, а потому эти виды длительное время отставали).
Напомним, что объединением двух множеств А и В называется множество, элементами которого являются элементы А и элементы В: А В. Пересечением А * В называется множество, состоящее из общих элементов множеств А и В, т.е. из элементов, принадлежащих обоим этим множествам. Например, А* В = {а 1, а2, Ър Ь2, Ь3}. Существуют два закона, связывающих между собой пересечение (* ) и объединение (^) множеств. Эти законы интересны для нас, поскольку полезно на нескольких примерах проанализировать не только двойные, но и тройные множества. К введенным нами обозначениям двух множеств как А и В добавим третье - С. Для любых трех множеств А, В и С получим:
(А и В) ■ С = (А ■ В) и (В - С), (1)
(А ■ В) и С = (А и В) ■ (В и С). (2)
Разработка и последовательное совершенствование факторной модели [3], приведенной на рисунке 2 (а), имело целью аналитическое решение задач обеспечения жизнедеятельности, безопасности участников спортивно-туристских походов, успешности их проведения, а также эффективности процесса обучения педагогов, инструкторов-тренеров, студентов.
На рисунке 2 (а) показана как структура модели, так и ее содержание.
Разработка факторной (динамической) модели и ее анализ относятся к периоду 1987-1992 гг. (В 1992 г. было издано учебно-методическое пособие, которое явилось результатом этого первого этапа работы над моделью и ее применения). Работа по совершенствованию модели была продолжена в 1999 году, а публикацией статьи [3] завершен третий этап этой работы - этап реструктуризации модели с целью решения задач ее математического обеспечения.
Рис. 2 (а) - Факторная модель спортивно-туристской деятельности
Рис. 2 (б) - Структура связей внешних и “внутренних" факторов со средствами жизнеобеспечения и безопасности участников спортивных туристских походов
Факторная модель позволила значительно расширить и углубить постановку как теоретических, так и организационно-методических вопросов не только спортивно-туристской, но и рекреационно-оздоровительной, и познавательной туристской деятельности.
В факторной модели три объективных внешних фактора (факторы внешней среды Б , технической сложности Бтс и физической трудности маршрута Бфт) образуют классификационную подсистему, и, следовательно, формируют как классификационные требования к маршруту, так и требования к факторам подготовленности участников. Эти три “внутренних” фактора образуют адаптационную подсистему - факторы климатической адаптации Ф , физической работоспособности (адаптации к специфическим физическим нагрузкам) Ффп и технической подготовленности (адаптации к техническим действиям в условиях наличия объективной опасности) Фтп. Три внешних фактора формируют обобщенный фактор психической напряженности похода (Б ), три “внутренних” фактора - соответствующий уровень психической подготовленности участников (Фпп).
Центральный горизонтальный комплекс (обобщенный фактор внешней среды вместе с фактором климатической адаптации) требует особого внимания при анализе и исследованиях успешности и эффективности спортивно-туристской деятельности по факторной модели.
Центральный вертикальный комплекс - это комплекс обеспечения:
О - С - Д - Э - Б - П - И.
Именно этот комплекс рассматривается ниже. Анализ выполнен на одном примере (тяжелом, трагическом примере). При этом рассматриваются вопросы практической реализации комплекса обеспечения и жизнедеятельности, и безопасности, и подготовленности спортивной группы к проведению поисково-спасательных работ силами участников похода.
Анализ ошибок потерпевшей тяжелую аварию спортивной группы выполнен по всем компонентам - средства ориентирования (О); средства обеспечения безопасности (страховки) и проведения поисково-спасательных работ (С); средства передвижения и транспортировки груза (Д); экипировка участников (Э), бивачное снаряжение (Б); обеспечение питания (П); средства информационного обеспечения. Последний компонент комплекса обеспечения (т. е. информационное обеспечение) имеет, однако, две стороны и рассматривать его следует как в “узком”, так и в “широком” смысле. В узком смысле - это информация о районе похода, маршруте, условиях его прохождения (метеоусловия, состояние технических препятствий и т. п.), состояние метеоусловий уже непосредственно на маршруте (по собственным наблюдениям и по радиосообщениям), контроль психофизиологического состояния участников. В широком смысле - это взаимодействие ИНФОРМАЦИИ со всеми другими компонентами модели.
