148
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
УДК8Г23
С. Г. АБАБКОВА
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ СЛОВА В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ТИПОВ ОДАРЕННОСТИ
Статья посвящена исследованию процессов идентификации значения слова в условиях разных типов одаренности. Изложены теоретические и экспериментальные результаты психолингвистического исследования, проведенного с одаренными испытуемыми разных типов и возрастов. Значение слова; идентификация; стратегии; опоры; одаренность
ВВЕДЕНИЕ
-
-
кации слова в условиях разных типов одаренности с целью дальнейшего построения модели, способной объяснить .
-
служили концепция слова в лексиконе человека [4] и теория индивидуального знания [5]. В рамках разрабатываемого подхода слово трактуется как средство доступа к - - -ционной базе человека, формирующейся по законам психической деятельности, но под контролем выработанных в
.
-
ческих моделей понимания текста посвящены работы [2; 9; 13- 16].
Термин «идентификация слова» мы рассматриваем в . . . -лагает полный набор протекающих в речемыслительной деятельности человека процессов, «продуктом которых является субъективное переживание знания (понимания) ,, ,-,-ции» [6: 175]. При этом автор предлагает разграничить следующие этапы данного процесса: доступ к слову - узнавание слова - идентификация слова.
-
ключается, то мтению Т. Ю. Сазоновой, в том, что многие из них происходят неосознанно и не поддаются прямому наблюдению [15: 65]. В этой связи исследование процессов
-
ним из способов обнаружения особенностей опознавания
,
-
,
неосознаваемом уровне [6: 194].
-
риментов, проведенных С. И. Тогоевой на материале существительных-неологизмов, Т. Ю. Слоновой на материале прилагательных-неологизмов и Т. Г. Родионовой на -, все идентификационные модели носят универсальный ,-альности той или иной модели для разных частей речи различны [13: 75]. Одной из ведущих идентификационных
-
тельная стратегия [16], для прилагательных - стратегия
-
[14, 15], -
[13]. , -
11 . -
держания каждой модели с указанием на особенности ее
-
ний приводится в работе [13: 73-74].
-
. . [9] -
,
И. Л. Медведевой [10], рассматривающей идентификацию иноязычного слова как сходную по своим механизмам с
.
,
-
,-
ское исследование процессов идентификации в условиях .-ния был выбран свободный ассоциативный эксперимент с () ,-
.
Испытуемыми психолингвистического исследования
.
.:
,-
2,
гимназии-интерната им. К. Давлеткильдеева, Белорецкой .
,
.-
,-
.,
которые по рекомендациям учителей были названы как « ». -
-
.:
творчески одаренные (музыканты, художники) и матема-.
-
перимент Б-К с ведением (в некоторых случаях) постэкс-,-
.
-
,-
[1]. -
,
. . [3] -
-
ных идеоэтнических особенностей связей между словами в
,
.
В ходе эксперимента было получено 18.000 слов-реакций от 600 испытуемых, 300 из которых - музыкально и художественно одаренные дети и 300 - математически одаренные дети в возрасте от 6 до 18 лет.
В результате установления связи между стимулом и реакцией при учете всего набора ассоциатов, полученных от испытуемых, нами было отмечено, что идентификация
-
еловых признаков. При этом сразу оговоримся, что выявление незначительного количества формальных реакций (1% от общего количества реакций), а также их группи-,, что идентификация слов у одаренных испытуемых нашего эксперимента происходит в большинстве случаев по линии ,-.-
ния рассмотрим ряд основных способов идентификации и
,
.
1. СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ С ОПОРОЙ НА НАГЛЯДНЫЙ ОБРАЗ ИЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
,
,
.-
,-
,
конкретными, так и абстрактными словами. К примеру, в
-
.-
,
втором - об образе абстрактного порядка. Итак, рассмот-
-.
