Научная статья на тему 'Моделирование резонансного асинхронного электропривода возвратно-вращательного движения с алгоритмом прямого управления моментом'

Моделирование резонансного асинхронного электропривода возвратно-вращательного движения с алгоритмом прямого управления моментом Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Иваник В. В.

Проведено имитационное моделирование резонансного электропривода возвратно-вращательного движения (ВВД) динамически уравновешенного бурового снаряда с алгоритмом прямого управления моментом (DTC). Разработана система управления. Приведены результаты моделирования разомкнутой и замкнутой электромеханической систем (ЭМС).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Иваник В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

mitating modelling the resonant electric drive of return-rotary movement (RRM) for dynamically the counterbalanced chisel shell with algorithm of a direct torque control (DTC) is lead. The control system is developed. Results of modelling opened and closed electromechanical systems (EMS) are resulted.

Текст научной работы на тему «Моделирование резонансного асинхронного электропривода возвратно-вращательного движения с алгоритмом прямого управления моментом»

УДК 621.398

В.В.ИВАНИК

Горно-электромеханический факультет, группа ЭРм-02,

ассистент профессора

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЗОНАНСНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА ВОЗВРАТНО-ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ С АЛГОРИТМОМ ПРЯМОГО УПРАВЛЕНИЯ МОМЕНТОМ

Проведено имитационное моделирование резонансного электропривода возвратно-вращательного движения (ВВД) динамически уравновешенного бурового снаряда с алгоритмом прямого управления моментом (DTC). Разработана система управления. Приведены результаты моделирования разомкнутой и замкнутой электромеханической систем (ЭМС).

Imitating modelling the resonant electric drive of return-rotary movement (RRM) for dynamically the counterbalanced chisel shell with algorithm of a direct torque control (DTC) is lead. The control system is developed. Results of modelling opened and closed electromechanical systems (EMS) are resulted.

Силовые резонансные электроприводы ВВД могут применятся в обогатительном оборудовании (вибрационные щековые дробилки, вибросита, виброгрохоты), а также для привода динамически уравновешенного бурового снаряда (ДУБС) на грузонесущем кабеле для очистки призабойных зон скважин, бурения ледников, взятия донных проб на шельфе и подледниковых озер Антарктиды. Традиционные вращательные электроприводы с дебалансным вибровозбудителем, применяемые в указанных устройствах, не могут обеспечить работу в резонансном режиме из-за сложности автоматического поддержания требуемого фазового соотношения между скоростью и движущим моментом.

Отличительная особенность колебательного электропривода возвратно-вращательного движения от традиционного заключается в том, что при таком движении ротора имеются особые точки, в которых его угловая скорость равна нулю. Известно несколько схем реализации знакопеременного момента на валу двигателя в режимах возвратно-вращательного движения [1, 2].

В работе исследуется резонансный электропривод ВВД с DTC динамически уравновешенного бурового снаряда на базе штатного погружного асинхронного электродвигателя (ПЭДУК) [3]. Использование штатного оборудования обеспечивает простоту изготовления установки, а также снижение капитальных затрат.

Система DTC обладает высоким быстродействием (вычисление потокосцепления и момента занимает не более 5 мс) и может быть использована для создания замкнутых бездатчиковых автоколебательных систем с частотами до 40 Гц.

Динамически уравновешенный буровой снаряд на грузонесущем кабеле представляет собой двухмассовую систему, в которой сумма моментов, приложенных к верхней J1

и нижней J2 частям, равна нулю в любой

момент времени (рис.1, а) [2].

Математическое описание электромеханической системы ДУБС представлено в [4] и имеет вид

[- с(ф2 - ф1) = -M + M i J2Ф2+ С(ф2 -Ф1) = -M6 - Mй,

(1)

-M = Мд I

Ро,

+My1

-Ф1 А - А

■Л

IM' t

тттСЗМт?

T^-mct

■"IM = Мд

+Ф2

M, ф, ф'

M

777

Рис.1. Динамически уравновешенный буровой снаряд: а - расчетная схема, б - фазовые соотношения полного угла закручивания торсиона ф, скорости ф' и электромагнитного момента М при ВВД

на резонансной частоте

а

б

где М - электромагнитный момент корот-козамкнутого асинхронного двигателя, Н-м; Му - момент упругого элемента, Н-м; Мжт1 - момент жидкостного сопротивления на верхней части снаряда, Н-м; Мс - суммарный момент сопротивления на нижней части снаряда, Н-м; ф1 - угол поворота верхней части бурового снаряда, рад; ф2 -угол поворота нижней части бурового снаряда, рад; J1 - момент инерции верхней части бурового снаряда, кгм2; J2 - момент инерции нижней части бурового снаряда, кг-м2; с - коэффициент жесткости торсиона, (Н-м)/рад.

