УДК 376.43
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Трубина Е.Н.
В статье представлена разработанная модель формирования нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью. Данная модель предполагает комплекс последовательно сменяющихся этапов. Именно последовательная реализация предложенных этапов модели, позволяет сформировать и закрепить нравственные представления младших школьников с умственной отсталостью.
Ключевые слова: модель, технологическая карта, нравственные представления, младший школьник, умственная отсталость, музыка.
MODELING OF FORMATION OF MORAL IDEAS BY MEANS OF MUSIC IN PRIMARY SCHOOL
CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Trubina E. N.
The article presents a developed model of formation of moral ideas by means of music in primary school children with mental retardation. This model involves a complex series of successive stages. It is the consistent implementation of the proposed stages of the model allows you to create and consolidate the moral representations of younger schoolboys with a mental retardation. Keywords: model, routing, moral concepts, junior high school student, mental retardation, music.
При создании модели процесса формирования нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью мы опирались на следующую трактовку данного понятия: «научная модель -это мысленно представляемая и материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте» [1, с. 145]. Смысловое содержание категории «модели» дает основание утверждать, что построение ее базируется на системном подходе, согласно которому педагогический процесс, представленный в виде модели, составляет систему, в которой системообразующими компонентами выступают: цель, деятельность педагога, деятельность детей и результат. Переменными составляющими педагогического процесса служат: содержание учебного материала, методы и организационные формы обучения, средства обучения, условия обучения.
При конструировании модели изучаемого феномена мы исходили из того, что для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью она должна отражать: 1) нравственные требования, предъявляемые обществом; 2) основные средства музыки в формировании нравственных представлений детей данной категории; 3) организацию процесса формирования нравственных представлений средствами му-
зыки; 4) содержание процесса формирования нравственных представлений; 5) основные критерии и показатели уровней сформированности нравственных представлений детей.
На эмпирическом этапе исследования нами была разработана технологическая карта процесса формирования нравственных представлений детей рассматриваемой категории. Данный процесс в условиях специального (коррекционного) образования предполагает реализацию последовательно сменяющихся этапов, которые нашли отражение в предложенной технологической карте.
Каждый этап представляет собой часть образовательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении УШ вида, характеризующийся логической завершенностью, ясными целевыми установками, четким предметным содержанием, конкретным организационно-методическим обеспечением и системой контрольно-оценочных процедур. Для проведения исследования нами была предложена экспериментальная программа, разработанная на основе рассмотренной модели процесса формирования нравственных представлений у младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталостью. В связи с этим, технологическая карта процесса формирования нравственных представлений рассматривается нами как комплекс следующих этапов:
Описывается кто из детей и как воспринимает музыкальное произведение, следовательно осуществляется деление умственно отсталых детей на группы по структуре дефекта
Осуществляется процесс слушания музыкальных произведений умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста
Осуществляется подбор музыкальных произведений с учетом структуры дефекта умственно отсталых детей младшего школь-
II
Исходно-диагностический этап
III
Содержатся ьно-тех-н ол о ги чес-кий этап
I
Организационно -подготовительный
IV
Коррекционный
На данном этапе указывается, что не все умственно отста-1 лые дети младшего школьного возраста правильно воспринимают и понимают услышанные музыкальные произведе-
проводится коррек-
дополнительных занятиях
Рис. 1. Технологическая карта процесса формирования нравственных представлений средствами музыки
у младших школьников с умственной отсталостью
I этап - организационно-подготовительный и II этап - исходно-диагностический - являются компо-
нентами констатирующего этапа эксперимента;
III этап - содержательно-технологический и IV этап - коррекционный - являются компонентами фор-
мирующего этапа эксперимента;
V этап - итогово-диагностический и VI этап -планово-прогностический - являются компонентами контрольного этапа эксперимента.
Обратимся к характеристике этапов модели формирования нравственных представлений детей, имеющих нарушения интеллектуальной деятельности.
I. Организационно-подготовительный этап.
На данном этапе рассматривается понятие и дается характеристика умственной отсталости по Международной классификации болезней 10-го пересмотра, а также осуществляется подбор музыкальных произведений для умственно отсталых детей с учетом структуры их дефекта и приводится перечень подобранных музыкальных произведений для этих детей, направленных на
формирование их нравственных представлений.
Также нами осуществлялся подбор музыкальных произведений, позволяющих формировать с учетом структуры их дефекта такие нравственные представления детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости как: честность, справедливость, ответственность, дисциплинированность, товарищество, гуманность и взаимопомощь. Большое значение имеет подбор музыкального репертуара. Правильно подобранный репертуар способствует нравственному и эстетическому воспитанию детей, формируя их вкусы и взгляды. В репертуаре должны сочетаться произведения разных направлений, стилей и жанров. Необходимо подбирать музыку таким образом, чтобы она захватывала, увлекала, заинтересовывала детей. Для восприятия музыки детьми с легкой степенью умственной отсталости наиболее подходят для занятий вокальные музыкальные произведения различного характера, а для детей с умеренной степенью умственной отстало-
сти предпочтительнее использовать на занятиях детские песни простого содержания, в которых очевидна (более ясно выражена) главная мысль произведения.
