УДК 656.13
А.Ю. Тюрин
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Эффективное управление транспортировкой в отраслях пищевой промышленности характеризуется интенсивностью вывоза готовой продукции потребителям, завоза сырья и материалов на производство и согласованием транспортных процессов с процессами складирования, управления запасами и производства с целью минимизации расходов, повышения прибыли и сокращения продолжительности производственного и финансового циклов [1-3].
В качестве управляемых и контролируемых параметров, влияющих на эффективность транспортировки в пищевой промышленности, можно выделить степень загрузки автотранспорта, среднее время оборота на маршруте, среднее число пунктов обслуживания, средний размер партии поставки, количественный состав парка транспортных средств, грузоподъемность автомобиля, количество пунктов погрузки, производственный ритм выпуска готовой
продукции и т.д. [4]
Рассмотрим сбытовую сторону деятельности предприятий пищевой промышленности. Важными параметрами, влияющими на скорость сбыта продукции, являются среднее время оборота автомобиля на маршруте и количество пунктов (постов) погрузки на предприятии. Проведенное моделирование работы транспорта по обслуживанию 93 потребителей хлебопекарной промышленности показало неравномерность оборота автомобилей на маршрутах и разную скорость вывоза готовой продукции получателям. Например, при организации погрузки хлебобулочной продукции с двух постов и дальнейшей ее доставки на автомобилях с максимальной загрузкой в 140 лотков (автомобиль-фургон ГЗСА-3704) наблюдается неравномерность оборота автомобилей, показанная на рис. 1.
о ср о ю о
0) ср ш
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Номер маршрута
Рис. 1 - Неравномерность времени оборота на маршрутах при использовании автомобилей с грузоподъемностью 140 лотков
о ср о ю о
0) СР
ш
4
3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Номер маршрута
Рис.2 - Неравномерность времени оборота на маршрутах при использовании автомобилей с грузоподъемностью 112 лотков
128
А.Ю. Тюрин
т
03 I-
о
Ср
о ю о
0) Ср
ш
4
3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 192021 22 23
Номер маршрута
Рис. 3 - Неравномерность времени оборота на маршрутах при использовании автомобилей с грузоподъемностью 96 лотков
Аналогичные зависимости для автомобилей с максимальной загрузкой в 112 и 96 лотков соответственно (автомобили-фургоны ГАЗ-3302 и ЗСА-270730) показаны на рис. 2 и 3. На рис. 1-3 прямой линией показано среднее время оборота автомобиля, которое уменьшается для автомобилей с максимальной загрузкой в 96 лотков, но в то же время увеличивается неравномерность прибытия подвижного состава на погрузку.
Неравномерность прибытия автомобилей под погрузку оказывает влияние на величину остатков готовой продукции на складе, которые учитываются каждый час и в среднем за сутки. Приняв стоимость готовой продукции 112 р. за лоток, рассчитаем финансовые показатели работы производственно-транспортной системы за сутки при вывозе продукции с 2 и 4 постов погрузки. Результаты представлены в табл.1-3.
Анализ таблиц показывает, что в случае загрузки с 2 постов использование автомобилей с грузоподъемностью в 96 лотков дает наименьшие
Таблица 1 - Результаты работы производственно-транспортной системы при вывозе продукции автомобилями с грузоподъемностью в 140 лотков
транспортные расходы, но высокий средний уровень остатков продукции на складе и, соответственно, высокую общую стоимость готовой продукции и транспортировки. В случае использования 4 постов погрузки наименьшие транспортные расходы формируются при эксплуатации автомобилей с грузоподъемностью в 140 лотков, и наилучшим вариантом работы для 2 и 4 постов погрузки будет считаться использование автомобилей с грузоподъемностью в 140 лотков, дающих наименьшую общую стоимость остатков готовой продукции на складе и транспортировки в течение суток. В случае увеличения (уменьшения) количества постов погрузки или времени погрузки автомобилей ситуация может измениться, поэтому данные параметры являются нормативными и контролируемыми вместе с показателями среднего размера партии поставки в один пункт, количества пунктов на маршруте и грузоподъемности автомобиля.
