Научная статья на тему 'Моделирование процесса выделения теплоты в трубопроводе высокого давления топливной аппаратуры тепловозных дизелей'

Моделирование процесса выделения теплоты в трубопроводе высокого давления топливной аппаратуры тепловозных дизелей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
178
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМОГРАММА / ТОПЛИВНАЯ АППАРАТУРА / ФОРСУНКА / ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ / ТОПЛИВНЫЙ ТРУБОПРОВОД ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / HEAT PATTERN / FUEL EQUIPMENT / FUEL INJECTORS / FUEL PUMP OF A HIGH PRESSURE / PIPELINE OF A HIGH PRESSURE / MODELING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Балагин Олег Владимирович, Балагин Дмитрий Владимирович, Якушин Роман Юрьевич

Статья посвящена моделированию процесса выделения теплоты в трубопроводе высокого давления топливной аппаратуры тепловозных дизелей и установлению функциональной зависимости между техническим состоянием топливной аппаратуры и температурой внешней поверхности топливного трубопровода высокого давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Балагин Олег Владимирович, Балагин Дмитрий Владимирович, Якушин Роман Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling process of heat allocations in high pressure pipeline of diesel engines fuel equipment

The article is devoted to modeling process of heat allocations in the pipeline of a high pressure diesel engines fuel equipment and to establishment of functional dependence between technical condition of fuel equipment and temperature of the external surface of high pressure fuel pipeline.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса выделения теплоты в трубопроводе высокого давления топливной аппаратуры тепловозных дизелей»

УДК 621.436:629.424.3 О. В. БАЛАГИН

Д. В. БАЛАГИН Р. Ю. ЯКУШИН

Омский государственный университет путей сообщения

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕПЛОТЫ В ТРУБОПРОВОДЕ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ТЕПЛОВОЗНЫХ ДИЗЕЛЕЙ________________________

Статья посвящена моделированию процесса выделения теплоты в трубопроводе высокого давления топливной аппаратуры тепловозных дизелей и установлению функциональной зависимости между техническим состоянием топливной аппаратуры и температурой внешней поверхности топливного трубопровода высокого давления. Ключевые слова: термограмма, топливная аппаратура, форсунка, топливный насос высокого давления, топливный трубопровод высокого давления, моделирование.

Для математического моделирования процесса выделения теплоты в трубопроводе высокого давления топливной аппаратуры (ТА) тепловозных дизелей предложена расчетная схема топливной системы непосредственного действия с механическим приводом и нагнетательным трубопроводом (рис. 1) [1].

На первом этапе исследования моделирование процесса выделения теплоты осуществлялось расчетом процесса впрыска с определением характера изменения давления топлива за цикл при различном техническом состоянии ТА (ТНВД, форсунка).

Изменение условия протекания процесса подачи во входном и выходном сечениях нагнетательного клапана и иглы форсунки, а также закрытия и открытия плунжером всасывающих и отсечных окон втулки вызывает необходимость разделять процесс на этапы, число которых определяется конструкцией топливной системы «ТНВД —трубопровод —форсунка» и соотношением размеров между ее элементами.

За исходное уравнение для расчета баланса расхода топлива принято выражение [2]:

йр=-Ч

ру

■ гн+к (^гн К

і -і і і 7(у)+7(у) ]_к_^гн \іі + \2 I н Ф

21г

И гн )2

(1)

где ^ — площадь поперечного сечения плунжера,

м2;

Р — коэффициент сжимаемости топлива, м2/Н;

У — объем топливной системы высокого давления,

м3;

пгн — скорость, соответствующая геометрическому началу подачи, м/с;

]гн — ускорение начала геометрической подачи топлива;

Ї — текущее значение времени, с;

1га — геометрическая продолжительность подачи топлива, с;

Рис. 1. Расчетная схема топливной системы

]к — ускорение в конце участка геометрической подачи, м/с2;

7*у),7*у) — утечки топлива через ТНВД и форсунку

соответственно, м3/с.

При моделировании сделаны следующие допущения:

— не учитываются упругие колебания в нагнетательном топливопроводе;

— давление по всей линии высокого давления в период протекания процесса считаем одинаковым и меняющимся только во времени.

Воспользовавшись, уравнением для определения неразрывности расхода через посадочный конус иглы форсунки и через сопловые отверстия [2]:

(2)

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (127) 2014 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

89

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (127) 2014

90

Рт

МПа

30

15

/ / / 1 ' 1 1 1

4 ✓ / / 1 1 1 1

/ / 1 1 1 1 1 1 1

/ / / 1 1 1 1

8 15 22 29 36 43 град 5 7

Ф -------►

Рис. 2. Давление топлива в топливопроводе дизеля типа ПД1М

Рис. 3. Схема топливной системы высокого давления дизеля

где |1и1:и — эффективное проходное сечение под иглой форсунки;

|1с1:с — эффективное сечение сопловых отверстий форсунки;

Рф — давление топлива в камере форсунки, Па;

Рф' — давление перед сопловыми отверстиями форсунки, Па;

рц — среднее давление в камере сгорания тепловозного дизеля во время впрыска топлива, Па; р — плотность топлива, кг/м3.

