УДК 378.14
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ПРИНЦИПЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
© Ирина Борисовна ИГНАТОВА
Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, ректор, академик Петровской Академии наук и искусств, заслуженный работник высшей школы РФ, e-mail: rector@bgiik.ru © Евгения Александровна ПОКРОВСКАЯ Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Российская Федерация, методист Регионального учебно-методического центра по художественному образованию, ассистент кафедры искусства народного пения, e-mail: karolina-25@mail.ru
Рассматривается вопрос модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры на основе дуального обучения, отражены некоторые аспекты, особенности и принципы данной системы обучения. Освещены некоторые вопросы моделирования процесса профессиональной подготовки студентов на принципе дуальной системы обучения, представленной в виде динамической мо-дульно-кластерной структуры организации всего образовательного процесса (учебно-воспитательный кластер, научно-исследовательский кластер, научно-творческий кластер, исполнительско(производст-венно)-практический кластер), выделены основные преимущества дуальной системы обучения, представлены ее участники, отмечены основные блоки, вошедшие в структуру учебного плана. Отражена актуальная проблема воспитания конкурентоспособных специалистов и становление профессионалов с более высоким и современным уровнем образования, т. к. именно данный вид подготовки позволяет студенту раскрыться, проявить свои знания, развить в себе креативное мышление, научиться планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов. Отмечен факт, что переход на дуальную систему образования в России поддержан Президентом РФ В.В. Путиным 14 ноября 2013 г. на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.
Ключевые слова: профессиональное образование; дуальная система обучения; моделирование процесса подготовки студентов; воспитание конкурентоспособных специалистов.
На современном этапе развития профессионального образования одной из актуальных проблем является проблема воспитания конкурентоспособных специалистов, которые не просто являются носителями определенных знаний, а умеют самостоятельно строить свою профессиональную стратегию, ставить и творчески решать проблемы и при этом использовать современные технологии. При приеме на работу работодателей интересует не столько формат «знаний» выпускников учебных заведений, сколько их готовность к осуществлению профессиональной деятельности, т. к. ликвидировать разрыв между теорией и практикой обычно приходится предприятию или учреждению, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами - вопрос первостепенный. В зависимости от кадровой политики работодатели используют различные формы профессиональной адаптации молодых специа-
листов: от применения института наставничества до разработки и реализации специальных программ обучения и адаптации. В результате, в среднем через год молодой специалист овладевает навыками работы в конкретном учреждении, организации и т. д. И тут назревает вопрос: «Не слишком ли накладно - сначала несколько лет готовить его в образовательной организации, а потом доучивать и переучивать в рамках уже профессиональной деятельности?».
Решению обозначенной проблемы может способствовать внедрение и реализация в обучающем процессе элементов и принципов дуальной технологии или дуальной формы профессионального образования.
Сам термин «дуальность», «дуальный» (от лат. йпаИъ) означает «двойственный, дву-единство». Он широко применяется в различных областях знаний. В педагогике это понятие, а также и понятие «дуальная систе-
ма» впервые были использованы в Германии в середине 1960-х гг. для обозначения новой формы профессионального образования, которая в дальнейшем получила признание и мировую известность. Сегодня дуальная система обучения является отличительной чертой педагогики Германии.
Важнейшее преимущество дуальной системы заключается в том, что она позволяет совместить в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку (в основе лежит принцип «от практики к теории»). Обучаемые одновременно с учебой осваивают избранную профессию на производстве (в учреждении), т. е. учатся сразу в двух местах, например, два дня в неделю - в образовательном учреждении, остальное время - на предприятии.
В учебных заведениях молодежь получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные. Мастера (наставники) на предприятиях помогают им приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии, которых нет ни в одной книжке. Обучаемый узнает через свой труд (особенно в серьезных производственных ситуациях) и о себе, и о других людях, и о производственных проблемах, и о самом производстве, его организации и т. п.
С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях. Обучение максимально приближенно к запросам производства. В результате обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т. к. они полностью отвечают требованиям работодателя.
По оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), Германия является одним из лидеров по уровню квалификации кадров [1, с. 3]. Профессор Словацкой высшей технической школы Г. Штегман отмечает, что заслуга именно дуальной системы образования заключается в том, что по сравнению с другими экономически развитыми странами Германия имеет сравнительно невысокий уровень безработицы среди молодежи [2]. Так,
по статистике, уровень безработицы в Германии среди молодежи до 25 лет составляет -7 %, в Греции - 45 %, в Испании - 43 %, в Словакии - 33 %, во Франции - 30 %. Таким образом, данные цифры нам ясно показывают преимущества немецкой дуальной системы обучения.
