УДК 621.436:629.424.3 О. В. БАЛАГИН
Д. В. БАЛАГИН Р. Ю. ЯКУШИН
Омский государственный университет путей сообщения
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕПЛОТЫ В ТРУБОПРОВОДЕ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ТЕПЛОВОЗНЫХ ДИЗЕЛЕЙ________________________
Статья посвящена моделированию процесса выделения теплоты в трубопроводе высокого давления топливной аппаратуры тепловозных дизелей и установлению функциональной зависимости между техническим состоянием топливной аппаратуры и температурой внешней поверхности топливного трубопровода высокого давления. Ключевые слова: термограмма, топливная аппаратура, форсунка, топливный насос высокого давления, топливный трубопровод высокого давления, моделирование.
Для математического моделирования процесса выделения теплоты в трубопроводе высокого давления топливной аппаратуры (ТА) тепловозных дизелей предложена расчетная схема топливной системы непосредственного действия с механическим приводом и нагнетательным трубопроводом (рис. 1) [1].
На первом этапе исследования моделирование процесса выделения теплоты осуществлялось расчетом процесса впрыска с определением характера изменения давления топлива за цикл при различном техническом состоянии ТА (ТНВД, форсунка).
Изменение условия протекания процесса подачи во входном и выходном сечениях нагнетательного клапана и иглы форсунки, а также закрытия и открытия плунжером всасывающих и отсечных окон втулки вызывает необходимость разделять процесс на этапы, число которых определяется конструкцией топливной системы «ТНВД —трубопровод —форсунка» и соотношением размеров между ее элементами.
За исходное уравнение для расчета баланса расхода топлива принято выражение [2]:
йр=-Ч
ру
■ гн+к (^гн К
і -і і і 7(у)+7(у) ]_к_^гн \іі + \2 I н Ф
21г
И гн )2
(1)
где ^ — площадь поперечного сечения плунжера,
м2;
Р — коэффициент сжимаемости топлива, м2/Н;
У — объем топливной системы высокого давления,
м3;
пгн — скорость, соответствующая геометрическому началу подачи, м/с;
]гн — ускорение начала геометрической подачи топлива;
Ї — текущее значение времени, с;
1га — геометрическая продолжительность подачи топлива, с;
Рис. 1. Расчетная схема топливной системы
]к — ускорение в конце участка геометрической подачи, м/с2;
7*у),7*у) — утечки топлива через ТНВД и форсунку
соответственно, м3/с.
При моделировании сделаны следующие допущения:
— не учитываются упругие колебания в нагнетательном топливопроводе;
— давление по всей линии высокого давления в период протекания процесса считаем одинаковым и меняющимся только во времени.
Воспользовавшись, уравнением для определения неразрывности расхода через посадочный конус иглы форсунки и через сопловые отверстия [2]:
(2)
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (127) 2014 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
89
МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (127) 2014
90
Рт
МПа
30
15
/ / / 1 ' 1 1 1
4 ✓ / / 1 1 1 1
/ / 1 1 1 1 1 1 1
/ / / 1 1 1 1
8 15 22 29 36 43 град 5 7
Ф -------►
Рис. 2. Давление топлива в топливопроводе дизеля типа ПД1М
Рис. 3. Схема топливной системы высокого давления дизеля
где |1и1:и — эффективное проходное сечение под иглой форсунки;
|1с1:с — эффективное сечение сопловых отверстий форсунки;
Рф — давление топлива в камере форсунки, Па;
Рф' — давление перед сопловыми отверстиями форсунки, Па;
рц — среднее давление в камере сгорания тепловозного дизеля во время впрыска топлива, Па; р — плотность топлива, кг/м3.
Получили основное уравнение процесса впрыска дизельного топлива:
Рф_С^Рц \+(7ну)+7фу)) (3)
где и — скорость подачи топлива, т. е. соответствующая времени 1 м/с;
ки — коэффициент, учитывающий отношение эффективного проходного сечения под иглой форсунки к эффективному сечению ее сопловых отверстий.
Пример зависимости расчетного давления топлива в топливопроводе дизеля типа ПД1М от угла ф представлен на рис. 2.
Для определения расхода топлива О через каждый элемент системы топливная система высокого давления рассмотрена как состоящая из трех узловых объектов: ТНВД, форсунки и нагнетательного трубопровода (рис. 3) [2].