Получили основное уравнение процесса впрыска дизельного топлива:

Рф_С^Рц \+(7ну)+7фу)) (3)

где и — скорость подачи топлива, т. е. соответствующая времени 1 м/с;

ки — коэффициент, учитывающий отношение эффективного проходного сечения под иглой форсунки к эффективному сечению ее сопловых отверстий.

Пример зависимости расчетного давления топлива в топливопроводе дизеля типа ПД1М от угла ф представлен на рис. 2.

Для определения расхода топлива О через каждый элемент системы топливная система высокого давления рассмотрена как состоящая из трех узловых объектов: ТНВД, форсунки и нагнетательного трубопровода (рис. 3) [2].

В итоге получено основное уравнение расхода топлива:

о=

2(Рн _Рц)

(ткл )2 Ти2 ТїфГ

(4)

где Рн — давление топлива в надплунжерной полости ТНВД, Па;

Рц — давление газов в цилиндре дизеля, Па;

|11:кл, ^.1: , |Лф — эффективное проходное сечение нагнетательного клапана ТНВД, нагнетательного трубопровода, форсунки.

Моделирование характерных неисправностей осуществлялось заданием различных значений:

— площади поперечного сечения плунжера (1:п);

— поперечного сечения нагнетательного клапана по разгружающему пояску (1:к);

— проходного сечения под конусом иглы форсунки

— суммарной проходной площади сопловых отверстий распылителя (1:с);

— коэффициента расхода проходного сечения под конусом клапана (|1к);

— коэффициента расхода проходного сечения под конусом иглы, (|1и);

— коэффициента расхода сопловых отверстий распылителя, (|1с).

На втором этапе исследования результаты моделирования позволили ввести параметр для оценки технического состояния топливной аппаратуры тепловозных дизелей — температуру внешней поверхности топливных трубопроводов высокого давления, °С [1]:

і1”1 =і

(5)

где 1т — температура топлива в трубопроводе высокого давления (после сжатия в надплунжерном пространстве), ° С;

О т — количество передаваемого от топлива к воздуху теплоты, Вт;

0

1

1

1

р

Таблица 1

Результаты моделирования температуры внешней поверхности топливного трубопровода высокого давления

Температура окр. воздуха, °С, Температура внешней поверхности трубопровода, °С я >=іа 1 "к' >=іа 1 < ^(а 1 "к

Р *Рн 1Р

* Ли) 1р * Лна) 1р * ЛФ) *р

25 51,6 45,9 47,1 11,0 8,7

26 52,7 47,1 48,8 10,6 7,4

27 53,9 47,8 49,8 11,3 7,6

28 55,2 48,9 52,0 11,4 5,8

29 56,9 51,0 52,6 10,4 7,6

30 58,1 51,9 54,3 10,7 6,5

Примечание: 1р-*(н) — расчетное нормативное значение температуры поверхности трубопровода исправной топливной системы при ]-й температуре; 1р ^(на) — расчетное значение температуры поверхности трубопровода топливной системы при неисправном ТНВД при ]-й температуре; 1р ^(ф) — расчетное значение температуры поверхности трубопровода топливной системы при неисправной форсунке при ]-й температуре.

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов моделирования и термографирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Температура нагнетательного трубопровода дизеля ПД1М тепловоза ТЭМ-2 № 6034, 1окр = 4 °С

№ цилиндра Опыт №1 Опыт №2 Опыт №3

ТА в «норме» Неисправен ТНВД (износ плунжерной пары) Неисправна форсунка (нарушение герметичности запирающего конуса распылителя)

Эксперимен- тальное значение Расчетное значение Ошибка А, % Эксперимен- тальное значение Расчетное значение Ошибка А, % Эксперимен- тальное значение Расчетное значение Ошибка А, %

1 36,1 37,5 3,7 36,2 37,5 3,5 33,4** 32,5 2,8

2 36,5 2,7 36,5 37,5 2,7 36,5 37,5 2,7

3 36,2 3,5 31,1* 30,5 2,0 36,3 37,5 3,2

4 37,1 1,1 36,8 37,5 1,9 37,2 37,5 0,8

5 36,1 3,7 36,5 37,5 2,7 37,1 37,5 1,1

6 38,1 1,6 37,6 37,5 0,3 36,1 37,5 3,7

Примечание: * — неисправен ТНВД цилиндра № 2; ** — неисправна форсунка цилиндра № 1.

