Научная статья на тему 'Моделирование процесса развития творческой активности школьников в детской общественной организации'

Моделирование процесса развития творческой активности школьников в детской общественной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарь М. А.

В современных условиях одной из основных задач, стоящих перед школой является воспитание школьников, способных на самосовершенствование под воздействием различных внешних факторов с учетом природных задатков и ценностных ориентаций. В статье рассматривается вопрос моделирования развития творческой активности школьников в детской общественной организации, раскрыта и охарактеризована сущность основополагающих компонентов разработанной автором модели. Автором представлены методологические подходы к моделированию процесса развития творческой активности школьников в детской общественной организации, его этапы и педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса развития творческой активности школьников в детской общественной организации»

УДК 371

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2016 М. А. Бондарь

учитель математики, ст. вожатаяМБОУ «Гимназия №5», г. Белгород,

аспирант кафедры педагогики e-mail: 12bondare@mail. ru

НИУ «БелГУ»

В современных условиях одной из основных задач, стоящих перед школой является воспитание школьников, способных на самосовершенствование под воздействием различных внешних факторов с учетом природных задатков и ценностных ориентаций. В статье рассматривается вопрос моделирования развития творческой активности школьников в детской общественной организации, раскрыта и охарактеризована сущность основополагающих компонентов разработанной автором модели. Автором представлены методологические подходы к моделированию процесса развития творческой активности школьников в детской общественной организации, его этапы и педагогические условия.

Ключевые слова: моделирование, творческая активность, внеучебная деятельность, детская общественная организация, школьник.

В условиях становления системы среднего образования усиливается внимание к феномену «творчество». Творческое развитие личности в рамках образовательной гуманистической тенденции рассматривается как одна из основных задач, нашедших отражение в государственной программе РФ «Развитие образования» на 20132020 годы. Проблема развития творческой активности школьников является актуальной, ибо их большинство не мотивировано на проявление творчества во внеучебной деятельности, творчески не активно, не раскрывает свои способности и творческий потенциал, что впоследствии приведет обучающихся к трудности в творческой самореализации их личности.

Нами установлено, что изучением проблемы творческой активности занимались многие психологи, педагоги: Ф.Я. Байков, Л.С. Беляева, Н.А. Бердяев, Д.Б. Богоявленской, М.И. Бойцов, И.П. Волков, А.И. Денисов, Л.С. Выготский, Н.А. Ковина, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, Я.И. Пономарев, М.Н. Скаткин, О.К. Тихомиров, А. В. Хуторской, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и другие.

Творческая активность - особый вид деятельности, отличающийся интенсификацией характеристик (мотивации, целенаправленности, эмоциональности, осознанности, владения способами и приемами действий), а также присутствием таких свойств? как ситуативность и инициативность [Хуторской 2001].

В исследованиях учёных (Д.Б. Богоявленской, Н.А. Бердяева, И.П. Волкова, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, А.М. Матюшкина, О.К. Тихомирова и др.) сущность и содержание развития творческой активности рассматривались в разнообразных проявлениях творческой деятельности.

Наряду с этим творческую активность как интегративную черту личности Н.Е. Воробьёв определяет совокупностью мотивационного (стремление к творческой деятельности) и операционного (умение осуществлять творческую деятельность самостоятельно) компонентов [Воробьёв 2001].

Творческая активность представляет собой обобщающий критерий развития творческой личности, одно из главных свойств личности, в котором наиболее полно

раскрывается индивидуальное. Проявляя активность, личность воплощает свои творческие возможности, внося что-то новое, чего не требовала начальная ситуация.

Одной из наиболее развитых форм человеческой деятельности, то есть целенаправленной деятельности группы людей (конкретной личности), участвующих во взаимодействии, является творческая активность [Балабанова 1999], при этом постановки задач для творческой деятельности трактуются извне, а формулировка осмысленно поставленной цели не исключает поиск новых путей и ее модернизацию. Проявляется творческая активность в повышении общеобразовательного уровня, формировании личности ищущей, любознательной и утверждающей творческое начало во всех видах деятельности.

Таким образом, творческая активность представляет собой объединённые в группу личностные качества индивида, которые определяют внутреннюю потребность, тенденцию к результативному творческому процессу, к самовыражению относительно внешнего мира. Нами делается вывод, что творческая активность школьников - есть способность личности предельно использовать свои умения и знания при решении творческих или других задач, улучшая процесс и результат решения.