Формируя представления детей о взаимопомощи и товариществе целесообразно предлагать детям для прослушивания «Песенку друзей» из мультфильма «Веселые путешественники», муз. М. Старо-кадамского, сл. С. Михалкова; «Веселый ветер», муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача.
С целью формирования нравственных представлений о гуманности, доброте, чуткости, отзывчивости, милосердии можно предложить для восприятия «Песню о доброте» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», муз. В. Львовского, сл. В. Шульжика; «Улыбку» из мультфильма «Крошка Енот», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского и т. п.
Для формирования представлений о таких нравственных категориях как дисциплинированность и ответственность, можно предложить детям прослушать песню «Королевская охрана» из мультфильма «Бременские музыканты», муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина; «Учат в школе», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского и др.
Информируя детей о справедливости и честности, для прослушивания предлагаются следующие музыкальные произведения песенного содержания: «Рыжий, рыжий, конопатый» из мультфильма «Веселая карусель», муз. Е. Ботярова, сл. Э. Успенского; «По секрету всему свету» из кинофильма «По секрету всему свету», муз. В. Шаинского, сл. М. Танича и т. д.
Музыкальный репертуар для слушания предоставлен на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей умственно отсталых учащихся, а также может быть изменен в зависимости от местных условий.
В ходе экспериментальной работы большое внимание уделялось диагностированию, целью которого служит выявление, оценивание и анализ процесса формирования нравственных представлений детей в связи с его продуктивностью. Поэтому на данном этапе (подготовительном) исследования нами были подобраны диагностические методики, которые должны быть использованы на последующих этапах экспериментальной работы.
II. Исходно-диагностический этап.
На данном этапе для проверки выдвинутой гипотезы нами была проведена экспериментальная работа на базе начальных классов специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений УШ вида № 15 и № 16 г. Нижний Тагил. Экспериментальная группа (составила 52 человека) состояла из учащихся одного возраста начальных классов С(к)ОУ УШ вида № 15, поскольку их первоначальный уровень сформированно-сти нравственных представлений при опросе, а также в
ходе бесед, оказался ниже, чем в С(к)ОУ № 16, следовательно контрольная группа (составила 58 человек) состояла из учащихся одного возраста начальных классов С(к)ОУ VIII вида № 16. Всего в экспериментальной работе на разных ее этапах приняли участие 110 детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой и умеренной степени.
Также на этом этапе описывается, как умственно отсталые дети воспринимают музыку и, как, в частности, у детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости осуществляется восприятие музыки. Кроме того, осуществляется деление умственно отсталых младших школьников на группы по структуре дефекта, исходя из особенностей восприятия музыки. Дети были дифференцированы по степени умственной отсталости (легкая и умеренная), а, следовательно, была выстроена форма работы с ними, учитывая их потребности. Соответственно, нами на музыкальных занятиях осуществлялась фронтальная, групповая и индивидуальная форма работы с данными детьми. Для этих групп детей осуществлялся подбор музыкальных произведений с точки зрения их психологической готовности, то есть отбирались такие музыкальные произведения, которые правильно воспринимаются и понимаются умственно отсталыми детьми. Помимо этого, на данном этапе было проведено определение первоначального уровня сформированности нравственных представлений умственно отсталых детей.
Первоначальный (исходный) уровень сформиро-ванности нравственных представлений у испытуемых был выявлен с помощью диагностической методики Л.М. Фридман, Т.А. Пушкиной и И.Я. Каплунович: «Что такое хорошо и что такое плохо?» [2]. Данная методика позволяет установить наличие у учащихся полноты и адекватности представлений о нравственных ценностях; отношение ребенка к общепринятым нормам и правилам поведения; наличие готовности нравственно действовать в повседневной жизни.
III. Содержательно-технологический этап.
Цель данного этапа заключается в реализации содержания программы посредством форм и методов обучения, характерных для специального (коррекци-онного) образовательного учреждения VIII вида.
В ходе экспериментальной работы отбор форм и методов формирования нравственных представлений исследуемых детей производился с учетом задач образовательного и воспитательного воздействия. Работа осуществлялась в трех основных формах: фронтальной, групповой и индивидуальной. Пьесы, предлагаемые программой, предполагают реализацию следующих методов: дети могут слушать произведение; анализировать музыкальное произведение (беседовать о характере, особенностях формы произведения); пропевать главную тему инструментального
произведения голосом; выполнять индивидуальные или групповые задания творческого характера (рисунки на тему произведения, сочинять небольшие рассказы об услышанной музыке); включать звучание музыкальных произведений в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д.