)-
сгавление: ШКОЛА - большая, большой дом, здание, красивая, крепкая, маленькая, старая, храм; СТОРОНА -, , , , , , , , дела, деньги, дом, дорога, кассета, квадрат, книга, крыша,
, , , , , , , медаль, мир, многоликость, море, пол, поле, стена, стол, указатель, шкаф; СТРАХ - темнота, смерть, боль, контрольная, тьма, волк, глаза, небо, авторитет, бандит, беда, букашки, веселья, война, волны, враг, грех, зависеть, змеи, комната, конец света;
)
представление: ШКОЛА - директор, друг, друзья, вход, двери школы, знакомые, крыльцо, крыша, лампа, лестница,
, , , , , ; -кирпич, крыша, окно, труба, стен ы; ЦВЕТОК - бут он, лепесток, листья, стебель; ЧЕЛОВЕК - голова, мозги, руки, скелет, тел о.
2. СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ С ОПОРОЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
,-
-,
эмоциями, чувствами, оценкой. Обсуждение проблемы сущности эмоциональных процессов проводится в работе
[11]. ,-
-
(
эмоционально-оценочных) [4] и как следствие является носителем некоторого чувственного/эмоционш1ьного значения [11], мы признаем всю сложность отнесения реакций
.-
,,
,
,-
-
сов (например, с первичными эмоциями, чувствами, вто. [17]).
таких слов-реакций мы отнесли ассоциаты, сгруппирован:
а) опора на эмоции и оценку: ШКОЛА - веселье, грусть, добрая, достала, интерес, круто, любовь, лучшая, моя, мучение, наша, нелюбовь, проблемы, радость, скука, скукота, умная, ученая, хороша; СТОРОНА - враждебность, горе, добрая, доброта, &/ша, интерес, мое, моя, плохая, плохая и хорошая, плохая, плохое, радостная, сторонка, страх, умный, хорошая; ЗЕМЛЯ - большая, красивая, красота, любви, любимая, любить, любовь, обитель, прекрасная, радость, ужас, чистая; МУЗЫКА - наслаждение, скучно, слезы, удовольствие;
б) опора на чувства-ощущения: ШКОЛА - тепло, усталость; ЗЕМЛЯ - теплая; МУЗЫКА - расслабление, спокойствие; ПЛОХО - больно, самочувствие, тошнит.
3. СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ КАК РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЛЯ САМОГО СЕБЯ
,
, , -ния слова с помощью актуализовавшейся ассоциативной реакции. Как отмечает А. А. Залевская, такие уточнения
,-
-
ческой пресуппозиции (ср.: «кричать» содержит в своем значении признак ‘громко’; «идти» - ‘передвигаться с помощью ног’ и т. п.) [8: 108]. К числу случаев, соответст-,: разъяснение значения через иллюстрирование примером или через атрибут, через синоним/симиляр, через анто-ним/оппозит, через субъект или объект обозначаемого ,-ристику такого действия, через дефиницию. Уточним по-« » « », -.-
..
,,
,-
-
[6: 158]. , .
)-бут: ШКОЛА-Л& 17, № 64, БКШ, СМШ, РХГ-И, гимназия, интернат, компьютерная, лицей, математика, музыкальная, пишем, пошла учиться, танцевальная, физика; СТО-
- , , , , -ская, далекая, дома, жизни, квадрата, левая, медали, монеты, правая, реки, светы, стены; СТРАХ -большой, всепоглощающий, горький, зайца, зеленый, земной, злой, некрасивый, неожиданный, нехороший, сильный, слабый, страшный, ужасный, черный; ЗЕМЛЯ - бабушкин сад, , , , , , коричневая, круглая, крупнейшая, материк, мягкая, остров, плодородная, родная, рыхл ая;
б) с опорой на антонимы/оппозиты: ШКОЛА - садик,
; - , , ;
- , , , , , , ;
в) с опорой на синонимы/симиляры: СТОРОНА - бок,
, , , , , , -
«а; СТРАХ -волнение, беспокойство, боязнь, жуть, испуг, паника, тревога, трепет, ужас; ЗЕМЛЯ - асфальт, владения, город, города, грязь, кров, круг, люди, население,
огород, песок, планета, поле, поля, почва, родина, сад, страна, суша, тропинка, участок, фазенда, шар;
г) с опорой на прямую дефиницию: ШКОЛА - дом
, , ,
; - , ,
, , , ;
)
-
,
. , -
тения на стимул ЗЕМЛЯ подразумевает его дефиницию как ‘место, на котором растут растения’; реакция забор па тот же стимул предполагает дефиницию - ‘место, огороженное забором’ и т.д. Рассмотрим эти примеры: ЗЕМЛЯ -
гроб, дерево, деревья, забор, зелень, земляника, зерно, кар, , , , , , -тельность, росток, существо, трава, цветок, цветы, червь; ШКОЛА - дело, знания, математика, образование, общение, работа, труд, урок, уроки, учеба, учат, учатся, ,.
4. СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ С ОПОРОЙ НА «ПРОМЕЖУТОЧНОЕ» ЗВЕНО
«-
»-
-
-.
.
.
,
[7; 12]. , , -
ная интеграция, сращение и в нашем случае «промежуточ-».
,«
некоторых общих элементов двух ментальных пространств с формированием некоторого «пространства общности», позволяющего проецировать свойства одного пространства на другое» [7: 58].
,
-
мых полученных реакций, мы попытались выявить «про»-.-
-
2 (10 ). -
.-
,6
,.
,
,
.,
,
-
. , -
:,
-
,.
, , ,
-
стимул, и которая является своего рода «мостиком» или «промежуточным» звеном (сращением) между стимулом и ,. ,-,-.-тановления «промедаточного» звена, речь идет лишь о
,-
.
В числе прочих случаев на исходное слово СТРАХ отметим следующие: реакция стол была вызвана «проме-»‘ ругали дочь за то что, она плохо ела’; реакция лезвие и «промежуточное» звено ‘боль от пореза’; реакция глаза и « » « -»; « » ‘ -га’ и т. д.
,
,
--
ренных испытуемых является способ идентификации как
.-
--
,
/.
-
,,
-
.
возможным выделить приоритетные опорные элементы в ,-
.
может свидетельствовать о «взаимодействии (интеракции)
-
цессе распознавания слова» [15: 130].
Дальнейшее исследование обсуждаемой проблемы
-
,-
-
-
,.
ВЫВОДЫ
1.
идентификации значения слова одаренными испытуемыми .
2. -
,.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абабкова, С. Г. Учет параметра одаренности при
/
. . // :
методика, лингвистика, психология : матер. конф. Уфа : , 2004. . 3-8.
2. , . .
особенностей идентификации значений широкозначных слов (на материале существительных) : автореф. дис. ... канд. филол. наук/ Л. В. Барсук. Саратов, 1991. 16 с.
3. , . . -
него лексикона человека. / А. А. Залевская. Калинин : Калин. гос. ун-т, 1977. 83 с.
4. , . . : -
/ . . . -неж : изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1990. 206 с.
5. , . . : -
/ . . .
Тверь : Твер. гос. ун-т, 1992. 134 с.
6. , . . /
. . . .: . . . - , 2000.
382 с.
7. , . .
/ . . // текст: психолингвистический подход. Тверь : Твер. гос.
ун-т, 2004. Вып. 2. С. 56-71.
8. , . . -
вания. Слово. Текст : избр. тр. / А. А. Залевская. М. : Гно-зис, 2005. 543 с.
9. , . . -
гательных: автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. С. Ла-чина. Тверь, 1993. 16 с.
10. , . . -
«»
/ . . // :
психолингвистики. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1994. С. 30-37.
11. , . . -компонент значения слова : монография / Е. Ю. Мягкова. Курск : изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2000. 112 с.
12. , . .
/ . . // -
во и текст: психолингвистический подход. Тверь : Тверск. гос. ун-т, 2004. Вып. 3. С. 102-111.
13. , . . -
- / . . // : -
альные проблемы психолингвистики. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1994. С. 71-79.
14. Сазонова, Т. Ю. Опора на формальные элементы
/ . . // и текст: актуальные проблемы психолингвистики. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1994. С. 71-79.
15. Сазоно ва, Т. Ю. Стратегии и опоры при иденти-
/ . . //
:
коллективн. монография. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1999. С. 102-1301.
16. , . . ,
/ . . // :. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1994. С. 59-65.
17. Damasio, A. Descartes’ error: Emotion, reason, and the human brain. New York : Avon Books, 1995. 313 p.