Время суток, ч Производство, лотки 2 поста погрузки 4 поста погрузки
Вывоз, лотки Остатки, лотки Вывоз, лотки Остатки, лотки
6 1000 1000 1000
7 330 520 810 1032 298
8 330 512 628 622 6
9 330 490 468 138 198
10 330 132 666 276 252
11 200 414 452 0 452
12 200 0 652 0 652
13 200 0 852 0 852
14 200 0 1052 0 1052
15 200 0 1252 0 1252
16 200 0 1452 0 1452
17 200 0 1652 0 1652
Среднее значение остатков 911 759,83
Стоимость готовой продукции, р. 1122763 936115
Стоимость транспортных расходов, р. 42900 39600
Доля транспортных расходов в стоимости продукции, % 3,82% 4,23%
Общая стоимость, р. 1165663 975715
Таблица 2 - Результаты работы производственно-транспортной системы при вывозе продукции авто_мобилями с грузоподъемностью в 112 лотков_
Время суток, ч Производство, лотки 2 поста погрузки 4 поста погрузки
Вывоз, лотки Остатки, лотки Вывоз, лотки Остатки, лотки
6 1000 1000 1000
7 330 419 911 840 490
8 330 421 820 737 83
9 330 388 762 184 229
10 330 349 743 307 252
11 200 295 648 0 452
12 200 196 652 0 652
13 200 0 852 0 852
14 200 0 1052 0 1052
15 200 0 1252 0 1252
16 200 0 1452 0 1452
17 200 0 1652 0 1652
Среднее значение остатков 983 785
Стоимость готовой продукции, р. 1211056 966915
Стоимость транспортных расходов, р. 34650 41580
Доля транспортных расходов в стоимости продукции, % 2,86% 4,30%
Общая стоимость, р. 1245706 1008495
Таблица 3 - Результаты работы производственно-транспортной системы при вывозе продукции автомобилями с грузоподъемностью в 96 лотков
Время суток, ч Производство, лотки 2 поста погрузки 4 поста погрузки
Вывоз, лотки Остатки, лотки Вывоз, лотки Остатки, лотки
6 1000 1000 1000
7 330 367 963 642 688
8 330 275 1018 624 394
9 330 329 1019 388 336
10 330 295 1054 379 287
11 200 323 931 0 487
12 200 161 970 0 687
13 200 283 887 0 887
14 200 0 1087 0 1087
15 200 0 1287 0 1287
16 200 0 1487 0 1487
17 200 0 1687 0 1687
Среднее значение остатков 1116 860
Стоимость готовой продукции, р. 1374707 1058904
Стоимость транспортных расходов, р. 25740 45540
Доля транспортных расходов в стоимости продукции, % 1,87% 4,30%
Общая стоимость, р. 1400447 1104444
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тюрин, А.Ю. Влияние схемы транспортного обслуживания на финансовые показатели деятельности предприятий пищевой промышленности // Российское предпринимательство. - 2010. - № 1 (выпуск 2). - С. 69-75.
2. Тюрин, А.Ю. Транспортировка и финансы в цепях поставок пищевой промышленности // Финансовый бизнес. - 2010. - № 4. - С. 44-49.
3. Тюрин, А.Ю. Финансовые аспекты управления транспортом в цепях поставок пищевой промышленности // Финансовый бизнес. - 2012. - № 4. - С. 33-43.
4. Тюрин, А.Ю. Управление транспортировкой в цепях поставок пищевой промышленности: Монография. - М.: Креативная экономика, 2011. - 280 с.
Автор статьи
Тюрин Алексей Юрьевич канд. экон. наук, проф. каф. автомобильных перевозок КузГТУ. E-mail: [email protected]