Изучение опыта образовательных систем передовых государств позволяет более критически подходить к проблемам образования и воспитания в собственной стране, дает понимание необходимости изменений в сфере профессионального образования, благоприятствует педагогическим инновациям [3, с. 147]. По мнению многих ученых и практиков, модернизация отечественного обучения сегодня просто необходима, т. к. состояние практической подготовки студентов, которое наблюдается в последние годы, совершенно не отвечает требованиям сегодняшних работодателей, и связано это именно со снижением внимания к практической подготовке студентов в учебных мастерских и на базовых предприятиях.
Хочется отметить, что программа дуального образования - это опыт, который уже был в России. Именно по ее принципу была построена система профессионально-технического образования, существовавшая в нашей стране в советский период. Но после кардинальных перемен и преобразований взаимосвязь учреждений начального профессионального образования с производствами была утрачена. Российская система образования сегодня в организационном аспекте фактически автономна от производственной сферы, для которой она готовит будущие кадры [2].
Нельзя не отметить и тот факт, что переход на дуальную систему образования в России поддержан Президентом РФ В.В. Путиным. 14 ноября 2013 г. на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Президент России выслушал ряд конкретных предложения по развитию в России «так называемого дуального образования» и заявил, что «...если дуальное образование предусматривает сочетание обучения и практической работы, то конечно это то, чем нужно заниматься... разумеется, на современной, новой основе, современными методами и на современном оборудовании». А также отме-
тил, что в ряде регионов положительный опыт реализации такой модели обучения уже есть, в частности, в Санкт-Петербурге, Калужской и Свердловской областях.
Таким образом, мы видим, что интерес к дуальной системе профессионального обучения и внедрению ее элементов в систему российского образования очевиден. Опыт внедрения модели дуального образования в Германии и других странах мира может быть с успехом применен в России сегодня. Новый закон «Об образовании в РФ» (2012 г.), а также Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 20082015 гг. дает возможность реализовывать «дуальную модель» подготовки кадров [4; 5]. В данных документах подчеркивается необходимость внедрения инновационных проектов, новых образовательных технологий и программ. И мы видим, что в России уже есть регионы с успешным опытом внедрения аналогичных моделей образования, где есть замечательные инициативы, накоплен практический опыт в этой сфере.
На протяжении долгого времени в системах среднего и высшего профессионального образования одной из проблем подготовки специалистов остается высокий уровень тео-ретизации обучения. Молодые специалисты не соответствуют квалификационным требованиям работодателей, т. к. нуждаются в длительном периоде адаптации к производственным условиям, оборудованию и принципам построения взаимоотношений в трудовом коллективе. В менее острой форме данная проблема присутствует в системе подготовки специалистов для сферы культуры и искусств, т. к. в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) предусмотрены непрерывная учебная практика (в пассивной и активной форме), а также учебно-профессиональные лабораторные занятия на базе профильных учреждений культуры и искусств и профессиональных творческих коллективов вуза [6, с. 25].
Необходимость модернизации всего образовательного процесса по всем направлениям подготовки (от СПО до ВПО и магистратуры) сегодня не вызывает сомнения, и моделирование процесса профессиональной подготовки студентов на принципе дуальной системы обучения рассматривается нами как основное требование времени.
Проблема моделирования в педагогике рассматривалась многими учеными не один раз. Тому подтверждение можно найти в работах Л.А. Беляевой, А.Ф. Зотовой, В.А. Штоффа и мн. др. [7]. Само понятие «модель» (фр. modèle, от лат. modulus - «мера, аналог, образец») можно рассматривать как систему, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе, это упрощенное представление реального устройства и протекающих в нем процессов, явлений. В зависимости от целей исследования выделяют множество моделей -функциональные, функционально-физические, модели процессов и явлений и др. Построение и исследование моделей, т. е. моделирование, облегчает изучение имеющихся в реальном устройстве или процессе свойств и закономерностей и применяется для нужд познания, созерцания, анализа и синтеза. Моделирование является обязательной частью исследований и разработок, неотъемлемой частью нашей жизни.
