Научная статья на тему 'Моделирование процессов идентификации слова в условиях разных типов одаренности'

Моделирование процессов идентификации слова в условиях разных типов одаренности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
106
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СТРАТЕГИИ / ОПОРЫ / ОДАРЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абабкова С. Г.

Статья посвящена исследованию процессов идентификации значения слова в условиях разных типов одаренности. Изложены теоретические и экспериментальные результаты психолингвистического исследования, проведенного с одаренными испытуемыми разных типов и возрастов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процессов идентификации слова в условиях разных типов одаренности»

148

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

УДК8Г23

С. Г. АБАБКОВА

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ СЛОВА В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ТИПОВ ОДАРЕННОСТИ

Статья посвящена исследованию процессов идентификации значения слова в условиях разных типов одаренности. Изложены теоретические и экспериментальные результаты психолингвистического исследования, проведенного с одаренными испытуемыми разных типов и возрастов. Значение слова; идентификация; стратегии; опоры; одаренность

ВВЕДЕНИЕ

-

-

кации слова в условиях разных типов одаренности с целью дальнейшего построения модели, способной объяснить .

-

служили концепция слова в лексиконе человека [4] и теория индивидуального знания [5]. В рамках разрабатываемого подхода слово трактуется как средство доступа к - - -ционной базе человека, формирующейся по законам психической деятельности, но под контролем выработанных в

.

-

ческих моделей понимания текста посвящены работы [2; 9; 13- 16].

Термин «идентификация слова» мы рассматриваем в . . . -лагает полный набор протекающих в речемыслительной деятельности человека процессов, «продуктом которых является субъективное переживание знания (понимания) ,, ,-,-ции» [6: 175]. При этом автор предлагает разграничить следующие этапы данного процесса: доступ к слову - узнавание слова - идентификация слова.

-

ключается, то мтению Т. Ю. Сазоновой, в том, что многие из них происходят неосознанно и не поддаются прямому наблюдению [15: 65]. В этой связи исследование процессов

-

ним из способов обнаружения особенностей опознавания

,

-

,

неосознаваемом уровне [6: 194].

-

риментов, проведенных С. И. Тогоевой на материале существительных-неологизмов, Т. Ю. Слоновой на материале прилагательных-неологизмов и Т. Г. Родионовой на -, все идентификационные модели носят универсальный ,-альности той или иной модели для разных частей речи различны [13: 75]. Одной из ведущих идентификационных

-

тельная стратегия [16], для прилагательных - стратегия

-

[14, 15], -

[13]. , -

11 . -

держания каждой модели с указанием на особенности ее

-

ний приводится в работе [13: 73-74].

-

. . [9] -

,

И. Л. Медведевой [10], рассматривающей идентификацию иноязычного слова как сходную по своим механизмам с

.

,

-

,-

ское исследование процессов идентификации в условиях .-ния был выбран свободный ассоциативный эксперимент с () ,-

.

Испытуемыми психолингвистического исследования

.

.:

,-

2,

гимназии-интерната им. К. Давлеткильдеева, Белорецкой .

,

.-

,-

.,

которые по рекомендациям учителей были названы как « ». -

-

.:

творчески одаренные (музыканты, художники) и матема-.

-

перимент Б-К с ведением (в некоторых случаях) постэкс-,-

.

-

,-

[1]. -

,

. . [3] -

-

ных идеоэтнических особенностей связей между словами в

,

.

В ходе эксперимента было получено 18.000 слов-реакций от 600 испытуемых, 300 из которых - музыкально и художественно одаренные дети и 300 - математически одаренные дети в возрасте от 6 до 18 лет.

В результате установления связи между стимулом и реакцией при учете всего набора ассоциатов, полученных от испытуемых, нами было отмечено, что идентификация

-

еловых признаков. При этом сразу оговоримся, что выявление незначительного количества формальных реакций (1% от общего количества реакций), а также их группи-,, что идентификация слов у одаренных испытуемых нашего эксперимента происходит в большинстве случаев по линии ,-.-

ния рассмотрим ряд основных способов идентификации и

,

.

1. СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ С ОПОРОЙ НА НАГЛЯДНЫЙ ОБРАЗ ИЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

,

,

.-

,-

,

конкретными, так и абстрактными словами. К примеру, в

-

.-

,

втором - об образе абстрактного порядка. Итак, рассмот-

-.