Анализ показал: по каждому компоненту
группой были допущены серьезные ошибки.
В конце апреля 1990 года спортивно-туристская группа БГУ под руководством В. Загорца вышла на маршрут IV категории сложности в районе Приэльбрусья. Период с 23-25 апреля по 9 мая был довольно популярным у горных туристов, так как при этом расходовались выходные и праздничные дни, а отпуск сохранялся для летних походов. Знал ли руководитель и участники похода о том, что этот период года является одновременно и наиболее опасным периодом межсезонья - плохие погоды (дожди и снегопады, сильная облачность, низкие температуры) и сход весенних лавин? Об этом знали все. Более того, Правилами проведения спортивных туристских походов отдельным специальным пунктом оговаривалось: маршруты спортивных туристских походов, совершаемых в периоды межсезонья (в том числе и по техническим маршрутам), подвергаются экспертами (членами маршрутно-квалификационных комиссий) особенно тщательному анализу ввиду повышенной опасности (лавинной, возможных паводков, серьезного ухудшения метеоусловий и др.). Обладал ли руководитель и участники похода необходимой метеоинформацией на период похода?
Обязаны были обладать, так как такая информация в системе советов по туризму, а тем более в контрольно-спасательной службе Приэльбрусья была. Но для спортивно-туристских групп, выходивших на маршруты в указанные выше сроки, основным лимитирующим фактором было... время: скорее, скорее, скорее!
Группа В. Загорца вышла на маршрут сразу же по приезде в поселок Тырскол, откуда обычно начинались и начинаются и спортивные туристские походы, и восхождения на Эльбрус. Была сделана заброска продуктов и бензина на вторую, основную часть маршрута, так как первая предусматривала полукольцо с двумя перевалами - не очень сложными, как этого требовали Правила проведения походов.
Но группа торопилась и при плохой видимости допускает первую грубую техническую ошибку - идет не на свой перевал, а на соседний, который в данной ситуации можно назвать “ ложным”. (В порядке примечания: давно, еще в 60-е годы, группа ленинградских туристов-лыжников в походе по Чуна-тундрам, что на Кольском полуострове, допустила такую же ошибку - вышла на “ложный” перевал, который на спуске представлял собой то, что принято называть “сбросами”, т. е. участками высокой крутизны, и, начав спуск при отсутствии видимости, участники похода срывались на скалах. Группа погибла. Печальный опыт ленинградцев послужил мастеру спорта по туризму, а позднее и по спортивному ориентированию В.М. Алешину идеей для разработки того вида зимнего ориентирования, который носит название “соревнований на маркированной трассе”).
Видимость была “нулевой”, - группе ничего не оставалось делать, как остаться на ночлег на перевале. Но погода (мокрый снег с дождем) продолжалась не ночь и не сутки, а около трех суток.
Обычные, летнего типа, палатки промокли. Летнего типа обувь - не горные (такие были только у двух участников), а, можно сказать, для летних походов по Беларуси ботинки ног не согревали. Появились признаки обморожений. Согреть воздух в палатках и хотя бы немного их просушить, равно, как и приготовить горячую пищу, чай практически не представлялось возможным - бензин был взят с собой только по летним нормативам и только на одни сутки.
(Автор статьи в качестве представителя федерации присутствовал на разборе чрезвычайного происшествия и задал руководителю похода только один вопрос: “Сколько бензина вы взяли с собой после заброски?” - Ответ был прямой и честный: “Полтора литра”).
Нормативы расхода бензина в горных походах давно и хорошо известны. В летнее время при наличии воды требуется по 100-150 мл бензина на человека в сутки. При отсутствии воды (нужно топить снег или лед) потребуется не менее 200-250 мл. Понятно, что в сложившихся условиях группа оказалась в катастрофической ситуации.