Моделирование процесса профессиональной подготовки студентов вузов социокультурной сферы на принципе дуальной системы обучения имеет свою специфику. Это - сочетание теоретической подготовки с практическими занятиями, которые включают в себя лабораторно-практические занятия, учебно-репетиционную и концертно-испол-нительскую деятельность, а также по некоторым направлениям подготовки проектно-творческую деятельность на базе профильных учреждений культуры и искусств.
Белгородский государственный институт искусств и культуры (ГБОУ ВО БГИИК) -один из первых институтов социокультурной сферы, который разработал свою основную профессиональную образовательную программу по дуальной форме обучения. Приведем ниже ее некоторые аспекты, особенности и принципы реализации.
Дуальная система подготовки кадров -это практико-ориентированная основная профессиональная образовательная программа среднего, высшего профессионального образования, совместно реализуемая образовательным учреждением и базовым предприятием в рамках образовательного научно-производственного кластера ГБОУ ВО БГИИК.
Сегодня термин «практико-ориентиро-ванное обучение» приобретает все большую
популярность и значительно отличается от традиционного возможностью индивидуализации обучения, гибкостью, свободой при самостоятельном изучении материала, субъектным взаимодействием педагога и студента.
«Практико-ориентированная образовательная технология» профессионального образования позволяет:
- повысить профессиональную мобильность выпускников образовательных учреждений, их конкурентоспособность на региональном рынке труда;
- решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций;
- значительно повысить практико-ориен-тированность обучения при сохранении уровня теоретической подготовки [8].
Поэтому главной целью практико-ориен-тированного обучения является формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, т. к. сегодня другие специалисты на рынке труда не востребованы.
Разработка основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по дуальной системе в ГБОУ ВО БГИИК осуществляется в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования Российской Федерации. ОПОП в дуальной системе реализуется через интегрированный учебный план, построенный на модульной основе с применением междисциплинарных связей. Совместная реализация основной профессиональной образовательной программы подразумевает, что базовое предприятие заинтересовано в подготовке специалистов, ориентированных и специализирующихся на профиле предприятия, его оборудование и технологии. Поэтому базовое предприятие активно участвует в разработке учебно-методической документации, осуществляет финансирование практических занятий по производственной практике, оснащение материально-технической базы образовательного учреждения.
В рамках внедрения модели дуального обучения в систему профессионального образования в сфере культуры и искусств следует учитывать специфику подготовки специалиста для данной отрасли, которая подразумевает высокую индивидуализацию про-
цесса обучения (большой процент индивидуальных занятий) и значительную долю практических занятий. Кроме того, «производственную» базу в зависимости от направлений подготовки, реализуемых образовательным учреждением среднего или высшего профессионального образования, могут составлять театры, музеи, филармонии, библиотеки, студии звукозаписи, дворцы и дома культуры, музыкальные школы и школы искусств, которые в большинстве своем являются бюджетными учреждениями, чьи статьи расходов строго регламентированы.
Особенность дуального обучения в вузах социокультурной сферы определяется спецификой отрасли и может быть представлена в виде динамической модульно-кластерной структуры организации всего образовательного процесса.
В рамках учебно-воспитательного кластера теоретическая информация представляется на различного вида лекциях и семинарах. В соответствии с принципами дуального обучения 20 % аудиторных занятий могут проходить на базе учреждений культуры и искусств в соответствии с направлениями подготовки. При этом федеральный компонент ФГОС не изменяется, а элементы дуального обучения реализуются в рамках регионального компонента.
Основу профессиональной подготовки специалиста для сферы культуры и искусств представляет личностно-ориентированный подход к обучению, который рассматривает обучение как создание условий для полноценного проявления, формирования и развития творческой личности студента в процессе освоения профессии. Личностно-ориентиро-ванное обучение - это совместная деятельность педагога, студента и профессионала, которая направлена на индивидуальную самореализацию студента и развитие его личностных качеств в ходе освоения профессии.
Организация учебного материала при внедрении элементов дуального обучения в профессиональную подготовку специалистов сферы культуры и искусств носит модульный характер. Главное назначение модуля -создание гибкой образовательной структуры как по содержанию, так и по организации обучения. Этот принцип обучения служит основой совершенствования работы над формированием профессиональных компе-
тенций в целом, обеспечивая: творческие потребности и интересы учащихся; различные стратегии овладения профессией; дифференциацию способов предъявления учебного материала; индивидуальные формы обучения; создание широкого диапазона стимулов для вовлечения учащихся в профессиональную деятельность; установление взаимодействия с носителями профессии посредством совместной учебно-творческой и профессиональной деятельности; моделирование профессиональной среды.
