УДК 338.26
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА БЛАГОУСТРОЙСТВА ЛЕСОПАРКОВЫХ ЗОН НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Рой Александр Андреевич, студент, Суворов Даниил Андреевич, студент, Научный руководитель: Лукашенок Татьяна Рудольфовна, кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, РФ
Предложена методика расчета экономической эффективности реализации мероприятий по облагораживанию лесопарковых зон. Разработана модель создания локального привлекательного объекта городской среды, предусматривающая возможность ее применения на территории муниципальных образований в масштабах страны. Представлена технология реализации мероприятий по облагораживанию лесопарковых зон.
Ключевые слова: лесопарковые зоны; эффективность; благоустройство; модель; привлекательность территории.
MODELING OF PROCESS OF IMPROVEMENT OF FOREST PARKS ON THE TERRITORY OF MUNICIPAL FORMATIONS
Roi Alexander Andreevich, student, Suvorov Daniil Andreevich, student, Research advisor: Lukashenok Tat'yana Rudol'fovna, PhD (Cand. Econ. Sci.), associate professor, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia
The method of calculation of economic efficiency ofrealization of actions for improvement of forest park zones is offered. A model of creating a local attractive object of the urban environment has been developed, it provides for the possibility of its application in the territory ofmunicipalities across the country. The technology of realization of actions for improvement of forest park zones is presented. Keywords: forest park zones; efficiency; improvement; model; attractiveness of the territory.
Для цитирования: Рой А. А., Суворов Д. А., Лукашенок Т. Р. Моделирование процесса благоустройства лесопарковых зон на территории муниципальных образований // Наука без границ. 2018. № 7 (24). С. 15-21.
В современных условиях ускорения темпа жизни для жителей города становится актуальной потребность в комфортной городской среде [1]. Низкий уровень привлекательности территории является фактором, ограничивающим реализацию данной потребности, вследствие чего возникает проблема неудовлетворенности населения. Помимо этого, низкий уровень привлекательности является одним из факторов, сдерживающих социально-экономический потенциал развития территории.
Снижение уровня привлекательности
территории может являться следствием неэффективного использования земельных ресурсов, заключающегося в том, что существующая система застройки городской территории не выполняет значимое для жителей города условие - повышение комфорта городской среды.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что проблемам неудовлетворенности населения и неэффективного использования земельных ресурсов в настоящее время не уделяется достаточного внимания, создание города, привлекательного для жизни, приобретает
первостепенное значение, и исследование данного вопроса становится особенно актуальным.
В качестве объекта исследования для данной статьи был выбран город Екатеринбург, обладающий высоким социально-экономическим потенциалом, с одной стороны, и имеющий недостаточный относительно современного темпа развития уровень привлекательности территории (в части озеленения и благоустройства лесопарков), с другой.
В настоящее время в городе Екатеринбурге существует проблема, заключающаяся в снижении уровня привлекательности города в связи с нехваткой «зеленых зон» и недостаточным облагораживанием лесопарков.
Данная проблема подтверждается данными анализа социально-экономического развития города Екатеринбурга [2], а также проведенными авторами социологическими опросами населения: 84 % респондентов (99 человек из 118 опрошенных) считают город Екатеринбург привлекательным; однако многие из опрошенных дали такую характеристику городу «авансом», озвучив при этом в качестве одного из мероприятий, которые смогли бы повысить привлекательность города, благоустройство лесопарковых зон.
Второй социологический опрос был проведен с целью подтверждения необходимости благоустройства лесопарковых зон: 94 % респондентов (894 человека из 952 опрошенных) проголосовали за необходимость данных мероприятий.
Для решения выявленных проблем и повышения уровня привлекательности города авторами разработана и предложена модель создания локального привлекательного объекта (далее - модель).
Модель состоит из базовой части (характеристики, показатели, методики, применимые для каждого муниципального образования) и вариативной части (инди-
видуальные для каждого административно-территориального субъекта).
Модель разработана на примере города Екатеринбурга, но ее преимущество заключается в возможности использования на территории других муниципальных образований.
Базовая часть может быть реализована на территории любого муниципального образования, заинтересованного в создании привлекательной среды, и представляет собой набор способов повышения привлекательности городской среды муниципального образования.