Для развития творческой активности школьников (необходимое условие всестороннего развития личности) недостаточно только активизировать их творческую деятельность, повышать уровень коммуникативных знаний и умений, необходимо обеспечить способность школьников самостоятельно находить «зоны поиска», переносить знания, умения и навыки из одной области в другую [Безрукова 2000].

Вместе с тем анализ проведенных научных работ показывает, что еще не было специального исследования проблем развития творческой активности школьников в детской общественной организации. На наш взгляд, именно такая организация в большой степени может способствовать развитию творческой активности школьников.

Работы ученых-педагогов (А.В. Волохов, Л.В. Алиева, А.Г. Кирпичник, Е.В. Титова, В.А. Луков, И.Н. Никитин, Р.А. Литвак, О.С. Коршунова и другие) также свидетельствуют о том, что детские общественные организации располагают значительным потенциалом в плане развития творческой активности школьников; ориентированы на разностороннее раскрытие индивидуальных способностей, развитие желания активно участвовать в учебной и внеучебной деятельности, обогащение их личного опыта, на организацию условий для общения школьников и сотрудничество друг с другом в разновозрастном коллективе, ибо в среднем школьном возрасте подростка основную роль играет общение со сверстниками (А. Зимняя, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин). По нашему мнению, детская общественная организация способствует становлению взаимодействия между педагогом и школьниками, которое ведёт к проявлению личностной позиции, самостоятельности и активности школьников, осмысленному стремлению оценивать возможности своего «Я».

Цель нашего исследования состояла в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке модели развития творческой активности школьников в детской общественной организации.

В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах учёных, таких как В.А. Штофф, И.Т. Фролов, Т.П. Вишнякова, Е.В. Романов, А.И. Уемов, В.Г. Афанасьев, В.А. Веников, Б.А. Глинский, И.Б. Новик и др. Основным понятием данного метода является понятие «модель». Модель - это обобщённый абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отображает и репрезентирует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представлен в требуемой наглядной форме и способен давать знание об объекте исследования [Романов 2000, 2001].

Исследование вопроса развития творческой активности школьников в детской общественной организации предусматривает применение метода конструирования модели, воспроизводящей предполагаемую систему, при этом необходимо создать не просто модель, а модель, с помощью которой выявляются условия, влияющие на развитие творческой активности школьников в детской общественной организации.

Мы пришли к выводу, что целям нашего исследования отвечает структурно-функциональная модель, имитирующая структурную внутреннюю организацию оригинала и базирующаяся на выборе методологических ориентиров, которые позволяют раскрыть сущность исследуемого явления (процесса развития творческой активности школьников в детской общественной организации). Построение структурно-функциональной модели развития творческой активности школьников в детской общественной организации необходимо начинать с выявления структуры изучаемого объекта, то есть с выделения его компонентов и с установления связей между ними. Целостность нашей структурно-функциональной модели обеспечивается единством взаимосвязанных структурных компонентов, таких как цель, содержание, результат, и функциональных компонентов, таких как педагогические условия, подходы, принципы, критерии, уровни, методы и средства развития творческой активности школьников. Структурные компоненты предлагаемой модели выявляют внутреннюю организацию процесса развития творческой активности школьников в детской общественной организации и определяют взаимодействие между элементами данного процесса. Функциональные компоненты обеспечивают способы организации работы предлагаемой модели.

Предлагаемая структурно-функциональная модель, представленная на схеме ниже, построена по блочному принципу и включает целевой, методологический, структурный, содержательный, технологический, результативный блоки, которые находятся между собой во взаимозависимости и взаимосвязи.

Целевой блок модели ориентирован на развитие творческой активности школьников в детской общественной организации. Достижению поставленной цели способствует реализация следующих задач: формирование социально-творческих умений в учебной и внеучебной деятельности; формирование мотивов социально-творческой деятельности и создание условий для творческой активности школьников, раскрытия их творческих потенциалов.

Методологический блок представленной модели включает в себя совокупность положений личностно-деятельностного, коммуникативного, культурологического и синергетического подходов, определяющих развитие творческой активности школьников в детской общественной организации. Кратко охарактеризуем их.

Личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.) обеспечивает включение школьников в активную творческую деятельность, осознание себя субъектом в различных видах деятельности и способствует выстраиванию индивидуальной линии развития личностных качеств школьников.

Культурологический подход (А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган и др.) позволяет рассматривать детскую общественную организацию как культуросообразную среду, в которой школьник как субъект жизни, способен к культурному саморазвитию и самоизменению через культурные события, свободно проявляет свою индивидуальность в условиях современного общества. Данный подход позволяет развить индивидуальные познавательные способности школьников, максимально использовать их индивидуальный опыт в соответствии с социальным культурным опытом.

