О.Р. Кокорина
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Проведение психолого-педагогических и социально-психологических исследований здоровьесбережения личности привело к накоплению множества фактов, эффективность практического применения которых требует системного подхода. Разработка адекватной стратегии исследования сложно-организованных целостных объектов (личность, коллектив) возможно в рамках методологического направления, получившего определение «системный подход» (6, с.323). Такой подход позволяет установить оптимальные пути моделирования успешности процесса, так как «знание структуры системы, её переходных состояний дает возможность получить оптимальное управление системой» (4, с. 41). Системный подход возник как реакция на длительное господство в науке аналитических способов, явно недостаточных в том случае, когда необходимо в изучаемом объекте соотнести между собой части или части и целое, установить взаимосвязь между внешне не сопоставимыми фактами, накапливающимися в рамках даже одной научной области, а также тогда, когда возникает необходимость поиска аналогии и сходства в явлениях различной природы.
Одним из первых к определению сущности педагогических систем в своих работах обратился В.П. Беспалько. В его понимании педагогическая система - это некоторая упорядоченная совокупность средств и методов реализации алгоритмов управления педагогическим процессом. Педагогическая система - система управления педагогическим процессом, которая складывается из диалектической суммы дидактического и воспитательного процессов, т.е. педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.
Таким образом, процесс здоровьесбере-жения личности как педагогическая система - это специально организованное взаимодействие педагогов и студентов с использованием необходимых средств и методов в целях формирования норм и правил ведения здорового образа жизни и удовлетворения потребности и интересов самой личности в процессе здоровьесбережения.
Общие принципы моделирования и его роль в науке исследовались многими авторами. Эти проблемы разрабатывались в работах Н.Р. Аксенова, К.Б. Батороева, Б.В. -Бирюкова, Н. Винера, Ю.А. Гастева, Г. Клауса, А.М. Коршунова, В.В. Калашникова, Я.Г. Неуймина, В.Е. Никифорова, В.А. Штофа и других исследователей.
В широком смысле под моделью понимается «любой образ», аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя» (3, с. 171). Мы остановимся на следующем определении. Модель - это такой материально и мысленно представленный объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект - оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты (5).
При конструировании модели педагогического содействия здоровьесбережению личности в системе непрерывного педагогического образования мы исходили из того, что она должна отражать: требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов; основные идеи исследований по проблеме здоровьесбережения личности в педагогическом образовании; организацию процесса здоровьесбережения личности в вузе; содержание процесса педагогического содействия здоровьесбережению личности; основные критерии и показатели эффективности здоровьесбережения личности.
Построение модели педагогического содействия здоровьесбережению личности в системе непрерывного педагогического образования стало насущной необходимостью вследствие того, что, по данным публикаций последних лет в периодической печати и других источников социально-экономические реформы в России в настоящее время проходят на фоне значительного ухудшения физического и духовного здоровья населения как страны в целом, так отдельных регионов.
В настоящее время много внимания исследователи различных регионов России уделяют проблеме профессионального здоровья (Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, П.Н. Пасюков, В.А. Нестеров).
Интерес кданной проблеме определяется внутренними потребностями педагогического процесса, тем фактом, что региональные особенности проживания, включая климато-географические, социальные, национальные, должны широко учитываться в практике построения педагогической деятельности. Приоритетной задачей является поиск средств и методов укрепления здоровья в исследуемой совокупности какведущего показателя качества жизни в холодныхрегионах, повышения ихфизической активности.
Исследование образа жизни, состояния здоровья и физической активности педагогов Дальневосточного региона проводилось на базе Лаборатории региональных образовательных систем и педагогических технологий Сахалинского государственного университета с 1999 года.
Исследование носило поэтапный характер. На первом этапе целью исследования являлось изучение состояния здоровья и физической активности учителей различных типов учебных заведений гг. Хабаровска и Южно-Сахалинска.
Результатами исследования явились: высокая заболеваемость учителей во всехтипах учебных заведений г. Южно-Сахалинска.