Базовая часть предполагает реализацию мероприятий по реконструкции и развитию лесопарковой зоны. В городе Екатеринбург с этой целью был выбран лесопарк, расположенный в юго-западной части города.
Исходя из природы городской среды (как сложной системы), цели и задачи по повышению уровня привлекательности города целесообразно представить в виде дерева целей (рис. 1).
Предложенные в рамках базовой части мероприятия предполагают создание отдельных зон (детская, водная, отдыха и приема пищи), посадку деревьев разных пород, создание вишневой аллеи, обустройство территории (лавочки, урны), очистка и реконструкция пруда и др. [3, 4,
5, 6].
Данные мероприятия позволят решить присущие большинству лесопарков проблемы: отсутствие необходимой инфраструктуры для отдыха на территории лесопарков (урны, скамейки, дорожки, беседки, освещение), отсутствии необходимых условий для существования флоры и фауны.
Базовая часть модели включает следующие технологии ее реализации:
Выбор объекта;
Разработка плана мероприятий;
Составление сметы мероприятий;
1. Создание города привлекательного для жизни
11
Повышение уровня благоустройства лесопарков
1.2
Улучшение экологической обстановки
1.1.1 1.1.2
Создание отдельных зон Модернизация водоема
1.2.1
Высадка зеленных насаждений разного видов
1.2.2
Разведение рыбы е водоеме
Рис. 1. Дерево целей по повышению привлекательности городской среды
Определение участников мероприятий;
Привлечение инвесторов (частный бизнес);
Подготовка объекта к реализации мероприятий;
Проведение основных работ по благоустройству объекта;
Составление отчета по реализации мероприятий.
Вариативная часть модели специфична для каждой территории и ее компоненты рассчитываются исходя из особенностей муниципального образования.
Вариативная часть дает возможность определить эффективность реализации мероприятий базовой части [7, С. 1065], а, следовательно, и целесообразность применения модели на территории конкретного муниципального образования.
Вариативная часть представляет собой методику расчета эффективности проводимых мероприятий с учетом следующих
факторов:
1. Трафик;
2. Развитость инфраструктуры;
3. Транспортная доступность;
4. Удаленность от центра города;
5. Наличие аналогичных объектов;
6. Площадь территории;
7. Наличие водоема;
8. Наличие ровного рельефа;
9. Близость к объектам социального назначения (в сфере образования, спорта, здравоохранения и др.);
10. Наличие расположенных поблизости объектов культурного достояния (памятники, храмы и т.д.).
Расчет эффективности предполагает два этапа.
На первом этапе производится оценка факторов, характеризующих территорию, по разработанной авторами пятибалльной шкале (рис. 2).
В основе шкалы лежит принцип терри-
Рис. 2. Шкала оценки факторов, характеризующих территорию
Л'е Фактор Оценка
1 Трафик 3
2 Развитость инфраструктуры (автомобильные лорош) 3
3 Транспортная доступность 2
4 Удаленность от центра города 3
5 Наличие похожих объектов 5
6 Площадь территории 5
7 Наличие водоема 5
$ Наличие ровного рельефа 1
9 Близость к объектам социального значения (образование, спорт, здравоохранение и т.д.) 2
10 Наличие поблизости12 объектов культурного достояния (памятники, храмы и тл.) 1
(3 + 3 + 2 + 3 + 5+ 5 + 5 + 1 + 2 + 1)
10
= 3,0
Рис. 3. Определение эффективности лесопарковой зоны в юго-западной части г. Екатеринбурга на основе шкалы оценки факторов
ториальнои удаленности районов города. Значения шкалы обозначают следующее: 1 - непривлекательная территория с точки зрения эффективности, 2 - территория эффективна при значительных финансовых затратах, 3 - эффективность территории соизмерима с затратами, окупаемость достигается в сравнительно небольшом промежутке времени, 4 - территория обладает большим экономическом потенциалом, эффективна при незначительных затратах, 5 - экономический потенциал территории реализуется в полном объеме.
Используя шкалу для оценки факторов лесопарковой зоны, расположенной на юго-западе города Екатеринбурга, можно сделать вывод о среднем уровне экономического потенциала территории лесопарковой зоны и возможности получения экономического эффекта при соизмеримых затратах (рис. 3).