Утро третьего дня было солнечным и морозным. Прекрасное утро после трех тяжелых суток. Что должна была сделать группа? Прежде всего, провести разведку в поисках безопасного пути спуска. Нужен был скальный маршрут, так как прямой спуск -это спуск “по большому” свежевыпавшему снегу. При такой ситуации сход лавины более чем вероятный. (Многолетний опыт свидетельствует: фирнова-ние снега при солнечной морозной погоде происходит примерно в течение трех суток). Но участники начинают спуск. Руководитель пытается их остановить, но его не слышали и не хотели слышать. (В этом честно призналась одна из участниц, которая вместе с руководителем присутствовала на разборе ЧП). Участники бегут вниз (к солнцу, к теплу!) и... начинается сход лавины. Большой лавины. И девять участников оказывается в потоке снега. Четверым удалось из кипящего снега “выплыть”, - именно выплыть, так как школа горовосхождений учит: попавший в лавину должен совершать мощные плавательные движения. Но, прежде всего, нужно освободиться от рюкзака. Четверо “выплывших” были без рюкзаков. Пятерых не было. Почему? У четверых были обычные туристские рюкзаки с поясами и эти четверо пунктуально выполнили первое правило: “пояса рюкзаков при подъеме или спуске по лавиноопасному склону должны быть расстегнуты”. Пятеро сделать этого не могли, так как вышли в поход с “новомодными” рюкзаками “Пилигрим”, транспортировка которых была возможна лишь при застегнутом поясе.
Пятеро, включая руководителя, оставшиеся вне лавины, должны были немедленно приступить к поиску потерпевших. Но где и как их искать? Дело в том, что одно из правил движения по лавиноопасному склону требует: на каждом из участников должен быть закреплен и распущен так называемый “лавинный шнур” - капроновая лента или капроновый
шнур длиной 12-15 м, окрашенные в яркокрасный или оранжевый цвет. Свободная часть шнура практически всегда остается на поверхности снега. Таких шнуров у группы не было, как не было ни лавинных зондов (щупов), ни лавинных лопат. Ни первое, ни второе туристы (лыжники и горники) не носят в поход исключительно для проведения спасательных работ, - таковые случаются, к счастью, крайне редко. Но случаются. А потому лавинные зонды участники походов носят с собой, но . в виде лыжных палок, которыми по прямому назначению пользуются туристы-лыжники, а горники (как и альпинисты) используют лыжные палки для самостраховки (ледоруб закрепляется на рюкзаке). Лыжные палки к походу готовят так, чтобы на каждой из пар под рукояткой одной из них высверливалось и нарезалось винтовой резьбой углубление, на другой, соответственно, делалась нарезка. Палки при необходимости очень быстро свинчивается. Щуп имеет длину 2-2,5 м. Это не очень много, но, как правило, достаточно.
Что касается лавинных лопат, то они очень полезны при организации биваков на снегу, так как являются одновременно и лопатами, и пилами (одна сторона дюралевого или из тонкой стали прямоугольника выполняется при изготовлении как ножовка, т. е с зубцами, что позволяет легко выпиливать снежные “кирпичи” даже из очень твердого, смерзшегося, т. е. фирнового, снега).
Такого снаряжения у группы не было.
Вернемся к вопросу содержания комплекса обеспечения
О - С - Д - Э - Б - П - И, но уже с точки зрения информационного обеспечения “в широком смысле”. Какой информацией по реализации этого комплекса группа не располагала и не могла располагать?
В достаточно представительном списке литературы, кроме ссылок [1-4], приведено 12 наименований книг, которые можно уверенно отнести к информации по всем “компонентам комплекса обеспечения”. В какой степени эти книги были доступны участникам похода? Практически - в полной. Исключение составляла, возможно, книга [9], изданная в
1990 году, однако статьи авторов этой книги публиковались в течение ряда лет как в журнале “Турист”, так и в альманахе “Ветер странствий”. Все остальные книги [5-8 и 10-17], были многотиражными и вполне доступными для туристов. Достаточно пробежать глазами приведенный нами список литературы, чтобы убедиться: в нем содержаться ответы на все вопросы по комплексу обеспечения: по ориентированию в горах, средствам страховки и поисково-спасательных работ, средствам транспортировки груза (в нашем случае это рюкзаки), по одежде и обуви (в том числе - по защите ног от влажности и холода), по организации комфортного бивака, по организации питания. Сказанное подтверждает недавно изданная в Харькове книга мастера спорта А.Я.Булашева [18], автор которой собрал весь (!) материал одноименного раздела журнала “Турист” (“ТТТ” - “техническое
творчество туристов”). Например, только палаткам посвящено 20 страниц текста. Есть в книге (т.е. пуб -ликовавшиеся в журнале “Турист”) и зонд из лыжных палок, и пила-лопата и т. д.