Более половины сахалинских учителей обращались к врачу в течение учебного года. Наиболее высокий уровень заболеваемости выявлен по общеобразовательной школе, за ней следует колледж, затем школа повышенного типа. Аналогичная тенденция выявлена по образовательным учреждениям г. Хабаровска. При этом общий уровень заболеваемости и количество дней пропущенных по болезни на одного учителя в г. Южно-Сахалинске в 1,5-2 раза выше, чем в г. Хабаровске. Профессиональное здоровье учителя - это способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности (табл.1).
Уровень здоровья населения региона особое место занимаеттакназываемый «географический фактор» - условное название комплекса факторов, имеющих отношение к особенностям климата, ландшафта места проживания, популяции, социально-экономическим условиям жизни (урбанизация, развитие инфраструктуры и социальной сферы), национальным особенностям популяции. По мнению В.А. Нестерова, данный фактор подчеркивает привязку условий, в которых происходит развитие человека, к месту проживания, популяции в географическом, социальном, экономическом плане.
Школа Школа повышенного Колледж
типа
№ п.п. Параметры Южно Сахалинск Хабаровск Южно -Сахалинск Хабаровск Южно -Сахалинск Хабаровск
п = - 72 п = 56 п = 76 п -62 и: = 73 п = 110
п % п % п % п % п % %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 Количество дней.
пропущенных по болезни в течение | 1051 484 716 354 1122 50
года
2 Количество учите-
лей, не обращавшихся к врачу в 16 22 31 55,3 31 41,0 45 72,5 23 34,5 3 57,2
течение года
3 Количество учите-
лей, обратившихся к врачу в течение 56 79 25 44,6 45 59,6 17 27,4 50 68,4 7 42,7
года
4 Количество дней, пропущенных по болезни на одного учителя в течение года 14,5 - 8,6 - 9,4 - 5,7 - 15,3 - ,6 -
Таблица 1. Сравнительная характеристика заболеваемости учителей различных типов образовательных учреждений гг. Южно-Сахалинска (п = 221) и Хабаровска (п =228)
Среди факторов влияющих на состояние и уровень здоровья населения региона особое место занимаеттак называемый «географический фактор» - условное название комплекса факторов, имеющих отношение к особенностям климата, ландшафта места проживания, популяции, социально-экономическим условиям жизни (урбанизация, развитие инфраструктуры и социальной сферы), национальным особенностям популяции. По мнению В.А. Нестерова, данный фактор подчеркивает привязку условий, в которых происходит развитие человека, к месту проживания, популяции в географическом, социальном, экономическом плане.
Важное место в наших исследованиях имело определение того, в какой мере здоровье в исследуемой совокупности зависит от погодно-климатических факторов. В условиях Сахалинского климата, который в целом значительно холоднее, чем на тех же широтах континентальной части России, зимние атмосферные процессы проявляются с ноября по март, что обусловлено влиянием окружающих морей. Продолжительность снежного покрова составляет 153 дня. В связи с этим основная часть (60-70%) радиационного баланса расходуется на испарение (в условиях юга острова выпадаетзна-чительное количество осадков—800-900 мм) и, таким образом, меньше тепла расходуется на прогревание воздуха. Поэтому в услови-
ях Сахалина температура атмосферного воздуха в апреле - начале мая повышается медленнее, чем в Хабаровске.
В сочетании с температурой и скоростью движения воздуха его относительная влажность определяет состояние теплового баланса человека. Данные климатические показатели создают для организма трудные условия терморегуляции и способствуют охлаждению тела, в связи с чем и возникают (обостряются) заболевания.
Большое значение в выработке компенсаторных механизмов в организме человека имеет физическая (двигательная) активность, направленная на оптимальное взаимодействие организма с социальными факторами и условиями среды обитания. В контексте исследования важную роль в деятельности учителя занимает знание и использование им на различных этапах онтогенеза традиционных и нетрадиционных оздоровительных систем, являющихся средством самосовершенствования человека и его духовных начал, связанных с физическим, «телесным» компонентом.