)-

сгавление: ШКОЛА - большая, большой дом, здание, красивая, крепкая, маленькая, старая, храм; СТОРОНА -, , , , , , , , дела, деньги, дом, дорога, кассета, квадрат, книга, крыша,

, , , , , , , медаль, мир, многоликость, море, пол, поле, стена, стол, указатель, шкаф; СТРАХ - темнота, смерть, боль, контрольная, тьма, волк, глаза, небо, авторитет, бандит, беда, букашки, веселья, война, волны, враг, грех, зависеть, змеи, комната, конец света;

)

представление: ШКОЛА - директор, друг, друзья, вход, двери школы, знакомые, крыльцо, крыша, лампа, лестница,

, , , , , ; -кирпич, крыша, окно, труба, стен ы; ЦВЕТОК - бут он, лепесток, листья, стебель; ЧЕЛОВЕК - голова, мозги, руки, скелет, тел о.

2. СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ С ОПОРОЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

,-

-,

эмоциями, чувствами, оценкой. Обсуждение проблемы сущности эмоциональных процессов проводится в работе

[11]. ,-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

(

эмоционально-оценочных) [4] и как следствие является носителем некоторого чувственного/эмоционш1ьного значения [11], мы признаем всю сложность отнесения реакций

.-

,,

,

,-

-

сов (например, с первичными эмоциями, чувствами, вто. [17]).

таких слов-реакций мы отнесли ассоциаты, сгруппирован:

а) опора на эмоции и оценку: ШКОЛА - веселье, грусть, добрая, достала, интерес, круто, любовь, лучшая, моя, мучение, наша, нелюбовь, проблемы, радость, скука, скукота, умная, ученая, хороша; СТОРОНА - враждебность, горе, добрая, доброта, &/ша, интерес, мое, моя, плохая, плохая и хорошая, плохая, плохое, радостная, сторонка, страх, умный, хорошая; ЗЕМЛЯ - большая, красивая, красота, любви, любимая, любить, любовь, обитель, прекрасная, радость, ужас, чистая; МУЗЫКА - наслаждение, скучно, слезы, удовольствие;

б) опора на чувства-ощущения: ШКОЛА - тепло, усталость; ЗЕМЛЯ - теплая; МУЗЫКА - расслабление, спокойствие; ПЛОХО - больно, самочувствие, тошнит.

3. СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ КАК РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЛЯ САМОГО СЕБЯ

,

, , -ния слова с помощью актуализовавшейся ассоциативной реакции. Как отмечает А. А. Залевская, такие уточнения

,-

-

ческой пресуппозиции (ср.: «кричать» содержит в своем значении признак ‘громко’; «идти» - ‘передвигаться с помощью ног’ и т. п.) [8: 108]. К числу случаев, соответст-,: разъяснение значения через иллюстрирование примером или через атрибут, через синоним/симиляр, через анто-ним/оппозит, через субъект или объект обозначаемого ,-ристику такого действия, через дефиницию. Уточним по-« » « », -.-

..

,,

,-

-

[6: 158]. , .

)-бут: ШКОЛА-Л& 17, № 64, БКШ, СМШ, РХГ-И, гимназия, интернат, компьютерная, лицей, математика, музыкальная, пишем, пошла учиться, танцевальная, физика; СТО-

- , , , , -ская, далекая, дома, жизни, квадрата, левая, медали, монеты, правая, реки, светы, стены; СТРАХ -большой, всепоглощающий, горький, зайца, зеленый, земной, злой, некрасивый, неожиданный, нехороший, сильный, слабый, страшный, ужасный, черный; ЗЕМЛЯ - бабушкин сад, , , , , , коричневая, круглая, крупнейшая, материк, мягкая, остров, плодородная, родная, рыхл ая;

б) с опорой на антонимы/оппозиты: ШКОЛА - садик,

; - , , ;

- , , , , , , ;

в) с опорой на синонимы/симиляры: СТОРОНА - бок,

, , , , , , -

«а; СТРАХ -волнение, беспокойство, боязнь, жуть, испуг, паника, тревога, трепет, ужас; ЗЕМЛЯ - асфальт, владения, город, города, грязь, кров, круг, люди, население,

огород, песок, планета, поле, поля, почва, родина, сад, страна, суша, тропинка, участок, фазенда, шар;