В дополнение к сказанному можно добавить: как в журнале “Турист”, так и в альманахе “Ветер странствий” публиковались и аналитические статьи по вопросам межсезонья, статьи с анализом несчастных случаев в самодеятельном туризме, - для горного и лыжного туризма это были ЧП, связанные прежде всего со сходом лавин.
Участники похода с литературой не работали. Материально-техническое обеспечение похода было выполнено на крайне низком уровне. Затем поспешность с выходом на маршрут и последовавшая за этим цепь ошибок.
Выводы.
Что касается приведенного примера, то автором статьи была предпринята попытка перевести теоретические возможности факторной модели обеспечения жизнедеятельности и безопасности участников спортивных туристских походов в практическую плоскость. Сделано это только на одном примере, но примере поучительном во всех отношениях.
Если рассматривать проблему жизнеобеспечения участников спортивных туристских походов с точки зрения их системного обучения (имея в виду многоаспектную модель), то следует заметить, что учебно-методическая литература и по спортивному туризму, и по альпинизму очень богата. Авторами книг являлись, как правило, люди широкообразованные, обладавшие, кроме того, огромным опытом не только в совершении спортивных туристских походов и восхождений, но и в решении разнообразных психолого-педагогических, технико-технологических и др. задач, а также в организации и проведении большой учебной работы по подготовке инструкторов спортивного туризма и альпинизма.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем моделирования системы спортивно-туристской деятельности.
Литература
1. Ганопольский В.И. Многоаспектная модель межпредметных связей в системе туристского образования // Мир спорта. - 2003. - № 1-2. - С. 51-56. (Статья в переводе на укр. язык опубликована в газете “Краеведение, география, туризм” (Киев). - № 37, октябрь 2003
г.).
2. Ганопольский В.И. Анализ структурно-функциональной модели туризма и содержания подсистемы спортивно-туристской деятельности // Мир спорта. - Минск, 2006. - № 1. - С.57-66.
3. Ганопольский, В.И. Факторная модель обеспечения жизнедеятельности и безопасности участников спортивных туристских походов и путешествий / В.И. Ганопольский // Научные труды НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь: сб. науч. тр. - Минск, 2006. - Вып. 6. - С. 287-291.
4. Ганопольский В.И. Спортивный туризм и туризм экстремальный: общее и различное // Научные проблемы подготовки спортсменов Республи-ки Беларусь к Олимпийским играм 2004 года: Материалы науч.-метод. конф.
- Минск, 2003. - С. 131-134.
5. Алешин, В.М., Серебреников, А.В. Туристская топография / В.М. Алешин, А.В. Серебренников. - М.: Про-физдат, 1985. - 160 с.
6. Кропф, Ф. Спасательные работы в горах: учебное пособие для альпинистов / Ф. Кропф. - М., 1975. - 223 с.
7. Винокуров, В.К., Левин, А.С., Мартынов, И.А. Безопасность в альпинизме / В.К. Винокуров, А.С. Левин, И.А. Мартынов. - М., 1983. - 168 с.
8. Школа альпинизма / сост.: П.П. Захаров, Т.В. Степенко.
- М.: ФиС, 1989. - 463 с.
9. Бринк, И.Ю., Бондарец, М.П. Ателье туриста / И.Ю. Бринк, М.П. Бондарец. - М.: ФиС, 1990. - 144 с.
10. Самодельное снаряжение для лыжного туризма / сост.: П.И. Лукоянов, В.Л. Свет. - М.: Профиздат, 1988. -190 с.
11. Самодельное туристское снаряжение / сост.: П.И. Лукоянов. - М.: ФиС, 1986. - 239 с.
12. Лукоянов, П.И. Зимние спортивные походы / П.И. Лукоянов. - М.: ФиС, 1988. - 191 с.
13. Берман, А.Е. Путешествия на лыжах / А.Е. Берман. -М., 1968. - 128 с.
14. Штюрмер, Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные / Ю.А. Штюрмер. - М., 1983. - 144 с.
15. Отуотер, М. Охотники за лавинами / М. Отуотер. - М., 1972. - 269 с.
16. Лосев, К.С. По следам лавин / К.С. Лосев. - М., 1983. -136 с.