Результаты опроса указывают на относительную схожесть мнений учителей гг. Южно-Сахалинска и Хабаровска в вопросах использования оздоровительных систем. Всех интересует и привлекает
№ п.п. Оздоровительные системы Обучаю других (%) Владею сам (%) Знаком Не знаком (%)
Южно-Сахалинск Хабаровск Южно-Сахалинск Хабаровск Южно-Сахалинск Хабаровск Южно-Сахалинск Хабаровск
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Оздоровительный бег 9,1 14,2 14,7 24,5 49,9 52,2 30,3 40,2
2. Восточная оздоровительная система «Цигун» - 7,1 2,5 8,3 25,7 37,9 68,6 71,8
3. Дыхательная гимнастика - 7 Л 8,3 13,5 37,8 59,7 54,7 36,6
4. Закаливание водой, воздухом, босохождение 15,3 14,9 28,4 25,2 65,8 51,1 30,5 7,1
5. Акупрессура, точечный массаж 7,3 14,2 9,1 14,2 37,8 54,9 65,5 30,9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Гимнастика для глаз 19,7 30,8 30,4 42,9 38.1 46,8 53,6 15,4
7. Психокоррекция 7,3 11,3 8,1 37,3 28,7 34,4 70,1 49,1
8. Фитотерапия, танитерапия, музыкальная релаксация 9,1 7,7 18,1 18,3 30,3 41,5 8,3 16,1
Таблица 2 Сравнительная характеристика использования традиционных и нетрадиционных оздоровительных систем учителями гг. Хабаровска (п=228) и Южно-Сахалинска (п=221)
проблема оздоровления. Однако учителям не хватает знаний, умений и навыков использования оздоровительных систем. В то же время заметные различия наблюдаются в степени владения восточными оздоровительными системами учителями Хабаровска и Южно-Сахалинска (цигун, акупрессура, точечный массаж, психокоррекция). Более высокую степень владения ими учителями Хабаровска мы можем объяснить высоким уровнем урбанизации и активным взаимодействием населения региона с культурой Китая (табл. 2).
На следующем этапе исследования здоровья педагогов нами было изучено состояние здоровья учителей различных районов Сахалинской области, расположенных в разных климато-географических зонах. Это Охинский и Ногликский районы, Углегорский и Долинский.
Охинский район попадает по своемугео-графическому положению в зону тундры с соответствующими климатическими и погодными условиями. Ногликский район также расположен на севере острова, граничит с Охинским, но по географическомурасполо-жению южнее последнего. Климатические и погодные условия Ногликского района достаточно суровы. Углегорский район располо-
жен в центральной части острова Сахалин, на западном побережье, обращенном к материку. Климат здесь намного теплее и мягче, так как в Татарский пролив, вблизи которого этот район расположен, заходит теплое течение из Японского моря. Долинский район расположен на юге Сахалина.
Несмотря на суровый климат северной части Сахалина, по некоторым параметрам заболеваемости показатели выше в Углегорском и Долинском районах, но это уже связано с неблагоприятными социально-экономическими условиями и, как следствие, низким уровнем жизни населения, в том числе и представителей учительской профессии (табл. 3).Все вышеизложенное явилось основанием для создания модели педагогического содействия здоровьесбережению личности в системе непрерывного педагогического образования и ее реализации на базе Сахалинского государственного университета.
Модельпедагогическогосодействияздоро-вьесбережению личности в образовательном пространствевуза, направленная нагармонич-ное развитие личности студента, развитие как физического, таки духовного, включаетв себя следующие компоненты: целевой содержательный, деятельностный и результативный.
№> Исследуемые Районы области
п.п. параметры Охинский Ногликский Углегорский Долинский
п=89 11=37 п=12 11=31
(%) (%) (%) (%)
1 2 3 4 5 6
1 Считают себя 15,7 64,8 33,3 32 2
здоровыми
2 Отмечают на- 41,5 35,1 66,6 67,7
рушения в со-
стоянии здоро-
вья
3 Болеют 1 раз в 19,1 45,9 33,3 29,0
год
4 Болеют 2 раза в 23,5 29,7 33,3 38,7
год
Продолжительность заболевания
1 1 неделя 4,5 18,9 50,0 25,8
1 2 3 4 5 6
2 2 недели 8,9 27,0 33,3 35,4
3 Более 2 недель 2,2 13,5 8,3 32,2
4 Общая заболе-
ваемость в 190 89 60 273
учебном году
(дней)
Таблица 3
Состояние здоровья и частота заболеваемости учителей общеобразовательных школ районов Сахалинской области
Целевой компонент включаетразвитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, улучшение показателей здоровья студентов, что, в итоге, направлено на повышениера-ботоспособности, а следовательно, и увеличение эффективности учебной деятельности.
