УДК 376.1+159.9:32.019.57
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ МОЛОДЁЖИ
Шарапов А.В.1
1Институт педагогического образования и социальных технологий, Тверской государственный университет 170021, г. Тверь, ул. 2-я Грибоедова, д. 24. 1E-mail: [email protected]
В статье рассматривается содержание психолого-педагогической программы профилактики экстремистских тенденций молодёжи. Отмечен рост преступлений экстремистской направленности, и обоснована актуальность разработки профилактических мер среди молодёжи. Сформулирована основная идея программы, выделены задачи, функции и принципы ее реализации. Определены четыре базовых компонента программы и дано описание рабочих методов. Для достижения эффективных результатов в программу включены тренинговые упражнения, ролевые игры, решение кейсов, элементы народного и литературного творчества (притчи, пословицы, стихотворения) и анкетирование. Предложены критерии оценки эффективности программы: снижение показателей уровня социальной фрустрации, негативизма, агрессивности и враждебности, а также стремление к конструктивным способам коммуникации. Вариативность методического материала предполагает широкие возможности его применения в образовательных учреждениях с целью реализации профилактики экстремистских тенденций молодежи.
Ключевые слова: профилактика экстремистских тенденций, особенности притязаний молодёжи.
Экстремистские тенденции в современном российском обществе имеют всё более актуальный характер уже потому, что рассогласованность взрослых членов общества лишь усугубляет противоречия в обеспечении условий природосообразных потребностей детей и молодежи [1]. Так, по данным МВД России, за период с января по сентябрь 2017 года было совершено 1189 преступлений экстремистской направленности, что показывает рост на 2,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [8]. Рост преступлений экстремистской направленности наблюдается и на территории Тверской области: за 2016 год зарегистрировано 26 подобных преступлений (в 2015 году было совершено 18) [5]. Прогрессирующая динамика экстремизма среди молодёжи формирует со стороны педагогического сообщества заказ на своевременную профилактическую работу с деструктивными тенденциями. Речь идёт о предотвращении проявления в поведении молодёжи крайне разрушительных наклонностей, и это одна из ключевых возрастных групп, нуждающаяся в подобной работе. Молодёжь, пребывающая в большинстве своём в учебных заведениях, может объединяться в различные субкультуры, в том числе негативной направленности, что, в свою очередь, актуализирует моделирование и внедрение программных педагогических мер профилактического содержания.
Моделирование программы профилактики, её структуры и компонентов обязательно должно опираться на особенности молодёжного возраста, который охватывает период жизни от 15-16 до 21-25 лет и является временем зачастую полярных
1 Александр Владимирович Шарапов, аспирант кафедры музыкального образования
183
устремлений: от возвышенных и прекрасных до низменных и аморальных. Целью этого во многом является поиск ответов на экзистенциальные вопросы «Кто я?», «Каким могу/должен быть?» или, иначе говоря, болезненное обретение идентичности, не сформированной своевременно в дошкольном и младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте эта потребность становится крайне выраженной и необходимой. По этой причине молодёжь зачастую пытается выйти за рамки, в том числе иногда и правовых норм. Подобное происходит не от «испорченности» нынешнего молодого поколения, а именно из искренних побуждений «найти себя», поскольку это возраст «нормативного кризиса», время мучительной саморефлексии собственных сущностных характеристик и выработки защитных механизмов от стороннего негативного вторжения [3, с. 420-421; 6, с. 58-59]. Таким образом, педагогическая задача построения программы профилактики экстремистских тенденций молодежи должна опираться на изначальную поисково-созидательную природосооб-разную энергию устремлений молодёжи.