Рис. 4. Нагнетательные трубопроводы 1-3-го цилиндров дизеля тепловоза ТЭМ-2 № 6034 (неисправен ТНВД 3-го цилиндра): а) — термограмма; б) — фотография

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (127) 2014 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (127) 2014

— термическое сопротивление стенки, м2,К/Вт; Б — площадь внешней поверхности топливного трубопровода, м2.

Для автоматизации и повышения оперативности выполняемых расчетов разработана программа на языке программирования Бе1рЫ 7,

В итоге получены значения температуры на внешней поверхности топливных трубопроводов высокого давления в зависимости от технического состояния ТА и температуры окружающего воздуха (от 0 °С до 30 °С) и ряд критических значений 1ВТПТ), при которых дальнейшая эксплуатация дизеля приводит к ухудшению его мощностных, экономических и экологических характеристик,

Часть результатов моделирования представлена в табл, 1,

В результате обработки результатов моделирования в качестве критических значений отклонения температуры трубопровода топливной системы с неисправной форсункой приняты —5 %, с неисправным ТНВД — 10 %,

Для проверки достоверности результатов моделирования выполнен ряд экспериментов с использованием портативного тепловизора ИРТИС-2000 в ремонтном локомотивном депо Московка Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава, Сопоставление результатов обработки термограмм (рис, 4) и результатов теоретических исследований подтверждает достаточную точность разработанной математической модели [1], Расхождение опытных и теоретических данных не превышает 4 % (табл, 2),

Основные выводы по работе.

1, В результате моделирования процесса выделения теплоты в трубопроводе высокого давления топливной аппаратуры тепловозных дизелей установлена зависимость температуры внешней поверхности топливных трубопроводов высокого давления от технического состояния топливной аппаратуры (ТНВД, форсунка) и температуры окружающего воздуха,

2, Предложен диагностический параметр для контроля технического состояния ТА тепловозных дизелей — температура внешней поверхности топливных трубопроводов высокого давления,

3, Определен ряд граничных значений температуры внешней поверхности топливных трубопроводов высокого давления, при которых дальнейшая эксплуатация дизеля приводит к ухудшению его технических характеристик, к возможному отказу в пути следования и к необходимому неплановому ремонту,

Библиографический список

1, Балагин, Д, В, Совершенствование технологии контроля технического состояния топливной аппаратуры тепловозных дизелей : дис, ... канд, техн, наук / Д, В, Балагин ; ОмГУПС, — Омск, 2013, — 132 с,

2, Блинов, П, Н, Совершенствование технического обслуживания и ремонта топливной аппаратуры тепловозных дизелей : дис, ... канд, техн, наук / П, Н, Блинов ; ОмИИТ, — Омск, 1986, — 178 с,

БАЛАГИН Олег Владимирович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Локомотивы», директор института повышения квалификации и переподготовки,

Адрес для переписки: ba1aginov@mai1,ru БАЛАГИН Дмитрий Владимирович, кандидат технических наук, преподаватель кафедры «Локомотивы», заместитель декана факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации,

Адрес для переписки: Ьа1адт@таП,ги ЯКУШИН Роман Юрьевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Локомотивы»,

Адрес для переписки: уаки8Ып@таП, ги

Статья поступила в редакцию 23.10.2013 г.

© О. В. Балагин, Д. В. Балагин, Р. Ю. Якушин

Книжная полка

Алмазная заточка твердосплавных инструментов : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие для вузов по направлению подгот. дипломир. специалистов «Конструкторско-техническое обеспечение машиностроительных производств» / А. Ю. Попов [и др.] ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. - 1 о=эл. опт. диск (СБ-КОМ).

В учебном пособии приведен достаточно полный и систематизированный материал по алмазной заточке твердосплавных инструментов, дополненный необходимыми справочными данными, Даны общие рекомендации по выбору режимов обработки и характеристик алмазных кругов, Материал, представленный в пособии, может быть использован при курсовом и дипломном проектировании, Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 151001 «Технология машиностроения» и 151002 «Металлообрабатывающие станки и комплексы»,

Бургонова, О. Ю. Повышение эффективности обработки конструкционных материалов фрезерованием : моногр. / О. Ю. Бургонова, В. С. Кушнер ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. -139 с. - ISBN 978-5-8149-1640-2.

В монографии приведены результаты теоретического и экспериментального исследования процессов фрезерования плоскостей и уступов торцевыми, концевыми и дисковыми фрезами, Предложены методы расчета физических характеристик процессов фрезерования (температур и сил фрезерования), Рассмотрен метод повышения производительности операций фрезерования с учетом технологических требований к точности, шероховатости обрабатываемой поверхности, износостойкости режущего инструмента и других на основе моделирования процессов фрезерования, Предназначена для научных работников и инженеров-технологов, а также студентов технических университетов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.