Научно-исследовательский кластер включает в себя проектную деятельность по разработке как теоретических, так и практических проектов по любым направлениям подготовки в сфере культуры и искусств. Проектная деятельность позволяет достичь дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной профессиональной деятельности. Разработка и реализация проекта предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой - предполагает необходимость интегрирования знаний и профессиональных компетенций, умений применять знания в практической деятельности, профессии [9, с. 142].
Научно-творческий кластер - это репетиционная и исполнительская деятельность, которые непосредственно связаны с направлениями подготовки в рамках сферы культуры и искусства.
Основу исполнительско-практического кластера представляют различные виды учебных и производственных практик, предусмотренных учебным планом, выполнение курсовых и дипломных проектов (дизайн-проектов, постановок и участия в ученических спектаклях и концертах, выступление в профессиональных коллективах) [6, с. 28].
Учебный план, построенный на основе принципов дуального обучения, включает в свою структуру следующие блоки:
1) теоретический блок (дисциплины федерального компонента ФГОС);
2) практический блок (специальные дисциплины, преподаваемые в пропорции 50 % учебных часов - вуз, 50 % учебных часов - профильное направлению подготовки учреждение культуры или искусства);
3) региональный компонент (спецкурсы, преподаваемые в пропорции 30 % учебных часов - вуз, 70 % учебных часов - профильное направлению подготовки учреждение культуры или искусства);
4) производственно-педагогическая практика (на базе профильного по направлению подготовки учреждения культуры или искусства).
Участниками дуальной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусств Белгородской области в научно-образовательном кластере ГБОУ ВПО БГИИК являются:
- Координационный Совет научно-образовательного кластера ГБОУ ВПО БГИИК в лице председателя Координационного Совета научно-образовательного кластера;
- Управление культуры Белгородской области в лице заместителя начальника департамента внутренней и кадровой политики области - начальника управления культуры области, заместителя председателя Координационного Совета научно-образовательного кластера;
- ГБОУ ВПО БГИИК, организатор, координатор взаимодействия в процессе реализации дуальной системы обучения в лице ректора;
- образовательные учреждения, входящие в состав научно-образовательного кластера ГБОУ ВПО БГИИК;
- учреждения-партнеры образовательных учреждений, изъявившие готовность стать базовыми в рамках реализации дуальной системы обучения.
Участники дуальной системы подготовки кадров взаимодействуют на основании Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «Об образовании в РФ», Постановления Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 г. № 85-пп (ред. от 19.05.2014 г.) «О порядке организации дуального обучения уча-
щихся и студентов» [10], а также комплекта нормативных документов, разработанных и согласованных участниками научно-образовательного кластера ГБОУ ВПО БГИИК и утвержденных Председателем Координационного Совета научно-образовательного кластера.
Конечно, невозможно окончательно оценить и выявить все плюсы и минусы дуальной модели обучения. Результат данной формы обучения покажет себя на практике через несколько лет, когда в регионах появятся первые выпускники, закончившие ссузы и вузы по дуальной системе. Но уже сегодня мы с уверенностью можем сказать, что дуальная модель обучения актуальна и жизнеспособна и может служить основой для комплексного развития любого региона. Использование элементов дуальной системы обучения в образовательном процессе вуза будет способствовать становлению профессионалов с более высоким и современным уровнем образования, т. к. именно данный вид подготовки позволяет студенту раскрыться, проявить свои знания, развить в себе креативное мышление, научиться планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов. Моделирование процесса профессиональной подготовки студентов на принципе дуальной системы обучения дает возможность применять инновационные методы в обучении, что на сегодняшний день является приоритетным с точки зрения модернизации современного образования.
1. Внедрение дуальной системы обучения: сборник материалов по проекту (ч. 1). Астана, 2013.
2. Романов С.П. Развитие дуальной системы инженерно-педагогического образования в высшем учебном заведении: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2008.
3. Тешев В.А. Сравнительный анализ содержания дуальной формы образования в Германии и России // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. № 1.
4. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 гг. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_104672/?frame=1 (дата обращения: 15.09.2015).
5. Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 03.02.2014 г.).
URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 15.09.2015).
6. Игнатова И.Б., Гричаникова И.А. Дуальное обучение как основа модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры. Орел, 2014. № 4.