Естественная потребность молодежи в свободе индивидуального выбора жизненных ценностей и целей становится спонтанной общей ценностью, которая выступает социально-психологическим условием формирования стихийных молодежных объединений. Размышляя о данном феномене, В. Франкл, наряду с остальными, выделяет свободу по отношению к среде и к влечениям [10, с. 106-109]. Влечения свойственны человеку, однако им не владеют, так же как и окружающая среда и её условия не могут полностью обусловливать поведение человека. Только совершая самостоятельный осознанный выбор личность готова нести ответственность за него, что и предполагает свободу человека. Таким образом, мы можем сформулировать основную идею программы: вера в позитивные (пускай не всегда явные и ясные) устремления юности, общечеловеческие ценности и рефлексивный поиск смыслооб-разующего понимания себя как активной социальной единицы может стать естественным внутриличностным условием объединения молодых людей.
Исходя из этой идеи как цели программы профилактики экстремистских тенденций, в целевом блоке выделим следующие задачи:
1) обеспечить безопасную социально-психологическую среду для свободного проявления эмоций, чувств и намерений участниками образовательного процесса с целью осознания (рефлексии) негативных переживаний и состояний фрустрации;
2) стимулировать процесс индивидуальной и групповой рефлексии участников совместной деятельности для фиксации конечной цели и формулирования своих задач вслед за анализом собственных чувств и притязаний;
3) подвергнуть коррекции ригидно-негативные установки участников с помощью когнитивного диссонанса в процессе моделирования ситуаций нравственного выбора. Решение этой задачи позволяет выявить негативные установки экстремистской направленности и , при помощи моделирования ситуаций нравственного выбора и когнитивного диссонанса, поставить участников программы перед моральной дилеммой: остановить свой выбор на крайней форме сопротивления шаблонам «взрослой жизни», уподобляясь их рассогласованности позиций, или выработать свои способы конструктивных отношений в удовлетворении своих потребностей;
4) сформировать практические коммуникативные навыки для поиска конструктивного разрешения внутриличностных и межличностных противоречий;
5) интегрировать полученные знания и умения в коллективном проекте разрешения конкретных проблем экстремистской направленности. Интеграция полученных знаний и практических навыков должна опираться на субъективный опыт кон-
кретных участников программы, что способствует усвоению познавательных элементов в личностно значимом содержании.
Целевой блок планируемой программы профилактики экстремистских тенденций предполагает педагогическую работу структуры субъектного взаимодействия: «человек - человек», «человек - группа», «группа - группа».
Взаимное изменение и влияние компонентов программы на участников совместной деятельности заключается в ряде функций: рефлексивной, коммуникативной, нравственно-ценностной, прогностической и оценочно-результативной.
Для достижения эффективных результатов программы необходимо учитывать следующие принципы согласованного взаимодействия в процессе деятельности: 1) принцип сотрудничества и 2) принцип свободы выбора, которые позволяют субъекту переживать, с одной стороны, сопричастность группе, а с другой, - осознание себя личностью, имеющей право на собственные суждения; 3) принцип безоценоч-ности, который К. Роджерс определил как осознание индивидом подлинного смысла своего внутреннего мира без предвзятости и субъективных рамок [7, с. 44], способствующее, в свою очередь, уважительному восприятию окружающих людей; 4) принципы обратной связи и 5) рефлексии, которые обусловливают эмоционально-образное выражение и когнитивное осознание элементов программы профилактики, стимулируя мотивационные компоненты индивидов.
Организационно-содержательный блок включает в себя компоненты психолого-педагогических условий оптимальной профилактики экстремистских тенденций молодёжи, реализация которых требует учитывать возрастные особенности участников программы и специфику межличностных и межгрупповых взаимодействий. Это обеспечит условия организации открытого, конструктивного пространства для стимулирования познавательной и рефлексивной активности и последующей интеграции полученного опыта в учебную, трудовую и иные сферы жизни молодежи.
Психолого-педагогические условия профилактики экстремистских тенденций содержат следующие компоненты блока:
1) рефлексивно-деятельностный;
2) когнитивный;
3) мотивационно-ценностный;
4) поведенческий.
Согласно концепции рефлексивно-деятельностного подхода, личностная рефлексия помогает субъекту в процессе совместной деятельности осознавать свои потребности, ценности и цели, а также способы их достижения, что придаёт деятельности целесообразный и эффективный характер. Реализованная же деятельность, в свою очередь, становится материалом для самоанализа, то есть для рефлексии [4, с. 163].
