vealed, practice of social and cultural designing of youth Key words: civil socialization; studying youth; theo-
civil initiatives is offered. retical-methodological problems.
УДК 370.153
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
© Л.Н. Мотунова
На основе анализа актуальной научной литературы, обобщения опыта практической работы в статье рассматриваются сущностные характеристики педагогической поддержки и готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, выявляются и обосновываются концептуальные составляющие модели профессионального самоопределения.
Ключевые слова: педагогическая поддержка; профессиональное самоопределение; готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению; профориентация; модель профессионального самоопределения старшеклассников.
Важнейшей задачей общеобразовательной школы в современных условиях является педагогическая поддержка учащихся в адекватном самоопределении и реализации профессиональных планов. Педагогическая
практика и образование в целом должны предоставить учащимся необходимые средства для анализа и подготовки собственного будущего, помочь в профессиональном самоопределении, сформировать у старшеклассников на этапе окончания школы готовность к выбору профессии.
Цель педагогической деятельности, ориентированной на саморазвитие, самоопределение (профессиональное), состоит в том, чтобы создать условия для опоры личности на свои внутренние силы.
Исходя из этого, в контексте нашего исследования педагогическую поддержку мы рассматриваем:
- как принцип деятельности и содержание личностной позиции педагога;
- как педагогическую деятельность, которая может обеспечить решение индивидуальных проблем учащихся в процессе профессионального самоопределения;
- как одно из основных условий, формирующих образовательную среду, способствующую эффективному процессу профессионального самоопределения старшеклассника [1].
Создание в общеобразовательном учреждении условий, способствующих повыше-
нию эффективности профессионального самоопределения старшеклассников, важно не как стереотип (их может быть бесконечное разнообразие), а как прецедент достижения определенных результатов.
Насколько успешно осуществляется процесс профессионального самоопределения учащихся, можно оценивать по сформировавшейся у них готовности к профессиональному самоопределению [2].
Понятие готовности выпускника общеобразовательного учреждения к профессиональному самоопределению является значимым для нашего исследования и одним из основополагающих в модели профессионального самоопределения старшеклассников.
Анализируя сущность «готовности», мы опирались на теоретическую разработку данного понятия в педагогике и психологии (Л.В. Абдалина, Б.Г. Ананьев, Ф. Генов, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбо-вич, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, Д.И. Узнадзе и др.). Соответственно, готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению в настоящем исследовании рассматривается как:
- психическое состояние настроенности на определенное поведение, включающее в себя убеждения, установки, мотивы, цели, а также опыт (знания и умения), эмоционально-волевые качества;
- результат развития всех компонентов структуры личности с учетом требований предстоящей деятельности;
- существенную предпосылку успешности целенаправленной деятельности, ее регуляции и устойчивости.
В научной литературе по исследуемой проблеме цель профориентационной работы в образовательном учреждении формулируется, в основном, как формирование готовности школьников к принятию решения о выборе профессии. А.К. Маркова формулирует цель несколько шире - как психологическую подготовку к труду и помощь школьнику в выборе профессии. По ее мнению, «допрофессиональная психологическая подготовка должна быть направлена на формирование целостной личности молодого человека, имеющей потребность в труде и выборе профессии, реализующей индивидуальное предназначение человека, а также обладающей способностью реализовать свои установки в труде и профессиональные интересы» [3].
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что готовность к профессиональному самоопределению - это интегральное свойство личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию формирования профессионального выбора; результат целенаправленной подготовки и самоподготовки к профессиональному самоопределению; одно из проявлений уровня развития личности учащегося.
В настоящее время все чаще применяется модельное представление сложных объектов. Например, Н.М. Амосов рассматривает модель как универсальный способ познания, как язык науки будущего.
Важнейшим является положение о том, что «ценность моделирования не в его всеох-ватности, а в выделении существенного в изучаемом объекте» [4]. В модели воплощается передовая практика, одновременно модель служит средством изучения и совершенствования этой практики. Модель проверяется на опыте, в результате этой проверки она уточняется и создаются предпосылки для построения модели более высокого порядка.
При выполнении поставленной задачи необходимо, прежде всего, опереться на определенные исходные положения, требования к моделированию. Для их выявления был проведен анализ работ по моделированию и
исследований, использующих этот метод (Н.М. Амосов, А.А. Братко, Б.С. Гершун-ский, Б.М. Кедров, А.Н. Леонтьев и др.). В результате мы выяснили, что создание модели предполагает прохождение ряда стадий, включающих:
- определение совокупности элементов модели;
- установление способа и характера их (элементов) взаимодействий;
- установление правил функционирования модели в соответствии с целью.