В итоге получено основное уравнение расхода топлива:
о=
2(Рн _Рц)
(ткл )2 Ти2 ТїфГ
(4)
где Рн — давление топлива в надплунжерной полости ТНВД, Па;
Рц — давление газов в цилиндре дизеля, Па;
|11:кл, ^.1: , |Лф — эффективное проходное сечение нагнетательного клапана ТНВД, нагнетательного трубопровода, форсунки.
Моделирование характерных неисправностей осуществлялось заданием различных значений:
— площади поперечного сечения плунжера (1:п);
— поперечного сечения нагнетательного клапана по разгружающему пояску (1:к);
— проходного сечения под конусом иглы форсунки
— суммарной проходной площади сопловых отверстий распылителя (1:с);
— коэффициента расхода проходного сечения под конусом клапана (|1к);
— коэффициента расхода проходного сечения под конусом иглы, (|1и);
— коэффициента расхода сопловых отверстий распылителя, (|1с).
На втором этапе исследования результаты моделирования позволили ввести параметр для оценки технического состояния топливной аппаратуры тепловозных дизелей — температуру внешней поверхности топливных трубопроводов высокого давления, °С [1]:
і1”1 =і
(5)
где 1т — температура топлива в трубопроводе высокого давления (после сжатия в надплунжерном пространстве), ° С;
О т — количество передаваемого от топлива к воздуху теплоты, Вт;
0
1
1
1
р
Таблица 1
Результаты моделирования температуры внешней поверхности топливного трубопровода высокого давления
Температура окр. воздуха, °С, Температура внешней поверхности трубопровода, °С я >=іа 1 "к' >=іа 1 < ^(а 1 "к
Р *Рн 1Р
* Ли) 1р * Лна) 1р * ЛФ) *р
25 51,6 45,9 47,1 11,0 8,7
26 52,7 47,1 48,8 10,6 7,4
27 53,9 47,8 49,8 11,3 7,6
28 55,2 48,9 52,0 11,4 5,8
29 56,9 51,0 52,6 10,4 7,6
30 58,1 51,9 54,3 10,7 6,5
Примечание: 1р-*(н) — расчетное нормативное значение температуры поверхности трубопровода исправной топливной системы при ]-й температуре; 1р ^(на) — расчетное значение температуры поверхности трубопровода топливной системы при неисправном ТНВД при ]-й температуре; 1р ^(ф) — расчетное значение температуры поверхности трубопровода топливной системы при неисправной форсунке при ]-й температуре.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов моделирования и термографирования
Температура нагнетательного трубопровода дизеля ПД1М тепловоза ТЭМ-2 № 6034, 1окр = 4 °С
№ цилиндра Опыт №1 Опыт №2 Опыт №3
ТА в «норме» Неисправен ТНВД (износ плунжерной пары) Неисправна форсунка (нарушение герметичности запирающего конуса распылителя)
Эксперимен- тальное значение Расчетное значение Ошибка А, % Эксперимен- тальное значение Расчетное значение Ошибка А, % Эксперимен- тальное значение Расчетное значение Ошибка А, %
1 36,1 37,5 3,7 36,2 37,5 3,5 33,4** 32,5 2,8
2 36,5 2,7 36,5 37,5 2,7 36,5 37,5 2,7
3 36,2 3,5 31,1* 30,5 2,0 36,3 37,5 3,2
4 37,1 1,1 36,8 37,5 1,9 37,2 37,5 0,8
5 36,1 3,7 36,5 37,5 2,7 37,1 37,5 1,1
6 38,1 1,6 37,6 37,5 0,3 36,1 37,5 3,7
Примечание: * — неисправен ТНВД цилиндра № 2; ** — неисправна форсунка цилиндра № 1.
Рис. 4. Нагнетательные трубопроводы 1-3-го цилиндров дизеля тепловоза ТЭМ-2 № 6034 (неисправен ТНВД 3-го цилиндра): а) — термограмма; б) — фотография
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (127) 2014 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (127) 2014
— термическое сопротивление стенки, м2,К/Вт; Б — площадь внешней поверхности топливного трубопровода, м2.