7. Реттих С.В. Практико-ориентированная модель профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2004.
8. Самолдина Л.Н. Научно-методическое обеспечение дуальной целевой профессиональной подготовки студентов в ссузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 2008.
9. Гричаникова И.А., Посохова Н.В. Модернизация подготовки кадров для социокультурной сферы на основе принципов дуального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. Кемерово, 2014. № 4 (16).
10. О порядке организации дуального обучения учащихся и студентов: постановление Правительства Белгородской области от 18.03.2013 г. № 85-пп (ред. от 19.05.2014 г.) (вместе с «Положением о порядке организации и проведения дуального обучения обучающихся профессиональных образовательных организаций Белгородской области»). Информационный банк «Белгородская область».
1. Vnedrenie dual'noj sistemy obuchenija: sbornik materialov po proektu (ch. 1). Asta-na, 2013.
2. Romanov S.P. Razvitie dual'noj sistemy inzhenerno-pedagogicheskogo obrazovanija v vysshem uchebnom zavedenii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. N. Novgorod, 2008.
3. Teshev V.A. Sravnitel'nyj analiz soderzhanija dual'noj formy obrazovanija v Germanii i Rossii // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 1.
4. Koncepcija razvitija obrazovanija v sfere kul'tury i iskusstva v RF na 2008-2015 gg. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_104672/?frame=1 (data obrashhenija: 15.09.2015).
5. Ob obrazovanii v RF: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (red. ot 03.02.2014 g.). URL: http://base.garant.ru/70291362/ (data ob-rashhenija: 15.09.2015).
6. Ignatova I.B., Grichanikova I.A. Dual'noe obuchenie kak osnova modernizacii podgotovki kadrov v sovremennom vuze iskusstv i kul'tury. Orel, 2014. № 4.
7. Rettih S.V. Praktiko-orientirovannaja model' professional'noj podgotovki specialista po svjazjam s obshhestvennost'ju v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Barnaul, 2004.
8. Samoldina L.N. Nauchno-metodicheskoe obespechenie dual'noj celevoj professional'noj podgotovki studentov v ssuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2008.
9. Grichanikova I.A., Posohova N.V. Modernizacija podgotovki kadrov dlja sociokul'turnoj sfery na osnove principov dual'nogo obrazovanija // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. Kemerovo, 2014. № 4 (16).
10. O porjadke organizacii dual'nogo obuchenija uchashhihsja i studentov: postanovlenie
Pravitel'stva Belgorodskoj oblasti ot 18.03.2013 g. № 85-pp (red. ot 19.05.2014 g.) (vmeste s "Polozheniem o porjadke organizacii i provedenija dual'nogo obuchenija obucha-jushhihsja professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij Belgorodskoj oblasti"). Informacionnyj bank "Belgorodskaja oblast'".
nocTynHna b pega^Hro 7.10.2015 r.
UDC 378.14
MODELING OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN UNIVERSITIES OF SOCIAL AND CULTURAL SPHERE ON THE PRINCIPLE OF DUAL EDUCATION SYSTEM
Irina Borisovna IGNATOVA, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Rector, Academician of Petrovskaya Academy of Sciences and Arts, Honored Worker of Higher School of Russian Federation, e-mail: rector@bgiik.ru
Evgeniya Aleksandrovna POKROVSKAYA, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russian Federation, Methodist of Regional Educational-Methodic Centre of Artistic Education, Assistant of Folk Singing Department, e-mail: karolina-25@mail.ru
The modernization of personnel training in modern Institute of higher education of arts and culture on the basis of the dual training is reviewed, some of the aspects, features and principles of this system of training are described. Some questions of modeling of process of vocational training of students on the principle of the dual system of education presented in the form of dynamic module-cluster structure of the organization of the entire educational process (the educational cluster, scientific-research cluster, creative, performing(production) practical cluster), highlighted the main advantages of the dual system of education presented, the participants marked the main blocks included in the structure of the curriculum. The current problem of education of competitive specialists and the formation of professionals with a higher and modern level of education is reflected, as this kind of training allows the student to open up, express their knowledge, develop creative thinking, learn to plan their activities and achieve expected results. The fact that the transition to the dual system of education in Russia supported by Russian Federation President V.V. Putin (November 14, 2013 at the meeting of the Supervisory Board of the Agency for strategic initiatives to promote new projects) is noted.
Key words: vocational education; dual training system; modeling the process of students' training; education of competitive specialists.