Синергетический подход (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, В.Г. Виненко и др.) в развитии творческой активности школьников в детской общественной организации состоит в нацеливании школьников на максимальное раскрытие своих творческих способностей, инициативы, самостоятельности, успеха, побуждения интереса к открытию себя, окружающего мира, постоянному поиску собственного пути развития на адекватное и гибкое поведение.

Коммуникативный подход (И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, В.Г. Костомаров, и др.) позволяет наглядно изобразить схему педагогического взаимодействия в детской общественной организации, предполагает овладение различными речевыми функциями в установлении связей между педагогом и школьниками. Роль педагога в детской общественной организации - научить, усиливая желание больше узнать, докопаться до истины, помочь, подбодрить, быть другом и советчиком, что способствует раскрепощению личности, приобретению уверенности в себе, желанию поиска истины.

Структурно-функциональная модель развития творческой активности школьников в детской общественной _организации_

Целевой блок

Цель: развитие творческой активности школьников в детской общественной организации

Задачи:

формирование социально-творческих умений в учебной и во внеурочной сферах

формирование мотивов

социально-творческой

деятельности

О

создание условий для творческой активности школьников, раскрытия их творческих потенциалов

Методологический блок

Подходы

личностно-деятельностный коммуникативный культурологический синергетический

Принципы диалога; полисубъектного взаимодействия; творчества; продуктивности; системности и целостности; разновозрастности

Структурный блок

потребностно-ценностный компонент содержательно-смысловой компонент созидательно-творческий компонент

Содержательный блок

для вожатых детских общественных организаций для школьников детских общественных организаций

— программа ДОО «Дети XXI века» — методические рекомендации — цикл развивающих занятий «Я - лидер», — тренинги «Я среди своих», — дискуссионный клуб «Пятёрочка»

л

£

Технологический блок

Этапы развития творческой активности школьников в детской общественной организации

подготовительный

творческий

рефлексивный

Педагогические условия

субъектно-целеполагающие

деятельностно-формирующие

методико-технологические

Результативный блок

Критерии развития творческой активности школьников

мотивационно-познавательный

потребностно-смысловой

действенно-волевой

Показатели развития творческой активности школьников

устойчивость мотивов к разным видам творческой деятельности познавательный интерес стремление к успеху и достижениям

коммуникабельность

креативность

инициативность

толерантность эмоциональная устойчивость творческий потенциал

Уровни развития творческой активности школьников

высокий

средний

Результат: повышение уровня творческой активности школьников посредством включения их в детские _общественные организации_

Рассмотренные подходы не уменьшают роли других методов, но создают специфический набор, нужный для моделирования процесса развития творческой активности школьников в детской общественной организации.

Реализация представленной модели осуществлялась и строилась с учетом следующих принципов:

- принцип диалога - обеспечивает соответствие развития творческой активности школьников в детской общественной организации общечеловеческим ценностям культуры, взаимодействующим с ценностями и нормами конкретных национальных и региональных культур, с носителями других субкультур, не противоречащих общечеловеческим и современным культурным тенденциям общества;

- принцип полисубъектного взаимодействия - воплощает идею «развивающего взаимодействия», предложенную В.А. Сластёниным [Сластенин 2002], применительно к субъект-субъектным отношениям;

- принцип творчества (креативности) - определяет приобретение школьниками собственного опыта творческой деятельности через креативное начало;

- принцип продуктивности, аргументированный Н.Б. Крыловой, - выявляет способность обеспечивать творческую активность школьников и направлен на получение практического реального продукта творческой работы школьников;

- принцип системности и целостности - предполагает, что все элементы логически взаимосвязаны и соотнесены между собой, выпадение одного из компонентов приводит к разрушению системы и нарушению её целостности.

- принцип разновозрастности состава школьников детской общественной организации - позволяет организации существовать неограниченное время.

Предложенные принципы выявляют особенности развития творческой активности школьников в детской общественной организации.

Структурный блок модели включает взаимосвязанные компоненты творческой активности школьников в детской общественной организации, и развитие одного из них влияет на всю систему: потребностно-ценностный (постижение общечеловеческих ценностей, стремление к творческой деятельности, устойчивость познавательных интересов и их согласование с личными ценностями), содержательно-смысловой (практическое самостоятельное стремление к результативному овладению определёнными видами творческой деятельности, опредмеченными в работе детской общественной организации; интеграция разных видов деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной); знания о вербальных и невербальных средствах, приемах, правилах общения в различных группах школьников) и созидательно-творческий (поиск путей реализации своей творческой деятельности; мобилизация воли на достижение цели с последующим повышением самооценки, осмысление важности овладения социальным опытом и стремление к творческому самовыражению).