г) с опорой на прямую дефиницию: ШКОЛА - дом

, , ,

; - , ,

, , , ;

)

-

,

. , -

тения на стимул ЗЕМЛЯ подразумевает его дефиницию как ‘место, на котором растут растения’; реакция забор па тот же стимул предполагает дефиницию - ‘место, огороженное забором’ и т.д. Рассмотрим эти примеры: ЗЕМЛЯ -

гроб, дерево, деревья, забор, зелень, земляника, зерно, кар, , , , , , -тельность, росток, существо, трава, цветок, цветы, червь; ШКОЛА - дело, знания, математика, образование, общение, работа, труд, урок, уроки, учеба, учат, учатся, ,.

4. СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ С ОПОРОЙ НА «ПРОМЕЖУТОЧНОЕ» ЗВЕНО

«-

»-

-

-.

.

.

,

[7; 12]. , , -

ная интеграция, сращение и в нашем случае «промежуточ-».

некоторых общих элементов двух ментальных пространств с формированием некоторого «пространства общности», позволяющего проецировать свойства одного пространства на другое» [7: 58].

,

-

мых полученных реакций, мы попытались выявить «про»-.-

-

2 (10 ). -

.-

,6

,.

,

,

.,

,

-

. , -

:,

-

,.

, , ,

-

стимул, и которая является своего рода «мостиком» или «промежуточным» звеном (сращением) между стимулом и ,. ,-,-.-тановления «промедаточного» звена, речь идет лишь о

,-

.

В числе прочих случаев на исходное слово СТРАХ отметим следующие: реакция стол была вызвана «проме-»‘ ругали дочь за то что, она плохо ела’; реакция лезвие и «промежуточное» звено ‘боль от пореза’; реакция глаза и « » « -»; « » ‘ -га’ и т. д.

,

,

--

ренных испытуемых является способ идентификации как

.-

--

,

/.

-

,,

-

.

возможным выделить приоритетные опорные элементы в ,-

.

может свидетельствовать о «взаимодействии (интеракции)

-

цессе распознавания слова» [15: 130].

Дальнейшее исследование обсуждаемой проблемы

-

,-

-

-

,.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

1.

идентификации значения слова одаренными испытуемыми .

2. -

,.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абабкова, С. Г. Учет параметра одаренности при

/

. . // :

методика, лингвистика, психология : матер. конф. Уфа : , 2004. . 3-8.

2. , . .

особенностей идентификации значений широкозначных слов (на материале существительных) : автореф. дис. ... канд. филол. наук/ Л. В. Барсук. Саратов, 1991. 16 с.

3. , . . -

него лексикона человека. / А. А. Залевская. Калинин : Калин. гос. ун-т, 1977. 83 с.

4. , . . : -

/ . . . -неж : изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1990. 206 с.

5. , . . : -

/ . . .

Тверь : Твер. гос. ун-т, 1992. 134 с.

6. , . . /

. . . .: . . . - , 2000.

382 с.

7. , . .

/ . . // текст: психолингвистический подход. Тверь : Твер. гос.

ун-т, 2004. Вып. 2. С. 56-71.

8. , . . -

вания. Слово. Текст : избр. тр. / А. А. Залевская. М. : Гно-зис, 2005. 543 с.

9. , . . -

гательных: автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. С. Ла-чина. Тверь, 1993. 16 с.

10. , . . -

«»

/ . . // :

психолингвистики. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1994. С. 30-37.

11. , . . -компонент значения слова : монография / Е. Ю. Мягкова. Курск : изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2000. 112 с.

12. , . .

/ . . // -

во и текст: психолингвистический подход. Тверь : Тверск. гос. ун-т, 2004. Вып. 3. С. 102-111.

13. , . . -

- / . . // : -

альные проблемы психолингвистики. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1994. С. 71-79.

14. Сазонова, Т. Ю. Опора на формальные элементы

/ . . // и текст: актуальные проблемы психолингвистики. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1994. С. 71-79.

15. Сазоно ва, Т. Ю. Стратегии и опоры при иденти-

/ . . //

:

коллективн. монография. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1999. С. 102-1301.

16. , . . ,

/ . . // :. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1994. С. 59-65.

17. Damasio, A. Descartes’ error: Emotion, reason, and the human brain. New York : Avon Books, 1995. 313 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.