Анализируя ВВД рассматриваемой ЭМС на резонансной частоте (рис.1, б) и свойства современных систем DTC, можно сформулировать алгоритм и закон управления резонансными автоколебаниями при различных нагрузках:

1) по наблюдаемым координатам вычисляется с заданной точностью момент времени перехода кривой угловой скорости ротора через ноль [5];

2) выполняется реверс электромагнитного момента в вычисленные моменты времени.

Такое управление формирует управляющее воздействие в соответствующие резонансным условиям моменты времени (рис.1, б) и делает систему инвариантной к

нагрузке и к изменениям динамических параметров ЭМС. Аналогом действия такого закона управления может служить процесс поддержания амплитуды движения детской качели приложением к ней встречно направленной силы в моменты изменения направления движения качели при нулевой скорости.

Имитационная модель (рис.2) включает в себя: 1 - блок моделирования системы управления электроприводом с алгоритмом прямого управления моментом; 2 -блок моделирования асинхронного электродвигателя; 3 - блок моделирования механической системы ДУБС; 4 - прибор для отображения токов в обмотках двигателя, скоростей и углов поворота роторной и статорной частей бурового снаряда; 5 -прибор для отображения полного угла поворота торсиона, скорость суммарного угла поворота и электромагнитного момента электродвигателя; 6 - блок моделирования момента жидкостного сопротивления в верхней части снаряда; 7 - блок моделирования момента сопротивления на буровой коронке; 8 - блок выявления нулевых точек скорости ротора и реверсирования момента; 9 - блоки для формирования сигналов задания для различных исследуемых режимов.

12 3 4

Рис.2. Блок-схема имитационной модели ДУБС с асинхронным электроприводом с прямым управлением моментом

у, m, о.е.

0,8

0,6

0,4

0,2

т

у' / у

-0,2

-0,4

-0,6

-0,8

-1

15,05

15,1

15,15

15,2

15,25

15,3

15,35

15,4

15,45 t, с

Рис.3. Работа системы в режиме автоколебаний на резонансной частоте при замкнутой системе с разработанными алгоритмом и законом управления

у' = ф'/ф'тах, ф'шпх = 100 рад/с, у = ф/ф„ж, фшах = 2 рад, т = М/Мном, Мном = 70 Н-м

0

Модель позволяет получать осциллограммы углов и скоростей частей снаряда, полный угол закручивания торсиона и его производную, токи, напряжения и электро-

магнитный момент электродвигателя для разомкнутой и замкнутой систем управления при различных нагрузках и динамических параметрах ЭМС.

При исследовании режимов с разомкнутой системой управления установлено, что обеспечение автоколебаний на резонансной частоте ЭМС с такой системой управления невозможно, т.е. система неработоспособна.

Исследованы режимы резонансных колебаний различных видов нагрузки при сухом и вязком трении, случайных нагрузках и их комбинациях. Установлено, что система с принятыми алгоритмом и законом управления обеспечивает устойчивую работу системы в резонансном автоколебательном режиме при изменении нагрузки в широком диапазоне (рис.3).

Основные выводы:

1. Резонансные автоколебательные системы с разомкнутой системой и ручным управлением неработоспособны.

2. Автоколебательные системы электропривода с прямым управлением моментом с замкнутой системой управления могут обеспечить работу на частотах до 40 Гц.

3. Разработанные алгоритм и закон управления автоколебаниями ЭМС динамически уравновешенного бурового снаряда обеспечивают устойчивую работу в режиме автоколебаний на резонансной частоте при изменении нагрузок на буровой коронке в широком диапазоне.

4. Надежная работа системы в авто-

колебательном режиме достигается за счет того, что на каждом периоде работы вычисляются моменты времени, в которых угловая скорость ротора близка или равна нулю и выполняется реверсирование электромагнитного момента электродвигателя, создавая тем самым условие поддержания резонансных колебаний.

5. Расстройка параметров блока вычисления моментов времени нулевой скорости ротора в диапазоне ±5 % от расчетных не приводит к потери управляемости резонансного автоколебательного режима.

ЛИТЕРАТУРА

1. Луковников В.И. Электропривод колебательного движения. М.: Энергоатомиздат, 1984.

2. Пат. 228420 РФ. МКИ3 Е 21 В 4/04. Колонковый буровой снаряд с электроприводом / Э.А.Загривный,

B.А.Соловьев. Опубл. 10.05.04. Бюл№ 13.

3. Соловьев В.А. Особенности электропривода динамически уравновешенного бурового снаряда на грузо-несущем кабеле / Сборник научных трудов ЮРГТУ. № 12. Новочеркасск, 2001.

4. Тимошенко С.П. Колебания в инженерном деле /

C.П.Тимошенко, Д.Х.Янг, У.Уивер. М.: Машиностроение, 1985.

5. Электроприводы и системы с электрическими машинами и полупроводниковыми преобразователями (моделирование, расчет, применение) / М.В.Пронин, А.Г.Воронцов, П.Н.Калачиков, А.П.Емельянов; ОАО Силовые машины. СПб, 2004.

Научный руководитель д-р т. н. проф. Э.А.Загривный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.