Содержательный блок модели представлен методическим обеспечением процесса развития творческой активности школьников в детской общественной организации, включающим разработанные нами тренинги «Я среди своих», развивающие занятия «Я - лидер», ряд дискуссий в рамках дискуссионного клуба «Пятёрочка» и пр. Важным элементом процесса развития творческой активности школьников в детской общественной организации являются формы и методы, применяемые комплексно с учётом индивидуальных и возрастных особенностей школьников детской общественной организации, группируемые по основным целям творческой деятельности: организационные (встречи, заседания); развивающие (создание проблемных ситуаций, творческие проекты); дидактические (познавательные беседы,

дискуссии, тренинги, организация сюжетно-ролевых игр); воспитательные (праздники, конкурсы).

В технологическом блоке модели представлены этапы развития творческой активности школьников в детской общественной организации: подготовительный, творческий и рефлексивный.

На первом, подготовительном, этапе происходит создание благоприятных условий для развития творческой активности через учебные и творческие ситуации, связанные с осознанием собственной потребности в ориентировании на творческую активность. Педагог поддерживает формирование положительного отношения школьников к творческой деятельности, направляет на творческое усвоение и применение знаний, развивает интерес к творческим проектам. На данном этапе осуществляется диагностика степени развития творческой активности школьников и устанавливается исходный уровень ее сформированности, конструируется и создается гибкое и открытое культуросообразное пространство детской общественной организации.

На втором, творческом, этапе происходит организация деятельности всех субъектов культуросообразного пространства детской общественной организации для развития творческой активности школьников, использование знаний из области решения творческих задач; создание педагогических условий путём отбора и использования наилучшего сочетания методов, средств и организационных форм. Педагог акцентирует внимание школьников на способах решения творческих задач. На данном этапе осуществляется поэтапное развитие творческой активности школьников с учетом уровней их сформированности.

Особенностью третьего, рефлексивного, этапа является оценка результатов развития творческой активности школьников, распределение их по уровням посредством учета степени проявления показателей сформированности творческой активности школьников в детской общественной организации.

Стержневым элементом теоретической модели являются педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности школьников в детской общественной организации: субъектно-целеполагающие, деятельностно-формирующие и методико-технологические.

Результативный компонент модели позволяет определить критерии, показатели и уровни развития творческой активности школьников в детской общественной организации. Наиболее значимыми критериями и показателями в исследовании являются: мотивационно-познавательный (устойчивость мотивов к разным видам творческой деятельности, познавательный интерес, стремление к успеху и достижениям); потребностно-смысловой (коммуникабельность, креативность, инициативность); действенно-волевой (толерантность, эмоциональная устойчивость, творческий потенциал). Уровни определяются как высокий, средний, низкий.

Предполагаемый результат моделируемого процесса - повышение уровня творческой активности школьников посредством их включения в детские общественные организации.

В ходе апробации модели, которая проводилась на базе МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода было выявлено, что в экспериментальной группе на 20,9 % возросло количество школьников с высоким уровнем творческой активности, на 7,0 % - со средним уровнем, на 27,9 % уменьшилось количество школьников с низким уровнем творческой активности. Увеличение результатов в экспериментальной группе и относительная устойчивость результатов в контрольной группе свидетельствуют об эффективности проделанной нами работы.

Таким образом, опираясь на полученные данные, мы делаем вывод о том, что реализация модели, представленной в исследовании, обеспечит значительное

повышение уровня творческой активности школьников посредством их включения в детские общественные организации.

Библиографический список

Балабанова Т.Н. Развитие творческой активности личности в условиях высшего образования: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Курск, 1999. 22 с.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), Екатеринбург: 2000. 774 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воробьёв Н.Е., Мизюрова Э.Ю. Развитие творческой активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Волгоград: Перемена, 2001. 184 с.

Романов Е.В. Моделирование образовательных процессов в научно-творческой деятельности студентов // Образование и наука. 2000. №4(6). С.78-83.

Романов Е. В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства. Магнитогорск: МаГУ, 2001.

Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Академия, 2002. 576 с.

Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов. СПб, 2001. 544с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.