Здоровьесберегающая педагогика, имеющая своей целью развитие интеллектуальной сферы личности, направлена в первую очередь на развитие представлений обучающегося о здоровье и здоровом образе жизни, на формирование здоровьеориен-тированного сознания, здоровьеориентиро-ванного мышления и здоровьесберегающе-го поведения.
В настоящее время, к сожалению, вся система образования так и продолжает строиться на развитии интеллекта и с меньшим вниманием на развитие эмоциональной сферы. Культура эмоциональной жизни современного человека, умение словами, красками, движением выразить себя мало осознается как специальная задача в современном образовании.
Однако только межличностное общение способно структурировать эмоциональный мир личности, содействовать его развитию и навыкам самопонимания и самовыражения.
Эмоции дают необходимые сигналыи им-пульсыдля осмысления противоречий и конфликтов, неизбежно возникающихв жизни и деятельности человека, в частности, эмоции дру-гогочеловека, становятся важнейшимисточни-комобратной связи сокружающиммиром.
Содержательный компонент определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний. Содержательный компонент в образовательном пространстве включает умственное воспитание, направленное на формирование культуры интеллектуального труда; физическое воспитание, направленное на развитие физических качеств личности, физическое развитие и совершенствование; психогигиеническое обучение и воспитание, имеющее целью формирование гармоничных отноше-
Примечания
ний с собой и своим окружением; духовно-нравственное воспитание, формирующее систему смысложизненных ценностей, которые определяют содержание и направленность человеческого бытия; экологическое воспитание, направленное на осознание социально-нравственной обусловленности взаимоотношений людей между собой и природой; половое воспитание, имеющее целью сохранение и развитие репродуктивного здоровья. Изменение содержания обучения призвано способствовать персонали-зации (индивидуализации, дифференциации) с опорой на природные задатки и индивидуальные способности.
Третьим компонентом педагогического содействия здоровьесбережению личности в системе непрерывного педагогического образования является процессуальный компонент, который включает разработку и использование системы методов, средств и организационных форм вариативной индивидуализированной деятельности; создание индивидуальной линии здоровьесбережения в образовательном процессе с учетом состояния здоровья и физической активности, индивидуальных особенностей студентов, пола, возраста, предпочтений, интересов, склонностей, потребностей, мотивов и т.д. Важным является использование в образовательном процессе как традиционных форм и методов обучения и воспитания, так и нетрадиционных. Использование этих методов облегчает процесс восприятия информации о различных аспектах здоровья, но делает его занимательным и непринужденным; развивает не толькоумствен-ные, но и творческие способности личности, ее эмоциональную сферу; способствуетсозда-нию благоприятного психологического климата в учебной группе, доброжелательной атмосферы общения и сотрудничества.
Результативныйкомпонент показываетре-зультатыпроцесса здоровьесбережения, отражающие в единстве и целостности уровень лич-ностныхприобретений каждого студента, развитие его интеллектуальной и эмоциональной сфер, улучшение показателей здоровья.
1. Вишняков С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
2. Сериков Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманитарном образовании: Монография. Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. 242 с.
3. Горстко А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. М.: Знание, 1991. 160 с.
4. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
5. Нестеров В. А. Этапность формирования физического состояния человека в различных климато-географических условиях. Хабаровск: ДВГАФК. 1998. 97 с.
6. Пасюков П. Н., Кокорина О. Р. Профессиональное здоровье учителя: проблемы формирования //Высшее образование на Дальнем Востоке и в странах АТР на пороге ХХ1 века: Материалы междунар. конф. Ч. 2. Южно-Сахалинск: СахГУ, 1999. С. 78-81.