Для автоматизации и повышения оперативности выполняемых расчетов разработана программа на языке программирования Бе1рЫ 7,
В итоге получены значения температуры на внешней поверхности топливных трубопроводов высокого давления в зависимости от технического состояния ТА и температуры окружающего воздуха (от 0 °С до 30 °С) и ряд критических значений 1ВТПТ), при которых дальнейшая эксплуатация дизеля приводит к ухудшению его мощностных, экономических и экологических характеристик,
Часть результатов моделирования представлена в табл, 1,
В результате обработки результатов моделирования в качестве критических значений отклонения температуры трубопровода топливной системы с неисправной форсункой приняты —5 %, с неисправным ТНВД — 10 %,
Для проверки достоверности результатов моделирования выполнен ряд экспериментов с использованием портативного тепловизора ИРТИС-2000 в ремонтном локомотивном депо Московка Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава, Сопоставление результатов обработки термограмм (рис, 4) и результатов теоретических исследований подтверждает достаточную точность разработанной математической модели [1], Расхождение опытных и теоретических данных не превышает 4 % (табл, 2),
Основные выводы по работе.
1, В результате моделирования процесса выделения теплоты в трубопроводе высокого давления топливной аппаратуры тепловозных дизелей установлена зависимость температуры внешней поверхности топливных трубопроводов высокого давления от технического состояния топливной аппаратуры (ТНВД, форсунка) и температуры окружающего воздуха,
2, Предложен диагностический параметр для контроля технического состояния ТА тепловозных дизелей — температура внешней поверхности топливных трубопроводов высокого давления,
3, Определен ряд граничных значений температуры внешней поверхности топливных трубопроводов высокого давления, при которых дальнейшая эксплуатация дизеля приводит к ухудшению его технических характеристик, к возможному отказу в пути следования и к необходимому неплановому ремонту,
Библиографический список
1, Балагин, Д, В, Совершенствование технологии контроля технического состояния топливной аппаратуры тепловозных дизелей : дис, ... канд, техн, наук / Д, В, Балагин ; ОмГУПС, — Омск, 2013, — 132 с,
2, Блинов, П, Н, Совершенствование технического обслуживания и ремонта топливной аппаратуры тепловозных дизелей : дис, ... канд, техн, наук / П, Н, Блинов ; ОмИИТ, — Омск, 1986, — 178 с,
БАЛАГИН Олег Владимирович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Локомотивы», директор института повышения квалификации и переподготовки,
Адрес для переписки: ba1aginov@mai1,ru БАЛАГИН Дмитрий Владимирович, кандидат технических наук, преподаватель кафедры «Локомотивы», заместитель декана факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации,
Адрес для переписки: Ьа1адт@таП,ги ЯКУШИН Роман Юрьевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Локомотивы»,
Адрес для переписки: уаки8Ып@таП, ги
Статья поступила в редакцию 23.10.2013 г.
© О. В. Балагин, Д. В. Балагин, Р. Ю. Якушин
Книжная полка
Алмазная заточка твердосплавных инструментов : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие для вузов по направлению подгот. дипломир. специалистов «Конструкторско-техническое обеспечение машиностроительных производств» / А. Ю. Попов [и др.] ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. - 1 о=эл. опт. диск (СБ-КОМ).
В учебном пособии приведен достаточно полный и систематизированный материал по алмазной заточке твердосплавных инструментов, дополненный необходимыми справочными данными, Даны общие рекомендации по выбору режимов обработки и характеристик алмазных кругов, Материал, представленный в пособии, может быть использован при курсовом и дипломном проектировании, Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 151001 «Технология машиностроения» и 151002 «Металлообрабатывающие станки и комплексы»,
Бургонова, О. Ю. Повышение эффективности обработки конструкционных материалов фрезерованием : моногр. / О. Ю. Бургонова, В. С. Кушнер ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. -139 с. - ISBN 978-5-8149-1640-2.
В монографии приведены результаты теоретического и экспериментального исследования процессов фрезерования плоскостей и уступов торцевыми, концевыми и дисковыми фрезами, Предложены методы расчета физических характеристик процессов фрезерования (температур и сил фрезерования), Рассмотрен метод повышения производительности операций фрезерования с учетом технологических требований к точности, шероховатости обрабатываемой поверхности, износостойкости режущего инструмента и других на основе моделирования процессов фрезерования, Предназначена для научных работников и инженеров-технологов, а также студентов технических университетов,