На втором этапе используется предложенный авторами коэффициент привлекательности. Он позволяет учесть социально-экономические особенности муниципального образования с целью определения эффективности и целесообразности использования модели создания привлекательного объекта, а также
определения масштабности необходимых мероприятий. Это дает возможность применения модели на территориях муниципальных образований с разным экономическим потенциалом.
Коэффициент привлекательности рассчитывается по следующей формуле:
где к = 1 - Р,
Пр - привлекательность лесопарковой зоны;
х - фактор;
п - количество факторов;
к - коэффициент-уравнитель;
Р - коэффициент развития территории.
Коэффициент развития территории, используемый при расчете коэффициента привлекательности, определяется исходя из следующих показателей:
1. Среднедушевой доход;
2. Объем инвестиций в основной капитал;
3. Уровень безработицы;
4. Объем отгруженных товаров собственного производства (по крупным и средним организациям) по различным видам деятельности;
5. Численность населения;
6. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
7. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;
8. Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов;
9. Продолжительность жизни;
10. Удаленность от основных транспортных узлов.
Вариативную часть, помимо вышеизложенного, предлагается применять для определения эффективности использования земельных ресурсов. В этом случае она выступает в качестве самостоятельного (отдельного от базовой части) элемента.
С целью успешной реализации модели авторами предложен наиболее эффективный вариант структуры финансирования мероприятий. Основную долю затрат предлагается направить на восстановление флоры и фауны и обустройство территории.
Предложенная финансовая структура позволит, во-первых, удовлетворить потребности жителей города в комфортной среде и снизить затраты на искусственное поддержание природной среды, во-вторых, соблюдать требования законодательства в части строительных норм по благоустройству.
Реализация модели позволит снизить финансовую нагрузку муниципалитета в сфере благоустройства за счет привлечения частного бизнеса. Таким образом, реализуется принцип партнерства муници-
палитета и частного бизнеса, основанный на взаимной заинтересованности сторон: для предпринимателей - это создание территории для осуществления прибыльной предпринимательской деятельности (продажа мороженого, прохладительных напитков, сладкой ваты, попкорна, продажа сувениров, услуги тира, прокат детских машинок, услуги фотографа и т. д.); для муниципалитета - реализация программ по благоустройству города, а также развитие предпринимательской активности на территории муниципального образования.
Механизм взаимодействия бизнеса и муниципалитета в предложенной модели представляет собой следующее: муниципалитет объявляет конкурс на заключение договора аренды1, предметом которого является предоставление земельного участка во временное пользование и владение для облагораживания и озеленения. В договоре содержатся обязательные условия облагораживания территории. Обязательные условия конкурса содержат технический минимум - обязательный минимальный комплекс мероприятий по облагораживанию территории (по содержанию - это базовая часть проекта).
С целью привлечения частного бизнеса муниципалитет возмещает арендную плату на условиях субсидирования. Победитель конкурса получает во временное пользование и владение земельный участок в лесопарковой зоне с обязанностью облагораживания и правом ведения предпринимательской деятельности.
В данной модели в качестве способа привлечения малого и среднего предпринимательства не рассматривается государственно-частное партнерство2, в связи с тем, что последнее предполагает создание
1 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2 Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] от 13.07.2015 N 224-ФЗ. - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
объектов недвижимости, влекущее значительные финансовые вложения, длительные процедуры документального оформления, возможные ограничения в части вида разрешенного использования земельного участка3 и др.
Реализация мероприятий модели является малозатратной. Общая стоимость мероприятий по облагораживанию и озеленению лесопарковой зоны в юго-западной части города Екатеринбурга составляет 3260 тыс. руб. (приобретение 1350 саженцев разных пород - 1080 тыс. руб.; обустройство территории: лавочки, урны, детские площадки - 1068 тыс. руб.; модернизация пруда - 1112 тыс. руб.). Малоза-тратность мероприятий наряду с другими преимуществами модели предоставляет возможность ее реализации в других муниципалитетах в масштабах страны.
Использование модели создания локального привлекательного объекта по-
зволит не только рассчитать уровень привлекательности территории лесопарковой зоны и обосновать необходимость проведения мероприятий в части озеленения и облагораживания, но и избавить муниципалитет от необходимости разработки мероприятий по созданию комфортной городской среды и механизма их реализации, что позволит сэкономить финансовые и временные ресурсы.