Разработка модели профессионального самоопределения старшеклассников обусловлена рядом причин. Наиболее характерными среди них мы считаем:
- потребность педагогического коллектива в единой, тщательно продуманной системе педагогической поддержки учащихся в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению;
- потребность учащихся получить качественное предпрофессиональное образование, дающее возможность сделать осознанный профессиональный выбор.
Мы предположили, что процесс профессионального самоопределения старшеклассников будет эффективным, если будет создана комплексная модель (рис. 1), в которой нашли бы отражение не только характеристика (модель) данного феномена, но были бы раскрыты функции, условия, средства, методы, обеспечивающие его целереализа-цию. Важно отметить, что модель профессионального самоопределения старшеклассников диалектично (целесообразно, логично) сочетает в себе модель педагогической поддержки и модель организации профориентационной работы со старшеклассниками.
Нами учитывалось, что модель должна быть прогностичной, т. е. содержать информацию не только о современной, объективно необходимой деятельности, но и о той ее форме, которая может понадобиться через определенный промежуток времени, поскольку деятельность развивается, совершенствуется. В процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению должно быть заложено некоторое опережение, ориентированное на будущие формы деятельности.
Условия Профессионально ориентированная организация Организация предпрофессиональной
УВП в образовательном учреждении подготовки учащихся
н
я
в
3 *
4 Й й -
а и я V
* В
^ ю
I
■ I
Я В І І
и
3
2
о
м
н
и
я =
5 Ю О
а
6 (г
о с § 5 * 5
н и
и о
я я
2 ю & о и и
0 о
в в
, и «
В 2
Й (Я
1 § £1
і і
І! И ®
5 “
© и
о & Я а
^ И « -
3 ё
Н §
£ § <и ^
и ю
о
£
Направления
• работа с учащимися;
• работа с родителями;
• методическая работа с педагогическим коллективом;
• работа с партнерами
Принципы
• свободы выбора;
• сознательности;
• комплексности и системности;
• динамичности;
• индивидуализации
і
Подходы
1 деятельностный;
1 возрастной;
1 психологический; 1 личностный;
1 активизирующий; 1 развивающий; опережающий
Компоненты
• профпросвещение;
• развивающая профдиагностика;
• профконсультация;
• профвоспитание;
• профотбор (подбор);
• профадаптация
Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению
Педагогическая
деятельность
виды:
■ по степени участия взрослого;
■ по времени оказания;
■ по длительности.
тактики;
приемы;
позиции педагога
Функции
• диагностическая;
• защитноидентификационная;
• тактическая;
• мотивационная
Принципы
• целесообразности;
• своевременности;
• конфиденциальности;
• безоценочности;
• согласия обучающегося на помощь и поддержку
Этапы
• диагностический;
• целеполагания;
• поисковый;
• договорноустановочный;
• содержательнодеятельностный;
• рефлексивнокоррекционный
а
а
я
н
о
я
Я
о
5
В
а
с
о
о
и
о
£
Профессиональная компетентность педагогического коллектива
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся
Условия
Рис. 1. Модель профессионального самоопределения старшеклассников
При разработке модели учитывалась многозначность задач, стоящих перед субъектами профессионального самоопределения. Реализация модели позволяет:
- обеспечивать системность, целостность и эффективность организации профориентационной работы в общеобразовательном учебном заведении;
- предоставлять не только инвариантные, но и вариативные образовательные услуги в соответствии с потребностями учащихся;
- задавать приоритетные направления образовательного процесса;
- организовывать процесс подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе гуманистической педагогики.
Проектирование модели профессионального самоопределения старшеклассников определялось следующими этапами:
- сбором, изучением информации и анализом актуальных проблем профессионального самоопределения старшеклассников;
- выявлением и разработкой необходимых, значимых новых компонентов профессионального самоопределения;
- составлением модели профессионального самоопределения старшеклассников на основе модели педагогической поддержки и модели организации профориентационной работы.
Методологическим основанием построения модели профессионального самоопределения старшеклассников явились положения профессиографического, личностно-деятельностного, системного подходов.
На основе профессиографического подхода (В .А. Сластенин, А. А. Деркач, А.К. Маркова и др.) были разработаны целевые, структурно -содержательные компоненты
профессионального самоопределения учащихся, критерии готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Положения личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.) позволили спроектировать адекватные цели, оптимальные содержание и средства профессионально-образовательного процесса.