Когнитивный компонент включает в себя формирование понятий, оперирование ими и получение выводов и умозаключений. По мнению Л. Фестингера, когнитивный диссонанс создаёт условия для анализа тех или иных действий, причём в результате выбора негативные для субъекта альтернативы отрицаются и отвергаются [9, с. 18]. В программе принцип когнитивного диссонанса используется в моделировании ситуаций нравственного выбора.
Следующий компонент модели включает в себя мотивационно-ценностную направленность участников программы. Под ценностными ориентациями понимается устойчивое отношение человека к материальным, духовным благам как жизненным идеалам, что и рассматривается в качестве целей и средств удовлетворения природосообразных потребностей личности. Мотивация определяется как система
относительно устойчивых потребностей, ценностей, установок, являющихся основными побудителями деятельности. Следовательно, мотивационно-ценностная направленность личности определяется как динамическая интегративная система свойств человека, включающая иерархически взаимосвязанные мотивы, интересы, цели, установки, убеждения, ценностные ориентации, идеалы, обеспечивающие его активность в жизнедеятельности, а также в учебной и профессиональной деятельности [2, с. 26-33]. Таким образом, мотивационно-ценностный компонент напрямую связан с проявлениями инициативной активности индивида, а также с созданием чувства общности и взаимоуважения при учёте и принятии личностных и групповых сходств и различий.
Поведенческий компонент психолого-педагогических условий содержит тренировку навыков общения как актуальных компетенций участников программы не только среди сверстников, но и, как показывают недавние исследования, с родителями и людьми старшего поколения [11, с. 18-19]. Приоритетными здесь являются достижение сотрудничества на основе приспособления и конструктивно активного (соревновательного) проявления своих потребностей как наиболее позитивных стратегий общения и, напротив, соперничество или избегание социальных контактов как наиболее слабых, деструктивных способов взаимодействия, ведущие к дезадаптации и возникновению экстремистских тенденций.
Для достижения поставленных целей используются следующие психолого-педагогические методы:
1) тренинговые упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и профилактики фрустрированных чувств, развитие конструктивных коммуникативных навыков и формирование групповой сплочённости;
2) ролевые групповые игры для развития терпимого уважительного восприятия участников совместной деятельности;
3) деловые кейсы на основе когнитивного диссонанса, призванные сформировать ценностные установки в условиях этнических, религиозных и других различий;
4) формы народного творчества: пословицы и поговорки, притчи, стихотворные произведения;
5) анкеты и опросники для диагностики психологических особенностей участников программы.
Оценочно-результативный блок содержит основные критерии, по которым фиксируется изменение таких личностных характеристик как
а) снижение уровня социальной фрустрации;
6) снижение уровня негативизма, агрессивности и враждебности;
в) выбор сотрудничества (или хотя бы компромисса) как основной стратегии межличностного общения.
Приведённые критерии затрагивают часть такого комплексного (социально-экономического, культурного, этнического и др.) явления, как экстремизм. Тем не менее, с точки зрения психолого-педагогического аспекта исследуемой проблемы, приведённые факторы во многом являются базовой психолого-педагогической причиной возникновения деструктивных тенденций изменения личностных качеств.
В таблице представлены основные положения программы профилактики экстремистских тенденций молодёжи.
Психолого-педагогическая программа профилактики экстремистских тенденций молодёжи
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Цель: Психолого-педагогическая профилактика экстремистских тенденций молодёжи_
Задачи:
1. Обеспечить безопасную среду и чувство защищённости для возможности открытого проявления своих эмоций и мыслей участниками образовательного процесса.
2. Стимулировать процесс индивидуальной и групповой рефлексии.
3. Способствовать коррекции ригидных установок участников и созданию когнитивного диссонанса в процессе моделирования ситуаций нравственного выбора
4. Сформировать практические коммуникативные навыки поиска согласованности как конструктивного пути разрешения внутриличностных и межличностных противоречий.