Основные задачи формирующего этапа экспериментальной работы определялись как реализация разработанного системно-целостного процесса по формированию нравственных представлений, используя возможности музыки, осуществления наблюдения за работой экспериментальной группы. Данные задачи решались в рамках программы, в которой изложен разработанный и адаптированный нами целостный методический комплекс по формированию нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью в процессе слушания музыки, основанный на предложенной И. В. Евтушенко концепции технологически последовательных действий, предназначенной для нормально развивающихся младших школьников.
IV. Коррекционный этап.
Коррекционная работа в нашем исследовании имела место на протяжении всего процесса реализации программы по музыке. Цель этапа заключалась в устранении пробелов в знаниях о нравственных ценностях, нормах и правилах поведения, исправлении ошибок, допущенных умственно отсталыми учащимися в ходе формирования нравственных представлений.
Выявить необходимость коррекционной работы нам позволила апробация разработанной программы, в ходе которой умственно отсталые дети экспериментальной группы принимали активное участие: анализ и совместное обсуждение музыкального произведения, рассуждение на темы занятий, участие в инсценировках, рисунки на тему занятий и др.
В ходе реализации программы по музыке нами было установлено, что не все умственно отсталые дети младшего школьного возраста правильно воспринимают главную тему (мысль) прослушанных музыкальных произведений. Некоторые из детей не видят связи между звучащим музыкальным произведением и установочными словами учителя перед его прослушиванием, не понимают того, о чем говорится в том или ином музыкальном произведении и как это соотносится с темой занятия.
После проведения каждого из занятий программы дети были разделены нами на две группы: усвоившие и не усвоившие нравственнее качества, характеризующие формируемые нравственные представления. Заранее мы предполагали, что по той части материала, которая не будет должным образом усвоена большинством умственно отсталых учащихся,
необходимо провести занятия со всей группой, причем способ изложения материала может быть иным или оставаться прежним по усмотрению педагога. Основной формой коррекционной работы мы избрали работу в малых подгруппах по 2-3 человека, где ребятам разных подгрупп предлагалось выполнить различные задания игрового характера.
Затем была произведена дополнительная кор-рекционная работа с теми умственно отсталыми детьми, которые еще не достигли необходимого уровня усвоения материала. В этом случае применялась индивидуальная форма работа педагога с детьми.
V. Итогово-диагностический этап.
Цель данного этапа заключалась в определении эффективности программы формирования нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью.
Реализации цели способствовало решение следующих задач:
1) определение уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью после апробации экспериментальной программы;
2) анализ достигнутых результатов детей в процессе формирования нравственных представлений.
Для решения поставленных задач по завершении апробации разработанной программы была проведена итоговая диагностика. Проверка, учет уровня нравственных представлений, умений и навыков в проявлении нравственного поведения, приобретенных умственно отсталыми детьми на предыдущих этапах реализации процесса формирования нравственных представлений, осуществлялись посредством таких диагностических методов, как итоговое тестирование, анкетирование детей, родителей и классного руководителя, беседа и опрос.
Итоговое тестирование после реализации программы по музыке проводилось при помощи диагностической методики Л. М. Фридман, Т. А. Пушкиной и И.Я. Каплунович «Я считаю так». Целью ее было определение уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью. Результаты данной диагностической методики мы использовали для последующего сравнения с результатами диагностической методики тех же авторов «Что такое хорошо и что такое плохо?», проведенной на исходно-диагностическом этапе реализации процесса формирования нравственных представлений у исследуемых детей. При помощи анкетирования детей, родителей и классного руководителя определялась динамика воспитания умений и навыков нравственного поведения в отношениях детей между собой и во взаимодействии со взрослыми.
По результатам контрольного исследования мы
установили, что у учащихся экспериментальной группы в результате реализации диагностической методики произошли качественные изменения в уровне сформированности нравственных представлений. По данным контрольного этапа экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество учащихся с репродуктивно-креативным уровнем сформированности нравственных представлений, выявились дети с конструктивно-креативным уровнем сформированности нравственных представлений, а также значительно уменьшилось количество учащихся с репродуктивным уровнем сформированности нравственных представлений. У учащихся контрольной группы изменения в уровне сформированности нравственных представлений минимальны. В контрольной группе конструктивно-креативный уровень сформированности нравственных представлений снизился на 2 % в связи с тем, что некоторые из детей не понимали сущность заданного вопроса в ходе проведения второй диагностической методики.
VI. Планово-прогностический этап.
На данном этапе описываются планы на будущее относительно использования музыкального репертуара в работе с умственно отсталыми детьми с легкой и умеренной степенью умственной отсталости; даются рекомендации по организации и содержанию коррекцион-ных занятий, ориентированных на процесс формирования нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью. Экспериментальная программа по музыке может быть использована учителями в практике преподавания уроков музыки в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Таким образом, последовательная реализация всех предложенных этапов модели, позволит сформировать нравственные представления средствами музыки у младших школьников, имеющих нарушение познавательной деятельности.
Список литературы
1. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н.В. Бря-ник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2007. 318 с.
2. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Г.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1998. 437 с.
Об авторе
Трубина Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижнетагильского государственного социально-педагогического института филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета, [email protected]