На основе системного подхода была раскрыта сущность и разработана содержательная модель педагогической поддержки старшеклассников в профессиональном самооп-
ределении (В.Л. Беспалько, О.С. Газман, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.Л. Симонов и др.).
Важным методологическим положением настоящего исследования явились концептуальные идеи гуманистической (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), личностной (А.В. Бруш-линский, В.В. Сериков и др.), субъекто ориентированной (Л.В. Абдалина, А.С. Огнев и др.) педагогики и психологии, которые определили ценностно-смысловые и технологические ориентиры процесса подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Определяя стратегию функционирования модели профессионального самоопределения старшеклассников, мы выдвинули в качестве обязательных принципы, на основе совокупности которых данный процесс возникает, функционирует и развивается: целостности, системности, динамичности, открытости, развития субъекта деятельности.
Принцип целостности - важнейший в предлагаемой концепции - в общефилософском смысле выражается формулой «целое больше, чем сумма его частей». В нашем случае этот принцип имеет интегративный смысл и служит для теоретического обоснования структурно-процессуального движения, развития в системе: личность - готовность к профессиональному самоопределению -профессиональное образование.
Принцип системности определяет совокупность компонентов модели, их взаимосвязь, взаимообусловленность.
Принцип динамичности отражает процесс формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, последовательность роста готовности.
Принцип открытости определяет возможность использования модели для различных целей и ее дальнейшей трансформации и модернизации.
Принцип развития учитывает индивидуальный прогрессивный характер самоопределения, нацеливает на выявление скрытых, нереализованных возможностей личности.
Принцип субъекта личности утверждает субъекта деятельности как новое, преобразованное качество личности. Субъект может проявить инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и
самосовершенствоваться, определять перспективу профессионального самоопределения.
Работая над моделью профессионального самоопределения старшеклассников, мы определились с ее функциями.
1. Прогностическая - проявляется в прогнозировании результатов профессиональнообразовательного процесса, уровней готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Диагностическая - направлена на выявление, определение уровней готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению с целью повышения качества профориентационной работы.
3. Коррекционная - проявляется во внесении корректив в профессионально-образовательный процесс, в преодолении объективных и субъективных факторов, препятствующих достижению высокого уровня готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников.
4. Аналитическая - направлена на мониторинг качества готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и анализ эффективности профессиональнообразовательного процесса.
5. Развивающая - направлена на педагогическую поддержку старшеклассников в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Научно-практический поиск оптимальной модели профессионального самоопределения старшеклассников включал анализ имеющейся научной, методической, нормативной, информационной и другой литературы; изучение опыта работы образовательных учреждений по формированию готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Важная познавательная функция модели состоит в том, что она может служить импульсом, источником поиска и определения педагогических условий, способствующих эффективному профессиональному самоопределению старшеклассников.
Предметом моделирования в данном случае являются сложные системы, функционирование которых зависит от значительного числа взаимосвязанных условий. Однако приходится считаться с тем, что моделирование изучаемого процесса может исходно и не давать достаточного знания о нем.
Создаваемую модель следует рассматривать как эвристическую программу предстоящей педагогической деятельности. В процессе реализации модели могут возникнуть новые идеи и формы профессиональной педагогической деятельности, обнаружиться ранее неизвестные факты.
Она представляет собой условный алгоритм педагогической деятельности, предполагает определенную цель, логику, последовательность, содержание, формы и тактики педагогов в условиях оказания педагогической поддержки старшеклассникам в процессе преодоления ими препятствий на пути к профессиональному самоопределению.
Диалектика взаимосвязи модели и профессиональной практики заключается в том, что, с одной стороны, модель направляет и корректирует педагогическую деятельность, а с другой - в процессе практического использования совершенствуется сама модель.
Таким образом, модель профессионального самоопределения старшеклассников призвана повысить эффективность деятельности субъектов профессионального самоопределения, поэтому можно предположить, что она обладает эвристическими возможностями для педагогов, старшеклассников, их родителей.
1. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Михайлова Н.Н. [и др.]; под ред.
B. А. Сластенина, И. А. Колесниковой; науч. ред. Н.Б. Крылова. М., 2006.
2. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 94.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1995.
C. 102.
Поступила в редакцию 17.09.2009 г.
Motunova L.N. Modeling of senior high school students pedagogical support process on the stage of professional self-determination. The article is devoted to the essential characteristics of pedagogical support and high school student readiness to professional self-determination, based on the analysis of the latest research literature and practical work. Professional self-determination model conceptual components are exposed and proved.
Key words: pedagogical support; professional selfdetermination; high school student readiness to professional self-determination; carrier counseling; high school student professional self-determination model.