5. Интегрировать освоенные знания и умения в коллективном проекте решения конкретной проблемы экстремистской направленности_
Функции модели:
- рефлексивная
- коммуникативная
- нравственно-ценностная
- прогностическая
- оценочно-результативная
Субъектный состав:
- человек - человек
- человек - группа
- группа - группа
Принципы:
- сотрудничество
- свобода выбора
- безоценочность
- обратная связь
- рефлексия_
ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Психолого-педагогические условия:
1. Учёт возрастных особенностей участников программы и специфики межличностного и межгруппового взаимодействия.
2. Обеспечение открытой и конструктивной среды для всех участников программы для развития активности и ответственности в процессе совместной деятельности.
_3. Интеграция полученного опыта для дальнейшей согласованной деятельности_
КОМПОНЕНТЫ БЛОКА
Рефлексивно-деятельностный
Осознание субъектом собственных эмоций и чувств при активном взаимодействии с другими участниками программы
Когнитивный
Стимулирование
к отказу от разрушительных контрастно-категоричных ригидных установок и к поиску и принятию альтернативных и конструктивных точек зрения
Мотивационно-ценностный
Формирование на начальном этапе положительного отношения к субъектам совместной деятельности при принятии ментальных, культурных, национальных и индивидуальных различий, с дальнейшим объединением учебной группы и разработкой совместных проектов
Поведенческий
Овладение коммуникативными навыками разрешения конфликтных ситуаций и сохранение индивидуально-созидательной позиции в условиях деструктивных манипуляций
Методы и технологии:
Тренинговые упражнения, ролевые игры, решение предложенных и создание своих кейсов, использование форм народного творчества различных культур (пословиц, поговорок и притч)
и литературных произведений (стихотворения), использование анкет и опросников_
ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
Показатели:
Снижение уровня социальной фрустрации Снижение уровня негативизма и агрессивности
Готовность к конструктивным способам коммуникации (компромисс, сотрудничество)_
Результат:
Снижение интенсивности отдельных показателей экстремистских тенденций молодёжи и готовность к конструктивным способам коммуникации (компромисс, сотрудничество)_
В заключение отметим практическую направленность программы профилактики экстремистских тенденций молодёжи и её вариативность. Как уже упоминалось, возрастные границы молодёжи достаточно широки, и необходимо учитывать нюансы крайних возрастных показателей и связанные с ними особенности. Содержательно программа логически выдержана и, в первую очередь, направлена на проявление рефлексивной активности участников не только во время проведения занятий, но и по окончании их. Некоторые блоки, в частности, моделирование ситуаций нравственного выбора, позволяют ведущим программы самостоятельно выбирать аналогичные ситуации с учётом, например, ментальных, географических, религиозных особенностей проживания на территории нашей страны. Программа не требует специальных условий, что позволяет широко внедрять её во внеучебную, внеурочную или внеклассную работу различных образовательных учреждений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анисимов, В.П. Арт-педагогическая профилактика негативизма детей: монография / В.П. Анисимов, Т.П. Скворцова. - Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2017. - 232 с.
2. Клименко, И.В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: дисс. „.канд. психол. наук: 19.00.03 / Клименко Илона Васильевна. - Москва, 2014. - 208 с.
3. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
4. Осипова, Т.П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов / Т.П. Осипова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - С. 163-166
5. Отчет начальника УМВД России по Тверской области В.Л. Андреева о результатах работы органов внутренних дел Тверской области за 2016 г. [Электронный ресурс] URL: https://69.мвд.рф/action/Otchjoti_dolzhnostnih_lic/отчеты-начальника-умвд-россии-по-тверско (Дата обращения 31.10.2017)
6. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
7. Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия. Пер. с англ / К. Роджерс. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. - 320 с.
8. Состояние преступности за январь - сентябрь 2017 года. [Электронный ресурс] URL: https://мвд.рф/folder/101762/item/11341800/ (Дата обращения 31.10.2017)
9. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. / Л. Фестингер. - СПб.: Речь, 2000. - 320 с.
10. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / В. Франкл, общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.
11. Чернова, Г.Р. Психология общения: учебное пособие / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. -СПб.: Питер, 2012. - 240 с.
Поступила в редакцию 18.12.2017 В окончательном варианте 22.01.2018
UDC 376.1+159.9:32.019.57
MODELING OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROGRAM OF PREVENTION OF EXTREMIST TENDENCIES OF YOUTH
A. V. Sharapov 1
1 Alexander V. Sharapov, Postgraduate Student of Music Department
188
institute of Pedagogy Education and Social Technologies of Tver State University 24, Griboedov 2-I Str., Tver 170021 1E-mail: [email protected]
The article discusses the content of psycho-pedagogical programme for the prevention of extremist trends of the youth. The growth of extremist crimes, and the urgency of the development ofpreventive measures among young people are being noted. It formulates the basic idea of the program, the objectives, functions and principles of its realization. It determines four basic components of the programme and the description of working methods. To achieve effective results, the program includes training exercises, role plays, solving cases, items of folk and literary art (proverbs, sayings, poems) and questionnaires. The criteria for the assessment of program effectiveness are being proposed: the decline in the level of social frustration, negativity, aggression and hostility, and the desire for constructive ways of communication. The variability of the methodological material provides broad opportunities for its application in educational institutions with the aim of implementing prevention of extremist trends of the youth.
Keywords: prevention of extremist tendencies, the features of the claims of youth.
REFERENCES
1. Anisimov, V.P. Art-pedagogicheskaya profilaktika negativizma detey: monografiya [Art-pedagogical prevention of children negativism: monograph] / V.P. Anisimov, T.P. Skvortsova. Tver, 2017. 232 p.
2. Klimenko, I. V. Dinamika motivatsionno-tsennostnoy napravlennosti studentov na profession-al'nuyu deyatel'nost': diss. ...kand. psikhol. Nauk [Dynamics of the motivational and value orientation of students to professional activity. Dr. dis.] / I.V. Klimenko. Moscow, 2014. 208 p.
3. Mukhina, V.S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence] / V.S. Mukhina. Moscow, 2000. 456 p.
4. Osipova, T.P. Refleksivno-deyatel'nostnyy podkhod v protsesse professional'noy podgotovki studentov [Reflexive activity approach in the process of professional training of students] / T.P. Osipova // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl pedagogical Bulletin] 2012, № 1. P. 163-166
5. Otchet nachal'nika UMVD Rossii po Tverskoy oblasti V.L. Andreyeva o rezul'tatakh raboty organov vnutrennikh del Tverskoy oblasti za 2016 g. Available at: https://69.MBg.p$/action/Otchjoti_dolzhnostnih_lic/oTHeTH-HaHaTbHHKa-yMBg-poccHH-no-TBepcKO (accessed October 31, 2017)
6. Rays, F. Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [Psychology of teenage and youthful age] / F. Rays. St Petersburg, 2000. 624 p.
7. Rodzhers, K. Kliyentotsentrirovannaya terapiya [Client-centered therapy] / K. Rodzhers. Moskva, 1997. 320 p.
8. Sostoyaniye prestupnosti za yanvar' - sentyabr' 2017 goda. Available at: https://MBg.p$/folder/101762/item/11341800/ (accessed October 31, 2017)
9. Festinger, L. Teoriya kognitivnogo dissonansa [Theory of cognitive dissonance] / L. Festinger. St Petersburg, 2000. 320 p.
10. Frankl, V. Chelovek v poiskakh smysla [Man in search of meaning] / V. Frankl. Moskva, 1990. 368 p.
11. Chernova, G.R. Psikhologiya obshcheniya [Psychology of communication] / G.R. Chernova, T.V. Slotina. St Petersburg, 2012. 240 p.
Original article submitted 18.12.2017 Revision submitted 22.01.2018