17. Шимановский, В.Ф., Ганопольский, В.И., Лукоянов, П.И. Питание в туристском путешествии / В.Ф. Шимановский, В.И. Ганопольский, П.И. Лукоянов. - М., 1986. -175 с.
18. Булашев, А.Я. Краткая энциклопедия ТТТ (техническое творчество туристов) / А.Я. Булашев. - Харьков, 2006. - 400 с.
Поступила в редакцию 22.05.2007г.
ПРОБЛЕМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ДОПИНГАВ СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ
Глущенко Н. В.
Государственный университет «ЗИГМУ»
Аннотация. Использование допинга привело к кризису в мировом и украинском спорте, что разрушительно влияет не только на имидж спортивного движения, но и губительно для организма спортсменов. Борьба с допингом за «чистоту спортивных достижений» представляется возможной, благодаря высокой квалификации и мудрости наставников, а так же информированности спортсменов о последствиях применения запрещенных медицинских препаратов на организм и будущую спортивную карьеру. Ключевые слова: допинг, спорт, тренер, опрос, спортсмены, организм.
Анотація. Глущенко Н.В. Проблеми вживання допінгу у сучасному спорті. Використання допінгу призвело до кризи у світовому і українському спорті, що впливає як руйнівна сила не тільки на імідж спортивного руху, але і згубно для організму спортсменів. Боротьба з допінгом за «чистоту спортивних досягнень» представляється можливою, завдяки високій кваліфікації й мудрості наставників, а так само інфор-мованості спортсменів про наслідки застосування заборонених медичних препаратів на організм і майбутню спортивну кар’єру.
Ключові слова: допінг, спорт, тренер, опитування, спортсмени, організм.
Annotation. Gloushenco N.V. Problems of the use to the stimulant in modern sport. Use of dope in sport result to the crisis end prejudiced fireplay concept. Distructive influense of dope end increasing tendency of its use became a problem of our country requiring
search of ways and solutions aimed at doppy control in ukranian sport. Struggle against a dope for «cleanliness of achievements in sport» is represented possible due to high qualification and wisdom of instructors, and as to knowledge of sportsmen of consequences of application of the forbidden medical preparations on an organism and the future sports career.
Keywords: stimulant, sport, trainer, questioning, sportsmen, organism.
Введение.
Борьба с допингом и тенденция к увеличению его применения наблюдаемая во всем мире и в нашей стране, требует поиска путей решений, направленных на борьбу с допингом в украинском спорте.
Рассматриваемая проблема требует немедленного реагирования специалистов физического воспитания и медицины, поскольку применение допинговых средств ради “победы” любой ценой уже давно затрагивает и юношеский спорт.
Анализ специальной литературы [1, 2, 9, 8], статей [3, 4, 5, 6, 7] и исследований в области антидопингового вопроса свидетельствует о проблеме, которая рассматривается в данной работе. Вопросами предотвращения сложившейся в мире тенденции к стимулированию спортивных результатов запрещенными антидопинговой комиссией препаратами в период соревновательной и тренировочной деятельности занимаются большое количество ученых, медиков и спортивных функционеров [8,4,2].
Формулирование целей работы.
Цель исследования - определить степень, причины и первопричины употребления допинга в профессиональном и любительском спорте в Украине.
Задачи:
1. Проанализировать статистические данные и литературные источники, раскрывающие проблему допинга в спорте.
2. Посредством анонимного анкетирования среди высококвалифицированных спортсменов определить степень проблематизации употребления допинга в нашей стране.
Методы исследования: Анализ данных, полученных в ходе анонимного анкетирования спортсменов, проводимого в сборных командах Украины.
Результаты исследования.
В ходе изучения данной проблемы вопрос недостаточной информированности о самой процедуре допингового контроля вызывает дополнительную сложность и необходимость в его разъяснении.
Принятый регламент организации и проведения процедуры допинг-контроля полностью соответствует требованиям Медицинской комиссии МОК. Процедура допинг-контроля состоит из следующих этапов: отбор биологических проб для анализа, физико-химическое исследование отобранных проб, оформление заключения и наложение санкций на нарушителей.
В тренировочный или соревновательный периоды, спортсмен получает уведомление о необходимости прохождения допинг-контроля. В обязательном порядке допинг-контроль проходят победи-