Мероприятия модели будут иметь высокую социальную значимость, которая заключается главным образом в удовлетворении потребностей жителей города в комфортной городской среде, а также значительные социально-экономические результаты: повышение привлекательности города, решение проблемы озеленения, как следствие улучшение экологической обстановки, привлечение инвестиций, развитие предпринимательской активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чепурных Н. В., Лукашенок Т. Р., Исламутдинов В. Ф., Карминский А. А. Теоретические подходы и практический опыт внедрения научных достижений в процесс разработки программ социально-экономического развития территорий [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 10 (58). Режим доступа: http: // www.uecs.ru.
2. фициальный сайт администрации города Екатеринбург [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://екатеринбурпрф.
3. Бутова Т. В., Свиридова Е. С. Особенности управления благоустройством территории муниципального образования [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы развития науки и образования. 2017. № 1. Режим доступа: https://elibrary.ru.
4. Горанова О. А., Атрощенко Л. А. Комплексное благоустройство городских территорий Москвы. Внешнее благоустройство [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы развития науки и образования. 2017. № 1. Режим доступа: https://elibrary.ru.
5. Жигалов О. С, Прохорова И. А. Мировые практики в сфере благоустройства и озеленения территорий и опыт по благоустройству и озеленению г. Москвы [Электронный ресурс] // Материалы ивановских чтений. 2017. № 1. Режим доступа: https://elibrary.ru.
6. Тарбеева Д. А., Зобнина Ю. Р. Важность лесопарковой и рекреационной зон для поддержания экологического баланса в микрорайоне Эльмаш города Екатеринбурга [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 17. С. 363-367. Режим доступа: https://moluch.ru/.
7. Лукашенок Т. Р. Особенности определения эффективности процедуры оспаривания када-
3 Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017). - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
стровой стоимости земельных участков организаций // Экономика и предпринимательство. 2017. № 6. С. 1063-1067.
REFERENCES
1. Chepurnyh N. V., Lukashenok T. R., Islamutdinov V. F., Karminskii A. A. Teoreticheskie podhody i prakticheskii opyt vnedreniya nauchnyh dostizhenii v protsess razrabotki programm sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territorii [Theoretical approaches and practical experience in the implementation of scientific achievements in the development of programs of socio-economic development of territories]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2013, no. 10 (58). Available at: http: // www.uecs.ru.
2. Ofitsial'nyi sait administratsii goroda Ekaterinburg [The official website of the city administration of Ekaterinburg]. Available at: https://ekaterinburg.rf.
3. Butova T. V., Sviridova E. S. Osobennosti upravleniya blagoustroistvom territorii munitsipal'nogo obrazovaniya [Features of management of the municipality territory improvement]. Aktual'nye problemy razvitiya nauki i obrazovaniya, 2017, no. 1. Available at: https://elibrary.ru.
4. Goranova O. A., Atroshchenko L. A. Kompleksnoe blagoustroistvo gorodskih territorii Moskvy. Vneshnee blagoustrojstvo [Complex improvement of urban areas of Moscow. External improvement]. Aktual'nye problemy razvitiya nauki i obrazovaniya, 2017, no. 1. Available at: https://elibrary.ru.
5. Zhigalov O. S, Prohorova I. A. Mirovye praktiki v sfere blagoustroistva i ozeleneniya territorii i opyt po blagoustroistvu i ozeleneniyu g. Moskvy [World practice in the field of landscaping and experience in the improvement and gardening of Moscow]. Materialy ivanovskih chtenii, 2017, no. 1. Available at: https://elibrary.ru.
6. Tarbeeva D. A., Zobnina Yu. R. Vazhnost' lesoparkovoi i rekreatsionnoi zon dlya podderzhaniya ekologicheskogo balansa v mikroraione El'mash goroda Ekaterinburga [The importance of forest and recreational areas to maintain the ecological balance in the district of Elmash city of Ekaterinburg]. Molodoi uchenyi, 2016, no. 17, pp. 363-367. Available at: https://moluch.ru/.
7. Lukashenok T. R. Osobennosti opredeleniya effektivnosti protsedury osparivaniya kadastrovoi stoimosti zemel'nyh uchastkov organizatsii [Features of determination of efficiency of cadastral cost contestation procedure of the land parcels of the organizations]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2017, no. 6, pp. 1063-1067.
Материал поступил в редакцию 25.06.2018 © Рой А. А., Суворов Д. А., Лукашенок Т. Р., 2018